какие составляющие включены в состав общегосударственных финансов
СОСТАВ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ____________________________________
В состав общегосударственных финансов входят:
— государственный бюджет (федеральный, территориальный);
— государственные внебюджетные фонды(федеральные, территориальные);
Рассмотрим более подробно каждый элемент общегосударственных финансов.
1. Форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач, функций государства и местного самоуправления (см. Бюджетный кодекс РФ).
Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии со следующими нормативными документами:
— Конституция РФ (ст. 71 и 132);
— Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) [3]
— принятыми в соответствии с БК РФ и указами Президента РФ федеральными законами, законами субъектов РФ, местных органов власти о бюджете на соответствующий плановый период.
Уровни бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
1. Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов:
Всего 83 бюджета субъектов РФ (рис.7):
— 21 бюджет республик в составе РФ;
— 46 бюджетов областей;
— 9 бюджетов краев и областей;
— 1 бюджет автономной области;
— 4 бюджета автономных округов;
— 2 бюджета городов федерального значения.
3. Бюджеты органов местного самоуправления.
Рис. 7. Федеральное устройство РФ (по состоянию на 1 мая 2010 г.)
Бюджеты всех уровней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вышестоящий бюджет является гарантом нижестоящего.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Например, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Принципы Бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления. При этом органы государственной власти не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3. Принцип самостоятельности бюджетов предполагает право законодательных органов власти каждого уровня самостоятельно:
— осуществлять бюджетный процесс;
— определять собственные доходы, направления расходования средств и источники финансирования дефицитов бюджетов;
— использовать доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджетов и сумм экономии по расходам.
5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
6. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, причем необходимо исходить из минимизации дефицита.
12. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Рассмотрим детально каждую из них.
Доходная часть бюджета
К доходам бюджетов относятся (ст. 41 БКРФ):
1. Налоговые доходы:
а) доходы от предусмотренных законодательством федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов;
б) пени и штрафы по налогам.
2. Неналоговые доходы:
а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
б) доходы от продажи государственного имущества;
в) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
г) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
д) средства самообложения граждан;
е) иные неналоговые доходы.
3. Безвозмездные поступления:
а) дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
б) субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
в) субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;
г) иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
д) безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Виды финансовой помощи.
Субсидии и субвенции, в случаях нецелевого использования, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки, подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Конкретный состав доходов и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми актами о соответствующем бюджете на каждый год.
Расходная часть бюджета
1) на оказание государственных услуг, в том числе ассигнования:
а) на оплату государственных (муниципальных) контрактов;
б) на поставку товаров, работ, услуг для государственных, муниципальных нужд (расходы на функционирование бюджетных учреждений; закупка товаров, работ, услуг для государственных нужд; расходы на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам; инвестиции в объекты государственной собственности; закупки товаров в государственный материальный резерв и др.);
2) социальное обеспечение населения (социальные выплаты гражданам в виде пособий, компенсаций или покупка для их нужд товаров, работ, услуг);
3) предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
5) предоставление межбюджетных трансфертов;
6) предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
7) обслуживание государственного долга;
8) исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Обобщенно структура доходов и расходов бюджета представлена на рисунке 8.
Структура Бюджета | |
Доходная часть | Расходная часть |
Налоговые | Бюджетные ассигнования: |
доходы | 1. На государственные услуги 2. Социальное обеспечение 3. Инвестиции в хоз. субъекты |
Неналоговые | |
доходы | 4. Субсидии для хоз. субъектов 5. Межбюджетные трансферты 6. Международные платежи |
Безвозмездные | 7. Обслуживание гос. долга |
поступления | 8. Исполнение судебных актов |
Дефицит бюджета | Профицит бюджета |
Рис. 8. Структура бюджета
Едиными для бюджетной системы РФ разделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура, спорт;
10) социальная политика;
11) межбюджетные трансферты.
Вышеуказанное деление является функциональным делением расходов бюджета.
Согласно бюджетному законодательству бюджеты всех уровней должны составляться без профицита. Сокращение профицита осуществляется в следующей последовательности:
— сокращение доходов от продажи государственной собственности,
— сокращение доходов от продажи государственных запасов и резервов,
— дополнительное погашение долговых обязательств,
— увеличение расходов, в том числе за счет передачи доходов бюджетам других уровней.
Источниками погашения дефицита являются:
— кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте России;
— государственные займы, полученные путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы.
— государственные займы в валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
— кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.
С 2007 г. Россия перешла от составления бюджетов на один год, к трехгодичной системе бюджетного планирования. Основные особенности трехгодичного бюджета изложены в Бюджетном кодексе РФ [3].
Таким образом, бюджетный процесс можно разделить на 5 этапов:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение проекта бюджета;
3) утверждение проекта бюджета;
4) исполнение бюджета;
5) контроль за исполнением бюджета.
Данная деятельность регламентируется нормами права. Субъектами бюджетного процесса являются: 1) органы государственной власти, 2) органы местного самоуправления и 3) прочие участники бюджетного процесса. Под бюджетами подразумеваются: федеральные, территориальные бюджеты, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Первый этап: составление проекта бюджета.
Ежегодно Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию РФ бюджетное послание. В нем определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период (рис. 9).
Составление проекта федерального бюджета основывается:
1) на бюджетном послании Президента Российской Федерации;
2) прогнозе социально-экономического развития страны;
3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики.
Министерство финансов разрабатывает проект федерального бюджета
и в первой половине августа передает его в Правительство РФ в виде проекта закона о федеральном бюджете.
Второй этап: рассмотрение проекта бюджета.
Ежегодно составленный и согласованный проект федерального закона бюджета РФ Правительство РФ до 26 августа вносит на рассмотрение в Г осударственную Думу.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
1) уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода;
2) утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.
Таким образом, в схеме трехлетнего бюджета каждый год происходит уточнение показателей всего планового периода (3 года) и утверждение показателей бюджета на очередной финансовый год (1 год).
Государственная Дума рассматривает проект федерального бюджета на очередной финансовый год в трех чтениях.
При первом чтении Государственная Дума сосредотачивает внимание на двух областях:
1. На концепции бюджета, прогнозе социально-экономического развития (плановом объеме ВВП, темпах инфляции).
2. Основных характеристиках бюджета: общем объеме доходов (в т. ч. нефтегазовых) и расходов, верхнем пределе государственного долга, размере резервного фонда, размере дефицита (профицита) бюджета.
Первое чтение идет в течение 30 дней со дня внесения проекта бюджета в Государственную Думу.
Во втором чтении Г осударственная Дума углубляется в детали рассматривает следующие аспекты проекта бюджета на очередной финансовый год:
1. Перечень главных администраторов бюджета.
2. Бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов
3. Программа предоставления государственных кредитов.
4. Программа государственных внутренних и внешних займов.
5. Программа государственных гарантий ит. д.
Второе чтение длится в течение 35 дней со дня принятия проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
В третьем чтении (которое длится 15 дней) Государственная Дума утверждает ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Третий этап: утверждение проекта бюджета.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает его в течение 14 дней и голосуется на предмет его одобрения в целом.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Обобщенно первые три этапа бюджетного процесса представлены на рисунке 9.
Рис. 9. Составление проекта, рассмотрение и утверждение бюджета
Четвертый этап: исполнение бюджета.
Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство открывает счета территориальных отделений в Центральном банке Российской Федерации.
Прочими субъектами исполнения бюджета являются:
1) главные распорядители бюджетных средств ;
2) распорядители бюджетных средств 3 [3] [4] ;
3) администраторы доходов бюджета [5] ;
4) главные администраторы доходов [6] ;
1) администраторы источников финансирования дефицита бюджета ;
2) главные администраторы источников финансирования дефицита
На этапе исполнения бюджета используются следующие инструменты:
3. Кассовый план, под которым понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
— зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации,
— возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм,
— зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
— принятие бюджетных обязательств;
— подтверждение денежных обязательств;
— санкционирование оплаты денежных обязательств;
— подтверждение исполнения денежных обязательств.
Пятый этап: финансовый контроль.
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. В рамках бюджетного процесса финансовый контроль осуществляется на всех его этапах. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:
— предварительный контролъ проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
— текущий (оперативный) контролъ. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
Рис. 10. Последующий контроль за исполнением бюджета
Бюджетная классификация включает:
— классификацию доходов бюджета;
— классификацию расходов бюджета;
— классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
— классификацию операций сектора государственного управления.
Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из 20 разрядов и включает:
Код классификации расходов бюджетов РФ состоит из 20 разрядов и включает:
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:
Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:
Конкретный перечень кодов установлен приказом Минфина РФ от 25.12.2008 г. N 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».
В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы как:
— планируемый бюджетный ресурс;
— ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели;
— ресурс для покрытия бюджетного дефицита (основное назначение).
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку.
Различают государственный внутренний и внешний долг.
Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное собрание РФ. Оно определяет верхний предел долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.
Основным финансовым инструментом государственного долга является государственная облигация.
Облигации в зависимости от сроков обращения:
— краткосрочные до 1 года;
— среднесрочные до 3-5 лет (в международной практике до 10 лет);
— долгосрочные свыше 5 лет (могут быть 10-30 лет).
Чем длиннее срок погашения, тем доходней облигация для инвесторов. По сфере обращения различают облигации внутреннего займа и облигации внешнего займа.
Облигации внутреннего займа:
ОРВВЗ-Российский внутренний выигрышный заем 1992 г. Владельцам облигаций выплачивался доход в форме выигрышей, которые разыгрывались в восьми тиражах, проводимых ежегодно.
ОФЗ-облигации федерального займа, выпускаются с 1995 г. Имеют несколько разновидностей.
Особенностью организации рынка рублевых государственных ценных бумаг является высокая концентрация портфелей у ограниченного числа участников.
Объем рынка облигаций в международной практике значительно превышает рынок акций.
В международной практике государственные облигации считаются самым надежным инструментом финансового рынка, т. к.обеспечены гарантиями государства.
Рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
— Привлечение средств для покрытия бюджетного дефицита.
— Финансирование кассовых разрывов между государственными доходами и расходами в течение одного бюджетного года.
— Обеспечение коммерческих банков ликвидными активами: банки, помещая в них часть своих ресурсов, не замораживают свои временносвободные денежные средства, а получают на них доход.
— Играет роль регулирующего финансового инструмента: при нарастании инфляционных тенденций государство (используется в США) выпускает на рынок высокодоходные облигации, привлекательные для инвестора тем самом изымая из оборота часть денег, что снимает инфляционное давление на финансовую систему. И наоборот, для стимулирования объемов производства, государство досрочно выкупает свои облигации, насыщая экономику денежными средствами.
— Государственные ценные бумаги аккумулируют временно свободные денежные средства для инвестиционных программ.
Структура внутреннего долга.
На рисунке 11 графически представлена структура и динамика изменения внутреннего долга РФ за период с 1993 по 2010 г. (табл. 5).
Рис. 11. Структура и динамика внутреннего долга РФ с 1993 по 2010 гг.
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд р.)
Виды ценных бумаг | ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО- года | ОГСЗ | Итого внутренний долг | |||
на 01.01.1993 | — | — | — | — | — | — | — | — | 0,01 | — | 0,01 |
на 01.01.1994 | 0,20 | — | — | — | — | — | — | — | 0,02 | — | 0,22 |
на 01.01.1995 | 10,59 | — | — | — | — | — | — | — | 0,03 | — | 10,62 |
на 01.01.1996 | 65,76 | 7,96 | — | — | — | — | — | — | 0,05 | 3,00 | 76,77 |
на 01.01.1997 | 203,58 | 33,53 | 0,0 | — | — | — | — | — | 0,07 | 8,00 | 248,98 |
на 01.01.1998 | 272,61 | 47,62 | 115,78 | — | — | — | — | 1,77 | 0,11 | 13,08 | 450,97 |
на 01.01.1999 | 16,82 | 0,13 | 346,83 | 112,56 | — | — | — | 2,64 | 0,12 | 14,64 | 493,74 |
на 01.01.2000 | 7,43 | 0,04 | 402,21 | 112,43 | — | — | — | 2,69 | 0,14 | 4,88 | 529,82 |
на 01.01.2001 | 3,05 | 24,11 | 359,21 | 122,77 | — | — | — | 19,50 | 0,18 | 3,00 | 531,82 |
на 01.01.2002 | 19,54 | 24,10 | 307,82 | 138,53 | — | — | — | 20,73 | 0,21 | 0,12 | 511,05 |
на 01.01.2003 | 18,82 | 24,10 | 350,74 | 207,07 | 42,29 | — | — | 11,50 | 0,08 | 0,11 | 654,71 |
Виды ценных бумаг | ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО- года | ОГСЗ | Итого внутренний долг | |||
на 01.01.2004 | 2,72 | 24,10 | 50,48 | 199,31 | 375,42 | — | — | 11,50 | 0,04 | 0,10 | 663,67 |
на 01.01.2005 | 0,02 | 0,001 | 43,31 | 171,22 | 542,24 | — | — | — | 0,03 | 0,0002 | 756,82 |
на 01.01.2006 | 0,02 | 0,001 | 123,64 | 131,13 | 596,33 | — | — | — | 0,03 | — | 851,15 |
на 01.01.2007 | — | — | 205,62 | 94,83 | 675,16 | 0,42 | 52,00 | — | 0,03 | — | 1 028,06 |
на 01.01.2008 | — | — | 288,42 | 51,43 | 807,59 | 10,42 | 91,00 | — | 0,03 | — | 1 248,89 |
на 01.01.2009 | — | — | 328,17 | 33,83 | 882,03 | 45,41 | 132,00 | — | 0,03 | — | 1 421,47 |
на 01.01.2010 | — | — | 706,37 | — | 863,38 | 135,42 | 132,00 | — | — | — | 1 837,17 |
Инструментами внешнего заимствования являются:
— прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций: Парижский клуб, Всемирный банк, МВФ;
Облигации внешнего займа:
Этот вид ценных бумаг имеет огромный объем и высокую надежность и служит ориентиром на денежном рынке. В США вложение денег в казначейские векселя считается самым надежным способом вложения денег. В России этот тип ценных бумаг не выпускается, его функцию выполняют ГКО.
Рис. 12. Внешний долг РФ. Структура и динамика с 2001 по 2010 гг.
Структура государственного внешнего долга за период 2001-2010 гг.
11 Данные приведены на 1 января каждого года.
Наименование | (млрд долл. США) | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Коммерческая задолженность | 6,7 | 6,1 | 3,9 | 2,2 | 1,1 | 0,8 | 0,7 | 1,2 | 0,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями: | 16,1 | 15,2 | 13,9 | 9,7 | 5,7 | 5,5 | 5 | 4,5 | 3,8 |
Еврооблигационные займы | 36,4 | 35,3 | 36,9 | 35,3 | 31,5 | 31,9 | 28,6 | 27,7 | 26,2 |
ОВГВЗ | 10,8 | 10 | 9,3 | 7,1 | 7,1 | 4,9 | 4,5 | 1,8 | 1,8 |
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России | 6,4 | 6,4 | 6,2 | 5,5 | 0,0 | ||||
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте | 0,4 | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |
Современные тенденции государственного кредитования в РФ:
— перевод внешнего долга во внутренний, ограничение возможностей внешних заимствований регионов, погашение внешнего долга.
Классификация внебюджетных фондов
Можно выделить два признака классификации внебюджетных фондов:
1) по целевому назначению можно выделить экономические и социальные внебюджетные фонды;
Доходы внебюджетных фондов состоят из:
— специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
— отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;
— прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
— займы, полученные фондом в ЦБРФ или коммерческих банках.
Теперь рассмотрим детально социальные внебюджетные фонды, а затем дадим общую характеристику экономическим внебюджетным фондам.
Социальные внебюджетные фонды
К социальным внебюджетным фондам относятся:
2) Фонд обязательного медицинского страхования;
3) Фонд социального страхования;
1. Пенсионный фонд (ПФ).
Образован 22.12.1990 г. федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
— выплаты в соответствии с законодательством трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности;
— организация и ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, а также государственного банка данных плательщиков страховых взносов.
Виды пенсионных выплат
Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
2) страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
3) страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
4) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
5) средства материнского капитала.
Финансирование выплаты пенсий
Финансирование выплат страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за
— средств федерального бюджета;
— сумм пеней и иных финансовых санкций;
— доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств ОПС (обязательное пенсионное страхование);
— добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
— иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
2. Фонды обязательного медицинского страхования (ОМС).
Созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования ФЗ РФ от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан РФ».
Фонды имеют двухуровневую структуру:
1. Государственный (федеральный) фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
2. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТОМС).
— выравнивание условий деятельности территориальных ОМС;
— финансирование целевых программ ОМС;
— подготовка специалистов для ОМС.
— финансирование ОМС, проводимое страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующую лицензию;
— предоставление кредитов страховщикам;
— создание финансовых резервов.
на территории России создаются страховые медицинские компании, заключающие с медицинскими учреждениями договора по оказанию застрахованным в них гражданам гарантированный объем медицинской помощи: «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных, помощь детям, пенсионерам, инвалидам (например, бесплатные лекарства). Субъекты ОМС представлены на рисунке 13.
Рис. 13. Субъекты ОМС Средства фондов формируются за счет:
— страховых взносов хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
— ассигнований из федерального бюджета;
— доходов от использования временно свободных финансовых средств фонда и нормированного страхового запаса финансовых средств;
— добровольных взносов юридических и физических лиц и других поступлений;
— ассигнований органов исполнительной власти, осуществляющих платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, безработных, пенсионеров).
3. Фонд обязательного социального страхования (ФСС).
ФСС предназначен для управления средствами государственного социального страхования (Положение от 12.02.1994 г. № 101 «О фонде социального страхования РФ»).
Обеспечение гарантированных государственных пособий:
— на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
— беременности, родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка;
— по уходу за ребенком до 1,5 лет;
— оплату дополнительных выходных по уходу за ребенком- инвалидом; оплату путевок в санаторно-курортные учреждения;
— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев (имеющих соответствующую лицензию);
— частичную оплату путевок в детские оздоровительные лагеря;
— частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
— обеспечение текущей деятельности и содержание аппарата управления Фондом;
Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.
Объектом обложения страховыми взносами во внебюджетные социальные фонды являются выплаты физическим лицам по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, договорам авторского заказа. Порядок уплаты взносов определяется Федеральным законом РФ № 212-ФЗ от 24.06.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
К экономическим внебюджетным фондам относятся:
Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.
Созданы в соответствие с Указом Президента РФ “О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала РФ” от 27.04.92 г. № 1 426и Постановлением Правительства РФ от 12.04.94 г. № 315 “О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ”. Средства внебюджетных фондов направляются на финансирование НИОКР по созданию новых видов наукоемкой продукции; разработку новых и совершенствование применяемых технологий; мероприятий по повышению технического уровня продукции, работы по стандартизации, сертификации и лицензированию продукции и т. п. Запрещается направлять средства внебюджетных фондов на проведение коммерческих операций. Выделение средств из внебюджетных фондов осуществляется на договорной основе. Контроль за целевым использованием средств внебюджетных фондов осуществляют Министерство науки и технической политики РФ и Министерство финансов РФ. В случае нецелевого использования расходования средств они имеют право отменить регистрацию внебюджетного фонда и исключить его из реестра. После устранения выявленных нарушений и их последствий регистрация может быть возобновлена.
Г осударственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ.
Действует в соответствии с Положением о фонде, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 25.04.93 г. № 4546-1. Средства фонда формируются за счет отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы, которые производят субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, осуществляемые добычу полезных ископаемых на территории России, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны. Объектом налогообложения при определении отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы является стоимость реализованного сырья или реализованной продукции, полученных из полезных ископаемых, добытых предприятиями, за вычетом налога на добавленную стоимость, акциза. За счет средств фонда осуществляется финансирование геологоразведочных работ.
Фонд инвестирования жилищного строительства.
На основе Указа Президента РФ “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства» от 24.12.94 г. формируются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок создания и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Основными задачами региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства являются: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических лиц, граждан, целевых кредитов под гарантию органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги, оказываемые службой фонда. Из фондов финансируются строительство жилья и объекты социальной инфраструктуры, строительство и ремонт ЖКХ, социальная поддержка малоимущим группам населения для оплаты строительства и содержания жилья.