какие спасательные службы организуются в учреждениях

Какие спасательные службы организуются в учреждениях

Анатолий Тихонович Смирнов, Михаил Андраникович Шахраманьян, Роман Александрович Дурнев, Николай Алексеевич Крючек

Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие

В настоящее время проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности становится все более актуальной. Наше общество начинает осознавать, что дальнейшее развитие человечества и технический прогресс требуют от каждого человека более высокого уровня знаний и культуры в указанной области. Постепенно формируется потребность в организации целенаправленного непрерывного обучения граждан основам безопасного поведения с целью снижения отрицательного влияния так называемого человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности.

Эти вопросы имеют большое значение для нашей страны, так как Россия в настоящее время находится на новом этапе своего исторического развития: реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, совершенствуются социально–экономические и политические связи и отношения. В обществе изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволяет по–новому рассматривать место и роль России в современном мире.

Настоящее учебное пособие разработано в полном соответствии с государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и Примерной программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на базовом уровне.

При подготовке пособия были учтены содержание и требования Концепции национальной безопасности Российской Федерации, «Основ единой государственной политики в области гражданской обороны», «Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Военной доктрины России и «Основ государственной политики по военному строительству».

Пособие состоит из трех разделов и девяти глав.

В первом разделе «Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения» представлены четыре главы:

• «Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера»;

• «Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• «Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики».

Изучив материал раздела, вы получите знания об основных мероприятиях, проводимых в Российской Федерации по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.

Второй раздел пособия «Основы военной службы» познакомит вас с основами обороны государства и обеспечения национальной безопасности России в современном мире, а также с правовыми аспектами и содержанием воинской обязанности и военной службы и некоторыми направлениями военно–патриотического воспитания молодежи.

Раздел состоит из трех глав:

• «Основы обороны государства»;

• «Военная служба – особый вид федеральной государственной службы»;

• «Военно–патриотическое воспитание молодежи».

Из содержания третьего раздела «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» вы узнаете, что такое здоровье и здоровый образ жизни, как они важны для успешной профессиональной деятельности, благополучной и счастливой жизни, а также как оказывать первую медицинскую помощь в неотложных случаях.

Материалы пособия помогут вам лучше подготовиться к профессиональной деятельности, важным аспектом которой является безопасное взаимодействие человека со средой обитания, прежде всего производственной.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения

Глава 1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера

1.1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их возможные последствия

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

На поверхности Земли и в прилегающих к ней слоях атмосферы происходит множество сложнейших физических, физико–химических, биохимических, геодинамических, гелиофизических, гидродинамических и других процессов, сопровождающихся обменом и взаимной трансформацией различных видов энергии. Эти процессы лежат в основе эволюции Земли, являясь источником постоянных преобразований в облике нашей планеты. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход этих процессов, он может только прогнозировать их развитие и в некоторых случаях оказывать влияние на их динамику.

Россия, имеющая чрезвычайно большое разнообразие геологических, климатических и ландшафтных условий, подвержена воздействию более 30 видов опасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются наводнения, подтопления, эрозия, землетрясения, оползни, сели, карсты, суффозии, горные удары, снежные лавины, ураганы, штормовые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Наибольшую опасность представляют собой землетрясения. Только за последние годы на территории Российской Федерации произошло более 120 землетрясений. Два из них – на Курилах 4 октября 1994 г. и в пос. Нефтегорск 27 мая 1995 г. были очень сильными и привели к человеческим жертвам, сильным разрушениям объектов социальной и промышленной инфраструктуры в эпицентральных районах, а также к разрывам, трещинам, оползням и другим деформациям земной поверхности.

К другим опасностям геологического происхождения относятся оползни, обвалы, сели, абразия, переработка берегов водохранилищ, мерзлотные процессы. Возможность поражения оползнями и селевыми потоками территорий отдельных районов Северного Кавказа, Поволжья, Забайкалья и Сахалина достигает 70–80 % от их общей площади. В стране воздействию этих процессов подвержено более 700 городов. Суммарный ежегодный ущерб от них составляет десятки миллиардов рублей. Относительно менее опасными из–за меньших объемов и скоростей одновременного перемещения масс горных пород и воды являются процессы плоскостной и овражной эрозии, переработка берегов водохранилищ и морей, набухание грунтов. Они не приводят к гибели людей, но экономические потери от их развития могут быть сопоставимы (как правило, в связи с необратимой потерей земель) с природными катастрофами. В отдельные годы ущерб от этих процессов может составлять 8–9 млрд долл.

Из атмосферных процессов наиболее разорительными и опасными являются шквалы, ураганы, тайфуны, град, смерчи, сильные ливни, грозы, метели и снегопады, от которых часто страдают некоторые районы Дальнего Востока (Магаданская область и Сахалин), а в европейской части России – Брянская, Калужская, Владимирская, Нижегородская, Саратовская области и Республика Мордовия.

Из всех природных процессов и явлений самый большой экономический ущерб наносят наводнения, тропические штормы, засухи и землетрясения, они же являются наиболее опасными для жизни и здоровья людей.

Анализ развития природных опасностей сегодня позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на научно–технический прогресс, защищенность людей и материальной сферы от грозных явлений и процессов природы не повышается. Ежегодный прирост числа погибших от природных катастроф в мире составляет 4,3 %, пострадавших – 8,6 %, а величины материального ущерба – 10,4 %.

Источник

какие спасательные службы организуются в учреждениях. Смотреть фото какие спасательные службы организуются в учреждениях. Смотреть картинку какие спасательные службы организуются в учреждениях. Картинка про какие спасательные службы организуются в учреждениях. Фото какие спасательные службы организуются в учреждениях

Предлагаемый материал рекомендуется к использованию при разработке методических рекомендаций по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций.

В соответствии с главой 5 Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне» однозначно закрепляет наличие в составе сил гражданской обороны спасательных служб. Статьей закона разъясняется, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны. Таким образом, в соответствии с главой 5 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне», одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы.

Спасательные службы – это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и в военное время.

Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее – НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Общими задачами спасательных служб являются:

— планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;

— контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав спасательной службы НАСФ;

— подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;

— управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

— организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими спасательными службами, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования;

— руководство рассредоточением сил и средств спасательной службы, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы;

— ведение учета сил и средств, входящих в состав спасательных служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом;

— участие в поддержании в готовности пунктов управления;

— планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания

Перечень спасательных служб (по предназначению) в зависимости от возможности их создания, оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами при планировании мероприятий гражданской обороны на военное время для конкретной территории и местных условий может быть следующим:

— автотранспортная спасательная служба (автодорожная);

— инженерная спасательная служба;

— коммунально-техническая спасательная служба;

— медицинская спасательная служба;

— противопожарная спасательная служба;

— спасательная служба водоснабжения;

— спасательная служба газоснабжения;

— спасательная служба защиты сельскохозяйственных животных и растений;

— спасательная служба защиты культурных ценностей;

— спасательная служба материально-технического снабжения;

— спасательная служба оповещения и связи;

— спасательная служба охраны общественного порядка;

— спасательная служба ритуальных услуг;

— спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды;

— спасательная служба светомаскировки и других видов маскировки;

— спасательная служба снабжения ГСМ;

— спасательная служба торговли и питания;

— спасательная служба убежищ и укрытий;

— спасательная служба энергетики (энергоснабжения);

— техническая спасательная служба.

Спасательные службы создаются – в субъектах РФ, муниципальных образованиях и организациях.

Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций.

Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут начальники спасательных служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы.

Начальники спасательных служб, начальники штабов спасательных служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны.

Состав штабов спасательных служб и НАСФ (формирований служб гражданской обороны) определяется приказами начальников спасательных служб.

Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются и утверждаются соответствующими начальниками спасательных служб, согласовываются с органом соответствующего уровня, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.

В целях организации управления и координации действий сил и средств целесообразно спасательные службы создавать под руководством профильных министерств и ведомств субъектов РФ и муниципальных образований.

Задачи основных спасательных служб:

Спасательные службы оповещения и связи создаются на базе субъектовых, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов.

Основными задачами спасательных служб являются:

— обеспечение органов управления гражданской обороной связью в мирное и военное время;

— организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения;

— организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения;

— обеспечение связью НАСФ при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

К НАСФ спасательной службы относятся команды, группы, звенья связи, предназначаемые для обеспечения руководителей гражданской обороны субъектов, муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), организаций радиосвязью с территориальными НАСФ, а также для обеспечения связью руководителей гражданской обороны.

Инженерные спасательные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных, других родственных акционерных обществ и организаций.

Спасательные службы предназначены для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений в мирное время, подготовки и организации действий инженерных формирований к проведению АСДНР, а также инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах ведения АСДНР.

К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, проведения АСДНР, строительства убежищ и укрытий, водоснабжения, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений, взрывных работ.

Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищных управлений (трестов), управляющих компаний по содержанию жилого фонда, других жилищно-эксплуатационных организаций, а также соответствующих подразделений этих организаций.

На спасательную службу возлагается:

учет фонда защитных сооружений гражданской обороны (далее – ЗС ГО) независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности организации;

контроль за постоянной готовностью ЗС ГО к приему укрываемых;

контроль за правильным содержанием помещений, сохранностью защитных конструкций, устройств инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием их для нужд мирного времени;

участие в приеме защитных сооружений, строительство которых закончено, создании и подготовке НАСФ по обслуживанию убежищ и укрытий (групп, звеньев).

Медицинские спасательные службы создаются на базе органов и учреждений здравоохранения, предназначаются для осуществления медицинских мероприятий гражданской обороны, организуют и осуществляют лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, оказание медицинской помощи пораженным и больным в целях их быстрейшего излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

На базе медицинских учреждений для выполнения мероприятий формируются медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, эвакосанитарные подразделения и летучки.

Спасательные службы охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения).

Для выполнения задач спасательными службами создаются команды, группы и звенья охраны общественного порядка.

Противопожарные спасательные службы создаются на базе органов федеральной противопожарной службы МЧС России, подразделений противопожарной службы субъектов РФ.

Основными задачами спасательной службы являются:

осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций;

локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф.

В состав сил противопожарной спасательной службы включаются подразделения ППС субъектов РФ, муниципальной противопожарной охраны, противопожарные формирования организаций.

Автотранспортные (автодорожные) спасательные службы создаются на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательная служба обеспечивает:

перевозку материалов для строительства защитных сооружений; рассредоточение и эвакуацию населения;

подвоз (вывоз) рабочих смен;

вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ.

Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, нештатных АСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен.

Коммунально-технические спасательные службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства (управлений по газификации, тепло-водоснабжению, водоотведению, специальной обработке).

Спасательные службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, поселковых, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств.

В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым сетям.

На службы так же могут возлагаться обязанности по срочному захоронению трупов в военное время, если не созданы спасательные службы ритуальных услуг.

Спасательные службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды создаются на базе организаций бытового обслуживания населения.

Основное их предназначение – организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты.

В спасательной службе для выполнения задач создаются пункты санитарной обработки, станции по специальной обработке одежды, транспорта.

Спасательные службы торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения) создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности.

Спасательные службы разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, организуют закладку запасов продовольствия в убежища и на пункты управления, обеспечивают питанием личный состав НАСФ, работающий в очагах поражения, а также пострадавших. Обеспечивают бельем, одеждой и обувью пострадавшее население и НАСФ.

В службе, в необходимом количестве, создаются подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения.

Спасательные службы снабжения горючим (горючими и смазочными материалами) создаются на базе органов по обеспечению нефтепродуктами, организаций по снабжению ГСМ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Спасательные службы организуют обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий гражданской обороны, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций (АЗС и ПАЗС).

Спасательные службы защиты сельскохозяйственных животных и растений создаются на базе органов и организаций занимающихся сельскохозяйственным производством.

Спасательные службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Спасательные службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.

Спасательные службы материально-технического снабжения создаются на базе управлений снабжения и сбыта, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами.

Спасательные службы организуют обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ.

Технические спасательные службы создаются на базе организаций, осуществляющих техническое обслуживание и снабжение запасными частями, ремонтных организаций с целью поддержания техники, привлекаемой для нужд гражданской обороны в исправном состоянии.

Спасательные службы организуют ремонт техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны, эвакуируют поврежденную и неисправную технику с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, обеспечивают снабжение формирований спасательных служб запасными частями и ремонтными материалами.

Спасательные службы для выполнения задач формируют эвакуационные группы по ремонту автомобильной и ремонтной техники.

Спасательные службы энергетики (энергоснабжения) создаются на базе организаций энергетики и электрификации, генерирующих и энергосервисных компаний.

Спасательные службы обеспечивают устойчивую работу энергосетей, ликвидацию аварий на энергетических сооружениях и сетях, автономных источников энергии и обеспечение ею действий НАСФ при проведении АСДНР в очагах поражения, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов.

Спасательные службы ритуальных услуг организуется по территориальному принципу органами местного самоуправления на базе специализированных ритуальных организаций.

В муниципальном образовании спасательная служба по захоронению трупов создается по решению органов местного самоуправления, а формирования, в организациях – по решению руководителей этих организаций.

Создание и руководство спасательной службой по захоронению трупов возлагается на органы местного самоуправления и руководителей организаций.

Спасательная служба планирует и обеспечивает в военное время подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений.

Спасательная служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации.

Спасательные службы защиты культурных ценностей создаются на базе объектов культуры (музеи, библиотеки, театры).

Спасательная служба обеспечивает заблаговременную, тщательную подготовку культурных ценностей в загородную зону на охрану, организует накопление запасов тары, упаковочного материала, обеспечивает подготовку баз хранения в безопасных районах загородной зоны, осуществляет меры по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры.

Для выполнения задач создаются специализированные аварийно-спасательные формирования по группам квалификации культурных ценностей.

Планируются погрузочные команды, транспортные колонны (группы) и группы охраны (сопровождения).

В зависимости от местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на соответствующих территориях, по согласованию с организациями могут создаваться другие спасательные службы, как правило, в субъектах РФ создается 14-16 спасательных служб, в муниципальных образованиях 8-12 спасательных служб.

Ответственность за обеспечение готовности спасательных служб несут руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы.

Общее руководство спасательными службами осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны, а непосредственное руководство – начальники этих спасательных служб.

Формирования, создаваемые в спасательных службах, подразделяются на территориальные и объектовые.

К территориальным формированиям спасательных служб относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований и спасательных служб, создаваемые в зависимости от местных условий.

Базой для создания территориальных формирований спасательных служб являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств.

Объектовые формирования спасательных служб создаются в организациях, на базе которых создана спасательная служба.

Основными формированиями спасательных служб, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *