какие ситуации созданные педагогом содержат совпадения с опытом детей их жизненными впечатлениями
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»
Ирина Федорова
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»
I. Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализациидетей дошкольного возраста:
1. Актуализация приоритетных задач воспитания личности.
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.
Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
2. Соответствие принципам развивающего образования.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формыработы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
3. Педагогическая деятельность по взаимодополнению образовательных областей.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
# Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.
# Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
II. Какие же формы организации позитивной социализации дошкольников можно использовать в своей работе?
Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире
(в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в соответствии с социальными нормами и правилами общества.
— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных отношений, а именно практической помощи, активного проявления внимания, заботы о детях и взрослых.
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно, чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными впечатлениями.
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные установки к различным видам творчества.
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
— социальные акции:
Социальныеакции бывают различной направленности:
— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.
— организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.
О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже
Консультация для воспитателей «Позитивная социализация. Формы организации позитивной социализации»
Позитивная социализация —это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Можно выделить основные направления в работе по позитивной социализации детей дошкольного возраста:
Особое внимание следует обратить на формирование гуманистической направленности личности ребенка, которая предполагает установление баланса личных и общественных потребностей, моральную регуляцию своего поведения с учетом интересов и прав другого человека.
Гуманистическая функция дошкольного образования ориентирована на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
Ключевыми понятиями гуманистической педагогики являются «самоактуализация», «саморазвитие», «личностный рост», то есть развитие личностных качеств человека, которые формируются под влиянием общечеловеческих нравственных и гражданско-правовых норм.
В связи с этим, следует выделить такие направления позитивной социализации личности дошкольника как нравственное, гражданское, патриотическое, правовое.
Самое главное, что мы должны знать — в дошкольном возрасте нормы этики, морали и нравственности легко воспринимаются как безусловная составляющая окружающего мира. И очень важно сформировать именно гуманные представления у детей о дружбе, доброте, честности, справедливости. Решать эту задачу следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, это современная стратегия российской педагогики. Мы должны так организовать совместную деятельность с дошкольниками, чтобы она была направлена на формирование их познавательной активности и самостоятельности, развитие способностей.
Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.
Формы работы в рамках развивающего обучения достаточно разнообразны: это игра, наблюдение, беседы-обсуждения из личного опыта, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность, моделирование, речевые ситуации, сценарии активизирующего общения и многие другие.
Важно, чтобы в процессе совместной с педагогом деятельности ребенок усваивал не только нравственные, этические представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная программа строится с учетом принципа взаимодополнения образовательных областей.
Поскольку социальное развитие личности ребенка является неотъемлемым компонентом коммуникативного общения, познавательной активности, нравственного воспитания, то и решение основных педагогических задач по этому направлению осуществляется во всех пяти областях образовательной деятельности. Такой подход обеспечивает разностороннее развитие детей.
Например, взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» направлено как на социализацию дошкольника, так и на развитие психических процессов (мышление, воображение, память) и познавательных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация).
В рамках этих же образовательных областей реализуются задачи нравственного и трудового воспитания дошкольников.
Цель данной интеграции — воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам в процессе включения детей в систему социальных отношений.
Другой пример — взаимодополнение образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие». В процессе восприятия произведений художественной литературы формируются оценочные представления о правилах поведения и базовых культурных ценностях общества, развиваются эмоциональность, восприимчивость, сопереживание.
Таким образом, современные подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников направлены не только на формирование определенной суммы знаний, умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в обществе.
Работу по позитивной социализации, как я говорила выше, можно проводить в рамках всех образовательных областей, но основное взаимодействие с воспитанниками будет происходить в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Да и задачи этой области полностью совпадают с задачами позитивной социализации ребенка (обязательно включайте эти задачи при планировании):
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как уже упоминалось, что позитивная социализация — это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире (в начале выступления я об этом говорила): это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень много.
Формы взаимодействия педагога с детьми
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные образовательные ситуации,которые включают:
Например:
— культурное поведение ребёнка (в гостях, в магазине, в общественном транспорте и т. д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем такси и т. д.).
Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и получить представление о правильном поведении.
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем «Зеленый огород» на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т. д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
Например:
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное развитие, предусматривают формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких формах взаимодействия как:
— Социальные акции:
Социальные акции бывают различной направленности:
— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой», «Птичья столовая», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир(«Чистый двор», «Чистые дорожки», «Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День рождения писателя или поэта», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
— коллекционирование; то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.
— Организация познавательно-исследовательской деятельности, проектной деятельности, сочинительской деятельности, культурно-досуговой деятельности;
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной действительности:
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Способствует позитивной социализации личности дошкольника и социально-нравственное воспитание — у детей формируются нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу позитивной социализации детей дошкольного возраста можно реализовать данное положение ФГОС ДО.
О формах взаимодействия педагога с детьми по данному направлению мы поговорим позже.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Методические рекомендации для воспитателей «Социализация детей дошкольного возраста в детском саду»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16»
457000, Челябинская обл., Увельский район, п. Увельский, ул. У. Громовой, 2, т.8(35166)2-01-06 @ ds 16_74332@ mail . ru
Лещенко Юлия Игоревна
Методические рекомендации для воспитателей
«Социализация детей дошкольного возраста в детском саду»
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация
личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну
образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».
Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и
закономерно, так как решающим фактором развития личности является
социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику
взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на
позитивную социализацию ребенка, развитие положительного
самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности
человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение6
эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с
радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного
шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать
общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая
потребности и интересы других.
Речь, в данном случае, является компонентом активного
коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При
помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с
ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной
социализации и личностное развитие дошкольника.
Позитивная социализация — это умение ребенка взаимодействовать с
окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность,
учитывая потребности и интересы других.
Цель позитивной социализации — освоение дошкольниками
первоначальных представлений социального характера и включение их в
систему социальных отношений общества.
Элементы позитивной социализации:
— эмоциональное благополучие ребенка;
— положительное отношение к окружающим людям;
— коммуникативная компетентность дошкольника;
— развитие социальных навыков детей.
Значит, подходы к проблеме позитивной социализации дошкольников
направлены не только на формирование определенной суммы знаний,
умений и навыков, но и предполагают развитие базовых качеств личности7
ребенка, формирование его общей культуры и социальную адаптацию в
обществе.
Следовательно, направление этой деятельности достаточно широкое и
разнообразное, поэтому форм взаимодействия педагога с детьми очень
много.
Наиболее актуальными в настоящий момент являются различные
образовательные ситуации, которые включают:
1. Игровые ситуации. Педагог предлагает ситуации, которые формируют
у дошкольников умение выстраивать свое поведение и деятельность в
соответствии с социальными нормами и правилами общества.
Например:
— культурное поведение в театре (в гостях, в магазине, в общественном
транспорте и т.д.);
— мы – друзья и помощники природы;
— общаемся по телефону (вызываем врача на дом, заказываем пиццу
или такси и т.д.).
2. Проблемные ситуации. Дети не только обсуждают проблему, но и
совместно с педагогом решают ее. Подобные ситуации пробуждают
инициативу, самостоятельность, отзывчивость детей, готовность искать
правильное решение. Дошкольниками усваиваются модели социальных
отношений, а именно практической помощи, активного проявления
внимания, заботы о детях и взрослых.
Например:
— как помочь заболевшей кукле;
— поможем найти потерянную вещь;
— как помочь девочке, которая потерялась.
3. Ситуации-иллюстрации. С помощью различных игровых материалов
и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально8
приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного
общения.
Например:
— картинки с правилами дорожного движения;
— сюжетные картинки на нравственно-этические темы;
— персонажи настольного или пальчикового театра, при помощи
которых разыгрываются ситуации, где ребенку необходимо разобраться и
получить представление о правильном поведении.
4. Ситуации, обращенные к личному опыту ребенка. Очень важно,
чтобы содержание ситуации совпадало с опытом детей, их жизненными
впечатлениями.
Например:
— украшаем детский сад к празднику;
— сажаем огород на подоконнике;
— готовим пособия для занятий (вырезаем, клеим и т.д.);
— научим детей младшей группы «лепить пирожки» в песочнице.
5. Творческие ситуации. В игровой, театральной, художественно-
изобразительной, музыкальной деятельности формируются позитивные
установки к различным видам творчества.
Например:
— рисуем свою семью;
— лепим морковку для зайчика;
— сочиняем стихотворение к празднику 8 Марта.
Создаваемые педагогом ситуации ориентированы на личностное
развитие, предусматривают формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми, способствуют эмоциональному
благополучию дошкольников и положительному отношению к окружающей
действительности.
При позитивной социализации дошкольников нельзя забывать и о таких
формах взаимодействия как:
Социальные акции — одно из направлений позитивной социализации
дошкольников. Основная цель социальной акции — формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и
самому себе на основе нравственного содержания.
Акции социального характера способствуют развитию нравственных и
личностных качеств дошкольников, создают условия для творческой
самореализации ребенка. В процессе проведения акции дети открывают для
себя новые знания, делают выводы, приобретают социальный опыт
взаимодействия с окружающим миром.
Социальные акции бывают различной направленности:
— помощь другим людям («Подарки от друзей», «Доброе сердце»,
«Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги другому»);
— экология («Братья наши меньшие», «Покормим птиц зимой»,
«Птичья столовая», «Вредный целлофан», «Красная книга природы»);
— окружающий социальный мир («Чистый двор», «Чистые дорожки»,
«Безопасная дорога», «В гости к книгам», «Книжка заболела»);
— значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День
рождения А.С. Пушкина», «День Победы», «Добрые дела к Новому году»).
При проведении акции следует учитывать возрастные и индивидуальные
особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны
цель, смысл мероприятия и конечный результат.
В подготовке и проведении социальной акции можно выделить
несколько этапов.
Подготовительный этап. При разработке и подготовке акции педагогу
необходимо определить: на решение какой социально-педагогической
проблемы направлена акция, кто является ее целевой группой, какова цель
акции. Также следует продумать форму проведения социальной акции.
Основной этап – реализация сценария социальной акции. Это может
быть одно мероприятие (концерт, музыкально-литературная композиция) или
несколько идущих друг за другом мероприятий (сначала беседа о птицах,10
рисование птиц, затем изготовление кормушек и закрепление их на
деревьях).
Желательно, чтобы при проведении мероприятий акции на детях были
специальные элементы в одежде (футболка с эмблемой акции, кепка,
галстуки, платочки, жилеты, значки, флажки и др.).
Не забывайте о сценарных эффектах (запуск бумажных змеев,
воздушных шаров, фейерверк и др.).
Обязательно привлекайте родителей к подготовке и проведению любой
акции!
Аналитический этап подразумевает подведение итогов социальной
акции, определение ее дальнейших перспектив. Например, при составлении
итогового отчета о проведении социальной акции, педагог анализирует:
— удачные и неудачные моменты ее проведения;
— совпали ли цель акции и её результаты;
— соответствовала ли цели акции форма проведения.
Формы организации труда
1. Поручения.
2. Дежурства.
3. Коллективный труд.
В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и
разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям
ФГОС ДО.
Например,
— в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым
навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него
формируются нравственно-волевые качества (настойчивость,
ответственность, самооценка, самоконтроль);
— дежурство в группе способствует развитию партнерских
доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими11
ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное
выполнение всей работы;
— при организации коллективного труда у детей формируется умение
распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и
оказывая товарищу необходимую помощь.
Кроме того, обогащают представления дошкольников о социальной
действительности:
— игры-путешествия, игры-эксперименты;
— беседы-обсуждения, мини-диспуты;
— посещение музеев, выставок, театров;
— проведение экскурсий, наблюдений, целевых прогулок;
— чтение произведений художественной литературы.
Таким образом, только благодаря комплексному подходу к вопросу
позитивной социализации детей дошкольного возраста можно добиться
положительных результатов.
Показателями результативности работы может служить положительная
динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное
отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты
отслеживаются в повседневной деятельности посредством наблюдения в
специально созданных ситуациях.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни
человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности и то,
что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Дошкольный возраст сенситивен для социального познания в связи с
бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи
ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти
психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только
эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать
выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому
взрослому, социальной роли.