какие события в песне вы считаете основными
Урок литературы в 7 классе с методическим обоснованием. М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Учитель Дёмина О.П.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди: Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
расширять культурный кругозор учащихся;
помочь прийти к осмыслению изображаемого и авторского отношения к нему; к постижению художественной идеи произведения.
русский семейный быт;
вычленить общечеловеческие проблемы, заключенные в произведении;
раскрыть общечеловеческие ценности: любовь, дом, семья, честь и достоинство;
смогут оперировать понятиями: нравственность, нравственные законы, нравственный выбор, нравственная правда.
Оборудование : Интерактивная доска.
Словарная работа : быт, антитеза, нравственность, христианские заповеди.
всеми учащимися дом. задания;
устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях
добиться от уч-ся восприятия, которое создаёт мотивацию к
перечитыванию текста и его анализу.
Вступительное слово учителя: тема урока, эпиграф, цель.
Проверка дом. задания.
Идейно-художественное содержание двух сцен. (Рассказы по вариантам)
I. Вариант-рассказ «Семейный быт Калашникова»
II. Вариант-рассказ «Семейная драма Калашникова»)
3. Вопросы на выявление восприятия:
Какие события в «Песне» вы считаете основными?
Какие из них наиболее драматичны?
— дать учащимся конкретное представление об изученных фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;
-добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации знаний;
— усвоение уч-ся способов, путей и средств, которые привели к данному
1. Запись в тетрадях 2-х вопросов: 1) Проблемный вопрос:
Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?
2) Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы цвет вы окрасили фон? Почему?
Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе?
С помощью каких изобразительных средств рисуется образ зимнего утра?
Как это соотносится с событиями?
Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека?
Какой эпизод является кульминацией?
Что ждет участников кулачного боя?
Повторение понятия об антитезе.
Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? (Найти доказательство правоты суждения в тексте)
Кто участвует в поединке?
10)Каково происхождение Кирибеевича и Калашникова
3.Составление кластеров по вариантам:
характеристика Кирибеевича и Калашникова
к кому из них отношение других людей противоречиво?
какова ваша оценка характера и поведения Кирибеевича и Калашникова?
4.Попробуем передать это в чтении сцены «Перед боем».
— из каких побуждений идет на бой Калашников?
6.Чтение сцены боя (учитель читает).
Проблемный вопрос «Кто является настоящим героем и почему?»
Какие художественные средства помогают сделать вывод, что Калашников-былинный герой, русский богатырь?
Что спасает Калашникова в бою от смертельного удара? Почему он побеждает?
Почему Калашников не открывает истинной причины своего поступка царю?
Считает ли Калашников себя правым, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
6) Почему он говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви божией вы за душу
мою, душу грешную»?
7) Дать понятия: «христианские заповеди», «нравственность», «нравственный
выбор», «нравственная правда».
8)Как погибает каждый из героев поэмы?
9)Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием его могилы?
Какова народная оценка поступка Калашникова?
Обращение вновь к эпиграфу.
8. Сравнить описание могилы Калашникова со строками из поэмы «Беглец».
И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал, рычал, домашний пес;
Ребята малые пугались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
9. Учитель: Финал поэмы обладает важнейшим свойством подлинной трагедии, которая со времен античности называется катарсисом.
И возвращаемся к вопросу, записанному в тетради:
Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы вы цвет вы окрасили фон? Почему?
— проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
1. Творческая работа: написать сценарий III главы.
IV. Домашнее задание.
1. Написать сочинение.
Организуя этот этап урока, я использую вопросы аналитического характера, направленные на осмысление содержания произведения, восприятие как на репродуктивном уровне, так и на проблемном, которые создают мотивацию к чтению текста произведения и его анализу.
На данном этапе обращаю внимание на композицию, стилистические особенности, художественные средства, роль пейзажа, считая, что это позволит привести уч-ся к художественной идее произведения, к авторской позиции. Для этого использую аналитические и творческие задания, что позволяет развивать логическое и образное мышление уч-ся.
Вопросы 2 и 7 подэтапов разделены на смысловые группы, которые ведут к конкретному выводу, от вывода к выводу уч-ся продвигаются к цели, идее произведения.
Также есть вопросы, которые помогают прийти уч-ся к пониманию понятий «нравственность», «христианские заповеди». Помимо вопросов, организующих целостный анализ текста, в содержание урока включено сопоставление со строками из поэмы «Беглец», которое глубже помогает понять идею поэмы и авторский замысел.
III этап – обобщение
На этом этапе я использую творческую работу (написать сценарий III гл.) с целью проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Презентация «Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича. » М. Ю. Лермонтова» для урока литературы в 7 классе
Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. История создания поэмы. Автор: Нигуль В. Ю., учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ №104»
Цели: Знакомство с историей создания поэмы; Введение в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного; Выявление первичного восприятия текста поэмы Лермонтова; Проведение словарной работы (работа с устаревшей лексикой).
Вступительное слово «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – это романтическая историческая поэма. Обратимся к началу поэмы:
Вступительное слово Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы, Про твово любимого опричника, Да про смелого купца, про Калашникова; Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон И причитывали да присказывали. Православный народ ею тешился, А боярин Матвей Ромадановский Нам чарку поднес мёду пенного, А боярыня его белолицая Поднесла нам на блюде серебряном Полотенце новое, шелком шитое. Угощали нас три дни, три ночи, И всё слушали – не наслушались…
Вступительное слово О чём предупреждает читателя начало поэмы? Какие ассоциации у вас возникли при чтении вступления? Какие произведения (жанры) напоминает поэма Лермонтова? Можно ли предположить уже по вступлению, о каком времени будет идти повествование в произведении?
Вступительное слово Действительно, поэма Лермонтова посвящена историческому прошлому, а именно 16 веку, эпохе правления Ивана Грозного. Помогут нам совершить небольшое путешествие во времени, представить облик старой златоглавой и белокаменной Москвы и её жителей (купцов, бояр, воинов, простолюдинов) картины известных художников Аполлинария Васнецова и Андрея Рябушкина.
Москва златоглавая и белокаменная Московский Кремль при Иване 3 Красная площадь во 2 половине 17 века
Москва златоглавая и белокаменная. Китай-город На площади Ивана Великого
Москва златоглавая и белокаменная. Женщины в церкви Гонцы. Кремль, начало 17 века
История создания поэмы Лермонтов обращался к жанру романтической исторической поэмы на протяжении всего своего творческого пути. Это и «Джюлио» (1830), «Исповедь» (1830), «Последний сын вольности» (1831) «Измаил-Бей» (1832), «Литвинка»(1832), «Боярин Орша» (1835/36) и другие. «Песня про царя Ивана Васильевича…» была задумана поэтом в 1836, написана в 1837, а впервые напечатана в 1838 году.
История создания поэмы Под влиянием каких источников, событий, впечатлений создавалась поэма? Русский фольклор: характер, особенности стиха, стиля былин и исторических, разбойничьих песен; Сборник «Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым»;
Некоторые учёные считают, что сюжет поэмы был подсказан Лермонтову былинами «Ставр боярин» и «Мастрюк Темрюкович». Некоторые учёные считают, что сюжет поэмы был подсказан Лермонтову былинами «Ставр боярин» и «Мастрюк Темрюкович». Цензура не сразу разрешила напечатать произведение опального Лермонтова (за стихи, посвященные трагической гибели А. С. Пушкина). Поэма была опубликована без фамилии автора в 1838 году с подписью «…въ». История создания поэмы
Вспомним историю, заглянем во времена 16 века, когда происходили описанные в поэме события. В.М. Васнецов «Иван IV» И. Репин «Иван Грозный убивает своего сына»
Опричники «Ездят теперь по святой Руси их дьявольские, кровоядные полки с метлами да с пёсьими головами; топчут правду, выметают не измену, но честь русскую, грызут не врагов государевых, а верных слуг его, и нет на них нигде ни суда, ни расправы». («Князь Серебряный» А. Толстой) К сёдлам опричников привязывались метла (символ того, что выметают измену) и пёсья голова (символ того, что выгрызают врагов царя).
Опричники Глава опричников – Малюта Скуратов (автор Лебедев К.В.) «Малюта Скуратов и Иван Грозный» (автор Седов Г.С.)
Опричники А. Васнецов «Опричники едут» М. Авилов «Опричники в Новгороде»
Ваши впечатления о прочитанном Какое чувство осталось у вас после прочтения поэмы? Какие события, изображенные в «Песне…», можно считать основными, ключевыми? Какие события наиболее драматичны, с вашей точки зрения, для каждого из героев? Если бы вы были художниками и вам надо было бы иллюстрировать «Песню…», какие основные цвета вы бы использовали для своих рисунков? Почему?
Мини-словарик устаревших слов Трапеза – торжественный обед. Стольник – придворный, прислуживающий за царским столом. «То за трапезой сидит во златом венце,//Сидит грозный царь Иван Васильевич.//Позади его стоят стольники»
Мини-словарик устаревших слов Аргамак – лошадь для верховой езды, для конных сражений восточной породы. Кулачный бой – русское развлечение в средние века, чаще зимой; рукопашный бой «один на один» или «стенка на стенку». «Аргамак мой степной ходит весело» «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?»
Мини-словарик устаревших слов Гостиный двор – двор, на котором шла торговля, располагались ряды с лавками. Лобное место – возвышение на площади, на котором объявлялись указы царей, совершались казни и наказания. «Опустел широкий гостиный двор» «А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку»
Выводы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» ─ уникальное произведение, не похожее по своей форме и стилистике на то, что было написано Лермонтовым до неё и после, а также другими авторами того времени. В данном произведении удивительно сочетаются былинные мотивы, народная песенная стихия с исторической действительностью 16 века.
«Песня. про купца Калашникова»)
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди: Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
- расширять культурный кругозор учащихся; помочь прийти к осмыслению изображаемого и авторского отношения к нему; к постижению художественной идеи произведения.
русский семейный быт;
- вычленить общечеловеческие проблемы, заключенные в произведении; раскрыть общечеловеческие ценности: любовь, дом, семья, честь и достоинство; смогут оперировать понятиями: нравственность, нравственные законы, нравственный выбор, нравственная правда.
Оборудование: Интерактивная доска.
Словарная работа: быт, антитеза, нравственность, христианские заповеди.
всеми учащимися дом. задания;
- устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях добиться от уч-ся восприятия, которое создаёт мотивацию к
перечитыванию текста и его анализу.
Вступительное слово учителя: тема урока, эпиграф, цель. Проверка дом. задания.
Идейно-художественное содержание двух сцен. (Рассказы по вариантам)
I. Вариант-рассказ «Семейный быт Калашникова»
II. Вариант-рассказ «Семейная драма Калашникова»)
3. Вопросы на выявление восприятия:
Какие события в «Песне» вы считаете основными? Какие из них наиболее драматичны?
Этап изучения произведения.
— дать учащимся конкретное представление об изученных фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса;
-добиться от учащихся восприятия, осознания, обобщения и систематизации знаний;
— усвоение уч-ся способов, путей и средств, которые привели к данному
1. Запись в тетрадях 2-х вопросов: 1) Проблемный вопрос:
Кто является в «Песне» настоящим героем и почему?
2) Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы цвет вы окрасили фон? Почему?
Какую роль играет пейзаж, открывающий повествование в III главе? С помощью каких изобразительных средств рисуется образ зимнего утра? Как это соотносится с событиями? Каким смыслом наполняется эта сравнительная параллель из жизни природы и человека? Какой эпизод является кульминацией? Что ждет участников кулачного боя? Повторение понятия об антитезе. Исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? (Найти доказательство правоты суждения в тексте) Кто участвует в поединке?
10)Каково происхождение Кирибеевича и Калашникова
3.Составление кластеров по вариантам:
характеристика Кирибеевича и Калашникова
- к кому из них отношение других людей противоречиво? какова ваша оценка характера и поведения Кирибеевича и Калашникова?
4.Попробуем передать это в чтении сцены «Перед боем».
— из каких побуждений идет на бой Калашников?
6.Чтение сцены боя (учитель читает).
Проблемный вопрос «Кто является настоящим героем и почему?» Какие художественные средства помогают сделать вывод, что Калашников-былинный герой, русский богатырь? Что спасает Калашникова в бою от смертельного удара? Почему он побеждает? Почему Калашников не открывает истинной причины своего поступка царю? Считает ли Калашников себя правым, вступив в кулачный бой с Кирибеевичем?
6) Почему он говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви божией вы за душу
мою, душу грешную»?
7) Дать понятия: «христианские заповеди», «нравственность», «нравственный
выбор», «нравственная правда».
8)Как погибает каждый из героев поэмы?
9)Почему «Песня» заканчивается не казнью, а описанием его могилы?
Какова народная оценка поступка Калашникова? Обращение вновь к эпиграфу.
8. Сравнить описание могилы Калашникова со строками из поэмы «Беглец».
И труп, от праведных изгнанный,
Никто к кладбищу не отнес,
И кровь с его глубокой раны
Лизал, рычал, домашний пес;
Ребята малые пугались
Над хладным телом мертвеца,
В преданьях вольности остались
Позор и гибель беглеца.
9. Учитель: Финал поэмы обладает важнейшим свойством подлинной трагедии, которая со времен античности называется катарсисом.
И возвращаемся к вопросу, записанному в тетради:
Если бы вы были художником и вам надо было бы иллюстрировать «Песню», в какой бы вы цвет вы окрасили фон? Почему?
III. Этап обобщения.
— проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
1. Творческая работа: написать сценарий III главы.
IV. Домашнее задание.
1. Написать сочинение.
Организуя этот этап урока, я использую вопросы аналитического характера, направленные на осмысление содержания произведения, восприятие как на репродуктивном уровне, так и на проблемном, которые создают мотивацию к чтению текста произведения и его анализу.
На данном этапе обращаю внимание на композицию, стилистические особенности, художественные средства, роль пейзажа, считая, что это позволит привести уч-ся к художественной идее произведения, к авторской позиции. Для этого использую аналитические и творческие задания, что позволяет развивать логическое и образное мышление уч-ся.
Вопросы 2 и 7 подэтапов разделены на смысловые группы, которые ведут к конкретному выводу, от вывода к выводу уч-ся продвигаются к цели, идее произведения.
Также есть вопросы, которые помогают прийти уч-ся к пониманию понятий «нравственность», «христианские заповеди». Помимо вопросов, организующих целостный анализ текста, в содержание урока включено сопоставление со строками из поэмы «Беглец», которое глубже помогает понять идею поэмы и авторский замысел.
III этап – обобщение
На этом этапе я использую творческую работу (написать сценарий III гл.) с целью проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Исторические события (Песнь о Вещем Олеге)
Исторические события («Песнь о Вещем Олеге» А. С. Пушкина) отразились в проблематике произведения, а также в выборе центрального персонажа. Реальное историческое лицо и народные представления в эпоху его правления составляют историческую основу произведения.
Главный герой
В основу сюжета произведения А. С. Пушкина легла история о Вещем Олеге. Князь Олег был реальным историческим деятелем. Начинается «Песнь» с описания похода князя Олега на хазар, что тоже было исторически достоверно. А. С. Пушкин хотел рассказать о человеке, который многое сделал для Руси. Военные походы князя Олега отражены в «Песне о Вещем Олеге». Историческое лицо прославляется А. С. Пушкиным, прославляются его подвиги и желание сохранить и увеличить территорию Древней Руси. При описании действий князя Олега описываются и предметы орудия, которыми пользовалась дружина. Здесь также проявляется историческое осмысление.
Так, историческая основа «Песни о Вещем Олеге» заключена в выборе главного героя произведения. Описание князя и его подвигов становится признаком достоверности.
То, что А. С. Пушкин указывает на то, что князь Олег имел прозвище Вещий, вновь подчеркивает историческую достоверность. До сих пор существуют споры по поводу того, почему князь Олег получил такое прозвище, но то, что оно существовало в реальности, подчеркивается всеми исследователями.
Литературная основа
Народные суеверия
А. С. Пушкин отразил историческое прошлое не только при описании военного быта, но и при описании народной жизни. Легенда о смерти князя Олега является примером народных суеверий. Люди верили в колдовство и предсказания. Поэтому то, что в «Песне» князю Олегу волхв предсказывает судьбу, говорит об исторических фактах. А. С. Пушкин поднимает тему рока, в который так верили люди той эпохи. В «Песне» появляется и образ змеи, который в народе считался символом смерти.
Так, А. С. Пушкин смог отразить в своем произведении народную жизнь и народные представления во времена правления князя Олега.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
История создания поэмы «Песня про купца Калашникова»
Историческая основа поэмы
Михаил Лермонтов очень рано стал испытывать интерес к истории и фольклорному творчеству. Детство и юность поэта прошли в имении его бабушки – Тарханах. Там началось познание народного творчества, подростком он стал записывать услышанные от крестьян песни. В 16 лет поэт записал, что если он захочет «вдаться в поэзию народную», то искать ее будет в «русских песнях».
Поэма с исторической основой, стилизованная под старинную народную песню, была начата Лермонтовым в Царском Селе, где он служил после окончания Школы гвардейских юнкеров. Поэт завершил работу над поэмой в 1837 г. К тому времени Лермонтов уже служил в Пятигорске, куда был сослан за стихотворение «Смерть поэта», написанное после дуэли и гибели Пушкина. Название лироэпическая поэма получила объемное: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Подобные длинные названия были свойственны русским средневековым книгам, в них давалось указание на суть содержания. Произведение ссыльного поэта, присланное с Кавказа журналисту А. Краевскому, цензурой было запрещено печатать. Поэтому первая публикация без упоминания имени автора появилась в 1838 г. в литературном приложении к военной газете «Русский инвалид» и имела огромный успех. Критик В. Белинский дал высокую оценку произведению неизвестного автора, которого назвал «сильным и самобытным дарованием». В 1840 г. поэма вышла в небольшом сборнике «Стихотворения М. Лермонтова».
В «Песне про купца Калашникова» отражены события XVI в., эпохи царствования Ивана Грозного. Одним из самых трагических явлений того времени была учрежденная царем опричнина. Это понятие произошло от слова «опричь», что означало «кроме». Опасаясь измены бояр, ИванIV выделил особые владения – опричнину, создал опричное войско. В него набирались выходцы из бояр и дворян, которые беспрекословно подчинялись царю. К седлам опричники привязывали головы собак и метлы, символы преданности государю, олицетворяющие готовность загрызть и вымести всех изменников царя. Возглавлял опричников приближенный к царю Григорий Скуратов, получивший прозвище Малюта. Иван Грозный верил в преданность опричников, которые по царским указам творили кровавые бесчинства, грабили и казнили неугодных власти людей. Особые полномочия опричников, беззаконие и безнаказанность открывали им путь к вседозволенности.Опричники держали в страхе людей всех сословий, их боялись и ненавидели. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов показал страшную участь человека, выступившего против произвола приближенного к царю опричника.
Краткое содержание поэмы «Песня про купца Калашникова»
Фольклорные традиции в поэме Лермонтова, жанровое своеобразие и повествовательная манера народного сказа
Пир Ивана Грозного
Подкараулил Кирибеевич у церкви после вечерней службы Алену Дмитриевну, стал ее силой удерживать, сулить богатые подарки и положение знатное, хвастаясь, что он из известной семьи Скуратовых. Вокруг зло шептались соседки, глядя на них. Удалось женщине освободиться и убежать.
Калашников, воротившись из лавки, почувствовал дома неладное: жена не встречает, на столе нет ужина, свеча догорела у образов. Работница сказала, что хозяюшка не возвращалась, а детки никак не заснут без матери и плачут. Вид появившейся Алены Дмитриевны изумил купца: бледная, с безумными глазами, с непокрытой головой, одежда растрепана. Калашников разгневался, а она кинулась к мужу и обо всем поведала. Калашников, призвав к себе младших братьев, сообщил о решении покарать обидчика завтра на потешном кулачном бою.
Романтическая поэма Лермонтовым написана в манере старинного русского народного сказа, исторической народной песни. Существовала в народе традиция слагать песни о легендарных, необыкновенных людях. Поэтому создается впечатление, что события переданы в «Песне про купца Калашникова» устами народа, выражающего свое отношение к героям. Оттого каждая глава начинается и завершается упоминанием о народных певцах – гуслярах, которые были выразителями народного мнения. В языке поэмы сохранены фольклорные традиции, при помощи которых передан исторический колорит эпохи правления Ивана Грозного. В тексте много устаревших слов и оборотов, характерных для древнерусского языка. Поэтому представляет собой «Песня про купца Калашникова» стилизацию фольклорных текстов настолько талантливую, что многие литературоведы и историки отмечают удивительное сходство стиля и языка поэмы с оригинальными памятниками русского фольклора.
Картины исторических бытописаний жизни народа Руси XVI в
Образы купца Степана Калашникова и опричника Кирибеевича. Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича. Судьба Алены Дмитриевны
Лермонтов, используя исторические и фольклорные источники, достоверно передал картины быта Руси XVI в. и психологию нравов русского средневековья. Из описания пира Ивана Грозного мы узнаем, как проводили свободное от службы время опричники. В рассказе про купца Калашникова дается представление о нравах и быте купеческого сословия, живущего по законам «Домостроя». В сцене царского суда и расправы над Калашниковым передана атмосфера взаимоотношений простого человека и царской власти.
В характеристиках главных героев «Песни про купца Калашникова» можно найти схожие внешние черты. Они молоды, статны, наделены сильным характером, богатырской силой, молодецкой удалью. Но купец Калашников и опричник Кирибеевич – антиподы по чертам характера, образу жизни, нравственным качествам.
Он одержим страстью, ради которой готов преследовать женщину, обвенчанную с другим. Он предлагает Алене Дмитриевне богатство и положение, но сам неосознанно губит жизнь той, которую любит. Он опорочил прилюдно честное имя женщины, о которой будут теперь злословить. Он пренебрегает людской молвой, которая для нее может стать приговором.Белинский писал, что в образе Кирибеевича представлена «сильная, могучая натура», для которой любовь – это «тяжелая и трудная» страсть. Для такого эгоистичного «человека нет середины»: он должен или заполучить желаемое, или погибнуть.Ему тягостно жить без того, чем он не может обладать.
Кирибеевич и Алёна Дмитриевна
В образе Калашникова показан представитель более близкого к народу сословия – купечества. Калашников ведет успешную торговлю, продает в собственной лавке дорогие заморские ткани. Он живет в большом доме, у него крепкая семья, живущая по патриархальным традициям. Степан Парамонович – человек простой и честный, благородный, с чувством личного достоинства. Молодой купец пользуется уважением людей, его величают по имени-отчеству. Наречен он именем Степан, что означает «венец», его отчество от имени Парамон, в переводе с греческого означающего «твердый, верный».
Перед боем опричник кланяется царю, боярам и опричникам, показывая, что готов их потешить. Калашникову потешный бой нужен не для забавы. Не раздумывая, он осознанно решается на поединок с опричником, чтобы наказать обидчика, который попрал то, то для него дорого: народные идеалы веры, чести и правды.Перед поединком он поклонился не только царю, но и Кремлю, всему честному русскому народу и святым храмам, показывая, что он готов встать на защиту общей народной чести. Готовность постоять «за святую правду-матушку» придает купцу уверенности в силах, твердости в решениях, решительности в действиях.
Образ Ивана Грозного
Авторская позиция, народная оценка поведения и морали героев
Лермонтов изобразил Ивана Грозного, как в старинных русских песнях, без похвалы или порицания, таким, каким он был на самом деле. Поэт показал двойственность образа Грозного, противоречия в его характере. Широта его натуры и великодушие совмещаются с деспотизмом, жестокостью, мстительностью и коварством. Это развращенная властью личность, царь казнит и милует не по закону, а по собственному желанию. Грозный нарушает даже собственное царское слово. Он велит казнить победившего в честном бою Калашникова, хотя обещал награду победителю. Но своей милостью обещал одарить родных казненного купца. Царский суд притворно милостивый, преступный и лживый. Звучит горькая авторская ирония в описании веселого и нарядного палача, готовящегося на плахе к страшному представлению для потехи царя.
Хотя Лермонтов изобразил эпоху Ивана Грозного, вопросы, затронутые в поэме, были актуальны во многие времена:беззаконие и произвол власти, вседозволенность и безнаказанность приближенных к властителям, несправедливые расправы над неугодными, жестокое подавление инакомыслия. В эпоху реакционной тирании Николая I довелось жить самому Лермонтову. Он считал, что люди его поколения «к добру и злу постыдно равнодушны», «перед властью – презренные рабы». Своим современникам поэт в поэме показал нравственный урок из прошлого. Авторская позиция выражена в осознанном протесте личности против деспотичной системы.
В образе купца Калашникова Лермонтовым переданы лучшие национальные черты характера русского человека. Он является выразителем богатой духовной народной культуры, в которой больше жизни ценятся честное имя, долг, честь. Не случайно купца величают гусляры полным именем,имя его врага не упоминается ни разу, а только прозвище. Он лишен честного имени, а прозвище имеет татарские корни, слово «кирибей» означало «непокорный князь». Вызов опричнику – это выражение народного протеста. Оттого сохранилась память в народной песне о смелом поступке Калашникова, не забыта в чистом поле у трех дорог его могила, у которой каждый прохожий то перекрестится, то пригорюнится.
Значение поэмы в истории русской литературы
Поэма Лермонтова занимает особое место не только в его творчестве. В русской литературе еще не было произведений, подобных «Песне про купца Калашникова», да и после не было создано ничего подобного.Обратившись к русской истории, Лермонтов создал уникальную поэму в манере народных русских сказаний, глубоко проникнув в стиль повествования и склад старинной речи эпических преданий. Белинский писал, что Лермонтову в «Песне про купца Калашникова» удалось проникнуть в «глубочайшие тайники духа народа», создать произведение «мужественное, зрелое», «столько же художественное, сколько и народное».
Словарь
1. Басурман – представитель иной, не православной веры, иноверец