какие социальные регуляторы существовали в догосударственном обществе
§ 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они, по сути дела, входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.
Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком потому, что в дополнение к биологическим законам научился еще и регулировать свое поведение. Он изобрел общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития. Социальные регуляторы догосударственного периода позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги перед окружающим миром и направить ее на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений (Т.В. Кашанина).
Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
2) реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Какие социальные регуляторы существовали в догосударственном обществе
Система социального ‘регулирования представляет собой совокупность средств и методов воздействия на поведение индивида, посредством которых ему придается состояние, желаемое и необходимое для общества.
Система социального регулирования включает в себя ненормативные (ценностный, информационный, предсказания, приказы и т.д.) и нормативные регуляторы (нормы права, морали, религии, традиций, обычаев и т.д.). Действие этих групп регуляторов различно.
Ненормативная подсистема влияет на сознание, чувства, привычки, эмоции индивида, стремясь убедить его в полезности определенного поведения. Так, например, ценностный регулятор воздействует на поведение людей посредством убеждения в выгодности следования исторически сложившимся стереотипам (устойчивым ожиданиям), психологическим установкам, целям, которые разделяет большинство группы, общества, устоявшемуся распределению социальных ролей между мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми.
Однако в процессе самоорганизации рода, племени складывалась и нормативная подсистема. Ее действие основано на установлении четких правил поведения (норм), содержащих равный масштаб свободы. Такие правила характеризуются обязательностью исполнения и наличием санкций за их нарушение. На основе этих правил люди организовывали и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоизм человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правит взаимопомощи, самозащиты и способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять данные правила. Нормы догосударственного общества исторически были первой разновидностью социальных норм.
Мононормы
Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок. В процессе отбора сохранялись только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рола, племени, обеспечению их целостности. Среди мононорм можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания, которые различались по характеру санкций. Нормы-запреты существовали в виде табу, нарушение их каралось жестокими наказаниями. Нормы-ожидания находили свое выражение в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах и формировали у индивида установку на положительное поведение.
У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, в числе которых было много норм-запретов, направленных на ограничение произвола сильных, господства животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т.е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или различные божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности.
Например, в книгах Д.Д. Фразера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками (людьми из другого племени), на прием пищи и питья, который связан с особой опасностью (в это время Душа могла выскользнуть через рот); табу на обнажение липа, на остатки пиши, людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после военных действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, существовало табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест).
Многие табу у некоторых народов сохраняются до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам.
Известен случай, когда в июле 1874 г. камбоджийский король выпал из перевернувшегося экипажа. Он без сознания лежал на земле, по никто из свиты не осмеливался к нему прикоснуться, пока не подоспел один из европейцев, который или не знал о табу на королевскую особу, или счел, что к нему это не относится. Он-то и помог раненому монарху добраться до дворца.
В прошлом существовал запрет, согласно которому никто не мог прикоснуться к императору Кореи. Если он все-таки дозволял кому-то прикоснуться к своей особе или сам прикасался к кому-то, то счастливчик удостаивался большой чести: всю оставшуюся жизнь он должен был носить особый знак отличия: как правило, это был шнурок из красного шелка.
Среди норможидании особое место занимали мифы. Они в образной форме (мистической, религиозной) отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Из мифов человек узнавал о хороших и плохих способах повеления и их последствиях. Мифы содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. Через мифологические обряды и действия первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. На основе полученных знаний человек определял свое поведение, строил взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы служили руководством к действию и представляли собой комплекс верований, придающих жизни человека смысл. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и выработать устойчивые правила поведения.
Например, у индейцев племени яномамс, проживающих на юге Венесуэлы и севере Бразилии, сформировалась следующая система представлений об окружающем мире, обусловливающая их поведение в быту. Согласно мифу племя яномамс произошло от крови Духа Луны, который часто спускался на землю, где питался душами детей и хлебом из маниоки. Однажды человек рассердился за это и в гневе ранил стрелой Духа в живот. Кровь брызнула на землю, и ее капли превратились в людей. Дух Луны передал людям племени яномамс такие качества, как воинственность и жестокость. Они должны проявлять эти качества в жизни. Так, если мужчину обвиняли В трусости или жадности, то ожидалось, что он вызовет обидчика на поединок. При этом противники должны были обмениваться ударами в грудь. Споры относительно женщин или воровство пищи являлись основанием для драки на палках, когда группы мужчин избивали друг друга дубинками длиной от 8 до 10 футов. Таким образом, благодаря мифу формировалось определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномамс. Главной ценностью считалась жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, являлось нормой, соответствующей этой ценности.
К нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, кроме мифа относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи.
Очень древним обычаи наносить на тело или лицо татуировку сохранился у некоторых первобытных племен до сих пор. Для первобытных племен татуировка, во-первых, представляла собой незыблемую традицию, а во-вторых, была проявлением магических сил. Полинезийское племя маорми украшает татуировкой лицо. Таким образом члены племени охраняют себя от злых чар. Некоторые колдуны больного в целях излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний, когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Тем самым общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение.
В последнее время этот древний обычай получил распространение среди европейцев. Существуют целые каталоги нательных рисунков. Внимание подростков к этому обычаю связано с их стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Распространенность татуировок в армии преследует отчасти практическую цель: нанося татуировку, солдаты обозначают на теле свою группу крови и резус-фактор.
Социальное регулирование в догосударственном обществе
Социальное регулирование: понятие и элементы
Жизнь первобытных людей, несмотря на свой примитивный характер, необходимо было регулировать. Благодаря различным формам социальной практики (охоте, обмену, брачным отношениям и пр.) участники могли успешно взаимодействовать друг с другом, вырабатывая конкретные регуляторы совместного бытия: образцы, правила поведения, которым должны были следовать все. При этом удачные регуляторы закреплялись в жизни, а неудачные – отсеивались.
Под системой социального регулирования подразумевается совокупность средств и способов воздействия на поведение индивида, через которые ему придается состояние, желаемое и нужное обществу.
В систему социального регулирования входят регуляторы:
Данные группы регуляторов действуют по-разному.
Ненормативная подсистема оказывает воздействие на подсознание, чувства, привычки, эмоциональный фон индивидуума, стремясь убедить его в полезности конкретного поведения.
Таким образом, к примеру, ценностный регулятор влияет на человеческое поведение через убеждения в выгодности следования исторически сформировавшимся стереотипам (устоявшимся ожиданиям), психо установкам, целям, которые поддерживает большинство группы, общества; существующему распределению социальных ролей между мужской и женской половинами, детьми и взрослыми.
Но в ходе самоорганизации рода, племени формировалась также нормативная подсистема. Она основана на становлении конкретных правил поведения (норм), которые содержали равный масштаб свободы. Данным правилам характерна обязательность исполнения и наличие санкций за их нарушение. На основании таких правил людьми организовывался и регулировался общий труд, совместная охота, распределялся произведенный продукт, определялся порядок отношений между мужчиной и женщиной, процедуры решения возникающих конфликтов и т.п. Наличие данных общеобязательных правил ограничивало человеческий эгоизм, делало его действия предсказуемыми. Кроме этого, данные нормы затрагивали правила взаимной помощи, самозащиты, способствуя человеческому выживанию. Потому человек стремился непреклонно осуществлять эти правила. Нормы догосударственного общества исторически выступали первым видом социальных норм.
Под социальными нормами понимаются правила поведения, которые принимает большинство общества (это касается норм морали, традиций, обычаев, религиозных и правовых норм).
Нормативная сущность данных правил состоит в следующем: они устанавливают масштаб допускаемого и должного поведения, общепринятого в этом обществе. За несоблюдение правил применяются санкции – отрицательные последствия для нарушителя. Отрицательные последствия выражаются применением мер:
Мононормы
Мононормами называются правила, которых придерживались в своей жизнедеятельности первобытные люди (с греческого языка monos означает «один» и с латинского norma – «правило»).
Такое наименование они заслужили, потому что были едиными и нерасчлененными, состояли из моральных предписаний, религиозных запретов, обычаев, традиций и правовых обвязываний. Внутреннее единство морально правовых начал в мононормах обуславливается не дифференцированностью самой жизни первобытных людей, где соединяется личное и общественное, сливаются права и обязанности, потому мононормы невозможно включить ни в моральные нормы, ни в нормы права. Их главная функция состояла в помощи человеку приспособиться к окружающему миру, способствуя выживанию и воспроизводству человека в качестве биологического рода.
Мононормы формировались стихийно, через пробы и ошибки. При отборе сохранялись лишь те поведенческие правила, которые наилучшим образом способствовали выживанию рода, племени, сохранению их целостности. К мононормам относятся нормы-запреты и нормы-ожидания, различающиеся по характеру санкций. Запреты существовали в форме табу, за нарушение таких норм предусматривались жестокие наказания. Нормы-ожидания выражались в традициях, обычаях, обрядах, ритуалах, мифах, формируя у индивидуума установку на позитивное поведение.
Нормы-запреты
Многие первобытные народы придерживались строгих правил поведения, к которым относились нормы-запреты, направленные на ограничение произвола сильных личностей, существования животного эгоизма у первобытных людей. Запреты, то есть недопустимость совершения тех или иных поступков, базировались на религиозных верованиях. Первобытные люди считали, нарушение определенных запретов было чревато последствиями: духи либо разные божества наказывали людей болезнями и смертями. Так как в первый раз данная система запретов учеными была обнаружена в Полинезии, то с целью обозначения запрета использовали полинезийское слово «табу». Табу имели существенное значение в жизни первобытных людей и касались разнообразных сторон его жизнедеятельности.
К примеру, в изданиях Д.Д. Фразера «Золотая ветвь» описывается табу на общение с иноплеменниками, то есть людьми из иного племени, на принятие пищи и питья, что связано с особенной опасностью (как раз в этот момент Душа может выскользнуть через рот); табу на обнажение липа, на остатки пищи, людей, носящих траур, и даже на воинов, вступивших на тропу войны. До начала и после военных действий воины проводили особые обряды и признавались неприкосновенными. Также было табу на браки между кровными родичами (т.н. запрет на инцест).
Большинство табу у некоторых народов существует и до сегодняшнего дня: табу на прикасание к священным особам, племенным вождям, императорам.
Была такая ситуация, когда в июле 1874-го г. камбоджийский король вывалился из перевернувшегося экипажа. Он вне сознания валялся на земле, однако, никто из свиты не решался к нему подойти до тех пор, пока не подоспел один европеец, который либо не знал о табу на королевскую особу, либо подумал, что его это не касается. Он как раз-то и помог пораненому монарху добраться во дворец.
Раньше существовал запрет, в соответствии с которым никто не имел права дотрагиваться до императора Кореи. Если император все же позволял кому-то прикоснуться к себе либо сам прикасался к кому-нибудь, тогда счастливчик удостаивался большой чести. На протяжении оставшейся жизни он носил особенный знак отличия. Обычно это был красный шелковый шнурок.
Нормы-ожидания
Среди норм-ожиданий особенную роль играли мифы. Они в форме мистики или религии отражали окружающую среду и помогали людям ориентироваться в ней. Мифы помогали человеку узнавать хорошие и плохие способы поведения, а также их последствия. В мифах содержался накопленный за предшествующие годы социальный опыт. Мифологические обряды и действия первобытным людям помогали лучше усваивать социальные нормы, опыт, знания о природных и общественных явлениях. На основании полученных знаний люди определяли собственное поведение, строили отношения друг с другом. Поэтому мифы выступали инструкцией к действию и комплексом верований, которые придавали человеческой жизни смысл. В ценностно нормативном и информационном плане мифы помогали первобытным людям лучше адаптироваться к окружающему миру и нарабатывать стабильные правила поведения.
К примеру, у индейцев племени Яномамс, которое проживает на юге Венесуэлы и севере Бразилии, установилась следующая система представлений об окружающей среде, определяющая их поведение в бытовой жизни. Как говорится в мифе, племя Яномамс образовалось от крови Духа Луны, который частенько спускался на землю, чтобы напитаться детскими душами и хлебом из маниоки. В один прекрасный день человек рассердился на это и под воздействием гнева ранил стрелой Духа в живот. Кровь разбрызгалась на землю, капли которой превратились в людей. Таким образом, Дух Луны передал индейцам племени Яномамс качества воинственности и жестокости, которые проявились в их жизни.
Если мужчину обвиняли в том, что он труслив или жаден, то все ждали, что он вызовет обидчика на поединок с ним. Причем противники обменивались ударами в грудь. Споры по поводу женщин либо воровство еды были основаниями для драки на палках, когда группы мужчин били друг друга дубинками длиною 8-10 футов. Так, согласно мифу формировалось конкретное представление о ценностях, на основе которых строились отношения у индейцев племени Яномамс. Главная ценность – это жестокость, по этой причине ожидание, что мужчина защищает собственную честь в поединке, было нормой в соответствии с данной ценностью.
Нормами-ожиданиями, согласно которым первобытный человек «выстраивал» собственное поведение, помимо мифа, выступают нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, всевозможные традиции и обычаи.
В некоторых первобытных племенах до сих пор существует очень древний обычай наносить на тело или лицо татуировку. Для первобытных людей татуировка, прежде всего, выступала незыблемой традицией, а еще обладала магической силой. Индейцы полинезийское племя Маорми украшают татуировкой лицо. Таким способом индейцы племени охраняют себя и своих близких от злых чар. Некоторыми колдунами используются с целью излечения. В Древнем Китае татуировка являлась символическим наказанием, когда вместо отрезания ноги окрашивали тушью колена. Таким образом, общество стремилось перевоспитать преступника и выставить его на общее осуждение и презрение.
В последние годы данный древний обычай распространился среди европейцев. Разработаны даже целые каталоги рисунков, наносимых на тело. Подросткам этот обычай интересен, так как они стремятся подражать рок-певцам, разукрашивая себя цветными татуировками. Татуировки распространены также в армии, их нанесение преследует отчасти практическую цель: так солдаты обозначают на своем теле группу крови и резус-фактор.
Характер санкции зачастую основывался на том, что человек из первобытного общества не выступал самостоятельным субъектом, а был органической частью рода. Его стремление к выживанию защищалось правилом талиона (с латинского языка talionis означает «возмездие, равное по силе преступлению»). Суть наказания заключалась в том, чтобы причинить виновному такой же вред, который был нанесен им. В быту это действовало по принципу «око за око, зуб за зуб».
Социальная власть и регулирование социальных отношений в догосударственный период
Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе. Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытнообщинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.
Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).
Как только появляется общество, сразу же возникает потребность в управлении. Каждый отдельный член общества имел собственные интересы, без согласования которых общество не могло существовать, так как именно интересы выступают решающим личностным регулятором. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности, прогрессивного развития социальных связей требуется объединить эти интересы на общее благо. Но соединить можно лишь при сочетании во многом индивидуальной выгоды (личного интереса) с социальной выгодой (общественным интересом). Такое соединение достигается главным образом лишь благодаря существованию в обществе правил поведения (норм) и власти, которая бы проводила в жизнь и обеспечивала названные нормы.
Социальная власть и ее нормативное регулирование в догосударственный период
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социальная власть и ее нормативное регулирование в догосударственный период.
Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда — необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.
Таким образом, особенностью социальной власти в догосударственный период являлось то, что она, по сути дела, входила в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производительностью. Отсюда необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти первобытного общества.
Для социальной власти, существовавшей в догосударственный период, были характерны следующие признаки:
§ она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
§ она была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
§ органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.
В догосударственный период природный коллективизм, объединивший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивший их выживание на определенном этапе развития, нуждался в социальном регулировании. Всякая община — это самоуправляющийся локальный коллектив, способный вырабатывать и обеспечивать соблюдение норм совместной деятельности