какие соки наиболее полезны при повышении температуры заболевании десен
Какие соки наиболее полезны при повышении температуры заболевании десен
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
Соки | Витамины, в мг на 100 мл сока | ||
---|---|---|---|
Витамин А | Витамин В1 | Витамин С | |
Абрикосовый Черносмородиновый | 2,0 150–300 | ||
Суточная потребность | 6,0 | 1,2–2,6 | 60–110 |
1) Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?
2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?
3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.
1) Морковного. В 300 мл морковного сока содержится 0,6 · 3 = 1,8 мг витамина В1 и не менее 3 · 2 = 6 мг витамина А. Этого достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность.
2) Черносмородиновый, лимонный, апельсиновый.
3) Нет, так как при избытке соков может возникнуть гипервитаминоз, болезни почек и сердца.
При ответе на пункт 2 в качестве верного можно учитывать так же томатный сок.
Какие соки наиболее полезны при повышении температуры заболевании десен
Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии, выберите правильные утверждения.
Соки | Витамины, в мг на 100 мл сока | ||
---|---|---|---|
Витамин А | Витамин В1 | Витамин С | |
Абрикосовый Черносмородиновый | 2,0 150–300 | ||
Суточная потребность | 6,0 | 1,2–2,6 | 60–110 |
2) При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок.
3) В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков.
4) В абрикосовом соке больше всего витамина В1.
5) Витамин В1 можно получить из любого сока.
1) В 300 мл морковного сока содержится 0,6 · 3 = 1,8 мг витамина В1 и не менее 3 · 2 = 6 мг витамина А. Этого достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность.
2) При повышении температуры и заболевании дёсен наиболее полезен черносмородиновый сок. Данное утверждение верное, но для выбора необходимо вспомнить значение витамина С.
3) В день необходимо употреблять не менее 3−4 литров соков — нет, неверно, это увеличивает нагрузку на почки и может привести к гипервитаминозу.
4) В абрикосовом соке больше всего витамина С.
5) Витамин В1 можно получить из любого сока — витамина В1 нет в гранатовом и клюквенном соках.
Коварный периодонтит: подкрался незаметно, оставил без зуба
Периодонтит – следующий этап воспаления после пульпита. Инфекция локализуется на верхушке корня зуба и окружающих ее тканях. Болезнь часто протекает бессимптомно, но без своевременной помощи приводит к потере зуба.
Причины:
Виды периодонтита
Форма | Вид | Как болит |
---|---|---|
Острый | Серозный | Легкие ноющие боли в области зуба. |
Гнойный | Пульсирующая боль. Может усилиться подвижность зуба. Возможна припухлость щеки, слабость, температура, флюс. | |
Хронический | Фиброзный | Без симптомов или небольшое потемнение, тусклый цвет коронковой части зуба. |
Гранулирующий | Легкая болезненность при накусывании со временем переходит в боль от горячего, при жевании, при давлении. Десна краснеет и опухает. | |
Гранулематозный | Отсутствие симптомов. Появляется свищ для оттока отделяемого, но пациент не всегда может его увидеть. |
Самым агрессивным считается гранулирующий периодонтит, который очень быстро распространяется на соседние ткани. При таком диагнозе чаще всего зуб не удается сохранить.
При гранулематозной разновидности болезни у очага воспаления есть твердая оболочка, а внутри она заполнена гноем. В зависимости от размера эти новообразования называют гранулемой (до 5 мм), кистогранулемой или радикулярной кистой (более 1 см).
Таким образом, гранулема и киста корня зуба – это проявления хронического периодонтита.
Диагностика
Не путайте свищ со стоматитом. Свищ похож на прыщик, расположен на десне около корней зуба, не болит при надавливании. При появлении свища скорее обратитесь к стоматологу.
Заподозрить проблему до образования свища или флюса врач может по жалобам. Очень важно, чтобы пациент описывал все симптомы, не стеснялся жаловаться на слабую, невыраженную, изредка появляющуюся боль и дискомфорт.
Точно установить диагноз помогает рентген. Периодонтит виден даже на маленьком прицельном снимке. Далее для планирования лечения стоматолог предложит сделать панорамный снимок (все зубы на одном кадре) или компьютерную томограмму (трехмерное изображение зубочелюстной системы).
Лечение
В зависимости от стадии и формы болезни доктор подберет оптимальный метод.
1. Терапевтическое лечение. Как правило, требуется три посещения стоматологического кабинета.
2. Зубосохраняющие операции. Иногда консервативных методов недостаточно. Стоматолог-хирург может провести цистэктомию (удаление кисты) или резекцию верхушки корня (отсечение части зуба вместе с кистой).
3. Удаление зуба. В запущенных стадиях полностью победить очаги инфекции не получится. Попытки спасти зуб приведут к большим финансовым тратам и поставят под угрозу соседние зубы. Наилучшим решением будет установить на месте пораженного зуба имплантат.
Если оставить зуб без лечения, его ждет преждевременное удаление. Воспаление будет разрастаться и перейдет в острую стадию, причем в самый неудачный момент.
Периодонтит у детей
У ребенка воспаление периодонта может развиться как на молочных, так и на постоянных зубах. Особенности детского периодонтита:
Лечение проходит по той же схеме, что и у взрослых. Если до выпадения молочного зуба осталось меньше года или корни уже рассосались, детский стоматолог предложит удалить зуб.
Профилактика
Простые и не затратные меры позволят снизить риски появления периодонтита и потери зуба.
За экспертную помощь в написании статьи и предоставленные примеры работ благодарим стоматолога-терапевта Юрьеву Ольгу Юрьевну.
Задания для подготовки к ОГЭ по биологии на уроках в 8 классе по курсу «Человек» (Статические данные, представленные в табличной форме)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовка к ОГЭ по биологии
Статистические данные, представленные в табличной форме
1.По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак лёгких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?
2) Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязнённой среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?
3) Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?
1) Ишемическая болезнь сердца
2) Курение увеличивает риск возникновения лёгочных заболеваний
2. Изучите таблицу 1 «Состав вдыхаемого, выдыхаемого и альвеолярного воздуха». Ответьте на вопросы.
1) Чем отличается состав альвеолярного воздуха от состава атмосферного воздуха?
2) Почему в выдыхаемом воздухе кислорода содержится больше, чем в альвеолярном?
3) Почему пребывание человека в плохо проветриваемом помещении вызывает снижение работоспособности, головную боль и учащённое дыхание?
1) Состав альвеолярного воздуха значительно отличается от состава атмосферного (вдыхаемого) воздуха: в нём меньше кислорода (14,2%), большое количество углекислого газа (5,2%), а содержание азота и инертных газов практически одинаково, так как они не принимают участия в дыхании.
2) При выдохе к альвеолярному воздуху примешивается воздух, который находится в органах дыхания и воздухоносных путях.
3) Пребывание людей в закрытых помещениях приводит к изменению химического состава и физических свойств воздуха. Человек при дыхании выделяет углекислый газ, воду, тепло (летучие продукты жизнедеятельности), которые накапливаются и вызывают перечисленные нарушения.
Обмен веществ и энергии
1. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.
1) Стакан (200 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?
2) Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании дёсен?
3) Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.
2) Черносмородиновый, лимонный, апельсиновый
3) Нет, так как при избытке соков может возникнуть гипервитаминоз, болезни почек и сердца
2 пункт в качестве верного можно учитывать так же «томатный» сок
2. Пользуясь таблицей «Пищевая ценность разных рыб» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) В какой рыбе содержится больше белков, чем у остальных рыб?
2) Каких рыб вы бы включили в меню человека, который решил худеть ведёт
малоподвижный образ жизни?
3) Какая рыба наиболее вредна для худеющего человека?
2) Карпа, карася, окуня, так как они наименее калорийны;
3) Сушёная вобла, так как она наиболее калорийна.
3. Пользуясь таблицей «Пищевая ценность некоторых рыб», ответьте на следующие вопросы.
1) В какой рыбе содержится наибольшая доля белков по сравнению с остальными рыбами?
2) У каких двух рыб наиболее сбалансированный состав белков и жиров?
3) Каких рыб и почему Вы включили бы в меню человека, который решил худеть и ведёт малоподвижный образ жизни?
2) У шпрот и лосося.
3) Карпа, карася, окуня, так как они наименее калорийны и содержат мало жира.
4. Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на следующие вопросы.
1) Какого органического вещества больше всего в сметане?
2) Какое органическое вещество преобладает в ржаном хлебе?
3) В каких продуктах наблюдается наибольшее содержание белков?
3) в продуктах животного происхождения: сырах, мясе; а так же в горохе.
5. Пользуясь таблицей «Содержание белков, жиров и углеводов в продуктах питания», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Сколько жиров содержится в 100 г яблок?
2) В каком продукте содержится больше всего углеводов?
3) В 100 г свежих огурцов содержится всего 2,6 г белков, жиров и углеводов. Какое вещество составляет оставшуюся массу плода?
2) В сахарном песке.
6. Пользуясь таблицей «Суточная потребность энергии для людей разных категорий труда», ответьте на вопросы и выполните задание.
1) Сколько энергии в (кДж) в среднем тратит за сутки учитель биологии?
2) От чего зависит расход энергии у людей разных профессий?
1) Около 12 600 кДж.
2) Расход энергии зависит от количества связанного с этой профессией физического труда. Чем физического труда больше, тем выше затраты энергии.
1. Учёные выяснили степень активности действия амилазы на крахмал в зависимости от температуры. В 4 пробирки налили по 5 мл 5% раствора крахмала. Через 10 минут в каждую пробирку капают по 0,5 мл разбавленной слюны и добавляют по 2 капли йода.
Ответьте на вопросы:
1) Какой вывод можно сделать об активности воздействия амилазы на крахмал в зависимости от температуры?
2) О чём говорило исследователям исчезновение окраски раствора?
3) От какого ещё фактора может зависеть активность ферментов в пищеварительной системе человека?
1) Амилаза наиболее активна при температуре 39°С
2) Йод является реакцией на крахмал. Исчезновение окраски раствора говорит о разложении крахмала
3) Активность пищеварительных ферментов может зависеть от кислотности среды (или от количества воздействующих веществ)
2. Пользуясь таблицей «Кислотность соков и секретов в пищеварительном тракте человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) В каком отделе пищеварительного тракта самая щёлочная среда?
2) По каким причинам pH пищевода при изжоге резко понижается?
3) Какая среда существует в пустом (натощак) желудке? Почему голодать вредно?
1) Самая щёлочная среда в толстой кишке
2) При изжоге происходит засор в пищевод кислого желудочного сока
3) В желудке кислая среда. При голодовке возникает опасность заболевания язвой желудка
1. Пользуясь таблицей «Работа сердца тренированного и нетренированного человека» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) У какого из людей больше изменятся частота сердечных сокращений при нагрузке?
2) На сколько см 3 меняется минутный объём крови за 1 сокращение у тренированного и нетренированного человека?
3) За счёт чего сердце тренированного человека работает более экономно?
1) У нетренированного
3) За счёт увеличения минутного объёма крови. При меньшем количестве сокращений большее количество сокращений большее количества крови выталкивается сердцем
2. Пользуясь таблицей «Количество эритроцитов в крови человека в зависимости от высоты местности над уровнем моря» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) Как изменяется количество эритроцитов по мере увеличения высоты местности?
2) При каком перепаде высот количество эритроцитов возросло больше всего?
3) С чем связано изменение количества эритроцитов в крови жителей высокогорья?
1) Количество эритроцитов увеличивается
2) При перепаде высот от 1800 к 4400
3) Высоко в горах воздух разряжен и кислорода в нём меньше, чем на равнине. Поэтому для обеспечения нормального дыхания необходимо больше эритроцитов, связывающих кислород воздуха
3. Пользуясь таблицей «Сравнительные размеры эритроцитов человека и других животных» и знаниями курса биологии ответьте на следующие вопросы:
1) У кого из представителей млекопитающих самая большая площадь поверхности эритроцита?
2) Почему у лягушки эритроциты больше по размерам и площади поверхности, чем у млекопитающих?
3) Что общего у эритроцитов млекопитающих животных?
2) У лягушек в эритроцитах есть ядра
3) Эритроциты млекопитающих безъядерные
4. Пользуясь таблицей «Химический состав морской воды и сыворотки крови» и знаниями из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Химический состав морской воды и сыворотки крови
1. Каких химических элементов из числа приведённых в морской воде меньше, чем в сыворотке крови?
2. Какой химический элемент, не относящийся к металлам, преобладает в составе морской воды и сыворотки крови?
3. Какие химические соединения содержатся в сыворотке крови, но отсутствуют в морской воде?
1. натрий, калий, кислород;
3. никакие из указанных.
5. Пользуясь таблицей «Наследование групп крови ребёнком», ответьте на следующие вопросы.
1) Какая группа крови будет у ребёнка, если у отца I группа, а у матери IV?
2) Если у ребёнка II группа крови, какие группы крови могут быть у родителей? (Укажите любые четыре пары вариантов ответа.)
3) Ребёнок с какой группой крови является универсальным реципиентом?
2) Возможные варианты:
6. Изучите таблицу 1 «Нормальные показатели общего анализа крови». Ответьте на вопросы.
В результате анализа крови у мужчины было установлено содержание гемоглобина 120 г/л. Количество эритроцитов 3,5 х 1012/л.
1) Какое заключение можно сделать о содержании гемоглобина и количестве эритроцитов в крови пациента?
2) Дайте название этому состоянию.
3) Каковы могут быть причины такого состояния пациента?
1) Так как это мужчина, то содержание гемоглобина и количество эритроцитов ниже нормы.
2) Анемия (малокровие).
7. Изучите таблицу 1 «Нормальные показатели общего анализа крови». Ответьте на вопросы.
В результате анализа крови у пациента было установлено количество лейкоцитов 10 х 10 9 /л и лимфоцитов 3,7 х 10 9 /л.
1) Какое заключение можно сделать о количестве этих клеток в крови пациента?
2) Что может быть причиной таких значений этих показателей?
3) Подтвердит или опровергнет этот диагноз повышенное СОЭ?
1) Количество лейкоцитов и лимфоцитов выше нормы.
2) Лейкоциты и лимфоциты — это клетки иммунной системы организма, и повышение их количества указывает на наличие инфекции или воспаления.
3) Повышенное СОЭ подтверждает воспаление.
8. Пользуясь таблицей 1 «Распределение групп крови по системе АВО у разных народов», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) У какой народности чаще других встречается четвёртая группа крови?
2) Какие две группы крови встречаются чаще других?
3) Какая народность является исключением из этого правила?
1) у японцев чаще других встречается четвёртая группа крови;
2) первая и вторая группы крови встречаются чаще других;
3) исключением из этого правила являются индийцы, у которых чаще встречается третья группа крови.
Диетотерапия при заболеваниях полости рта
Полость рта — это зеркало организма. В ней отражается большинство заболеваний ЖКТ, эндокринной системы и пр. От состояния полости рта зависит здоровье всего организма. Например, кариес может стать причиной развития заболеваний пищеварительного тракта, других органов и систем организма. Доказано, что хронические болезненные процессы, протекающие в полости рта, влияют на аутоиммунные заболевания. Они признаны одними из самых распространенных недугов человека, самых беспокоящих и требующих не только незамедлительного лечения, но и проведения адекватной диетотерапии.
Основная задача диетотерапии при заболеваниях полости рта — это своевременная коррекция нарушений обмена веществ. При обследовании пациента на первое место необходимо поставить оценку пищевого статуса в соответствии с данными антропологических, биохимических и иммунологических методов обследования. Следуя данной тактике лечения, можно не только индивидуально подойти к формированию пищевого рациона, но и провести эффективное лечение конкретного пациента.
Назначение диетотерапии при заболеваниях полости рта и зубов (коды МКБ-10, К 05, К 11, К 12, К 12.0, К 12.1, К 13.6, К 14.0) проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (зарег. в Минюсте России 24.01.2012, регистрационный № 23 010) (А 25 — консервативные методы лечения).
Основные требования к диетотерапии при заболеваниях полости рта
Разнообразие диетического рациона, адекватность макро- и микронутриентного состава и энергетической ценности диеты динамике и тяжести течения заболеваний полости рта и зубов.
На всех этапах лечения (стационарном, санаторном, амбулаторном) диетическая терапия должна быть дифференцированной в зависимости от характера, тяжести течения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний.
Должен быть учтен принцип индивидуализации химического состава диеты за счет включения в рацион диетических лечебных и диетических профилактических пищевых продуктов, смесей белковых композитных сухих, специализированных смесей для энтерального питания и биологически активных добавок (БАД) к пище.
Основные принципы диетотерапии при заболеваниях полости рта
Лечебное питание, назначаемое при заболеваниях полости рта, по своему качественному и количественному составу и энергетической ценности должно соответствовать физиологическим потребностям организма.
Диетотерапия должна быть дифференцированной в зависимости от характера и стадии заболевания, от степени выраженности функциональных расстройств и метаболических нарушений, свойственных каждому конкретному заболеванию, от наличия осложнений и сопутствующих заболеваний.
Диетотерапия больных с заболеваниями полости рта, особенно при их хроническом течении, должна предусматривать не только оптимальное введение основных пищевых веществ и их количественные пропорции, но и способы кулинарной обработки пищи, степень механического измельчения и химического щажения, ритм приема пищи, количество соли, воды, калорийность рациона.
Назначение диетотерапии при заболевания полости рта и зубов
В зависимости от характера и степени тяжести заболевания полости рта и зубов выделяется несколько вариантов рационов лечебного питания (см. табл. 1).
Таблица 1. Химический состав и энергетическая ценность диеты для больных с заболеваниями полости рта
Диеты | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Калорийность, ккал |
ОВД | 85–90 | 70–80 | 300–330 | 2170–2400 |
ЩД | 85–90 | 70–80 | 300–350 | 2170–2480 |
Основной вариант стандартной диеты (ОВД)
Показания к применению: назначается в стадии стихающего обострения при хронических заболеваниях полости рта (стоматите, гингивите, пародонтите, глоссите).
Общая характеристика: диета, содержащая нормальное количество белка, жира, углеводов. Количество поваренной соли 6 г, свободной жидкости — 1,5 литра. Блюда готовятся в отварном, тушеном, запеченном непротертом виде, на пару. Температура пищи от 15 до 65 °С. Режим питания дробный 4–5 раз в день.
Химический состав: белки — 85–90 г, в т. ч. животные 40–45 г; жиры общие — 70–80 г, в т. ч. растительные 25–30 г; углеводы общие — 300–330 г, пищевые волокна — 30 г. Энергетическая ценность 2170–2400 ккал.
Применяются нормы лечебного питания при соблюдении диеты с физиологичным количеством белка (основной вариант стандартной диеты) с включением специализированных продуктов питания смесей белковых композитных сухих в объеме 27 г смеси (например, при применении СБКС «Дисо®» «Нутринор» — 10,8 г белка) в составе суточного набора продуктов.
Вариант стандартной диеты с механическим и химическим щажением (ЩД)
Показания к применению: назначается при острых состояниях и при обострении хронических заболеваний полости рта, слюнных желез, челюстей, (гингивите, стоматите, болезнях слизистых оболочек полости рта, языка).
Общая характеристика: диета с нормальным количеством белка, жира, углеводов. Количество поваренной соли 6 г, свободной жидкости — 1,5–2 литра. Блюда готовятся в отварном виде или на пару, в пюреобразном, полужидком, кашицеобразном виде. Температура пищи от 15 до 60 °С. Ритм питания дробный 4–6 раз в день. Исключаются вещества, раздражающие слизистую оболочку.
Химический состав: белки — 85–90 г, в т. ч. животные 40–45 г; жиры общие — 70–80 г, в т. ч. растительные 25–30 г; углеводы общие — 300–350 г, пищевые волокна — 30 г. Энергетическая ценность 2170–2480 ккал.
Применяются нормы лечебного питания при соблюдении диеты с физиологичным количеством белка (вариант стандартной диеты с механическим и химическим щажением) с включением специализированных продуктов питания смесей белковых композитных сухих в объеме 27 г смеси (например, при применении СБКС «Дисо®» «Нутринор» — 10,8 г белка) в составе суточного набора продуктов.
Диетические лечебные пищевые продукты
Индивидуализация стандартной диетотерапии больных с заболеваниями полости рта и зубов обеспечивается включением в стандартные диеты диетических лечебных и диетических профилактических продуктов, что определяется медицинскими показаниями к их применению:
Таблица 2. Белковая коррекция стандартных диет (в соответствии с нормами лечебного питания, утвержденными приказом МЗ РФ от 21.06.2013 № 395н)
Варианты стандартных диет | Норма СБКС, содержащей 40 г белка на 100 г смеси | Количество белка из расчета содержания 40 г белка в 100 г СБКС, произведенной по ГОСТ Р 53861-2010 |
ОВД, ЩД | 27,0 | 10,8 |
Энтеральное питание
Энтеральное питание — вид нутритивной терапии, при которой пищевые вещества вводятся через желудочный (внутрикишечный) зонд при невозможности адекватного обеспечения энергетических и пластических потребностей организма естественным путем при ряде заболеваний.
Выбор пищевых смесей в соответствии с тяжестью течения заболеваний полости рта должен быть основан на данных клинического, инструментального и лабораторного обследования больных, связан с характером и тяжестью течения заболевания и степенью сохранности функций жевательного аппарата, степенью белково- энергетической недостаточности.
При составлении суммарного рациона различных вариантов должны быть произведены расчеты, в результате которых энтеральное питание, как дополнительная нутритивная поддержка, назначается в соответствии с недостающим набором нутриентов в назначаемой диете, в этом случае могут использоваться как пищевые смеси, так и модули.
При длительном хроническом течении заболеваний и особенно после челюстно-лицевых операций, протезировании зубов, вследствие уменьшения объема съедаемой пищи, ограничения приема или плохой переносимости отдельных продуктов нередко наблюдается снижение массы тела, постепенно развивается белково-энергетическая недостаточность. Таким больным в период предоперационной подготовки, после операции, при обострении заболеваний полости рта для коррекции рациона и обогащения его незаменимыми нутриентами рекомендуется дополнительно назначать смеси для энтерального питания.
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!
В послеоперационном периоде или при острых заболеваниях полости рта в течение нескольких дней могут назначаться смеси для энтерального питания с постепенной заменой в последующие дни приема смеси блюдами из стандартных рационов. По показаниям для оптимизации основного рациона в течение длительного времени можно рекомендовать прием смеси 2–3 раза в день в виде отдельного приема пищи. Особое внимание необходимо обратить на правильность разведения смеси для энтерального питания в соответствии с инструкцией, приложенной к конкретной смеси.
В раннем послеоперационном периоде целесообразно назначать полуэлементные смеси, но рекомендуются также стандартные сбалансированные смеси и ее модули — протеиновый и МСТ- модуль. При белково-энергетической недостаточности можно использовать высококалорийные смеси. Энергетическая ценность высококалорийных смесей 1,5 ккал/мл, белка 6 г на 100 мл. Расчет потребности в смесях для энтерального питания и последующий мониторинг должен проводиться в соответствии с приложением 5 Приказа Минздрава России от 05.08.2003 № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями на 21 июня 2013 г.).
Нутритивная поддержка часто назначается уже с первых суток пребывания в стационаре. Суточная доза смесей в качестве единственного источника питания составляет 1000–1500 мл. В качестве дополнительного питания объем нутритивной поддержки может варьировать от 200 до 400 мл смеси в день.
Биологически активные добавки к пище
В комплексной диетотерапии при заболеваниях полости рта целесообразно использовать БАД к пище как источники аминокислот, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, про- и пребиотиков, антиоксидантов.
В соответствии с нормами лечебного питания, утвержденными Приказом Минздрава России от 21.06.2013 № 395н «Об утверждении норм лечебного питания», витаминно-минеральные комплексы включаются в стандартные диеты в количестве 50–100 % от физиологической нормы.
В помощь врачу
Для практического применения представленного материала и с целью стандартизации проведения лечебного питания при заболеваниях полости рта рекомендуется использовать стандарт организации лечебного питания. Данный документ необходим для осуществления не только дифференцированного подхода к диетотерапии конкретного пациента, но и экспертного контроля проводимого лечебного питания.
Стандарт организации лечебного питания при заболеваниях полости рта
№ | Структура стандарта лечебного питания |
1 | Классификация заболеваний по кодам МКБ-10 |
2 | Основные принципы лечебного питания |
3 | Технология формирования групп пациентов для проведения лечебного питания |
4 | Основные требования к назначению стандартных диет: показания к назначению, варианты стандартных диет со среднесуточными наборами продуктов, коррекция смесями белковыми композитными сухими |
5 | Основные требования к назначению специальных диет: показания к назначению, варианты специальных диет со среднесуточными наборами продуктов, коррекция смесями белковыми композитными сухими |
6 | Основные требования к назначению индивидуальных диет: показания к назначению, варианты стандартных диет со среднесуточными наборами продуктов, коррекция смесями белковыми композитными сухими |
7 | Показания для назначения энтерального питания |
8 | Показания для назначения парентерального питания |
9 | Показания для включения в состав диет биологически активных добавок |
// ПД
Хотите больше новой информации по вопросам диетологии?
Оформите подписку на информационно-практический журнал «Практическая диетология»!