какие специалисты необходимы при организации ппмс сопровождения ребенка с нарушениями слуха
Какие специалисты необходимы при организации ппмс сопровождения ребенка с нарушениями слуха
Петрова Ирина Александровна
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи в целях оказания
своевременной квалифицированной помощи ребёнку с нарушениями слуха
В рамках данной статьи мы считаем необходимым ответить на вопросы, с которыми чаще всего обращаются родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха, к администрации, учителям-дефектологам и воспитателям ДОУ I вида.
Куда (в какие организации) можно обратиться родителям за консультацией по юридическим, социальным, психолого-педагогическим вопросам?
Для того чтобы получить исчерпывающие ответы на вопросы, родители могут обратиться в различные учреждения, организации и инстанции. Прежде всего, в областную или городскую психолого-медико- педагогическую комиссию (ПМПК). Здесь специалисты могут провести комплексное обследование ребёнка, составить для него индивидуальный образовательный маршрут; дать родителям конкретные рекомендации по вопросам оказания ребёнку помощи семье и т.п. ПМПК – это служба, которая занимает важное место в системе обучения детей с проблемами в развитии. ПМПК решает проблемы ребёнка на межведомственном уровне, объединяя усилия специалистов различных ведомств: здравоохранения, образования и социальной защиты населения. В целом ПМПК – учреждение системы образования и сочетает в своей деятельности образовательные, медицинские и социальные подходы к решению проблем детей (в том числе детей преддошкольного и дошкольного возраста с нарушениями слухового анализатора).
Обращаясь за помощью в ПМПК, родители могут рассчитывать на помощь широкого спектра:
— выявление особенностей развития глухого ребёнка и его резервных возможностей на раннем возрастном этапе;
— определение условий образования и воспитания, необходимых детям с нарушенным слухом, адекватных выявленным индивидуальным особенностям;
— содействие в организации сопутствующей или основной помощи (медицинской, социальной и др.);
— отслеживание динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребёнка в образовательное учреждение общего типа (сопровождение интегрированных детей);
— консультирование и помощь родителям (законным представителям ребёнка).
Нужно учесть, что существует порядок оформления родителей на ПМПК. Запись на консультацию в это учреждение проводится в течение учебного года. Записать ребёнка на консультацию могут его родители или законные представители.
В целях получения различного рода консультативной помощи родители, воспитывающие детей с нарушениями слуха, могут также обращаться в различные Центры реабилитации, психолого-педагогического сопровождения, медицинской помощи и т.п. Например, в Центр развития детей при ОмГПУ; в сурдологический центр.
Как правильно организовать обучение детей на дому? Какие особенности ребёнка (психологические, физиологические и прочие) нужно учитывать при обучении и как?
Компетентный ответ на этот вопрос возможен только при наличии полных сведений о ребёнке (характер нарушения и его структура; возраст, уровень общего и речевого развития ребёнка и т.п.).
При этом можно дать некоторые общие рекомендации [3]:
— нужно принять во внимание, что ребёнок с нарушенным слухом даже в процессе занятия нуждается в коротком отдыхе. В этой связи в структуру занятий необходимо включать 1 – 2 динамические паузы (физминутки). Это могут быть несложные физические упражнения, или зарядка для пальцев и кистей рук, или упражнения для снятия зрительного утомления и т.п.;
— в некоторых случаях глухой ребёнок приступает к заданию, не осмыслив окончательно суть предъявленной ему инструкции. Это может повлечь за собой неверное выполнение работы. Взрослому необходимо убедиться в том, что ребёнок понял инструкцию, а при необходимости разъяснить её, показать способы и порядок совершения действий;
— глухой ребёнок в процессе обучения в большей степени, чем его нормально развивающиеся сверстники, нуждается в опоре на образец, аналогию, предварительный показ выполнения задания;
— материал для отработки с детьми необходимо предъявлять небольшими порциями и систематически закреплять ранее усвоенное. Знания детей с нарушениями слуха зачастую подвержены быстрому распаду;
— дети с нарушенным слухом для более прочного и глубокого усвоения материала нуждаются в использовании различного рода наглядных опор. В работе с дошкольниками целесообразно широко использовать предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы;
— у подавляющего большинства детей с нарушенным слухом отмечается недоразвитие речи. В этой связи в ходе каждого занятия должна решаться задача, направленная на коррекцию и совершенствование речевого развития ребёнка: пополнение словарного запаса, обучение ведению диалога, построению фраз, текстов и др.
Особо подчеркнём, что глухой дошкольник нуждается в правильном речевом общении с учётом его ограниченных возможностей, в специальной коррекционной работе по развитию речи и слуха, что будет способствовать его нормальному психическому развитию. Это требует создания специальных условий обучения и использования специфических сурдопедагогических методов и приемов. Вот почему на начальном этапе обучения с глухим ребёнком необходимо работать либо дома под руководством учителя-дефектолога, либо в специальном дошкольном учреждении.
Ребёнок, у которого нарушен слух, должен всегда видеть лицо обучающего его человека (матери, педагога или др.), а также используемые наглядные пособия. Необходимо требовать от ребёнка, чтобы он всегда смотрел на говорящего. Дошкольника нужно контролировать на каждом занятии. Родитель может с помощью одного-двух вопросов выяснить, понял ли ребёнок самое главное в теме или те детали, без которых нельзя двигаться дальше. При этом нельзя забывать, что сами вопросы должны быть понятны (восприняты) ребёнком. Чтобы проверить это, следует требовать от него повторения вслух заданного вопроса.
Желательно, чтобы во время занятий (дома или в образовательном учреждении) ребёнок с нарушенным слухом использовал индивидуальный слуховой аппарат, рекомендованный врачом-сурдологом.
Как оценить возможности ребёнка, чтобы знать, на что он способен и что с него требовать?
Данная оценка будет объективной, если её сделают квалифицированные специалисты – педагоги и психологи. Основные требования к умениям и навыкам глухих детей описаны в типовой программе для ДОУ I вида. Однако эти требования не всегда оказываются посильными для ребёнка. Родителям следует внимательно наблюдать за ребёнком в процессе занятия: характером его деятельности, высказываниями, темпом работы. В процессе наблюдения также можно установить, насколько посильны для ребёнка те требования, которые предъявляются к нему взрослыми.
Как повысить мотивацию ребёнка к занятиям, проводящимся в семье?
Во-первых, никогда в качестве наказания за проступки нельзя требовать от ребёнка выполнения заданий, упражнений, а также назначать дополнительных занятий. Во-вторых, занятия не должны быть однообразными, монотонными. Нужно, чтобы они включали игровые и сюрпризные моменты.
Как помочь ребёнку в социальной адаптации?
Необходимо максимально расширить социальные контакты ребёнка. Это означает, что он должен иметь возможность систематически взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (не только с нарушениями слуха, но и слышащими). В числе взрослых могут быть и родители, и другие родственники, а также знакомые, соседи. Важно помочь ребёнку организовать общение с детьми. Как известно, в детском саду достаточно часто организуются различные праздники, утренники. Глухой ребёнок по возможности должен посещать все эти мероприятия, участвовать в доступных видах деятельности. Весьма эффективным для социальной адаптации глухого дошкольника может быть посещение им занятий в учреждениях дополнительного образования.
Психолого-педагогическая помощь и коррекционная работа с детьми раннего возраста в условиях детского сада I вида специфична. Основная задача работы заключается не только в развитии речи и остаточного слуха, но и предполагает физическое развитие, формирование основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении. Это подтверждается исследованиями Л.А. Головчиц [1], Л.П. Носковой, Г.В. Трофимовой [2] и некоторых других учёных. Именно здоровьесбережение выступает как основа, которая обеспечит возможность дальнейшего всестороннего развития ребёнка с нарушенным слухом, в том числе формирования у него речи.
Таким образом, вопросы психолого-педагогической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениями слуха, продолжают оставаться в сурдопедагогике недостаточно изученными как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В рамках данной статьи мы остановились на проблемных вопросах, с которыми чаще всего обращаются родители, воспитывающие этих детей. Подчёркивая роль коррекционной работы, которая проводится в условиях семьи, мы считаем нужным отметить необходимость сопровождения этой деятельности со стороны квалифицированных специалистов.
1. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 304. С.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л.П. Носкова, Н.Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993. – 224 с.
3. Если ваш ребёнок обучается на дому. Книга для родителей / Редактор-составитель О.Н. Мосеева; общая редакция – В.И. Гам. – Омск: ОмГПУ, 2010. – 152 с.
Сопровождение детей с нарушением слуха в условиях инклюзии
Класс: д/с
Целью инклюзивного образования является преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка с особыми образовательными потребностями к общему образованию, введение в его в культуру, приобщение к жизни в социуме.
Среди детей с особыми образовательными потребностями особую группу образуют дети с нарушением слуха, они различаются между собой по времени, когда произошло нарушение (до начала формирования речи или когда речь уже была сформирована), по характеру нарушения слуха (кондуктивное, сенсоневральное и смешанное) и по степени (по тяжести) нарушения (тугоухость, выраженная в той или иной степени, и глухота). Подробнее об этом можно прочитать у И.В.Королевой «Помощь детям с нарушение слуха».
Кроме того, дети этой категории могут иметь и дополнительные нарушения.
Выделяют три основные категории детей с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.
У слабослышащих детей отмечено нарушение слуха разных степеней (легкое, умеренное, значительное и тяжелое), т. е. возможности восприятия речи ограничены от незначительных трудностей в понимании шепотной речи до полной непонятности разговорной громкости. Они могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако эти дети достигают наилучшего результата в процессе специально организованного, коррекционного и развивающего обучения. Необходимость и порядок использования слуховых аппаратов определяют специалисты (аудиолог и аудиопедагог).
Нарушение слуха неизбежно приводит к различным особенностям развития познавательной сферы: зрительное восприятие имеет меньший объем, замедленный темп, отличается неточностью; внимание характеризуется трудностями распределения, переключения; образная память развита лучше, чем словесная; мыслительные операции анализа преобладают над синтезом.
Глухие и слабослышащие школьники испытывают трудности при формировании основных видов деятельности. В личной сфере гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, неуверенность в себе, страх особенно заметны. Реакция на новые обстоятельства (незнакомые задачи, окружение, неизвестные им люди) может быть различной по форме: забота, отказ от общения с незнакомцем, прихоти и агрессия. Нарушенные эмоциональные проявления характерны для детей с нарушениями слуха; они не всегда понимают эмоции других в определенных ситуациях, они не знают, как сопереживать, им трудно выразить свои чувства и желания при общении с другими.
В соответствии с педагогической классификацией и особенностями организации специального образовательного пространства детей школьного возраста с нарушением слуха можно разделить на несколько групп.
Дети первой группы (чаще слабослышащие I-II степени, позднооглохшие (постлингвальная глухота)) испытывают затруднения при восприятии отдельных элементов речи и шепота. Они обладают достаточно объемным словарным запасом, неправильно произносят лишь отдельные звуки, допускают аграмматизмы, испытывают незначительные затруднения при составлении связного высказывания. Они могут успешно обучаться в общеобразовательных школьных организациях при условии применения в минимальном объеме специальных материально-технических ресурсов.
Ко второй группе (слабослышащие III-IV ст. и часто позднооглохшие (перилигвальная глухота)) относят детей, нуждающихся в коррекционно педагогической работе с раннего возраста. Для них характерны трудности при восприятии речи, сниженный, по сравнению со слышащими, объем словарного запаса; они произносят звуки смазано или искаженно, не владеют интонационным оформлением речи, имеют стойкие аграмматизмы; обнаруживают неуверенность при создании связного высказывания. Детям второй группы требуются специальные материально-технические и коррекционно-развивающие условия в школьной организации.
Третью группу (глухие) составляют дети с тяжелым системным недоразвитием речи. У них отмечаются значительные трудности в восприятии речи, резко ограниченный словарный запас, выраженные аграмматизмы, отсутствие связных высказываний. Им рекомендуется обучение в СКОУ; включение в инклюзивную среду возможно только при наличии полного пакета материально-технических ресурсов и комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Тем не менее, потенциальные возможности детей с нарушением слуха достаточно велики. При эффективном слухопротезировании и (или) кохлеарной имплантации в условиях квалифицированной педагогической помощи, организованной в оптимальные сроки (в младенческом и раннем возрасте), даже глухие школьники могут приблизиться к нормально слышащим сверстникам по уровню психического и речевого развития.
Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей познавательного и личностного развития обучающихся с нарушением слуха надо указать следующие:
Отбор приемов и методов обучения для организации образовательного процесса ребенка с нарушенным слухом в инклюзивном пространстве определяется некоторыми особенностями, важнейшими из которых будут:
В инклюзивном обучении с глухими и слабослышащими детьми наглядные методы являются наиболее востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Применение традиционных и инновационных наглядных средств в инклюзивном образовательном пространстве активизирует мыслительную и речевую деятельность ученика с нарушенным слухом, способствует повышению его познавательной активности в целом, формирует мотивацию общения со сверстниками, а также создает благоприятные условия для организации партнерского взаимодействия в ученическом коллективе.
Применение наглядных методов требует от педагога учитывать особенности школьников с нарушенным слухом (меньший объем восприятия, его замедленный темп, неточности и др.) и использовать доступные схемы, таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, при этом необходимо предварительно информировать ребенка о тематике, содержании и задачах просмотра, строго дозировать и структурировать предлагаемый материал. Необходимо заранее подготовить словесные комментарии, обобщение информации, выделение главного в содержании. Использование наглядных методов предусматривает обязательное речевое сопровождение.
Практические методы обучения (метод упражнений, драматизация, лабораторные и практические работы, игры и др.) также широко используются в процессе обучения детей с нарушениями слуха для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет формировать у детей с нарушениями слуха сенсомоторную основу понятий об окружающем мире, более точно, полноценно воспринимать и осмысливать информацию, удерживать ее и перерабатывать.
При проведении лабораторных и практических работ учитель демонстрирует способы и приемы наблюдения, обследования объектов, различные технологии работы, в том числе в изменяющихся условиях.
Использование дидактических, ролевых игр активизирует познавательную деятельность детей, стимулирует личностное развитие, помогает естественным образом обеспечить взаимодействие и общение ребенка с нарушенным слухом в коллективе обычных детей.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.
Особенности речевого развития детей требуют соблюдения некоторых условий при использовании словесных методов:
Формы организации обучения и воспитания детей с нарушенным слухом также являются значимой составляющей в условиях инклюзии.
В условиях сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы необходимо шире использовать такие формы работы как групповые, подгрупповые (команды, бригады), работа в парах и индивидуальная работа тьютора с учащимся. Хорошие возможности участия глухого или слабослышащего ребенка в коллективной учебной работе класса дает проведение уроков в нестандартной форме: деловые, ролевые игры, урок — КВН, урок-конкурс, урок- конференция, учебно-практическое занятие. Огромным потенциалом обладает участие не слышащего ребенка в работе над исследовательским или творческим проектом совместно с другими учащимися, презентация и защита этих проектов.
Так же, учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен обязательно знать, что необходимо:
Учитель при появлении в классе ребенка с нарушенным слухом непременно будет взаимодействовать с родителями данного ученика и поэтому необходимо быть готовым к данной встрече. Самое главное это выстраивание доверительных, партнерских отношений.
Родители, как правило, заинтересованы во взаимодействии с учителем и совместной помощи ребенку в учебе и интеграции в коллектив. Но среди родителей детей с нарушенным слухом, могут встретиться не только слышащие родители, но и (чаще всего) родители с нарушенным слухом (слабослышащие, глухие), для налаживания первого контакта можно воспользоваться помощью сурдопедагога.
Организация плодотворного сотрудничества с родителями ребенка с нарушением слуха предполагает:
1. Проведение бесед, классных собраний с использованием помощи сурдопедагога или родителей владеющих жестовой речью, с их согласия. Проанализируйте после беседы, насколько правильно оценивают родители возможности ребенка в обучении, понимают ли важность и необходимость речевого общения в семье. Покажите родителям, что вы заинтересованы в совместной помощи ребенку.
2. Регулярный обмен информацией. Для этой цели можно использовать специальную тетрадь, в которую можно не только записывать домашние задания для опережающего обучения, но и информировать родителей об академических успехах и проблемах. Так же в данную тетрадь можно вписывать вопросы к другим специалистам (аудиологу, сурдопедагогу). Дополнительно удобно пользоваться электронной почтой или мессенджерами (Viber, WhatsApp).
3. Сообщайте родителям, как развивается слуховое и речевое поведение ребенка. Не забывайте сообщать не только о проблемах, но и о позитивных изменениях. Такое общение позволяет убедить их в вашей заинтересованности в достижениях ребенка, в том, что вы понимаете его проблемы.
4. Пригласите родителя и сурдопедагога в класс на урок. Они лучше знают слухоречевые возможности и личностные особенности ребенка. Они могут дать вам полезные советы, которые помогут выбрать стиль общения и приемы обучения, наиболее благоприятные для речевого развития ребенка и его успешного обучения.
5. С помощью родителей установите контакт со специалистами которые могут оказать вам помощь: сурдопедагогом, сурдопсихологом. Взаимодействие с ними поможет вам решить проблемы, с пониманием и обучением ребенка с нарушенным слухом.
Список использованной литературы
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха
Инна Владимировна Колодяжная
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха
Первой ступенью образования ребенка с ОВЗ является дошкольное образование. Это первоначальный уровень в непрерывной системе образования, на котором закладываются базовые знания. Полноценное образование для детей с ОВЗ означает, что для них должны быть созданы условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок познания окружающего мира, общения и социокультурного развития.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста с нарушением слухапроводится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, консультативное. Педагогом-дефектологом совместно с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, разрабатывается адаптированная образовательная программа, вырабатываются стратегии и методы образовательной и воспитательной работы с ребенком, имеющим нарушения слуха.
Основными требованиями, определяющими содержание комплексной коррекционно-педагогической работы,являются:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
2. Принцип коррекционной направленности всех видов деятельности ребенка-дошкольника.
3. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
4. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
5. Строгая последовательность и систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционно-педагогической работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
В деятельности по коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации, физическом и психическом совершенствовании детей с нарушениями слуха используются принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики. Прежде всего, необходимо видеть в ребенке Личность, уважать его интересы, решения. Еще один базовый общепедагогический принцип – это постоянное профессиональное самосовершенствование, понимание современных тенденций обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и профессиональное соответствие им.Среди специальных принципов основными являются: принцип развивающего обучения, который реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения и учитывающий зону его ближайшего развития; принцип учета актуального и потенциального уровней развития ребенка, который предполагает оценку реальных возможностей ребенка и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации, который является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с нарушениями слуха. В основу образования дошкольников с нарушением слуха положена идея Л. С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка.
Личностно-ориентированная модель обучения,воспитания и развития реализуется через современные технологии: ИКТ, игровые, развивающие, здоровьесберегающие. Современные педагогические технологии предполагают использование инновационной и экспериментальной деятельности (ТРИЗ-технологии, метод проектов, мультимедийные технологии и др.). Проектная деятельность позволяет развивать у детей с нарушениями слуха самостоятельность, активность, инициативность, творческие и коммуникативные способности. Умения и навыки исследования, полученные в детских играх и в НОД, должны переноситься во все виды деятельности ребенка дошкольного возраста.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно для дошкольников с нарушениями слуха. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация (воспринимается детьми при помощи звукоусиливающей аппаратуры).Необхдимым является использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, кинезиологических упражнений и др.Активно используются коррекционно-развивающие игры: драматизации, арттерапии, сказкотерапии.Такие виды детской деятельности решают важные задачи поддержки особых детей: поднимают настроение, задают тонус, формируют навыки общения, способствуют созданию психологического комфорта.
Все специалисты разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Реализуются индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, проводятся коррекция поведенческих реакций, эмоционально-волевых нарушений, взаимоотношений в социальных группах.
Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.
Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.
Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.
Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.
Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.
Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети «под дугой» легко бегут.