какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность

Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»

какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Смотреть фото какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Смотреть картинку какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Картинка про какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Фото какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность Ирина Федорова
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»

I. Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:

— эмоциональное благополучие ребенка;

— положительное отношение к окружающим людям;

— коммуникативная компетентность дошкольника;

— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализациидетей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.

Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.

Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.

В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.

Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

Формыработы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.

Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.

# Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).

В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

# Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

II. Какие же формы организации позитивной социализации дошкольников можно использовать в своей работе?

Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире

(в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:

1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);

— мы – друзья и помощники природы;

— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

— как помочь заболевшей кукле;

— поможем найти потерянную вещь;

— как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.

— украшаем детский сад к празднику;

— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;

— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);

— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

социальные акции:

Социальныеакции бывают различной направленности:

— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);

— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);

— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);

— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.

— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

— посещение музеев, выставок, театров;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

— чтение произведений художественной литературы.

Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.

О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже

Источник

Игровые ситуации для социально-эмоционального развития дошкольников

какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Смотреть фото какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Смотреть картинку какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Картинка про какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность. Фото какие ситуации пробуждают инициативу самостоятельность отзывчивость детей готовность Татьяна Вишнивец
Игровые ситуации для социально-эмоционального развития дошкольников

Игровые ситуации для

социально – эмоционального развития дошкольников

Игровые ситуации иллюстрирующего типа

«Инсценировка с игрушками – готовое решение»

Я с помощью игрушек либо персонажей настольного или пальчикового театра разыгрываю ситуацию, отражающую те стороны жизни,в которых ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении: «Как Юра бабушке помог», «Не забывай волшебные слова», «Как Алена и Миша делились игрушками», «Как Костя и Гордей помирились». Демонстрирую детям конкретные способы правильного решения бытовых ситуаций общения. Выступая в роли заинтересованных зрителей, дети получают образец социально одобряемого поведения.

Игровые ситуации активного участия типа

«Инсценировка с игрушками – подскажи решение»

Подключаю детей к поиску правильного решения. С этой целью игровые персонажи обращаются к детям с вопросами, вступают в спор, выражают сомнение в правильности их советов, предлагают самим выбрать лучшее решение из нескольких, просят показать, Какие действия нужно предпринять, какие слова сказать, чтобы решить проблему (например, как поблагодарить, как вежливо обратиться с просьбой, как разделить поровну конфеты, как успокоить обиженного).

Инсценировки с игрушками «Подскажи решение» лучше проводить после показа инсценировок с готовым решением. Полученные ранее представления помогут детям правильно разрешить новую проблему. То, как дети воспринимают ситуацию, какое решение они предлагают, показывает мне, как развиваются нравственные представления и соответствующий опыт детей.

Игровые ситуации непосредственной помощи типа

«Поможем нашим игрушкам»

Я организую ситуации, требующие от детей активного сочувствия, помощи,заботы: помочь заболевшей кукле, накормить голодного котенка, построить кормушку для птиц, подобрать теплую одежду для обезьянки. Успех зависит от того, насколько содержание совпадает с опытом детей, их жизненными впечатлениями.Дети подключаются к решению проблемы: они не только обсуждают, но и практически осуществляют необходимые действия.

Практические игровые и реальные ситуации, направленные

на освоение культурных форм поведения и общения (этикет)

Эти ситуации могут быть организованы и как инсценировки, и как практические ситуации игрового и реального содержания. Например,

«Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения. Наибольшее значение для социально – эмоционального развития имеют ситуации, в которых дети разрешают конкретные житейские проблемы. В моей работе это ситуации практической помощи, активного проявления внимания,заботы о детях и взрослых: «Поможем найти потерянную вещь» (варежки, шарф, обувь); «Не грусти» (успокоить, угостить, поиграть); «Мы встречаем друга после болезни»; «Поменяемся игрушками»; «Мы делаем подарки малышам (мамам, папам)».

Я эмоционально представляю возникшую проблему («Настя после болезни возвращается в детский сад. Как мы можем ее порадовать?») и вовлекаю детей в поиск решения. Если они затрудняются, подсказываю или показываю правильный способ решения проблемы и предлагаю самостоятельно его осуществить.

Работая с младшими дошкольниками, я приучаю детей замечать трудности других людей и пытаться помочь. С этой целью создаю затруднения. Например, в ситуации «Игрушки рассыпались» специально роняю на пол мелкие предметы (маленькие игрушки, кубики, карандаши, кольца от пирамидки,которые несу на подносе: «Ах, я оступилась, все игрушки рассыпала! Кто же мне поможет? И нашей няни Иры нет!». Дети начинают помогать.Я поощряю их: «Игрушки хотели от меня убежать, а вы не позволили. Катя два кубика принесла, Яночка – карандаши, Саша нашел елочку, она так спряталась, а он разыскал ее и принес. Вы такие зоркие, ручки у вас умелые. Все игрушки сложили. Спасибо! Вы хорошие помощники».

Не все малыши сразу включаются в такую ситуацию. Тех, кто лишь наблюдает, я не тороплю. Дети получают новые впечатления, видят, как интересно действовать вместе с воспитателем, и в следующий раз они попытаются помочь. Подобные ситуации я организую неоднократно. С каждым разом дети быстрее понимают мои затруднения и увереннее включаются в помощь, приобретая ценный практический опыт.

Практические ситуации типа

«Наша забота нужна всем»

Дети приобретают опыт участия в делах,важных для детского сада: «Мы украшаем детский сад к празднику», «Мы сажаем рассаду цветов», «Мы сажаем огород на подоконнике», «Мы готовим пособия для занятий: вырезаем овалы, квадраты, треугольники». Моя задача – увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят пользу и радость окружающим.

Практические ситуации гуманистического выбора

Ставлю детей перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; дать поиграть своей игрушкой малышу или остаться равнодушным к его просьбе; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее. Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально – нравственного и эмоционального развития.

Практические ситуации проблемного типа

«Как быть, что делать?»

Это различные ситуации затруднения, которые я создаю, чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Например, со столов «исчезли» салфетки; на некоторых шкафчиках отклеились картинки; отсутствуют краски различных цветов (коричневый, зеленый, оранжевый); некоторым детям не хватает пластилина для лепки; на полу обнаружена разлитая вода; перепутана детские варежки и обувь. Как быть? Дети самостоятельно ищут решение. Я не спешу давать советы, выслушиваю все мнения и предложения.Совместно с детьми мы находим способы разрешения проблем: смешиваем краски, чтобы получить нужный цвет; делим пластилин на всех; придумываем, из чего сделать салфетки; вытираем воду; подклеиваем картинки на шкафчиках; разбираем по парам варежки и обувь.

Практические ситуации типа

«Мы самые старшие в детском саду»

Дети учатся проявлять заботу о малышах. У них развиваются чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Я организую ситуации: «Поможем малышам вымыть игрушки и постирать кукольное белье», «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Подготовим для малышей кукольный театр (концерт, спектакль)», «Поможем малышам сделать снежную бабу (горку)», «Научим малышей водить хороводы».

Важно подчеркнуть чувства малышей, на которых была направлена забота старших дошкольников. Это даст толчок для переживания или для проявления ответных чувств.

Практические ситуации типа

«Мы дружим со школьниками»

Старшие дошкольникиприобретают опыт сотрудничества с учащимися школы: «У нас спортивный праздник», «Мы ждем гостей – школьников и учительницу», «Мы обмениваемся сувенирами», «Мы готовим сюрприз нашим друзьям – школьникам».

Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность, связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения, который важен не только для дошкольников, но и для учащихся школы.

Практические ситуации типа

«Научи своего друга тому, что умеешь сам»

Я побуждаю детей к проявлению внимания друг к другу,взаимопомощи и сотрудничеству: научить лепить, мастерить игрушки, играть в настольные игры, бросать в цель, складывать фигурки из бумаги, крутить обруч, кувыркаться. Побуждая детей поделиться опытом, я помогаю им войти в роль «учителя», т. е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к трудностям и ошибкам сверстников.

В своей работе я активно использую условные вербальные ситуации. Они связаны с обсуждением жизненных событий, поступков и отношений. Содержание ситуаций черпаю из детской литературы или придумываю – тогда они выглядят как случай из жизни детей из другого детского сада, знакомого мальчика или девочки. Основой ситуации может стать видеосюжет, книжная иллюстрация или картина.

Раскрывая перед детьми то или иное жизненное событие, я вызываю их на откровенный разговор, чтобы связать обсуждаемые проблемы с их личным опытом, вызвать соответствующие чувства, дать правильную оценку.

При использовании вербальных ситуаций избегаю прямых аналогий с событиями в группе, указания конкретных имен и поступков детей. Моя задача – пробудить определенные эмоциональные переживания, навеянные обсуждаемой ситуацией, и помочь детям самостоятельно сделать нужные выводы.

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по моей инициативе или стихийно, обогащают эмоциональный мир моих воспитанников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Социальное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умение не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах интонации. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

У детей появляется способность понимать эмоциональное состояние человека, выраженное языком живописи, музыки, художественной литература, театра, кино, фотографии. Одновременно развивается умение устанавливать созвучность эмоционального состояния человека и соответствующего настроения в искусстве. Целью воспитателя является развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно – театральной и изобразительной деятельности.

Маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь; ласковая, грациозная кошка и сердитая собака; большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплята.

Игры – имитации смены эмоциональных и физических состояний.

Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, потягивается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры – имитации состояний природы.

Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений. В младших группах воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.

В младшем дошкольном возрасте ребенок уже способен к различению и сравнению ярко выраженных контрастных эмоциональных состояний (смех – слезы). В старшем дошкольном возрасте дети понимают более широкий круг эмоциональных проявлений, находят черты их сходства и различия, устанавливают причины разного настроения. Их внимание обращают на особенности внешнего проявления эмоционального состояния (положения бровей, уголков рта, выражения глаз, жесты, позы, интонации). Постепенно дети приобретают эмоциональную чуткость, способность правильно реагировать на настроения и чувства близких людей.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности я использую следующие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *