какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Категории населения по Русской Правде и Правде Ярославичей

Самым крупным государством древнерусской Европы являлась Киевская Русь. При огромном наличии плодородных земель территория отличалась малым количеством населенных пунктов с низкой плотностью населения. Структура общества имела четкое разделение и была прописана в сборнике законов «Русская Правда».

Русская Правда и Правда Ярославичей

Юридический документ появился во времена правления Ярослава Мудрого, постоянно обновлялся и имел 3 редакции:

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Сборник X-XII вв. регулировал бытовые и политические отношения, прописывал методы процессуального права и уголовной ответственности, судебные разбирательства и способы решения бытовых проблем населения. Большую ценность документу придает информация о правовом положении категорий населения государства. В документе четко прослеживается мысль о господстве феодалов, тяжелом положении низшего сословия и полном подчинении властям зависимого населения.

«Русская Правда» сыграла положительную роль в период феодальной раздробленности и правового становления Московского государства.

Социальная структура

Согласно первому источнику (Правде Ярославичей) население древней Руси делилось на категории:

Высшее сословие

Судить священнослужителей могла только церковь.

Среднее сословие

Низшее сословие

С принятием христианства на Руси, жизнь холопов и челяди улучшилась. Они постепенно приобретали свободу и даже наследовали часть имущества своего хозяина (в случае рождения детей от господина).

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

В «Русской Правде» Ярослава Мудрого фиксируются наказания за различные виды преступлений в зависимости от сословия. Так, за убийство боярин мог откупиться несколькими монетами, а горожанин становился зависимым холопом на много лет.

Источник

Категории населения. «Русская Правда»

Содержание:

Что говорила о древнерусском народе «Русская правда»?

О категориях древнерусского народа известно из древнего юридического источника – Русской Правды. Этот источник – первый юридический документ Древней Руси. Это первый русский сборник законов, создававшийся на протяжении нескольких столетий.

Категории граждан

Как известно, в Древней Руси существовало рабство. Это было главным различием между людьми. Они разделялась на свободных и несвободных. Уже после этого народ разделялся на подкатегории.

Привилегированная категория граждан

Свободные люди

Несвободные люди

Князь – глава государства, стоял над законом

Младшая дружина – непосредственно воины. В отличие от старшей дружины в управлении государством не участвовали. Некоторые дружинники состояли на службе в охране царя или бояр. Также в задачу младшей дружины входил сбор налогов и штрафов и поручения, связанные с судебным процессом

Рядовичи. Люди, становившиеся зависимыми на определенный промежуток времени. Это практиковалось для отработки долга. Если свободный человек ввиду своего материального положения не возвращал долг, он поступал на службу к землевладельцу по «ряду», т. е. договору, и работал на человека, которому задолжал в качестве несвободного. Когда долг был отработан, рядович снова становился свободным

Бояре или старшая дружина. Представляли собой вооруженную силу древнего государства. Состояли на службе у князя. Отвечали за работу судебной власти. Также бояре являлись советниками князя

Купчина. Так называли людей, занимавшихся торговлей

Закупы – люди, которые тоже считались зависимыми до полной выплаты долга. Но «купу», т. е. долг, они брали у царя или бояр и зависимыми считались автоматически, без заключения договора

Конюхи, тиуны, огнищане. Состояли на службе у царя или у бояр. Являлись высокопоставленными слугами.

Словене – простые свободные жители города

Смерды. Изначально были свободными, но потом стали закрепощенными

Холопы – рабы

Княжеские кормильцы, старосты городов и сел. Тоже являлись зависимыми людьми, но, в отличие от других зависимых, находились на привилегированном положении

Русская правда

Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, закрепившим положение различных категорий граждан законодательно. Сначала его свод законов назывался «Правда Ярослава». Он содержал следующие категории права:

Ярослав Мудрый был также первым правителем, разделившим народ по категориям.

Интересный момент! Хотя «Правда Ярослава» ускорила путь к правовому государству в современном его понятии, в нём всё же имелись отголоски племенной жизни. Например, «Правда Ярослава» разрешала кровную месть. Похожие законы существовали у древнерусских племен.

Позже сыновья Ярослава Мудрого дополнили документ. Во время их правления он стал называться «Правдой Ярославичей».

Источник

Категория населения по русской правде и правде ярославичей

Категории населения. «Русская Правда»

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника — «Русской Правды» (юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве).

«Русская Правда» состоит из «Правды Ярослава» (первые 17 статей) и «Правды Ярославичей», сыновей Ярослава Мудрого, «Устава Владимира Мономаха». «Правда Ярослава» регламентирует отношения между свободными людьми прежде всего в среде княжеской дружины.

«Правда Ярославичей» же уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением.

«Русская Правда» дает сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов и классовой борьбе, категориях феодально‑зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе, о быте, нравах человека Древней Руси.

Имеется более 100 списков «Русской Правды» и три редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная. По Краткой «Правде» можно проследить становление феодальных отношений, в Пространной «Правде» отразилось уже развитое древнерусское феодальное право, третья редакция «Русской Правды», Сокращенная, самая поздняя.

Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI в. (как церковное и монастырское землевладения). В XII в. образуется вотчина (наследственное земельное держание), княжеская и боярская. Верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

До середины XII в. господствующей формой собственности была государственная собственность, а господствующим видом эксплуатации — взимание дани. При этом полюдье выполняло две функции — взимание дани и кормление дружины.

Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов. Княжеские дружинники, осевшие на земле, получали земли в управление и собирали в них дань от имени князя, оставляя часть себе.

Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники, давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимых своих общинников. Мужи вольные — это сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники — свободные смерды).

Княжеская и местная аристократии стали известны как боярство, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

«Русская Правда» дает широкий перечень лиц княжеской администрации, выполнявших государственные функции управления и сбора налогов: княжий тиун (правитель‑наместник князя в городе, занимавшийся делами текущего управления и творивший суд от имени князя); мытник (человек, собиравший торговые пошлины); вирник (человек, собиравший «виру» — деньги, выплачиваемые преступником в пользу князя за совершение преступления); емец (собирал «продажи» — плату в пользу князя, вносимую преступником за кражу).

Функции управления личным хозяйством князя исполняли: ключник; княжий тиун огнищный, или огнищанин (от слова «огнище» — дом, управитель личным хозяйством князя); княжий конюх, конюший, повар, сельский слуга и другие лица в хозяйстве князя.

С развитием городской жизни и торговой деятельности в составе свободных людей, или «мужей», стали различать горожан от сельского населения. Горожане назывались «градскими людьми» и делились на «лучших», или «вятших», то есть зажиточных, и «молодших», или «черных», то есть бедных. По занятиям своим они назывались «купцами» и «ремесленниками».

Все свободное население Руси называлось людьми, отсюда пошел термин «полюдье». Значительная часть населения была лично свободна, но платила дань в пользу государства. Сельское население называлось смердами. Смерды могли жить как в свободных сельских общинах, так и в вотчинах феодалов и князей, являясь при этом лично зависимыми.

«Русская Правда» знает уже несколько категорий лично зависимых крестьян — закупов, холопов, рядовичей. Феодально‑зависимое население пополнялось из рядов свободного, т. е. происходил процесс закрепощения. Другим источником его пополнения были немногочисленные рабы (часто пленники‑иноземцы), лично зависимые от князя или бояр‑дружинников и посаженные на землю в вотчинах.

Смерды — феодально‑зависимое население в княжеской или боярской вотчине. Смерды лично были свободны, но их правовой статус ограничивался, поскольку они подчинялись специальной юрисдикции князя.

В Новгороде и Пскове высшая власть над смердами принадлежала не князю, а городу. Смерды должны были платить государственные налоги, в особенности так называемую дань.

Другой обязанностью смердов была поставка лошадей для городского ополчения в случае большой войны.

Полусвободные. Связь между полусвободными и их господами была чисто экономической, поскольку это было отношение между кредитором и должником. Как только долг выплачивался с процентом, должник вновь становился полностью свободным.

Особенность отношения состояла в том, что долг должен был выплачиваться не деньгами, а работой, хотя не было возражений на его выплату деньгами, если должник неожиданно обретал достаточную для этого сумму. Такой должник (закуп) был фактически контрактным работником.

Рядовичи заключали «ряд» (договор) и отрабатывали деньги или услугу за определенный срок по этому договору. Вдачи, мужчины или женщины, «отдавались» на временную службу господину. Это делалось в основном во времена отчаяния — в период голода или после опустошительной войны. Еще одна категория полусвободных — изгои.

Источники в качестве феодально‑зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчинных ремесленников.

В Киевской Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XII вв. рабов‑пленников называли «челядь». Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, назывались холопами.

Источниками холопства являлись самопродажа, женитьба на рабе «без ряду», вступление «без ряду» в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превращался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротившегося должника.

Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг.

Рабство в Киевской Руси было двух типов: временное и постоянное. Последнее было известно как «полное рабство» (холопство обельное). Основным источником временного рабства было пленение на войне. Временное рабство могло закончиться после совершения достаточного объема работ.

Церковные люди. Русское духовенство может быть разделено на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). Епископы стояли выше обычного духовенства по власти, престижу и богатству.

Характерные особенности «Русской Правды»:

— была распространена во всех землях Древней Руси как основной источник права;

— являлась основной юридической нормой до конца XV в.;

— являлась кодексом частного права;

— объектами преступлений были личность и имущество;

— являлась памятником феодального права.

Категория населения по Русской правде

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Московский
институт экономики
менеджмента и
права

Контрольная работа по дисциплине:

«История Отечественного Государства и Права»

На
тему:
«Категория населения по Русской правде»

студентка гр. ЮС-1Тугушева Д.В.

к.и.н., доцент Суменкова М.В.

Одной из важнейших функций государства
является формирование новых правовых норм, которые должны регламентировать изменения, происходящие в обществе. Система законодательства отражает, как осуществлялись государством те или иные функции на определенном историческом этапе.

Со складыванием к концу X века структура единого государства было необходимо кодифицировать и создать единый свод законов для всего «нового» Древнерусского государства. Таким законодательным актом на Руси стала «Русская правда»1.

На наш взгляд, этот процесс вполне закономерен, так как на начальных этапах своего развития государства проходят этап, на котором происходит запись традиционного (частного) права. Например, в Риме — «закон 12 таблиц»; в Древнем Междуречье – «законы Хамураппи» и д.р.

До
наших дней дошло более ста
списков «Русской Правды». Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в литературе как КП, ПП и СП)2. Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 г.) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава (ст.1—18)3, Правды Ярославичей (ст. 19—41)4, Покона вирного (ст. 42)5, Урока мостников (ст. 43)6.

Пространная редакция возникла не ранее 1113 г. и связывается
с именем Владимира Мономаха. Она
разделяется на Суд Ярослава (ст. 1—52)7 и Устав Владимира Мономаха (ст. 53—121)8.

Сокращенная редакция появляется в середине ХV в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика.

К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст.1)9 и круговой поруке (ст. 19 КП)10. Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом (вирой).

Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в «Русской Правде» и связываются иногда с именами князей, принимавших нормы (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное
влияние на «Русскую Правду» оказало византийское каноническое право.

На
наш взгляд, изучение «Русской правды» представляется достаточно актуальным в связи с тем, что она является источником при исследовании проблемы процесса социальной дифференциации у восточных славян. Именно это было отправной точкой, которая послужила началом складывания сословий в Российском государстве, а затем и классов, что отложило отпечаток на социальном положении граждан сегодняшней России.

Главная цель данного исследования, вытекающая из актуальности работы, в том, чтобы
выяснить каково было правовое положение
различных категорий населения
на основании изучения «Русской Правды». В связи с этим необходимо решить ряд задач, как происходил процесс складывания тех или иных категорий населения и в какой взаимосвязи эти слои населения находились между собой.

Главным источником для написания данной работы является непосредственно «Русская Правда», что вытекает из самого названия. Проблема, исследуемая нами в данной контрольной работе, нашла определенное отражение в российской исторической науке.

«Русская правда» как первый законодательный акт древнерусского государства всегда занимал умы великих отечественных историков, что на наш взгляд вполне закономерно. Со временем изучение «Русской правды» вышло за пределы специальных исторических дисциплин, таких как источниковедение и стало необходимым для получения ряда специальностей, в том числе и юриспруденции. Если в XVIII – XIX вв.

этот источник интересовал в основном историков и лежал в основе их исследований по данному периоду (В.О.Ключевский)11. Также исследованием «Русской правды» занимались такие легендарные советские ученые как М.Н. Тихомиров12, Б.Д. Греков13. Их непосредственно интересовал вопрос не только источниковедческий, но и непосредственно правовые основы, заложенные в Русской Правде.

На данный момент перу именно этих историков принадлежат наиболее полные исследования тех наиболее значимых аспектов данного законодательного акта.

ПРАВОВОЕ
ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

В «Русской Правде» содержится целый ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности, которых четко определялись законом, как неравные по отношению друг к другу и к государству. Иными словами, каждое сословие имело свой юридический статус.

Было бы большим упрощением рассматривать феодальное общество с точки зрения эксплуататоров и эксплуатируемых. Сословие феодалов, составляя боевую силу княжеских дружин, несмотря на все свои материальные выгоды, могло потерять жизнь – самое ценное – проще и вероятнее, нежели бедное сословие крестьян.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны.

Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, регулирующей права и обязанности друг перед другом и перед государством.

Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью. Феодальное общество было религиозно-статичным, не склонным к резкой эволюции.

Стремясь закрепить эту статичность, государство консервировало отношения с сословиями в законодательном порядке.

В «Русской Правде» содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается в качестве физического лица, что свидетельствует о его высоком положении и привилегиях.

Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы населения.

Мы находим лишь два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества: нормы о повышенной (двойной) уголовной ответственности – двойная вира 80 гривен за убийств представителя привилегированного слоя ст. 1 ПП14 княжеских слуг, конюхов, тиунов, огнищан.

Но о самих боярах и дружинниках кодекс молчит. Вероятно, за посягательство на них применялась смертная казнь. В летописях неоднократно описывается применение казни во время народных волнений.

И также нормы об особом порядке
наследования недвижимости (земли) для представителей этого слоя (ст.91 ПП )15. В феодальной прослойке раннее всего произошла отмена ограничений на женское наследование.

Устанавливается штраф в 12 игривен за нарушение земельной межи, также штрафы взимаются за разорение пчельников, боярских угодий, за кражу ловчих соколов и ястребов.

Основная
масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.

) В науке вопрос о его правовом положении в должной мере не решен из-за недостатка источников. Трудно определить, в какой степени население русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским, способствующих и в дальнейшем развитию капитализма в городах. По подсчетам историка М.Н.

Тихомирова16, на Руси в до монгольский период существовало до 300 городов. Городская жизнь была настолько развита, что это позволило В.О.Ключевскому выступить с теорией «торгового капитализма»17 в Древней Руси. М.Л.

Тихомиров полагал, что на Руси «воздух города делал человека свободным»18, и в городах скрывалось множество беглых холопов.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой «Русской Правды», на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.

Юридически
и экономически независимой группой
были также смерды – общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

В науке существует ряд мнений о смердах, их считают свободными крестьянами, феодально-зависимыми, лицами рабского состояния, крепостными и даже категорией сходной с мелким рыцарством.

Но основная полемика ведется по линии: свободные или зависимые (рабы)19.

С.В. Юшко21в видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения, а Б.Д. Греков22 считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. А.А. Зимин23 отстаивал идею о происхождении смердов от холопов.

Важное место в обосновании мнений имеют две статьи «Русской Правды». Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая штраф за убийство рабов, в одном прочтении гласит: «А в смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список)24.

В Археографическом списке читаем: «А в смердьи в холопе 5 гривен»25. В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают.

Разрешить ситуацию невозможно.

Статья 90 Пространной Правды гласит: «Если
смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное»26

Некоторые исследователи трактуют ее в том
смысле, что после смерти смерда его имущество переходило целиком к князю и он человек «мертвой руки», то есть не способный передавать наследство.

Но дальнейшие статьи разъясняют ситуацию- речь идет лишь о тех смердах, которые умерли, не имея сыновей, а отстранение женщин от наследства свойственно на определенном этапе всем народам Европы.

Из этого мы видим, что смерд вместе семьей вел хозяйство.

Однако
трудности определения статуса
смерда на этом не кончаются. Смерд по другим источникам, выступает, как крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью За кражу его коня закон устанавливает штраф 2 гривны. За « муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны.

Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы (продажу) характерные для свободных граждан. Закон защищал личность и имущество смерда.

«Русская Правда» всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.) В массе статей о свободных людях, именно свободные подразумеваются, о смердах, речь заходит лишь там, где их статус необходимо выделить.

Дани, полюдье и прочие поборы подрывали
устои общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать были вынуждены иди в долговую кабалу к своим богатым соседям.

Долговая
кабала стала важнейшим источником формирования экономически зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих хозяев и не имевших практических никаких прав Одной из таких категорий были рядовичи (от слова «ряд» – договор) — те кто заключает договор о своем временном холопском положении, а жизнь его оценивалась в 5 гривн.

Быть рядовичем было не всегда плохо, он мог оказаться ключником или распорядителем. Более сложной юридической фигурой является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде помещен специальный устав о закупах27.

Закуп- человек, работавший в хозяйстве феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла продолжаться долгое время.

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г.

Правда Ярославичей

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Суд во времена Русской правды.

Художник Билибин И.(1876-1942)

Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду»- первый свод законов Руси.

Его сыновья – Изяслав, Святослав и Всеволод— дополнили и несколько переработали это сборник в период с 1068-1072 годы.

Их сборник стал называться «Правдой Ярославичей». Каковы причины дополнения и переработки сборника? Каково содержание данного правого документа?

Причины дополнений и изменений положений «Русской правды»

Таким образом, изменения и дополнения законодательства имели целью укрепление власти феодалов и князя, всех состоятельных людей.

Основное содержание «Правды Ярославичей»

Значение «Правды Ярославичей»

«Русская правда» Ярослава Мудрого и «Правда Ярославичей» составили редакцию Краткой правды. В 1113 году В.Мономах добавит документ «Уставом» и появится новая редакция — Пространная правда.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Правовое положение населения по «Русской Правде»: особенности, характеристики и интересные факты :

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

«Русская правда» является важнейшим правовым источником в истории российского государства. В документе можно найти положения об образе жизни и статусе самых разных слоев населения. Помимо того, древнейший источник является сборником уголовных, гражданских и культурных норм. В этой статье будет разобрано правовое положение групп населения по «Русской Правде». Итак, приступим.

«Русская Правда»: общая характеристика

Первый официальный сборник правовых норм, появившийся в Киевской Руси, датируется 1016 годом. Главным составителем документа историки называют Ярослава Мудрого. Документ впервые был обнаружен исследователем Василием Татищевым, который нашел и проанализировал краткую его редакцию.

«Русская Правда» включает в себя нормы наследственного, процессуального, уголовного и торгового характера. По сути, небольшой по объему документ давал исчерпывающие сведения почти обо всех правилах общественной жизни.

Отдельно стоит выделить категории населения по «Русской Правде», их правовое положение и статус. На данный момент не сохранилось ни одного оригинального экземпляра знаменитого документа.

Есть лишь относительно поздние версии и списки, датированные XIII-XV веками.

Князья и их окружение

Чуть подробнее стоит рассказать о правовом положении населения по «Русской Правде». Начать необходимо с привилегированных слоев. На Руси в начале второго тысячелетия таковыми являлись бояре и князья.

Князьями в документе именуются лица, держащие власть в том или ином регионе. Великим князем выступает киевский правитель, в других русских городах заседают его сыновья или родственники.

Князь обладает двумя основными функциями: вершить суд и собирать налоги.

Несколько раз в документе употребляется выражение «княжьи мужи». Так на Руси называли людей, находящихся в окружении правителя. Это верные князю поданные, можно сказать, его агенты.

Представленных лиц не получится выделить в качестве отдельного сословия.

Хотя в «Русской Правде» правовое положение населения и подразумевает наличие «княжьих мужей», ни в одном другом древнерусском источнике эти лица не указываются.

Наконец, стоит рассказать о боярах. Это привилегированное сословие, обязанное верно служить своему князю. Боярские слуги выполняют различные функции. О них следует рассказать далее.

Бояре и знать

Какое место занимают бояре в населении по «Русской Правде»? Правовое положение феодалов всегда различно, ведь у каждого представителя привилегированного сословия есть свои функции и обязанности.

В «Русской Правде» нередко встречается понятие «тиун». Это боярский или княжеский управляющий, который мог иметь разный правовой статус. Само понятие пришло из Скандинавии, где тиунами именовали феодалов. Они собирали дань, управляли волостями и даже вершили суд.

На Руси положение представленных лиц было различным. Во времена появления «Русской Правды» тиунами чаще всего были приближенные к князю бояре. Занимались они управлением и организацией функций своего правителя.

Однако со временем статус тиуна стали приобретать даже холопы.

Огнищанин также был привилегированным слугой. Занимался он охраной княжеского имущества. По «Русской Правде» жизнь огнищанина оценивалась в 80 гривен. Это вдвое больше, чем цена простого человека. Есть также «конюхи старыи» — княжеские слуги, заведующие конюшнями своего правителя.

Духовенство

Представители православной церкви обладают особым правовым положением по «Русской Правде». Население древнерусского государства имело большой процент священнослужителей, церковников и монахов.

Духовенство на Руси делилось на белое и черное. В белую категорию входили иереи (обычные священники — самая многочисленная группа), протоиереи, протопресвитеры, а также разные виды дьяконов.

Особое место в русском православии занимали церковники, принявшие схиму — особый духовный статус. В черную же категорию входит монашество, также классифицирующееся по нескольким видам. Ярослав Мудрый активно способствовал развитию духовенства на Руси.

В «Русской Правде» были зафиксированы отдельные нормы за убийство или причинение вреда представителям церкви.

Свободные люди

Кто входил в категорию так называемых простолюдинов? Каким статусом обладали независимые и свободные жители Руси? Правовое положение населения по краткой «Русской Правде» отражено довольно четко.

Основным действующим лицом в рассматриваемом документе является муж — свободный человек. За убийство мужа полагается штраф в 40 гривен.

Мужьями могли именоваться самые разные представители древнерусского населения.

Независимыми как юридически, так и экономически были так называемые смерды-общинники. Эти люди выполняли отдельные повинности в пользу государства, а также уплачивали налоги. Здесь же стоит выделить посадских людей.

Как смерды, так и посадники обладали имуществом, которое могло передаваться по наследству. За совершаемые преступления и проступки представители данных категорий несли имущественную и личную ответственность.

В городах также существовали разные социальные группы: ремесленники, рабочие, мелкие торговцы, купцы и прочие категории людей. Правовое положение свободного населения по «Русской Правде» оговаривалось для каждой отдельной категории.

В основном, устанавливались штрафы и прочие виды наказаний за разные преступления и проступки. Именно по тяжести санкций можно было определить, насколько привилегированным является то или иное сословие.

Закупы и рядовичи

Стоит перейти к группе зависимых людей. В данной отрасли выделяется довольно большое количество категорий населения. Наиболее привилегированной группой среди зависимых людей являются так называемые ратайные старосты и княжьи кормильцы. Это старосты, занимающиеся управленческими делами.

Низшее положение занимали закупы, смерды и рядовичи. При этом зависимого смерда не стоит путать со смердом-общинником, который находился в промежуточном положении на «лестнице зависимости», а потому обладал некоторыми правами и возможностями.

Зависимый же смерд — это простой крестьянин, имущество которого наследовал князь. Закупами называли людей, ставших рабами из-за долговой кабалы. Это зависимые русичи, взявшие «купу» — долг, который впоследствии не смогли отдать.

Рядовичи, в свою очередь, заключали с феодалом «ряд» — специальный договор, по которому получали обязанности по обработке земли.

Холопы

О самой бесправной и наиболее зависимой категории людей стоит рассказать отдельно. Холопы в Киевской Руси были близки по статусу к рабам, однако, по утверждениям многих историков, таковыми не являлись.

По «Русской Правде» правовое положение социальных групп, близких к холопским, имело статус не субъекта, а объекта права. За убийство собственного холопа никаких штрафов не было. За чужого платили 12 гривен.

Здесь же стоит вспомнить цену жизни простолюдина, которая составляла, согласно рассматриваемому документу, 40 гривен. Разница между свободными людьми и холопами очевидна.

Холопство проявлялось во многих видах. Зависят группы холопов от того, как именно тот или иной человек приобрел данный статус.

Например, совершивший тяжкое преступление закуп обращался в обельное (полное) холопство, которое передавалось по наследству. То же касается несостоятельности в уплате долга.

Порой положенная к уплате сумма могла быть настолько велика, что должник сразу же становился не закупом, а холопом.

Не стоит путать холопов с челядинами. Так называемая челядь приобретала полурабский статус в результате пленения, которое часто применялось во время военных походов. Челядинов на Руси было невероятно много. Почти каждая семья, глава которой участвовал в военном походе, имела при себе одного иноземного раба.

Население по «Русской Правде»: таблицы

Правовое положение каждой категории населения можно характеризовать бесконечно долго. Однако наилучшее понимание приходит лишь при взгляде на структуру жителей Киевской Руси, зафиксированную в виде таблицы.

Низшие слои населения по «Русской Правде»
горожанесельские людихолопство
купцысмердычелядь (пленные)
ремесленникирядовичидолговые холопы
мелкие торговцызакупы

В таблице представлены довольно обобщенные данные. Так, до сих пор ходят споры о том, стоит ли причислять челядь к числу холопства. Историки также дискутируют о роли смердов. Далеко не все они были зависимыми.

Высшие слои населения по «Русской Правде»
духовное сословиесветское сословие
митрополит (глава церкви)бояре (тиуны, огнищане, княжьи мужи и др.)
епископ (глава прихода или монастыря)великий князь Киевский
белое духовенство (священники, дьяконы, послушники и др.)князья
черное духовенство (монашество)

Таким образом, данные в виде таблицы дают наилучшую характеристику правовому положению населения по «Русской Правде».

Сборник уголовных норм

Положения, регламентирующие наказания за преступления или проступки, наилучшим образом отражают правовое неравенство различных категорий населения. Субъектом преступления в Киевской Руси считался любой человек, кроме холопа. «Русская Правда» не предусматривала возраста уголовной ответственности для людей. Однако в документе уже отражалось понятие соучастия.

Основным преступлением в документе является «татьба», то есть кража. Худшим видом татьбы считалось конокрадство. Не меньшее внимание уделялось убийству. Самым частым видом наказания за убийство или побои был штраф. Сумма его разнилась в зависимости от того, к какой категории населения относится человек.

Гражданско-правовые нормы

Древнерусское законодательство знало обширную и качественную гражданскую систему. Немалое внимание в «Русской Правде» уделяется праву собственности. Феодал обладал полным имущественным правом на производственные средства и неполной собственностью на работника.

За порчу имущества виновник должен был уплатить штраф и возместить ущерб. Была развитой и договорная система. Именно она формировала и закрепляла правовое положение населения Древней Руси. Люди брали долги, попадали в зависимость, после чего заключали ряд или купу. Все это способствовало установлению той общественной системы, которая сохранялась на протяжении многих последующих веков.

1.2.2. Категории населения. «Русская Правда»

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

По подсчетам современных демографов, на территории Киевской Руси проживало от 2,5 до 4,5 млн человек. Для средневековой Руси была характерна низкая плотность населения (в 2 раза меньше, чем в Западной Европе) при огромных неосвоенных пространствах и больших расстояниях между населенными пунктами.

К концу XI в. относятся первые сведения о пожаловании князьями своим приближенным (боярам, епископам, монастырям) земельных владений — сел с крестьянами. Первым из известных нам владельцев стал в 70-е гг. XI в. Киево-Печерский монастырь.

Археологические исследования уже четко выделяют в XII столетии десятки феодальных усадеб — укрепленных поселений размером 1000 м2 и более, с хоромами хозяина и ремесленными мастерскими, производившими «городскую» продукцию (например, стеклянные браслеты).

За высокими стенами таких усадеб стояли хоромы боярина, многочисленные служебные помещения, «клети» — кладовые, конюшни, принадлежавшие вотчиннику ремесленные мастерские. Обитатели усадьбы резко различались по своему социальному и имущественному положению.

На первом месте стояли представители администрации вотчины: тиун, конюх, ратайный (пашенный) староста. Их жизнь была защищена штрафом намного более высоким, чем за убийство простого человека; они руководили слугами, среди которых были и ремесленники, и пленная или нанятая челядь.

В княжеских селах жили лично свободные «смерды» — они исполняли воинскую повинность и входили в состав княжеского войска. Основное население боярской или монастырской вотчины составляли лично свободные крестьяне — «люди», чья зависимость выражалась в уплате ежегодного оброка.

Господскую пашню обрабатывали обычно разорившиеся крестьяне или «посаженные» на землю рабы-холопы, не обладавшие никакими правами.

Вокруг усадьбы находились пахотные земли, луга, охотничьи угодья с бобровыми ловищами.

«Пространная Правда» подробно фиксирует в законодательных нормах кары за нарушение господских межей и всякое покушение на собственность вотчинника, вплоть до веревки из охотничьей ловушки; регулирует его отношения с «рядовичами» и «закупами» (которых, в частности, можно бить «про дело» и нельзя — в пьяном виде); указывает порядок осуществления «свода» — поиска беглого холопа.

Именно XII столетие стало временем интенсивного образования и роста древнерусских городов: на рубеже X-XI вв. насчитывалось всего 20-25 городских центров; в XI в.

летописи упоминают 64 новых центра, а в XII в. — еще 134. Однако настоящим городом можно считать поселение, сочетавшее в себе несколько функций, т.е.

являвшееся и торгово-ремесленным, и административным, и военным, и духовным центром.

В центре города находился укрепленный детинец с гарнизоном, резиденцией князя или его посадника и с городским собором. Детинец окружал торгово-ремесленный посад, делившийся на «концы» (районы) и улицы, часто по профессиональному признаку.

От центра к рубленым деревянным стенам и воротам расходились основные дороги-улицы, вдоль которых в радиусе кольца укреплений и за ними рос и сам город, приобретая радиально-кольцевую планировку. Уже с Х в. улицы стали мостить, и конструкция мостовых сохранялась без изменения около тысячи лет.

«Средний» древнерусский город занимал от 2,5 до 40 га и насчитывал 3-5 тыс. населения; только в самых крупных центрах было 8-10 тыс. (Старая Рязань) или 20-30 тыс. жителей (Киев и Новгород). Значительная часть горожан — примерно 15 % — вела вполне крестьянский образ жизни.

В пределах городской черты находились сады и огороды, а сразу за стенами — пашни и выгоны; в амбарах горожан хранились рожь, овес и пшеница.

Дома горожан часто совмещались с мастерскими — кожевенными, ювелирными, литейными, ткацкими. В крупных городах насчитывалось около сотни различных ремесленных специальностей, разделение которых шло по готовому изделию.

Продукция ремесленников поступала к купцам; некоторые изделия — ювелирная «кузнь», «русские» навесные замки — даже шли на экспорт вместе с традиционными для Руси мехами и воском. С купцами и ремесленниками были связаны предоставлявшие им кредит ростовщики; восстание в Киеве в 1113 г.

заставило Владимира Мономаха ограничить ставку займа 20 % годовых.

Новгород и Смоленск заключали торговые договоры с северогерманскими городами, объединенными в торгово-политический союз — Ганзу. В Новгороде имелись Немецкий и Готский дворы, а в Киеве уже в XII-XIII вв. существовал еврейский квартал и наряду с ним «латинский» монастырь, при этом сохранившиеся источники не содержат свидетельств национально-религиозной нетерпимости.

Однако на Западе XII в. стал временем рождения городов-коммун, освобождавшихся из-под власти феодалов. Уже в X-XI вв.

в городах Италии, Англии и Франции появились купеческие гильдии, ремесленные цехи, корпорации юристов, ученых и даже «братства хромых и слепых» со своим судом и другими правами, закрепленными в уставах и хартиях.

Центром такой «коммуны» становились ратуша и рынок; феодальный замок располагался, как правило, за пределами городских стен.

На Руси же ни один город (за исключением Новгорода) не находился вне государственно-княжеской юрисдикции и не добился самоуправления. Города создавались княжеской властью; «сердцем» русского города становился детинец (кремль) с княжеской администрацией и боярскими дворами.

Рядом с княжескими владениями в городах располагались боярские дворы с массой зависимых людей. Их наличие препятствовало консолидации горожан по профессиональному признаку; поэтому на Руси так и не сложились цеховые организации, характерные для западноевропейских городов.

Можно говорить только об элементах «городского строя», которые стали проявляться с XII века. К ним можно отнести органы районного самоуправления — «концы», а позднее — более или менее автономные «слободы», которые могли объединять и людей одной профессии, и структуру городского ополчения.

Начиная с XII в. стали появляться купеческие корпорации: объединение новгородских торговцев воском («Иваньское сто»). Однако даже в эпоху расцвета Руси в XII-XIII вв. университеты в наших городах не возникли; единственной организацией, обеспечивавшей развитие образования, до конца XVII в.

Уже в договорах с Византией упоминались нормы русского обычного права — «закона русского», вошедшие позднее в «Русскую Правду» — первый письменный свод законов.

Ярослав Мудрый создал древнейшую часть «Русской Правды»; эти нормы устанавливали плату за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, за кражу и порчу чужого имущества. «Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого; создана около 1072 г.

) включала в себя «устав о штрафах» в пользу князя за убийство свободных людей и «урок мостникам» — правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах. Дополненное и переработанное в XII в.

законодательство стало называться «Пространной Правдой», оно регулировало отношения землевладельцев и крестьян в княжеском и боярском хозяйствах. С именем Владимира Мономаха связано дополнение к «Русской Правде» 1113 г. — «Устав Владимира Всеволодовича», регулировавшее взимание процентов ростовщиками.

При этом государственное право не противостояло традиции, а сосуществовало с ней, постепенно вытесняя наиболее жестокие формы самосуда. K XII в. исчезла кровная месть. Теперь преступник выплачивал «виру» (штраф) в пользу князя и деньги родным потерпевшего. С конца XI в.

запрещался самосуд в отношении вора, застигнутого на месте преступления,- его полагалось связать и вести на княжеский суд. Если на территории своего «мира» общинники обнаруживали труп знакомого им человека, они должны были помочь властям найти убийцу.

За укрытие «душегубца» общинники выплачивали большой штраф — «дикую виру».

Среди имущественных преступлений наибольшее внимание «Русская Правда» уделяла краже («татьбе») и поджогу. Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, поскольку конь был основным средством производства и боевым имуществом.

Поджог одного дома в деревянной Руси мог привести к выгоранию целого села или даже города; если пожар случался зимой, это приводило к гибели людей, оставшихся без крова и имущества. При выяснении факта совершения кражи потерпевший криком созывал соседей, и они «гнали след» — по приметам устанавливали и ловили вора — «татя».

Подозрение могло пасть на любую семью, и тогда ей приходилось «отводить след» — доказывать свою невиновность. Если утраченная вещь или вор не были найдены, потерпевший мог сделать «заклич» — объявление на площади о пропаже в надежде, что кто-нибудь видел украденное имущество у другого человека.

Если новый владелец вещи заявлял, что купил ее, то он должен был доказать добросовестность ее приобретения с привлечением двух свидетелей или «мытника» — сборщика торговых пошлин.

Суд вершился на княжеском дворе в присутствии общинников. Уже тогда в любой тяжбе принимали участие истец, ответчик, а при необходимости свидетели — «видоки» и «послухи».

Когда явных улик против подозреваемого не было, истец и ответчик (или их представители) начинали судебный поединок — «поле»; победивший выигрывал дело, поскольку считалось, что Бог помогает правому.

Другим видом Божьего суда были испытания участников раскаленным железом и водой: связанного человека опускали в воду; если он начинал тонуть, то считался выигравшим дело.

Высшей мерой являлся «поток и разграбление»: иногда это означало убийство осужденного и хищение его имущества, иногда — изгнание и конфискацию имущества, иногда — продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была «вира» (штраф), назначавшаяся за убийство. Основным же наказанием за большинство преступлений являлся денежный штраф — «продажа».

«Виры» и «продажи» в пользу князя сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье (так называемые «головничество» и «урок»). Взимал штрафы княжеский вирник. Он приезжал в дом осужденного со свитой и ждал уплаты виры, каждый день получая натуральное содержание. Поэтому преступнику выгоднее было как можно быстрее уплатить штраф или долг.

Категории населения. «Русская правда»

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Первыми феодалами на Руси стали князья. Князья жаловали земельные владения (вотчины) своим дружинникам, церкви.

«Русская правда» — свод письменных законов, начало составления, которому положил Ярослав Мудрый.

Структура «Русской правды»

1) «Правда Ярослава» — 1016г.

2) «Правда Ярославичей» — 1072г.

3) «Устав Владимира Мономаха» — 1113 г.

Термины

Поместье – ненаследственное земельное владение, которое давалось князем феодалу за службу и на время службы.

Посадник – наместник князя в землях Руси, глава городской администрации, в Новгородской республике – глава города.

Тысяцкий – военный предводитель на Руси до ХV в., в Новгородской республике – воевода, руководитель тысячи ополченцев.

Архиепископ — в Новгородской республике – глава церкви.

Батый – монгольский хан, внук Чингисхана, завоевал Северо-Восточную и Южную Русь.

Золотая Орда – монголо-татарское феодальное государство, основанное в нач. 40-х гг. ХIII в. ханом Батыем. Столица – Сарай – Берке.

Баскак- чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных землях.

Басма – пластина из золота, серебра, дерева, выдававшаяся монгольскими ханами, как пропуск, ханская грамота.

Ярлык – грамота на великое княжение, выдававшаяся ханами Золотой Орды.

«Ордынский выход» — дань русских земель монголо-татарам.

Заполни пропуски

наместник князя в землях Руси, глава городской администрации, в Новгородской республике – глава города.
военный предводитель на Руси до ХV в., в Новгородской республике – воевода, руководитель тысячи ополченцев.
в Новгородской республике – глава церкви.
монгольский хан, внук Чингисхана, завоевал Северо-Восточную и Южную Русь.
чиновник монгольского хана, ведавший сбором дани и учетом населения на завоеванных землях.
монголо-татарское феодальное государство, основанное в нач. 40-х гг. ХIII в. ханом Батыем. Столица – Сарай – Берке.
грамота на великое княжение, выдававшаяся ханами Золотой Орды.
дань русских земель монголо-татарам.
образование государства у монголо-татар во главе с Чингисханом.
Битва на реке Калке русско-половецкое войско разбито Чингисханом.
великий хан Угэдей на курултае принял решение о походе к «последнему морю» (в Европу).
Батый захватил Волжскую Болгарию.
поход Батыя на Северо-Восточную Русь.
поход Батыя на Южную Русь
нашествие Батыя на Русь, начало монголо-татарского ига
Невская битва (русские против шведских феодалов) Полководец Александр Ярославич
Ледовое побоище (русские против рыцарей-крестоносцев) Полководец Александр Невский

Ярослав Мудрый — 1019- 1054гг.

Систему управления Древнерусским государством при Ярославе Мудром.

1) функции княжеской власти стали сложными

2) управление государством осуществлялось согласно «Русской правде»

3) судебные функции осуществлял княжеский суд

4) отдельными русскими землями от имени князя управляли удельные князья – члены семьи великого князя.

Тесты по истории России — Категории населения. Русская правда

какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Смотреть картинку какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Картинка про какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде. Фото какие социальные группы древнерусского общества представлены в русской правде

Два юридических критерия, особо выделяющих эти группы в составе общества, —

Эти юридические привилегии имели: князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане. В этом перечне не все лица могут быть названы «феодалами», можно говорить лишь об их привилегиях, связанных с особым социальным статусом, приближенностью к княжескому двору и имущественным положением.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории.

Юридически и экономически независимыми группами были:посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

Городское (посадское) население дели­лось на ряд социальных групп — боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.).

Свободный смерд-общинник обладал определенным имуществом, которое он мог завещать детям (землю — только сыновьям). При отсутствии наследников его имущество переходило общине.

Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.

В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Закуп. Краткая редакция Русской Правды не упоминает закупа, зато в Пространной редакции помещен специальный Устав о закупах. Закуп — человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т. е. заем, в который могли включаться разные ценности, — земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с нарастанием процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т. е. превращен в полного холопа. Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина, не расплатившись, закуп также обращался в холопа. В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей («по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое — все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом.

В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля)

( по школьным учебникам трёх авторов)

«Русская Правда» — первый писаный свод законов в Киевской Руси

князь — военный вождь у восточных славян, позже
глава государства

великий князь — первоначально титул киевского князя, позже
— глава великого княжества на Руси

феодалы — в Средние века земельные собственники,
получившие землю в наследственное владение от князя на условиях несения службы
у него

бояре — в Киевской Руси старшие дружинники князя,
помогавшие ему управлять государством; с ХV в. высший чин среди служилых людей

боярин — Старший дружинник, крупный
землевладелец, владелец вотчины

тиун — Исполнитель княжеских поручений, слуга

огнищанин — Управитель; хозяин подсеки (огнища), мелкий
или средний землевладелец, «княжеский муж»

дружина (товарищество) — отряд воинов, объединявшихся вокруг вождя. В
древней Руси — вооруженный конный отряд при князе, участвовавший в военных
походах, управлении княжеством, а также личным хозяйством князя

отроки – младшая дружина

мужи – старшая дружина или же главы больших
патриархальных семей

воевода — руководитель ополчения

вои — свободные крестьяне-общинники, обязанные
участвовать в ополчении

митрополит — один из высших санов в ряде христианских
церквей, глава церковной области, подчиненный патриарху

митрополит — Глава православной церкви в
Киевской Руси

епископ — Глава церковного округа,
высшее духовное лицо в православной и других церквях

люди, людины, смерды — свободные крестьяне-общинники, несшие
повинности в пользу князя

челядь — Домашние рабы или же женщины, дети и другие
члены семьи

убогие, скудные — Самая бедная часть соседской общины

закуп — Человек, попавший в зависимость за долги,
ссуду (купу)

рядович — Человек, попавший в зависимость на основе
договора (ряда)

наймит — Человек, работавший на господской земле по
найму, за плату

прощенники — Люди, трудившиеся на церковных землях после
прощения им долгов, преступлений или выкупленные церковью у государства
преступники

холопы — категория зависимого населения на Руси,
близкая по своему правовому положению к рабам

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *