какие составляющие критериальной рубрики обязательные

«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?». Возникает вопрос: «Каких достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и какими критериями при этом пользуемся?».

Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам, родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована на средний уровень знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым учеником; выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных результатов по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у обучающихся.

Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала оценивания выглядела примерно так:

— «отлично-хороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо, развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6 баллов);

— «весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно, важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов);

— «хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4 балла).

А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?

Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например, рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плаката информативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом:

— наличие плана – 1 балл;

— раскрытие сути доклада – 3 балла;

— свободное владение текстом – 3 балла;

— презентация – 2 балла;

— культура речи – 2 балла;

— командная (групповая) работа – 3 балла;

— умение отвечать на вопросы – 2 балла.

Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие пять шагов:

— определить цели курса в целом и ежедневных уроков;

— выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;

— сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;

— дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;

— определить вес или ценность каждой категории.

С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию, которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но, постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.

Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса,

расширения каких-либо его компонентов, изменения стратегии.

Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания.

Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.

Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников.

Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные.

И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для различных типов заданий.

Можно опираться на п римерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев:

1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.

4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественно-научное исследование.

О граничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий, должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более легким, информативным и полезным.

Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке».

Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это «оценивание является сущностью эффективного преподавания».

Источник

«»Рубрики» как инструмент формирующего оценивания».

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Данная статья подготовлена к переговорной заседанию переговорной площадки между учителями основной и старшей школы, внедряющими ФГОС нового поколения.

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Содержимое разработки

«Рубрики» как инструмент формирующего оценивания.

Каждый учитель в своей педагогической деятельности часто слышал от учеников: «Я не понимаю, чего от меня хотят!», «Почему “4”, а не “5”?». Возникает вопрос: «Каких достижений мы ожидаем от обучающихся при оценивании, и какими критериями при этом пользуемся?».

Достаточно длительное время оценивание происходило в сравнении достижений обучающегося с результатами других учеников, что имело ряд недостатков: не было четких критериев оценки, которые бы были понятны и доступны всем: ученикам, родителям и педагогам; выставляемая отметка была ориентирована на средний уровень знаний класса в целом, а не на основу единых критериев достижения результатов каждым учеником; выставленные отметки не давали четкой картины усвоения конкретных результатов по отдельным разделам учебной программы, что не позволяло определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика; не было обратной связи между учеником и учителем в процессе обучения, что не формировало мотивацию у обучающихся.

Задача использования подобного рода инструментов уже не раз решалась в российском образовании. Так, в школе 1846 года применялись 7 уровней оценки, и эта шкала оценивания выглядела примерно так:

— «отлично-хороший успех»: знает все требующееся весьма основательно, отвечает твердо, развивает идеи ясно…, разрешает все вопросы, опровергает все возражения…. (12 или 6 баллов);

— «весьма хороший успех»: знает требующееся весьма основательно, отвечает определенно, важнейшие вопросы разрешает (11, 10 или 5 баллов);

— «хороший успех»: знает требующееся хорошо, но идеи развивает не совсем определенно и точно, вопросы без помощи экзаменатора разрешает не всегда свободно…(9, 8 или 4 балла).

А как же сегодня обстоит дело? Каким образом происходит оценивание?

Одним из инструментов критериального оценивания являются рубрики. Что это такое?

Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. Рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.

Этот инструмент можно применять к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий, цитатники. Каждая рубрика вполне уникальна, но основные критерии в различных рубриках во многом сходны. Например, рубрики для письменных заданий имеют одни и те же критерии приемлемого стиля и грамматики; ответы должны соотноситься с вопросом, а аргументы должны быть логичными и последовательными, и наоборот. Рубрика, составленная для оценивания представления плаката, может включать проверочный лист, который служит ученикам руководством к формированию всех разделов плаката. Каждый компонент плаката получает дополнительный критерий для оценки. Например: является ли заголовок плаката информативным, содержит ли он ключевые слова? Критериальное оценивание докладов по истории в 5 – 6 классах может выглядеть следующим образом:

— наличие плана – 1 балл;

— раскрытие сути доклада – 3 балла;

— свободное владение текстом – 3 балла;

— презентация – 2 балла;

— культура речи – 2 балла;

— командная (групповая) работа – 3 балла;

— умение отвечать на вопросы – 2 балла.

Существует много путей к созданию полезных оценочных рубрик, но в любом случае важны следующие пять шагов:

— определить цели курса в целом и ежедневных уроков;

— выбрать проверочные задачи, которые могут обеспечить данные, соответствующие учебным целям;

— сформировать стандарт достижений для каждой учебной цели;

— дифференцировать уровни достижений (категории), основываясь на хорошо прописанных критериях;

— определить вес или ценность каждой категории.

С помощью рубрик можно оценить в баллах различные задания и тесты. Эти баллы определяют рейтинг ученика на определенном этапе. Например, ежедневный письменный опрос оценивается в 5 баллов. За полугодие ученик может набрать по этому заданию, которое выполняется 2 раза в неделю, 75 баллов. Такой подход позволяет определить средний уровень учеников в классе или в школе. На начальном этапе использования данного инструмента многие обучающиеся отвечают на уровне ниже среднего. Но, постепенно понимая критерии и упражняясь в письменных работах, они достигают значительного улучшения. Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение для всех учеников, является рассмотрение работ парами, входящими в группы сотрудничества.

Значение формирующего оценивания, которое обеспечивают рубрики, весьма велико. Классные письменные работы служат обратной связью, которая дает информацию о природе заданий и вопросов, поставленных перед учениками. На основе рубрик выделяются такие компоненты вопросов и заданий, которые, открывают сильные и слабые стороны учеников. Эту информацию можно использовать для модификации курса,

расширения каких-либо его компонентов, изменения стратегии.

Учитель формирует и заявляет измеряемые учебные цели, и все участники учебного процесса приходят к пониманию и согласию относительно критериев оценивания.

Рубрики обеспечивают возможность реализовать многие другие оценочные техники.

Тем не менее у этой техники есть и свои недостатки: формирование рубрик требует затрат времени, но выигрыш – это улучшение результатов большинства учеников.

Качественные шкалы значительно труднее разработать, чем количественные.

И учитель, и ученик нуждаются в практике и многократном применении рубрик для различных типов заданий.

Можно опираться на примерные процедуры совместной (учитель – обучающиеся) разработки критериев:

1. Объявите обучающимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого обучающегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные обучающимися.

4. Убедитесь, что все ученики поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

Оценивание – это обучение. Участники образовательного процесса выигрывают, получая значимую информацию о достижении поставленных учебных целей. Рубрики позволяют учителю установить для учеников четко определенные стандарты, обеспечить их руководством, направляющим к достижению этих стандартов, и облегчают оценивание развернутых письменных и устных ответов. Рубрики как вид обратной связи предоставляют учителю информацию, интерпретируя которую, он обоснованно принимает решения, касающиеся учебной деятельности учеников или своего преподавания, подобно тому, как педагог интерпретирует и оценивает данные, проводя естественно-научное исследование.

Ограничением в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, «обеспечить два варианта доказательств, подтверждающих выводы» или «ноль грамматических ошибок». Варианты, такие как нечеткий и четкий, должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между четким и нечетким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более легким, информативным и полезным.

Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, если практикуются в работе с ними вновь и вновь. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений. Не только отметка, но и оценка очень важны в процессе обучения. В подтверждение этого можно привести слова А.И. Липкиной: «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке».

Конечно, это не еще «одна волшебная палочка в области образования», но это «оценивание является сущностью эффективного преподавания».

Источник

Академические рубрики | Матрицы для оценивания знаний

В Средние века латинским словом «rubrica» (красная охра, красная краска) называли заголовки законов или сакральных текстов на манускриптах, потому что эти фрагменты выделялись красным цветом. В середине 1990-х годов слово «рубрика» стали использовать в образовании для обозначения таблиц с критериями оценки знаний обучаемых. Такая матрица содержит (1) перечень критериев, (2) уровни оценивания (начальный, средний, высокий), (3) конкретное описание критериев по каждому из уровней. Полагаю, самый простой и известный пример академической рубрики — это Общеевропейские компетенции владения иностранным языком, которые дали нам разделение владения иностранным языком на шесть уровней: А1, А2, В1, В2, С1, С2.

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Подробнее здесь. Сам оригинальный документ тут (273 стр.).

Академическая рубрика — это инструмент оценки знаний, который помогает как ученикам, так и учителю. Рубрика — это не отметка и не контрольный список необходимых элементов, это логическая система оценивания, которую можно конвертировать в отметку (главное найти адекватную конвертацию). Но как именно таблички критериев помогают в оценке знаний? Как правильно создавать академические рубрики? Как и когда ими пользоваться учителям и ученикам?

ФУНКЦИИ РУБРИК

Прозрачность. Академические рубрики заранее содержат конкретный список условий, требований, ожиданий преподавателя от учеников по поводу выполнения ими конкретного задания. Приступая к сочинению, презентации, устному выступлению, групповому проекту, полевой работе и т.п., ученик имеет возможность сразу ознакомиться с критериями, по которым его будут оценивать. Прозрачность помогает учителю и ученику говорить на равных, без намёков, помогает снять стресс у особо мнительных учеников по поводу предстоящей работы.

Самооценка. Ученик может выбрать уровень в рубрике, к которому он хочет стремиться при выполнении задания, а также ожидать, что при выполнении всех условий и требований по данному уровню он может ожидать соответствующую отметку. Ученик осознаёт, что на нём самом лежит ответственность за свой результат и свою отметку.

Обратная связь ученику. Рубрики своевременно предоставляют ученикам подробную обратную связь относительно конкретного задания не только после того, как задание сделано, но и в процессе выполнения задания. Рубрика может улучшить работу ученика на полпути. Рубрика намечает пробелы и слабые стороны, которые надо поправить, а также показывает сильные стороны, которые требует меньших затрат времени. Рубрика устанавливает стандарты, но не убивает творческое начало.

Обратная связь учителю. Рубрики показывают, достигли ли ученики заранее сформулированных обучающих задач. Рубрики также показывают учителю после задания (или даже целого курса), где ученики столкнулись с наибольшими трудностями и как можно в будущем эти трудности предотвратить (сделать памятки, подробней объяснить, больше потренироваться на уроке и т.д.).

Оценка выполненной работы. Рубрику можно использовать при выставлении отметки и использовать как средство диалога с учеником, если тот вдруг будет не согласен со своим баллом. Рубрика становится «общим местом», от которого можно оттолкнуться при обсуждении результата. С помощью рубрики немая отметка превращается из цифры в живое повествование.

Снижение предвзятости и субъективности. Рубрика значительно снижает предвзятость учителя к работе ученика («Да что Иванов мог сделать? Как всегда, на тройку и не больше»). Если Иванов выполнил критерии на высшем уровене, он заслуживает высокой отметки. И наоборот, если отличник схалтурил, это также отражается на его отметке. Рубрика снижает предвзятость ученика к учителю («Марья Иванна любит Сидорову, а меня нет, потому ей 10, а мне 6»). Нет, Марья Иванна выложила все свои карты на стол ещё перед тем, как ученики приступили к заданию. Рубрика создаёт впечатление объективности и честности в отметках.

ВИДЫ РУБРИК

Академические рубрики бывают holistic (целостными, цельными, целокупными) и analytic (аналитическими). Пример целостной рубрики — вышеприведённые Общеевропейские компетенции владения иностранным языком. В такой рубрике прописаны 6 уровней владения языком по четырём критериям (чтение, аудирование, письмо, говорение). Например, если я по аудированию узнаю медленно произнесённые знакомые слова и базовые фразы о себе, семье и ближайшем окружении, то у меня уровень A1. Всё просто и быстро: есть только один критерий (аудирование), понятная шкала (от А1 до С2 по нарастающей) и цельный набор характеристик для каждого уровня (А1 — один набор, А2 — другой набор и т.д.). Вот посчитали указанные характеристики, если соответствует какому-то уровню шкалы, значит, это и есть твой уровень. Целостная рубрика даёт одну единую оценку (фокус на этой оценке в виде числа или буквы).

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Академическая рубрика выглядит более детально, в ней у каждого критерия есть от трёх до пяти уровней оценки работы (от низкого до высокого), а также есть место для комментария учителя. Фокус такой рубрики — на качестве выполнения критерия, не на общей оценке.

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Из двух примеров видно, что одну рубрику можно легко переформатировать в другую. В целостной упор на общей оценке, в аналитической — на качестве критерия. Каждая из этих рубрик уместна по контексту. Например, на устном экзамене по английскому в средней школе целостная рубрика может оказаться более полезной и использоваться для выставления конечной отметки. Её использует только экзаменатор. Но для работы в классе и для улучшения работы учеников лучше пользоваться аналитической рубрикой с её нацеленностью на качество выполнения того или иного критерия.

СТРУКТУРА АНАЛИТИЧЕСКОЙ РУБРИКИ

Аналитическая рубрика состоит из нескольких компонентов: (1) описание задания, (2) список критериев, которые оцениваются, (3) рейтинговая шкала уровней, описывающая характеристики выполнения критерия, (4) колонка «неприменимо», (5) колонка комментариев, (6) детальное, но простое описание характеристик для каждого уровня каждого критерия.

Задание:

какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Смотреть картинку какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Картинка про какие составляющие критериальной рубрики обязательные. Фото какие составляющие критериальной рубрики обязательные

Примеров аналитических рубрик в сети очень много. Примеры рубрик по разным областям знания: написание эссе, групповой проект, исследовательская работа (и некоторые другие вещи), устное выступление, критическое мышление. Академические рубрики не универсальны. Естественно, гораздо легче взять имеющуюся в Интернете рубрику и приспособить её к своим нуждам, к своей работе. К каждому заданию и каждой теме придумывать рубрику тяжело, но можно использовать усреднённую рубрику по каждому типу больших заданий, которые учитель задаёт ученикам.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУБРИК В КЛАССЕ

Рубрики полезно адаптировать к своим условиям и своим ученикам. Готовые рубрики никогда нельзя применить как есть в конкретном классе в конкретное время. Чтобы создать (или адаптировать) рубрику, необходимо вспомнить, какие обучающие задачи стоят перед учениками на вашем предмете и как конкретное задание соотносится с этими задачами. Потом необходимо выделить критерии, которые важно оценить и развить в учениках, чтобы обеспечить достижение обучающих задач. Если по теме «Спорт» одна из обучающих задач состоит в том, что ученики по окончании темы смогут выделить преимущества и недостатки активных видов спорта, то одним из критериев группового проекта или эссе может быть «предоставление разных точек зрения». То есть выполнение учеником этого критерия будет свидетельствовать о том, что обучающая задача выполнена.

Разбивка на уровни и их описание, пожалуй, самое сложное при создании рубрики, потому что надо чётко определить, что есть плохой, средний и хороший уровень владения тем или иным критерием. Нет единой точки зрения, но мне нравится та, в которой лучше всего сначала описать самый простой (низкий) уровень владения критерием — тот минимум, который учителю приемлем и который не позволит ученику «провалить» задание. Если двльше развить критерий «предоставление разных точек зрения» для эссе по теме спорт, то уровень «начинающий» (т.е. слабенький) может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему, но не сообщает никаких других подробностей». Уровень «средний» можно расширить: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Коротко называет, какие именно существуют точки зрения». А уровень «высокий» может быть таким: «Признаёт, что есть несколько точек зрения на проблему. Описывает, какие именно существуют точки зрения. Открыто принимает одну из точек зрения в своём эссе». Вот таким образом рождается континуум компетенций. Становится видно, что именно означает этот критерий «предоставление разных точек зрения». В несколько расширенном виде так можно описать все критерии (грамматика, структура работы и проч.) для того или иного задания.

Рубрику необходимо показать ученикам до того, как они начнут выполнять задание. Стоит напомнить, что эту рубрику нужно использовать и для контроля («Всё нужное включил в свою работу?»), и для поиска своих слабых сторон, чтобы определить, куда нужно направить больше усилий для работы. При проверке задания учителю стоит пользоваться такой рубрикой и оценивать только по тем критериям, которые в этой рубрике заявлены — письменно комментируя ученику, где есть слабые места. Эту письменную форму можно отдать ученику, когда будут сообщаться выставленные отметки. Заполненное поле комментариев в рубрике будет подробной обратной связью, помогающей ученику в его обучении.

О рубриках написано множество книг и исследовательских статей, есть видеоролики и записи в блогах практикующих учителей. Если есть интерес, с этими материалами можно ознакомиться несколькими нажатиями клавиш в Гугл. Использование рубрики — это высокий уровень предоставления каждому ученику обратной связи, который говорит гораздо больше простой оценки, выраженной числом или буквой.

Рекомендуемая литература:

Allen, D., & Tanner, K. (2006). Rubrics: Tools for making learning goals and evaluation criteria explicit for both teachers and learners. CBE—Life Sciences Education, 5, pp. 197–203. [читать на английском]

Mertler, C. A. (2001). Designing scoring rubrics for your classroom. Practical Assessment, Research & Evaluation, 7(25), pp. 1–8. [читать на английском]

Stevens, D. D., & Levi, A. J. (2013). Introduction to rubrics: An assessment tool to save grading time, convey effective feedback, and promote student learning (2nd ed.). Sterling, VA: Stylus. [211 страниц]

Suskie, L. A. (2009). Using a scoring guide or rubric to plan and evaluate an assignment. Assessing student learning: A common sense guide (pp. 137–154). San Francisco, CA: Jossey-Bass. [читать на английском]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *