какие события послужили началом реформации в германии

Начало Реформации в Германии в 1517 г. 95 тезисов М.Лютера

95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ на латинском языке, написанный Мартином Лютероми, вывешенный 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония). От этого документа отсчитывается начало Реформации, история протестантизма.
В 1517 г. в Виттенберг прибыл для продажи индульгенций в пользу папы и архиепископа согласно упомянутой булле Льва Х доминиканский монах Тецель. Приглашая верующих покупать индульгенции не только для живых, но и для умерших, Тецель приговаривал: Как только в ящике зазвенит монета, душа выпрыгнет из огня. Возмущенный тем, что Ватикан вывозит из Германии огромные суммы денег, а также моральным разложением духовенства, Лютер пробует протестовать в письме епископу и проповедях, но безуспешно. Тогда накануне католического праздника Всех святых он прибил к дверям Виттенбергского храма свои знаменитые 95 тезисов по вопросам отпущения грехов.
Не выступая еще против основ римского католицизма, Лютер осуждал в своих тезисах практику продажи индульгенций, утверждая, что она вызывает у грешников чувство безнаказанности. Тезисы получили широкое распространение. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.
Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением.Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридриха,курфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Но события на Лейпцигском диспуте заставили его прервать молчание. Выразив поддержку Яну Гусуи недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующий шаг был сделан 10 декабря 1520г.- при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали 2 дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

Автор: Историк Понятовский

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Как известно, США были основана первыми английскими колонистами, большая часть из которых относилась к пуританам. Это были глубоко верующие, набожные люди, немало среди них было и настоящих религиозных фанатиков. Именно по причине религиозных разногласий на Родине, они и подались в Америку, где хотели жить по своим законам.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Позже в Америку приехали миллионы новых поселенцев, большая часть из которых были также протестантами разного толка. Они то и основали ядро американской нации, WASP – белые протестанты-англосаксы. Именно то ядро, которое породило великую страну, но сейчас подвергается многочисленным нападкам, и его стремительно разрушают как извне, так и изнутри. Но, даже несмотря на это, американское общество остается пусть не набожным, но довольно религиозным, хотя бы внешне и формально. Особенно в глубинке, не среди каменных джунглей ЛГБТ-Калифорнии, не в огромных мегаполисах, а той само одноэтажной Америке, где еще бьется сердце старой доброй Америки. Там люди ходят в церкви по воскресениям, отмечают религиозные праздники, а служители Церкви являются очень уважаемыми людьми, многочисленные проповедники собирают многотысячные толпы кающихся грешников.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Тед Артур Хаггард родился в Штате Индиана, городке Йорктаун 27 июня 1956 года. По американским меркам дыра-дырой, центр Северо-Востока, классическая сельская Америка с реднеками, музыкой кантри, полями кукурузы и прочими атрибутами сельской жизни. Именно там, еще силен дух старой Америки.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Его отец был ветеринаром и очень набожным человеком. Он организовал харизматическое движение и возглавил его. Также старался воспитать своих детей христианами, но Теда это не интересовало до 16 лет. Он формально молился, ходил в церковь, но в Бога не верил.

Когда ему исполнилось 16, Артур попал на проповедь к одиозному проповеднику Биллу Брайту, который кроме пасторской деятельности известен как организатор Кампусного Крестового Похода, где он распространял не только Слово Божье, но и претворял активную антикоммунистическую деятельность во времена маккартизма

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Проповедь произвела на него такое мощное воздействие, что он вышел после нее возрожденным христианином. Он начал изучать христианскую апологетику, особенно увлекли его книги Льюиса Кэррола. Пусть это не удивляет никого, он был не только математик, писатель, но и глубоко верующий человек, дьякон и богослов.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Еще в школе он проявлять задатки незаурядного лидера, журналиста и оратора. В школьной газете были опубликованы его статьи, направленные на предотвращение ЗППП и нежелательных беременностей. При этом метод, который он рекомендовал для предотвращения, был один – воздержание. Несмотря на то, что газета была школьной, они вызвали общественный резонанс. Настолько громкий, что ему запретили писать новые статьи. И он подал в суд за ограничение свободы слова и прессы, судебные тяжбы были долгими, но решены в его пользу.

Он поступил в Хантингтонский университет по специальности тележурналиста. В первый же год учебы к нему пришло откровение. Он сидел дома, на кухне накрыло озарение, он услышал Глас Святого Духа, который велел ему нести слово Божье.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

После окончания колледжа, Тед поступил в Университет Орала Робертса, частный евангельский университет в Оклахоме.

Получив теологическое образование, он поселился в Батон-Руж в Луизиане и работал помощником пастора. В 1978 году женился на Гейл, которая также стала впоследствии христианским оратором. Наставник Теда, миссионер Дэнни Ост, вскоре переехал в Колорадо-Сити и основал собственную церковь. Тед последовал за ним и вместе с женой организовал в 1985 году церковь Новой Жизни.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Первоначально службы проходили в подвале дома, который он снимал. Их посещали всего 22 прихожанина. В 1993 году он с группой прихожан побывал на Святой Земле. Стоя на Елеонской (Масляничной) горе, на которой молился Иисус Христос перед арестом, и где произошло его Вознесение, Тед во второй раз услышал голос Святого Духа. Он благословил его на христианское служение.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

После этого события его дела резко пошли в гору. Вскоре церковь насчитывала уже 14 тысяч прихожан, самый большой приход в Колорадо-Сити. Его религиозное движение было включено в Национальную ассоциацию евангелистов США – одну из крупнейших религиозных объединений в США, насчитывающую свыше 30 миллионов человек. Тед стал одним из самых известных проповедников Америки, уважаемой и авторитетной фигурой.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

На своей религиозной ниве Тед прослыл как один из самых ярых борцов с гомосексуализмом. Он осуждал гей-отношения и резонно называл их препятствием к Спасению. Потому что в Библии написано:

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, 6:9.

Не прибавить, ни убавить.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Но даже для религиозного деятеля он развил уж слишком бурную деятельность. Кроме выступления по телевидению, на площадях и стадионах, выпуска душеспасительных брошюр, он ходил по гей-клубам, где выступал перед публикой этих заведений и предлагал посетить его службы. На фоне этого он прослыл настоящим несгибаемым религиозным борцом с грехом и нонконформистом, что его избрали лидером и духовным наставников Национальной ассоциации евангелистов США. Он достиг вершины Олимпа и почивал на лаврах. Но недолго, скоро ему предстояла с громким шумом скатиться вниз.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

В тот год в Колорадо слушали закон об однополых браках, Тед выступал категорически против (хотя не возражал против легализации однополых партнерских отношений), и написал петицию, которую подписали все его 14 тысяч прихожан. Майк смотрел по телевидению общественные слушания и с удивлением узнал в Теде своего давнего дружка Арта. Он позвонил ему и сказал, что предаст их отношения гласности. Артур предлагал ему в качестве откупных полмиллиона долларов, но Майк проявил принципиальность.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Первую реакцию Теда на эти обвинения можно описать двумя словами:

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Он отрицать его связь с Майком и вообще свои гомосексуальные наклонности. Мол я не такой, меня просто мутит от одного вида мужской волосатой задницы, а истинный натурал, а не какой-то там гомосек.

Но, несмотря на такие горячие уверения, у его коллег по вере и журналистов возник резонный вопрос

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Три года о нем не было ни слуху, ни духу. Служители Национальной ассоциации евангелистов США, т. н. Министры взяли на контроль его поведение и жизнь, проводили надзор над ним и экспертизу. После чего в 2007 году один из «министров» Тим Хаггард заявил, что Тед полностью гетеросексуален.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

С тех пор он ведет пастырскую деятельность в «Животворящей церкви», пятеро детей родили ему внуков, пишет назидательные книги, где позиционирует себя раскаявшемся грешником, которого Господь Бог не раз наделил благодатью. Но прежний успех ему не повторить никогда

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

@Paulus1977, согласен быть модератором в сообществе?

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Культурный релятивизм и психические расстройства

Автор: Дмитрий Сувеев.

Несколько лет назад по сети гуляла копипаста с названием типа «25 фраз, за которые вас 25 лет назад отправили бы в психушку». Все они строились вокруг мысли, что пришедшие в нашу жизнь коммуникационные технологии до неузнаваемости изменили наше восприятие вещей в сравнении с недавним прошлым. Действительно, присутствовавшие там реплики типа: «скинь мне фото на мыло», «будешь в лесу – перезвони» и т.п., еще в 90-х выглядели бы бессвязным бредом сумасшедшего. Возможна и другая ситуация: некий человек вам рассказывает, что в доме у него живет невидимое существо. Оно регулярно скрипит половицами, перекладывает вещи с места на место, изводит домашних животных, путает хвосты и гривы лошадям. По ночам оно садится на грудь хозяину дома и начинает душить мохнатыми лапами. В то же время, если его задобрить, оно начинает помогать, предотвращать беду, отводить стороной воров и пожары. Здесь уже современному человеку стоит начать разговаривать с собеседником ласково, во всем с ним соглашаться и поскорее вызывать врача. Ведь перед нами явно психбольной.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Но тогда к категории полоумных должны относиться и наши недавние крестьянские предки, потому как описанное невидимое существо очень похоже на домового или скотника, в существовании которых восточные славяне не сомневались до начала XX века.

Действительно, в подавляющем большинстве человеческих сообществ господствуют взгляды, для которых в психиатрии присвоен отдельный код МКБ. Племена, живущие традиционным укладом, верят в колдовство, черную магию и объясняют причины происходящих событий с этих позиций. Вокруг них живут духи, колдуны и прочие сказочные существа. Они ревностно верят в приметы, болезни, а несчастные случаи объясняют порчей и сглазом, а поскольку ни первая, ни второй ничем не фиксируются, это рождает крайнюю форму подозрительности к окружающим: соседям, родственникам. С точки зрения психиатрии такие представления укладываются в рамки т.н. религиозно-архаического бредового комплекса (РАБК), который объединяет в себя религиозные (мистические, мессианские, религиозного реформаторства, греховности) и архаические (колдовства и одержимости) бредовые фабулы. Но тогда безумцами пришлось бы считать поголовно жителей большей половины земного шара, и это без учета людей предыдущих эпох.

В настоящее время антропология, этнография и другие науки, изучающие человеческие сообщества, стоят на позициях так называемого культурного релятивизма, который признает, что все культуры уникальны и имеют собственные системы ценностей. Это означает, что понятие нормы, в том числе психической, относительно и для каждого социума оно свое. Поэтому не стоит всех оценивать меркой европейца, взращённого на рационализме и научном подходе.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Например, для среды университетских профессоров верить в колдовство – не норма, если какой-то член-корреспондент РАЕН чрезмерно увлекся каббалистическими практиками, его надо показать психиатру. Если же человек родился в средневековой деревне и утверждает, что колдовства нет, заговоренные амулеты не приносят удачу, а бытие определяет какая-то там квантовая механика и теория суперструн, то с большой вероятностью перед нами не гений, а больной. По крайней мере, с точки зрения окружающего коллектива.

Отсюда может родиться и обратное заблуждение: если с точки зрения культурного релятивизма норма подвижна, то выявить психиатрическое заболевание в традиционном обществе невозможно. Но это не так. Российский антрополог Ольга Христофорова в 90-х гг. несколько лет прожила в деревне староверов в Верхнем Прикамье. Ни колхоз, ни советская власть не отучили ее обитателей глядеть на мир глазами магического мышления, а Перестройка эти взгляды усилила. Там все смотрят на своих соседей, как на «портунов», которые много чего «сделали» окружающим (отправили на тот свет корову, навели болезни, вызвали пожар и т.д.). Короче, обычная современная деревня, у меня в области такие тоже есть.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Но даже на общем фоне Христофорова выделила двух старушек: Ефросинью Никитьевну и Нину Игнатьевну. Обе объясняют все окружающие события с точки колдовства и сглаза. Рассказы обеих можно запросто признать за бред РАБК. Ефросинью Никитьевну окружают «еретики»-колдуны. Она списывает свои старческие болячки на козни соседок: одна наслала головную боль, вторая – звон в ушах и т.д. В поисках исцеления она обошла всех старообрядческих и православных священников в округе, но ничего не помогло. К концу беседы Никитьевна даже начала подозревать, что с самой этнографом-антропологом не все чисто и выпроводила ее из хаты восвояси. Нина Игнатьевна рассуждает очень похоже со своей односельчанкой: ей постоянно что-то «делает» колдунья соседка. Но если у Ефросиньи Никитьевны механизм передачи порчи происходит в виде, что кто-то за ее спиной дунул-плюнул-нашептал, то Игнатьевна действительно видит в руках у «портунов» змей, на нее летят насекомые, невидимые для окружающих, которые забираются под одежду. А на коже во время приступов у старушки высыпают бугры и пятна. Проанализировав две истории, Ольга Христофорова приходит к выводу, что в первом случае перед нами особенности характера, а во втором – явная психиатрическая патология.

Культурная среда часто определяет сюжет бреда, который посещает головы психически больных. Российские психиатры отмечают, что с падением популярности Наполеона, как исторической персоны, он заметно реже стал посещать палаты дурдомов. Зато с конца 80-х – начала 90-х к ним валом повалили жертвы колдовства, непризнанные мессии, пророки и тому подобные персонажи.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Некоторые относят к культурно-специфическим синдромам и шизофрению в том виде, в каком знают ее европейцы. По крайней мере, в 70-х гг. XX века в Ирландии зафиксировали мировой рекорд по числу госпитализированных шизофреников. Это заинтересовало многих ученых, в том числе молодого антрополога Сидни Шепер-Хьюз, которая отправилась в ирландскую глубинку, чтобы разобраться с причинами этого явления. Шепер-Хьюз пришла к выводу, что сама среда ирландских деревень продуцирует людей, очень похожих на шизофреников. Дело в том, что Ирландия – островная страна с малоземельем. В 70-е она начала свой путь по интеграции в Евросоюз, отчего маленькие фермы начали массово разоряться. Многие старики доживали свой век в одиночестве. Чтобы перенести тяжелые зимы они с радостью были готовы лечь в психлечебницу. Кроме того, родственники были рады сплавить поскорее одинокого старика в больницу, чтобы он освободил земельный участок. Помимо перечисленных чисто практических причин на картину шизофрении накладывалось ирландское мировосприятие, не слишком отличавшееся от взглядов в верхнекамской деревне, о которой шла речь выше. Также на рост шизофреников повлияло изменение в брачном поведении на селе. После наступившей эмансипации девушки смогли сами выбирать себе женихов и за поиском лучшей партии уезжали в города или в Америку. Парни же проявляли застенчивость и неумение общаться. Они не имели социальных навыков, как им заводить знакомства, так как традиционно было принято, что сватать их будут родители. В итоге в ирландских деревнях появился пласт одиноких, замкнутых, социально не адаптированных мужчин, у которых с годами возрастала эмоциональная холодность, характерная для шизофреников. Ирландские психиатры же получали образование в Великобритании, поэтому, когда они приезжали к себе на родину и начинали практиковать, не зная местных особенностей, возникала ситуация гипердиагностики несчастных, но не слишком больных людей.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Таким образом, к выявлению психических расстройств в разных культурах и эпохах следует подходить с осторожностью. В научно-популярной литературе весьма популярен жанр, когда психиатры или нейробиологи направо и налево расставляют диагнозы известным личностям прошлого, совершенно не учитывая контекст той среды, в которой они жили. Так делать нельзя. Ведь без прямого обследования и сравнения с окружающими можно не только неверно поставить диагноз, но и здорового исторического деятеля записать в больные. Ведь психиатрическая диагностика – вещь далеко не универсальная.

Автор: Дмитрий Сувеев.

А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.

Подробный список пришедших нам донатов вот тут.

Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Была ли жена у библейского Бога?

Некоторое время назад мне на глаза попался опубликованный на пикабу текст с довольно странным заголовком: «Как звали жену библейского Бога и сколько у них было детей. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе». Поскольку я уже несколько лет занимаюсь изучением историко-культурного контекста Библии, мне сразу стало понятно, что это всего лишь очередной вброс по типу «британские учёные доказали». Таких текстов в интернетах огромное множество и можно было бы его просто проигнорировать, но, признаться честно, у меня немного подгорело из-за того, что этот низкопробный материал набрал целых 274 тысячи просмотров, а более 5000 читателей добавило его в «избранное». Для того, чтобы восстановить справедливость и честь уважаемых пикабушников, которых автор этого текста попытался нехило оттаскать за нос, я решил провести критический анализ его «расследования» и показать, что он не имеет никакого отношения к науке, а является лишь плодом фантазии автора, скрывающегося за ником Ecclesiasteus.

Я сомневаюсь, что пост наберёт много просмотров, поскольку большинство людей гораздо больше интересуют «жаренные» факты, а не сухой научный анализ. Поэтому свой пост я адресую только тем людям, которые способны думать самостоятельно и мыслить критически.

Итак, начиная свой текст, наш автор приглашает читателей провести «небольшое расследование», из которого всем должно стать ясно,

. как корректировался текст Библии, чтобы скрыть языческое прошлое библейского бога и почему приходится переписывать Библию даже сегодня.

Он также обещает рассказать читателям о последних научных открытиях

Итак, основной месседж нашего автора состоит в том, что 1) Библия искажалась на протяжении всей истории (и искажается до сих пор), чтобы скрыть от людей правду и что 2) последние научные открытия это подтверждают. Давайте обратимся к тексту нашего автора и посмотрим, удалось ли ему это доказать и действительно ли его слова подтверждаются научными открытиями.

Эпизод 1. Искажена ли Библия? (Или «Борьба с ветряными мельницами»)

Наш автор начинает своё доказательство со следующего утверждения:

Мне не раз приходилось слышать, как религиозные проповедники часто утверждают, что текст Библии невероятно точен, а распускаемые атеистами слухи о переписывании Библии в прошлом являются чушью: неизменность текста Священного Писания подтверждается текстами Кумранских свитков, которые «не 100% идеально, но абсолютно» (фраза доктора философии и евангелиста Александра Болотникова в видео на 29:40) совпадают с современными переводами Библии.

Вероятно, тому, кто совершенно не в теме, эта фраза может показаться весьма правдоподобной. Однако в действительности она не имеет совершенно ничего общего с реальностью. Разберём её по порядку:

I) Обращение к мнению каких-то абстрактных религиозных проповедников некорректно, поскольку, автор обещал раскрыть «научные основы православной культуры». Религиозных проповедников существует великое множество. Вероятно, среди них действительно есть те, кто утверждает нечто подобное. Однако ни к православию, ни к любой другой традиционной христианской конфессии такой взгляд на историю Библии отношения не имеет.

Проблема наличия разночтений осознавалась в Церкви с первых веков её существования. Так, знаменитый церковный мыслитель Ориген ещё в первой половине III в. составил так называемые Гекзаплы (от греч. др.-греч. Ἑξαπλᾶ — «шестичастная») – Библию, содержащую пять основных вариантов библейского текста и транскрипцию еврейского текста. Целью этого труда было выверение наиболее точного текста Библии. Гекзаплы никогда ни от кого не скрывались, были общедоступны, ссылки на них можно найти у многих церковных авторов первого тысячелетия. В библейских толкования той эпохи очень часто можно встретить фразу: «а в таком-то переводе стоит другое слово». Наличие небольших разночтений между разными переводами Библии было для всех очевидным фактом и никому не приходило в голову делать из этого сенсацию. Как же факт составления Гекзапл можно совместить с утверждением нашего автора о том, что религиозные проповедники учат об абсолютной точности Библии? Если бы это было так, то появление и повсеместное использование этого труда было бы невозможно.

Но, может быть, так было только в древности, а сейчас церковники и «религиозные проповедники» всё-таки скрывают истину от простых людей? Тоже нет. В любой современной семинарии, т.е. учебном заведении, готовящем будущих священнослужителей, изучается такой предмет, как библейская текстология.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Основное пособие по текстологии Ветхого Завета, составленное израильским учёным Э.Товом

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Основное пособие по текстологии Нового Завета (одни из авторов (Б. Мецгер) был верующим пресвитерианином)

Целью этой науки является изучение истории библейского текста, сохранившегося в тысячах античных и средневековых рукописей, особенностей различных вариантов текста и попытка реконструкции оригинального текста Библии, свободного от каких-либо искажений. Реконструированный библейский текст издаётся в т.н. «критических изданиях», содержащих указание на все наиболее значимые разночтения, встречающиеся в различных рукописях. Основными критическими изданиями Библии являются Гёттингенская Библия (древнегреческий оригинал), Biblia Hebraica Stutgartensia (еврейская Библия), издание Нестле-Алланда (Новый Завет) и некоторые другие. Эти издания составляются не религиозными организациями, а научными институтами, которые едва ли можно заподозрить в стремлении «скрыть от людей правду» (хотя кто знает. ), эти книги общедоступны, поэтому даже если кто-то и захотел бы «скрыть правду о Библии», у него бы это просто не получилось, потому что всё возможные искажения уже были выявлены текстологами и занесены в критические издания.

Опять же возникает вопрос: если религиозные люди считают Библию абсолютно точной (как утверждает наш автор), то как же учащиеся семинарий (т.е. те самые «религиозные проповедники») могут изучать текстологию, которая просто невозможна без признания того, что между библейскими рукописями встречаются разночтения?

Итак, представление об абсолютной неизменности Библии, о котором говорит наш автор, не имеет никакого отношения ни к православию, ни к одной другой традиционной христианской конфессии.

. распускаемые атеистами слухи о переписывании Библии в прошлом являются чушью.

. неизменность текста Священного Писания подтверждается текстами Кумранских свитков, которые «не 100% идеально, но абсолютно» (фраза доктора философии и евангелиста Александра Болотникова в видео на 29:40) совпадают с современными переводами Библии.

Далее, в качестве подтверждения своих слов о том, что верующие считают Библию абсолютно точной, наш автор приводит искажённую цитату адвентистского пастора Александра Болотникова, который рассказывая о кумранских текстах и явно оговорившись, произнёс фразу «не 100% идеально, но абсолютно», очевидно имея ввиду, что идеального совпадения всё же не было. Однако наш автор зацепился за эту оговорку и процитировал её в качестве подтверждения своей мысли и как доказательство тупости верующих.

Кроме того, он исказил и общий смысл слов пастора: вопреки утверждению нашего автора, А. Болотников говорит (29:30-50) о совпадении Кумранских текстов не с современными переводами (как утверждает наш автор), а с немецким переводом Библии Мартина Лютера (XVI век, Карл! При чём тут современные переводы?).

Даже если мы представим, что это цитата была бы приведена корректно, то какое отношение имеет мнение адвентистского пастора (напомним, что адвентистская церковь считается sекtой) к «научным основам православной культуры», которые наш автор обещает раскрыть в самом начале своего опуса?

Итак, в сухом остатке мы получаем следующее:

А) Ещё не начав своё «расследование», автор совершил грубую методологическую ошибку, представив в качестве объекта критики маргинальную точку зрения на историю библейского текста, не разделяемую ни православными, ни представителями традиционных христианских конфессий.

Б) В качестве одного из основных аргументов сослался на оговорку;

В) В качестве аргумента использовал фразу, которая в контексте речи относилась к другому предмету.

Из этого можно сделать следующий вывод: либо он совершенно не понимает, о чём говорит, либо сознательно вводит своих читателей в заблуждение.

Далее, «обосновав» свою мысль о том, что верующие считают Библию абсолютно неизменной и создав таким образом «ветряную мельницу», наш автор начинает героический с ней бороться, показывая, что между разными переводами Библии имеются разночтения:

Затем, обнаружив несовпадение между приведёнными библейскими переводами, наш автор приходит в недоумение:

Ой. А почему сыны Израилевы внезапно превратились в ангелов божьих? Какой же из этих вариантов верный, что нам говорят Кумранские свитки, которые «не идеально, но абсолютно»?

Дальше, вопрос о значении Втор.32:8-9 решается в зависимости от того, как интерпретировать словосочетание «бней элохим».

I) Сторонники теории о развитии Израильской религии из ханаанской очень хотят увидеть здесь указание на сыновей угаритского бога Эля. Именно эту интерпретацию и берёт на вооружение наш автор. Однако «ханаанская теория», хотя и является довольно популярной в действительности никогда не была доказана и является лишь одной из многих других. Естественно, её сторонники (в частности, Дж. Дей, на которого и ссылается наш автор) стремятся всеми возможными способами обосновать свою точку зрения. Но давайте посмотрим, на чём строится интерпретация «бней элохим» как сыновей бога Эля.

II) Гораздо более правдоподобное предположение высказывают американский библеист, профессор Дж. Тигэй и американский специалист по Ветхому Завету, профессор М. Хейзер. Они считают, что «бней элохим» вполне можно отождествить с богами языческих народов, под властью которых оказались все народы земли после Вавилонского столпотворения [5]. Хейзер также предпринимает оригинальную попытку (стр. 71) связать Втор.32:8 с 70-ю сынами угаритского бога Эля, которые в свете негативного восприятия «бней элохим» оказываются ложными богами или, в более привычной нам терминологии, «падшими ангелами» (там же). Однако, как мы уже показали, предположение о связи между 70 народами и «бану ашерат» не имеет достаточно убедительных оснований.

Итак, мы выяснили, что нет достаточных оснований отождествлять «бней элохим» с богами ханаанского пантеона; что есть некоторые основания понимать «бней элохим» в отрицательном смысле как «богов языческих народов»; и что наиболее древним и распространённым является восприятие «бней элохим» как ангелов-покровителей народов. Но в любом случае говорить о «сокрытии языческого прошлого библейского Бога» во Втор.32:8 не приходится.

И тем не менее некоторое искажение первоначального варианта Втор.32:8 всё же имело место в истории: это замена «бней элохим» на «бней исраэль» (сыновей Израиля). Сложно сказать точно, где и когда оно возникло. Однако уже в начале II в. христианский автор Иустин Философ обозначает его как иудейское. Этот вариант встречается также в таргумах. В частности, в Таргуме Псевдо-Йонатана сказано: כסכום מניין שׁובעין נפשׁתא דישׁראל דנחתו למצרים (. по числу семидесяти душ Израиля, спустившихся в Египет). Встречается оно и в позднеантичном переводе Библии на сирийский язык Пшитто, однако там он соседствует с оригинальным чтением «бней элохим». Таким образом, в первом тысячелетии традиция чтения «по числу сынов Израилевых» имела место в основном в среде раввинистического иудаизма и лишь в некоторых христианских общинах.

Профессор Джефри Тигэй объясняет появление этого варианта стремлением переписчиков убрать из текста то, что могло подтолкнуть людей к ложной интерпретации, подвергающей сомнению всемогущество Творца, разделяющего власть, с ангелами [6]. Здесь наш автор мог бы воскликнуть: «так ведь я же это и хотел всем показать! Смотрите, Библию искажали, чтобы скрыть прошлое библейского Бога!». Однако его радость была бы преждевременной, поскольку проф. Тигэй добавляет, что внесение подобных правок не носило системного характера. Одни потенциально «опасные» пассажи действительно исправлялись (в т.ч. Втор.32:8), а другие столь же «опасные» оставались нетронутыми (Быт.6:1-4, Пс.98:7 и др.). Это подталкивает его к выводу, что при переписывании каждой библейской книги каждый переписчик или школа писцов, к которой он принадлежал, сами принимали решения, относительно того, считать ли оригинальный текст потенциально опасным. Это могло зависеть от времени, места и обстоятельств, в которых осуществлялось переписывание текста [7].

Итак, по всей видимости, стих Втор 32:8 действительно подвергся правке какого-то иудейского писца, однако это было сделано не для того, чтобы «скрыть языческого прошлое Яхве», но для того, чтобы свести к минимуму появление нежелательных интерпретаций. (В конце концов, каждая община сама принимает решение о том, как следует толковать тот или иной стих и было бы странно её за это осуждать). Кажется очевидным, что если бы те, в чьих руках находилась Библия, хотели скрыть «языческое прошлое», то они бы исправили все места, свидетельствующие об этом, однако, как мы выяснили, таких систематических «чисток» никогда не было.

Нам осталось разобраться с тем, как же получилось, что вариант «по числу сынов Израиля» попал в Библию короля Иакова и в русский Синодальный перевод. Ответ на этот вопрос очень простой. В ту эпоху, когда были осуществлены эти переводы (начало XVII, XIX вв.) в науке господствовало представление о том, что масоретский текст является наиболее точным по сравнению с другими. Поэтому переводы Ветхого Завета делали именно с него. В церковно-славянской Библии, которая в подавляющем большинстве случаев воспроизводит текст Септуагинты, сохранился более древний и более близкий к оригиналу вариант: «по числу ангелов Бога». Такова история появления этих разночтений. Их появление результат длительной истории передачи текста, а не следствие чьего-то злого умысла.

Завершим наш рассказ рассмотрением ещё одного перла, выданного нашим автором. Итак, мы остановились на следующем фрагменте его «расследования»:

Ой. А почему сыны Израилевы внезапно превратились в ангелов божьих? Какой же из этих вариантов верный, что нам говорят Кумранские свитки, которые «не идеально, но абсолютно»? Кто это вообще такие ангелы Израилевы или как их там? О чём вообще речь, чему равно их число и почему это так важно? Итак, существует фрагмент свитков Мертвого моря 4QDeutj, который отражает написание интересующего нас стиха во времена, когда Библия еще даже не была полностью написана. Вот он.

Обнаружив разночтение между русским, английским и церковно-славянским текстом, наш автор обращается к замечательной кумранской рукописи 4QDeut_j, содержащей фрагмент Втор.32:8.

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Рукопись под шифром 4QDeut_j, содержащая фрагмент Втор.32:8: בני אלוהים (бней элохим).

Наш автор утверждает, что этот фрагмент настолько древний, что

отражает написание интересующего нас стиха во времена, когда Библия еще даже не была полностью написана.

Эта фраза совершенно очевидно свидетельствует о том, что он имеет очень смутные представления об истории создания кумранской библиотеки, а также не знаком с научной литературой её описывающей. В действительности учёные датируют рукопись 4QDeut_j довольно конкретным временем: серединой I в. по Р.Х [8], а не мифическими временами, «когда Библия ещё даже не была написана». К моменту создания этой рукописи все ветхозаветные книги уже были давно написаны.

Приведя очень впечатляющую фотографию древней рукописи, наш автор приступает как её толкованию:

В качестве финального аккорда наш автор пишет следующее:

И здесь мы окончательно убеждаемся в том, что он не обращался ни к каким первоисточникам, потому что в рукописи 4QDtq, на которую он ссылается, просто нет тех слов, которые он приводит. Вот скриншот критического издания этого текста 2010 года [10] :

какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть фото какие события послужили началом реформации в германии. Смотреть картинку какие события послужили началом реформации в германии. Картинка про какие события послужили началом реформации в германии. Фото какие события послужили началом реформации в германии

Интересующий нас фрагмент выделен красным.

Как можно видеть, единственное, что осталось от текста книги Второзаконие в рукописи 4QDtq это два слова из девятого и десятого стихов 32-й главы. Больше в этой рукописи ничего нет. Так как же наш автор умудрился увидеть там целых два слова из восьмого стиха, да ещё и отнести их к угаритскому богу Элю?

Итак, мы рассмотрели первую часть «расследования» юзера под ником Ecclesiasteus. Вывод (для автора) и для любителей сенсаций неутешительный: оно ни на йоту не приблизило читателей к заявленной цели: 1) не были раскрыты научные основы православной культуры; 2) тема языческого прошлого библейского Бога оказалась высосанной из пальца. 3) Также удалось выяснить, что автор, не зная древнееврейского языка, берётся за перевод и толкование древних рукописей, а также находит в них несуществующие слова.

Я планирую продолжить разбор оставшейся части текста в следующих публикациях и наглядно продемонстрировать, что в заявлениях нашего автора о том, что Библейские сюжеты были украдены из Вавилона, что описываемых в Библии событий вообще никогда не было, что у библейского Бога была жена и проч. научности не больше, чем в книгах Михаила Задорнова.

Список использованной литературы

[2] Block D. The Gods of the Nations: A Study in Ancient Near Eastern National Theology. Eugene, 2013. P.31.

[3] Whybray R. N. Review of «God’s Conflict with the Dragon and the Sea» by John Day // JTS. №36 (1985). P. 406.

[4] Canaanite Myth and Legends. Second Edition. Ed. by J.C.L Gibson. London/NY, 2004. P.63.

[5] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia, 1996. P. 303. (The JPS Torah Commentary); Heiser M.S. Deuteronomy 32:8 and the Sons of God // Bibliotheca Sacra 158 (2001). P. 71.

[6] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia,1996. P. 516.

[7] Tigay J. H. Deuteronomy. Philadelphia, 1996. P. 517-518.

[8] Disoveries in the Judean Desert (DJD) XIV. Oxford, 1995. P.77.

[9] Heiser M. The Unseen Realm. Recovering the supernatural worldview on the Bible. Bellingham, 2015. P.31-32.

[10] The Biblical Qumran Scrolls. Transcriptions and Textual Variants. Ed. by E. Ulrich. Leiden/Boston, 2010. P.240.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *