какие сказки самые древние

Ученые обнаружили самую древнюю сказку

какие сказки самые древние. Смотреть фото какие сказки самые древние. Смотреть картинку какие сказки самые древние. Картинка про какие сказки самые древние. Фото какие сказки самые древние

Реконструкция древа происхождения сказок на примере сказки «Кузнец и Дьявол».

Иллюстрация: Sara Graça da Silva, Jamshid J. Tehrani / Royal Society Open Science

Самая старая сказка в мире берет свое начало еще в бронзовом веке, и сейчас ей около шести тысяч лет. К такому выводу пришли исследователи из Даремского университета и Нового университета Лиссабон.

В качестве источника данных был взят указатель сказочных сюжетов по системе Аарне — в нем содержится около двух тысяч типов различных сказок из более двухсот обществ. Исследователи рассматривали сказки, в основе которых лежит волшебство, и строили из них древо, которое позволило бы, аналогично филогенетическому в биологии, установить корни сказок.

Ученые начали с 275 сказок, в последствии сведя их к 76 базовым историям. Древа были построены на основе индоевропейских языков, часть из которых уже не существует.

Проанализировав полученные данные, ученые пришли к выводу, что реконструируемые в индоевропейских языках сказки были созданы по мотивам германской, греко-римской и кельтской мифологии. Таким образом, такие сказки, как история про Джека и бобовый стебель, имели корни в более древних историях, которые берут свое начало еще до разделения индоевропейских языков на группы — то есть около 5000 лет назад.

Самой древней сказкой оказалась сказка «Кузнец и черт». Основной сюжет истории во всех странах, принадлежащих к индоевропейской языковой группе, от Индии до Скандинавии, примерно одинаков. В истории рассказывается о кузнеце, который заключил сделку со злым сверхъестественным существом, в результате которой он получает силу для соединения любых материалов. По оценкам исследователей этой истории около шести тысяч лет, то есть она берет свое начало еще в Бронзовом Веке.

Источник

Древние сказки

Древние сказки: воспоминание о будущем или память о прошлом?

Дилемма, вынесенная в заголовок статьи, многие годы волнует исследователей фольклора и примкнувших к ним серьёзных учёных. Действительно, откуда многие народы и отдельные древние учёные получали иногда путаные, иногда точные, но всегда удивительные в своей прозорливости сведения о происхождении Вселенной, строении вещества, а иногда вполне точные факты о составе двойной системы Сириуса? (Догоны). Некоторая часть учёных склоняется к гипотезе о невероятной прозорливости древних, даже о присущей им способности получать информацию из будущего, осмысливать её на доступном им уровне и излагать в преданиях, малая часть которых дошла до нас в виде сказок и мифов.
Очевидно, что подобный способ формирования «сказок» не имеет ничего общего с действительностью. Ведь даже если и предположить возможность передачи фактической информации из будущего в прошлое, то доступен он был бы наверно разрозненным «контактёрам», но отнюдь не широким слоям населения. Достичь же данные слои – необходимое условие для формирования устойчивой «сказки», эта информация не смогла бы по причине плачевного состояния средств массовой информации в древнем мире. Конечно, в ходе торговых и военных походов происходил обмен информацией между весьма отдалёнными народами, что вызвало появление так называемых бродячих сюжетов.
Однако, сложно себе представить, чтобы провидение некого жреца бронзового века, не подкреплённое фактическими данными и не имеющее никакой практической ценности овладело умами половины Евразии, например и достигло нашего времени в виде сказки или мифа, хотя и отрицать это категорически нельзя.
Нам представляется более очевидной посылка, что источником древних мифов и сказок является неизученное прошлое земной цивилизации, тот период «дописьменной» истории, который до сих пор практически неизвестен современной науке. Стабильно ли развивалась цивилизация от простого к сложному или присущи были ей в прошлом невиданные взлёты и катастрофические падения? Изобретена ли письменность шесть-семь тысяч лет назад, или она бытовала и ранее, но была утрачена в ходе невиданных катаклизмов, природных или антропогенных катастроф? Изучать «дописьменную» историю можно пока только средствами археологии, лингвистики, генетики и изучением фольклора (сказок, песен, легенд, тостов).
Поскольку автор считает себя пока не готовым к анализу «крупных форм» означенного пласта народного творчества, например «Сказки о сером волке и трёх поросятах», провальный анализ которой представлен на сайте astronomy.ru то начнём с общеизвестной английской «детской» песенки о Шалтае – Болтае в гениальном и точном переводе С. Маршака. В ходе анализа автор надеется убедить читателя, что данный текст несёт в себе важную, хотя и отрывочную астрономическую, а может быть и астроинженерную информацию.
Позволю себе привести полный текст сообщения:

Humpty Dumpty sat on a wall,
Humpty Dumpty had a great fall.
All the king’s horses,
And all the king’s men,
Couldn’t put Humpty together again.
Сокращённый перевод:

«По сообщениям информационных агентств, сегодня в 1630 по всемирному времени утеряна связь с военно-космической станцией «Шалтай-Болтай» которая, в рамках учений в сопровождении вспомогательного флота отрабатывала манёвр по преследованию условного противника в непосредственной близости от Сатурна. По непроверенным сведениям манёвры производились в штатном режиме, однако в 1605 в штаб учений поступило сообщение о фатальном сбое системы бортовых компьютеров и о взятии станции на ручное управление. Руководитель учений одобрил принятое решение и срочно прибыл на станцию. Около 1625 штабом учений зафиксированы сбои телеметрии и самопроизвольное включение маршевого двигателя станции и некоторых двигателей ориентации. В 1630 зафиксировано полное прекращение связи. В 1632 на командный пункт поступило, переданное по аварийной связи сообщение неизвестного лица. Обрывочное и искажённое оно гласило, что экипаж продолжает борьбу за живучесть станции, но в связи с нештатным приближением к планете корпус ШБ испытывает деформацию. В 1633 передача сообщения прервалась на полуслове, одновременно средствами визуального наблюдения зафиксирована серия взрывов в месте нахождения станции. Локаторный пост наблюдения сообщил в штаб учений, что ШБ более не фиксируется как единая конструкция, а представляет собой рой обломков разлетающихся с относительными скоростями до 100 метров в секунду. Начата спасательная операция. Президент содружества направил к месту катастрофы подразделения МЧС и ВС. Наши эксперты категорически отрицают возможность восстановления гордости флота содружества, военно-космической станции Шалтай-Болтай в первоначальном виде. Судьба 230 тысячного экипажа пока неизвестна.
Следующий выпуск новостей в 1730 по всемирному времени…»

Конечно, такая или подобная катастрофа надолго осталась бы в памяти наших предков, была бы тысячи раз описана и воспета. После гибели цивилизации предтеч, несомненно, сохранились её анклавы, пытающиеся сохранить историю и знания, но и они по прошествии сотен лет пали, под напором одичавших и мутировавших соплеменников, озабоченных не вчерашним днём, а сегодняшним ужином и персональным составом своего гарема. В любом случае, эта историческая хроника, неоднократно пересказываемая и переосмысливаемая, сначала превратилась в священное предание о деяниях великих предков, потом в чудесную сказку, и, наконец, в детский стишок.

Почему Луна? Почему Солнце? Кто такой этот Полон? Кто знает? Давно было…

Источник

Самая старая в мире сказка

Сказки часто начинаются со слов о том, что они такие же старые как сам мир. В недавно опубликованном исследовании приводится перечень сказок, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет.

Чтобы проследить происхождение некоторых известных преданий, учёные решили установить их связь с историей развития индоевропейских языков, применив методы статистики. В результате им удалось установить, что корни самой старой сказки уходят в эпоху Бронзового века.

Так, в отчёте, опубликованном специалистами Королевского общества открытой науки указывается, что собранные братьями Гримм сказки, в частности «Красавица и чудовище», не являются относительно современным вымыслом. Да, да, это те самые Случайные сказки братьев Гримм

«Эти древние рассказы намного старше, чем их недавние литературные обработки», — говорит Джейми Теграни (Jamie Tehrani), один из авторов исследования, сотрудник факультета антропологии Даремского университета (University of Durham).

Как правило, когда лингвисты изучают процесс эволюции того или иного языка, то им удаётся достаточно глубоко проследить хронологию формирования грамматических и фонетических структур: «В своём исследовании мы попытались применить этот подход к другим элементам культуры», — говорит Теграни.

Теграни совместно с Сарой Грацой да Сильва (Sara Graca da Silva) из Нового университета Лиссабона (New University of Lisbon in Portugal) изучила 275 рассказов из базы данных, которая насчитывает около 2,000 народных сказок, собранных со всего мира.

Волшебные сказки составляют самую многочисленную группу среди остальных произведений этого фольклорного жанра. Как правило, в них повествуется о живых существах или объектах, которые обладают сверхъестественной силой.

С помощью компьютерных программ специалисты проанализировали связи между народными сказками и языками народов Азии и Европы, а также проследили пути распространения сказок от одного народа к другому.

В результате этого были отобраны 76 рассказов, возраст которых, как показалось учёным, удалось установить довольно точно. Последние наработки/методы в области филогенезиса индоевропейских языков помогли исследователям понять, как процесс развития языков в разных регионах мира соотносится с возникновением сказочных преданий.

«Статистические методы позволяют нам заглянуть в прошлое, и проследить развитие важных составляющих человеческой культуры намного глубже, чем это позволяют сделать артефакты давних эпох, физически сохранившиеся до нашего времени», — говорит Теграни.

Структура четырёх притч, отобранных филологами позволяет с высокой степенью вероятности говорить о том, что они уходят корнями к общему для многих народов праиндоевропейскому языку (на нём говорили 6,000 лет назад). Праиндоевропейский язык — базис, на котором «выросли» славянская, италийская (романская) и германская языковые группы. В то же время только одна из четырёх сказок полностью соответствовала самым строгим требованиям статистического анализа.

«Со всей уверенностью мы можем утверждать, что «Кузнец и чёрт» — праиндоевропейская сказка», — говорят антропологи.

В этой древней сказке повествуется о том, как кузнец, чтобы заполучить способность соединять вместе любые материалы заключил сделку с лихим сверхъестественным существом. Поскольку композиция сказки соответствует структуре праиндоевропейского языка, то её возраст насчитывает не менее 6,000 лет. А то, что один из её персонажей имеет дело с металлами позволяет отнести время её возникновения к Бронзовому веку.

Команда лингвистов также установила, что сказки «Красавица и чудовище» и «Гном-Тихогром» возникли во времена, когда начали формироваться современные индоевропейские языковые семьи. Сравнительный анализ различных версий этих сказок указывает на то, что они впервые появились около 3 — 4 тысяч лет назад.

Учёные говорят, что во время своего исследования работали со сказками так же, как генетики с информацией, которая передаётся из поколение в поколение: «Люди не изобретают культуру с каждым новым поколением, — говорит Теграни. — Большая часть нашей культуры достается нам в наследство от предшественников».

Источник

Сказка

Сказка – один из самых древних жанров устного народного творчества. Предполагают, что сказка появилась во времена, когда начал распадаться первобытно-общинный строй, т.е. в период раннего земледельческого общества. До существования сказок были мифы, из которых и вышла сказка, как жанр народного творчества.

Первые сказки

В сказке герой встречается с духами леса, водяным. Часто герой превращается в разных животных. Это отголосок представлений древних о том, что разные племена славян произошли от разных животных, в которых они способны превращаться. Представления древних о связи человека с одушевленным миром природы называются тотемизмом. Тотем – это животное, с которым отождествляли себя, от которого вели свое происхождение разные славянские племена.

Персонажи сказок

Сказка имеет замкнутую структуру. В сказке шесть основных персонажей: герой, отправитель, искомый персонаж, вредитель, даритель и помощник. Герой – это обычно Иван-царевич, персонаж, который отправляется в путь. Отправитель – это царь или родители героя. Искомый персонаж – это невеста героя, царевна, которую похищает вредитель. Вредитель – это главный враг героя: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. Даритель – это персонаж, одаривающий героя волшебными предметами: это старушки, Баба-Яга, который дает герою меч-кладенец, клубочек, скатерть-самобранку и т.д. В качестве помощников обычно выступают животные, которые помогают герою выполнять задания.

Более поздними по возникновению считаются сказки о животных и социально-бытовые сказки. В сказках о животных действующими персонажами являются животные, которые наделены человеческими качествами, говорят и действуют, как люди. Это лиса – воплощающая хитрость, заяц, основным качеством которого является трусость, медведь – глупость и сила, волк – глупость, злобность и жадность.

В социально-бытовых сказках обыгрываются различные ситуации из жизни народа. Здесь наряду с людьми действуют животные. В таких сказках высмеиваются негативные людские качества: жадность, глупость, корысть.

Все сказки объединяет то, что в них добро всегда побеждает зло. Сказки проповедуют нормы народной морали, т.е. каким человеку не следует быть и к чему следует стремиться.

Первыми собирателями народных сказок были братья Гримм. Известные собиратели русских народных сказок А.П. Афанасьев, Н. Е. Ончуков. Исследователи сказок В.Я. Пропп, Е. М. Мелетинский, Ю. С. Неклюдов.

Источник

Какими изначально были некоторые русские народные сказки

Сегодня все дети начинают знакомство с литературным языком со сказок. Самые первые образчики, на протяжении последних ста лет в России, – это всеми любимые «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Несмотря на то, что тексты мы знаем наизусть, данные сюжеты настолько старинны, что мы не всегда уже понимаем, какой именно урок должны извлечь из них добры молодцы и красны девицы.

Происходит так потому, что за долгие годы эти истории частично растеряли персонажей и события.

«Курочка Ряба»

В старину текст этой сказки был гораздо более богат событиями. За разбитым яичком следовала целая череда несчастий, нарастающих по силе и степени трагизма:

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó, —

Посадила яичко в осиновое дупёлко,

Мышка бежала, хвостом вернула,

Об этом яичке дед стал плакать,

Сор под порогом закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался…

А курочка ряба им говорит:

Дед не плачь, бабка не рыдай,

Ворота не скрипите, сор под порогом

Верх на избе не шатайся —

Снесу вам еще яичко:

Пестрó, вострó, костянó, мудренó,

Яичко не простое — золотое.

В более позднем варианте страшные последствия ничтожного происшествия другие: дед и баба плачут — сорока ногу изломала — тын расшатался — дуб с себя листочки посшибал — попова дочь вёдра разбила — попадья выкинула пироги за окошко (или кадку с тестом перевернула) — поп церковные книги порвал, разбежался и ударился о косяк и т. д. Всего известно несколько десятков различных вариантов этой сказки. Такое кумулятивное (нарастающее) построение сюжета делает ее комической – незначительное событие приводит к мировым катастрофам. В принципе, в современном мире эту старинную логику мы привыкли описывать «эффектом бабочки».

«Репка»

Рисунки к сказке из сборника А. Н. Афанасьева

Эта сказка также претерпела некоторые изменения, но смысл ее от этого не исказился. Сказка была записана в XIX веке в Архангельской губернии исследователем фольклора А. Н. Афанасьевым. В 1863 году он включил ее в свой сборник «Народные русские сказки». В первоначальном фольклорном варианте речь шла о «ногах» которые приходили по очереди на помощь:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *