какие словосочетания являются свободными
Свободное и устойчивое сочетание слов
Все словосочетания можно разделить на переменные (свободные) и постоянные (устойчивые), называемые также фразеологическими сочетаниями, фразеологизмами или фразеологическими единицами. Общий смысл свободного сочетания слагается из значения каждого из составляющих его слов. Таким образом, свободное сочетание представляет собой синтаксическое словосочетание.
Устойчивое сочетание отличается закреплённостью формы, закреплённостью определенного значения, большей или меньшей семантической целостностью и традиционностью употребления.
Клише (стереотипные, стандартные формулы) представляют собой нормативные словосочетания, опирающиеся на лексические значения сочетающихся слов, экономно (и потому удобно) передающие стандартную тематико-ситуативную информацию. Они могут употребляться широко (принять меры, нанести визит, войти в долю, отдавать себе отчет, привлечь внимание, взять курс, играть роль, иметь значение, выполнять функцию, отметить недостатки, дать интервью, одержать победу, добиться известности, смириться с поражением, вызывать сомнения, внушать доверие, представлять интерес, не замедлить сказаться и др.) и более узко (валютный курс, краткосрочный кредит – экономика; предварительный сговор собранными фактами полностью изобличен, приговор окончательный и обжалованию не подлежит – правоведение; находиться в оппозиции, положение контролируется, принять в первом чтении, определенные силы, выступить с заявлением – политика; исправленному верить, довести до сведения – административная деятельность).
Фразеологические единицы, в отличие от свободных словосочетаний, характеризуются постоянством состава. Тот или иной компонент фразеологизма нельзя заменить близким по значению словом, в то время как свободные словосочетания легко допускают такую замену.
Нарушение лексической сочетаемости является одним из видов речевых ошибок: противоречивость, несовместимость, стилистическая разнородность.
Какие словосочетания являются свободными
В зависимости от степени слияния компонентов словосочетания могут быть свободными и несвободными.
Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически.
Словоформы, составляющие словосочетания, находятся в определенных синтаксических отношениях, которые строятся на основе взаимодействия лексических значений этих слов и их грамматических форм. Все многообразие этих отношений обобщенно сводится к основным: атрибутивным, объектным, субъектным, обстоятельственным и комплетивным.
Во всех случаях, где обнаруживаются объектные отношения, главное слово словосочетания имеет значение, перекликающееся с глагольной семантикой, это в широком смысле значение процессуальности (значение конкретного действия, чувствования, ощущения, состояния; значение речи, мысли; значение склонности к чему-либо, обнаружения способности к чему-либо, общей наполненности и т.д.).
Итак, синтаксические отношения в словосочетаниях зависят от следующих характеристик и свойств.
Отношения определительные, обстоятельственные и объектные формируются, во-первых, в результате взаимодействия общих значений слов: значение предмета и его признака, действия и его признака, действия и объекта этого действия; во-вторых, на основе способности слов оформлять свою грамматическую связь друг с другом соответственно имеющимся грамматическим категориям.
Предложные словосочетания имеют тенденцию передавать значения более конкретно.
Определительно-обстоятельственные, объектно-обстоятельственные, определительно-объектные отношения конкретизируются в предложениях, как в единицах более высокого уровня, с более широким лексическим наполнением, аналогично этому отдельное слово конкретизируется в составе словосочетания. Однако совмещение значений может сохраняться и при функционировании в предложении, но это бывает в тех случаях, когда контекст предложения безразличен к этим значениям.
© Центр дистанционного образования МГУП
свободное словосочетание
Смотреть что такое «свободное словосочетание» в других словарях:
словосочетание — я; ср. Лингв. Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу. Устойчивое с. Свободное с. * * * словосочетание простейшая непредикативная (см. Предикативность), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется … Энциклопедический словарь
словосочетание — я; ср.; лингв. Сочетание двух или нескольких слов, объединённых грамматически и по смыслу. Устойчивое словосочета/ние. Свободное словосочета/ние … Словарь многих выражений
характеристика связанного словосочетания, свободного словосочетания и предложения — по разным параметрам: 1) по уровню языка: связанное словосочетание (фразеологизм) относится к лексическому уровню, свободное словосочетание – к синтаксическому, предложение – также к синтаксическому уровню; 2) по функциям: фразеологизм… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
РОДИТЬСЯ В СОРОЧКЕ — Выражение родился в сорочке в бытовом просторечии укрепилось как термин, которым обозначалось наличие у новорожденного перепонки, облекающей его тело или части тела (ср. у Помяловского в рассказе «Вукол»: «Вукол родился в сорочке, с длинным… … История слов
Правописание сложных прилагательных — Слитное написание 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога), или по способу управления… … Справочник по правописанию и стилистике
Правописание сложных прилагательных — Слитное написание 1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому или по способу согласования (железнодорожный, ср. железная дорога), или по способу управления… … Справочник по правописанию и стилистике
Лингвистика — Лингвистика … Википедия
Лингви́стика — Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Языкове́дение — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Языковедение — Лингвистика Теоретическая лингвистика Фонетика Фонология Морфология Синтаксис Семантика Лексическая семантика Прагматика … Википедия
Виды связей в словосочетаниях
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
над чем-нибудь неясным,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
Прилагательное + существительное:
Существительное + существительное:
радость от встречи,
Наречие + существительное:
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Семантика и функционирование несвободных словосочетаний в русском языке
Что такое словосочетание?
По мнению современных лингвистов, к словосочетаниям следует относить соединения слов, в которых одно из них играет роль главного, а другое – зависимого, при этом они оба могут одновременно выполнять обязанности совершенно разных членов предложения. В современном русском языке существует три вида связи между компонентами словосочетаний: согласование, управление и примыкание.
Все словосочетания также делятся на три типа по главному слову: глагольные, именные и наречные. С точки зрения структуры все сочетания делятся на простые (состоят из двух элементов) и сложные (из трех и более). Существует большое количество классификаций данных компонентов языка, одна из них – по степени сочетаемости компонентов, которая делит их на свободные и несвободные словосочетания.
Словосочетания (синтаксически свободные и несвободные, простые и сложные)
Можно выделить несколько типов словосочетаний с подчинительной связью, проведя их классификацию по разным основаниям:
Синтаксически свободные словосочетания — такие, которые включают в себя слова, сохраняющие свою самостоятельность и являющиеся отдельными членами предложения. В таких словосочетаниях их компоненты полностью сохраняют свои лексические значения (например, смотреть фильм, жить в России, увлекательная поездка), они могут заменяться на другие слова (смотреть фильм / «Войну и мир» / расписание; смотреть / обсуждать / снимать / озвучивать фильм).
Синтаксически несвободные словосочетания бывают двух типов:
Следует отличать несвободные словосочетания, где представлены живые синтаксические связи между их компонентами (см. примеры выше), от тех случаев, где эти связи на данном этапе не прослеживаются (типа шутка сказать, себе на уме), или где стерты или даже полностью утрачены лексические значения хотя бы одного из компонентов (типа водить за нос, у черта на куличках, попасть впросак). Сочетания слов, приведенные в последних двух случаях, не являются предметом синтаксиса — это примеры фразеологических сочетаний, которые рассматриваются в лексикологии.
Простые словосочетания — те, которые обычно состоят из двух знаменательных слов, одно из которых — главное, а второе, его распространяющее, — зависимое, например: большой город, идти вперед, играть на скрипке. Иногда словосочетания, являющиеся простыми по значению, состоят более чем из двух знаменательных слов. Это бывает за счет того, что главное слово распространяется
Сложные словосочетания — многочленные (состоящие более чем из двух знаменательных слов) словосочетания, в которых главное слово распространяется словосочетанием (проверка домашней работы) или, наоборот, словосочетание распространяется зависимым словом (мой старший брат, новый жилец сверху).
В большинстве случаев они образуются на основе двух и более синтаксических связей, исходящих от главного, стержневого слова: близкий друг Пушкина, новая квартира со всеми удобствами, контрольная работа по математике, отдыхать летом на море. При этом нередко такого рода словосочетания образуются на основе разных способов связи, которые диктуются одним и тем же главным словом: например, в словосочетании новый жилец сверху стержневое существительное жилец с определением новый связано согласованием, а с определением сверху — примыканием.
В некоторых случаях формы и синтаксические связи зависимых слов определяются не главным словом данного сложного словосочетания: например, в словосочетании успех юного музыканта от главного существительного успех зависит другое существительное — музыкант, которое и диктует свои грамматические характеристики прилагательному юный.
Именные словосочетания — такие, где главное слово является представителем именной части речи. Соответственно их можно подразделить на следующие группы:
Глагольные словосочетания — такие, где главное слово-глагол соединяется с зависимыми существительными в косвенных падежах с предлогом и без предлога (писать письмо, резать ножом, звонить родителям, отвечать на вопросы, стоять у истоков), с наречиями (быстро говорить, относиться дружески), с деепричастиями (падать звеня, смотреть улыбаясь), с инфинитивами (выйти освежиться, рекомендовать не ехать).
Наречные словосочетания — словосочетания с главным словом-наречием и зависимым от него наречием (совсем близко, почти даром) или существительным с предлогом (недалеко от дома, наедине с миром, задолго до катастрофы).
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
Что не является словосочетанием?
Прежде чем пытаться различаться свободные и несвободные словосочетания, необходимо научиться отличать их от похожих конструкций, которые вообще не относятся к данной единице языка. В первую очередь, речь идет о конструкции «подлежащее и сказуемое», однородных членах предложения и степенях сравнения, именно с ними обычно возникает больше всего путаницы.
Отдельно следует выделить безличные и страдательные глаголы, которые сочетаются с существительными в форме творительного падежа, обозначающими субъект, например, “выполнено сотрудниками”. Также не следует относить к словосочетаниям глаголы в будущем времени и повелительном наклонении, связку “слово и обособленный член предложения”, связку “служебное и знаменательное слово”, сочетания “глагол+глагол”, где оба слова обладают одинаковыми морфологическими признаками, а также фразеологизмы.
Разновидности словосочетаний
Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Следует помнить, что словосочетания могут быть:
«Спаянность» слов и их роль в формировании сочетания
Свободное словосочетание – это итог соединения пары и более слов, каждое из которых обладает собственным полноценным лексическим значением. Его отличительная особенность – главное слово является таковым и по своему смыслу, и по грамматическим признакам, а у зависимого есть своя цель – уточнить лексическое значение главного, используя аналогичные морфологические признаки.
Все компоненты, входящие в состав свободного словосочетания, это отдельные члены предложения, и каждый из них имеет собственную синтаксическую функцию. Например, в сочетании «круглый мяч» главное слово «мяч» — существительное, и в предложении оно будет выполнять функцию подлежащего, а зависимое слово «круглый» — прилагательное, в предложении оно выполняет функцию определения и уточняет значение главного. Перед нами – свободное именное определительное словосочетание простого типа.
Примеры
Ключевое отличие свободных словосочетаний заключается в том, что их элементы могут быть заменены словами той же самой морфологической категории. Например, прилагательное в сочетании «красная осень» может быть заменено другим – «желтая», «теплая», «холодная». В данном случае словосочетание лексически не ограничено, поэтому замена, выполненная согласно коммуникативному требованию, не вызывает каких-либо сложностей.
Существуют также лексически ограниченные свободные словосочетания – это композиции из двух и более элементов, где замена слов может быть выполнена не всегда. В данном случае главное или зависимое слово нельзя заменить похожим по морфологическим признакам, новый элемент словосочетания обязательно должен «спаиваться» со старым по определенным семантическим значениям.
К ряду лексически неограниченных сочетаний можно отнести такие, как «смотреть передачу», «смотреть видеофильм», «смотреть на небо» и т. д. Любой компонент здесь может быть заменен. Лексически ограниченные сочетания предполагают, что один из двух его компонентов «спаивается» с ограниченным рядом слов по своему значению, например, глагол «подсмотреть». Его нельзя использовать в словосочетании «подсмотреть видеофильм», а вот в композиции «подсмотреть за кем-то» он выглядит достаточно уместно.
Несвободные сочетания: синтаксически несвободные
Синтаксически свободные словосочетания, в отличие от несвободных, можно встретить практически в любом предложении, для этого достаточно только лишь помнить о конструкциях, которые не подходят под это определение. Под несвободными сочетаниями слов понимаются такие, в которых оба компонента являются несамостоятельными лексическими единицами. Если рассматривать такие конструкции в составе более крупной единицы текста, то они, как правило, не расчленяются и функционируют в позиции одного и того же члена предложения.
Такие словосочетания можно разделить на две группы – синтаксически несвободные и несвободные фразеологически. Первые являются сочетаниями слов, которые тесно связаны между собой с лексической точки зрения, их нельзя разделить в контексте рассматриваемого предложения. Например, в предложении «Ко мне подошел мужчина низкого роста», сочетание «низкого роста» является несвободным и определяет имя существительное. Убрать один компонент из сочетания нельзя, однако если построить предложение в другом контексте (например, «Маленький рост выделял мужчину из толпы»), оба слова будут иметь полноценные лексические значения.
Несвободные сочетания: фразеологически несвободные
Свободные и фразеологические словосочетания кардинально отличаются друг от друга с точки зрения лексической самостоятельности. Последние абсолютно несамостоятельны и, в независимости от контекста, всегда являются постоянными и нечленимыми. В качестве примера можно привести известное сочетание – «бить баклуши», лексическое значение существительного обеднело настолько, что оно не может существовать без дополнительного глагола.
Отличительная особенность сочетания – грамматически слово «баклуши» напрямую зависят от глагола «бить», а с точки зрения лексики оно выходит на первый план. Подобные словосочетания более тщательно изучаются фразеологией, а в современном русском языке их рассматривают только как составляющую часть предложения. Такие языковые элементы могут строиться не только по алгоритмам современных свободных сочетаний, но и по тем, что были давно утрачены. В частности, сочетание «и вся недолга» не имеет сопоставимого современного аналога, поэтому существует очень малое количество языковых единиц, с которыми оно может «спаиваться».
Синтаксический разбор словосочетания
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
I. Выделить словосочетание из предложения. II. Охарактеризовать строение словосочетания: а) указать главное и зависимое слова; б) назвать части речи, которыми они выражены; в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание). III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Пример:
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно. 2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено). 3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Отличие словосочетания от сочетания слов
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
Типы несвободных сочетаний
Чаще всего в современном русском языке встречаются несвободные сочетания слов, которые называют количественно-именными – «пять карандашей», «много людей», «две книги» и т. д. В таких композициях зависимое слово всегда обозначает предмет и находится в форме родительного падежа, а главное – объем, число или количество.
Избирательные сочетания отличаются тем, что в качестве главного слова всегда выступает числительное или местоимение. Зависимым словом здесь может являться местоимение или существительное, отвечающее на вопросы родительного падежа – «один из преподавателей», «кто-то из родителей». Дополнительный элемент конструкции – предлог «из», который сочетается с зависимым словом.
Редко встречающиеся несвободные словосочетания
Существуют также сочетания с метафорическим значением – «зеркало воды», «пламя рябины» и т. д. Зависимое слово здесь называет предмет, а главное используется в переносном значении, его цель – сформулировать то, что напоминает предмет. Часто встречаются композиции со значением неопределенности – «кто-то невидимый», «что-то незнакомое», составленные по формуле «неопределенное местоимение+прилагательное». Если вы хотите получить из такой композиции свободное словосочетание, достаточно просто заменить местоимение на существительное и поменять порядок слов – «незнакомое явление».
Сочетания наподобие «Маша с подругой», «мы с друзьями», «дядя с тетей» обладают лексическим значением совместности. Их отличительная особенность в том, что они являются несвободными только в тех случаях, когда играют в предложении роль подлежащего, а сказуемое находится во множественном числе, например, «Маша с подругой пошли в кино». Если переформулировать предложение – «Маша с подругой пошла в кино», то словосочетание становится свободным и дополнительный элемент «с подругой» можно убрать из предложения без потери лексического смысла.
В категорию несвободных словосочетаний также входят контекстуально цельные и сочетания с глаголами, играющими роль вспомогательного компонента. К первому типу относятся композиции наподобие этой — «девушка с белокурыми волосами», а ко второму — наподобие «Мы планируем ему помочь».
Модели несвободных (цельных) словосочетаний
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Модели несвободных (цельных) словосочетаний
Гл. слово обозначает количество, но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в Р.п. три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг
Гл. слово — местоимение или числительное, зависимое — сущ. или местоимение в Р.п. с предлогом «из» один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят
Гл. слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст, листьев медь, костёр рябины.
Гл. слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилаг., причастие что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий
Равноправные участники совм. действия (подлеж.). Гл. слово — сущ. или местоимение в И.п., зависимое — сущ. в Т.п. с предлогом «с» сказуемое во мн.ч. мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес
Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания девушка с голубыми глазами, человек высокого роста
включают в себя вспомог. глаголы, глаголы-связки или другие вспомог. компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Количественно-именные (три карандаша). Словосочетание со значением избирательности (один из нас). Словосочетания с переносным значением (зеркало реки). Словосочетание со значением неопределенности (что-то неприятное). Словосочетания со значением совместности (мама с дочкой). Контекстуально-цельные словосочетания (человек высокого роста). Словосочетания в составных сказуемых (хотим помочь).
Не являются словосочетаниями: 1. Сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть поет; 2. Сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, сломя голову; 3. Подлежащее и сказуемое: наступила ночь; 4. Составные (аналитические) словоформы: более светлый, будет ходить; 5. Группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети. |
Синтаксически неделимые словосочетания в предложении (цельные, неделимые) – это такие конструкции, которые нельзя разъединить без потери смысла. От синтаксически свободных они отличаются тем, что являются отдельным членом предложения, в то время как в других словосочетаниях каждое слово из цепочки становится членом законченного речевого высказывания и отвечает на конкретный вопрос.
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
Как этому учат в школе?
Для оттачивания понимания лексических значений сочетаний слов в современных школах очень часто используют различные задания. Например, дается словосочетание «свободный язык», и предлагается определить его значение. На первый взгляд может показаться, что речь идет о несвободном сочетании с метафорическим значением, но это не так, поскольку главным словом здесь является существительное, которое называет предмет. Таким образом, мы получаем стандартное свободное словосочетание.
В некоторых случаях учащимся предлагаются упражнения, где даны словосочетания «свободный народ», «свободное утро», «свободный наряд», «свободная вакансия» и т. д. Предлагается определить тип словосочетания, а также найти композицию, где слово «свободный» употреблено избыточно, т. е. существительное может обойтись и без него.
Изучение фразеологизмов
Фразеологизмы и свободные словосочетания всегда изучаются вместе, поскольку главная цель, которую преследуют педагоги – научить школьников различать два этих совершенно разных компонента языка. Как правило, предлагается упражнение с предложениями, в которых присутствует один и тот же глагол с одинаковыми морфологическими признаками, выступающий в позиции главного слова.
В качестве зависимых же выступают либо фразеологизмы, либо зависимые по смыслу слова. Например, при сравнении двух предложений «Он любит водить трамвай» и «Он любит водить за нос», словосочетание «водить за нос» выступает в качестве единого члена предложения – обстоятельства, и разорвать его без потери общего смысла не удастся.
Несвободные словосочетания
В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения смысловой полноты, так как основную смысловую нагрузку несёт зависимое слово.
Мы с мужем были счастливы.
В данном примере слово «мы» недостаточно полно называет того, кто был счастлив. Смысл подлежащего здесь определяется зависимой частью «с супругом», поэтому в данном случае подлежащим выступает всё словосочетание целиком.
Как анализировать словосочетания?
Свободные и несвободные словосочетания, примеры которых можно найти практически в каждом тексте, можно подвергнуть синтаксическому анализу. Для этого необходимо выписать любое из них из предложения, затем отметить главное и зависимое слово, после чего сформулировать их частиречную принадлежность. Например, в словосочетании «старая колонна» главным словом является «колонна» (выражено существительным), а зависимым – «старая» (выражено прилагательным).
Следующий этап – определение грамматической связи (согласование, управление, примыкание). В первом случае зависимое слово имеет одинаковые морфологические признаки с главным (род, число, падеж), во втором – формируется подчинительная связь, где главное слово подчиняет себе местоимение с предлогом или существительное. Третий случай предполагает, что главное слово управляет неизменяемым словом или такой формой изменяемого слова, которая не способна быть согласована по своим морфологическим признакам. В этом случае связь между двумя словами является только смысловой. Заключительный этап – определение грамматического значения сочетания.
Способы связи слов в словосочетании
Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:
Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.
Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.