какие служебные части речи рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности
Какие служебные части речи рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности
Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;
темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.
Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Какие служебные части речи рекомендуется использовать при обучении интонационной выразительности
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к 5-летнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время мы сталкиваемся с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания, а также понимать чувства и отношения к нему других людей.
На первом этапе по формированию навыков восприятия интонации привлекаем внимание детей к мелодике (основному тону голоса). Например, такой прием, как «рассказ проблемной истории» : «Вчера я была в магазине. Там купила яблоки, груши, бананы. Это фрукты.» (Утверждение, тон голоса понижается). Пауза. «Почему вы мне ничего не ответили?» («Вы нас не спрашивали») А еще я купила огурцы и помидоры. Это овощи?»- «Как вы узнали, что в первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» (изменился голос)
Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики : 1) «Точка», 2) «Восклицательный знак», 3) «Вопросительный знак». Цель таких упражнений-закреплять навыки узнавания вопросительных предложений, восприятия повышения основного тона, закрепление навыков восприятия понижения основного тона. Детям раздают карточки с изображением вопросительного знака (?) и произносят текст. Дети, когда слышат вопросительное предложение, показывают карточку.
Например «Кулики»:
-Кто там бродит у реки?
-Это наши кулики.
-А чего они хотят?
-Накормить своих ребят.
-Где ребята?
-На песочке.
— Сколько их?
-Сынок и дочка.
-У сынка на горлышке все промокли перышки. От того, что не спросясь сунул клювик прямо в грязь.
Речевой поток разделяют паузы. Между словами и сочетаниями слов делаются паузы разные по времени. Это вместе составляет темп и ритм речи. Сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно». В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Считалки являются как упражнения для развития голосового аппарата (произносить их громко, тихо, вполголоса). У детей формируем умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце. Если взрослый ускоряет речь, то дети тоже должны ускорять свои движения. Например, игра «Карусели». Дети начинают движение по кругу в соответствии с текстом стихотворения:
Ем, ем, еле, еле (в медленном темпе)
Завертелись карусели (в умеренном темпе)
А потом кругом, кругом (в быстром темпе)
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Формирование навыков восприятия тембра начинаем со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. В качестве наглядного материала используем пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально-выразительных лиц. Также применяем в работе «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений. При знакомстве детей с ситуацией можно дать инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку ( пиктограмму), которая больше всего подходит к рассказу.» Например, «проблемные речевые истории»: «Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа все время на работе. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк.» (Радость)
Или «Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой, ударил с размаху. Горшок с медом упал и разбился. А пчела улетела.» (Раздражение, гнев)
Можно предложить игры «Кто боится прививки?», «Угадай-ка». Эти игры-упражнения также обогащают эмоционально-экспрессивную лексику и развивают речевой слух детей.
Для устной речи очень важным является правильное использование логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов). Дошкольникам объясняют, что те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и более растянуто, чем остальные слова в предложении. При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ текста.
Например, произносим фразу: «Снегири клюют рябину». Я сообщила, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину. Теперь надо уточнить, что они клюют, а не сидят и не летают. «Снегири клюют рябину». В предложении «Снегири клюют рябину» важное слово я произнесла растянуто. Оно уточняет, что снегири питаются рябиной, а не зерном или крошками хлеба.
Закрепляются полученные навыки в играх: «Кто в каком домике живет?», «Что купили в магазине?». Вопрос ориентирует ребенка на выбор слова-носителя логического ударения, а игровая ситуация помогает определить, почему именно это слово следует считать наиболее важным по смыслу.
Основные направления работы по формированию интонационной выразительности речи
I ЭТАП. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речинеобходимо развивать:
• речевое дыхание (его длительность и интенсивность).
С учетом вышесказанного логопедическая работа осуществляется над всеми компонентами интонации, а формирование интонационной выразительностипроводится в такой последовательности:
1) от обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению различных интонационных структур;
2) от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи;
3) от усвоения средств интонационного оформления на материале гласных к их освоению на более сложном речевом материале;
4) от различения и усвоения повествовательной к вопросительной и восклицательной интонации.
Работа по формированию интонационной выразительности речи проводится
1 ЭТАП. Формирование представлении об интонационной выразительности в импрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
— показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, что интонация придает речи эмоциональную окраску, помогает выразить чувства:
— познакомить детей с различными видами интонации и средствами их обозначения, а также научить их различать разнообразные интонационные структуры в импрессивной речи.
В соответствии с выделенными задачами этого этапа работа по формированию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется в 1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи
Педагог дважды читает один и тот же рассказ. Первый раз без интонационного оформления текста, второй выразительно, с интонационным оформлением. «Затем выясняет у детей, какое чтение им больше понравилось и почему. Педагог объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.
2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения
Педагог произносит предложение с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем называет звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлениии обозначается графически так:. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Педагог говорит о том, что на письме в конце таких предложений становится точка.Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка, точка-одиночка». После знакомства со знаком предлагается выделить из текста повествовательные предложения, поднимая карточку с точкой.Примерный текст:
Затем детям предлагаются различные тексты и дастся задание выложить столько фишек (записать столько точек, сколько повествовательных предложений встретится в тексте.
3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Педагог напоминает детям, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно о чем-то спросить. Педагог задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее педагог показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается.Это повышение голоса сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически так:
Для обозначения вопросительной интонации предлагается знак?.Демонстрируется карточка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Задает он всем вопросы: «Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделить их в текста вопросительные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.Примерный текст:
Повезло хомяку. Попалось ни глаза гнездо, и в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит, не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть?И придумал: стал яйца носом к ceбe а нору перекашивать.
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале.
4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
Детям последовательно демонстрируется несколько картинок,которые соотносятся с междометиями: «Ой!», «Ах!». «Ух!», «Ура!» и т. п. Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
— Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой)
— Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах)
— Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура) И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются Картинки с заданием назвать слово соответствующее длиной картинке.Педагог спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно громко, восклицая?» Педагог напоминает детям, что восклицательно можно произнести и целое предложение, при этом уточняет, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем немного понижается.Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически следующим образом:
Затем детям предлагается придумать восклицательные предложения. Для обозначения восклицательной интонации предлагается знак!.Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Никогда он не молчит.
«Ура! Долой! Караул Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.Примерный текст:
Затем детям предлагаются тексты и стихи с заданием выложить перед собой столько фишек (записать столько восклицательных знаков, сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Педагог напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повтори стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.Примерный текст:
-Ни капельки не боюсь! Да тихого шороха.
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
Кроме того, можно рекомендовать нарисовать или «станцевать» какой – либо текст, так выразить интонацию.
II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
•формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
•дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речиосуществляется в такой последовательности:
1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной
слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале;
2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.
1. В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.
Бьют часы: динь –дон динь –дон.
Воробышки сидят: «Чирик чирик, чирик чирик,
Чирик чирик»- кричат.
Бежал ручей по камешкам —
Потам в глубокой лужице-
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире. И не две, а все четыре!»
Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
-Ну, Весна, как дела? (высоко)
Но дороге скачет? (высоко) —Для пушистой кошки, (низко)
-Почему корова эта Маленького роста? (высоко)
Вот невежливый вопрос: (А. Шибаев)
Это собственный мой нос! (низко)
Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.
Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси» «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
2. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения
помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать сопряженно с логопедом, повторять, за ним, произносить самостоятельно различный речевой материал.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РИТМИКИ СЛОВА
1.Произнесение односложных слов:
б)со стечением согласных: сто. степь, полк, свет, страх, гном, стук, стоя, старт, мост, куст, лист, танк и т. д. :
в)в структуре нераспространенных предложений: Соль стоит. Сом спит. Сын ест. Волк пьет. Снег скрипит. И т. д.
2. Произнесение пар слов с гласными |У|, |Ы|, |И|,находящимися в ударной и безударной позиции:
3. Произнесение пар слов с гласными [Э], [О], [А], находящимися в ударной или безударной позиции.
в)в других предударных слогах: перенести, перевезти, переезжать и т. д. ;
д)в различной структуре слов: веселый, зеленый, певец, среда, месяц, палец, мастер, повесть, весить. зверинец, земляника, путешественник т. д.
б)во втором предударном слоге: сама- самолет, создать- создавать, сказать—рассказать,
в)в других предударных слогах: сопровождать, прополоскать, заболевание и т. д. ;
4.Произнесение словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения:
а)с ударением на первом слоге: Утром холодно. В восемь вечера. Слушали радио. Видел сына. Поздняя осень. В разных странах. И т. д. :
б)с ударением на одном из средних слогов: Домашнее задание. Последняя остановка. Строительство завода. И т. д. ;
в)с ударением на конечном слоге: Задать вопрос. Самолет летит. Ходил в кино. Пришел в магазин. и т. д;
г)в различных комбинациях по месту ударения: Новый рассказ. Станция метро. Несколько секунд. Не было дождя. Художественные фильмы. И т. д.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ИНТОНАЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ, ВЫРАЖАЮЩЕЙ ЗАВЕРШЕННОСТЬ В ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.
1. Отработка повествовательной конструкции с интонационнымцентром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Сегодня на улице сыро. Стоит сухая погода. Мне понравилась сказка.
2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интонационногоцентра в неконечную позицию:
Я хожу в детский сад. И мой друг ходит в детский сад. Он уехал на дачу. И его соседи уехали на дачу. В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол
3. Работа над интонационной выразительностью вопросительного и восклицательного предложений
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят сопряжено с логопедам,
повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
1. Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.Резкое повышение тона в односложном слове:
2.Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на среднем слоге:
Солдаты?- там солдаты? В столовой? он в столовой?
Старушка? идет старушка?
3. Резкое повышение гона с ударением на первом
Очень? – Очень вкусно?
Весело? – вам весело?
-Зачем тебе водичка?
-Как цыплята просят?
Работа над интонацией восклицательного предложения.
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной интонации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем не сколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
1. Отработка интонации восклицательного предложения на материале междометий с использованием картинок и стихов.
Читаются стихи, дети проговаривают с восклицательной интонацией только междометия и
Но, увидев усача, Но однажды поутру
Aй!- Aй!-Ай! Прискакала кенгуру,
Звери дали стрекоча. Увидала усача.
Aй!- Aй!-Ай!Закричала сгоряча:
По лесам, по полям разбежались, Разве это великан?
Тараканьих усов испугались. Ха!-Ха!-Ха!
2. Отработка интонации восклицательного предложения, выражающей обращение, требование,
восклицание (проговаривать сопряженно с логопедом, повторять за ним, произносить
самостоятельно).Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
3. Закрепление интонации восклицательного предложения в стихах.
Катит лыжа впереди, Я за лыжей позади.Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!»Я кричу ей: «Хватит!» А она все катит. Правую лыжу Я уже не вижу.
4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям. Дети должны учиться подражать голосам, интонациям героев.
Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков, «Волк и лиса», «Разговор лягушек» (переводы С. Маршака, «Телефон», «Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский, «Три медведя» (Л. II. Толстой, русские народные сказки и т. д.
Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.
Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.
План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».
Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.
Рецензия на логопедическое занятие по формированию связной речи Тема: Формирование навыков связной повествовательной речи. Рассказ «Еж и яблоки» Дата: 30.10.2018 Направленность: речевое развитие, коррекция.
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.
Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.