какие слои населения стран западной европы в наибольшей степени были склонны поддержать новых левых
Тест №2 «Мир в первой мировой войне» Блок №3 «Европа после первой мировой войны»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
а) они были настолько убедительны, апеллировали к чувству самосохранения народов и лидеров, что их невозможно было отвергнуть;
б) они сопровождались конкретными шагами, односторонними уступками СССР, что убедило лидеров стран НАТО в серьезности советских намерений;
в) они встретили настолько сильную поддержку общественности в странах НАТО, что их лидеры не смогли их проигнорировать.
Ключ к тестам
Блок №6 Северная Америка, Западная и Восточная Европа в годы «холодной войны»
а) переходом к политике изоляционизма на международной арене;
б) ускорением работ по созданию новых видов оружия;
в) выявлением «неблагонадежных» граждан, «агентов мирового коммунизма», проникших в ряды государственных служащих;
г) содействием обеспечению равенства белых и небелых граждан, наказанием тех руководителей, которые препятствовали продвижению афроамериканцев на государственную службу.
2. Закон Тафта-Хартли предполагал:
а) государственные закупки продукции американских фермеров;
б) введение государственного регулирования трудовых отношений;
в) запрещение торговли с СССР и другими социалистическими странами.
3. Как называлась организация, стремившаяся методами террора по кончить с расизмом в США?
4. Кто из президентов США столкнулся с угрозой импичмента и подал в отставку:
5. С именем какого из президентов США связано проведение неоконсервативной революции, ускоренной модернизации экономики?
6. Фамилию кого из президентов США необходимо вставить в следующее предложение: «В годы пребывания у власти. произошла зна чительная эволюция политики в отношении СССР — от полного от каза поддерживать какие-либо отношения с советской «империей зла» до установления отношений сотрудничества в деле уменьшения угро зы ядерной войны»:
7. Практика отношений социального партнерства не подразумевает:
а) участия рабочих в управлении производством;
б) представительства профсоюзов в наблюдательных советах компаний;
в) выпуска рабочих акций, обеспечивающих работникам долю в прибылях;
г) уравнительного распределения получаемой прибыли.
8. Характерной чертой социально ориентированной рыночной эко номики является:
а) увеличение продолжительности рабочего дня и интенсивности труда;
б) сокращение государственной поддержки малоимущим;
в) большая часть бюджетных расходов направляется на военные цели;
г) государство содействует созданию новых рабочих мест, стремясь обеспечить полную занятость.
9. Наиболее развитая модель социально ориентированной экономики сложилась в:
10. Какие слои населения стран Западной Европы в наибольшей степени были склонны поддержать идеи новых левых?
а) фермеры и мелкие городские собственники;
б) неквалифицированные рабочие промышленности и транспорта;
в) безработные, деклассированные элементы, преступный мир;
г) молодежь, особенно студенчество, интеллектуалы;
д) этнические и сексуальные меньшинства.
11. События, произошедшие в 1968 г. во Франции и получившие название «красный май», начались:
а) с попытки военного переворота;
б) с массовых выступлений транспортных рабочих;
г) со студенческих волнений;
д) с забастовки коммунальных служащих.
12. Идеи еврокоммунизма получили распространение в коммунистических партиях Италии, Испании, Франции и других стран Европы:
13. Что было нехарактерно для неоконсервативных лозунгов:
а) призывы к возрождению авторитета семьи, школы, церкви;
б) обращение к патриотическим чувствам;
в) требования расширить объем социальных пособий;
г) жесткое соблюдение норм законности и порядка;
д) поддержка духа предприимчивости, инициативы.
14. Целями модернизации 1980-х гг. в США и странах Западной Европы являлось достижение следующих результатов:
а) поддержка нерентабельных предприятий;
б) создание автоматизированных и роботизированных производственных комплексов, овладение высокими технологиями;
в) переход к административно-командным методам управления экономикой;
г) ликвидация профсоюзного движения.
15. Какая из отмеченных черт не относится к характерным для информационного общества?
а) достигается полная гармония в межнациональных отношениях;
б) важнейшим капиталом становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал;
в) особое внимание уделяется развитию образования и науки;
г) уровень экономического развития определяется степенью овладения высокими технологиями.
16. На базе какого из объединений высокоразвитых стран сформирован Европейский парламент?
а) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
б) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
в) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
а) жесткий контроль над внешней и внутренней политикой со стороны советского руководства;
б) отставание от государств Западной Европы по основным показателям экономического развития;
в) стремление укрепить авторитет СССР на международной арене.
18. Назовите год, когда произошли события «пражской весны»:
19. Назовите восточноевропейскую страну, где в 1956 г. борьба за Демократию привела к вооруженному восстанию:
20. С каким из утверждений относительно демократических револю ций в странах Восточной Европы в конце 1980-х гг. вы согласны?
а) демократические революции носили мирный характер;
б) революции в странах Восточной Европы победили в результате вооруженного восстания;
в) в большинстве стран Восточной Европы демократические революции победили без вооруженной борьбы.
21. Назовите имя лидера, отказавшегося от проведения демокра тических реформ в одной из восточноевропейских стран и казненного после народного восстания в 1989 г.:
22. Назовите год, когда произошло воссоединение Германии:
23. Назовите год, когда Польша, Венгрия и Чехия стали членами НАТО:
25. «Югославская модель» социализма, сложившаяся в послевоенные годы, исключала:
а) самоуправление на производстве;
б) большую степень идеологической свободы, чем в других восточноевропейских странах;
в) монополию на власть одной партии;
г) политическую многопартийность;
д) хозяйственную самостоятельность предприятий, элементы рыночной экономики.
НОВЫЕ ЛЕВЫЕ
Само название «новые левые» связано с критическим отношением представителей этого движения к «старым левым» в виде традиционных социалистических и коммунистических партий. Термин «новые левые» появился в 1950-е годы во Франции, однако широкое распространение получил с начала 1960-х годов, когда английские историки-марксисты Э.П. Томпсон и П. Андерсон использовали его в названии нового журнала «New Left Review».
На формирование движения оказали влияние такие исторические события, как разоблачение «культа личности» Сталина, Венгерское восстание 1956 года, деколонизация и антиимпериалистическая борьба стран «третьего мира», Движение за гражданские права в США в 1960-е годы, Кубинская революция, «Вьетнамская война», маоизм и раскол в мировом коммунистическом движении. Согласно основной установке «новые левые», традиционная борьба за освобождение угнетённых классов, ориентирующаяся на привычные формы рабочего движения, обанкротилась, и ей на смену должна прийти политика, связанная с борьбой за права не только рабочего класса, но и других слоёв населения, подвергающихся угнетению: женщин, расовых, национальных и сексуальных меньшинств, студентов и безработных.
Теоретические основы движения «новых левых» складывались под влиянием идей А. Грамши, Ж.П. Сартра, основателей «Ситуационистского интернационала» Г. Дебора и Р. Ванейгема, теоретика национально-освободительного движения в «третьем мире» Ф. Фанона, Ч.Р. Миллса и таких представителей франкфуртской школы, как Т. Адорно и Г. Маркузе. Последний, отмечая, что механизмы массового потребления и массовой культуры полностью нейтрализовали возможности организованного сопротивления в виде рабочих партий и профсоюзов, связывал преодоление социального отчуждения и эмансипацию от «общества потребления» с активностью различных маргинальных групп, не интегрированных полностью в систему капиталистического общества (студенты, безработные, национальные меньшинства и т. п.).
новые левые
, массовое радикальное движение молодежи (преимущественно образованной) в западных странах во второй половине 20 в.
Новые левые появились в конце 1950-х гг. как альтернатива «старым левым» — коммунистам, дискредитировавшим себя в глазах радикалов (разоблаченными преступлениями И. Сталина, подавлением венгерского восстания 1956 г.), и социал-демократам (из-за их переориентировки в сторону либерализма). В отличие от них, новые левые декларировали неограниченную индивидуальную свободу, неприятие всякого насилия над личностью со стороны государства и общества и, как следствие, полную правовую и моральную реабилитацию любых дискриминируемых групп: негров и других национальных меньшинств, женщин, коммунистов, атеистов, гомосексуалистов, наркоманов и т. д. Эти требования обосновывались смесью разнородных, в прошлом считавшихся несовместимыми доктрин: марксизма, анархизма, пацифизма, фрейдизма, экзистенциализма и других. Отрицая любую цивилизацию, базирующуюся на примате материальных ценностей (то есть и капитализм, и советский социализм), движение новых левых в период своего высшего подъема в конце 1960-х гг. поставило ряд западных стран (особенно Францию, США и Западную Германию) на грань социального и политического кризиса.
В превращении новых левых в массовое движение евреи сыграли едва ли не решающую роль. Еврейского происхождения были почти все мыслители, у которых новые левые почерпнули свои идеи и идеологические установки — Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Э. Фромм, А. Дойчер, В. Беньямин, П. Гудмен (1911–72) и некоторые другие. Евреи принимали и самое активное участие в этом движении на раннем его этапе. Так, в США, на родине новых левых (где в середине 1960-х гг. евреи составляли три процента населения и десять процентов студентов университетов и колледжей), более половины лидеров и членов леворадикальных организаций в Калифорнийском университете в Беркли, 63% в составе Ассоциации чикагских студентов и 90% участников подобных студенческих организаций Мичиганского университета были евреями. Вскоре аналогичной стала картина в Гарвардском университете, Университете Северной Каролины и многих других. В крупнейшей общенациональной организации новых левых в США «Студенты за демократическое общество» в 1966 г. евреи составляли 50% членов, почти все руководство и 46% делегатов ежегодной конференции. Евреи — студенты и выпускники университетов — были основной силой в политических акциях новых левых, в многотысячных манифестациях (не менее трети участников) против войны во Вьетнаме; в маршах протеста в южные штаты против неравноправия негров (две трети участников, не принадлежащих к негритянскому населению, летом 1961 г. и до половины участников летом 1964 г.); в захвате университетских городков; в пикетах у военных баз и атомных электростанций и т. д. Они же составляли треть задержанных полицией участников этих акций, а также большинство ораторов, призывавших на массовых митингах к «великому отказу от буржуазных ценностей» — от преданности работе, от материального и любого другого внешнего успеха, «семейного рабства», традиционной морали и т. д. Весьма значительным было участие евреев и в движении битников и хиппи — в группах и общинах молодежи, стремившихся еще в 1950–60-х гг. реализовать на практике социальные и нравственные установки новых левых: добровольную бедность, уход от буржуазного комфорта, сексуальную свободу, бродяжничество и т. п. Хотя за пределами США данные о национальной принадлежности членов движения новых левых отсутствуют, несомненным является еврейское происхождение многих его участников в Аргентине, Бразилии, Чили и в других странах Латинской Америки, а также в ряде стран Западной Европы, прежде всего в Англии, Италии и Франции (где «Движение 22 марта», потрясшее страну в мае–июне 1968 г., возглавил немецкий еврей Д. Кон-Бендит). Являясь в целом до конца 1960-х гг. движением по преимуществу выходцев из верхушки среднего класса (отсюда название «бунт привилегированных»), новые левые почти везде стали влиятельной силой и включили большое число ассимилированных (см. Ассимиляция) потомков еврейских эмигрантов (второе и третье поколение), избравших интеллектуальные и творческие профессии. От своих отцов (которые, благодаря сильным позициям в издательском деле и средствах массовой информации, немало способствовали распространению влияния новых левых) они переняли типичные для интеллектуальной элиты тех лет левые симпатии, универсалистские идеалы и обостренное чувство справедливости, развившееся у новых левых в самоотверженную готовность бороться против всякого угнетения, за общечеловеческое счастье.
Этому космополитическому идеализму суждено было, однако, потерпеть крах: с конца 1960-х гг. движение новых левых в целом обернулось против евреев. Вначале это проявилось во враждебности к Израилю и сионизму, а затем — как неприкрытый антисемитизм. Этот поворот был подготовлен массовым притоком (особенно в середине 1960-х гг.) в ряды новых левых выходцев из менее обеспеченных и образованных слоев населения (в США — прежде всего негров), обнаруживших склонность к сектантству и нетерпимости, а потому легко поддавшихся стремлению коммунистов и троцкистов вытеснить из движения первоначальные идеалы индивидуальной свободы и самоценности личности и заменить их классовыми установками. Восторжествовавшие среди значительной части новых левых идеологические стереотипы мировой революции с главной ролью в ней народов так называемого «третьего мира», однозначное отнесение к последним всех арабских государств и движений, независимо от их режимов и целей, неизбежно переместили в глазах этих новых левых Израиль и сионизм в лагерь мирового империализма и колониализма. Изменилось и отношение к евреям-активистам новых левых как из-за их симпатий к Израилю, так и вследствие их социального происхождения, признанного классово чуждым. Победа Израиля в Шестидневной войне и американская помощь ему породили уже прямой, подкрепляемый революционной фразеологией антиизраильский и антисионистский экстремизм: «Израиль — расистское и экспансионистское государство, не имеющее права на существование» («Студенты за демократическое общество», США); «Израиль — форпост американского империализма и колониализма на Ближнем Востоке» (журнал левых интеллектуалов «Блеттер фюр дойче унд интернационале политик», Западная Германия); «Сионизм — это религиозный фашизм» (журнал «Соушелист лидер», Англия) и даже: «В интересах революции не только десионизация, но и деевреизация Ближнего Востока» («Черные пантеры», США). Многие новые левые оправдывали и героизировали действия арабских террористов, в том числе убийство ими мирных жителей, а также израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде (см. Государство Израиль. Спорт), и часто распространяли свою враждебность на всех евреев, возмущаясь взрывом роста национального самосознания и солидарности с Израилем в мировом еврействе, вызванным Шестидневной войной. В 1970-х гг. некоторые левацкие радикальные группы новых левых в Западной Европе и Японии приняли участие в антиизраильском терроре совместно с арабскими организациями (например, германские новые левые в захвате самолета в 1976 г., см. «Энтеббе» операция) и даже самостоятельно (убийство пассажиров в израильском аэропорту имени Д. Бен-Гуриона членами японской «Красной армии», 1972). Неодобрительно, как «типично еврейское поведение», начинает оцениваться и большое участие евреев, по сравнению с другими национальными и религиозными группами, в самом движении новых левых. Такие установки позволили быстро усвоить ряд идей и лозунгов новых левых некоторым из наиболее экстремистских арабских организаций (Народный фронт освобождения Палестины, фракции иракской и сирийской ветвей партии Ба‘ас и другие) и придать им еще более радикальную антиеврейскую заостренность. Под их влиянием на откровенно антисемитские позиции перешли относившие себя к новым левым многочисленные организации обучавшихся в США и Западной Европе студентов из стран Азии и Африки, а нередко и солидаризировавшаяся с ними местная радикальная молодежь (особенно в ФРГ, а также в США, где экстремисты негритянского движения, пренебрегая самоотверженным участием еврейской молодежи в борьбе за равноправие негров, отнесли все американское еврейство к эксплуататорам). В то же время антиизраильская ориентация новых левых вызвала неодобрение влиятельнейших идеологов движения Ж.-П. Сартра и Г. Маркузе.
Еврейская интеллигенция по-разному отреагировала на «левый антисемитизм». Часть ее поддержала или даже возглавила в конце 1960-х — начале 1970-х гг. резкий поворот всего западного еврейства, а в значительной степени и всего западного мира в целом в сторону консерватизма; например, ведущими фигурами так называемого неоконсерватизма в этих странах стали Р. Арон, Н. Подгорец и ряд других интеллектуалов еврейского происхождения. Некоторые, разочаровавшись в левом радикализме, примкнули к сионистскому движению, нередко к группам правоэкстремистского толка. Была, правда, сделана энергичная попытка создать отдельное еврейское леворадикальное движение («еврейские новые левые»), совмещавшее участие в борьбе за общие всем левым цели — антивоенные, экологические и т. д. — с защитой еврейских интересов (в частности, права советских евреев на эмиграцию). Добившись за несколько лет определенных успехов (в 1968 г. — отдельные группы и две газеты — «Джуиш либерейшн джорнал» в Нью-Йорке и «Джуиш радикал» в Беркли; спустя пять лет — 65 изданий и более 100 ассоциаций, в том числе «Радикальный сионистский альянс» в Нью-Йорке и аналогичные организации во многих других университетских городах), движение затем почти сошло со сцены, не сумев примирить левый радикализм и сионистские идеалы. Недолго просуществовали и небольшие группы новых левых в Израиле ( Сиах — Смол исреэли хадаш, `Новые израильские левые`), а также частично Мокед, Мацпен, Израильский социалистический союз и некоторые другие; см. Государство Израиль. Политическая жизнь, партии), которые возникли в конце 1960-х гг. под влиянием леворадикального движения в Западной Европе и особенно в США и как реакция на нерешенные проблемы израильской действительности (судьба контролируемых территорий, межобщинные отношения и другие).
Большинство исследователей движения новых левых считает, в частности, что оно положило конец традиционной склонности многих еврейских интеллектуалов к левому радикализму. Некоторые, однако, утверждают, что такая склонность неизбежна в странах рассеяния, особенно в условиях обострения постоянно существующего там антисемитизма.
Контрольно-измерительные материалы по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СИБИРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
программы подготовки специалистов среднего звена
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Цикловой методической комиссией
от «__» _________ 20___ г.
Разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)
Председатель цикловой методической комиссии
— знание дат и периодизации отечественной истории;
— знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса, знание исторических понятий, терминов;
— знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов;
— установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов;
— соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов;
— группировка исторической информации;
— систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса;
— выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов;
— анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей;
— анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
— умение извлекать информацию из источника;
— характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника;
— выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте;
— анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий.
Сборник составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине История и предназначен для студентов 2 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Предлагаемый сборник содержит 3 тестовых заданий и предназначен для вас в качестве пособия для самопроверки по пройденному материалу дисциплины «История» в течение первого года обучения в колледже.
Сборник тестов построен по проблемно-хронологическому принципу и соответствует всем темам учебных занятий по указанной дисциплине.
Большинство вопросов посвящено сравнительно небольшим периодам времени или отдельным проблемам, событиям, понятиям.
Обратите внимание на то, что знание одного и того же исторического явления, события может проверяться вопросами разного типа. Это позволит вам увереннее овладеть материалом.
Необходимо отметить, что практически все вопросы в сборнике даются в единообразной форме, что облегчает понимание задания. К каждому вопросу дается от трех и более вариантов ответов. Если вариантов ответа в вопросе три – значит правильный вариант ответа – один. Если более трех – значит, вариантов ответов больше. В то же время вопросы сформулированы так, что проверяется, насколько это возможно, весь необходимый для вас спектр знаний и умений.
100% – 90% правильных ответов – оценка «5»;
Если вы не справились с заданием, рекомендуем обратиться к учебнику или сборнику лекций по учебной дисциплине для восполнения пробелов в знаниях. Уверены, что у вас все получится.
Мир во второй половине XX века
Выберите правильный вариант ответа:
1. Причинами возникновения холодной войны являются:
а) разногласия между православной церковью и другими направлениями христианства;
б) требования США о возвращении СССР долгов по ленд-лизу;
в) соперничество между СССР и США в военно-технической сфере;
г) стремление правящих кругов СССР и США утвердить свою систему ценностей, образ жизни и миропонимания в качестве универсальных.
д) борьба за сферы влияния между СССР, США и Великобританией.
2. Назовите год, когда была провозглашена «доктрина Трумэна»:
3. Цель «доктрины Трумэна» состояла в том, чтобы:
а) предотвратить переход под контроль СССР территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения интересов безопасности США;
б) изолировать СССР на международной арене, исключить его из ООН;
в) запретить в США Коммунистическую партию;
г) подготовиться к ядерной войне с СССР.
4. Продолжите фразу: «Согласно «плану Маршалла», США. «:
а) обязались обеспечить проведение демократических выборов в странах, освободившихся от гитлеровского ига;
б) выделяли странам Европы экономическую помощь для преодоления последствий войны;
в) предоставляли военную помощь странам Западной Европы.
5. Назовите год, когда были созданы два германских государства — Западная (ФРГ) и Восточная (ГДР) Германии:
6. Какие государства в 1949 г. создали «Совет экономической Взаимопомощи» (СЭВ)?
а) Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург;
б) США, Канада и страны Западной Европы.
в) СССР и государства Восточной Европы.
7. Назовите год, когда была создана Организация Варшавского Договора:
8. Организация Варшавского Договора являлась военно-политическим союзом следующих государств:
а) СССР и дружественных ему стран Восточной Европы;
в) США, Канады и Западной Европы.
9. Военно-политический союз НАТО включил в себя страны:
б) США, Канаду и страны Западной Европы;
в) СССР и страны Восточной Европы.
10. Мирный договор и договор безопасности 1951 г. между США и Японией не содержали следующего положения:
а) о праве США содержать военные базы в Японии;
б) о лишении Японии колониальных владений;
в) о разграничении между США и Японией сфер влияния в Азии.
11. «Годом Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрела независимость, принято считать:
12. Что из перечисленного не является причиной обострения внутренних конфликтов в освободившихся от колониального господства странах?
а) неоднородный этнический состав населения, межплеменное (межклановое) противоборство за контроль над центральной властью;
б) границы, не совпадающие с религиозными и этническими, произвольно установленные колонизаторами;
в) низкий уровень жизни, определяющий особую остроту социальных противоречий;
г) между освободившимися странами усиливается борьба за рынки сбыта производимой продукции.
13. Какую роль сыграла военная мощь СССР и США в Карибском кризисе 1962 г.?
а) военная мощь была использована в ходе боевых действий;
б) военная мощь применялась как фактор устрашения оппонента;
в) военная мощь не сыграла никакой роли.
14. Назовите страны, оказавшиеся расколотыми в результате конфликтов «холодной войны»:
а) Китай, Корея, Германия, Вьетнам;
б) Иран, Турция, Греция, Египет;
в) Япония, Индия, Югославия, Чехословакия.
15. В каком из городов Европы в 1961 г. была возведена перегородившая его стена, ставшая символом «холодной войны»:
16. Что побуждало лидеров стран, освободившихся от колониальной зависимости, обращаться к вопросу о выборе модели (пути) развития?
а) желание разрушить традиционный уклад жизни;
б) стремление к скорейшему осуществлению модернизации, преодолению экономической отсталости;
в) расчет на завоевание голосов избирателей на парламентских выборах;
г) намерение укрепить военную мощь и подготовиться к завоеванию соседних стран.
17. Для периода «холодной войны» характерной чертой не являлось:
а) соперничество между СССР и США;
б) создание военно-блоковых систем;
в) постоянное внимание лидеров СССР и США к наращиванию военной мощи;
г) попытки уничтожить соперников в ядерной войне.
18. Что препятствовало углублению разрядки международной напряженности 1970-х гг.?
а) лидеры СССР и США проявили понимание лежащей на них ответственности за судьбы мира;
б) возрастающее влияние на политику ведущих стран мира стало оказывать антивоенное движение;
в) политика «холодной войны» встречала возрастающее осуждение большинства стран мира, входящих в движение неприсоединения;
19. По программе СОИ, о начале работы над которой было заявлено в США в 1983 г., предполагалось:
а) осуществить совместный с СССР пилотируемый полет на Марс;
б) создать систему противоракетной обороны подводного базирования;
20. Почему идеи нового политического мышления, предложенные М.С. Горбачевым, позволили улучшить международную обстановку, отойти от политики «холодной войны»?
а) они были настолько убедительны, апеллировали к чувству самосохранения народов и лидеров, что их невозможно было отвергнуть;
б) они сопровождались конкретными шагами, односторонними уступками СССР, что убедило лидеров стран НАТО в серьезности советских намерений;
в) они встретили настолько сильную поддержку общественности в странах НАТО, что их лидеры не смогли их проигнорировать.
а) переходом к политике изоляционизма на международной арене;
б) ускорением работ по созданию новых видов оружия;
в) выявлением «неблагонадежных» граждан, «агентов мирового коммунизма», проникших в ряды государственных служащих;
г) содействием обеспечению равенства белых и небелых граждан, наказанием тех руководителей, которые препятствовали продвижению афроамериканцев на государственную службу.
22. Закон Тафта-Хартли предполагал:
а) государственные закупки продукции американских фермеров;
б) введение государственного регулирования трудовых отношений;
в) запрещение торговли с СССР и другими социалистическими странами.
23. Как называлась организация, стремившаяся методами террора покончить с расизмом в США?
24. Кто из президентов США столкнулся с угрозой импичмента и подал в отставку:
25. С именем какого из президентов США связано проведение неоконсервативной революции, ускоренной модернизации экономики?
26. Фамилию кого из президентов США необходимо вставить в следующее предложение: «В годы пребывания у власти. произошла значительная эволюция политики в отношении СССР — от полного отказа поддерживать какие-либо отношения с советской «империей зла» до установления отношений сотрудничества в деле уменьшения угрозы ядерной войны»:
27. Практика отношений социального партнерства не подразумевает:
а) участия рабочих в управлении производством;
б) представительства профсоюзов в наблюдательных советах компаний;
в) выпуска рабочих акций, обеспечивающих работникам долю в прибылях;
г) уравнительного распределения получаемой прибыли.
28. Характерной чертой социально ориентированной рыночной экономики является:
а) увеличение продолжительности рабочего дня и интенсивности труда;
б) сокращение государственной поддержки малоимущим;
в) большая часть бюджетных расходов направляется на военные цели;
г) государство содействует созданию новых рабочих мест, стремясь обеспечить полную занятость.
29. Наиболее развитая модель социально ориентированной экономики сложилась в:
30. Какие слои населения стран Западной Европы в наибольшей степени были склонны поддержать идеи новых левых?
а) фермеры и мелкие городские собственники;
б) неквалифицированные рабочие промышленности и транспорта;
в) безработные, деклассированные элементы, преступный мир;
г) молодежь, особенно студенчество, интеллектуалы;
д) этнические и сексуальные меньшинства.
31. События, произошедшие в 1968 г. во Франции и получившие название «красный май», начались:
а) с попытки военного переворота;
б) с массовых выступлений транспортных рабочих;
г) со студенческих волнений;
д) с забастовки коммунальных служащих.
32. Идеи еврокоммунизма получили распространение в коммунистических партиях Италии, Испании, Франции и других стран Европы:
33. Что было нехарактерно для неоконсервативных лозунгов:
а) призывы к возрождению авторитета семьи, школы, церкви;
б) обращение к патриотическим чувствам;
в) требования расширить объем социальных пособий;
г) жесткое соблюдение норм законности и порядка;
д) поддержка духа предприимчивости, инициативы.
34. Целями модернизации 1980-х гг. в США и странах Западной Европы являлось достижение следующих результатов:
а) поддержка нерентабельных предприятий;
б) создание автоматизированных и роботизированных производственных комплексов, овладение высокими технологиями;
в) переход к административно-командным методам управления экономикой;
г) ликвидация профсоюзного движения.
35. Какая из отмеченных черт не относится к характерным для информационного общества?
а) достигается полная гармония в межнациональных отношениях;
б) важнейшим капиталом становится человек, его творческий, интеллектуальный потенциал;
в) особое внимание уделяется развитию образования и науки;
г) уровень экономического развития определяется степенью овладения высокими технологиями.
36. На базе какого из объединений высокоразвитых стран сформирован Европейский парламент?
а) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
б) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
в) Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).
а) жесткий контроль над внешней и внутренней политикой со стороны советского руководства;
б) отставание от государств Западной Европы по основным показателям экономического развития;
в) стремление укрепить авторитет СССР на международной арене.
38. Назовите год, когда произошли события «пражской весны»:
39. Назовите восточноевропейскую страну, где в 1956 г. борьба за Демократию привела к вооруженному восстанию:
40. С каким из утверждений относительно демократических революций в странах Восточной Европы в конце 1980-х гг. вы согласны?
а) демократические революции носили мирный характер;
б) революции в странах Восточной Европы победили в результате вооруженного восстания;
в) в большинстве стран Восточной Европы демократические революции победили без вооруженной борьбы.
41. Назовите имя лидера, отказавшегося от проведения демократических реформ в одной из восточноевропейских стран и казненного после народного восстания в 1989 г.:
42. Назовите год, когда произошло воссоединение Германии:
43. Назовите год, когда Польша, Венгрия и Чехия стали членами НАТО:
45. «Югославская модель» социализма, сложившаяся в послевоенные годы, исключала:
а) самоуправление на производстве;
б) большую степень идеологической свободы, чем в других восточноевропейских странах;
в) монополию на власть одной партии;
г) политическую многопартийность;
д) хозяйственную самостоятельность предприятий, элементы рыночной экономики.
CCCР в 1945 – 1991 гг.
Выберите правильный вариант ответа:
1. Последствиями Великой Отечественной войны стали (правильных ответов – 4):
а) экономический кризис;
б) увеличение экономического потенциала восточных регионов страны;
в) низкий материальный уровень жизни;
г) духовный упадок и усталость населения;
д) ожидание демократизации общественной жизни;
е) готовность к восстановительным работам.
2. Хрущевские реформы в экономике и государственном управлении (правильных ответов – 4) :
а) подъем целины;
б) переход к территориальному управлению;
в) автоматизация производства, внедрение ЭВМ, компьютеров в управление;
г) создание новых отраслей промышленности;
д) отмена налогов с колхозников;
е) реорганизация МТС.
3. Организация, созданная странами Восточной Европы в 1949 г. :
а) общий рынок;
б) Варшавский Договор;
в) НАТО;
г) Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).
4. Общие результаты развития СССР в послевоенный период (правильных ответов – 3) :
а) перевод экономики и социальной сферы на мировые рельсы;
б) восстановление экономики, ликвидация разрухи;
в) ослабление командно-административной системы;
г) формирование общественного мнения о необходимости перемен;
д) окончание холодной войны.
5. Съезд КПСС, вошедший в историю как съезд, разоблачивший культ личности Сталина и внесший большие изменения в политику КПСС :
а) XIX;
б) XX;
в) XXII;
г) XXIII.
6. Политические процессы послевоенного периода (правильных ответов – 2) :
а) «Ленинградское дело»;
б) «дело врачей»;
в) «шахтинское дело»;
г) «дело троцкистско-зиновьевского блока»;
7. Начало «холодной войны» положил(а) …:
а) «Доктрина Трумена»;
б) план Маршалла;
в) интервью И.В.Сталина газете «Правда»;
г) речь У.Черчилля в Фултоне
8. Преобразования Н.С.Хрущева в общественно-политической жизни (правильных ответов – 4) :
а) реформа судебной системы;
б) новое уголовное законодательство;
в) положение о прокурорском надзоре;
г) сужение прав союзных республик;
д) возвращение на родину и восстановление автономии депортированных народов;
е) прекращение репатриации иностранных граждан.
9. Итоги хрущевской «оттепели» (правильных ответов – 2) :
а) частичное обновление политической и социальной сфер;
б) экономические реформы привели к улучшению экономического положения;
в) обострение жилищной проблемы;
г) временное смягчение международной обстановки
10. В борьбе за власть после смерти И.В. Сталина победил :
а) Н.С. Хрущев;
б) В.М. Молотов;
в) Л.П. Берия;
г) К.Е. Ворошилов;
д) Л.И. Брежнев;
е) Г.М. Маленков.
11. Основные направления внешней политики СССР в первые послевоенные годы (правильных ответов – 3) :
а) сотрудничество со странами Восточной Европы;
б) участие в международном социалистическом движении;
в) взаимоотношения с капиталистическими странами на основе мирного сосуществования;
г) участие в движении сторонников мира;
д) подготовка к новой мировой войне.
12. Основные направления и события внешнеполитической деятельности СССР в период правления Хрущева (правильных ответов – 3) :
а) соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией;
б) осложнение советско-югославских отношений;
в) развитие отношений с развивающимися странами;
г) свертывание прямых контактов между высшими руководителями СССР и западных стран;
д) решение проблем разоружения.
13. Политика десталинизации в период правления Н.С. Хрущева предполагала … (правильных ответов – 3) :
а) прекращение «дела врачей»;
б) осуждение участников «менгрельского дела»;
в) назначение Л.П. Берии Председателем Верховного Совета СССР;
г) критика культа личности Сталина;
д) реабилитация жертв репрессий.
14. Реформы Н.С. Хрущева были … ;
а) последовательными;
б) основанными на научных исследованиях;
в) незавершенными;
г) эффективными.
15. Реформы Н.С. Хрущева в социальной сфере (правильных ответов – 2) :
а) совершенствование рабочего и пенсионного законодательства;
б) сокращение жилищного строительства;
в) введение комплексного принципа застройки жилья;
г) введение оплаты за обучение в школах и вузах.
16. Определите главных претендентов на власть, после смерти Сталина (правильных ответов – 3):
17. Выберите причину ареста Берии Л.П.:
а) обвинение в незаконных репрессиях;
б) обвинение в неумелом руководстве МГБ;
в) обвинение в сотрудничестве с империалистическими разведками;
г) обвинение в заговоре для восстановления господства буржуазии.
18. В каком году развернулась компания по освоению целины:
19. Какая из реформ в экономике не относится к реформам Хрущева Н.С.:
а) повышение закупочных цен на колхозную продукцию;
б) сокращение нерентабельных предприятий;
в) повышение технического уровня производства;
г) развитие атомной энергетики
20. Найдите реформы проведенные в образовании (правильных ответов – 2):
а) новые правила приема в вузы;
б) введение восьмилетнего обучения;
в) укрупнение школ, путем закрытия малочисленных;
21. Продолжите словесный ряд:
А.Ахматова, А.Твардовский, М.Зощенко……
22. Соотнесите термины и их значения:
а) важнейшая составная часть номенклатуры.
б) форма национальной нетерпимости, враждебное отношение к евреям.
в)перемещение руководящих кадров
г)политические действия направленные на завоевания общественного доверия путем заведомо невыполнимых обещаний
д) преобладание власти одного лица в государстве или в коллективе.
е) восстановление в правах, восстановление доброго имени.
23. В каком году была образована Организация Варшавского Договора:
24. Что явилось пиком противостояния между системами капитализма и социализма:
а) «Карибский кризис» 1962 г.;
б) позиция СССР по германскому вопросу;
в) проблема отношений с государствами «третьего мира»;
г) введение войск СССР в Венгрию.
25. В чем причины отставки Н.С.Хрущева:
а) административные экспромты Хрущева, кадровая чехарда;
б) сокращение Вооруженных Сил;
в) провал экономической политики;
г) нормализация отношений с западными странами.
26. Что из перечисленного можно определить как причину перестройки?
а) обострение отношений с США в начале 80-х гг.;
б) успехи социальной политики в СССР;
в) гонка вооружений подрывала экономику СССР.
27. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?(правильных ответов – 3)
а) созыв съезда народных депутатов СССР;
б) образование Государственной Думы;
в) введение поста Президента в стране;
г) отмена 6-й статьи Конституции.
28. Найдите правильное высказывание:
а) политические реформы в СССР привели к росту авторитета КПСС;
б) в результате политических реформ КПСС потеряла монополию власти;
в) итогом политических реформ в СССР стало увеличение числа членов КПСС.
29. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?
а) Литва;
б) Эстония;
в) Украина.
а) 1985 г.;
б) 1986 г. ;
в) 1988 г.
31. М.С. Горбачёв был избран Президентом СССР:
а) всенародным голосованием;
б) съездом народных депутатов;
в) Пленумом ЦК КПСС;
г) Государственной Думой.
32. Высшая законодательная власть в РФ принадлежит:
а) Федеральному собранию;
б) Верховному Суду;
в) Правительству;
г) Президенту.
33. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает:
а) использование военной силы в решении спорных вопросов;
б) свёртывание торговых отношений со странами Запада;
в) восстановление «железного занавеса» ;
г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение.
34. Какое из названных понятий относится к политической жизни в СССР в период перестройки?
а) «антипартийная группа»;
б) идеологический диктат;
в) многопартийность;
г) общество развитого социализма.
35. Законы СССР «О кооперации» и «Об аренде и арендных отношениях в СССР» были приняты во время правления:
а) Л.И. Брежнева;
б) Ю.В. Андропова;
в) М.С. Горбачёва;
г) Б.Н. Ельцина.
36. Понятия «перестройка», «ускорение», «гласность» связаны с политикой:
а) Н.С. Хрущёва;
б) Л.И. Брежнева ;
в) Ю.В. Андропова;
г) М.С. Горбачёва.
37. Основная причина перехода СССР к политике перестройки:
а) резкое обострение международной обстановки;
б) необходимость интенсивного освоения Сибири и Дальнего Востока;
в) затяжной экономический и политический кризис в стране;
г) массовые выступления населения.
Россия и мир на рубеже XX – XXI вв.
2. Что произошло во время кризиса власти в России осенью 1993 г.?
а) самороспуск парламента –Верховного Совета России;
б) противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти;
в) образование ГКЧП;
г) выступление партийной номенклатуры против власти.
3. Ныне действующая Конституция РФ была принят:
б) Государственной Думой РФ;
в) Верховным Советом РФ;
г) всенародным референдумом
4. Выдающиеся деятели культуры России конца 1990-х гг.:
а) А. А. Ахматова и М. И. Цветаева;
б) М. И. Цветаева и Д. С. Лихачев;
в) Д. С. Лихачев и А. Д. Сахаров;
г) А. Д. Сахаров и А. А. Ахматова.
5. Передача или продажа государственной собственности с использованием именных чеков в России в начале 1990-х гг. получила название:
г) ваучерная приватизация.
6. Переход СССР и других стран бывшего «социалистического лагеря» от тоталитарной модели развития к обществу с рыночной экономикой, демократической общественно-политической системой называют периодом:
7. Что стало новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг.?
а) проведение выборов на безальтернативной основе;
б) провозглашение курса на обновление социализма;
в) развертывание движения диссидентов;
г) предвыборная борьба партий и блоков за голоса избирателей
8. Приоритетным направлением социальной политики современное российское государство провозглашает:
а) финансовую поддержку семей, имеющих детей любого возраста;
б) повышение зарплаты работникам сферы культуры;
в) борьбу с безработицей;
г) борьбу с бедностью.
9. Каким из перечисленных ниже явлений сопровождался финансовый кризис в России в августе 1998 г.?
а) ликвидацией системы коммерческих банков;
б) дефицитом товаров широкого потребления;
в) обесцениванием денежных сбережений населения;
г) обменом старых денежных купюр на новые
10. Что было одной из целей радикальной экономической реформы, начатой в 1992 г.?
а) вывод из кризиса колхозно-совхозного сельского хозяйства;
б) передача всех промышленных предприятий в частные руки;
в) усиление централизации управления экономикой;
г) интеграция экономики России в мировое хозяйство.
11. Расположите следующие термины, понятия в хронологическом порядке их возникновения:
в) «разрядка международной напряженности»;
г) «многополярная система международных отношений».
12. Какие три из перечисленных ниже понятия характеризуют постсоветский период?
13. Какие три из перечисленных ниже черты характеризуют период
президентства В. В. Путина?
а) установление цензуры средств массовой информации;
б) укрепление позиций России на международной арене;
в) провозглашение курса на построение социалистического правового
г) приоритетное развитие военной промышленности;
д) осуществление программы национальных проектов в области
здравоохранения и образования;
е) привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.
14. Определите, в чем состоит значение перестройки в жизни Советского общества (правильных ответов – 3):
а) Заложила основы становления рыночных отношений;
б) Усилился партийный диктат в духовной жизни общества;
в) Были созданы предпосылки для перехода к демократии;
г) Началось возрождение многопартийности.
15. Когда состоялись первые выборы народных депутатов РСФСР:
а) 7 февраля 1989 года;
б) 9 апреля 1990 года;
в) 4 марта 1990 года;
г) 14 июня 1991 года.
16. Кто не входил в состав ГКЧП:
а) вице-президент Янаев Г.И.;
б) министр обороны Язов Д.Т;.
в) председатель Верховного совета Хасбулатов Р.И.;
г) председатель КГБ Крючков В.А.
17. Составте хронологическую таблицу: «Основные события Перестройки»:
б. 19 августа 1991 г.
2.отставка Президента СССР Горбачева М.С.
в. 28 октября 1991 г.
3.ратификация Беловежских соглашений.
г. 12 декабря 1991 г.
4. Декларация о суверенитете РСФСР.
д. 25 декабря 1991 г.
5. образование ГКЧП.
18.Определите, что включала программа Ельцина о переходе России к рынку (правильных ответов – 3):
а) либерализация цен и торговли;
в) земельная реформа;
г) внеэкономическое принуждение.
20.Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению Российской государственности (правильных ответов – 3):
а) реформа Федерального собрания;
б) конвертируемость рубля, финансовая реформа;
в) судебная и военная реформы;
г) аграрная реформа.
21.Что помогло правительству Российской Федерации повысить жизненный уровень населения:
а) модернизация промышленности;
б) реформы в сельском хозяйстве;
в) увеличение государственных расходов на развитие науки;
г) высокие мировые цены на нефть.
22.Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России (правильных ответов – 3):
а) восстановление отношений России с НАТО;
б) поддержка Россией ООН;
в) постоянное участие президента России в работе « большой восьмерки»;
г) диктат и усиление влияния на СНГ.
23. Формальной датой распада СССР принято считать:
а) 26 апреля 1986 г.;
б) 27 апреля 1987 г.;
в) 21 декабря 1991 г.;
24. Провозглашенная в феврале 1986 года и развернувшаяся в 1987 году идеологическая кампания носит название:
а) возвращения к «социализму с человеческим лицом»;
25. Вступление в силу Закона о печати, отменившего цензуру СМИ, произошло:
в) 1 августа 1990 г.;
26. Кто стал первым Президентом СССР?
27. Установите соответствие между событием и временем, когда оно произошло:
1) Первый Съезд народных депутатов СССР;
2) Первый Съезд народных депутатов РСФСР;
3) XIX конференция КПСС;
4) Референдум о сохранении СССР.
28. Противостояние Верховного Совета РЯФСР и новых органов формирующейся президентской республики переросло в открытый политический конфликт, сопровождавшийся кровопролитием:
29. Первая (ныне действующая) Конституция Российской Федерации принята:
а) 25 декабря 1991 г.;
б) 12 декабря 1993 г.;
г) 31 декабря 1999 г.
30. Кто был Президентом Российской Федерации в 2001 г.?
31. Установите соответствие между событием и временем, когда оно произошло.
1) Декларация России и США о прекращении «холодной войны»;
2) Первые выборы в Государственную Думу и Совет Федерации;
3) Всероссийский референдум о доверии политике Президента России;
4) Указ Президента Российской Федерации «О поэтапной конституционной реформе».
а) 1 февраля 1992 г.;
в) 25 апреля 1992 г.;
г) 21 сентября 1993 г.;
Д) 12 декабря 1993 г.
32. Раположите следующие события в хронологической последовательности:
а) Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе и роспуске Верховного Совета Российской Федерации»;
б) вторая чеченская военная кампания;
в) финансовый кризис в связи с дефолтом;
г) первая чеченская военная кампания.
33. Расположите следующие события в хронологической последовательности:
а) присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира»;
б) Пражский протокол о роспуске Организации Варшавского договора;
в) принятие России в Совет Европы;
г) учреждение постоянного Совета Россия – НАТО.