какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » И.З. Суриков “Детство” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

И.З. Суриков “Детство” Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь

Какое это стихотворение, грустное или веселое? Допишите предложение.

Это стихотворение более веселое, в нем много описаний забав и счастливого детства.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

2. Схема

Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.

Пример заполнения схемы словами из стихотворения:

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

3. Точное слово

Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.

Поэт вспоминает бабушку, дедушку, мать, их молчаливые занятия. Использует слова: Тихо, Только слышишь, Молча, Без конца.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

4. Проба пера

Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.

Мальчику приснилось как он ловил жар-птицу. Нарисуем жар-птицу:

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

5. Поиск

Какие чувства вызывают у поэта воспоминания детства? В какой строфе он об этом говорит? Запишите.

Запишем последнюю строфу, в которой поэт говорит, что детские года текли весело и без бед.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

6. Проба пера

Какой вы представляете семью? Как свою семью описывает поэт? Запишите.

Я представляю семью дружной, в ней все друг друга любят и уважают.

Поэт описывает свою семью за повседневными делами. Как бабушка рассказывает сказки и молится по утрам, как дед плетет лапти, а мать прядет лен.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

Источник

3 класс. Литературное чтение. Ефросинина. Рабочая тетрадь. Часть 2. Страницы 8, 9

Ответы к страницам 8 и 9

И.З. Суриков. Детство

2. Схема
Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.
какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните
Родина, детство: моя деревня, дом родной, друзья-мальчишки, матушка, бабушка, дед.

3. Точное слово
Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова …
Тихо всё кругом ;
Только слышишь – воет
Вьюга за окном.

Избу освещает
Огонёк светца,
Зимний вечер длится,
Длится без конца …

4. Проба пера
Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.
какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

5. Поиск
Какие чувства вызывают у поэта воспоминания детства? В какой строфе он говорит об этом? Запишите.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

6*. Проба пера
Какой вы представляете семью? Как свою семью описывает поэт? Напишите.
Я думаю, это очень добрая семья. Они все заняты своим делом делом. В деревне живется тяжело, поэтому им не до веселья.

Источник

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

И.З. Суриков. Детство

Стихи русских поэтов

Ответы к стр. 8 — 9

Иван Суриков
Детство

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернули санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.

Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поёт,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

1. Точное слово
Какое это стихотворение: грустное или весёлое? Допишите предложение.

2. Схема
Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

3. Точное слово
Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.

4. Проба пера
Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

5. Поиск
Какие чувства вызывают у поэта воспоминания детства? В какой строфе он говорит об этом? Запишите.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Я представляю свою семью, собравшуюся вместе за любимым делом. Поэт описывает семью в зимний тихий вечер, собравшуюся в доме: седая бабушка на печи, журчащим голосом рассказывающая внуку сказку, сгорбленный дед, плетущий лапти и мама за прялкой.

Источник

Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 91 (Школа России)

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 91 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3 и 4.

какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Смотреть картинку какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Картинка про какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните. Фото какие слова использует поэт чтобы передать описание тихого вечера в семье подчеркните

Учебник 1 часть — Страница 91.

То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Сравни два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? Докажи.

Стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» противоположны по настроению. В стихотворении «Зимнее утро» поэт восхищается зимней природой, её красотой, выпавшим снегом, он рад зиме. Настроение в стихотворении «Зимний вечер» тоскливое, унылое, грустное. Поэт призывает выпить с горя, чтобы на сердце стало веселей.

Прислушайся к звучанию стихотворения «Зимний вечер». Какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури?

Помогают передать вой ветра и завывание бури звуки [з], [в], [у] и [о]. Они встречаются в таких словах: буря, небо, мглою, кроет, крутя, зверь, завоет, заплачет, в окошко, постучит, завываньем.

К кому обращается поэт? Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?

Поэт обращается к своей няне Арине Родионовне. Он относится к ней с нежностью, с любовью. Об этом говорит то, как поэт обращается к ней: «моя старушка», «добрая подружка».

Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит Пушкин, чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

Всё стихотворение проникнуто унынием, печалью, тоской, одиночеством. Чтобы передать это настроение, поэт находит такие рифмы:
• кроет – завоет,
• крутя – дитя,
• обветшалой – запоздалый,
• зашумит – постучит.

Источник

Урок литературного чтения. И. Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов. 4 класс

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше — строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

Анализ стихотворения Детство по плану

Возможно вам будет интересно

Вот моя деревня: Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой;

Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой.

Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно.

Весь ты перезябнешь, — Руки не согнёшь, — И домой тихонько, Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой; Заберёшься на печь К бабушке седой.

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт.

Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…

И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказку говорить:

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку — Сердце так и мрёт; А в трубе сердито Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке… Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я.

Вот передо мною Чудный сад цветёт; В том саду большое Дерево растёт.

Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;

Прыгает в той клетке, Весело поёт, Ярким, чудным светом Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум-звон; Набежала стража В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили И ведут меня… И, дрожа от страха, Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит.

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Иван Суриков Детство

Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой;

Вот свернули санки И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой.

Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно.

Весь ты перезябнешь, — Руки не согнешь, — И домой тихонько, Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой; Заберёшься на печь К бабушке седой,

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном.

В уголке согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт.

Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца.

И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказку говорить:

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку — Сердце так и мрёт; А в трубе сердито Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке… Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я.

Вот передо мною Чудный сад цветёт; В том саду большое Дерево растёт.

Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;

Прыгает в той клетке, Весело поёт, Ярким, чудным светом Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили И ведут меня… И, дрожа от страха, Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит.

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

1. Точное слово Какое это стихотворение: грустное или весёлое? Допишите предложение.

2. Схема Как поэт говорит о Родине, о детстве? Заполните схему словами из стихотворения.

3. Точное слово Какие слова использует поэт, чтобы передать описание тихого вечера в семье? Подчеркните.

4. Проба пера Перечитайте описание сна мальчика. Сделайте иллюстрацию.

Ф.И.О аттестуемого педагога: Романчикова Ольга Михайловна.

Место работы: МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4класс, 1 часть

Тема урока. И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие мышления, субъектности и самостоятельности; формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.

предметные
: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;метапредметные: регулятивные —
формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
познавательные –анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные –обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные –проявлять интерес к изучению темы;воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.
Оборудование: лапти сувенирные, толковый словарь Ожегова С.И., мультимедийный проектор, экран.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии: ИКТ технология (интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Как называлось место в доме, где плёл лапти дед? Где пряла матушка? (Сведения из окружающего мира за 3класс.) — Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ? — Прочитайте, светло ли в доме?

О чём мальчик просил свою бабушку? — Почему – рассказать, а не прочитать?

Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?

С любовью и лаской. — Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные. — Рассказать сказку. — Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно — это устное народное творчество. — Русскую народную сказку «Иван – царевич и Серый Волк». — Замирает от волнения. — Эпитет — злой, олицетворение — поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

Текст для исследования: И. З. Суриков «Детство»
Тема
1) Составление характеристики героя стихотворения — автора. 2) Установление фактов биографии И. З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом. 3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы. 4) Выяснения общего в замысле И. З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо. 5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела «Снежок порхает, кружится…», именно К. Д. Ушинского «Мороз не страшен». 5) Объяснения значения выражения «Детство – пора золотая».
Задание 6 (З)Учебник, с. 108, И. Суриков «Детство».
Объясните значение слов «кубарем», «перезябнешь», «светец».Назовите главную мысль стихотворения И. Сурикова «Детство».Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, которые использует автор в стихотворении «Детство».Назовите слова и выражения, помогающие ярко представить сказку, которую рассказывает бабушка.Дальнейшая беседа ведётся по алгоритму работы с лирическим текстом. См. ТК № 1 для 2-го класса.
Задание 7 (П)
Верно ли, что в тексте стихотворения И. Сурикова описывается настоящая дружба? Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.Можно ли утверждать, что друзья главного героя в стихотворении И. Сурикова сочувствовали ему? Обоснуйте своё мнение.Можно ли утверждать, что любовь и понимание близких людей может сделать человека счастливым? Обоснуйте своё мнение.Верно ли, что герой стихотворения И. Сурикова не был счастлив в семье? Обоснуйте своё мнение.
Задание 8 (У)с взаимооценкой.
Выберите отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство», в котором автор, на ваш взгляд, счастлив, и прочитайте его выразительно, используя соответствующие интонации.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Вот моя деревня: Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой;

Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой.

Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно.

Весь ты перезябнешь, — Руки не согнёшь, — И домой тихонько, Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой; Заберёшься на печь К бабушке седой.

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь: воет Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт.

Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…

И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказку говорить:

Как Иван-царевич Птицу-жар поймал, Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку — Сердце так и мрёт; А в трубе сердито Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке… Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я.

Вот передо мною Чудный сад цветёт; В том саду большое Дерево растёт.

Золотая клетка На сучке висит; В этой клетке птица Точно жар горит;

Прыгает в той клетке, Весело поёт, Ярким, чудным светом Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум-звон; Набежала стража В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили И ведут меня… И, дрожа от страха, Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит.

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

Ф.И.О аттестуемого педагога: Романчикова Ольга Михайловна.

Место работы: МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области.

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4класс, 1 часть

Тема урока. И.З.Суриков «Детство». Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Цели: познакомить обучающихся со стихотворением И. Сурикова «Детство»; понимать настроение поэта; развивать умение анализировать текст, выделять главное; обучать выразительному чтению стихов; развитие мышления, субъектности и самостоятельности; формировать умение сравнивать поэтический и прозаический тексты по теме, воспитывать любовь к малой родине; уважение к старшим членам семьи.

предметные
: использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;метапредметные: регулятивные —
формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
познавательные –анализ текста, выделение в нём главной мысли; коммуникативные –обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные –проявлять интерес к изучению темы;воспитание чувства гордости за свою Родину. её историю, народ.
Оборудование: лапти сувенирные, толковый словарь Ожегова С.И., мультимедийный проектор, экран.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Применяемые технологии: ИКТ технология (интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство.

Как называлось место в доме, где плёл лапти дед? Где пряла матушка? (Сведения из окружающего мира за 3класс.) — Почему маму поэт называет МАТУШКОЙ? — Прочитайте, светло ли в доме?

О чём мальчик просил свою бабушку? — Почему – рассказать, а не прочитать?

Прочитайте последнее четверостишие. Какие мысли хотел донести до вас И.З.Суриков?

С любовью и лаской. — Свет от светца слабый, а на улице очень темно от вьюги. Зимой дни короткие, а ночи длинные. — Рассказать сказку. — Раньше книги были дорогими и редкими, а сказки передавались из поколения в поколение устно — это устное народное творчество. — Русскую народную сказку «Иван – царевич и Серый Волк». — Замирает от волнения. — Эпитет — злой, олицетворение — поёт, чтобы показать, как мальчику было страшно.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ТЕМА «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»

Текст для исследования: И. З. Суриков «Детство»
Тема
1) Составление характеристики героя стихотворения — автора. 2) Установление фактов биографии И. З. Сурикова с помощью стихотворения и сравнение с биографическим текстом. 3) Выразительное чтение отрывка стихотворения как вариант интерпретации авторского видения темы. 4) Выяснения общего в замысле И. З. Сурикова и Ж.-Ж. Руссо. 5) Сравнение с замыслом изученных ранее произведение раздела «Снежок порхает, кружится…», именно К. Д. Ушинского «Мороз не страшен». 5) Объяснения значения выражения «Детство – пора золотая».
Задание 6 (З)Учебник, с. 108, И. Суриков «Детство».
Объясните значение слов «кубарем», «перезябнешь», «светец».Назовите главную мысльстихотворения И. Сурикова «Детство».Назовите эпитеты, олицетворения, сравнения, которые использует автор в стихотворении «Детство».Назовите слова и выражения, помогающие ярко представить сказку, которую рассказывает бабушка.Дальнейшая беседа ведётся по алгоритму работы с лирическим текстом. См. ТК № 1 для 2-го класса.
Задание 7 (П)
Верно ли, что в тексте стихотворения И. Сурикова описывается настоящая дружба? Обоснуйте своё мнение, используя текст произведения.Можно ли утверждать, что друзья главного героя в стихотворении И. Сурикова сочувствовали ему? Обоснуйте своё мнение.Можно ли утверждать, что любовь и понимание близких людей может сделать человека счастливым? Обоснуйте своё мнение.Верно ли, что герой стихотворения И. Сурикова не был счастлив в семье? Обоснуйте своё мнение.
Задание 8 (У)с взаимооценкой.
Выберите отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство», в котором автор, на ваш взгляд, счастлив, и прочитайте его выразительно, используя соответствующие интонации.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Анализ стиха №2

У каждого человека в жизни есть как счастливые, так и печальные воспоминания из жизни. Чаще всего у взрослого человека детская пора вызывает самые теплые и незабываемые воспоминания. Некоторые говорят, что у них не было детства, это совсем не так! У каждого, без исключений есть детство, его не может не быть. Даже у подростка, который большую часть своего времени проводит в школе – детство, самое ясное воспоминание, которое сразу поднимает ему настроение. Еще в совсем юном возрасте, малыш каждый день открывает для себя что-то новое и интересное, в этом ему должны помогать его родные и близкие, ведь этот этап формирует многие качества человека.

В стихотворении «Детство», Суриков хотел передать именно те незабываемые эмоции, пережитые в младенческом возрасте. Смысл стихотворения несет в себе мысль о том, что каждый ребенок по-своему уникален, но в каждом предмете он видит что-то необыкновенное, волшебное. Автор пытается донести до нас, что рано или поздно мы вспомним о тех минутах, проведенных на печи рядом с бабушкой, о том, как мы резвились и бегали, играя в футбол с друзьями или же о том, как дедушка, сидя на стуле в уголке, плел лапти, а мама пряла лен на прялке. Такие воспоминания навсегда останутся в нашей памяти.

Для того чтобы выделить состояние мальчика, автор использует такие эпитеты к ветру как: злой и сердитый. Это помогает нам понять, что переживает мальчик, когда слушает сказку, которую рассказывает ему бабушка. Ее речь «журчала», как говорится в стихотворении, это о том, что ее речь словно ручеек: плавная, спокойная, тихая и приятная.

Начало в стихотворении довольно-таки радостное, но в самом конце, в последней строфе стихотворения прослеживаться симфония грусти из-за того, что детство так быстро и скоротечно. Оно закончится, и ты даже не успеешь оглянуться, поэтому необходимо проживать детство так, чтобы при воспоминании о нем, на лице появлялась только улыбка.

Жизнь – самое сложное, что есть на всей планете. Порой самые маленькие огорчения для маленького человека кажутся большим горем и бедой, но потом, через некоторое время все забывается и перекрывается позитивными эмоциями. Детские годы — действительно самые лучшее время, оно проходит рядом с любимыми и родными взрослыми, которые сделают все, чтобы ваши воспоминания о детстве стали незабываемыми и прекрасными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *