какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Стихотворные размеры: ямб и хорей, дактиль и амфибрахий. Примеры стихов

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Что такое ямб и хорей. Примеры стихов

Что такое дактиль, амфибрахий и анапест. Примеры стихов

Как определить стихотворный размер

Прочтите строку вслух и расставьте ударения.

Если ударение повторяется каждые два слога, это ямб или хорей.

Если ударение повторяется каждые три слога, это дактиль, амфибрахий или анапест.

Определите стихотворный размер по таблице, приведенной ниже.

Объедините слоги в строке в стопы (по два или три слога), а затем сосчитайте количество стоп.

Ямб и хорей, дактиль, амфибрахий и анапест. Таблица стихотворных размеров

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Например, пятистоптный хорей с псевдоударными слогами у Лермонтова: ВЫхожу́ оди́н я нА доро́гу.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думАть не мо́г
А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет,
Ви́хри сне́жные крутя́;
То, как зве́рь, она́ заво́ет,
То запла́чет, как дитя́…
А.С. Пушкин, «Зимний вечер»

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный
Во́здух уста́лые си́лы бодри́т
Н.А. Некрасов, «Железная дорога»

Есть же́нщины в ру́сских селе́ньях
С споко́йною ва́жностью ли́ц,
С краси́вою си́лой в движе́ньях,
С похо́дкой, со взгля́дом цари́ц.
Н.А. Некрасов

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Александр Блок, «К Музе»

Как запомнить названия стихотворных размеров?

Чтобы запомнить пять стилей, выучите ударения в пяти вариантах мужского имени Иван:

Выучите стихотворение В.В. Онуфриева о трехсложных размерах.

Какие еще бывают стихотворные размеры?

Существует и множество других стихотворных размеров. Например, односложный брахиколон, двусложные дибрахий и спондей, трехсложные трибрахий, бакхий etc. Подробнее о них можно почитать в «Википедии» и других источниках.

Источник

Как определить размер стихотворения?

Знание основ стихосложения крайне необходимо как на ЕГЭ по литературе, так и на обычных уроках. Понимание стихотворного размера (метра) дает представление о ритмике произведения и порой позволят лучше понять его смысл. И в данной статье вы найдете исчерпывающую и понятную инструкцию по определению стихотворного размера, а также дополнительный материал, совмещенный с тестом.

С чего начать?

Начать лучше со знакомства с понятием «метр». Оно частично подскажет суть предстоящей работы.

Размер стиха (метр) — это число и порядок чередования ударных и безударных слогов в строке.

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Следуя этой формулировке, искать и считать в стихотворении нам предстоит именно слоги. И уже исходя из количества безударных и ударных слогов, а также их порядка, мы будем определять размер.

Всего размеров, изучаемых в школе, 5:

А теперь непосредственно к инструкции.

Шаг 1. Деление на слоги

Слог, как вы наверняка знаете, это звуковая единица, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха. Обязательным условием слога является наличие гласного звука.

С самого детства нас обучают новым словам по слогам, а потому их определение скорее интуитивно, чем практически выработано. Ниже представлен пример деления слов по слогам (окончание слога обозначено тире):

дам-ский; из-воз-чик; ку-терь-ма; дождь.

И деление слов на слоги составляет первый шаг в определении стихотворного размера.

Определить слог просто, для этого необходимо знать, что:

В качества примеров разбора были выбраны произведения А. А. Фета и В. А. Жуковского. Далее вы увидите все шаги именно с данными стихотворениями.

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Шаг 2. Постановка ударения

Постановка ударения — обязательно условие для определения стихотворного размера. В большинстве случаев ударение в стихотворениях нормативное, но бывает и такое, что оно авторское. Это значит, что поэт, следуя определенному ритму произведения, подразумевает ударение в другом месте, нежели диктует правило. И в случае с определением стихотворного размера нам нужно указывать то ударение, какое диктуется ритмом, т.е. замыслом автора.

Например, в стихотворении Иннокентия Анненского «Дочь Иаира» наблюдается подобная поэтическая вольность в слове «контуров». В нем ударение падает на У, что не соответствует правилам русского языка.

Для чего ж с контУров нежной,

Грубо сорван саван снежный,

Жечь зачем ее цветы?

Подобных случаев поэтической вольности в программных стихотворениях мало, но забывать об этом не стоит, иначе вы не сможете определить размер стихотворения.

Также важно, что ударение не указывается над союзами и частицами.

В выбранном же стихотворении А. А. Фета сложности с постановкой ударения отсутствуют.

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Шаг 3. Определение стихотворного размера

Теперь, когда слоги указаны, а ударение проставлено, переходим непосредственно к определению стихотворного размера. Способов определить стихотворный размер много, но мы остановимся на двух, на мой взгляд, самых простых. Пользуясь первым способом вам предстоит рисовать схему, а пользуясь вторым, вести подсчет. Что вам ближе — решайте сами.

Способ 1. Схема

Схематическое отображение стиха — самый эффективный и полезный метод. Умение им пользоваться пригодится на олимпиадах и в университете (на филологическом факультете, к примеру).

Пример до создания схемы и после (стихотворение Жуковского):

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Как видно, слоги в схеме имеют одинаковый вид и благодаря этому можно с легкостью определить размер.

Как это сделать? В школьной программе изучаются только двухсложные (состоят из 2-х слогов) и трехсложные (состоят из 3-х слогов) стихотворные размеры. И если мы поделим строки по два или по три слога, мы сразу поймем, что перед нами трехсложный размер. Двухсложным он быть не может, так как если визуально поделить каждую строку по два слога, у нас есть слоги без ударения, а также ударение в слогах везде разное. Такого быть не может. А вот если визуально поделить каждую строку по 3 слога, у нас получается образцовая схема одного из трехсложных стихотворных размеров:

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Таким образом, перед нами видна уже ясная схема размера — это амфибрахий. Этот метр трехсложный и ударение в нем падает на второй слог. Для указания количества стоп надо посчитать количество повторяющихся комбинаций в каждой строке. Здесь мы видим, что это четырехстопный амфибрахий.

Стопа — это ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного (-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке.

В стихотворении Фета, для сравнения, схема представлена ниже. Как видно, интервалы между ударениями в ней значительно короче, равны 1. Это значит, что перед нами двухсложный размер. А их существует всего лишь два — с ударением на первый слог и с ударением на второй. Здесь мы видим, что ударение падает на первый слог, значит это хорей. Считаем количество стоп, получаем четырехстопный хорей.

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

Способ 2. Подсчет ударных и безударных слогов

Данный способ будет полезен, если требуется только указание размера. В случае, когда нужна схема (олимпиады), этот способ будет неэффективен.

Способ подсчета ударных и безударных слогов сводится к нумерованию сначала всех слогов в произведении, а потом в выделении от них ударных. Вы можете писать цифры сразу только под ударными слогами, но лучше нумеровать все, чтобы не запутаться.

какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Смотреть картинку какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Картинка про какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль. Фото какие слоги являются ударными в стихотворном размере дактиль

В выбранном стихотворении Фета (см. изображение №1) ударные слоги расположились под цифрами 1, 3, 5, 7. Они, как вы можете заметить, нечетные, а интервал между ними — 1. Это значит, что единственно возможный здесь размер — хорей. Хорей — размер, состоящий из 2 слогов с ударением на первый.

А в стихотворении Жуковского (см. изображение №2) ударные слоги находятся под цифрами 2, 5, 8, 11.

Таким образом, можно вывести определённую формулу определения стихотворного размера, основанную по подсчете:

На стопы в данном случае указывает количество цифр. Если у вас, например, 2, 4, 6 (3 цифры, размер — ямб), то это трехстопный ямб.

Тесты

Задания на определение стихотворных размеров не могут проверить вашу схему, но могут проверить ваш ответ. И если он будет неправильным, обязательно перечитайте статью, возможно, вы что-то упустили.

1. Определите, схема какого из четырех отрывков из стихотворений приведена. Укажите размер.

Отрывки из стихотворений:

Дул вЕтер из стЕпи: ‿—´‿‿—´‿

И хОлодно бЫло младЕнцу в вертЕпе: ‿—´‿‿—´‿‿—´‿‿—´‿

На склОне холмА: ‿—´‿‿—´

2. Определите размер отрывков из стихотворений.

Источник

Дактиль в стихах поэтов с примерами

Дактиль – одна из форм стихосложения, популярная и любимая многими известными поэтами, начиная с прошлых веков и до нашего времени.

Поэтические произведения хорошо воспринимаются благодаря рифмованности стихов и их вариативности. Любители поэзии отмечают, что одни стихи звучат ритмично и легко, другие же намного сложнее в своем структурном содержании. Простота и сложность обусловлена стихотворным размером произведения.

Дактиль – происхождение и история

Как и в случае с ямбом, наиболее популярным поэтическим размером, родоначальниками дактиля были греки, создавшие множество стихотворных форм, которые прижились и стали использоваться во всем мире. Если перевести слово «дактиль» с греческого, получится слово «палец». Аналогия проста: именно этот прием стихосложения похож на пальцы руки – первая фаланга самая длинная.

В самом начальном варианте структура состояла из четырех слогов, первый из которых сливался со вторым и они были ударные, а третий и четвертый гораздо короче и безударные.

В средние века форма из четырех слогов устарела, на смену ей пришел трехсложный вариант, который актуален и востребован до сегодняшнего дня.

Русская поэзия использует чаще всего трехсложный дактиль, где первый слог самый длинный и ударный, все последующие слоги без ударения.

Во время чтения таких стихов возникает ощущение спуска с горы, начальное напряжение и расслабленность в конце.

Интересный факт. В начале 20 века в молодой стране Советов появился еще один вариант дактиля, в котором ритмичность соответствовала ударам молота.

Как определить, что стихотворение написано дактилем?

Независимо от того, учитесь ли вы писать стихи самостоятельно или анализируете поэзию других, стихотворный размер дактиль очень просто определить следующим способом:

Дактиль и его разновидности

Как и другие стихотворные размеры, дактиль делится на несколько видов в зависимости от числа употребленных в нем стоп.

Двухстопный дактиль

Двустопный дактиль встречается в поэзии редко, поскольку строки получаются короткими, и рифмовать нужно каждое второе слово.

Фраза, разделяющаяся на короткие отрезки, читалась монотонно:

В рабстве спа|сённое
Сердце сво|бодное…
(Н. Некрасов)

Трехстопный дактиль

За счет того, что уменьшилось количество рифмованных слов, трехстопный дактиль стал более устойчив к восприятию и приобрел популярность среди поэтов. Читая стихи, ощущаешь свободу, и хочется вздохнуть больше воздуха:

Тянутся |грёз вере|ницы,
В сердце лю|бовь и об|ман.
(В. Брюсов)

Слова разделены два раза, их можно менять местами, изменяя характер произведения, обозначая значимые моменты.

Четырехстопный дактиль

Четырехстопный дактиль — достаточно популярный стихотворный размер вообще и, возможно, самый распространенный среди всех видов дактиля.

Вырыта |заступом| яма глу|бокая;
Жизнь неве|сёлая, | жизнь оди|нокая…
(И. Никитин)

Полномерный размер стиха, четырехстопное стихосложение передает невеселое настроение, наводящее грусть и меланхолию.

Но не стоит считать, что, схема в четыре стопы подходит лишь унылым стихам с замогильными нотами.
Если расположить рифмы перекрестно, вся картина происходящего совершенно меняется:

Муж – госпо|дин красо|ты заме|чательной,
В гвардии| год прослу|живший| отечеству,
Был чело|век разбит|ной, обя|зательный,
Склонный к раз|гулу, к иг|ре, к моло|дечеству…
(Н. Некрасов)

Лермонтовская «Молитва», написанная дактилем, как нельзя хорошо передает состояние автора, его тоску и мучительные размышления. Сложно сказать, удалось бы передать настроение произведения другим стилем.

Иногда в произведениях авторы сменяют трехстопный стиль на четырехстопный, последовательность обычно стандартная (4-3,4-3), но иногда поэтами допускается произвольное чередование, результат получается очень хорошим:

Думы ли| реют тре|вожно-не|связные,
Плачет ли| сердце в гру|ди, –
Скоро по|высыплют| звёзды ал|мазные,
Жди!
(А. Фет)

Такое смешение дактилей позволяет привнести в произведение новизну, отличие от стандартных классических канонов поэзии.

Пятистопный дактиль

Достаточно редкий вариант дактиля. Несколько длинновато для восприятия. Основная строка разделяется на два промежутка, этим выделяя смысловую паузу:

Месяц зер|кальный плы|вёт по ла|зурной пус|тыне,
Травы степ|ные у|низаны| влагой ве|черней,
Речи от|рывистей,| // сердце о|пять суе|верней,
Длинные| тени вда|ли пото|нули в лож|бине.
(А. Фет)

Шестистопный дактиль

Очень редкий стихотворный размер, строка достаточно длинная, обязательно разделена на третьей стопе.

Как нам от|радно за|думаться // в сумерках| светлых вдво|ём!
Тень проле|тевшего| ангела // вижу во| взоре тво|ём.
(К. Бальмонт)

Более известен так называемый «гекзаметр», одна из схем шестистопного ритма, был широко использован при переводе греческих од:

Муза, ска|жи мне о| том много|опытном| муже, ко|торый,
Странствуя| долго со| дня, как свя|той Или|он им раз|рушен.
(«Одиссея», пер. В. А. Жуковского)

Стиль оды читается распевно и вдумчиво, именно так писали греки.

Дактиль в стихах русских поэтов

В русской поэзии наиболее прижился и широко рапространен трехсложный размер стихов, именно здесь удобнее всего делать акцент и ударение на первый слог.

В 18 веке одним из поэтов-распространителей нового стиля стал А.П. Сумароков, в его прочтении псалмов чувствуется свобода рифмы и формы.

Среди множества авторов-новаторов, старавшихся отойти от традиционных форм, можно вспомнить Г. Р. Державина:

Поэзия 18 века широко пользовалась двухстопным дактилем, но уже в 19 веке стали использоваться более длинные размеры написания.

Наибольшему распространения дактиля в поэзии способствовал В.А. Жуковский, который широко пользовался стилем в своих балладах.

Известный русский поэт Н.А. Некрасов использовал дактиль в написаниях лирических стихов, и в больших поэмах:

Славная осень! Здоровый, ядреный,
Воздух усталые силы бодрит;
«Железная дорога»

М.Ю.Лермонтов использовал дактиль в своих произведениях, включенных в школьную программу:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною…
(«Тучи»)

Стихотворение написано поэтом четырехсложным стилем с перекрестными рифмами.

Поэты Серебряного века использовали различные дактили для самовыражения и поиска новых форм и стилей:

Звезды закрыли ресницы,
Ночь завернулась в туман.
В. Я Брюсов

Многие стихотворные произведения А.А Фета пронизаны трехсложным дактилем:

Ты говоришь: не грусти!
Я замышляю признанья.

Вот нежное произведение И. А. Бунина:

Тает, сияет луна в облаках,
Яблоня в белых, кудрявых цветах.
Зыбь облаков и мелка, и нежна,
Возле луны голубая она.

Замечательное стихотворение А.А. Ахматовой, в котором используется дактиль:

Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Дактиль в поэзии нового времени

Современная поэзия находится в постоянном поиске новых структур и форм, классические размеры используются нечасто. Поэт XXI века Данил Рудой использует дактиль в своих произведениях как составной элемент для сложной конструкции стихов:

Подводя итоги, нужно отметить, что дактиль прекрасно прижился в современных стихотворных произведениях, стал основой для создания новых стихотворных форм и размеров.

С помощью дактиля легко создавать стихи с любыми направленностью и характером. Многие столетия он радовал любителей поэзии и не собирается сдавать позиций, потому что какие бы новые стили и формы не пришли в будущем, дактиль останется для поэтов одной из основ стихосложения.

Источник

Шпаргалка для поэтов. Часть 1

Кому не нужно это читать:
— мастерам поэтического слова, давно переросшим «азы»;
— поэтам, считающим – как хочу, так и пишу, всё равно похвалят.

В школе нас, как Пушкина в лицее, основам стихосложения не учили. Помните: «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить». Мне было интересно, почитала соответствующую литературу. Много лишней информации. Выписала то, что считала полезным, и составила для себя шпаргалку, в которую часто заглядываю. Наверняка она тоже может быть полезной и вам. Если нет – см. выше. Итак.

СТРОФА (куплет) – часть стихотворения с повторяющимся чередованием рифмующихся строк (стихов).
СТИХ – отдельная СТРОКА, состоящая из слов, объединённых стихотворным размером в такты (стопы).
СТОПА или ТАКТ – сочетание одного ударного слога с одним или несколькими безударными слогами. Повторяясь, стопы (такты) образуют стих (строку).
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР – ритмическая форма строки, чередование тактов по определённой схеме.

1. СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ.

Всем известны стихи Кольцова:

«Не шуми ты, рожь, спелым колосом,
Ты не пой, косарь, про широку степь».

В кольцовских стихах два такта разделены цезурой ( // ):
ЦЕЗУРА – словораздел, проведённый через всё стихотворение, выделяется паузой при чтении.

ПЕОНЫ навели на идею поиграть с переменой ударения в пятисложной стопе.
Вот что получилось:

Белые цветы высушенные.
Брошу за порог выстраданное.
Прежние мечты ветер гонит прочь.
Кто бы мне помог? Некому помочь.

Желтеет трава некошеная,
Идут холода непрошенные.
С тобой навсегда не связаны мы,
Остались слова несказанными.

Приходи ко мне ты с гитарою,
Будем петь с тобой песни старые.
Как под рюмочку сладко плачется:
Ты куда ушла, жизнь-обманщица.

«Мирандолина! Мирандолетта!»
Не оторваться от оперетты.
Мелькают ножки кордебалета.
А там, на кухне, горят котлеты!

РИФМА – совпадение по звучанию окончаний стихов, начиная с ПОСЛЕДНЕГО УДАРНОГО слога.

Несколько стихов (строк), объединяясь, образуют СТРОФУ или КУПЛЕТ. Окончания строк рифмуются по определённой системе.

б) ЖЕНСКАЯ рифма (ж) – ударение на предпоследнем слоге:
(мАма – прЯмо; стихИя – голубЫе; нЕжно – снЕжный).

в) ДАКТИЛИЧЕСКАЯ рифма (д) – ударение на третьем от конца слоге:
(накОпится – торОпится ; бИтвою – молИтвою).

3. ПРАВИЛА РИФМОВКИ.

1) Рифмы должны иметь ОДИНАКОВУЮ УДАРНУЮ ГЛАСНУЮ,
ОДИНАКОВОЕ ЧИСЛО СЛОГОВ ПОСЛЕ ударения и похожее звучание.

2) Если рифмы оканчиваются на ударную гласную, то должны совпадать и согласные, стоящие перед ними: (дНЯ – меНЯ, облаКА – слегКА).

3) НЕЛЬЗЯ рифмовать «любВИ – дНИ, нужНА – судьБА», потому что НЕ СОВПАДАЮТ опорные согласные.

4) Рифмуются ударные гласные:

И и Ы (бЫли – просИли; блИн – тЫн);
О и Ё (нарОд –лЁд);
А и Я (бАня – нЯня);
У и Ю (дрУг – утЮг);
Э и Е (поЭт – куплЕт).

5) Допускается рифмовать неударные А и О: (демОн – НемАн).

6) Допускается рифмовать глухие и звонкие согласные в конце: (друГ – муК; свеТ – слеД).

7) В женских и дактилических рифмах допускается на конце одного слова Й: (тенИ – генИЙ; волнЫ – полнЫЙ).

До символистов рифма не вполне точная считалась достаточной. Символисты отклонение от точности возвели в культ. Появились рифмы типа «шелест – холост». Маяковский использовал комическую рифму (каламбуризм) и варьировал её: «на запад – глаза под», «идти там – петитом». Многие приёмы его рифмовки применяются в современном стихосложении: «ужЕ – сюжЕТ», «с концА – дворцАМ».

4. РАЗЛИЧИЯ в СТИХОТВОРНЫХ РАЗМЕРАХ (анАкруза и клАузула).

КЛАУЗУЛА – ритмическое ОКОНЧАНИЕ стиха – количество безударных слогов ПОСЛЕ ПОСЛЕДНЕГО ударного слога в рифмуемом слове. Собственно, клаузула и определяет вид рифмы в последней стопе.

Убирая или добавляя безударный (=) слог в начале или конце такта, можно ИЗМЕНИТЬ СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР, нужно только подобрать подходящие слова.
Пример – переделка строки всем известного произведения Агнии Барто:

Уберём последний безударный слог и получим:
/а нАша/ ТанЮша/ рыдАет/ с утрА/ (амфибрахий) (м)

Главное – считайте количество СЛОГОВ В ТАКТЕ!

Если в каком-либо такте строки появляются ЛИШНИЕ или ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОГИ – это ошибка.
Выбранный стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль. ) нужно выдерживать до конца стихотворения.

ЛОГАЭД – сочетание в одной строке разных стихотворных размеров.

Можно строку составить из разных тактов, чередуя их в определённом порядке, например: анапест с ямбом, амфибрахий с дактилем. Можно не только разнообразить размерность строк, но и всю строфу (куплет) составить из строк, написанных разным размером.

Выбранный поэтом РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК, каким бы сложным он ни был, ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬСЯ во всех строфах текста от начала и до конца – как рисунок на обоях!
Если нет ритмических сбоев, то такие стихи звучат, как песня. Переменный ритм помогает избежать монотонности в мелодии и делает песню запоминающейся.

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной – помню.
(Роберт Рождественский)

СОВЕТ: нарисуйте схему стихов, сверяйте с ней количество слогов в каждой строке:

/раз/-бей/-те/ по / сло/-гам/,
/раз/-ме /-ра/ шаг/ пой/-май/-те.

Бывает так, что не находится нужная рифма, хочется вставить именно это слово, а оно не лезет. Но в этом и заключаются сладкие муки ТВОРЧЕСТВА!
Ничего, запишите свою мысль поэтической прозой, чтобы не забыть, и отложите.
Переберите все буквы алфавита (пакля, шмакля, дракля. ) – и сокровище обязательно найдётся! http://stihi.ru/2010/07/24/3657.

5. ФОРМУЛЫ ОБРАЗОВАНИЯ СТРОФ.

СТРОФА – несколько стихов, связанных рифмами. Характер строфы можно записать формулой.
Стихи с одинаковой рифмой обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Большими буквами обозначаются женские рифмы (А, Б, В); маленькими буквами – мужские (а, б, в).

ДВУСТИШИЯ ААббССдд. – наиболее короткие строфические объединения стихов (смежная или парная рифмовка):
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
(А.Пушкин)

ТЕРЦИНЫ – рифмы АбА-бВб-ВгВ.

ПЯТИСТИШИЯ – рифмы АбААб:
Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти;
Ещё овраги полны снега;
Ещё зарёй гремит телега
На запорошенном пути.
(А.Фет)

БЕЛЫЕ стихи – без рифмы:
Вырастают волны выше туч лохматых,
Меж землёй и небом в темноте скрываясь,
Лишь на миг короткий полыхнут слепяще,
Пронесутся с рёвом и в пучине гаснут.
(Н.Борисова)

ВЕРЛИБР – стихи нерифмованные, свободные от размера:
Листья и трава –
уже большие и зелёные
а тут – посыпались неизвестно откуда
огромные и многочисленные клочья снега –
живу в гармонии с природой –
ремонтирую старый валенок,
мечтая о поездке на остров Фиджи.
(Е.Блажеевич)

СОНЕТ – стихотворение из четырнадцати строк, рифмуемых по схеме: АббА – АббА – ВВг – ДгД (есть различные варианты).

ВЕНОК СОНЕТОВ – стихотворное произведение из пятнадцати сонетов, т.е. двухсот десяти строк. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет первые строки каждого из четырнадцати, связывая их воедино и по смыслу – очень трудная задача, но …. попробуйте.

Есть ещё много интересного, например – как сделать стих благозвучным. Об этом дальше, во 2-й части. А пока могу поделиться выводами из собственного опыта:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *