какие социальные гарантии имеет работник
Какие есть социальные гарантии у работников
Законодательная основа социальных гарантий
Социальные гарантии работникам образуют базу социальной политики в сфере труда, которая может рассматриваться в двух аспектах:
Социальные гарантии государственного уровня могут быть:
Отраслевые и региональные гарантии могут существенно расширять гарантии, установленные ТК РФ, и обусловливать наличие принципиальных различий, возникающих как среди отраслей, так и между регионами. Для работодателей, принадлежащих соответствующей отрасли или региону, предоставление работникам социальных гарантий, предусмотренных законодательно на любом из уровней, является обязательным. Однако они вправе расширить их круг, взяв на себя обязательства о дополнительных гарантиях для лиц, которые являются их работниками.
Социальные гарантии, предусмотренные ТК РФ
Наибольшее количество социальных гарантий работникам содержит текст ТК РФ. Одна часть из них выделена в специальный раздел, а другая включена непосредственно в тексты тех глав, к теме которых гарантии относятся. Так, например, включены в соответствующие главы гарантии, связанные:
Подробнее о гарантиях, освобождающих беременных женщин и лиц, имеющих детей, от некоторых служебных обязанностей, читайте в материале «Ст. 259 ТК РФ: вопросы и ответы».
В особый раздел ТК РФ отнесены гарантии, связанные:
Все вышеописанные гарантии учитывайте при заключении трудового договора.
Социальные гарантии для педагогических работников
Социальные гарантии для педагогических работников установлены ТК РФ (ст. 333–335) и законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 5 ст. 47):
Социальные гарантии для работников медицины
Устанавливая гарантии для работников медицины, ст. 72 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ в основном дает отсылку к гарантиям, содержащимся в ТК РФ, перечисляя в дополнение к ним такие:
Социальные гарантии для сотрудников полиции
В отличие от гарантий для педагогических и медицинских работников, социальным гарантиям, установленным для сотрудников полиции, отведена целая глава (гл. 8) в законе «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ. Здесь отражены:
Гарантии и компенсации в трудовом праве также предусмотрены для работников с вредными или опасными условиями труда. Какие именно, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Дополнительные социальные гарантии
Установление дополнительных социальных гарантий производится по договоренности между работодателем и работником и закрепляется в их совместном документе (коллективном договоре). Этот документ может быть создан не только у одного работодателя для единственного трудового коллектива. Допускается принятие его:
Что же входит в соцпакет?
ТК РФ, предоставляя сторонам самостоятельно определить форму, состав и содержание коллективного договора, очерчивает круг вопросов, которые могут быть включены в него (ст. 41):
Работодатель может, например, взять на себя обязательства:
Коллективный договор может также содержать гарантии, предоставляемые молодым специалистам, ветеранам труда или пенсионерам, вышедшим на пенсию от подписавшего этот договор работодателя.
При смене собственника организации может потребоваться замена коллективного договора. Подробнее об этом читайте в материале «Ст. 75 ТК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Действующее законодательство РФ содержит достаточное количество социальных гарантий для работающих лиц, предусмотренных как ТК РФ, так и иными законами, распространяющими свое действие на отдельные отрасли или регионы. Кроме того, работодатели вправе взять на себя дополнительные обязанности в части социальных гарантий, повышающие привлекательность работы у них.
Какие социальные гарантии имеет работник
4.1. Выплата заработной платы Работникам производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата каждого Работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
4.2. Оплата труда Работников устанавливается:
а) на основании ТК РФ, настоящего Договора, положения об оплате труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и других локальных нормативных актов, регулирующих порядок, условия и основания для назначения выплат стимулирующего и компенсационного характера;
б) с учетом требований единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей;
в) с учетом государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 ТК РФ).
4.3. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера определяются Работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в положении об оплате труда, других локальных нормативных актах Работодателя, регулирующих порядок, условия, основания стимулирования, выплат компенсационного характера.
С целью реализации данного права Работодателем разрабатываются положение об оплате труда, другие локальные нормативные акты, регулирующие порядок, условия, основания стимулирования, выплат компенсационного характера, которые принимаются Ученым советом Работодателя по согласованию с Профсоюзной организацией и утверждаются Работодателем.
4.4. За выполнение Работником дополнительных видов работ, не входящих в круг его прямых обязанностей, установленных трудовым договором и должностной инструкцией по основному месту работы, Работнику может быть установлена доплата на основании заключенного дополнительного соглашения к уже имеющемуся трудовому договору.
4.5. Система оплаты труда Работников у Работодателя включает в себя:
– размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в месяц либо за установленную норму труда в соответствии с принятым Работодателем положением об оплате труда;
– выплаты компенсационного характера в соответствии с локальным нормативным актом Работодателя, регулирующим порядок, условия, основания для назначения выплат компенсационного характера;
– выплаты стимулирующего характера в соответствии с локальным нормативным актом Работодателя, регулирующим порядок, условия, основания стимулирования у Работодателя.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются Работникам:
– за труд в особых условиях согласно перечню тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, определенному Правительством Российской Федерации (ст. 147 ТК РФ);
– за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в размерах, предусмотренных законодательством (ст.ст. 149–154 ТК РФ) и настоящим Договором, а именно:
при выполнении работ различной квалификации;
при совмещении профессий, увеличении объема работ, расширении зон обслуживания, при исполнении обязанностей временно отсутствующего Работника;
при сверхурочной работе;
ри работе в выходные и нерабочие праздничные дни;
при работе в ночное время;
– за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
– за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
4.6. Время простоя Работника оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
4.7. В соответствии со ст. 136 ТК РФ выплата заработной платы Работникам, как правило, осуществляется посредством перечисления денежных средств на личные счета Работников, открытые в соответствующих кредитных организациях. В трудовом договоре с Работником может быть предусмотрено, что местом выплаты заработной платы является касса Работодателя (кассы его структурных подразделений).
4.8. При выплате заработной платы Работник извещается в письменной форме о размерах и составных частях заработной платы, удержаниях и сумме выплаты за соответствующий период по форме расчетного листка.
Расчетный листок выдается Работодателем по запросу Работника.
Сроки выплаты заработной платы за первую половину месяца и окончательного расчета за месяц Работникам основных структурных подразделений устанавливаются 20-го числа текущего месяца и 5-го числа месяца, следующего за отработанным месяцем, соответственно. Сроки выплаты заработной платы за первую половину месяца и окончательного расчета за месяц Работникам иных структурных подразделений устанавливаются 21-го числа текущего месяца и 6-го числа месяца, следующего за отработанным месяцем, соответственно (ст. 136 ТК РФ).
4.9. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала в соответствии со ст. 136 ТК РФ.
4.10. Выплата всех сумм, причитающихся Работнику при увольнении, производится в день увольнения (ст. 140 ТК РФ).
4.11. В случае если при увольнении Работника имеют место взаимные претензии между Работодателем и Работником, в том числе по причине невыполнения договора о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ) увольняемого Работника, выплата неоспариваемой суммы, причитающейся Работнику, производится в день его увольнения (ст. 140 ТК РФ).
4.12. Работодатель и (или) уполномоченное лицо, допустившие задержку выплаты заработной платы Работникам и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность, установленную ст.ст. 142, 236 ТК РФ.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ Работодатель при нарушении установленного срока выплаты заработной платы обязан выплатить задержанную сумму с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
4.13. Компенсации и гарантии, установленные при выполнении Работниками трудовых или иных предусмотренных федеральными законами обязанностей, предоставляются по основаниям и в размерах возмещения расходов, предусмотренных ст.ст. 165–188 ТК РФ и локальными актами Работодателя:
– при направлении в служебные командировки;
– при переезде на работу в другую местность;
– при исполнении федеральных или общественных обязанностей;
– при совмещении работы с получением образования;
– при вынужденном прекращении работы не по вине Работника;
– при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
– в связи с задержкой по вине Работодателя или уполномоченных им лиц выдачи трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности при увольнении Работника;
– в некоторых случаях прекращения трудового договора;
– при переводе Работника на другую постоянную нижеоплачиваемую работу;
– при временной нетрудоспособности;
– при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании;
– при направлении на медицинское обследование;
– при сдаче Работником крови и ее компонентов;
– при направлении Работника для повышения квалификации;
– при использовании личного имущества Работника.
4.14. Педагогические Работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, предоставляемый для написания монографий, учебников, учебных пособий, иных научных трудов, и в других случаях только после выполнения годовой нагрузки. Решение о предоставлении отпуска принимает Работодатель по рекомендации Ученого совета Работодателя.
4.15. С учетом финансово-экономических возможностей Работодатель вправе производить выплаты социального характера в пределах средств, предусмотренных в плане финансово-хозяйственной деятельности Работодателя на каждый финансовый год, к которым, в частности, относятся:
4.15.1. На основании подтверждающих документов и письменного заявления Работника в адрес Работодателя, согласованного соответствующей Профсоюзной организацией:
– единовременная выплата близким родственникам Работника в случае его смерти в размере 1,5 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом Российской Федерации (далее – МРОТ);
– единовременная выплата Работнику в случае смерти его близких родственников в размере 1,5 МРОТ;
– единовременная выплата на компенсацию затрат Работника на лечение тяжелых заболеваний и травм, перечень которых установлен приказом Работодателя, согласованным Профсоюзной организацией и стоимость за курс лечения которых превышает 2 МРОТ, при этом размер компенсации составляет 50 % от стоимости документально подтвержденных затрат Работника на лечение, но не более 2 МРОТ. Указанная компенсация предоставляется Работнику по письменному заявлению на основании подтверждающих расходы документов не чаще чем один раз в год;
– единовременная выплата в случае потери имущества вследствие пожара в размере от 1,5 до 2 МРОТ;
– единовременная выплата, связанная с юбилейными датами рождения (50 и далее каждые 5 лет) Работника и неработающих пенсионеров, ушедших на пенсию из КФУ, в размере 0,5 МРОТ;
– единовременная выплата Работнику, достигшему пенсионного возраста, проработавшему у Работодателя не менее 20 лет и увольняющемуся по собственному желанию (по соглашению сторон/в связи с истечением срока трудового договора), в размере его месячного заработка без учета премий и почасовой оплаты труда по основной должности, исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент написания заявления о выплатах;
– единовременная выплата Работнику или неработающему пенсионеру, ушедшему на пенсию из КФУ, являющемуся членом Профсоюзной организации более трех лет подряд, на компенсацию 50 % затрат (но не более 30 000 рублей) на оплату стоимости путевок в санатории-профилактории, санатории. Указанная выплата может быть установлена заявителю раз в три года, при этом заявление на выплату должно быть подано не позднее одного месяца с даты прибытия из санатория-профилактория, санатория;
– единовременная выплата Работнику, увольняющемуся в связи с выходом на пенсию, за особые заслуги перед Работодателем на основании ходатайства основного структурного подразделения КФУ и представления Профсоюзной организации. Размер выплаты устанавливается в зависимости от стажа работы Работника в КФУ и может составлять: для заслуженных профессоров – до 10-кратного размера месячной заработной платы (без учета премий и почасовой оплаты труда) по основной должности, исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент подготовки ходатайства; для заслуженных преподавателей – до 6-кратного размера месячной заработной платы (без учета премий и почасовой оплаты труда) по основной должности, исходя из занимаемой ставки (доли ставки) на момент подготовки ходатайства;
– ежемесячные социальные выплаты до достижения совершеннолетнего возраста в сумме 2 МРОТ детям-сиротам, один из родителей которых на момент смерти являлся Работником и внес значительный вклад в деятельность КФУ. Указанные выплаты назначаются приказом Работодателя по представлению ректората Работодателя;
– ежемесячные социальные выплаты в сумме 2 МРОТ студентам, потерявшим родителей на период обучения в КФУ, один из родителей которых на момент смерти являлся Работником и внес значительный вклад в деятельность КФУ. Указанные выплаты назначаются приказом Работодателя по представлению ректората Работодателя;
единовременная выплата на компенсацию стоимости путевки в детские оздоровительные лагеря в пределах Российской Федерации. Размер компенсации составляет 50 % от стоимости путевки, не может превышать 15 000 рублей и выплачивается не чаще одного раза в три года по письменному заявлению Работника.
4.15.2. Выплаты по утвержденному Работодателем и соответствующей Профсоюзной организацией ежегодного плана культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с Работниками и членами их семей (далее – План) путем:
– перечисления на счет соответствующей Профсоюзной организации средств на софинансирование расходов по реализации Плана (статья 377 ТК РФ);
– единовременной выплаты материальной помощи или приобретение подарков в размере и порядке, установленном приказом Работодателя: 1) на День пожилого человека (1 октября) – неработающим пенсионерам, ушедшим на пенсию из КФУ; 2) на День Победы (9 мая) –участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла – неработающим пенсионерам, работавшим в КФУ; 3) на День памяти воинов-интернационалистов (15 февраля) – воинам- интернационалистам, являющимся Работниками;
–приобртея новогдхподрковдля дтй Рботиков ввозреот 1 года до 15 л;
– приобретения лекарственных средств в период борьбы с распространением инфекционных заболеваний для обеспечения Работников по медицинским показаниям в целях функциональной устойчивости Работодателя и Профсоюзной организации.
4.16. Социальное страхование Работников осуществляется и гарантируется:
– исполнением федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и других нормативных правовых актов в области социального страхования;
– обязательной постановкой Работодателя на учет в территориальном налоговом органе и территориальном органе социального, пенсионного и медицинского страхования;
– обязательным отчислением (уплатой) страховых взносов в размерах и сроки, установленные законодательством.
4.17. Работникам при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, предоставляется право на освобождение от работы на один рабочий день один раз в три года (для работников, достигших возраста 40 лет, – один раз в год) с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка. На время прохождения медицинского осмотра за Работниками, обязанными в соответствии с настоящим Трудовым Кодексом проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
4.18. Работники, не достигшие возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочно, в течение пяти лет до наступления такого возраста и Работники, являющиеся получателями пенсии по старости или пенсии за выслугу лет, при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
4.19. Работники освобождаются от работы для прохождения диспансеризации на основании личного письменного заявления, при этом день (дни) освобождения от работы согласовывается (согласовываются) с Работодателем.
Система социальных гарантий и льгот в сфере занятости и оплаты труда наемных работников, ее эффективность и влияние на их трудовую активность в официальной экономике
Основная функция социального государства – повышение уровня и качества жизни граждан, забота об их благополучии, социальной защищенности, социальном развитии. В этой связи большое значение имеют государственные гарантии в сфере труда. Это законодательно предусмотренные обязательства государства перед гражданами по предоставлению важнейших социальных благ и услуг, правовой защите работников. К таким гарантиям относится право на выбор места работы, стандарты в оплате труда, выплаты компенсационного характера, в том числе пособия в связи с временной нетрудоспособностью, оплата ежегодного отпуска, пенсионное обеспечение и др. Однако социальные гарантии, социальное обеспечение и условия труда, реализуемые на предприятиях и в организациях, на сегодняшний день не всегда являются определяющим фактором стремления работников к реализации своего трудового потенциала в официальной экономике, т.к. не обеспечивают должной защиты трудовых прав работников.
Для получения актуальной информации об особенностях реализации государственных гарантий в сфере труда и занятости в 2017 г. проведено социологическое исследование. Основным источником эмпирической информации выступил общероссийский социологический опрос занятого населения.
В настоящее время, как показали данные опроса, среди наемных работников существует запрос на усиление социальной защиты.
Во-первых, это выражается, по мнению респондентов, в недостаточности мер, закрепленных в законодательстве для обеспечения защиты социально-трудовых прав граждан, во-вторых, в наличии недочетов в практической реализации предоставления гарантий на уровне предприятий. Недостаточность законодательных мер, по мнению работников, связана с ненадлежащим исполнением законодательства работодателями и необходимостью усиления их ответственности за нарушения прав работников, а также с несоответствием отдельных законодательных мер условиям реальной жизни. В целом, по данным исследования, 42% наемных работников сталкивались с нарушениями своих трудовых прав в различных ситуациях, при этом стоит отметить, что нарушения носили не единичный характер.
Работодатели не всегда придерживаются соответствующих норм Трудового кодекса, например, вынуждая работников на «добровольных» условиях соглашаться с решениями руководства, которые идут в разрез с интересами работника. Работник в данном случае вынужден соглашаться на какие-либо неблагоприятные для него изменения условий работы, чтобы не испортить отношения с руководством и не потерять работу. Многие работодатели вполне законным путем обходят нормы законодательства, прописанные в Трудовом кодексе, минимизируя свои расходы на наемный труд (например, перевод работника на ненормированный рабочий день при фактическом выполнении сверхурочной работы, принуждение работника в отдельных видах деятельности к получению статуса ИП с сохранением существующих на практике трудовых отношений и др.). В этой связи необходимо принятие дополнительных законодательных мер, регулирующих ответственность работодателей в случае нарушения трудовых прав работников (усиление контроля за исполнением работодателями действующего трудового законодательства, повышение штрафных санкций и др.). Особое внимание необходимо уделить соблюдению порядка и условий увольнения работников, так как законодательное соблюдение данной гарантии может существенно отражаться на стремлении граждан трудиться именно официальной экономике.
Гарантия получения страховой пенсии по возрасту является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой работникам государством, обеспечивающей им доход после выхода на пенсию. Однако в настоящее время условия начисления пенсии таковы, что граждане не видят стопроцентных гарантий получения достойной пенсии при наступлении пенсионного возраста. Это связано с постоянными изменениями в законодательстве, касающимися условий формирования пенсий, и текущими требованиями к начислению страховой пенсии, а также с низким уровнем пенсионных выплат, недостаточных для поддержания достойного уровня жизни для человека и не являющихся справедливыми с учетом его многолетнего труда.
Социологические данные показывают, что опасение не получить гарантированную государством будущую пенсию является более значимым стимулом для работы в официальной экономике, по сравнению с другими гарантиями, связанными со сферой трудовой деятельности, поэтому повышение значимости и роли пенсионного обеспечения в будущем, а также понимание порядка и условий пенсионных начислений могли бы существенно переориентировать граждан из неофициальной занятости в официальную.
Гарантия получения страховой пенсии по возрасту должна обеспечивать уверенность населения в ее реализации, в том числе на достойном уровне, и чтобы те средства за работника, которые были отчислены работодателем в соответствующие фонды для формирования накопительной пенсии, не были утеряны. По данным опроса, 60% работников опасаются возможности остаться без страховой пенсии по возрасту.
Результаты социологического мониторинга продолжают фиксировать широкую вовлеченность граждан в «теневой» рынок труда. По данным исследования 2017 года, доля граждан, вовлеченных с различной интенсивностью в некриминальный «теневой» рынок труда в течение последнего года составляет 44,8% от общего количества занятого населения. Это примерно 33 млн работников, которые в течение одного года имели неоформленную работу (доходное занятие) или получали зарплату «в конверте».
Приведенные данные охватывают работников, которые в течение последнего года имели постоянную или временную неофициальную работу, или разовые (эпизодические) необлагаемые доходы хотя бы несколько раз в год. Чаще, чем другие категории работников, не оформляют юридически свои трудовые отношения с уполномоченными органами самостоятельно занятые лица. Среди них 62,2% трудятся без официального оформления.
При этом результаты мониторинга констатируют, что в современной нестабильной экономической ситуации наблюдается тренд на расширение вовлеченности граждан в «теневую» занятость. Наиболее заметно этот процесс происходит за счет работников, занятых дополнительной, временной работой. Для большинства работников это вынужденная мера. Таким путем граждане пытаются увеличить свои доходы или компенсировать снижение своей заработной платы на фоне экономической нестабильности
последних 3-4 лет. Безусловно, работая неофициально, на условиях устной договоренности, гражданам
не приходиться рассчитывать на трудовое законодательство, у них нет достаточных оснований отстаивать свои трудовые права. Социальные гарантии на таких работников не распространяются. Как следствие этого, согласно полученным данным, работники без официального оформления чаще, чем занятые официально, сталкиваются с нарушениями трудовых прав.
Данные опроса показали значимость профсоюзного движения в ограничении «теневой» занятости и количества нарушений трудовых прав работников. Так, на предприятиях, где имеются профсоюзные организации, выплаты «в конвертах» фиксируются в 3 раза реже, чем на предприятиях, где такие организации отсутствуют, кроме того количество нарушений трудовых прав работников отмечается в 1,5 раза реже. В этой связи реализация принципов социального партнерства на уровне предприятий с участием профсоюзных организаций может и должна выступать гарантом социальной защиты работников, способствовать решению вопросов социальной справедливости, привлечению граждан в официальную экономику.
Меры по стимулированию граждан трудиться в официальной экономике, в первую очередь, должны сводиться к повышению роли социально-трудовых гарантий занятости и оплаты труда, беспрекословному их исполнению на уровне предприятия, а во-вторых, повышению информированности граждан об их трудовых и социальных правах для построения эффективной стратегии по самостоятельной защите.
В этой связи целесообразно повышение ответственности работодателей с точки зрения существенного повышения размера штрафов и ужесточения других видов наказания. Повышение уровня информированности граждан об основных положениях трудового законодательства особенно актуально для молодого поколения, только вступающего в трудовые отношения. Этому во многом могло бы способствовать введение в учебную программу изучения основ трудового законодательства.