какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями

Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями Ирина Федорова
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»

I. Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:

— эмоциональное благополучие ребенка;

— положительное отношение к окружающим людям;

— коммуникативная компетентность дошкольника;

— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализациидетей дошкольного возраста:

1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.

Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.

Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.

В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.

Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

2. Соответствие принципам развивающего образования.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

Формыработы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.

Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.

# Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).

В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

# Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

II. Какие же формы организации позитивной социализации дошкольников можно использовать в своей работе?

Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире

(в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:

1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.

— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);

— мы – друзья и помощники природы;

— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).

2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.

— как помочь заболевшей кукле;

— поможем найти потерянную вещь;

— как помочь девочке, которая потерялась.

3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.

— украшаем детский сад к празднику;

— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;

— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);

— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

социальные акции:

Социальныеакции бывают различной направленности:

— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);

— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);

— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);

— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.

— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

— посещение музеев, выставок, театров;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

— чтение произведений художественной литературы.

Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.

О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже

Источник

Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениямиПозитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Элементы позитивной социализации:

— эмоциональное благополучие ребенка;

— положительное отношение к окружающим людям;

— коммуникативная компетентность дошкольника;

— развитие социальных навыков детей.

Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:

Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.

Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.

В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.

Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.

Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениямиФормы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.

Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.

Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.

Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).

В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.

Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.

Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.

Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.

Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире (в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.

Формы взаимодействия педагога с детьми

Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениямиНапример:

— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);

— мы – друзья и помощники природы;

— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).

Например:какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями

— как помочь заболевшей кукле;

— поможем найти потерянную вещь;

— как помочь девочке, которая потерялась.

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;

— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.

— украшаем детский сад к празднику;

— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;

— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);

— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениямиНапример:

— лепим морковку для зайчика;

— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.

Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.

При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:

— Социальные акции:

Социальные акции бывают различной направленности:

— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);

— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);

— окружающий социальный мир(«Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);

— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).

При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.

— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениямиКроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:

— посещение музеев, выставок, театров;

— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;

— чтение произведений художественной литературы.

Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.

О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Методические рекомендации для воспитателей «Социализация детей дошкольного возраста в детском саду»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Смотреть картинку какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Картинка про какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями. Фото какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»

457000, Челябинская обл., Увельский район, п. Увельский, ул. У. Громовой, 2, т.8(35166)2-01-06 @ ds 16_74332@ mail . ru

Лещенко Юлия Игоревна

Методические рекомендации для воспитателей

«Социализация детей дошкольного возраста в детском саду»

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация
личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну
образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и
закономерно, так как решающим фактором развития личности является
социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на
позитивную социализацию ребенка, развитие положительного
самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности
человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение6
эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с
радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного
шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать
общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая
потребности и интересы других.
Речь, в данном случае, является компонентом активного
коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При
помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с
ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной
социализации и личностное развитие дошкольника.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с
окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками
первоначальных представлений социального характера и включение их в
систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Значит, подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников
направлены не только на формирование определенной суммы знаний,
умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности7
ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в
обществе.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и
разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень
много.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные
образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют
у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в
соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном
транспорте и т.д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу
или такси и т.д.).
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и
совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают
инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать
правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных
отношений, а именно практической помощи, активного проявления
внимания, заботы о детях и взрослых.

Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов
и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально8
приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного
общения.
Например:
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи
которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и
получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно,
чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными
впечатлениями.
Например:
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем огород на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-
изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные
установки к различным видам творчества.
Например:
— рисуем свою семью;
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное
развитие, предусматривают формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному
благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей
действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких
формах взаимодействия как:
Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации
дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и
самому себе на основе нравственного содержания.
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и
личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой
самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для
себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт
взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности:
— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце»,
«Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой»,
«Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,
«Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День
рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны
цель, смысл мероприятия и конечный результат.
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить
несколько этапов.
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции педагогу
необходимо определить: на решение какой социально-педагогической
проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель
акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап – реализация сценария социальной акции. Это может
быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или
несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах,10
рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на
деревьях).
Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были
специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка,
галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки и др.).
Не забывайте о сценарных эффектах (запуск бумажных змеев,
воздушных шаров, фейерверк и др.).
Обязательно привлекайте родителей к подготовке и проведению любой
акции!
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной
акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении
итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует:
— удачные и неудачные моменты ее проведения;
— совпали ли цель акции и её результаты;
— соответствовала ли цели акции форма проведения.
Формы организации труда

1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.

В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и
разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям
ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым
навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него
формируются нравственно-волевые качества (настойчивость,
ответственность, самооценка, самоконтроль);
— дежурство в группе способствует развитию партнерских
доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими11
ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное
выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение
распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и
оказывая товарищу необходимую помощь.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной
действительности:
— игры-путешествия, игры-эксперименты;
— беседы-обсуждения, мини-диспуты;
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу
позитивной социализации детей дошкольного возраста можно добиться
положительных результатов.
Показателями результативности работы может служить положительная
динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное
отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты
отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в
специально созданных ситуациях.

Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни
человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то,
что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с
бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи
ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти
психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только
эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать
выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому
взрослому, социальной роли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *