какие социальные группы представлены на фотографии назовите не менее 3 групп по разным основаниям
Социальные группы: понятие, примеры, классификация, функции
Приветствую Вас, друзья!
Каждый человек является частью нескольких социальных групп, люди в которых объединены определенными признаками. Это утверждение справедливо даже по отношению к тем, кто практически ни с кем не общается и взаимодействует с миром только через интернет. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой социальные группы, как они формируются, какими признаками обладают и какую роль играют в нашей жизни.
Что такое социальная группа?
Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.
Минимальный размер социальной группы зависит от того, с какой целью она выделяется. В определенных ситуациях это может быть и 2 человека. Но в большинстве случаев речь идёт о группах, включающих хотя бы несколько человек. Максимальный размер социальной группы не ограничен и зависит от того, насколько распространен признак, по которому выделяется данная группа.
Примеры социальных групп:
Социальные группы могут выделяться по разным признакам, объединяться между собой или, наоборот, разделяться по какому-то дополнительному признаку. К примеру, студенты и студентки, обучающиеся на одном курсе вуза, могут рассматриваться как одна обобщенная или две отдельные социальные группы (в зависимости от задачи).
Сопоставление человека с определенной социальной группой позволяет понимать его потребности, интересы, особенности поведения и прочие личностные характеристики, ничего о нём не зная. Поэтому данное понятие так интересует маркетологов.
Признаки социальных групп
При объединении людей в социальные группы используется обобщение по следующим признакам:
Социальная группа – это объединение людей, которые сами как-то соотносят себя друг с другом. При этом они не обязательно взаимодействуют между собой напрямую (к примеру, прихожане церкви могут не быть знакомыми между собой, но признают, что являются частью объединения).
Классификация социальных групп
Для лучшего понимания того, что такое социальная группа, разберёмся с особенностями классификации различных групп. Американский социолог Чарльз Кули предложил разделить их на два типа:
Другой распространенный метод классификации основывается на способе внутренней организации и регулирования взаимодействия между членами группы. В рамках данной классификации социальные группы делятся на:
Ещё один признак, который часто используется – это степень принадлежности индивида к определенной группе. Данный подход применяется, когда нужно показать отношение конкретного человека к социальной группе. Здесь возможны три варианта:
Ещё один вполне очевидный признак для классификации – численность. По нему все социальные группы делятся на два типа:
Принадлежность к социальным группам может меняться либо сохраняться в течение жизни. К примеру, место рождения, цвет кожи, пол и некоторые особенности здоровья не меняются. Соответственно, по данным признакам человек всю жизнь принадлежит к определенным социальным группам. Но при этом у него меняется возраст, социальный и семейный статус, место жительства, уровень дохода и многие другие признаки, в связи с чем он переходит между разными группами.
Способы деления на социальные группы
Рассмотрим несколько наиболее важных признаков, используемых социологами, маркетологами и прочими исследователями для определения социальных групп.
Разумеется, один человек на основании перечисленных признаков может быть отнесён к нескольким социальным группам. К некоторым он будет относиться на протяжении всей жизни (пол, национальность), другие будут меняться (возраст), третьи он, возможно, поменяет сам (профессия, религиозная принадлежность, место проживания).
Правила поведения в социальной группе
Для многих социальных групп характерны определенные правила поведения, называемые «групповыми нормами». Чаще всего групповыми нормами являются:
В формальных социальных группах соблюдение групповых норм часто является требованием (к примеру, школьники должны носить форму и приходить в школу с рюкзаком или портфелем). В неформальных социальных группах нет официальных правил, требующих соблюдать групповые нормы, но их несоблюдение может привести к неуважению, непризнанию и прочим санкциям со стороны других участников.
Функции социальных групп
Ещё одним важным моментом в понимании того, что такое социальная группа, является знание её функциональной значимости (то есть, пользы, которую она может приносить своим участникам). Социологи называют следующие функции социальных групп:
Отличия социальной группы от социальной общности
Следует отличать понятия социальная группа и социальная общность. Социальная группа – это объединение людей, так или иначе взаимодействующих между собой или имеющих отношение друг к другу, даже если они не знакомы между собой (к примеру, коллектив большой корпорации является социальной группой).
Социальной общностью называется некоторая совокупность людей, не имеющих отношения друг к другу, но объединяемых каким-то общим признаком. Кроме того, в отличие от социальной группы, она может представлять собой временное объединение людей. К примеру, зрители, пришедшие в кинотеатр на просмотр фильма – это социальная общность, но не группа.
Социальные группы
Что такое социальные группы и как они появились
Социальные группы — это устойчивые группы, людей в которых объединяют одни и те же определенные признаки и функции. Например, интересы, положение в обществе, ценности и т. д.
Людей можно назвать социальной группой, если они:
понимают, что входят в конкретную группу;
признают, что другие члены этой группы — тоже ее часть;
взаимодействуют друг с другом внутри своей социальной общности.
Виды социальных групп
Разделить социальные группы на виды можно по нескольким признакам. Всего их 5:
по характеру взаимодействия;
по факту существования;
по способу организации;
по социальному положению.
Рассмотрим, какие бывают группы, в отдельных таблицах.
Люди связаны тесной формой взаимоотношений и заняты общим делом. У всех членов одни и те же цели, поведение и психологические черты. Эта группа — элементарная ячейка общества.
Люди имеют общие цели и деятельность, но не так тесно общаются друг с другом.
Большое количество людей, которое занимает одинаковое положение в обществе и из-за этого связано общими интересами.
Семья, компания друзей, класс в школе и т. д.
Коллеги на работе, соседи по подъезду или улице, население города.
Нация, народность, класс и т. д.
По характеру взаимодействия
Люди внутри группы поддерживают друг друга и связаны личными отношениями.
Люди внутри группы связаны деловыми отношениями и общей целью.
Малые социальные группы — это семья, друзья, одноклассники и т. д.
Средние и большие группы — это коллеги, политические партии, профсоюзы и т. д.
По факту существования
Сообщество людей создали искусственно для учета статистики.
Группу создали по реальным признакам, которые осознают люди.
Пассажиры троллейбусов, покупатели конкретного магазина или товара и т. д.
Жители деревень, школьники, мужчины, женщины, дети и т. д.
По способу организации
Группа, которая существует только в пределах организации.
Группа, которая возникает за счет системы личных отношений и интересов людей.
Группа в университете, одноклассники, коллеги и т. д.
Читательский клуб, музыкальная группа, кружок гончарного искусства и т. д.
По социальному положению
Группа сложилась на конкретной территории. Люди внутри нее связаны общими чертами: языком, культурой, ценностями и т. д.
Нация, народность, раса, племя.
Группа людей, которые живут на одной территории и ведут схожий образ жизни.
Жители города, деревни и т. д.
Группа, внутри которой люди схожи по полу или возрасту.
Мужчины, женщины, молодежь, родители, дети и т. д.
Совокупность людей, в которой члены связаны одной профессией.
Врачи, актеры, инженеры, повара и т. д.
Группа людей, имеющих общие религиозные взгляды.
Синтоисты, христиане, католики, буддисты.
Что такое квазигруппа
В ряду социальных групп разных типов существует и еще одно понятие — квазигруппы. Это название происходит от латинского quasi — мнимый.
Квазигруппа — это малоустойчивая неформальная группа людей, которые взаимодействуют между собой только одним или немногими способами. У такой группы нет четкой структуры, норм и системы ценностей.
Виды квазигрупп
Люди, которых объединяет общий кумир: музыкальная группа, актер или актриса, киберспортивная команда и т. д.
Люди, которые связаны приемом-передачей одной и той же информации в конкретный момент: слушатели в концертном зале, болельщики на стадионе, зрители в кино и т. д.
Временная группа людей, которых объединяет интерес или событие.
Признаки и свойства квазигрупп отличаются от тех, что характерны для других социальных объединений. Рассмотрим их подробнее.
Анонимность. Люди в квазигруппе часто не знакомы между собой, они не ощущают контроля и ответственности перед группой.
Внушаемость. Членам такой группы проще внушить какую-либо идею, чем людям за ее пределами.
Социальная заражаемость. Люди внутри квазигруппы быстрее подхватывают эмоции от других членов и с той же скоростью меняют их.
Бессознательность. Человек внутри квазигруппы становится менее осознанным как личность, поддается инстинктам толпы и может быть непредсказуемым.
Как социальные группы влияют на человека
Мы уже выяснили, какие существуют социальные группы и что они значат в жизни всего общества. Осталось разобраться, что они значат для каждого из членов. Рассмотрим в таблице обе стороны медали — положительные и отрицательные последствия.
У членов группы формируются социальные ценности, каждый учится следовать нормам.
В группах правит мнение большинства. Ради общей цели ее члены могут пожертвовать интересами отдельных людей.
Люди внутри групп развивают коммуникативные навыки: учатся говорить, слышать и слушать.
Группы редко ставят свежий взгляд выше привычного, поэтому подавляют идеи одаренных и творческих членов.
Члены групп помогают друг другу правильно оценивать свои поступки и воспринимать свое «я».
Некоторые члены групп вынуждены идти на внутренний конфликт и соглашаться с ее идеями, которые сами не поддерживают.
В группе человек ощущает, что причастен к общему делу, и более уверен в себе.
Проверь себя
Давайте проверим, насколько хорошо вы разбираетесь в теме статьи. Ниже мы собрали 10 примеров групп людей. Ваша задача — указать виды социальных групп, к которым эти люди принадлежат. Напоминаем, что их может быть сразу несколько.
Коллектив бетонного завода.
Зрители постановки в оперном театре.
Одногруппники в университете.
Прохожие, которые остановились посмотреть на аварию.
Прихожане мечети Кул-Шариф.
Любители музыкальных групп в жанре k-pop.
Пассажиры междугороднего поезда.
Социальные группы во всем их многообразии — это сложная система, в которой предстоит разобраться каждому выпускнику. Чтобы облегчить задачу, предлагаем изучить эту тему вместе с репетиторами Skysmart. На курсах подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию вы сможете отыскать пробелы в знаниях о социальных группах, познакомиться с заданиями экзамена и сдать его без стресса. Вводный урок — бесплатно.
Какие социальные группы представлены на фотографии назовите не менее 3 групп по разным основаниям
Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций.
2) Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку.
3) В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными.
4) Реальная группа — это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения.
5) Социальная группа — это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками.
1) Интересы участников неформальных групп всегда расходятся с целями официальных организаций. Нет, неверно, например инициативная группа, которая решит провести субботник во дворе преследует те же цели, что и ЖЭК.
2) Взаимодействие в первичных группах носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Да, верно, это их сущностная характеристика.
3) В неформальных группах взаимодействия являются безличностными и функциональными. Нет, неверно, это характерно для формальных групп.
4) Реальная группа — это искусственно сконструированная группа, которая выделяется для целей статистического учёта населения. Нет, неверно, это номинальная группа.
5) Социальная группа — это совокупность людей, обладающая общими социально значимыми признаками. Да, верно, это ее определение.
Используя обществоведческие знания:
1) раскройте смысл понятия «социальная группа»;
2) составьте два предложения:
— одно предложение, содержащее информацию о любом критерии выделения и соответствующих ему видах социальных групп;
— одно предложение, раскрывающее особенности социальной группы «молодёжь».
(Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о любом критерии выделения и соответствующих ему видах социальных групп, опирающейся на знание курса, например: в зависимости от характера связей, объединяющих членов группы, выделяют формальные и неформальные группы.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о любом критерии выделения и соответствующих ему видах социальных групп.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной группы «молодёжь», например: молодёжь как социальная группа отличается возрастными особенностями и высоким уровнем социальной мобильности.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знание курса особенности социальной группы «молодёжь».)
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются:
— наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Понятие социальной группы.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Процессы протекающие в малых социальных группах:
а) групповая интеграция;
б) групповая дифференциация и лидерство;
в) конформизм и групповое давление и т.д.
5. Многочисленность социальных групп.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Наличие любых двух из 2, 3, 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Малые группы и их роль в обществе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитывается:
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
– корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «малой группы».
2. Особенности малых групп:
а) поведенческая и психологическая общность членов группы;
б) наличие общих интересов и ценностей;
в) общие групповые нормы.
3. Виды малых групп:
4. Примеры малых групп:
в) трудовой коллектив.
5. Функции малых групп:
6. Межличностные отношения в малой группе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.
Наличие любых двух из 2—5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Среди разных возрастных категорий населения страны Z был проведён социологический опрос на тему: «Каким социальным институтам Вы доверяете больше всего?» Его результаты отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Во всех возрастных группах школа пользуется наименьшим доверием.
2) Больше всего доверяют церкви представители старшей возрастной группы.
3) Уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах.
4) Семья пользуется наибольшим доверием во всех возрастных группах.
5) Уровень доверия к школе и церкви во всех возрастных группах примерно одинаков.
1) Во всех возрастных группах школа пользуется наименьшим доверием — нет, неверно.
2) Больше всего доверяют церкви представители старшей возрастной группы — да, верно.
3) Уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах — да, верно.
4) Семья пользуется наибольшим доверием во всех возрастных группах — да, верно.
5) Уровень доверия к школе и церкви во всех возрастных группах примерно одинаков — нет, неверно.
3 ответ. Уровень доверия средней группы к школе выше, чем к церкви, но меньше чем к семье. Поэтому утверждение, что уровень доверия к школе в средней возрастной группе выше, чем в других группах неверно.
Вы неверно поняли вариант ответа. Имеет в виду, что доверие к школе выше всего у группы от 30-50, нежели у групп старше 50 и младше 30.
Почему 2 вариант ответа верный? Ведь представители старшей возрастной группы больше всего доверяют СЕМЬЕ.
Больше всего по сравнению с другими возрастными группами.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «малая группа»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп;
− одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: малая группа — устойчивое объединение людей, связанных совместной деятельностью;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение, содержащее информацию о типах малых групп, например: Малые группы делятся на формальные и неформальные;
(Может быть составлено любое другое предложение, содержащее информацию.)
3) одно предложение, раскрывающее отличительную особенность семьи как малой группы, например: Члены семьи как малой группы связаны общностью быта, взаимной заботой.
(Может быть составлено любое другое предложение.)
Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.
В стране Z был проведён опрос среди представителей различных возрастных групп о предпочтительных формах телевизионного вещания. Его результаты отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Эфирное телевидение является наиболее популярным видом телевидения для опрошенных всех возрастных групп.
2) Популярность интернет-телевидения снижается с увеличением возраста опрошенных.
3) Кабельное телевидение не является самым популярным видом телевещания ни в одной из возрастных групп опрошенных.
4) В возрастной группе опрошенных старше 50 лет кабельное телевидение использует такой же процент респондентов, какой использует эфирное телевидение в возрастной группе до 30 лет.
5) В возрастной группе опрошенных от 30 до 50 лет эфирное и кабельное телевидение одинаково популярны.
2) Популярность интернет-телевидения снижается с увеличением возраста опрошенных. ДА. верно
3) Кабельное телевидение не является самым популярным видом телевещания ни в одной из возрастных групп опрошенных. НЕТ, неверно
4) В возрастной группе опрошенных старше 50 лет кабельное телевидение использует такой же процент респондентов, какой использует эфирное телевидение в возрастной группе до 30 лет. ДА, верно
5) В возрастной группе опрошенных от 30 до 50 лет эфирное и кабельное телевидение одинаково популярны. ДА, верно
Правильный ответ: 245
Учёные опросили граждан страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по Вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения.
2) Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей.
3) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера.
4) Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека.
5) Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей.
1) Наименьшая доля опрошенных юношей видит причину отклоняющегося поведения во влиянии социального окружения — да, верно.
2) Доля тех, кто считает, что отклоняющееся поведение человека связано с его образом жизни, среди девушек выше, чем среди юношей — да, верно.
3) Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера — да, верно.
4) Три четверти опрошенных каждой группы считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни человека — нет, неверно.
5) Доля тех, кто видит биологические причины отклоняющегося поведения, среди девушек выше, чем среди юношей — нет, неверно.
В стране Z был проведён социологический опрос среди различных возрастных групп на тему: «Каким устройством Вы пользуетесь чаще всего для выхода в интернет? » Его результаты отражены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Стационарный ПК является самым популярным устройством для выхода в интернет среди всех возрастных групп.
2) Молодёжь использует телевизор для выхода в интернет примерно так же часто, как люди старшей возрастной группы — планшет.
3) Телефон является вторым по популярности средством выхода в интернет для всех возрастных групп.
4) Популярность телефона как средства выхода в интернет возрастает с увеличением возраста пользователей.
5) Во всех возрастных категориях ноутбук используется для выхода в интернет чаще, чем планшет.
1) Стационарный ПК является самым популярным устройством для выхода в интернет среди всех возрастных групп — да, верно.
2) Молодёжь использует телевизор для выхода в интернет примерно так же часто, как люди старшей возрастной группы — планшет — да, верно.
3) Телефон является вторым по популярности средством выхода в интернет для всех возрастных групп — нет, неверно.
4) Популярность телефона как средства выхода в интернет возрастает с увеличением возраста пользователей — нет, неверно.
5) Во всех возрастных категориях ноутбук используется для выхода в интернет чаще, чем планшет — да, верно.
«Знаете ли Вы, в каком году был основан Ваш город (посёлок, село)?» Ответы на данный вопрос были получены в ходе опроса, проведённого Фондом «Общественное мнение». Результаты опроса, распределённые по группам в зависимости от образования респондентов, приведены в диаграмме (в %).
Какие выводы можно сделать на основании приведённых данных? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Больше всего опрошенных, давших утвердительные ответы, относятся к группе лиц с высшим образованием.
2) Самая многочисленная группа отрицательно ответивших на вопрос имеет образование среднее общее и ниже.
3) В целом около половины опрошенных дали утвердительный ответ на поставленный вопрос.
4) Среди давших утвердительные ответы поровну представлены люди со средним общим и средним специальным образованием.
5) Среди давших отрицательные ответы больше людей с высшим образованием, чем со средним специальным.
1) Больше всего опрошенных, давших утвердительные ответы, относятся к группе лиц с высшим образованием — да, верно.
2) Самая многочисленная группа отрицательно ответивших на вопрос имеет образование среднее общее и ниже — да, верно.
3) В целом около половины опрошенных дали утвердительный ответ на поставленный вопрос — да, верно.
4) Среди давших утвердительные ответы поровну представлены люди со средним общим и средним специальным образованием — нет, неверно.
5) Среди давших отрицательные ответы больше людей с высшим образованием, чем со средним специальным — нет, неверно.
а почему 3 подходит?
Там и есть около 50 %
Учёные опросили 20-летних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т.п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе.
2) Определённая доля молодёжи страны Z осознаёт зависимость своего будущего от решения экологических проблем.
3) Молодёжь страны Z проявляет интерес к проблемам социально незащищённых групп населения.
4) Большинство опрошенных в принципе не готовы оказывать безвозмездную помощь.
5) Равные доли юношей и девушек готовы участвовать в деятельности профессиональных объединений.
1) Молодёжь страны Z в наибольшей степени заинтересована в активной политической деятельности на безвозмездной основе — нет, неверно.
2) Определённая доля молодёжи страны Z осознаёт зависимость своего будущего от решения экологических проблем — да, верно.
3) Молодёжь страны Z проявляет интерес к проблемам социально незащищённых групп населения — да, верно.
4) Большинство опрошенных в принципе не готовы оказывать безвозмездную помощь — нет, неверно.
5) Равные доли юношей и девушек готовы участвовать в деятельности профессиональных объединений — да, верно.
В стране Z был проведён опрос среди представителей различных возрастных групп об основных источниках информации, освещающих текущие события в мире. Его результаты отражены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Для всех возрастных групп телевидение является главным источником информации.
2) Значение печатных изданий как источников информации растёт с увеличением возраста респондентов.
3) Радио не является главным источником информации ни для одной из возрастных групп.
4) Респонденты моложе 30 лет и респонденты от 30 до 50 лет получают больше информации из телевизионных передач, чем из всех других источников вместе взятых.
5) Для людей старше 50 лет радио и Интернет играют приблизительно одинаковое значение в качестве источников информации.
1) Для всех возрастных групп телевидение является главным источником информации — нет, неверно.
2) Значение печатных изданий как источников информации растёт с увеличением возраста респондентов — да, верно.
3) Радио не является главным источником информации ни для одной из возрастных групп — да, верно.
4) Респонденты моложе 30 лет и респонденты от 30 до 50 лет получают больше информации из телевизионных передач, чем из всех других источников вместе взятых — нет, неверно.
5) Для людей старше 50 лет радио и Интернет играют приблизительно одинаковое значение в качестве источников информации — да, верно.
Для самых молодых Интернет 45%, а телевидение 35%. По четвертому объясните, с чем вы спорите.
Выберите верные суждения о социальном интересе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальные интересы могут быть индивидуальными, групповыми, классовыми, общенациональными.
2) Социальные интересы проявляются только в духовной сфере общественной жизни.
3) Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности посредством включения субъекта в общественные отношения.
4) Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности.
5) Социальный интерес является врождённым и не меняется в процессе социализации.
1) Социальные интересы могут быть индивидуальными, групповыми, классовыми, общенациональными. Да, верно, социальный интерес обусловлен принадлежностью к определенной социальной группе.
2) Социальные интересы проявляются только в духовной сфере общественной жизни. Нет, неверно, они могут проявляться в любой сфере жизни.
3) Сущность интереса состоит в необходимости реализации потребности посредством включения субъекта в общественные отношения. Да, верно, в этом сущность реализации интересов индивидом.
4) Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Да, верно, это определение понятия интерес.
5) Социальный интерес является врождённым и не меняется в процессе социализации. Нет, неверно, социальные интересы появляются и меняются в течении жизни, они обусловлены принадлежностью индивида к определенной социальной группе.
В государстве Z правительство наметило реформу образования. Предварительно был проведен социологический опрос, включавший, в частности, такой пункт анкеты: «Что должна давать школа в первую очередь?» Полученные данные представлены в диаграмме (% от числа опрошенных).
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для людей старше 40 лет.
2) Для всех возрастных групп приоритетом является получение учениками необходимых знаний.
3) Опрошенные старше 30 лет примерно одинаково оценивают воспитательную функцию школы.
4) Представители всех возрастных групп не рассматривают подготовку к поступлению в вуз как главную цель школы.
5) Запланированная правительством реформа образования должна усилить воспитательную функцию школы.
1) Среди всех опрошенных гарантии поступления в вуз более всего важны для людей старше 40 лет — нет, неверно, для 30−39 они важнее.
2) Для всех возрастных групп приоритетом является получение учениками необходимых знаний — да, верно.
3) Опрошенные старше 30 лет примерно одинаково оценивают воспитательную функцию школы. — да, верно.
4) Представители всех возрастных групп не рассматривают подготовку к поступлению в вуз как главную цель школы — да, верно.
5) Запланированная правительством реформа образования должна усилить воспитательную функцию школы — нет, неверно, такой вывод сделать нельзя.
почему ответ под номером три правильный?
Примерно равны, посмотрите на диаграмму, так оно и есть.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предоставил данные исследования представлений россиян о роли политологов. Был задан вопрос: «Вы доверяете или не доверяете комментариям политологов по общественно значимым вопросам?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди опрошенных обоих возрастов доля респондентов, утверждающих, что кому-то они доверяют, а кому-то нет, превышает доли тех, кто высказал иное мнение.
2) Среди опрошенных старше 60 лет доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов, превышает долю тех, кто не доверяет комментариям большинства политологов.
3) Среди опрошенных в возрасте 18–24 лет доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов, выше, чем доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов в старшей возрастной группе.
4) Доли затруднившихся с ответом опрошенных обеих возрастных групп совпадают.
5) Треть всех опрошенных старшего возраста доверяет комментариям большинства политологов.
1) Среди опрошенных обоих возрастов доля респондентов, утверждающих, что кому-то они доверяют, а кому-то нет, превышает доли тех, кто высказал иное мнение. Да, верно, у обоих возрастов это доля около 50%, остальные варианты ответа имею меньшую долю.
2) Среди опрошенных старше 60 лет доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов, превышает долю тех, кто не доверяет комментариям большинства политологов. Да, верно, 22% и 19% соответственно.
3) Среди опрошенных в возрасте 18–24 лет доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов, выше, чем доля тех, кто доверяет комментариям большинства политологов в старшей возрастной группе. Нет, неверно, 7% и 22% соответственно.
4) Доли затруднившихся с ответом опрошенных обеих возрастных групп совпадают. Да, верно, около 11 %.
5) Треть всех опрошенных старшего возраста доверяет комментариям большинства политологов. Нет, неверно, их 22%, а треть это около 33%.
Социологи выясняли, существует ли связь между полученным образованием и выбором работы по специальности. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди лиц, получивших высшее и незаконченное высшее образование, доля респондентов, работающих по специальности, превышает доли всех остальных групп опрошенных, работающих по специальности.
2) Среди всех опрошенных доля работающих по специальности по сравнению с долей не работающих по специальности наиболее высока у тех, кто получил высшее или незаконченное высшее образование.
3) Среди всех опрошенных, работающих не по специальности, доля лиц, получивших среднее образование, занимает первое место.
4) Доля опрошенных со средним образованием, не работающих по специальности, не превышает долю опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием, работающих по специальности.
5) Среди лиц со средним специальным образованием доля работающих по специальности выше доли работающих не по специальности.
1) Среди лиц, получивших высшее и незаконченное высшее образование, доля респондентов, работающих по специальности, превышает доли всех остальных групп опрошенных, работающих по специальности. Да, верно, их 59%, а остальных 41% и 43% соответственно.
2) Среди всех опрошенных доля работающих по специальности по сравнению с долей не работающих по специальности наиболее высока у тех, кто получил высшее или незаконченное высшее образование. Да, верно, это единственная группа опрошенных, где доля работающих по специальности больше, чем доля не работающих по специальности.
3) Среди всех опрошенных, работающих не по специальности, доля лиц, получивших среднее образование, занимает первое место. Нет, неверно, у группы респондентов, получивших среднее специальное образование, эта доля выше.
4) Доля опрошенных со средним образованием, не работающих по специальности, не превышает долю опрошенных с высшим и незаконченным высшим образованием, работающих по специальности. Да, верно, 51% Ответ: 124.