какие слова нельзя говорить в исламе
Форум для мусульман
Запрещенные выражения в Исламе
Является ли грехом оскорбление брата мусульманина? Вопрос
Вся хвала Аллаху.
Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал:
«Не следует желать людям долгой жизни, потому что длинная жизнь может быть и хорошей и плохой, и худшие из людей это кто живет долго и совершает грехи. Основываясь на этом, лучше сказать: «Пусть Аллах даст тебе долгую жизнь в послушании Ему», и в этом нет ошибки.»
Маджму Фатава аль Шейх Мухаммад ибн Усеймин 3:71
Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал:
«Это не верно. Мы говорим: Вы не свободны в ослушании Аллаху, потому что если вы не послушаетесь Ему, то вы не можете больше называться рабом Аллаха, ведь вы стали рабом шайтана, страстей и желаний
Вся хвала Аллаху.
Шейх Мухаммад ибн Усеймин сказал:
«Нет ничего неправильного в том, чтобы сказать «Такойто мархум» и «Да покажет Аллах ему Свою милость», потому что говоря мархум, люди выражают оптимизм и надежду, а не сообщают новость. И если это исходит из надежды и оптимизма, то ничего плохого нет.
Относительно слов «Он ушел под милость Аллаха», то это тоже проявление оптимизма, а не сообщение новости, потому что это относится к вопросам невидимого, и мы не можем быть уверены.
Но нам не следует говорить: «Он ушел получить высшую степень»
Маджму Фатава аль Шейх Мухаммад ибн Усеймин 3:85
Вся хвала Аллаху.
Нет ничего неправильного в том чтобы использовать выражение «случайно», потому что говорящий говорит, что он встретил человека без предварительной договоренности, и без намерения. Он не имеет ввиду, что это встреча произошла не по предопределению.
Подобное выражение (судфатан на арабском) упоминается в некоторых хадисах, например переданный Муслимом (2144) от Анаса, который сказал: «Я вышел с ним (т.е с Абдуллах ибн Аби Тальхой), чтобы отправиться к посланнику Аллаха, и мы случайно встретили его и он нес расколенное железо. »
Абу Дауд (142) передал, что Лигит ибн Сабра сказал: «Я пришел с делегацией Бануль Мунтафиг к Посланнику Аллаха. Когда мы пришили к пророку, мы не нашли его в доме, но случайно Аиша, мать правоверных, была там. » Этот хадис был оценен как сахих шейхом Албани в Сахих Абу Дауд.
Сказано в Фатава аль Лажна аль Даима (3:393):
«Это выражение используется многими, «Я встретил такого то случайно» и т.д. и оно не харам и не содержит ширк, потому что имеет ввиду, что он встретил без дополнительной договоренности, и в смысле нет ничего неправильного.»
Шейха ибн Усеймина спросили: «Что вы думаете о выражении «случайно»»?\
Он ответил: «Мы думаем, что в этом нет ничего неправильного. Это обычное выражение которое упоминается в разных хадисах: «Мы случайно встретили Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует). »
Относительно действий людей события происходят случайно, потому что люди не имеют знания о Невидимом и вещи случаются без осознания человеком этого или без совершения деяний которые ведут к этому или не ожидая этого. Но относительно деяний Аллаха, то это не так, потому что все известно Аллаху, и все предопределено Им. Относительно Него, ничего не происходит случайно, но относительно вас и меня, мы можем встретится без предварительных договоренностей. И это мы называем случайностью, и в этом нет ничего неправильного. Но относительно Аллаха это не может быть использовано.
Вся хвала Аллаху.
Эта не правильная фраза, потому что Аллах Создатель всего, и Он Господь, и Он не отделен от Своих созданий и Он не Владеет так, что Он назначает халифа (правителя) на всей Земле. Он назначает некоторых людей халифами (следующими) на части земли. Каждый индивидуал, группа или нация исчезает, и Он назначает другого быть халифом для того, чтобы быть последователем в населении земли, Аллах сказал (перевод смысла): «Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный.» (6:165)
«Они сказали: «Нам причиняли страдания до того, как ты явился к нам, и причиняют их после твоего пришествия к нам». Он сказал: «Быть может, ваш Господь погубит вашего врага и сделает вас их преемниками на земле, а затем посмотрит, как вы будете поступать».» (7:129)
«Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника».» (2:30)
т.е. создание которое будет следующим после тех кто был ранее на земле.
Из Фатава аль Лажна альДаима 1:33
Ан-Навави сказал в книге аль-Азкар:
«Глава о словах которые нежелательно использовать:
Правитель который руководит мусульманами не должен быть описан как халиф Аллаха, ему следует говорить халиф, и халифа (последователь) Посланника Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует) и Амир аль Муминин.
Передано, от ибн Аби Мулайка, что мужчина сказал Абу Бакру Сыддыгу: «О халиф Аллаха» Он ответил: «Я халифа (последователь) Мухаммада, и я этим доволен»
И мужчина сказал Омара ибн Хаттабу: «О халиф Аллаха» Он ответил: «Горе тебе, ты зашел слишком далеко! Моя мать назвала меня Умаром, и если ты назовешь меня по имени я приму это. Когда я вырос, мне дали кунью Абу Хафса, если ты назовешь меня так я приму это. Затем я был назначен руководить вашими делами, и они стали называть меня Амир аль Муминин, поэтому если ты назовешь меня так я тоже приму»
Имам и великий кади Абу аль Хасан аль Маавирди аль Басри, факих шифиитов, сказал в его книге аль Хакам аль Султания, что имама можно назвать халифа, потому что он последователь Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) в управлении уммой.» Он сказал: «Разрешено называть его халифа, или халиф Посланника Аллаха (Да благославит его Аллах и приветствует).»
Он сказал: «Но они разногласят насчет того можно ли называть его халиф Аллаха. Некоторые сказали, что это разрешено, потому что он применяет Законы Аллаха среди творений, как Аллах сказал (перевод смысла): «Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле. Кто не уверовал, тот не уверовал во вред себе. Неверие не прибавляет неверующим перед их Господом ничего, кроме ненависти. Неверие не прибавляет неверующим ничего, кроме убытка.»
Но большинство ученых сказали, что это не разрешено, и они считали того кто говорит это за грешника. Это мнение Мавирди,»
Какую фразу нельзя говорить мусульманам?
Правда ли, что мусульманину нельзя говорить: «Ах, если бы…»? Я слышал, что эта безобидная фраза открывает путь шайтану. Так ли это на самом деле? Заранее спасибо за ответ.
Если человек произнесет эту фразу, то на нем не будет греха. Если мусульманин говорит это с сожалением, например, осознавая, что была упущена возможность заслужить довольство Аллаха, то в этом случае он признает свою ошибку, что является благом.
Но если человек говорит эту фразу, проявляя несогласие с предопределением, то в этом случае он ступает на скользкий путь. Например, иногда люди восклицают: «Ах, если бы я этого не делал!» или «Ах, если бы я туда не поехал!». Верующему лучше воздержаться от таких слов.
Важно понимать, что в таких случаях порицается не само выражение «ах, если бы», а непокорность человека предопределению Всевышнего. Следовательно, важно с какими чувствами человек произносит эти слова: с сожалением или с непринятием.
В хадисе говорится: «Приступай к делу, уповая на Аллаха, и не поддавайся бессилию. По завершении дела не говори «ах, если бы я сделал так-то и так-то», а говори: «Аллах так хотел». Так как слова «ах, если бы» открывают путь шайтану» (Муслим).
Поэтому Ибн Масуд (радыяллаху анху) наставлял: «Я предпочел бы положить себе в рот раскаленный уголь, чем сказать в отношении того, что уже произошло — «ах, если бы этого не было», или в отношении того, чего нет — «ах, если бы это было».
ЗАПРЕЩЕННЫЕ СЛОВА
Каждый мусульманин обязан знать, что слово, которое он произносит своим языком – это вещь великая. Слова способны сделать человека счастливым и сделать его несчастным. Поэтому посланник Аллаха ﷺпредостерег нас, сказав: «Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху Всевышнему, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит (его) на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший это) и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад». [1]
Хутба №216-1. Запрещенные слова. Часть 1 (21.02.2020)
О рабы Аллаха, язык – это очень важный орган, которому подчиняются все остальные органы. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы». [2]
Человек, который хочет для себя спасения, обязан удерживать язык. Сообщается, что ‘Укба ибн ‘Амир, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил: «О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?» – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Придерживай свой язык, и да будет дом твой (достаточно) просторным для тебя [3], и плачь о своих грехах».[4]
Прежде, чем что-то сказать, мусульманин обязан взвешивать и тщательно подбирать слова, которые он собирается произнести, поскольку можно сказать какое-то слово, на которое он не обращает внимания, а у Аллаха, Субхана уа Тааля, это будет записано как преступление, как великий грех. Поэтому посланник Аллахаﷺ предостерег нас, сказав: «Поистине, раб (Аллаха может) сказать (нечто такое), о чём он и не подумает, но из-за чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом». [5]
О рабы Аллаха, люди часто говорят много таких слов и выражений, но не знают, что эти слова запрещены Аллахом, что эти слова представляют собою грех, а подчас и слова неверия и многобожия. Поэтому мы с вами должны знать эти слова, чтобы удерживать свои языки.
Мы перечислим с вами некоторые из этих слов, произнесение которых запрещено.
● Первое. Это слова, которые произносят некоторые люди, упоминая после Имени Всевышнего Аллаха чье-то имя через союз «и» (араб. وَ «уа») и говорят: «То, что пожелал Аллах и ты». Или говорят: «Если бы не Аллах и ты». Или говорят: «У меня нет никого, кроме Аллаха и тебя». Произнесение подобных слов запрещено и является многобожием. Почему? Потому что, произнося такие слова, человек приравнивает Аллаху кого-то из творений. Это «и» означает приравнивание кого-то Аллаху. И поэтому пророк ﷺ приказал:
لا تَقُولُوا ما شاءَ اللَّهُ وَشاءَ فُلانٌ، وَلَكِنْ قولُوا ما شَاءَ اللَّهُ ثُمَّ ما شَاءَ فُلانٌ
«Не говорите: «Как пожелал Аллах и пожелал такой-то», но говорите: «Как пожелал Аллах, а потом пожелал такой-то». [6]
Передают со слов Ибн ‘Аббаса о том, что (однажды) один мужчина сказал пророкуﷺ : مَا شَاءَ اللَّهُ وَشِئْتَ «Как пожелал Аллах и ты». Пророк ﷺсказал ему:
أجَعَلْتني لِلَّهِ نِدّا ؟ بَلْ مَا شَاءَ اللَّهُ وَحْدَهُ
«Ты что же, приравнял меня к Аллаху? (Следует говорить): “Как пожелал один лишь Аллах!”» [7]
Таким образом, мы должны говорить либо «как пожелал Аллах», либо «как пожелал Аллах, а потом такой-то».
● Второе. Клятва не Именем Аллаха, когда люди клянутся родителями, детьми, честью, хлебом и другими творениями. Пророк ﷺ сказал:
مَنْ حَلَفَ بِغَيْرِ اللَّهِ فَقَدْ أَشْرَكَ
«Кто поклялся не Аллахом, тот придал Ему сотоварища». [8]
● Третье. Часто можно услышать из уст людей: «На мне сделать то-то и то-то, а остальное за Аллахом». Не говори так. Кто ты такой, почему ты так преувеличиваешь значимость причин и своих действий?! Поистине, все дела целиком и полностью принадлежат Аллаху изначально и вечно.
اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِ هَذِهِ الرِّيحِ وَخَيْرِ مَا فِيهَا وَخَيْرِ مَا أُمِرَتْ بِهِ
وَنَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ هَذِهِ الرِّيحِ وَشَرِّ مَا فِيهَا وَشَرِّ مَا أُمِرَتْ بِهِ
كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ
وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ
«Все на ней (земле) смертны.
Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». (Коран, 55:27)
‘АбдуЛлах, сын имама Ахмада, рассказывает, что когда его отцу говорили такие слова, то это ему не нравилось, и он говорил: «Эта вещь уже решена, все умрут: и люди, и джинны, и животные, и всё, что есть на земле. Все, кроме Аллаха. Ни для кого нет постоянства, ни для кого нет вечности».
كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ
«Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика». (Коран, 28:88)
Неправильными также являются слова: «Пусть Аллах даст тебе долгую жизнь». Ведь мы не знаем, будет ли жизнь этого человека благой. А может этот человек проживет долгую жизнь и будет творить мерзкие деяния. Поэтому в хадисе сказано: «…худший из вас тот, у кого была долгая жизнь и безобразные дела». [12]
Если же ты скажешь: «Пусть Аллах продлит твою жизнь в покорности Ему. Пусть Аллах продлит твою жизнь, дав тебе возможность совершать праведные деяния», – тогда это дозволено.
● Седьмое. Произнесение слов «если бы» тогда, когда их нельзя говорить. Когда что-то случается или люди лишаются чего-то, они, сокрушаясь и сетуя, говорят: «Если бы поступил так-то, то было бы так-то. Если бы я вышел из дому на полчаса позже, то этого бы не случилось. А если бы я дал ему лекарство, то он бы не умер». Это запрещенные слова. Во-первых, это бесполезно, это ничего уже не поменяет. Во-вторых, это открывает широкую дверь для шайтана, чтобы он вселил в сердце грусть, переживание, сокрушение. В-третьих, это возражение предопределению: если уже что-то случилось, оно не могло случиться иначе. Поэтому пророк ﷺ сказал:
احْرِصْ عَلَىَ مَا يَنْفَعُكَ وَاسْتَعِنْ بِاللّهِ وَلاَ تَعْجِزْ
وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ فلا تَقُلْ لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَكَذَا
وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللَّهِ وَمَا شَاءَ فَعَلَ
فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ
«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки. А если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы сделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори: “Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его». [13]
● Восьмое. Когда умирает человек, люди выражают соболезнование и говорят: «Он ушел на небеса, ушел в Рай, он обрел вечное блаженство». Или начинают читать аят про душу, обретшую покой:
فَادْخُلِي فِي عِبَادِي وَادْخُلِي جَنَّتِ
«Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!» (Коран, 89: 29-30)
Откуда ты знаешь, что этот человек в Раю, что он обретает у Аллаха покой? Никто не знает, что будет с этим человеком, потому что это знание сокровенного (‘ильму-ль-гайб), принадлежащее только Аллаху, поэтому запрещено так говорить.
Некоторые говорят про могилу как о последнем пристанище: «Он обрел свое последнее пристанище». А как же воскрешение (аль-ба’с) в Судный день? А сбор (аль-хашр) людей для расчета (аль-хисаб) и воздаяния (аль-джаза)? А Рай и Ад? Эти слова (про могилу как о последнем пристанище) по сути означают неверие в воскрешение.
Помимо того, что люди свидетельствуют о Рае для кого-то, они говорят про кого-то, что он шахид. Говорить про конкретных людей, что он шахид, нельзя, потому что шахада (мученичество) – это нечто, что в сердце у человека, связано с искренностью человека. Откуда ты знаешь, искренне ли это было ради Аллаха? Поэтому нельзя свидетельствовать о ком-то и говорить, что он шахид. Пророк ﷺ сказал: «Аллах лучше знает о тех, кто был ранен на Его пути».[14] Не допустимо говорить о ком-то, что он шахид, кроме тех, о ком сказал Аллах или сказал посланник Аллаха ﷺ.
● Девятое. Часто приходится слышать, как люди говорят такие выражения: «волею судьбы», «на произвол судьбы», «судьба пожелала», «обстоятельства пожелали», «по воле обстоятельств». Всё это неправильные выражения. У обстоятельств, у судьбы нет воли. Всё происходит только по воле Аллаха.
● Десятое. Еще из распространенных ошибок является, когда люди не к месту произносят слова ин ша’а Ллах (إن شاء الله – «если пожелает Аллах»), а именно, когда в дуа добавляют эти слова и говорят: «О Аллах, прости меня, если пожелаешь». Или говорят: «Пусть Аллах тебя простит, если Он пожелает». Или: «Да воздаст тебе Аллах добром, если Он пожелает (ДжазакаЛлаху хайран ин ша’а Ллах)».
Когда делаешь дуа, нужно проявлять настойчивость без привязывания к желанию Аллаха. Зачем дуа привязывать к желанию Аллаха, если Аллах и без того сделает то, что Он желает, и никто не способен Его принудить? Пророк ﷺсказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: “О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь”, но проявляет решительность, ибо никто (и так) не может принудить (Аллаха) к чему бы то ни было”» [15]
Когда человек добавляет в дуа «ин ша’а Ллах», то, во-первых, словно он думает, что кто-то может заставить Аллаха. Во-вторых, словно Аллаху тяжело что-то дать человеку. В-третьих, словно делается Аллаху одолжение.
А когда говорить слова «ин ша’а Ллах»? Говори их тогда, когда упоминаешь о своих планах на будущее.
وَلَا تَقُولَنَّ لِشَيْءٍ إِنِّي فَاعِلٌ ذَلِكَ غَدًا إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ
«И никогда не говори: «Я сделаю это завтра».
Если только этого не пожелает Аллах!» (Коран, 18: 23-24)
● Одиннадцатое. Некоторые, когда видят грешников, говорят: «Аллах не простит такого-то».
О рабы Аллаха, бойтесь решать за Аллаха, кого Он простит, а кого Он не простит, если только Сам Аллах не сказал про кого-то, что Он простит. Говорит пророк ﷺ: «Однажды один человек сказал: «Клянусь Аллахом, что Он не простит такого-то!» Тогда Всевышний Аллах сказал: «Кто это такой, который клянется Мною, что Я не прощу такого-то? Я уже простил его, и сделал тщетными все твои дела!» [16]
Абу Хурейра сказал: «. этот человек произнес всего одно слово, которое погубило его мирскую жизнь и жизнь будущую!» [17]
Хутба №216-2. Запрещенные слова. Часть 2 (21.02.2020)
● Двенадцатое. Когда люди лгут и говорят: «Аллах свидетель. Аллах знает, что я что-то сделал или что-то не сделал». И эту ложь они возводят к знанию Аллаха, Субхана уа Тааля. Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал, что, поистине, пред Аллахом это великий грех. А некоторые ученые даже сказали, что это слова неверия.
Тринадцатое. Люди ругают лицо человека. Они говорят: «Пусть Аллах осквернит его лик, сделает его отвратительным, мерзким». Нельзя ругать лицо человека, равно как и нельзя бить по лицу человека. Пророк ﷺ сказал:
«Если один из вас сражается, то пусть остерегается бить по лицу, и пусть ни в коем случае не говорит: “Да обезобразит Аллах твоё лицо, и лица тех, чьи лица похожи на твоё”. Ибо, поистине, Всевышний Аллах создал Адама по Своему образу». [18]
Что касается ругани других органов человека, то ученые говорят, что это тоже нежелательно, но не подобно лицу, а иногда это дозволяется, и так это понимали сподвижники. Поэтому, когда один из наместников по имени Бишр Ибн Марван во время пятничной проповеди, стоя на минбаре, поднял руки и стал делать дуа, то один из сподвижников Умара ибн Руейба, да будет доволен им Аллах, сказал: «Да обезобразит Аллах эти две руки! Я видел, как Посланник Аллаха ﷺне добавлял ничего к этому», – и он показал своим указательным пальцем. [19] То есть не поднимал руки во время хутбы и не делал дуа, подняв руки, а если делал дуа, то поднимал только свой указательный палец, как сказано в хадисе.
● Четырнадцатое. Когда человек вместо слов لا حَوْلَ وَلا قُوَّةَ إِلَّا بِاللهِ «Ля хауля ва ля куввата илля биЛлях» («Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха»(, не договаривая эту фразу, говорит: «لا حَوْلَ وَلا قُوّ (ля хауля ва ля кувва) или لا حَوْلَ
(ля хауля)». Человек, не договаривая эту фразу целиком, тем самым отрицает могущество Аллаха.
● Пятнадцатое. Когда некоторые люди слышат, что с кем-то случилось несчастье, говорят: «Бедненький, клянусь Аллахом, он не заслужил такой участи». Или говорят: «Почему хорошие люди так рано умирают, а плохие продолжают жить?» Что это за слова? Это слова возражения предопределению Аллаха. Это отсутствие благопристойности в отношении Аллаха. Неужели ты думаешь, что Аллах может кого-то притеснить или с кем-то поступить несправедливо? Сказано:
وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا
«…и твой Господь ни с кем не поступит несправедливо».
(Коран, 18:29)
● Шестнадцатое. Когда кто-то обращается с дуа не к Аллаху, а к Его атрибутам. Например, говорит: «О Милость Аллаха (йа рахматаЛлах), помилуй меня». Так нельзя. Необходимо обращаться к Аллаху, а не к Его атрибутам. Мы обращаемся к Аллаху по Его именам, упоминая Его атрибуты, но обращаясь именно к Нему.
● Семнадцатое. Сколько людей, которые вместо того, чтобы видеть хорошее, всё время выискивают в других всегда плохое, и произносят: «Погибли люди». Или говорят: «Вы слышали, как там-то и там-то совершается такой-то грех, как такой-то совершил злодение?» Это неправильно. Нельзя считать людей пропавшими, погибшими. Пророк ﷺ сказал: «Если скажет человек: «Пропали (эти) люди!» – (значит,) он является самым пропащим из них /ахляку-хум/».[20] Если переживаешь за себя, переживаешь за умму, призываешь к одобряемому и удерживаешь от порицаемого, то это прекрасно. Но если ты всё время считаешь всех мусульман пропавшими, концентрируешь свое внимание только на недостатках, выискиваешь какие-то промахи, рассказываешь о творящихся людьми грехах, если ты распространяешь сообщения только о плохом, о проступках, не говоришь о благом, при это считая себя лучше, то это большая беда. Как правило, человек, который так делает, обычно считает себя лучше, довольствуется собой и своими деяниями, занимаясь очернением людей. Не нужно так поступать. Если ты переживаешь за людей, то призывай, предостерегай, но не говори, что люди погибли. Когда ты так делаешь, то, во-первых, ты хвалишь самого себя, считаешь себя лучше других; во-вторых, если не говорить о благом, то это приведет к тому, что люди решат, что все погрязли в грехах и успокоятся. Если ты будешь человеку говорить только о его недостатках, проступках, то человек решит, что он пропащий и нет никакой надежды. А если ты будешь говорить о хорошем, то воспрянут люди душой, тогда человек скажет: «Значит, есть во мне что-то из хорошего, что я должен беречь и приумножать».
● Восемнадцатое. Оскорбления «ты осел», «ты собака», «ты козел» и т.д.
Аллах сказал про человека:
وَفَضَّلْنَاهُمْ عَلَى كَثِيرٍ مِّمَّنْ خَلَقْنَا تَفْضِيلاً
«…и даровали им явное превосходство над многими другими тварями».
(Коран, 17:70)
Аллах создал человека не как животных: Он даровал человеку разум, свободу выбора, язык. Аллах подчинил ему скот и различных животных. Человек предпочтен пред Аллахом, а раз так, то такие оскорбления как «ты осёл», «ты собака», «ты козел» являются, во-первых, ложью, во-вторых, являются нанесением оскорбления человеку.
● Девятнадцатое. Когда с человеком что-то случается (машина наезжает на какую-то кочку, или он спотыкается и т.д.), он начинает ругать шайтана и говорить: «Да пропадет шайтан, да будет проклят шайтан, да опозорит его Аллах». Это неправильные слова.
Передаётся от Абуль-Малиха, что однажды один человек ехал вместе с Посланником Аллаха ﷺ на одном осле, этот осёл споткнулся, и человек сказал: «Да пропадет шайтан (та‘иса-ш-шайтан)». (Услышав это, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не говори: “Да пропадет шайтан!” – ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) огромным, как дом, и воскликнет: “(Её заставила споткнуться) моя сила!” Говори: “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/”, ибо, если ты скажешь так, он станет (в собственных глазах) маленьким, как муха» [21]
Что толку от проклинания шайтана? Шайтан уже проклят Аллахом. Шайтан только радуется, когда человек его проклинает: ни ему нет вреда, ни пользы для человека. А если сказать «Би-сми-Ллях», тогда шайтану плохо, при этом выравнивается ситуация, Аллах исправляет положение человека по Своей милости. Попроси у Аллаха защиты от шайтана, сказав: «Аузу билляхи мина ш-шайтани р-раджим». Произнесение «Би-сми-Ллях» и просьба у Аллаха защиты от шайтана – это борьба с шайтаном. И шайтану плохо от этих слов, и тебе будет польза от них.
О рабы Аллаха, это некоторые из тех запретных выражений и слов, которые произносят люди. Мусульманин обязан оберегать свой язык от промахов и всяких ошибок. Поэтому пророк ﷺ сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай». [22]
Пусть Аллах, Субхана уа Тааля, сделает нас из обитателей Рая. В наши дни, о рабы Аллаха, запрещенных фраз и выражений становится всё больше и больше, они становятся разнообразными, поэтому человек обязан изучать религию. Всё это из-за нашего невежества, отдаленности от знаний, нежелания обращаться с вопросами к обладателям знания. Стремись к тому, чтобы очиститься от многобожия, новшеств, от грехов, потому что каждое твое слово на учете. Аллах сказал:
مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
«Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Коран, 50:18)