какие слова в начале стихотворения передают состояние узника человека лишенного свободы
Стихотворение «Узник»
Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.
Узник
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
Размышляем о прочитанном
1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?
2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?
7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?
Фонохрестоматия
«Узник»
1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).
Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника?
Задание по литературе для 6 класса 2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
Какое может быть состояние у узника, человека, которого насильно лишили свободы и посадили в темницу? Наверняка далекое от хорошего.
В стихотворении «Узник» Пушкин пытается несколькими словами нарисовать беспокойство узника, его стремление к свободе, его надежду на скорое освобождение, его печаль и тоску.
То есть автор пытается объединить несколько противоположных по характеру чувств.
Для этого он использует «грустные» слова, слова несущие негативный оттенок Темница, Решетка, Неволя, Грустный и более позитивные слова Товарищ, Молодой.
В результате получается смесь печали и надежды, очень красивый момент.
В стихотворении «Узник» поэт дает портрет человека, насильно лишенного свободы, передает его грусть, негодование, надежду на освобождение и стремление к свободе.
Все эти чувства показаны всего несколькими словами. Например слова Темница, Неволя, Решетка передают чувство тоски, слова Молодой,Товарищ показывают надежду, слово Кровавую связано с желанием в борьбе обрести свободу.
Часто Троекуров страдал от обжорства.
Вместе с тем, помимо смерти отца его тревожат мысли о будущем, он беспокоится, что может вскорости остаться нищим и не знает что с этим делать.
В своей повести «Дубровский» Пушкин красиво показал разницу в отношении чиновников к мелкому помещику Дубровскому и богатому знатному помещику Троекурову.
Дубровский был изначально уверен в своей правоте, он точно знал что Кистеневка принадлежит ему и потому хотя и написал письмо в котором все объяснял, считал не нужным беспокоиться о ходе дела, так как был уверен в том, что родную усадьбу никому не отобрать.
И вот как встретили помещиков чиновники суда: при появлении Дубровского на него никто не обратил внимания, при появлении Троекурова:
Трагический эпизод поджога собственного дома в повести «Дубровский» заканчивается смертью чиновников-подьячих, которые спали в доме.
Когда подьячие кричали о помощи, Архип только улыбался. Но когда он увидел кошку на крыше, то не раздумывая бросился ее спасать. Кошка для него была божьей тварью, а вот подьячих он за таковых не считал.
В 6 главе повести «Дубровский» Пушкин описывает, как Дубровский решил не оставлять своего отчего дома наглым захватчикам и сжечь его. Со свечой в руке спускается он по лестнице и видит кузнеца Архипа, который идет с топором в руках.
Почему крестьяне так охотно присоединились к Дубровскому?
Потому что тоже воспринимали чиновников как врагов, как захватчиков, которые хотели отобрать их имущество, отдать их ненавистному барину, искалечить их судьбы. Они видели в чиновниках зло и нисколько их не жалели.
Урок литературы по теме «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина» («Узник») 6 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.docx
Тема: «Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «Узник».
Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Учить видеть взаимосвязь поэтических образов с темой стихотворения.
Учить анализу стихотворения, отрабатывать навык выразительного чтения.
Развивать внимание, мышление, творческие навыки при анализе лирического произведения.
Воспитывать ответственность, внимание к прошлому своей родины, поддерживать интерес к изучению творчества поэта, формировать положительные мотивы обучения.
Раздаточный материал (заготовка таблицы)
Ι. Организационный момент
— Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы с вами обратились к творчеству А. С. Пушкина, говорили о лицейской лирике поэта, о периоде его ссылки в село Михайловское.
А сегодня мы будем вести разговор о так называемой свободолюбивой лирике А. С. Пушкина на примере стихотворения «Узник» (1822).
Давайте запишем в тетрадях число и тему нашего урока:
На доске: Число:_________________________
Слайд 2: Тема: Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина. «Узник» (1822).
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
— Ребята, посмотрите внимательно на слово свободолюбивая, выделите в нём корни.
— Как вы понимаете выражение «свободолюбивая лирика»? ( ответы учащихся )
— Скажите, пожалуйста, ребята, знаете ли вы, какие символы свободы, воли встречаются в творчестве писателей, поэтов? ( ответы учащихся )
ΙΙΙ. Постановка цели урока
— Можете ли вы самостоятельно, опираясь на тему урока, поставленный перед вами предыдущий вопрос, сформулировать цель нашего урока? ( ответы учащихся )
— На примере стихотворения А. С. Пушкина «Узник» мы должны проследить, какие образы (символы) свободы присутствуют в творчестве поэта.
ΙV. Введение в тему урока
— В 1822 году Пушкина был сослан на юг, в г. Кишинёв за свои вольнолюбивые стихи, дошедшие до правительства, а также резкие эпиграммы на царя. В первые годы ссылки поэта и было написано стихотворение «Узник», в котором отразились мысли и чувства, волновавшие поэта (слайд 3).
— Подумайте и ответьте на вопрос: почему же в творчестве А. С. Пушкина появляется стихотворение «Узник» именно в период его очередной ссылки? ( ответы учащихся )
V. Чтение и анализ текста стихотворения. Прослушивание актёрского чтения.
— Давайте обратимся к знакомству со стихотворением «Узник» через прослушивание чтения актёром. Откройте учебники на странице 56.
( Прослушивание актёрского чтения )
— Каким настроением проникнуто данное произведение? Почему?
— Какие моменты в стихотворении можно связать с жизнью Пушкина?
— Кого изображает поэт в роли узника? Почему?
— Образ узника – это, конечно же, образ самого поэта в ссылке Он оторван от друзей, близких, от родных его сердцу мест. Поэтому, находясь в ссылке, Пушкин чувствует себя как в темнице, как узник, несвободный человек. Таким образом, ссылка для поэта – это неволя, несвобода.
— На ваших столах лежит заготовка таблицы, которую в ходе анализа стихотворения мы
должны заполнить ( слайд 5 ).
Образы (символы) несвободы, неволи
Образы (символы) свободы, воли
* Выше приведён образец окончательного варианта таблицы.
— Внимательно посмотрите на начало стихотворения. Какие слова передают состояние узника, человека, лишённого свободы? («Сижу за решёткой в темнице сырой …»)
— О каком состоянии поэта можно судить по первой строчке стихотворения? ( поэту тяжело жить в условиях ссылки, ему тоскливо, одиноко )
— Мысленно войдём в темницу, где томится узник, побудем там. Какой вы увидели эту темницу? ( узкая, тёмная, серая, каменная, с окном и решёткой на нём, мало света, плесень, земляной пол )
— Попробуем прочитать первую строку стихотворения так, чтобы нам передалось состояние человека в неволе ( 1-2 ученика ).
— Что же видит узник через маленькое зарешеченное окно темницы? ( орла, клюющего кровавую пищу под окном )
— Почему поэт называет орла «грустным товарищем»? ( и узник, и орёл – в неволе: «вскормленный в неволе орёл молодой » )
— Какие же мысли рождаются у тоскующего узника? О чём он мечтает? ( мысли о желании улететь на волю, мечтает о свободе )
— Таким образом, если в начале стихотворения мы видим тоску узника в неволе, то уже к середине и финалу стихотворения прослеживаются мысли о свободе, воле, им овладевают мысли о дальних странах, куда узник полетел бы вместе с орлом.
— Куда узник мечтает улететь? («Мы вольные птицы ; пора, брат, пора!
— С какой целью повторяется сочетание «туда, где…»?
— Повторы сочетания «туда, где…» усиливают призыв к свободе, желание вырваться на волю. Поэтому и интонация последнего четверостишия восклицательная, призывная. Дальние вольные края поэт видит лишь в своём воображении и воспоминаниях.
VΙ. Обобщение. Выводы.
— Назовите главные образы свободы, возникающие в данном стихотворении (птица вольная, гора, туча, море, ветер)
— Это традиционные символы свободы в творчестве поэтов.
— Какое чувство выражено в стихотворении сильнее – грусть или надежда?
— Конечно же, надежда. Мы видим это по страстным призывам поэта, по наличию более оптимистических ноток в финале стихотворения.
VΙΙ. Выразительное чтение стихотворения учащимися.
— Постарайтесь прочитать стихотворение так, чтобы слушатели почувствовали и одиночество узника и пробуждающуюся надежду на свободу, освобождение из неволи.
VΙΙΙ. Домашнее задание.
— Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Узник».
Выбранный для просмотра документ Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина.pptx
Стихотворение «Узник» А. С. Пушкин
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы;пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
«Узник» Автор: А. С. Пушкин
Краткий анализ стихотворения А.С. Пушкина «Узник»
Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «. лишь ветер. да я!»
Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.
Ответы на вопросы по стихотворению Пушкина «Узник»
1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?
Стихотворение написано в 1832 году в кишинёвской ссылке поэта.
2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
2, 4, 5. Вправду, любая строка стихотворения Пушкина «Узник» гласит о свободе, хотя само это слово никогда не встречается в тексте. Свобода чувствуется тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение выстроено на антитезе. Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»;решётке и сырой темнице — горы, тучи, морские края. В первой строфе два товарища — арестант и орёл, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орёл и ветер. Неизменный эпитет ветра в произведениях устного народного творчества — «вольный»;эта жажда движения подчёркивается антитезой («Вскормленный в неволе. » — «Мы вольные птицы. ») и повторением слова «пора»: «. пора, брат, пора!» В этом повторении трижды встречается звук [р], что создаёт чувство призыва к движению и свободе.
3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
6.Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?
Я думаю, что в этом стихотворении посильнее выражено чувство надежды на освобождение.
7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?
Для российского народа в XIX веке была очень животрепещуща тема свободы: как-никак в России в то время было крепостное право. Но люд возлагал надежды на освобождение, и песня на стихи Пушкина им в этом помогала.
Стихотворение «Узник»
Стихотворение, опубликованное в 1832 году, написано в кишинёвской ссылке. Всё стихотворение пронизано стремлением к свободе, к воле. Узник жаждет не только освободиться из темницы, но и вырваться на простор безграничной воли.
Узник
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Клюёт, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер. да я. »
Размышляем о прочитанном
1. Когда и в связи с чем написано стихотворение?
2. Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишённого свободы?
3. Почему поэт подчёркивает, что «орёл молодой» «вскормлённый в неволе»? Как вы это понимаете? Можно ли смириться с неволей, привыкнуть к ней?
4. Какие художественные средства (эпитеты, обращения, повторы) помогают создать особый эмоциональный колорит стихотворения?
5. Продумайте, почему в первых двух четверостишиях при насыщенности глаголами и глагольными формами («махая», «клюёт», «бросает», «зовёт», «вымолвить хочет») остаётся впечатление замкнутости, скованности, отсутствия движения, а в последнем четверостишии, где глаголы обозначают интенсивность цвета («белеет», «синеют») и всего один глагол движения («гуляем»), создаётся ощущение стремительного полёта, парения над бескрайним, движущимся миром. Каково изображаемое пространство в начале стихотворения? Каково оно в финале?
6. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее — грусть или надежда?
7. Как вы думаете, почему стихотворение «Узник» стало популярной народной песней?
Фонохрестоматия
«Узник»
1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).