какие скрипки лучше страдивари или гварнери
Феномен Страдивари и Гварнери.
Почему одни великие скрипачи мира предпочитают играть на инструментах Страдивари, а другие на Гварнери? В чем разница между Страдивари и Гварнери?
Давайте сразу уточним, что Страдивари и Гварнери представляли собой целые семейства скрипичных мастеров и если мы заглянем в каталог итальянских скрипичных мастеров составленный Карелом Яловцем, то увидим, что фамилию Гварнери представляют десять различных мастеров, а семейство Страдивари как минимум три. Самыми знаменитыми представителями этих фамилий считаются Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери Дель Джезу. Считается, что в мире сохранилось около 650 скрипок работы Страдивари и примерно 140 — Гварнери.
Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. С раннего возраста начал обучаться искусству изготовления музыкальных инструментов. Сохранилась скрипка с этикетом «Антонио Страдивари ученик Николо Амати» изготовленная великим итальянцем в возрасте 13 лет. Исследователи творчества Страдивари не пришли к единому мнению можно ли считать его учеником Амати. В 1667 году Страдивари начал работать в собственной мастерской. С ранней молодости он проявил выдающийся талант и трудолюбие, об этом свидетельствуют заказы на изготовление целых оркестров и квартетов струнно-смычковых инструментов от королей Испании, Англии, Польши. Страдивари делал не только скрипки, альты и виолончели, но и арфы, гитары, цитры. Современники считали Антонио Страдивари скупым и угрюмым. Он был невероятно богат и постоянно занят изготовлением инструментов. Возможно ему завидовали, по этому поводу сохранилась даже поговорка: «Богат, как Страдивари». Он прожил 93 года, нажил 11 детей. Только двое из его сыновей Франческо и Омобоне продолжили дело отца, но не добились значительных результатов после его смерти. На одном из самых известных инструментов Страдивари виолончели «Дюпор» (1711) с 1974 по 2007 годы играл Мстислав Ростропович, который называл его своей «любовницей». После смерти музыканта «Дюпор» был приобретён за 20 млн долларов Японской музыкальной ассоциацией.
Гварнери (Guarnieri, Guarneri или Guarnerius), знаменитая семья итальянских мастеров смычковых инструментов 17-18 вв. Самым знаменитым считается Джузеппе Гварнери (1698 – 1744 гг.), прозванный Гварнери Дель Джезу. Хотя Андреа, Пьетро Джованни (Мантуанский) и Пьетро (Венецианский) создали за свою жизнь не мало шедевров, инструменты Гварнери Дель Джезу приблизились, а по мнению некоторых музыкантов и экспертов даже превзошли скрипки Страдивари. Гварнери Дель Джезу прожил всего 46 лет. Он подписывал скрипки монограммой “IHS”, что является одним из священных знаков Христа — “Иисус Христос Спаситель”. Именно поэтому Джузеппе Гварнери называют Guarneri del Jesu, что значит “Гварнери Иисуса”. Есть мнение, что он работал и жил в монастыре и принадлежал к религиозному ордену.
В чем же заключен феномен маленького итальянского города Кремоны подарившего миру плеяду великих скрипичных мастеров? Этот секрет пока остается до конца не разгаданным. Версии о «малом ледниковом периоде», повлиявшем на плотность древесины, попытки открыть секрет изготовления и нанесения лака и другие разрозненные исследования не дают полной картины успешности великих итальянских скрипичных мастеров.
Скрипки Амати и Страдивари ценились еще при жизни этих великих мастеров, а Джузеппе Гварнери Дель Джезу прославился уже после смерти в основном благодаря своему не менее знаменитому земляку Никколо Паганини.
В начале XIX века скрипка стала необычайно популярной в Европе. Такой интерес был вызван триумфальными гастролями Никколо Паганини. У скрипача было семь или девять инструментов работы Страдивари, скрипки тирольских мастеров, возможно, также инструменты работы Вильома. Но однажды некий торговец сахаром после концерта предложил Паганини купить скрипку мало известного в то время мастера, Джузеппе Гварнери, на нижней деке которой был знак “I. H. S”. Великий музыкант влюбился в скрипку Гварнери, назвал ее “Пушка” (“Cannone”) за убийственную мощь звука и завещал родному городу Генуя. После такой рекламы инструменты Гварнери дель Джезу стали цениться не меньше, чем творения Страдивари. В наши дни скрипка по имени “Пушка” по-прежнему хранится в одном из музеев Генуи и застрахована на 3 миллиона евро. За ней ухаживают, время от времени дают поиграть на ней талантливым молодым скрипачам.
В мае 1999 года «Пушку» привезли в Киев. Знаменитый украинский скрипач Богодар Которович играл концерт на легендарной скрипке в Оперном Театре.
Вот как он отозвался о скрипке принадлежавшей Паганини: «…Знаете, когда я взял скрипку Паганини в руки, первое, что почувствовал, — это разочарование: ведь обычно я играю на точной ее копии мастера Вильома. На репетиции «Пушка» не произвела особого впечатления, но позже, на концерте, она просто преобразилась. Это было необъяснимо, и не обошлось без мистики. Когда я играл, то вдруг почувствовал — точно за мной кто-то разыгрывается. Чувствовал только звуки, может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, что за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола…»
За скрипку была уплачена беспрецендентная страховая сумма залога-4 миллиона долларов, но истинную стоимость этого инструмента установить не возможно, эта скрипка бесценна!
Вадима Репина называют «русским Паганини», в одном из интервью ему был задан вопрос о впечатлениях от игры на скрипках Страдивари и Гварнери.
«…С одной стороны, Страдивари — это скрипки, которые звучат сами по себе, у них невероятно магический звук, как будто на небесах. Скрипки Гварнери, на мой взгляд, имеют несколько более обширный диапазон звуковой палитры. На скрипках Гварнери можно даже прорычать, или гавкнуть, и в то же самое время, они обладают невероятными магическими звуковыми свойствами. Скрипки Гварнери требуют более высокого уровня мастерства игры на скрипке, но при этом дают больше возможности раскрыться своей личности. Скрипки Страдивари всегда звучат красиво, но как будто пытаются навязать свои качества тому, кто на них играет…Если обратиться к истории скрипичного исполнительства, то самые великие скрипачи (Крейслер, Хейфец, Стерн, Коган, Мильштейн и другие), предпочитали играть на скрипках Гварнери, за исключением нескольких (например, Ойстрах, который предпочитал Страдивари). Стоит также упомянуть о том, что скрипка Гварнери в два раза дороже».
Леонид Коган предпочитал инструмент, изготовленный кремонским мастером Гварнери дель Джезу. На такой скрипке, купленной в 1958 году, он исполнил за кадром «роль» великого итальянца в фильме Леонида Менакера «Никколо Паганини». Всю жизнь он стремился разгадать феномен «скрипача-дьявола». Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что «ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари».
Иегуди Менухин, Ицхак Перлман и Пинхас Цукерман играли на скрипке «Вьетан» изготовленной Гварнери в 1741 году.
Анне- Софи Муттер владеет двумя скрипками Страдивари (The Emiliani (1703), и Lord Dunn-Raven (1710), Ида Гендель так же предпочитает скрипки Страдивари.
А вот например альтист с мировым именем Юрий Башмет много лет не изменяет своему альту итальянского мастера Паоло Тесторе (Милан, 1758).
Звуковые тесты, когда исполнители играют за занавеской и эксперты оценивают инструменты по звуку, обычно заканчиваются тем, что даже авторитетные специалисты ошибаются и ставят на первое место скрипки не имеющие никакого отношения к инструментам экстра класса.
Что лучше: Гварнери или Страдивари?
3 июня члены клуба «Сноб» имели возможность сами решить для себя этот вопрос, слушая лекцию-концерт, во время которой знаменитые музыканты играли на знаменитых инструментах
Поделиться:
Еще 10 лет назад при известном везении самые лучшие скрипачи и виолончелисты мира могли позволить себе залезть в долги и купить инструменты великих мастеров. Сейчас суммы в аукционных каталогах в десятки раз перекрывают даже самые звездные гонорары. А потому скрипки Страдивари, Гварнери или Бергонци музыканты по-прежнему берут из Госколлекции или — что в новинку для России — у банков, фондов и крупных бизнесменов, которым они принадлежат. При этом в Японии или Америке есть целые оркестры, играющие исключительно на Страдивари и Гварнери. В России практика выкупа инструментов меценатами и предоставления их музыкантам пока не прижилась. Увидеть скрипку или альт Страдивари можно разве что в музее или на концерте очень крупной звезды. С точки зрения содружества музыкантов клуба «Гварнери», ставшего одним из инициаторов концерта, так теряется культура уникального скрипичного звука, которым обладает только скрипка экстра-класса.
Потому, несмотря на все сложности с таможней и страховкой, члены клуба «Гварнери» по просьбе Наташи Барбье привезли в Москву из частных коллекций специально для членов клуба «Сноб» одну скрипку работы Антонио Страдивари и две скрипки семейства Гварнери: Пьетро Венецианского и Андреа — отца-основателя знаменитого рода. Слушатели получили возможность не только сравнить звучание инструментов, но и подержать их в руках или даже поиграть на скрипках великих мастеров.
Главной героиней и рассказчицей вечера стала скрипачка Елена Ревич, она 10 лет проработала концертмейстером оркестра Башмета «Солисты Москвы», а теперь успешно делает сольную карьеру. В этот вечер она совершила незаметный подвиг: для струнника играть на чужой «необъезженной» скрипке или альте — большое испытание. На всех трех скрипках Елена Ревич сыграла «Пробуждение» Форе, чтобы дать зрителям возможность почувствовать разницу.
В качестве партнеров Елена Ревич пригласила музыкантов, которых редко удается собрать вместе. Борис Андрианов сейчас, вероятно, входит в пятерку самых известных виолончелистов мира. Молодой пианист Вадим Холоденко — лауреат множества конкурсов. Альтист и скрипач Михаил Березницкий учился у Юрия Башмета и является, кроме всего прочего, одним из идеологов клуба «Гварнери».
Какие скрипки лучше страдивари или гварнери
Это как армянский коньяк, три звездочки, пять звездочек, а когда спросили у армянина-винодела,в чем же разница, он ответил: не знаю дарагой, из одной бочки наливал!
Так если не знаешь давай исследовать, расспрашивать этот вопрос.
Мало знаю но точно отличаются мензурами.
У моделей Гварнери вроде бы мензура скрипки больше, чем у моделей Страдивари.
Так если не знаешь давай исследовать, расспрашивать этот вопрос.
Мало знаю но точно отличаются мензурами.
У моделей Гварнери вроде бы мензура скрипки больше, чем у моделей Страдивари.
А если говорить о современных копиях (я так понмиаю именно это Вас интересует, хотя название темы тогда не совсем адекватно вопросу), то больше копируют Страдивари лишь только потому что как я уже сказал вроде бы как конструктивно Страдивари считается неким эталоном всё же больше чем Гварнери и все лепят свои «шедевры» по нему, в том числе начиная с московской меб фабрики и Китая.
А мензура и размеры плавают у всех, главное чтобы они плавали в допустимых пределах, иначе можно делать скрипку а получится виолончель, сами понимаете. Нет такого чтобы Страдивари решил вот значит буду делать все скрипки с такой мензурой. и с формой он сильно экспериментировал и с мензурой само собой.
А если говорить о современных копиях (я так понмиаю именно это Вас интересует, хотя название темы тогда не совсем адекватно вопросу), то больше копируют Страдивари лишь только потому что как я уже сказал вроде бы как конструктивно Страдивари считается неким эталоном всё же больше чем Гварнери и все лепят свои «шедевры» по нему, в том числе начиная с московской меб фабрики и Китая.
А мензура и размеры плавают у всех, главное чтобы они плавали в допустимых пределах, иначе можно делать скрипку а получится виолончель, сами понимаете. Нет такого чтобы Страдивари решил вот значит буду делать все скрипки с такой мензурой. и с формой он сильно экспериментировал и с мензурой само собой.
Я вас так понимаю что современные мастеровые скрипки модель Гварнери просто на вид попроще, чем модели Страдивари.
А по звучанию одинаковые.
Я вас так понимаю что современные мастеровые скрипки модель Гварнери просто на вид попроще, чем модели Страдивари.
А по звучанию одинаковые.
Они не попроще я бы сказал, они просто другие, ну форма другая. Всё производство и на мануфактурах 19 века и на дешевых фабриках ныне заточены под модель Страдивари, хотя то что получается сами понимаете моделью Страдивари это можно назвать только в кавычках, но суть дела не в этом.
Просто нравится всем форма Страдивари, она классическая и все делают по нет. Ну зачем копировать завиток Гварнери, если Страдивари внешне красивее. вот и вся причина и весь ответ на Ваш вопрос.
А модель Гварнери сама не проще, мне например модель Гарнери кажется очень интересной, может потому что Страдивари повсюду. Гварнери делал красивые эфы например.
А по звучанию одинаковые
Ну уж если быть совсем точным в определениях то в основном скрипки не узнаются по очертаниям модели. Эксперты «узнают» инструмент по характерным признакам работы того или иного мастера. Это и форма свода и способ вставления уса, и головка и каемка. Множество мелких деталей которые и определяют школу либо мастера представляющего лицо этой школы.Естественно, что и по всем другим признакам тоже. Но если форма не соответствует мастеру, то не стоит искать в ней признаки технического порядка. Например, если я вижу перед собой скрипку брешианского типа, то не буду в ней искать технические приемы Андреа Гварнери, а стараться понять, это Гаспаро да Сало, или Маджини, а может быть кто-то и другой, но никак не из Кремоны. Это я все намекаю на экспертизу Юрьева по отношению к скрипке брешианского типа, которую он так хотел приписать А.Гварнери, чем очень меня удивил и позабавил. Первое, что делает эксперт, это определение школы по форме, о чем и зашел разговор на форуме. Кстати, к «форме» инструмента относятся: геометрия контура, геометрия свода, геометрия эфов, геометрия завитка.
Например, если мы видим перед собой характерный контур скрипок Маджини, но эфы в скрипке будут кремонскими, то скорее подумаем о плохой копии, чем станем искать признаки работы Маджини, не правда ли?
Страдивари, Гварнери и Амати: чем так уникальны скрипки мастеров из Кремоны
13.12.2016 Оставьте комментарий Просмотры: 8 629
12 декабря 2016 на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского российский альтист и дирижер Юрий Башмет и его камерный ансамбль “Солисты Москвы” выступили в честь 25-летия коллектива.
Музыканты сыграли на инструментах Страдивари, Гварнери и Амати, которые специально для юбилейной даты доставили из собрания Государственной коллекции музыкальных инструментов РФ.
ТАСС поговорил с первым заместителем генерального директора Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки Владимиром Лисенко и скрипичным мастером Владимиром Калашниковым и выяснил, почему эти скрипки так ценны, а имя Страдивари стало почти нарицательным.
Чем так уникальны эти скрипки?
Так называемые барочные скрипки, которые создавались до середины XVII века, обладали достаточно скромным камерным звучанием. Они имели другую форму, а струны для них делали из воловьих жил.
Мастер Николо Амати из итальянской Кремоны изменил форму и усовершенствовал акустический механизм инструмента. А его ученики – Антонио Страдивари и Андреа Гварнери – довели конструкцию скрипки до совершенства.
Талант этих мастеров заключается прежде всего в технологии изготовления и в том, насколько тщательно был построен баланс инструмента. Именно благодаря этому считается, что этим скрипкам нет равных и в наши дни.
Но если были и другие мастера, почему наиболее известны инструменты именно Страдивари?
Все дело в трудолюбии мастера. За свою жизнь Антонио Страдивари, по разным оценкам, создал от тысячи до трех тысяч инструментов. Главной своей жизненной целью он считал изготовление скрипок.
На данный момент по всему миру сохранилось около 600 инструментов Страдивари. Для сравнения, семейство Гварнери создало чуть больше сотни, Амати (от основателя династии Андреа до Николо) – несколько сотен.
К тому же Страдивари был первым, кто сделал скрипку той формы и размеров, которую мы знаем сейчас. Можно сказать, что это бренд, окруженный легендами и имеющий большое наследие. И это имеет значение для больших концертирующих музыкантов или коллекционеров, которые приобретают эти инструменты.
В чем же секрет кремонских мастеров?
Есть определенная система, которая сейчас изучена, за исключением одного – каким грунтом покрывали скрипки. Снаружи этот лак обеспечивает высокую степень сохранности, а внутри усиливает акустический эффект.
Благодаря этому повторить именно такое звучание никому еще не удавалось. Ученые даже делали спектрографический анализ, но состав и технология нанесения лака вызывают вопросы до сих пор.
То есть никто до сих пор не смог разгадать эту технологию?
Еще в XIX веке французский мастер Жан-Батист Вийом, который был последователем Страдивари, разобрал одну из его скрипок. Он ее изучил, собрал заново и сделал точную копию. Но, как отмечали современники, звук, хоть и приближался к инструментам Страдивари, все равно был хуже.
Неужели никто не может создать скрипку, близкую по качеству к инструментам Страдивари?
Строго говоря, наука и технический прогресс продвинулись достаточно далеко. Есть скрипки, которые максимально близки к инструментам Страдивари.
Еще при жизни Страдивари популярностью пользовались инструменты внука Андреа Гварнери – Джузеппе. Он получил прозвище “дель Джезу” – за то, что подписывал свои работы монограммой IHS (Иисус Христос Спаситель).
Но Джузеппе был очень болезненным человеком и из-за этого делал инструменты довольно небрежно в плане отделки. Хотя музыканты отмечают более мощный звук инструментов Гварнери. На одной из скрипок Джузеппе играл Николо Паганини.
У Страдивари не было секретов
В Париже провели уникальный эксперимент, где сравнили скрипки старинных и современных мастеров.
Вряд ли кто-то не слышал имена знаменитых итальянских мастеров Страдивари, Амати, Гварнери. Сегодня их скрипки стоят миллионы долларов, на них стремятся играть все выдающиеся музыканты. Причем у каждой скрипки свой особый «голос». И конечно, ученые уже давно пытаются разгадать секрет этого изумительного звука. Рассуждают об особенностях формы скрипок, об уникальной древесине, о пропитке против жуков-древоточцев, о невероятной рецептуре лака, которому посвящены сотни статей.
Но пока тайна старинных скрипок так и осталась нераскрытой. И вот группа ученых Франции и США решила замахнуться на святое: а вообще есть ли тайна? Так ли уж на самом деле уникален звук старинных скрипок? Или же все дело во внушении, в самообмане? Может, это всего-навсего этакое музыкальное плацебо?
Для эксперимента, который проходил в Париже, было отобрано шесть скрипок: три старых итальянских мастеров (две Страдивари, одна Гварнери) и три современных. Чтобы «не выдать» запаха старых инструментов, исследователи даже опрыскали подбородники скрипок духами.
Шесть виртуозов международного конкурса согласились помочь ученым. Эксперимент проводился слепым методом. В затемненном помещении на музыкантов надели непроницаемые черные очки и предложили в течение минуты поиграть по очереди на шести разных скрипках и оценить качество их звука. Результат поразил экспертов: музыканты отдали предпочтение современным инструментам. Более того, они дружно «забраковали» одну из скрипок Страдивари стоимостью в сотни тысяч долларов.
Максим Федотов, Народный артист РФ
Скажу сразу, что вполне доверяю результатам этого эксперимента. Но в нем есть немало нюансов, которые следует понимать. Напомню, что скрипки по своей музыкальной сути рождены именно в эпоху великих мастеров Амати, Страдивари и Гварнери. Именно тогда был сформирован эталон звучания. Но почти все они по самым разным причинам дошли до нас в искаженном виде, и только единичные экземпляры сохранились в первозданном. Только эти надо брать за эталон. А в экспериментах нередко совершают ошибку, считая, что проверяется именно «тот самый Гварнери». Да, он тоже хорош, но уже не «тот самый», у него иное звучание.
Сегодня в мире работает целая плеяда замечательных скрипичных мастеров, их инструменты звучат не хуже, а даже лучше эталонов. Могу об этом говорить, так как играл на многих лучших скрипках мира, в частности, на знаменитой «Пушке» Никколо Паганини, которая хранится в Генуе. Даже она ничем не отличается от лучших современных инструментов, созданных в том числе и нашими мастерами, такими как Андрей Зубенко или Владимир Якименко.
Возвращаясь к эксперименту в Париже, могу вспомнить примерно такой же, который проведен в этом же городе почти 100 лет назад. Тогда в зале собрали цвет технической, художественной, научной интеллигенции и предложили послушать разные звуки, которые раздавались из-за ширмы: щелчки, удары, стуки, шумы и т.д. Один из звуков издавала знаменитая последняя скрипка Страдивари «Лебединая песня», принадлежавшая великому скрипачу Жаку Тибо. Кстати, он тоже находился в зале. И ни один из экспертов, в том числе и сам Тибо, не узнал звук скрипки. Они даже не сказали, что звучал музыкальный инструмент.
В 2001 году американец Джозеф Нигиваре объявил, что разгадал секрет Страдивари. Он связан с жуком-древоточцем. Чтобы защитить от него деревянные заготовки, мастер применял буру. Она как бы спаивала молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, жука в Италии победили, и бура больше не требовалась. По словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.