какие составляющие образуют имидж вашей школы
Механизм формирования позитивного имиджа школы
Школа – это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально-педагогическая система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, образовательная услуга, реклама и т.д. [1]. Маркетинговый аспект методической службы школы является одним из направлений оптимизации методической работы образовательного учреждения.
Устойчивый позитивный имидж школы (ИШ) сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Имидж школы мы понимаем как эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума [2].
Необходимость формирования ИШ учреждения определяется следующими причинами:
– во-первых, сложная демографическая ситуация (особенно в малых северных городах) усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;
– во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;
– в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие;
– в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.
Это делает актуальной деятельность администрации школы в области прикладной (образовательной) имиджелогии.
Школа, как любая организация, проходит в течение своей жизни четыре основных этапа: этап формирования; этап утверждения на определенных позициях и более или менее стабильного существования; этап инновационной деятельности при стабильно прочном положении на занимаемых позициях; и этап трансформации, приводящий либо к отмиранию, либо к очередному инновационному витку. Очевидно, что каждому этапу должна соответствовать своя имиджевая политика, как внешняя, так и внутренняя.
Но поскольку проблема формирования имиджа образовательного учреждения – явление достаточно новое в области управления школой, то логичнее будет рассмотреть особенности процесса формирования имиджа не по этапам развития школы, а в соответствии с этапами работы над созданием ИШ.
Мы предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения ИШ (внутреннего и внешнего).
1 этап. Начало целенаправленной работы по формированию ИШ
На первом этапе создания ИШ важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. В соответствии с позитивной установкой должно формироваться и поведение персонала, т.к. первое впечатление от общения с сотрудниками весьма сложно (и дорого) исправить. Особое внимание необходимо уделить “мелочам” (это, в первую очередь, символы: «настенная живопись», вид досок объявлений, рекламы и плакаты на стендах школы, объявления о кружках, секциях, одежда, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, приказы и выговоры, школьные праздничные стенгазеты, наличие или отсутствие в них юмора и пр.) [10]. Ведь, по образному выражению имиджмейкера Бобби Джи, “кусаются комары, а не слоны” [8].
2 этап. Активное формирование ИШ
Это – не настолько дорогостоящее дело, как может показаться. Для начала достаточно соблюдать общую чистоту на всей территории. Стиль помещений должен соответствовать функциям и согласовываться с общим стилем (например, быть выдержанным в гармоничной цветовой гамме, иметь на дверях функциональные таблички, выполненные в едином стиле). При этом наличие стиля не исключает, а предполагает существование большого количества грамотных указателей. Профессор Шепель В.М. подчеркивал: “Как отсутствие визитной карточки является несоблюдением делового этикета в общении, так и примитивный, а тем более неряшливый вид офиса и служебных кабинетов наносит трудно поправимый ущерб фирменной репутации” [9].
По сути на данном этапе создается и отрабатывается система формирования и управления ИШ.
3 этап. Поддержка, корректировка и обновление сформированного ИШ
Основными методами формирования ИШ являются: эффективные PR-мероприятия (дни открытых дверей, презентации и выставки образовательных услуг, публикации в СМИ и т.д.); благоустройство здания и территории школы; повышение педагогической культуры педколлектива и всего персонала школы.
В результате выработанный благоприятный имидж образовательного учреждения может стать своеобразным мерилом степени развития всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма всего коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности методической работы в школе.
Какие составляющие образуют имидж вашей школы
Не секрет, что родители, выбирающие школу для ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слух порождаются мнениями и оценки других людей. Причем всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.
Таким образом, конечным результатом, то есть целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением к вам. Если то отношение, которое имеется у ваших желаемых союзников, вас полностью устраивает, можете считать, что вы достигли своей цели.
Механизм достижения здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более позитивным и привлекает все больше партнеров.
Необходимо отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определитесь в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) и ориентируйтесь именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия, предлагаемые школой. И, напротив, широкая «бесплатная» деятельность может вызвать у богатых людей чувство «несерьезности» школьной программы, так как, к сожалению, многие из них предпочитают нагружать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, нежели социальной и общественно значимой.
Художник, иллюстратор Л. П. Лазарева
Имидж школы в условиях современного образования
Имидж школы в условиях современного образования
Просмотр содержимого документа
«Имидж школы в условиях современного образования»
Артемовская специализированная школа № 8
«Имидж школы в условиях современного образования»
Цель: Характеристика основных направлений деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного имиджа школы
СФОРМИРОВАННЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ ИМИДЖ ОУ ПОЗВОЛЯЕТ РЕШИТЬ РЯД ЗАДАЧ:
в первую очередь, для родителей,
учащихся и педагогов;
целеустремленный сформированный образ, призванный осуществлять эмоционально-психологическое влияние на кого-нибудь с целью популяризации, рекламы чего-то или кого-то
которого обусловлено наличием ярко выраженных спонтанно или осознанно презентованных качеств
Повышение в рейтинге привлекательности
Позитивный имидж гарантирует
Успешное продвижение инноваций
Рост организационной культуры
Популяризацию образовательных услуг
Система подачи информации
Система воспитательной работы
КОМПОНЕНТЫ ИМИДЖА ШКОЛЫ :
Основные структурные компоненты имиджа учреждения образования
Оптимальное решение педагогических противоречий
Создание комфортной психологической
Демократизация взаимоотношения между участниками учебно-воспитательного процесса
Приобщение участников учебно-воспитательного процесса к управлению
Путь к успеху как технология управления
Проектирование управленческой деятельности
Гибкое взаимодействие в педагогическом коллективе
Интегрированность школьной среды
Модернизация управления образовательным процессом в учебном заведении
Формирование образовательного пространства, ориентированного на индивидуальное развитие личности
Создание системы управления на основе мониторинга результатов педагогической деятельности
Обеспечение наставничества молодых учителей опытными учителями
Внедрение инновационных образовательных технологий для обновления содержания образования
Организация работы учителей по вопросам самообразования
Мультиверсная система управленческой деятельности учебного заведения
Современное управление методической работой – это процесс целенаправленного управленческого взаимодействия сторон, где каждый выступает как в роли субъекта, так и в роли объекта
Виды управленческого взаимодействия:
Саморазвивающуюся систему образования
Культуру инновационной деятельности
К интенсивному развитию школы
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
К раскрытию личностного потенциала
От экстенсивного развития школы через
Модуль «Фирменный стиль»
Модуль «Информационная среда»
Модуль «Педагоги школы»
Внешний имидж учебного заведения
Имидж современного учителя
PR-мероприятия по созданию положительного имиджа
Критерии привлекательности имиджа
Уровень организации коллектива
Затраты на рекламу
Артемовская специализиронваная школа І-ІІІ ступеней № 8
Создание имиджа школы
Школа – место, в котором ребенок проводит 8-10 лет своей жизни. Спросите ребенка, год – это много или мало? А 8 лет? А тем более, 10?? Чем младше ребенок, тем необозримее для него будущее. Иногда мы слышим о том, что школа становится для кого-то вторым домом, местом, куда хочется вернуться, местом, где тебя ждут, тебе всегда рады, где твоя боль и счастье становится чувствами твоего учителя. Учитель – безусловно, основа, стержень, и именно с него начинается жизнь. Да и вся школа в целом, начиная с самого порога, вносит в нашу жизнь стили и мерки, которыми мы руководствуемся на протяжении многих-многих лет. Если же это не так, тогда у школы есть проблемы. Скорее всего, у нее нет своего имиджа.
Из чего же состоит имидж школы?
Конечно же, основные составляющие имиджа это:
Привлекательный имидж школы увеличивает ценность всего, что делает образовательная организация и что пытается сказать. Плохая репутация девальвирует стоимость всех его товаров и услуг и действует как магнит, который притягивает все негативное: слухи, сплетни, отрицательные мнения, отказ от приобретения образовательного товара или образовательной услуги.
Кроме всего, заметим, что имидж чего-либо уже находится в сознании людей. Каждый родитель, отдающий свое чадо в чужие руки, хочет, чтобы эти руки были заботливыми, приветливыми, любящими. Чтобы в школе ребенок получил не только необходимый багаж знаний, но и научился эффективно общаться с другими, стал здоровым и счастливым, поверил в свою уникальность, проявил себя во всей полноте, раскрыл свои таланты, понял простоту и сложность этого мира… И, в то же время, чтобы ему там было хорошо, легко и спокойно. Чтобы дети воспринимали школу как большой и увлекательный мир, где есть все – друзья, педагоги, учеба, человеческие отношения. А учитель учитывал индивидуальность ребенка. И на выходе бы получился сформированный образ воспитанного, талантливого гения, уважающего память поколений, стремящийся к новым рубежам знаний и открытий.
И все это, с точки зрения родителя и должна сделать современная школа.
Центральная составляющая школы – это, безусловно, личность учителя.
Рассмотрим составляющие имиджа учителя более подробно.
Условно составляющие имиджа можно разделить на т ри части: внешнюю, внутреннюю и процессуальную. Внешняя составляющая имеет множество качеств: мимика, манеры, одежда, прическа, походка, голос, жесты. Внутренняя составляющая – это менталитет, т.е. образ мыслей, интеллект, профессионализм, интересы, ценности, хобби, творческие идеи, а также многое из того, что относится к душе и разуму. Процессуальная сторона имиджа включает эмоциональную выразительность, страстность, энергию, скорость реакций – все то, что относят к темпераменту. А также чувство юмора, артистичность.
Личность учителя оставляет след в памяти и сердце ребенка, являясь зачастую одним из решающих факторов в его адаптации, а затем в самоопределении и выборе жизненного пути, в способности к эффективной коммуникации и единению. А чем сильнее в людях чувство общности, тем больше они симпатизируют и доверяют друг другу, тем позитивнее они смотрят на жизнь и, как следствие, достигают больших вершин в собственном развитии.
Из чего формируется доверие? Когда мы доверяем другому? Ведь другой – не такой, как я. И только, увидев в другом себя, становится не так страшно. Увидев, что взрослый не идеален, и не боится признать свои ошибки, не боится посмотреть на себя со стороны, выслушать о себе искреннее мнение своего ученика, ребенок начинает проникаться доверием к взрослому. При таком общении исчезает страх и возникает искренний интерес к педагогу, как к человеку, как к личности, и, как следствие – и к предмету, который преподается этим педагогом.
Не будем уходить далеко в дебри и рассмотрим шаги построения имиджа в школе. Имеем в виду, что миссия школы уже есть, «изюминка» найдена, внешний вид коридоров, классов и туалетных комнат приятен и не формален настолько, насколько это возможно, и, в то же время, несет в себе строгость и упорядоченность, и при входе в школу мы видим отражение этого «изюма» – логотип, грамоты и кубки, завоеванные учащимися прошлых лет в соревнованиях и на олимпиадах, а также что-то, что отражает день сегодняшний: это могут быть сменяющиеся экспозиции тематических рисунков, фото с выездов, коллажи на различные темы тех ребят, которые учатся сейчас (гордость для ребят и их родителей, и показатель того, что в школе нет застоя).
I этап
В начале учебного года (желательно, но можно и в любое другое время) проводим тренинг, на котором определяем имидж учителя. Тренинг проводится в просторном помещении. Участники садятся в круг на стульях.
Дополнительно можно договориться об общем стиле общения между собой, например:
Пробуем утвержденный стиль поведения в течение 2-3 дней.
II этап
Формирование доверительных отношений между учеником и учителем – сложный и длительный процесс. Поэтому в течение одного месяца один раз в неделю проводим классные часы на тему: «Открой дверь доверию», на которых рассматриваем вопросы:
(Также можно использовать материал из Приложения 2)
III этап (проводится параллельно со II этапом)
Принимаем решение не отступать от избранного стиля поведения. Проводим в течение месяца игру-конкурс «идеальный педагог».
Для тех, кто дошел до этого этапа, становится очевидным некоторые изменения, которые происходят вокруг. Если вы были честны и внимательны к себе, вы сможете заметить, что ребята, копируя вас, рано или поздно, перенимают ваш стиль поведения. Повторюсь, для этого понадобится как минимум месяц вашего постоянно поддерживаемого стиля.
IV этап
В конце проведения уроков с каждым классом обязательно проводится рефлексия. Ребята делятся своими впечатлениями о проведении уроков, о понимании трудностей, с которыми ежедневно сталкивается учитель, о трудностях исполнения чужой роли и т.д.
V этап
В течение следующего месяца рассчитывается качество знаний.
Создание положительного имиджа школы как фактор повышения конкурентоспособности учебного заведения в современных условиях
Имидж школы:
механизмы и формирования и способы построения
Не секрет, что родители, выбирающие школу для ребенка, сначала ориентируются на слухи. Слух порождаются мнениями и оценки других людей. Причем всегда субъективными. Следовательно, от того, какое мнение сложится у нескольких людей (а бывает и одного, но авторитетного человека), столкнувшихся со школой, зависит ее репутация на многие годы.
Целенаправленно формируемый образ
Таким образом, конечным результатом, то есть целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. А конкурентоспособность достигается сформированным отношением к вам. Если то отношение, которое имеется у ваших желаемых союзников, вас полностью устраивает, можете считать, что вы достигли своей цели.
Механизм достижения здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций. Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более позитивным и привлекает все больше партнеров.
Этапы формирования
Выделим основные этапы формирования имиджа.
Процесс «согласования ценностей» и поиска «своего лица» может занять много времени, но, поверьте, оно того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной Частичкой, которая будет нести в мир информацию о Целом, а значит, оттого, насколько люди разделяют общие цели и насколько осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.
Кстати, к этому процессу можно привлечь и заинтересованных родителей, и самих школьников. Чем не «совместная деятельность образовательного характера»?
Второй этап — определение целевой аудитории. После того как специфика школы определена, необходимо понять, какую целевую аудиторию вам хотелось бы привлечь в союзники. Собственно, здесь есть четыре основные группы: ученики, родители, СМИ, социальные партнеры.
Ученики. Обычно администрация школы редко видит в своих учениках тех субъектов, ради которых стоит выстраивать свой имидж. А ведь выпускники являются чуть ли не главными «пиарщиками» образовательного учреждения. Память о школе хранится долго, и если тот образ, который сложился у ребят по окончании учебного заведения, малопривлекателен, будьте уверены, отдать в вашу школу своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно ученики, еще учась в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в школьном сообществе.
Родители учеников. Пожалуй, это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку вашей работе, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о вас. Именно поэтому родители для вас являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в вашей имиджевой работе. Парадокс заключается еще и в том, что родители здесь могут выступать и основными инвесторами вашей имиджевой политики: но это в том случае, если вы находитесь с ними «по одну сторону баррикад».
Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.
Необходимо отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определитесь в основных потребностях каждой целевой группы (что для нее самое важное в вашей деятельности?) и ориентируйтесь именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги (образовательные туры, экскурсионные поездки, преподавание эксклюзивных предметов и т.д.). Если же вы ориентированы на социальную деятельность, то потенциальных союзников привлечет информация о волонтерстве, общественных проектах и благотворительных акциях. Родителей, имеющих средний или низкий доход, может отпугнуть перспектива «не вписаться» в дорогие мероприятия, предлагаемые школой. И, напротив, широкая «бесплатная» деятельность может вызвать у богатых людей чувство «несерьезности» школьной программы, так как, к сожалению, многие из них предпочитают нагружать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, нежели социальной и общественно значимой.
Третий этап — планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.
Внутренние: повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить создание школьной символики, разработка дресс-кода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность школы напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.
Немаловажное значение для успешных педагогов имеет и популяризация их достижений в местном сообществе. Как советует Сэнг Хим, «помоги успешным сотрудникам получить известность и создать себе репутацию выступлениями в программах местных новостей». Известно, что статус учителя сегодня до неприличия низок. Однако порой в этом виноваты сами учителя: наверняка в каждой школе найдутся люди, о которых можно с гордостью рассказать окружающим. Очень часто школа остается без поддержки именно потому, что местное сообщество считает ее «слабой и недостойной», ведь в наших СМИ чаще принято писать о вопиющих случаях, происходящих в школах, чем о позитивных фактах. И эту тенденцию необходимо изменить: если любой член школьного коллектива будет знать, что популяризация достижений его коллег благоприятно скажется на отношении ко всей системе образования, то наши учителя и администраторы перестанут страдать от ложной скромности и воспримут свою известность как бесценный ресурс. Не секрет ведь, что в преимущественно женских педагогических коллективах вопросы типа «кого выдвигать на премию» или «кого показывать на телевидении» создают психологическую напряженность.
Кстати, и выбирать свое место работы он будет с учетом имиджа и репутации той компании, которая находится в сфере его профессиональных интересов.
Шестой этап — проверка эффективности. На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.
Репутацию «делают» мифы
В заключение отметим, что для формирования позитивного имиджа крайне важно не только качество распространяющейся информации, но и ее, как это ни странно, количество. Если потребителю не хватает какой-то информации о вас, он ее. домысливает. И не всегда эти пробелы восполняются так, как вам хотелось бы. От чего это зависит?
Психологи уверены, что информация, полученная целевой аудиторией о человеке до встречи с ним, остается базовой все время общения с ним, и любая информация, исходящая от человека, преломляется сквозь те установки, которые были получены о нем ранее. Следовательно, для того чтобы негативные установки потенциальных союзников не работали против вас, обязательно старайтесь предоставлять максимум сведений о вашей деятельности и обязательно налаживайте обратную связь: что люди хотят знать о вас? что они знают? насколько эти сведения являются достоверными?
Уверяю вас, что в большинстве случаев вашу репутацию «делают» мифы.
Структурные компоненты имиджа
5. Стиль образовательного учреждения заключается в эффективной организационной культуре школы; наличии и функционировании детских и юношеских объединений, визуальной самобытности, традициях, стиле взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Что еще может повлиять на формирование имиджа?
Несколько наиболее распространенных факторов.
• Звонки в школу и звонки из школы. Оттого, как и что вы говорите, во многом зависит и впечатление о вас.
• Встреча «гостей» школы в вестибюле. Неприветливое и неконструктивное общение создает психологический барьер у потенциальных союзников и может породить негативную установку по отношению к вам. А установки, как мы упоминали выше, менять очень тяжело.
И, кстати, имидж руководителя и его авторитет, по данным исследований, играют решающую роль как во внутренних процессах, протекающих в школе, так и в формировании общественного отношения ко всему образовательному учреждению в целом.
Имидж состоит из 4 основных частей:
Внутренний имидж— отношение к школе ее учеников, персонала, педагогов и руководителей; сотрудники, довольные работой и коллективом, полны энергии.
Что влияет на формирование имиджа ОУ в глазах общественности?
• Информирование общественности о школе.
• Общественная деятельность школы, благотворительность.
• Взаимоотношения со СМИ (особенно местными).
• Поведение учащихся вне школы.
• Отзывы родителей и выпускников.
На что обращают внимание
родители школьников и гости школы?
Помните: первое впечатление остается надолго!
Уровни эмоциональной связи:
•Потребность родителей чувствовать свою значимость. Устанавливайте ЛИЧНЫЕ отношения с родителями, создавайте эмоциональные нити.
Сравните выражения: «Школа, в которой учится мой ребенок» и «НАША школа».
Помните! «Качество продукта зависит от умения слушать заказчика». Учитывайте мнение родителей!
Что губит положительный имидж школы?
• Пренебрежительное отношение к родителям.
• Отсутствие достижений общественного плана.
•Неверная информация, распространяемая «обиженными» посетителями.