какие скульптуры в летнем саду
Скульптуры Летнего сада
Одним из главных украшений Летнего сада были замечательные мраморные скульптуры. Основу коллекции составляют итальянские скульптуры конца 17 – начала 18 веков, выполненные в мастерских Венеции и Рима. Приобретением скульптур в Италии занимались доверенные лица Петра I, знатоки искусства Савва Рагузинский и Юрий Кологривов. К 1728 году количество мраморных статуй и бюстов достигло около 200.
В 1720 году была установлена в Летнем саду (галерея вдоль берега Невы)
Венера Таврическая — мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная во II или III веке до н. э. по греческому оригиналу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской.
«В средней галерее стоит мраморная статуя Венеры, которою царь до того дорожит, что приказывает ставить к ней для охранения часового. Она в самом деле превосходна, хотя и подпорчена немного от долгого лежания в земле.»
— Берхгольц, 17
Предположительно найдена при раскопках в Риме в феврале 1719 года. По преданию, скульптура была приобретена Петром I у папы Климента XI в том же самом году в обмен на мощи св. Бригитты. В действительности она была подарена Петру папой в знак благодарности за пропуск католических миссионеров в Китай и стала первой в России античной статуей женщины.
Приобретением статуи было положено начало императорской коллекции античной скульптуры.
Интересно, что Петра I подвергали критике за то, что «в царских палатах и садах повсюду выставлены «нагие языческие боги».
В настоящее время античная статуя находится в собрании Государственного Эрмитажа.
Скульптуры Летнего сада логично делятся на три крупные группы: мифологического, аллегорического и исторического содержания. Мифологические скульптуры изображают Беллону, Минерву, Немезиду, Флору, Эвтерпу, Вакха и т. д. Аллегорические – Славу, Архитектуру, Правосудие, Мореплавание, науки, искусства, различное время суток. Исторические скульптуры изображают римского императора Марка Аврелия, древнего полководца Александра Македонского, шведскую королеву Христину, польского короля Яна Собесского.
Многие скульптурные произведения подписаны их исполнителями.
В коллекции представлены работы итальянских скульпторов:
Пьетро Баратта (Pietro Baratta) — статуи «Милосердие», «Правосудие», «Слава», «Мир и Победа» («Ништадский мир») (1722)
Джованни Бонацца (Giovanni Bonazza) (1654—1736) — статуи «Полдень» (1717), «Ночь» (1717), «Закат» (1717)
Марино Гропелли (Marino Gropelli) — статуи «Искренность», «Истина», «Нимфа воздуха» (около 1719), «Талия» (около 1719), «Терпсихора» (около 1722)
Джованни Зорзони (Giovanni Zorzoni) — статуи «Аллегория красоты» (около 1719), «Сивилла Ливийская» (1717), «Сивилла Европейская» (1717), «Сивилла Дельфийская» (1719)
Антонио Коррадини (Antonio Corradini) (1668—1752) — статуя «Нереида» (около 1717)
Франческо Пенсо (Кабианка) (Francesco Cabianca) — статуи «Вертумн» (1717), «Сатурн» (1716), «Помона» (1717)
Антонио Тарсия — статуи «Рок» (около 1716), «Юность» (около 1722), «Немезида» (1716)
Альвизе Тальяпьетра (1670—1747) — статуя «Беллона» (около 1718)
А также фламандского скульптора Томаса Квеллинуса (T. Quellinus) (1661—1709) — статуи «Минерва» (1690-е), «Нимфа Летнего сада» (1690), «Церера» (1690-е) и других скульпторов[9].
Скульптуры, располагающиеся на открытом воздухе, требуют особого внимания, особой защиты, т.к. они постоянно подвергаются воздействию и атмосферных осадков, и токсичных выбросов. Разрушают мрамор и температурно-влажностные перепады. В результате этих воздействий меняется внешний вид памятников, появляется пористость верхнего слоя, трещины. Сажа, копоть, грязь оседают на памятниках, проникают в поры и трещины.
Средний срок службы мрамора на открытом воздухе в условиях нашего климата может доходить до 110-160 лет.
А статуи в Летнем саду простояли почти 300 лет. Но разрушали их не только неблагоприятные климатические условия. К сожалению, многие из них неоднократно подвергались актам вандализма. Поэтому все скульптуры были отремонтированы и перевезены в Михайловский замок на хранение. Теперь Летний сад украшают 90 скульптур – копий, выполненных из искусственного мрамора ( натуральной мраморной крошки и полимеров ).
Скульптуры летнего сада в Санкт-Петербурге — фото и названия [17 скульптур]
В ансамбле Летнего сада наряду с архитектурными сооружениями большую роль играет декоративная садовая скульптура — свободно стоящие мраморные статуи и бюсты, на сегодняшний день их насчитывается — 92.
Статуи Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под руководством Петра I. Большая их часть была исполнена итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков.
История появления скульптур
Летнему саду столько же лет, сколько и Санкт-Петербургу: если верить документам, дошедшим до современников, то работы про благоустройству были начаты в 1704 г. В месте, где сейчас находится Летний сад планировалась постройка резиденции Петра I.
В 1711 году в нем располагалось больше 30 скульптур. К 1729 г. их количество достигло сотни.
В 1720 г. в галерее на берегу Невы установили купленную в Риме античную статую Венеры, найденную на раскопках в 1719. Теперь она находится в Эрмитаже. Разнообразие скульптур разбавляли свинцовые изваяния, которые украшали фонтаны. Впоследствии они были уничтожены.
Летний Сад в Санкт-Петербурге
В летнем саду аллеи, цветники, боскеты, дополняют многочисленные скульптуры.
Скульптуры и бюсты, делятся по содержанию на три группы: исторические, аллегорические и мифологические.
Многие скульптурные произведения подписаны своими авторами. Некоторые являются подражанием древним оригиналам. Большинство скульптур были подвергнуты реставрациям. Петр I в Летнем саду собрал уникальную коллекцию статуй и бюстов.
В начале 18 века насчитывали порядка 200 экземпляров. После смерти Петра коллекции постепенно стала разобщаться: некоторые статуи отправили в Царское Село, в Павловск и Эрмитаж. Много скульптур погибло особенно в XIX веке.
Нимфа Летнего сада
На Школьной аллее находится статуя, которая была условно названа Ж. А. Мацулевич. Предполагается, что именно она является копией Нимфы леса, созданной неизвестным римским скульптором с греческого оригинала.
Они типичны для эпохи раннего барокко. Скульптура представляет собой юную женщину, опирающуюся на пень, на котором распустившийся бутон и листья деревьев. Эта статуя одна из самых ценных экземпляров сада, по мнению многих исследователей.
Амур и Психея
Психея олицетворяет душу в греческой мифологии. Её изображали в образе девушки с крыльями бабочек.
Скульптор Джулио Картари, конец XVII века.
«Амур и Психея» является одним из интереснейших, с художественной точки зрения, произведением собрания в Летнем саду.
Сюжетом для скульптуры стала легенда о любви Амура, сына Венеры и девушки Психеи.
Она была настолько прекрасна, что богиня красоты разгневалась на нее и послала своего сына, чтобы он ранил её. Но Амур, увидев столь прекрасную девушку, не смог ей навредить, а спрятал в своём тайном чертоге, навещая по ночам в темноте.
Аврора
Скульптура Дж. Бонацца. 1718 год
Богиня утренней зари, рассвета. Изображена в теле юной девушки, на голове её венок из роз. В левой руке богиня держит цветы, которые распускаются ранним утром с появлением первых капель ромы. В правой руке Авроры факел,при котором воздух становится светлым.
Слава
П. Баратта, Италия, около 1718 г.
Располагается напротив статуи Афины. Слава символ военных побед России на Северной войне.
Скульптура соответствовала канонам искусства, так как была аллегорически изображена в образе молодой девушки. В руке у нее лавровый венок — символ бессмертия, им она венчала заслуживающих этой награды людей.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Памятник подчеркивала значение военных побед для России.
Сейчас в Летнем саду находится копия Славы. Из-за 300 лет пребывания статуи на открытом пространстве мрамор начал осыпаться, поэтому было решено перенести её в закрытое помещение.
Гераклит
Жил в 544—483 гг. до н. э. Был древнегреческим философом. Гераклит возненавидел людей и ушел жить в горы. Его интеллектуальные высказывания повлияли на последующее поколение. Античные мыслители в своих трудах ссылались на Гераклита. В Летнем саду располагается его бюст.
Артемида
Артемида представляется в мифологии с луком и стрелами, её окружают собаки. По мнению греков, Богиня была жестока и мстительна. В мифе царь Агамемнон не принес в жертву, убитую им лань, за что Артемида потребовала его самую прекрасную дочь, которую впоследствии сделала своей жрицей.
Чувства любви были неведомы Артемиде, поэтому полюбившего её охотника превратила в оленя и отдала на растерзания своим собакам.
Аллегория мореплавания
Скульптура представляет собой молодую женщину, рука которой расположена на руле корабля. Посвящена российскому флоту и выходу в Балтийское море.
Марс. Бог войны
Являлся богом плодородия. Он мог послать в наказание гибель скота и урожая. Копье — его символ. Хранилось оно в доме римского императора. Перед тем как отправиться на войну, полководцы поднимали копье и щиты вверх, взывая Марса.
Терпсихора
Муза танца, с характерным венком на голове. В Правой руке держит лиру, а в левой — плектр. В древнегреческих мифах символизировала искусство. Является хранительницей танца, также её считают матерью серен.
Янус двуликий
Божество солнца и неба. Спустя время миф о Двуликом Янусе изменился. Считалось, что сам Сатурн наградил его даром видеть прошлое и будущее. Именно из-за этой способности его изображали с двумя лицами: одно молодое, означающее будущее, а другое старое — прошлое.
Аполлон Бельведерский
Статуя располагается в Летнем саду с 1831 г. До этого находилась на главном фасаде Михайловского замка. Считался богом света, покровителем поэзии.
Флора
Юлий Цезарь
Выдающийся римский полководец, писатель и политический деятель. Первым начал вести активную борьбу за единовластие. Цезаря провозгласили диктатором пожизненно, после того как под его руководством были побеждены войска Помпеи.
Аристократия сената подготовила заговор в результате которого Юлий Цезарь был убит.
Похищение Сабинянок
Война началась из-за сабинянских женщин, которых римляне хотели похитить в знак мести на праздник Нептуна. Но девушки не сдались, а стали участвовать в войне. Они говорили, что лучше умрут, чем останутся жить сиротами и вдовами. Предводительницей сабинянок являлась Герсилия, сумевшая уговорить воюющих на мир.
Нерида
Дочь Нерея и Дориды, морское божество. Нимфы, жившие в глубине, водили на досуге хороводы, катались на волнах, плясали взявшись за руки. К людям Нериды благосклонны, не оставляют их в бедах, мореплавателем даруют попутный ветер.
Сатурн
Сатурн бог плодородия. По легенде, один лишь Зевс (его сын) остался в живых, затем изгнал с престола отца и освободил всех своих братьев и сестер из-под чар Сатурна. В наказание Зевс сослал его в глубокую бездну — Тартар.
Аллегория изобилия
Мраморный бюст известного П. Баратта итальянского скульптора начала 18 века. Петр 1 заказал эту статую в честь победы в Северной войне.
Каждая скульптура имеет свою историю. Одни основаны по древнегреческой мифологии, другие возведены в честь побед в Северной войне. Летний сад – кладезь эстетики и красоты. Побывать там стоит каждому, кто увлекается искусством и историей.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
Скульптурное убранство «Летнего сада»
«Летний сад» в Санкт-Петербурге — это целый мир. Это и наша история — ведь Летний сад почти ровесник Северной столицы, и в то же время это Красота, которая продолжает радовать людей разных поколений, в том числе и наших современников.
Коллекция скульптур Летнего сада — это первая значительная коллекция скульптур в России, которая приобреталась под непосредственным руководством Петра I.
Цель самодержца была самая благая: приподнять культурный уровень своих придворных, привить хороший художественный вкус, познакомить их с античным искусством, мифологией.
Не все из приобретенных скульптур и бюстов были установлены в Летнем саду, некоторые нашли свое пристанище в Петергофе, в Царском селе, в Павловске, в Эрмитаже (знаменитая Венера Таврическая).
Например вначале Венера украшала Летний сад (была выставлена в 1720 году), но потом была перемещена в сад Таврического дворца, а уж потом переехала в Эрмитаж. Это была копия греческого оригинала II или III века до н. э. и предположительно найдена в Риме, при раскопках 1719 года.
Когда скульптуру привезли в Петербург и поставили в Летнем саду, то царь так дорожил этим сокровищем, что приставил к скульптуре часового.
Трудно представить — Прекрасная Венера, рядом часовой с ружьем и… капуста на грядках. Но Летний сад имел когда-то и такой образ.
Венера положила начало собиранию императорской античной скульптуры, которая в потоке времени становилась все более масштабной, все более ценной.
Каждая скульптура сада — это захватывающая история и нет возможности рассказать о каждой.
По тематике скульптуры Летнего сада можно разделить на три группы исторического, аллегорического и мифологического содержания.
В ряду первых скульптур, появившихся в Летнем саду, была аллегорическая скульптура П.Баратта «Мир и изобилие», заказанная Петром I в1722 году, в честь подписания Ништадского мира.
Таким образом некоторые скульптуры имеют своих авторов — в основном это итальянские мастера конца 17 начала 18 веков, но есть и работы безвестных авторов, которые делали копии с античных образцов.
Некоторые скульптуры покупались для России и привозились с дефектами, которые нужно было исправлять реставраторам. Их все чаще стали приглашать в Россию из Италии, чтобы они и сами потрудились и передавали свое искусство ученикам. Постепенно формировалась школа русских реставраторов и все благодаря Летнему Саду.
Вначале Летний сад был регулярным парком (в духе того времени), поэтому скульптуры располагались строго волной: скульптура-бюст-скульптура. Это было красиво на фоне зеленых насаждений.
Впоследствии скульптуры много раз переставлялись. Иногда причиной становились разросшиеся деревья, другие насаждения, а также изменившиеся вкусы новых эпох.
В 1956 году на основе описей 1728, 1736, 1771, 1794 годов и более поздних, был составлен план перестановки скульптур.
Однако посетители Летнего сада не всегда желали принимать результаты таких вот фундаментальных научных исследований по воссозданию «первоначального облика». Вот и последние видоизменения от «романтического парка Анны Ахматовой» к обновленному саду, с чертами регулярного парка, многих петербуржцев, да и не только жителей города, несколько огорчило. Ведь мы все храним в душе свои любимые черты этого удивительного по красоте сада и не желаем изменений. Впрочем, все уже стали привыкать и к новому образу Летнего сада — так устроен человек.
Было некоторое разочарование и оттого, что в настоящее время подлинники скульптур заменили на копии — что ни говори, но живой, шёлковый, чуть матовый мрамор несет совсем иную информацию, нежели мрамор искусственный.
Сегодня оригиналы скульптурного убранства Летнего сада находятся в Инженерном замке — это совсем рядом, так что мне, во время последнего посещения Летнего сада, очень захотелось сравнить копии и оригиналы — так сложилась эта прогулка.
Скульптуры Летнего сада
Сегодня в Летнем саду расположены семьдесят девять скульптур. Прежде всего, это портреты римских императоров, представленных в мраморе: Августа, Траяна, Нерона, Клавдия, а также бюсты Александра Македонского и Юлия Цезаря. В Летнем саду имеется большое количество аллегорических скульптур: Беллона, Слава, Минерва, Флора, Аврора, Архитектура, Аполлон и другие. В свое время Петр I приобрел для Летнего сада римскую копию древнегреческой статуи Венеры, датированную III веком до нашей эры. Потом ее убрали в Таврический дворец (отсюда ее название – Венера Таврическая), а с 1950 года статуя находится в Государственном Эрмитаже. Обращает на себя внимание аллегорическая скульптурная группа «Мир и Изобилие» работы мастера П. Баратты, расположенная неподалеку от решетки Летнего сада.
Фигура юной женщины с рогом изобилия в ее левой руке символизирует Россию, а опрокинутый факел в правой руке – знак окончания Северной войны. Мир символизирует статуя Победы с пальмовой ветвью. Своей ногой она попирает поверженного льва, изображающего побежденную Швецию. У Лебяжьей канавки примечательна скульптурная группа «Амур и Психея» работы неизвестного мастера. Прекрасная Психея (Психея означает душа), по древнеримской мифологии, была женой бога любви Амура. Ей было запрещено видеть лицо своего супруга, поэтому они встречались лишь в темноте. Но злые сестры внушили Психее, что Амур – отвратительное чудовище. Ночью она зажгла светильник, чтобы увидеть лицо супруга и поразить его ударом кинжала. Но, увидев прекрасного юношу, она страстно в него влюбилась. Тем не менее, запрет был нарушен – Психее не суждено больше увидеть любимого.
Сегодняшнее размещение скульптур в Летнем саду отличается от первоначального. Нынешнее расположение установилось в конце XIX века, когда многие скульптуры, к сожалению, уже были утрачены. В наши дни, у южных ворот Летнего сада можно увидеть огромную порфировую вазу – подарок шведского короля Николаю I. Эльфдальская ваза была установлена здесь в 1838 году. В 1855 году в Летнем саду установили памятник Ивану Андреевичу Крылову работы выдающегося скульптора П.К. Клодта.
Санкт-Петербург
1341 материал по 985 объектам, 39 729 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Санкт-Петербурге.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Летний сад. Мои любимые скульптуры
У каждого из нас, кто хоть один раз гулял по Летнему саду и любовался скульптурой установленной на его аллеях, непременно есть самые любимые.
С детских лет в моей памяти осталась необычайно драматическая скульптура Сатурна.
Согласно древнеримским легендам этот бог земледелия и покровитель виноградорства, отождествляемый с древнегреческим богом Кроносом, символизирующим неизбежное течение времени, поедал своих детей боясь, что они свергнут родителя с престола верховного бога. Только младшему из них — Юпитеру удалось спастись от неизбежной смерти. Повзрослев, Юпитер исполнил предсказание и сверг Сатурна в Тартар — глубочайшую бездну. Скульптура итальянца Ф. Кабианка исполненная в 1716 году изображает старика поедающего ребёнка и тщетно пытающегося таким образом остановить время.
С неизбежным течением времени связана и ещё одна группа любимейших скульптур моего Летнего сада выполненная итальянцем Джованни Бонацца (G.Banazza) в 1717 году. Юная Аврора,
Как не смог убежать от гнева юной и прекрасной богини охоты и плодородия Дианы (в греческой мифологии Артемиды)
Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.