какие события предшествуют встрече с грузинкой

Сочинение по Мцыри эпизод: встреча с грузинкой. помогите пожалуйста

По словам автора, мы узнаем, что девушка с семьей живет в бедной хижине в горах. Это простая девушка с большими темными глазами, глубоким взглядом и томным голосом. Но для Мцыри эта встреча не случайна. В стенах монастыря он не знал, каким красивым бывает голос юной девушки. Он не знал, как хороши собой могут быть девушки, выросшие в горных районах Кавказа.

Думаю, именно поэтому эту встречу, он запомнил до конца отведенных ему дней. Вернувшись в монастырь, израненным и ослабшим, он остался там умирать. В последние дни рядом с Мцыри был старый монах, спасший его в детстве от неминуемой смерти.

Юношу интересовал один вопрос, зачем было спасать его, если он вынужден был провести жизнь в удушливых стенах монастыря, не видя красоты кавказской природы, не имея возможность обнять своих родных, слышать голос красивой грузинки, спать под открытым небом и прогуливаться по могучим лесам и долинам гор. Все это очень удручало беднягу, и последние минуты своей жизни он пожелал быть ближе к природе.

В конце произведения герой умирает непокоренный. Его мужество и воля достойны восхищения, ведь он бросил вызов смиренному покою и равнодушию. Жизнь в его понимании виделась вольным существованием, а не бездумным прозябанием. Каждый его день, проведенный вне монастыря, был наполнен живыми красками и новизной. Однако этот мир для человека, выросшего в монастырской келье, оказывается недосягаемым.

Источник

Вопросы, задания для контроля. М. Ю. Лермонтов «Мцыри». 8 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» ( 8 класс. УМК Б.А.Ланина).

Вопросы для контроля, темы исследовательских работ, эссе.

Темы: Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения.

История создания, реальная основа поэмы.

-Когда была создана поэма?

-Почему события происходят на Кавказе? Какую роль сыграл Кавказ в жизни М.Ю.Лермонтова? Какие ещё произведения писателя, посвящённые Кавказу, вам известны?

-Какое жизненное событие легло в основу поэмы?

-Как вы понимаете значение эпиграфа? Что добавляет к значению эпиграфа знание Библейской истории?

Герой, сюжет, тема, идея поэмы.

-Как Мцыри попал в монастырь?

-Что в переводе с грузинского означает имя героя и каким смыслом оно наполняет название поэмы?

(Мцыри – послушник или неслужащий монах).

-Передайте сюжет поэмы. Можно ли говорить о развитости сюжетной линии?

-В чём своеобразие композиции поэмы? Какую часть текста занимает рассказ о прошлом героя, а какую – рассказ о трёх днях, проведённых на воле? Почему части композиции так несоразмерны?

-Вспомните признаки поэмы как жанра. Чего в поэме больше: событий или размышлений, излияния чувств?

-О чём размышляет герой? Какова его главная мечта? Какие философские вопросы поднимаются в произведении?

-Что такое исповедь? Какие признаки этого жанра вам известны? Можно ли здесь использовать слово исповедь в его первоначальном, прямом значении? Испытывает ли герой раскаяние?

-Почему Мцыри одинок?

-Против чего восстаёт Мцыри?

-Приведите примеры высказываний Мцыри, в которых он отрицает основы религиозной морали. Можно ли говорить о богоборческом характере поэмы?

-Какую роль в поэме играют картины природы? В чём смысл изображения грозы, бури? Что роднит Мцыри с природой? Чем герой похож на лирических героев лермонтовских стихотворений «Парус», «Листок» и других?

-Что такое развёрнутая метафора? Найдите примеры таких метафор при описании природы.

-Какой эпизод становится кульминацией произведения?

-В чём сходство Мцыри и барса?

-Какую роль в идейно-художественной структуре поэмы играет эпизод встречи с девушкой-грузинкой? Какие мысли, чувства пробуждает эта встреча в Мцыри?

-Что Мцыри думает о приближающейся смерти? Боится ли её герой? Подтвердите ответ цитатами из поэмы, эпизодами. Винит ли Мцыри в своей судьбе людей?

-Составьте цитатную характеристику Мцыри.

-Как автор относится к своему герою?

-Какое значение имеет эпиграф к поэме?

-В чём причина поражения Мцыри?

-Сформулируйте идею поэмы. В чём её гуманистический смысл?

-Какие признаки романтического произведения нашли отражение в поэме? Как решается вопрос о романтической концепции двух миров: мира мечты и реальности?

-В чём проявляются реалистические тенденции «Мцыри»?

-Исследователь Т.П.Буслакова назвала поэму «поэтическим гимном вольнолюбию и творческой мощи людей». Какие признаки торжественного, высокого стиля есть в поэме? Как они отражаются в языке произведения?

1.Эпизод «Битва с барсом».

-Определите самостоятельно границы эпизода.

-Какие события предшествуют битве?

-Почему Мцыри решается схватиться с барсом?

-В чём сходство Мцыри и барса? Какие средства художественной выразительности использует автор, изображая битву? Как эти средства характеризуют Мцыри и барса?

-Почему эпизод становится кульминацией произведения?

-Какие мысли и чувства пробуждает в вас этот эпизод? Как изменилось ваше восприятие героя?

-Подберите к эпизоду заголовок, отражающий его эмоциональное восприятие.

-Сравните иллюстрации к эпизоду разных художников. Чьё понимание эпизода ближе вам?

2. Эпизод «Встреча с грузинкой».

-Какие события предшествуют встрече с грузинкой?

-Как описана героиня, какой образ возникает в вашем представлении?

-Какие черты характера Мцыри проявляются при встрече с грузинкой?

-Какие чувства испытывает Мцыри в этот момент? Что новое он познаёт?

-Почему Мцыри гасит возникшее было в его душе чувство влюблённости?

-Как связан эпизод с идейно-художественной стороной поэмы?

После скитания, обессиленный, Мцыри выходит к стенам монастыря, падает в забытьи и видит сон, наполненный символами, требующими толкования.

-Почему стилистически сон так резко отличается от текста поэмы в целом? Найдите в тексте сна средства, усиливающие мелодичность, напевность речи.

-Почему герой видит себя на дне глубокой чистой реки?

-Какова цветопись сна? В чём значение золотого, серебристого и других цветов?

-С чем и кем в сознании Мцыри ассоциируются река, золотая рыбка и её сёстры?

-Как можно метафорически объяснить сон?

-Имеет ли сон законченность? Почему?

Темы исследовательских работ и проектов.

1.«Где и когда происходили события, лёгшие в основу поэмы»;

2.«Топонимические реалии в поэме: Мцхета, Арагва, Кура, Крестовый монастырь, Светицховели »;

3. «Природа Кавказа в иллюстрациях М.Ю.Лермонтова»;

4. «Источник и значение эпиграфа к поэме»;

5. «Художники-иллюстраторы поэмы «Мцыри»: особенности, манера изображения героев и пейзажей»;

6. «Поэма «Мцыри» и произведения других авторов. Сравнительный анализ битвы с барсом Мцыри и эпизода из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», эпизода из романа В.Гюго «Ган Исландец» (бой Гана Исландца с волком), сравнение с произведениями грузинского фольклора» – по выбору;

7. «Сравнительный анализ эпизодов: сна Мцыри и произведений Гёте «Рыбак», Гейне «Лорелей», В.А.Жуковского «Ундина» и др.» – по выбору;

8. «Роль историзмов и экзотизмов в поэме «Мцыри»;

9. «Признаки жанра исповеди в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»;

10. «Художественное время и художественное пространство в поэме»;

-Выпишите из произведения примеры высокой лексики. Кому они принадлежат – автору или герою? Какую роль играют в тексте высокие слова?

-Выпишите примеры тропов и стилистических фигур. Определите их функции в характеристике персонажей и ситуаций.

1.О двух словах – «бэри» и «мцыри». Прототип и герой. Что изменил М.Ю.Лермонтов в судьбе прототипа?

2.Православное прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

3. Мой диалог с Мцыри.

1.Какие реки упоминаются в поэме как примета места действия?

2.Сколько лет было Мцыри, когда его привезли в монастырь?

3.Сколько дней провёл Мцыри на воле?

4.Вставьте пропущенное слово:

А)«Но людям я не делал _________. »

Б)«Я мало жил, и жил в_________. »

В)«Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой _________. »

Г)«Я никому не мог сказать
Священных слов „_________“ и „__________“…»

Д)« Что за нужда? Ты____, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты _____,— я также мог бы_______!»

Е)«И вспомнил я отцовский_____,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…»

Ж) « Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для ______иль _____
На этот свет родимся мы».

И) « И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик…»

Признаки жанра исповеди в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

1.Разница значений: исповедь как церковное таинство и исповедь как литературный жанр.

2.Повествование от первого лица.

3.Повествование от лица вымышленного героя.

4.Близость к автобиографии – изложение основных событий собственной жизни.

5.Предельная искренность (герой впускает читателя в самые сокровенные глубины собственной духовной жизни, стремясь понять «конечные истины» о себе или о своем поколении).

6.Откровенность повествования предполагает особенности стиля, подбор лексики, отражающей эту откровенность.

7.Тенденция к обнажению собственной души героя при отсутствии мотива раскаяния.

Источник

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Анализ эпизода.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Урок. «Романтический герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Образовательные: продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знанийв рамках темы.

Развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

Воспитательные : воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование : портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме “Мцыри”,карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2019.

1. Организационный момент.

3. Организация совместного целеполагания.

4. Проверка домашнего задания.

А) лексическая работа.

Б) сообщение ученика (индивидуальное задание).

5. Формирование знаний и умений.

А) аналитическая беседа

Б) выборочное чтение

В) самостоятельная работа

Г) Групповая работа

6. Закрепление знаний и умений.

А) создание проблемной ситуации.

Б) эвристическая беседа

8. Организация домашнего задания.

Учитель. Уважаемые мои современники, в этом году исполнилось 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Я счастлив, что вместе с вами я в очередной раз прикасаюсь к бессмертным страницам романтической поэмы Лермонтова «Мцыри». Будучи в вашем возрасте образ героя был от меня очень далек. Для меня он был очередным литературным героем в череде сменяющихся образов. Вы спросите почему? Вероятно, в силу возраста я не понимал всей значимости героя, его роли в творчестве Лермонтова. С годами я осознал всю глубину Мцыри, его внутренний мир, его желание стать счастливым, обретя свободу.

Итак, какой он романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри»: каковы особенности его характера, какими способами художественной выразительности удалось Лермонтову добиться глубины образа. Обратимся к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Учитель. Мцыри- романтический герой, для него характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее. Послушаем отрывок из поэмы, в котором раскрывается страстность натуры Мцыри, его мятежный характер.

Ученик. Выразительное чтение наизусть «Старик! Я слышал много раз…»

Учитель. «Ты жил,- я также мог бы жить!». Сколько экспрессии, сколько желания жить и страдать, чтобы жить свободной, полноценной жизнью.

Вопросы: 1.Какую роль играет пейзаж в поэме? 2.Как он соотносится с мечтой Мцыри?

Прочитаем фрагменты из поэмы.

Ты хочешь знать, что видел я

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял.

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

И жаждут встречи каждый миг;

Им не сойтиться никогда!

Когда в час утренней зари

Их выси в небе голубом,

Покинув тайный свой ночлег,

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.

Мне тайный голос говорил,

Что некогда и я там жил,

И стало в памяти моей

Прошедшее ясней, ясней.

1.Что увидел Мцыри на воле? ( Мцыри увидел первозданную природу, умытую дождем: поля, холмы, шумящие от ветра деревья, бурлящий поток воды в реке, разбуженной грозой, горные хребты, бегущие по небу облака.)

3. Назовите детали, которые подчеркивают желание героя,как можно скорее оказаться в родимом краю?( « И облачко за облачком// Покинув тайный свой ночлег// К востоку направляло бег…», «В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ»).

4.Назовите изобразительно-выразительное средство в тексте, которое помогает передать восторженное состояние героя.( Сравнения передают восторг Мцыри, его радость чувствовать себя частью природы. Олицетворение: «Шумящих свежею толпой»).

5. Почему Мцыри чувствует себя легко?(Он видит Кавказ. Там его родина. Там его ждут.)

И вот, в туманной вышине

Запели птички, и восток

Сырые шевельнул листы;

Дохнули сонные цветы,

И, как они, навстречу дню

Я поднял голову мою.

Вопрос1. Как вы думаете, почему Лермонтов сравнивает Мцыри с сонными цветами? ( Мцыри – это цветок, выросший в монастыре, в неволе. Для него годы, проведенные в монастыре были сном. Все это время в нем жила мечта. И вот он проснулся, проснулся для новой свободной жизни).

III. Пейзаж в поэме играет важную роль: дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания характеристики Мцыри. Обратимся к фрагменту текста, который начинается со слов «Кругом меня цвел Божий сад…»

Кругом меня цвел божий сад ;

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

Так полон ровной синевой!

Я в нем глазами и душой

Вопрос: 1.Подумайте, почему автор называет уголок природы «Божьим садом»? Найдите в тексте слова, которые помогут ответить на этот вопрос. (Божий сад-это рай. Рай бывает не только на небе, куда стремится душа монаха, но и на земле. Мцыри восторженно сравнивает свободу с раем, поэтому мы можем продолжить данный ряд: «небесный свод», «ангела полет».

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогает передать эмоциональное состояние героя.( Мцыри испытывает чувство радости, поэтому в его речи употребляются эпитеты: «радужный наряд», «небесных слез», «взор прозрачно глубок»; сравнения( «грозды… серег подобье дорогих»), метафоры( «кудри виноградных лоз»,).

Вывод: Мцыри пробуждается от долгого сна. Он пробуждается к новой жизни вместе с природой, омытой живительной влагой ночного дождя.

Вывод : Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяют ему сравнить вольную жизнь с раем.

IV. Учитель: На пути к свой мечте Мцыри встречает грузинку, которая спускается к реке, чтобы набрать воды в кувшин.

Держа кувшин над головой,

Грузинка узкою тропой

Сходила к берегу. Порой

Она скользила меж камней,

Смеясь неловкости своей.

И беден был ее наряд;

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. Летние жары

Покрыли тенью золотой

Лицо и грудь ее; и зной

Дышал от уст ее и щек.

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Когда же я очнулся вновь

И отлила от сердца кровь,

Она была уж далеко;

Стройна под ношею своей,

Как тополь, царь ее полей!

Недалеко, в прохладной мгле,

Казалось, приросли к скале

Две сакли дружною четой;

Над плоской кровлею одной

Дымок струился голубой.

Я вижу будто бы теперь,

Как отперлась тихонько дверь.

Тебе, я знаю, не понять

Мою тоску, мою печаль;

Воспоминанья тех минут

Во мне, со мной пускай умрут.

Вопросы: 1.Прокомментируйте фрагмент текста. Как вы его понимаете? Какое чувство испытал Мцыри? Почему он не поддался соблазну?( Встреча с грузинкой вызывает сладостную тоску: Мцыри испытывает чувство любви к девушке. Вот почему так подробно Лермонтов дает описание внешности девушки. Мцыри смущен. Он никогда ничего подобного не испытывал. )

Комментарий учителя: Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра, его приверженность прекрасному миру, полноту его желаний и недостижимость для него простого счастья, его принципиальную невозможность.

V. Учитель. Далее, если вы помните, Мцыри засыпает. Во сне он видит девушку: « И странной сладкою тоской// Опять моя заныла грудь» . Он пробуждается…

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

На небесах в полночный час

Так гаснет яркая звезда!

Хотелось мне. но я туда

Имел в душе и превозмог

Страданье голода, как мог.

И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Учитель: Главной целью Мцыри было возвращение на родину, поэтому он не дает свободу своим чувствам. После этого счастье отвернулось от него. Пропало чувство единения с природой, он заблудился и потерял дорогу к дому. Окружающая среда стала проявлять к нему враждебность.

VI. Учитель. Кульминацией поэмы является «Бой с барсом». Послушаем отрывок из поэмы.

Я ждал. И вот в тени ночной

Раздался вдруг. и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

Мне страшной смертью грозил.

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек.

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое оружье. Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык.

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз.

Зрачки его недвижных глаз

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Учитель. Какая динамика! Какое напряжение сил!

2. Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте, которые помогают передать эмоциональное состояние героя, находящегося в смертельной опасности, динамику боя. Определите их роль в тексте.

3.Образцы ученических творческих работ

Учитель: Спасибо вам за проникновенно глубокие работы.

1. Учитель. Подведем итоги урока.

Рефлексия. Подумайте и запишите: «Мцыри- это…»

2. Учитель: Я хочу, чтобы лермонтовский герой стал нам ближе, а его стремление быть свободным, в своих мыслях, чувствах, желаниях, быть независимым от чужого навязанного мнения стало чертой нашего характера.

2. Выставление оценок.

3.Д/зПеречитать поэму, подготовиться к тесту.

Источник

Грузинка в поэме «Мцыри» Лермонтова: образ, характеристика, описание

какие события предшествуют встрече с грузинкой. Смотреть фото какие события предшествуют встрече с грузинкой. Смотреть картинку какие события предшествуют встрече с грузинкой. Картинка про какие события предшествуют встрече с грузинкой. Фото какие события предшествуют встрече с грузинкой
Мцыри и грузинка.
Художник Ф. Д. Константинов

Грузинка является одной из второстепенных героинь поэмы «Мцыри» Лермонтова.

Образ и характеристика Грузинки в поэме «Мцыри» Лермонтова

«Грузинки голос молодой, / Так безыскусственно живой, / Так сладко вольный. «

«Недалеко, в прохладной мгле, / Казалось приросли к скале / Две сакли дружною четой; / Над плоской кровлею одной / Дымок струился голубой.»

«И шла она легко, назад / Изгибы длинные чадры / Откинув.»

«. Грузинки голос молодой, / Так безыскусственно живой, / Так сладко вольный. «

«. Воспоминанья тех минут / Во мне, со мной пускай умрут.»

Отрывок из поэмы «Мцыри» с описанием Грузинки

Глава 12

«. Вдруг голос – легкий шум шагов…
Мгновенно скрывшись меж кустов,
Невольным трепетом объят,
Я поднял боязливый взгляд,
И жадно вслушиваться стал.
И ближе, ближе всё звучал
Грузинки голос молодой,
Так безыскусственно живой,
Так сладко вольный, будто он
Лишь звуки дружеских имен
Произносить был приучен.
Простая песня то была,
Но в мысль она мне залегла,
И мне, лишь сумрак настает,
Незримый дух ее поет.

Глава 13

Это был цитатный образ и характеристика Грузинки в поэме «Мцыри» Лермонтова, а также отрывок из поэмы «Мцыри» с описанием Грузинки (главы 12-14).

Источник

Открытый урок литературы в 8-м классе на тему «В чём загадка Мцыри?»

Разделы: Литература

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек.
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

у МцыриИдеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастьяИспытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с другой стороныСмирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесныйЖажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы? (Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

Монолог Мцыри«Хранительные стены» монастыря«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)«Из жалости один монах
Больного призрел…»«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор. » (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *