какие события легли в основу рассказа лапти

Краткий и полный анализ рассказа И.А. Бунина «Лапти»

какие события легли в основу рассказа лапти. Смотреть фото какие события легли в основу рассказа лапти. Смотреть картинку какие события легли в основу рассказа лапти. Картинка про какие события легли в основу рассказа лапти. Фото какие события легли в основу рассказа лапти

Рассмотрите краткий и полный анализ рассказа Бунина И. А. «Кавказ», который создавался в помощь ученикам для более углубленного изучения произведения.

Год написания — Известна точная дата написания произведения: 26 июня 1924 года.
История создания рассказа — Категорически не приняв советскую власть, Бунин покинул Россию. Рассказ он написал, проживая во Франции. В это коротенькое произведение Бунин сумел вложить всю основу русского менталитета, русской души.
Жанр — Рассказ.
Направление — Реализм.
Основная идея — Автор хотел показать в рассказе характерные черты русского человека – его доброту, самоотверженность, жертвенность, способность к состраданию, умение помочь.
Тема — Тема подвига.
Проблема — Подвиг может привести к трагическим последствиям.

п.1. Тематика и проблематика

2.
Тема – Тема любви.
Проблема – Именно любовь направляет человека, призывает к милосердию, к помощи другим людям. Я не считаю, что жертвовать собой – это хорошо. И мне жаль умершего Нефеда. Такой добрый и отзывчивый человек, тонко чувствующий потребности другого, жил бы еще долго на радость себе и людям. С большой теплотой описывает автор отношение матери к ребенку, всю ее боль и страх за сына.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Произведение переполнено трагическим пафосом, скорбью, печалью, состраданием. Главный герой Нефед стоит перед сложным выбором – рисковать ли ему своей жизнью ради выздоровления ребенка или же нет? Он отваживается идти за лаптями и замерзает. Об этом тяжело читать, но понимаешь этого человека, природу его души.

п.3. Основные герои, их место в образной системе

Основное место в системе образов занимает Нефед. Его образ находится в единении с образами матери и больного ребенка. Все трое противостоят образу лютой и безжалостной стихии, неблагоприятному стечению обстоятельств.

п.4. Литературные приёмы

Большую роль в рассказе играют символы, умело подобранные выдающимся писателем. Ребенок просит красные лапти. Для мальчика – это его мечта, то, чего он желает изо всех сил. На Руси красный цвет олицетворяет красоту. Непроглядная вьюга, бушующая за окном, созвучна с происходящим в барском доме. Ребенок в бреду, рядом безутешная мать и Нефед, для которого небезразлична судьба мальчика.

п.5. Конфликт произведения

В рассказ проявлен внутренний конфликт Нефеда. Если он пойдет в село, то может замерзнуть, если же не пойдет, то не видать больному ребенку красных лаптей, своей мечты.

Источник

Анализ рассказа «Лапти» (И. А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.04.2020 · Обновлено 17.04.2020

Каждый из рассказов И. А. Бунина – это созданная четкими и живыми штрихами история, которая позволяет писателю поговорить о любви, нравственности и смысле человеческой жизни. Так, история самоотверженного подвига Нефеда из рассказа «Лапти» становится символом жертвенности и любви к ближнему. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ рассказа «Лапти» по плану, который поможет познакомиться с поднятыми писателем темами и художественными особенностями его прозы.

История создания

И. А. Бунин написал рассказ «Лапти» в 1924 году, когда находился в эмиграции. Русскую литературу начала XX века интересовала тема русского народа, осмысление его характера и особенностей. Изображение национального характера и его необыкновенной жертвенности стало одной из основных задач И. А. Бунина.

Главным героем его повествования предстает простой мужик Нефед, в своем желании помочь тяжело больному ребенку решившийся на самоотверженный поступок: ценой собственной жизни он добывает красные лапти, которые мальчик постоянно просит в бреду.

История Нефеда стала ностальгией Бунина по родине, прошлое которой он идеализировал в своей прозе. Тоска по родным местам, людям, языку стала лейтмотивом всей бунинской прозы в эмиграции.

Жанр, направление

Творчество И. А. Бунина отражает основные принципы Реализма. Писатель мастерски замечает и передает те детали и особенности, которые позволяют развернуть перед читателем живую картину и, одновременно, затронуть волнующие автора вопросы.

По жанровой принадлежности «Лапти» представляют собой рассказ. И. А. Бунин особенно любил этот жанр, так как небольшой объем, одна сюжетная линия и ограниченное количество действующих лиц позволяли писателю емко и точно передать желаемую мысль или идею. Писатель передает сюжет короткими всполохами, как будто это увиденные в промежутках лихорадочного бреда картинки или отдельные эпизоды, вырванные из мрака неровным тревожным пламенем свечи.

Суть: о чем?

В центре повествования оказывается история тяжело заболевшего мальчика. В жару и в бреду он постоянно плачет и просит принести ему какие-то красные лапти. Мать ребенка не находит себе места от отчаяния: за окном пятый день непроглядная вьюга, муж в отъезде, до больницы далеко, «да и не поедет ни один доктор в такую страсть».

Деревенский мужик Нефед, который приносит дрова для растопки, слышит о странном желании мальчика и неожиданно твердо заявляет: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает». Его не пугает ни метель, ни то, что до Новоселок, где можно раздобыть лапти и фуксин для их покраски, шесть верст. Нефед одевается как можно теплее и, не дожидаясь утра, отправляется в путь.

Целая ночь проходит для обитателей дома в томительном и тревожном ожидании. Только когда рассветает, наконец слышатся под окнами шаги и голоса: это новосельские мужики привозят тело замерзшего насмерть Нефеда, за пазухой у которого лежат новенькие детские лапти и пузырек с фуксином.

Главные герои и их характеристика

Центральным героем рассказа является Нефед. Здесь важно заметить, что это единственный персонаж повествования, которому автор дает имя. Это деревенский мужик, слуга, о чем можно судить по тому, что мать мальчика он именует «барыней». Внешний вид Нефеда описан более чем просто: «шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки». Такой же простотой отличается его речь, в которой много просторечий, а фразы строятся предельно кратко и ясно. Однако этот человек оказывается наделен даром сострадания: он берется исполнить желание больного ребенка, так как видит в этом способ помочь, прежде всего, душе страдающего существа. Лапти и тюбик с краской, которые можно добыть только в соседней деревне, дорого обходятся Нефеду: он насмерть замерзает на обратном пути, но его жертву точно нельзя назвать напрасной.

Другие герои рассказа описаны автором отдельными штрихами, необходимыми для раскрытия и движения сюжета. Матери, которая не находит себе места из-за болезни ребенка и невозможности как-то облегчить его страдания, остается только взывать к помощи Господа. Неожиданную помощь и участие она находит в лице Нефеда. Привезшие тело замерзшего Нефеда мужики как будто доказывают, что тот погиб не напрасно. Заблудившиеся в непроходимой метели, они сами погибли бы, если бы не наткнулись на торчащие из-под снега ноги в валенках. Они же доставляют к дому вместе с погибшим Нефедом заветные лапти и краску.

Тематика рассказа Бунина «Лапти» описана Многомудрым Литреконом в нижеследующем списке:

Проблемы

Проблематика рассказа Бунина «Лапти» не менее увлекательна:

Основная идея

Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина заключен в ценности и необходимости подвига во имя любви к людям. Подвиг этот может быть ежедневным и незаметным, а может стоить жизни, как отправившемуся через вьюгу за лаптями Нефеду. Самое главное – это уметь почувствовать чужую душу и ее потребности и, если ты можешь что-то сделать для спасения этой души, обязательно на это решиться.

Открытый финал рассказа позволяет читателям самим решить, помогла ли ребенку принесенная Нефедом жертва. Хочется думать, что помогла. Точно оказались спасены благодаря Нефеду новосельские мужики. Заплутавшие и сбившиеся с пути, они уже приготовились погибать, но увидели замерзшего Нефеда, поняли, что «в двух шагах жилье» и таким образом спаслись. Главная мысль рассказа «Лапти» заключается в том, что подвиг во имя любви к людям не может быть напрасным: в нем всегда есть высший смысл, пусть и недоступный человеку.

Чему учит?

Неразрывно связанная с христианской традицией идея любви к ближнему и жертвенности становится ключевой для понимания смысла рассказа И. А. Бунина. Нефед решается на опасный путь за лаптями и краской, потому что это видится главной отрадой для души измученного болезнью ребенка. Помогать другому, если ты в состоянии это сделать, является для доброго и простого Нефеда основным и единственно правильным способом существования. Об этом заставляет нас задуматься рассказ «Лапти»

Мораль произведения заключается в том, что подвиг не может быть тщетным и ненужным, он все равно проливает свет на то, что хотел осветить. Может быть, лапти не спасут ребенка, но поступок Нефеда дал дорогу нескольким путникам, которых дома ждут жены и дети. Значит, его жертва точно не напрасна. Таковы нравственные уроки рассказа «Лапти».

Критика

Что хотел сказать Бунин в рассказе «Лапти»? В своем небольшом по объему произведении И. А. Бунину удается поднять целый круг волновавших его тем и идей. Этому во многом способствуют художественных особенности текстов писателя: предельно сжатый сюжет, короткие реплики героев и отдельные точные черты, которые помогают увидеть в этой истории главное. «Дрожащее хмурое пламя свечи» изображается в рассказе символом тревоги и отчаяния матери у постели больного сына. «Значит, душа желает», — кратко говорит Нефед о красных лаптях, и исполнение этого желания представляется ему главным путем к выздоровлению ребенка. Наконец, сами лапти, найденные за пазухой у добывшего их ценой своей жизни Нефеда, становятся воплощением подвига или даже чуда, которое один человек способен собственными руками сотворить для другого.

Современные исследователи творчества И. А. Бунина отметили, что в заглавие рассказа «Лапти» вынесено многозначное слово. Помимо вида обуви, лаптями иногда называли простых, бесхитростных, малообразованных людей. Таков центральный персонаж рассказа Нефед. Следуя логике этой версии, можно заключить, что именно такие простые, близкие к природе и естественной жизни люди оказываются наиболее чуткими к горю других и, главное, способны в сложной ситуации показать силу своего характера, проявить решительность и героизм.

Рассказ И. А. Бунина «Лапти» раскрывает перед читателем историю настоящего подвига, основной движущей силой которого становятся любовь к человеку и необыкновенная жертвенность, свойственные цельным и сильным личностям.

Источник

Русский характер в изображении И.А. Бунина. Рассказ «Лапти»

Разделы: Литература

Продолжительность урока: 2 часа.

Тип урока: урок-беседа.

Основной вид деятельности: углубленный, основательный анализ текста.

Оборудование:

Цели урока:

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений.

Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский.

Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию.

Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.

В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине, и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще.

Мотивация.

Анализируя рассказ «Лапти», мы вглядимся в образ главного героя, выявим сущность его характера и попробуем ответить на вопрос: типичен ли подобный характер для русских людей или он встречается редко.

Особенности жанра.

Какое произведение является рассказом? (Рассказ – это прозаическое произведение малого объема с динамическим развитием сюжета. Рассказ отличается кратковременностью изображаемого и небольшим количеством действующих лиц).

В случае затруднения учеников, обратиться к словарю литературоведческих терминов. Обратиться к словарю С.И.Ожегова: лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу (на доске – аншлаг).

Чтение рассказа (самостоятельное чтение рассказа, либо прочтение во время урока).

Докажите, что произведение И.А. Бунина «Лапти» – рассказ.

1) Прозаическое произведение: написано в свободной речи; 2) малый объем: 2 страницы; 3) динамическое развитие сюжета: несколько событий, быстро сменяющих друг друга; 4) кратковременность изображаемого: менее суток; 5) небольшое количество действующих лиц: барыня, ребенок, Нефед, новосельские мужики, барин.

Обмен первичными впечатлениями. Беседа: 1) Кому понравился рассказ? Чем? Какое ощущение осталось у вас после прочтения рассказа «Лапти»? 2) Что произвело впечатление? 3) Какие размышления вызвали изображенные события? 4) О чем задумался автор? Что вам показалось в этом произведении Бунина странным, непонятным? 5) О чем мы можем подумать? 6) Какие эпизоды значимы? 7) Что вас привлекает в главном герое?

Целеполагание:

Предлагаю сделать вопрос о смысле названия центральным на сегодняшнем уроке: почему рассказ называется «Лапти», какой русский характер изображен И.А.Буниным?

Анализ текста.

Беседа: – Где происходят изображенные события?

(В России, в степном краю, в хуторском доме, в шести верстах – деревня Новоселки, в тридцати верстах – город).

– Когда происходят изображенные события? (До революции: барыня, лапти; зимой, в бурю).

– Какие события изображены в рассказе?

Письменная работа. Набросать план рассказа.

План учителя (на доске, за ширмой):

2) За лаптями в Новоселки;

4) Зловещий стук в окно.

Проверка письменной работы (плана) учащихся (опросить 2-3 ученика).

– Какое событие самое важное? Почему? (Смерть Нефеда. Предыдущие события подчеркивают опасность решения Нефеда идти в бурю в Новоселки).

– Максимально краткое письменное (или устное) изложение сюжета. (В хуторском доме болен ребенок. В бреду он просит красные лапти. За окном не прекращающаяся пять суток буря. Лавка, где можно купить лапти, за шесть верст, в Новоселках. Нефед решается идти. Барыня напряженно ждет возвращения Нефеда. В тревоге и волнении проходит ночь. Наутро новосельские мужики привозят тело замерзшего в степи Нефеда).

Образ Нефеда.

– Кто же является главным героем этой печальной истории? (Нефед. Он главный персонаж всех эпизодов сюжета).

– Кто он такой? (Крепостной в доме мелких помещиков).

Докажите (учащиеся находят в тексте цитаты и зачитывают).

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: зипун – одежда русского крестьянина, кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота).

– Почему Нефед решил идти в бурю в Новоселки за лаптями для больного ребенка? 1) жалел ребенка и его мать; 2) верил, что лапти могут помочь ребенку преодолеть недуг: «значит, душа желает»).

– Насколько была опасна буря? Предложить учащимся найти ее характеристики в тексте.

(«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «не поедет никакой доктор в такую страсть», «где же в такой ужас дойти!», «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море», «бездна снежного урагана», «гул и грохот вьюги», «потонули вместе с лошадью в страшный снег», «белого, мерзлого, всего забитого снегом»).

– Понимал ли Нефед меру опасности, принимая решение идти в Новоселки? (Да. Об этом говорит построение его речи в ответ на возражение барыни «Где же в такой ужас дойти!»).

1) Повторяя глагол «пойду», вначале говорит категорично («Нет, пойду».), потом с сомнениями («Ничего, пойду»).

2) Далее – как бы убеждая себя («Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего»);

3) Находит обнадеживающий факт – направление ветра («Она будет мне в зад, пыль-то…»).

4) Берет с собой кнут.

Обратиться к словарю С.И.Ожегова: кнут – большая плеть. Веревочный кнут. Пастуший кнут (на доске – аншлаг).

– Нефед знал, что может погибнуть. Но пошел. Может быть, ему неудобно было перед барыней отступать от своих слов «Надо добывать»? (Нет. Сознавая опасность, он решительно уходит из дома: «А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун… и вышел вон…»).

– Разговор Нефеда с барыней шел лишь о дороге вперед. По возвращении ветер будет дуть в лицо. Неслучайно, ожидая Нефеда, в доме решили, что «значит, ночевать остался… Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда». Он же не стал ждать, поторопился назад.

Докажите, что на обратном пути буря неслась ему навстречу. (Нашли Нефеда «всего забитого снегом»).

– Нефед сознательно рисковал своей жизнью. Ради чего? (Ради чужого ребенка, ради барыни, которой служил).

– Когда человек способен рисковать своей жизнью ради других людей? (Когда любит, когда очень хочет помочь – неслучайно в тексте звучит вопрос «Чем помочь?» – когда люди дороги ему больше его жизни).

– Жизнь Нефеда явилась мерой преданности крепостного крестьянина, слуги, его помещикам. Каковы были основания для такой преданности? (Взаимоотношения в доме – добрые, уважительные, человеческие). Докажите.

1) Барыня называет слугу ласково «Нефедушка»; разговаривает с ним, как с равным, близким человеком; пугается за него; когда он замышляет идти в Новоселки; ждет его возвращения, как ждут безмерно дорогого человека: «…ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».

2) Слуга вникает во все обстоятельства жизни своих хозяев: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?». Так спрашивает сочувствующий человек, человек, имеющий право спросить как равный.

Взаимоотношения барыни и Нефеда показывают, что в этом доме его уважали, признавали в нем человека. Этот дом ему был родным. И он отдал за него свою жизнь.

– Как относится к своему герою автор? Отношение автора можно понять из подробностей сюжета, которыми заканчивается рассказ. Каких?

Авторское отношение к образу Нефеда выражено в некоторых деталях текста. Каких?

1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

2) Говоря о месте, где новосельские мужики обнаружили замерзшего Нефеда, автор использует гиперболу «в двух шагах».

Вспоминаем определение гиперболы, в случае затруднения учащихся, обращаемся к словарю литературоведческих терминов. (Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления).

«Тело его нашли в двух шагах от хутора». Эта деталь удваивает трагизм гибели Нефеда.

Позиция автора видна и в именах, которые носят его герои. (Только Нефеду автор дал имя собственное в рассказе. Хозяйка дома названа барыней, матерью, хозяин – мужем, у ребенка даже не указан пол, другие слуги обозначены только глаголом «решили»: «Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес»).

Бунин поставил образ Нефеда над всеми персонажами его рассказа, превознося его человеческую сущность, его чистую, верную душу.

Идейное содержание рассказа.

– Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожертвованию).

– Типичен ли данный характер для русских людей? (Мини-дискуссия).

– В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?

1) Тяжелую болезнь ребенка;

2) надежду на выздоровление;

4) способность к самопожертвованию;

6) уважение автора к крепостным людям.

– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?

1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения.

2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.

Художественное мастерство И.А. Бунина.

В чем, на ваш взгляд выразилось мастерство писателя в данном рассказе?

1) Напряженность сюжета;

2) Выразительность языка;

Обобщение учителя.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом: 1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; 2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Обобщающие вопросы.

1) Как вы думаете, мы сумели достичь целей урока?

2) Что для вас было сложным в понимании текста?

3) Сложно ли было читать это произведение?

4) Когда-нибудь захотели бы еще прочесть рассказ «Лапти» И.А.Бунина?

А домашнее задание даст вам возможность еще раз вчитаться и вдуматься в строки рассказа Бунина, который всегда обращается к чувствам и душе человека.

Домашнее задание.

Дать письменные ответы на вопросы (можно по выбору).

1) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему?

2) Почему Бунин не говорит, выздоровел ли ребенок, ради которого погиб Нефед?

3) Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам».

К работе прилагается презентация (Приложение 1).

Источник

Анализ произведения Бунина «Лапти»

Автор: Guru · 08.06.2018

Иван Алексеевич Бунин первым из русских писателей удостоился Нобелевской премии по литературе. Эпоха революционных перемен, в которую он жил, и вынужденная эмиграция наложили отпечаток на его творчество. Одним из произведений, написанных на чужбине и наполненных любовью к родине, является рассказ «Лапти».

История создания

В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он и не мог остаться, так как начались правительственные репрессии против «классовых врагов».

Рассказ «Лапти» был написан в 1924 году. Писатель выразил в нём своё видение русского национального характера. Иван Алексеевич всем сердцем любил родную Россию, а революционные события и жизнь в чужой стране действовали на него угнетающе. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование. Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл названия

Лапти – это обувь из соломы, которую на Руси носили крестьяне. Сельских мальчиков с детства обучали плести эту нехитрую обувь. Таким образом, лапти обозначают русские традиции, характер русского народа.

Но также «лаптем» называли простого, необразованного человека. Такого, как Нефед. Поэтому название рассказа олицетворяет не только обувь, которую просит ребёнок, но и простых, нехитрых русских мужчин.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Проблематика произведения «Лапти» выражается в обострённом чувстве писателя к революционным реалиям. Ему гораздо ближе та русская жизнь, которая была до революции. Жертвенность и милосердие, как отличительная особенность национального менталитета, выражены в образе Нефеда.

Символично, что новосельские мужики спаслись только благодаря жертве Нефедушки. Новосельские мужики – это тоже простые люди с русским характером. И жертва Нефеда в любом случае не напрасна. По-моему, это значит, что добрый, жертвенный поступок всегда приносит пользу.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями. Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *