какие составляющие предметной области учитываются при обеспечении всестороннего развития личности
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка»
Наталья Трунова
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка»
Нет такой стороны воспитания, понимаемого
в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы в прямой
зависимости от непосредственно окружающего
ребенка конкретного мира».
Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе, поэтому можно сказать, что группа для них второй дом, и развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении.
Предметно-пространственная развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта, поэтому она должна быть организована так, чтобы позволить ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Кроме того, предметно-пространственная развивающая среда, в детском саду, должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них, а самое главное она должна быть организована с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Важно, чтоб предметная среда имела характер открытой,
незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При
любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо
пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного
Правильно организованная предметно-развивающая пространственная среда в детском саду способствует большей эффективности образовательного процесса, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
— наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских
— охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию
особенностей их развития;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
— двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
При создании предметной среды руководствуюсь следующими принципами, определеннымиФГОС дошкольного образования:
— полифункциональности: предметная развивающая среда должна
открывать перед детьми множество возможностей, обеспечивать все
составляющие образовательного процесса и в этом смысле должна быть
— трансформируемости: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т. е. предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством);
— вариативности: предметная развивающая среда предполагает
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую,
двигательную активность детей;
— насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
— доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
— безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов
требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
При проектировании предметной средыстараюсь учитывать следующие факторы:
— психологические факторы, определяющие соответствие параметров
предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия,
памяти, мышления, психомоторики ребенка;
— психофизиологические факторы, обусловливающие соответствие
объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим
возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования.
— зрительные ощущения: учитывать освещение и цвет объектов как
факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического
комфорта и информационного источника. При выборе и расположении
источников света должны учитываться следующие параметры: уровень
освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света
слуховые ощущения: учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек;
— тактильные ощущения: материалы, используемые для изготовления
объектов предметной развивающей среды не должны вызывать
отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка;
— физиологические факторы призваны обеспечить соответствие
объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и
биомеханическим возможностям ребенка;
— антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-
возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном.
Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы старших дошкольников Предметно-пространственная развивающая среда как условие формирования познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Детский.
Предметно-пространственная развивающая среда моей группы Предметно-пространственно развивающая среда детского сада очень сильно влияет на всестороннее развитие ребенка. В нашей группе много внимания.
Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС Как театр начинается в вешалки, так и среда нашей группы начинается с раздевальной комнаты. На входе в группу детей и родителей встречает.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО (в соответствии с внедрением ФГОС до) Предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать.
Развивающая предметно-пространственная среда по ПДД своими руками В наш век автомобилей перед обществом встает острый вопрос-«Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Знакомство.
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.
Семинар для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ» Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Аттестационный материал «Предметно-пространственная среда группы как средство всестороннего развития ребёнка»
Марина Комолова
Аттестационный материал «Предметно-пространственная среда группы как средство всестороннего развития ребёнка»
«Предметно-пространственная среда группы, как средство всестороннего развития ребёнка в образовательном процессе Д ОУ»
Предметно-развивающая среда средней группы выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, а самое главное работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка; организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Создавая предметно-развивающую среду средней группы учитывала Требования ФГОС ДО:
-принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
-принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования, и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
— гендерную специфику и обеспечение среды, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Материалы и оборудование создают оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей.
Исходя из своих возможностей, старалась сделать предметно-развивающую среду настолько насыщенной, чтобы она обеспечила игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, а также двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики.
Наличие в группе различных мягких модулей, ширм, предметов из природного материала дает возможность сделать среду полифункциональной. Многое сделано руками родителей. Все игровое оборудование яркого цвета. Периодически что-то убирая, что-то добавляя, вызываю этим самым интерес у детей. Объясняю детям, как правильно пользоваться теми или иными новыми атрибутами, показываю личным примером и участием, как лучше их использовать. Все находится в свободном доступе для детей.
Расположение мебели игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Дети могут играть на полу, ковре, а также разместить все на столах (сделав большой прилавок из столов для игры в Супермаркет). Пространство группы используется, как для двигательной активности детей, так и для творческих игр.
Разнообразие «центров» и «уголков» в группе выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и двигательной активности.
Центр двигательной активности
Способствует формированию у детей основ здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья, развитию физических качеств, формированию двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.
«Физкультурный уголок» — полка на колесах с выдвижными ящиками, где находятся мячи разной величины, а также массажные; обручи, кольца, скакалки, атрибуты для подвижных игр, массажеры для стоп и тела, тренажеры для глаз, дыхания, коррекции осанки, дорожки здоровья с пуговицами, ракушками, цветными палочками, веревочками. Содержание атрибутов постоянно пополняется, что позволяет заинтересовывать детей и способствует развитию двигательной активности.
Центр театрально-музыкальный.
Для развития музыкальной деятельности детей множество музыкальных инструментов, музыкально- дидактические игры; инструменты, сделанные руками родителей (маракасы, не озвученные гитары, балалайки и т. д.). Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка: разнообразные виды театра (настольный, би-ба-бо, кукольный, теневой): атрибуты, элементы декораций, сделанные своими руками и руками родителей. «Щенок», «Кошечка», сделанный из бумаги на занятии конструирования, может использоваться для участия в какой-нибудь сказке. Что может быть лучше для интеллектуального развития и эмоционального благополучия ребенка! Дети, стесняющиеся выступать на праздниках, с удовольствием играют в оркестре группы, организуют театрально-музыкальные постановки, что помогает развиваться скрытым способностям и талантам детей. Дети становятся более раскрепощенные и общительные, учатся четко формировать и выражать свои мысли.
Одна сторона этой ширмы предназначена для театральной деятельности, другая напомнит детям о правилах дорожного движения. Картинки на ширме на липучках, что позволяет менять материал по необходимости
Центр сюжетно-ролевых игр
Способствует формированию у детей ролевого взаимодействия, умению отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты, развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать чувство доброжелательности, стремление самостоятельно договариваться друг с другом.
Основной вид деятельности детей — игровой. В группе имеются специальный центр сюжетно-ролевых игр, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Жилая комната», «Парикмахерская», «Магазин». Игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Материал для сюжетной игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Благодаря разнообразию атрибутов у детей есть возможность играть не только в известные сюжетно-ролевые игры, как Салон красоты, Магазин, Почта, Больница и т. д., но и придумывать свои сюжеты. В играх дети учатся строить отношения, находить выход из каких-то проблемных ситуаций, договариваться о сюжетах игры.
Для развития творческого замысла в игре для мальчиков организованы игровые зоны: мастерская, военные, полиция, рыбаки, водители такси, зона безопасности, также имеются элементы военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Универсальная «водительская» зона мобильна и представлена рулем на подставке, штурвалом, который легко переносится с места на место. Содержание предметно-пространственной среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется и постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
Центр художественно-творческой деятельности
Способствует удовлетворению детских потребностей в самовыражении через рисование, лепку, аппликацию. Центр оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей. Свои работы, поделки, выполненные совместно с родителями, размещаются на выставке. Подготовка к празднику, проведение развлечений, смена тематики недели, персональные выставки способствуют систематическому обновлению работ и поделок.
Для осуществления конструктивной деятельности детей предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, мозаики, что помогает развитию у детей технических способностей, является важным для всестороннего развития личности. Их разнообразие позволяет детям играть как одному, так и по несколько человек, объединяясь в общую игру.
Центр природы и экспериментирования
Уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми содержит календарь природы, материалы для проведения опытов и самостоятельного экспериментирования, дидактические игры, иллюстративный материал, коллекции минералов, плодов и семян растений, природный бросовый материал и поделки из него. В процессе действий с природными объектами дети знакомятся с их свойствами, учатся различным способам упорядочивания. Имеющийся в группе материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.
Уголок релаксации, уединения.
Уголок уединения, где ребенок может расслабиться, побыть наедине с собой, со своими мыслями, поговорить с игрушками. Встреча с любимой игрушкой помогает детям снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Некоторые чем-то расстроены и хотят побыть одни, другие объединяются по 2-3 человека и играют в свою, придуманную игру.
Уголок эмоций
Для урегулирования отношений между детьми в коллективе сверстников, для оптимизации хорошего настроения и мониторинга изменения его в течении дня, в результате смены режимных моментов использую уголок эмоций с фотографиями детей группы на цветных прищепках.
Речевой центр
Речевой центр с наглядным материалом, пособиями и речевыми играми в соответствии с тематическим планированием, а также разнообразный материал для развития речевого дыхания, как для совместного взаимодействия взрослого с детьми, так и для самостоятельной деятельности.
Книжный уголок
Деятельность уголка направлена на формирование интереса к книге и потребности к чтению. В книжном уголке подобраны книги по возрасту, иллюстрации к сказкам и произведениям, дидактические игры, портреты авторов книг, фотографии детей и родителей, демонстрирующие любовь и уважение к книге в домашних условиях.
Центры, организованные в группе, предназначены для развития и обогащения знаний и умений детей в познавательной, речевой, социально-коммуникативной, художественно- эстетической сфере и физического развития.
Мы весь день в саду играли,
И под вечер так устали-
Завтра вновь играть придем!
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников Тема «Развивающая предметно-пространственная среда как средство социализации дошкольников». Слайд № 1 Тема: «Развивающая предметно-пространственная.
Предметно-развивающая среда как средство развития ребенка в детском саду В настоящее время дети, особенно младшего дошкольного возраста, испытывает огромные информационные и эмоциональные нагрузки при поступлении.
Коррекционно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как средство развития ребёнка с комплексными дефектами Реалией сегодняшнего дня является увеличивающееся количество детей, имеющих хронические заболевания и отклонения в развитии. Особое беспокойство.
Предметно-пространственная среда группы Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития ребенка. В нашем ДОУ пространственно-развивающая среда.
Развивающая предметно-пространственная среда группы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу познакомить вас с нашей группой – группой «Сказка», в которой я работаю уже много лет, которая, стала.
Развивающая предметно-пространственная среда как условие реализации ФГОС до Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ как средство развития индивидуальных особенностей дошкольников Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе ДОУ. Приёмную комнату в нашей группе мы постарались сделать красивой и уютной.
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем.
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка
Ольга Нечаева
Предметно-развивающая среда как один из факторов всестороннего развития ребенка
Современная система образования, в соответствии с требованиями времени, находится в состоянии обновления и строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении является мощным стимулом их развития.
Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды.
Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Согласно ФГОС ДО предметно-развивающая средагруппы подразделяется по следующим видам детской деятельности: игровая; двигательная; познавательно-исследовательская; коммуникативная; продуктивная; музыкально-художественная; трудовая; чтение и художественная литература.
Средадолжна быть наполнена:
— содержанием достижений в знаниях, открытиях, умениях, которые многие дети уже освоили, присвоили и начинают создавать багаж для следующей ступени развития,
— тем содержанием, которое для некоторых детей еще остается в стадии движения к достижению,
— для отдельных еще и недостижимо.
Это предполагаетрешение следующих задач:
— Обеспечить чувство психологической защищённости — доверие ребёнка к миру.
— Радости существования (психологическое здоровье).
Развитие индивидуальности ребенка.
Р. Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.
Обстановка в моей группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом обучения. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.
К предметномусодержанию игрового пространство группы относятся:
— игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности (например, геометрический конструктор, пазлы и т. д);
— учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (например, числовая лесенка, обучающие книги);
— оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений).
Успешность влияния предметно-развивающей среды на развитие ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Среда должна выступать субъектом этого развития. Способность детей свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает им легко адаптироваться в последствии к особенностям школьной жизни.
В предметно-развивающей средеорганизовываю разные формы детской деятельности дошкольников: образовательную деятельность по различным направлениям, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную деятельность детей. Для этого в группе организованы центры, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному, художественно-эстетическому, коммуникативному, физическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели, на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает?», «Найди ошибку», «Сравни») и др. Для развития логики используются игры с логическими блоками Дьенеша, «Четвертый лишний», «Найди отличия» и др. Полезные игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, а так же направленные на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).
Предметная средапроектируется в соответствии с образовательной программой нашего образовательного учреждения и выполняет следующие требования:
— обеспечивает полноценное и своевременное развитие ребенка;
— побуждает детей к деятельности;
— способствует развитию самостоятельности и творчества;
— обеспечивает развитие субъектной позиции ребенка.
Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в группе познавательной литературы (детских энциклопедий, рабочих тетрадей.
Материал центров постоянно изменяется и дополняется новым в соответствии с реализуемой программой.
Таким образом, предметно-развивающая среда должна давать ребенку чувство психологической защищенности, помогать развитию у дошкольников творческих способностей и самостоятельности.
Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.
Предметно-пространственная развивающая среда, как один из факторов воспитания Один из важнейших факторов развития личности ребенка — среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное.
Консультация «Предметно-развивающая среда группы как средство развития устной речи дошкольников» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяются благоприятные условия для развития.
Предметно-развивающая среда как средство всестороннего развития и становления личности дошкольника Видео Все дети разные, и каждый ребёнок имеет право на собственный путь развития. Детская деятельность не может быть полноценной вне предметной.
Предметно-развивающая среда как условие развития и воспитания личности в условиях введения ФГОС до Детский сад-это второй дом и для детей, и для нас, педагогов. Свой дом хочется сделать уютным и теплым. А детский сад ещё и максимально.
Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс.
Предметно-развивающая среда подготовительной группы. Центр грамоты и развития речи Согласно Федеральному государственному Образовательному Стандарту,развивающая предметно-пространственная среда группы должна делиться на.
Тезисный доклад к презентации «Предметно-пространственная развивающая среда группы как ведущий фактор развития ребёнка». Выступление на районном методическом объединении «Внедрение инновационных технологий в ДОУ» октябрь, 2015 год. Уважаемые коллеги! слайд.