какие способы используются для определения пригородных пассажиропотоков
Методы исследования пассажиропотоков и их классификация
Классификация методов обследования пассажиров
Успешное решение вопросов рациональной организации перевозок пассажиров и эффективного использования подвижного состава невозможно без систематического изучения характера изменений пассажиропотоков транспортной сети. Изучение пассажиропотоков позволяет выявить их распределение по времени, длине маршрутов и направлениям движения. При проведении исследований пассажиропотоков используют различные методы. Существующие методы обследования пассажиропотоков можно классифицировать по ряду признаков.
1. По длительности охватываемого периода различают:
Систематические обследования проводятся ежедневно в течение всего периода движения транспортных средств по маршруту, как правило, работниками службы эксплуатации пассажирских транспортных предприятий.
Разовыми обследованиями называются кратковременные обследования, проводимые в рамках разработанной программы, определяемой поставленными целями: открытие или закрытие маршрута, определение вместимости и потребного количества подвижного состава и др.
2. По ширине охвата транспортной сети различают:
Сплошные обследования проводятся одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района. Они требуют привлечения большого числа работников (учетчиков). По результатам сплошных обследований решаются глобальные вопросы: эффективность функционирования транспортной сети, направления ее развития, координация работы различных видов транспорта, изменение схемы маршрутов, выбор видов транспорта в соответствии с мощностью пассажирских потоков и др.
Выборочные обследования проводятся по отдельным районам маршрутной сети, конфликтным точкам или некоторым маршрутам с целью решения локальных, частных, более узких и конкретных задач.
3. По способу проведения выделяют:
Анкетный метод, как правило, охватывает всю маршрутную сеть обслуживаемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта. Для него характерно сплошное обследование. Анкетный метод позволяет установить потенциальную подвижность населения: реальные потребности в перемещениях по количеству и направлениям вне зависимости от существующей маршрутной сети. Этот метод предусматривает получение необходимых сведений с помощью предварительно разработанных специальных опросных анкет. Успех анкетного обследования и достоверность полученных данных во многом определяются характером, простотой и ясностью поставленных вопросов. Поэтому форма анкеты должна быть тщательно продумана согласно поставленной цели и предусматривать возможность ее машинной обработки. Анкетирование проводится в местах массового скопления населения. Наибольший эффект анкетное обследование дает при опросе по месту работы населения: на основных пассажиро образующих и пассажиро-поглощающих пунктах обслуживаемого района. В этом случае к опросу могут привлекаться сотрудники организаций (работники отдела кадров). Сложность данного метода обследования заключается в обработке анкет. С целью снижения трудоемкости обработки вопросы и ответы анкеты могут кодироваться и затем обрабатываться с применением ЭВМ.
Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов и количество проданных билетов. Помимо проданных билетов, необходимо учитывать число лиц, перевезенных по месячным проездным билетам, служебным удостоверениям, лиц, пользующихся правом бесплатного льготного проезда, а также не приобретших билет. С использованием отчетных данных можно определить объемы перевозок по отдельным маршрутам, установить распределение пассажиропотоков по часам суток, дням недели и пр. Но данный метод не позволяет оценить распределение пассажиропотока по участкам маршрута, то есть установить максимальную загруженность подвижного состава на маршруте.
Натурные обследования предполагают получение информации о фактических передвижениях пассажиром путем непосредственного взаимодействия с ними. Натурные обследования могут быть талонными; табличными; визуальными; силуэтными; опросными.
Талонный метод обследования пассажиропотоков позволяет установить информацию о мощности пассажиропотока по длине маршрута и времени суток, о пассажиро-обмене остановочных пунктов, корреспондентных связях, средней дальности поездки пассажира, наполнении подвижного состава и т.д. Для проведения обследования в салоне каждого транспортного средства (возле дверей) располагаются учетчики. В процессе обследования учетчики на каждой остановке маршрута выдают всем входящим в салон транспортного средства пассажирам талоны, предварительно отметив номер остановки, на которой вошел пассажир. Для каждого направления движения применяются свои талоны, как правило, разного цвета, с возрастающими или убывающими номерами остановок. При выходе из транспортного средства пассажиры сдают талоны, а учетчики отмечают номер остановки, на которой пассажир вышел. Если пассажир совершает пересадку, он делает соответствующую отметку на талоне (отрывает корешок). На конечной остановке учетчики сдают контролеру использованные талоны за конкретный рейс и получают новые. Для проведения обследования этим методом необходима предварительная подготовка, которая включает разработку программы и расчет потребного количества учетчиков и контролеров. Программа обследования определяет технологическую последовательность проведения работ с указанием сроков. Качество получаемой информации во многом зависит от четкости работы учетчиков и контролеров, а также от подготовленности и осведомленности пассажиров.
Силуэтный метод аналогичен визуальному методу. Только вместо балльной оценки наполнения транспортных средств применяется набор силуэтов по типам подвижного состава. Учетчики подбирают номер силуэта, совпадающий с наполнением транспорта, и отмечают его в таблице. Каждому силуэту соответствует определенное число пассажиров. На основе собранных данных о силуэтах подсчитывается число находящихся в салоне пассажиров при движении транспортного средства по участку маршрута.
Опросный метод обследования пассажиропотоков предлагает использование учетчиков, которые, находясь в салоне пассажирского транспорта, спрашивают входящих пассажиров о пункте выхода, пересадках, цели поездки и фиксируют эту информацию. Опросный метод относится к натурным обследованиям и отличается от анкетного обследования потому, что опрос проводится только среди непосредственных пользователей пассажирского транспорта. Этот метод позволяет получать данные о корреспонденции пассажиров, что помогает корректировать маршруты и разрабатывать организационные мероприятия по уменьшению времени поездки и сокращении пересадок пассажиров.
Автоматизированные методы обеспечивают получение информации о пассажиропотоках в обработанном виде без привлечения к непосредственному сбору таких сведений людей. Существуют несколько методов автоматизированного обследования пассажиропотоков, в частности, контактные; неконтактные; косвенные; комбинированные.
Контактные методы позволяют получать данные о пассажиропотоках через непосредственное воздействие пассажиров на технические средства. Одним из способов получения информации может быть использование автоматических устройств с экраном и клавиатурой. Потенциальные пассажиры (жители населенного пункта, приезжие и т.п.) вводят информацию о потребностях в перемещениях в автоматическое устройство нажатием соответствующих клавиш. Устройства могут размещаться в пассажирообразующих и пассажиропоглощающих узлах (вокзалы, торговые центры и др.), а также на остановочных пунктах. Такой способ обследований позволяет получить информацию о корреспонденции пассажиров, подвижности населения и провести социологический опрос об уровне удовлетворенности населения работой транспорта и др. Полученная информация может применяться для оптимизации схемы маршрутов, изменения графиков движения и др.
Неконтактные методы используют фотоэлектрические приборы. При фотоэлектрическом учете перевозимых пассажиров используют фотопреобразователи, которые устанавливают в дверных проемах или на наружной стороне транспортного средства по два на каждый поток посадки-высадки пассажиров. При входе или выходе пассажиры пересекают пучок световых лучей, поступающих к фотодатчикам, которые фиксируют движение пассажиров. Электрические импульсы от фотодатчиков поступают в блок дешифровки и в зависимости от очередности поступления направляются в регистр входящих и выходящих пассажиров. Блок цифровой индикации суммирует число вошедших и вышедших пассажиров на каждой остановке. К недостаткам этого метода следует отнести сложность настройки и наладки фотоэлектрических датчиков, большие неточности (до 25%) работы в часы пик.
Косвенный метод учета перевозимых пассажиров предполагает использование специальных устройств, позволяющих взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю массу (70 кг). Общая масса пассажиров определяется при помощи тензометрических преобразователей, расположенных на подушках рессор. Данные обследования представляются в виде эпюр пассажиропотоков по участкам маршрута.
Комбинированный метод учета пассажиров предполагает совместное использование каких-либо автоматизированных методов одновременно, например, косвенного и неконтактного. Это повышает полноту и точность собираемой информации. Автоматизированные обследования пассажиропотоков обеспечивают постоянное и непрерывное получение информации об объемах перевозок с относительно небольшими затратами, так как нет необходимости задействовать большое количество людей и дополнительно обрабатывать собранную информацию.
Методы обследования маршрутных пассажиропотоков на пассажирском транспорте общего пользования в городах
Технические науки
Похожие материалы
Для решения задач совершенствования маршрутных сетей (МС) пассажирского транспорта общего пользования (ПТОП) в городах необходима информация о маршрутных пассажиропотоках (МПП), характере их распределения по транспортной сети, по маршрутам следования, по перегонам маршрутов, по времени.
Информация о МПП существующей МС необходима для следующих целей:
Подробная классификация методов обследования МПП представлена в работе [1, с. 40-50]. Однако наиболее представляющей интерес является классификация по способу проведения обследования, что связано с необходимостью принятия решений по поводу выбора приемлемого для конкретной ситуации способа обследования. Существующие методы обследования МПП в городах согласно изученным источникам [1, с. 44-49], [2, с. 102], [3, с. 17-23], [4, с. 102], [5, с. 154], их классификация по способу проведения обследования, описание, а также достоинства и недостатки отражены в таблице 1.
Таблица 1. Наиболее распространенные методы обследования МПП в городах
Метод
Описание
Достоинства
Недостатки
1. Натурные методы — заключаются в привлечении большого количества учетчиков для обследований МПП с исключением применения средств автоматического сбора информации о передвигающихся на ОПТ пассажирах:
1.1 Табличный метод
Размещение обследователей-учетчиков в подвижном составе ПТОП с целью фиксирования входящих/выходящих пассажиров на каждой остановке.
Малая трудоемкость (по сравнению с другими натурными методами).
Риск получения неточных данных из-за невнимательности обследователей-учетчиков.
Является разновидностью табличного, только в салоне подвижного состава ПТОП опрашивают пассажиров о пункте выхода, пересадки, цели поездки и фиксируют эту информацию в таблицах.
Возможность получения данных о корреспонденции пассажиров
Большая трудоемкость процесса опроса пассажиров
На каждой остановке всем входящим в подвижной состав ПТОП пассажирам выдаются талоны. При высадке на остановке назначения пассажиры отдают талоны учетчикам. В результате в талонах отражаются остановки входа/выхода каждого пассажира.
Возможность определения мощности МПП по длине маршрута и времени суток, пассажирообмена остановочных пунктов, корреспонденции пассажиров, наполнении подвижного состава.
Зависимость процедуры обследования МПП от погодно-климатических условий
1.4 Визуальный (глазомерный) метод
Визуальное определение учетчиками наполнения автобусов по условной бальной системе и внесение полученных данных в специальные таблицы.
Возможность сбора данных по остановочным пунктам со значительным пассажирообменом
Высокая вероятность получения больших погрешностей при обследовании (неточные данные). Невозможно определить величину корреспонденции.
1.5 Силуэтный метод
Является разновидностью визуального метода, только вместо бальной оценки наполнения автобусов применяется набор силуэтов по типам автобусов (каждому силуэту соответствует определенное число перемещающихся пассажиров).
Заполнение анкет населением города о характере и направлениях передвижений
Возможность определения средней дальности передвижений по городу и корреспонденции между районами города.
Возможность получения данных со сравнительно небольшой погрешностью.
Большая трудоемкость процесса опроса и обработки анкет.
Невозможность в результате определить фактическую загрузку отдельных участков транспортной сети
3. Отчетно-статистический метод
Учет количества проданных билетов и числа лиц, перевозимых ПТОП по проездным билетам, пользующихся правом бесплатного проезда и не приобретших билет
Отсутствие необходимости привлечения большого количества учетчиков для обследования МПП
Невозможность учета фактора пересадочности
4. Автоматизированные методы с применением Автоматических Систем Мониторинга Пассажиропотоков [5, с. 154], основанные на применении специальных устройств-счетчиков, автоматически фиксирующих входящих/выходящих пассажиров на каждой остановке:
4.1 Контактный метод
Получение данных о МПП через непосредственный контакт пассажиров с техническими средствами (устройствами), которые устанавливаются на ступеньках дверей ПТОП и/или в крупных пассажирообразующих узлах.
Возможность получать информацию о корреспонденции пассажиров, передвижении населения, а также возможность проведения социологического опроса пассажиров.
Большие неточности результатов (до 25 %) в часы пик.
4.2 Неконтактный метод
Получение данных о МПП с использованием фотоэлектрических приборов, устанавливаемых в дверных проемах или на наружной стороне ПТОП и фиксирующих движение пассажиров и суммирующих их количество на каждом остановочном пункте.
Результаты обследования МПП выходят в виде эпюр МПП во времени, поэтому сокращаются затраты и время на обработку данных.
Недолговечность приборов, сложность настройки и наладки фотоэлектрических датчиков.
4.3 Косвенный метод
Учет перевозимых пассажиров с применением специальных устройств, позволяющих взвешивать одновременно всех пассажиров транспортного средства и делить полученную общую массу пассажиров на среднюю (70 кг).
Снижение трудоемкости процесса обследования МПП
Необходимость разделения посадки и высадки пассажиров на остановочном пункте.
5 Ведомственный метод [1, с. 44]
Обращение в местное отделение Пенсионного фонда РФ, Управление федеральной налоговой службы, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики или отделы кадров организаций, а также к операторам сотовой связи города с запросом о предоставлении деперсонифицированных адресов проживания сотрудников организаций города
Отсутствие необходимости привлечения больших трудозатрат для обследования МПП
В полученной в результате матрице корреспонденций отсутствуют сведения о способах передвижения, пересадках и маршрутах следования.
Стоит отметить, что среди натурных методов обследования МПП, представленных в таблице 1, наибольшее распространение получил табличный метод. Это связано с тем, что среди всех натурных методов, которые, как известно, дают наиболее точные результаты по сравнению с остальными, табличный метод является менее трудоемким и дает возможность получить в результате значительное количество показателей. Однако проведение сплошного табличного обследования для крупных и крупнейших городов достаточно затруднено, а методология проведения выборочного обследования этим методом на сегодняшний день отсутствует [2, с. 102]. С целью охвата всей МС города обычно используют визуальный метод, который «позволяет зафиксировать мощность МПП на ключевых точках МС» [2, с. 102] и дает информацию о емкостях транспортных районов по отправлению и прибытию [6]. Однако в случае применения данного метода в результате нельзя получить величину корреспонденции.
Стоит отметить, что натурные методы обследования МПП зачастую связаны со значительными проблемами организационного, финансового и правового характера, поэтому их применение иногда становится невозможным для реализации (особенно, в крупных и крупнейших городах, где МПП значительно велик).
Автоматизированные методы обследования МПП как альтернатива натурным методам в настоящее время приобретают все большее распространение в связи с массовым развитием информационных технологий. Несмотря на необходимость привлечения больших финансовых затрат эти методы обеспечивают непрерывное получение более точной информации без привлечения большого количества учетчиков.
Примерами успешных автоматизированных систем подсчета пассажиров являются ООО Холдинг «ПромСервис», «Штрих-М: Транспорт», «ПОТОК» [3, с. 24-27; 80-85].
В работе [7, с. 361-363] предлагается формировать массив отправлений пассажиров с применением современных информационных технологий и методов обработки данных. Отмечается, что получение массива отправлений пассажиров как неотъемлемой составляющей матрицы корреспонденций вызывает наибольшие затруднения и, следовательно, требует применения автоматизированного режима работы. Таким образом, предлагается алгоритм получения массива отправлений пассажиров на основе данных, получаемых с электронных карт [7, с. 362].
В любом случае, получение данных о МПП на маршрутах не дает готовую матрицу корреспонденций, а, зачастую, лишь данные о входящих и выходящих пассажирах, поэтому полученная информация должна подвергаться обработке согласно соответствующей методике с последующим формированием матрицы корреспонденций.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Презентация «Пассажиропотоки и методы их изучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Пассажиропотоки и методы их изучения.
Распределение пассажиропотоки хар-ют коэффициенты неравномерности. 1коэ-нт- коэ-нт неравномерности пассажиропотока по времени определяется отношением максимального объема перевозок к среднему, принятый за единицу времени. Квр = Qmax/Qср
2коэ-нт-коэ-нт неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута определяют отношение наполнения на максимально загруженные участки к среднему наполнению на маршруте. Куч = Qдр max/Qср 3коэ-нт-коэ-нт неравномерности по направлению, определяют отношением средних часовых объемов перевозок, максимального и минимального пассажиропотока. Кнапр =Qmax ср/Qmin ср
Методы изучения пассажиропотоков. 1.Анкетный метод(проводится путем заполнения, населением специальных анкет, в зависимости от поставленных задач, могут быть изучены трудовые и культурно-бытовые поездки, выясняется характер распределения пассажиропотока, анкеты позволяют выявить мнения населения относительно организации движения)
2.Табличный метод(проводится учетчиками, которые нах-ся внутри автобуса у каждой двери, специально таблицу учетчиками записывают кол-во входящих и выходящих на каждой остановке, по окончанию работы суммируются ц целом по автобусу, а затем и по маршруту в целом) 3.Талонный метод(заключается в том, что каждому пассажиру входящему в автобус дается талон предварительного типа, предварительно который учетчик зачеркивает номер остановки входа, при выходе пассажир
возвращает талон учетчика и на нем зачеркивает номер остановки выхода, таким образом, по каждому пассажиру известно от какой и до какой остановки он выходит) 4.Опросный метод(аналогичен талонному, но талоны не выдают, опрашивают у входа и известно когда пассажир войдет и выйдет)
5.Приближенный,визуальный(используют для получения оперативной информации о сложившихся пассажиропотоков, может проводится как в транспорте так в не его) 6.Билетный(проводится путем анализа билетного учета документа) В результате обработки и анализа обследования получению информации:
Кол-во перевезенных пассажиров и пассажирооборота по каждому рейсу, каждому автобусу и маршрутов в целом. Кол-во пассажиров определяют по кол-во вошедших и выходивших пассажиров, в прямом и обратном направлении (Q). Наполнение автобуса на каждом участке маршрута Н1=В1 Н2=Н1+В2-С2 Н3=Н2+В3-С3
Пассажирооборот определяем умножением наполнения автобуса между остановками на расстоянии между этими остановками. Р=Н1*L1+Н2*L2+…Нn*Ln(пасс.км) Объем перевозок и пассажирооборота по часам суток. Изменение пассажиропотоков по часам суток, участкам маршрута, по участкам в «час пик», пассажирооборот остановочных пунктов изображают в виде эпюр
Выбор рациональной вместимости автобусов Перевозка пассажиров в городе осуществляется в автобусах различной вместимости, располагая материалы пассажиропотоков может выбрать рациональный тип автобуса для каждого маршрута. Выбор и обоснование необходимой вместимости автобусов оказывают влияние на условие проезда пассажиров и качество обслуживания.
При выборе необходимо учитывать: 1.Мощность пассажиропотока в одном направлении на наиболее загруженном автобусе в «час пик». 2.Целесообразный интервал движения. 3.Дорожные условия. 4.Провозная способность. Основным критерием для выбора явля-ся интервал движения.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-408946
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.