какие способы построения учебных программ выделяют

Способы построения учебной программы

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 1618 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Способы построения учебной программы

какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют

какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют

какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Источник

Способы построения и структура программ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Способы построения учебных программ

Практика и теория создания учебных программ выделяет два способа их устройства:

За последнее время усиленно распространяется, особенно Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ создания школьных программ.

Содержательность линейного способа построения учебных программ заключается в том, что некоторые части (шаги, порции) учебного материала стоят как бы по одной линии и формируют постоянную связь тесно скрепленных между собой и взаимообусловленных элементов — этапов учебной деятельности, — как правило, только один раз. Причем что- то новое создается на основании уже знакомого материала и тесно с ним связанного.

Такое строение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в образовании.

Преимущество линейного способа распределения содержания учебной программы лежит в его экономии времени, так как исключается копирование информации.

Линейный способ имеет недостатки. Они заключаются в том, что в силу возрастных и психологических особенностей обучающихся, особенно младших школьников, ученики не в силах осваивать важность осваиваемых событий, сложных по своей природе.

Концентрический способ выстраивания учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) освещать несколько раз, но с компонентами усложнения, с увеличением, обогащением содержимого образования новыми элементами, с углубленным рассмотрением существующих между ними связей и зависимостей.

Концентрическое размещение материала в программе предполагает не просто дублирование, а исследование тех же задач в более широком смысле с более глубоким осознанием сущности изучаемых явлений и процессов. И хотя концентризм тормозит скорость школьного обучения, требует большого расхода учебного времени на понимание учебного материала и иногда вызывает у обучающихся иллюзию понимания тех вопросов, с которыми они сталкиваются регулярно, и это, естественно, понижает их степень активности в образовании, но концентризм в школьном обучении не избежать. Особенно ярко это проявляется в процессе обучению языку, математики, истории и других предметов, которые проходят в начальной школе и затем в старших классах. Такая же картина была замечена и при изучении других дисциплин.

какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть фото какие способы построения учебных программ выделяют. Смотреть картинку какие способы построения учебных программ выделяют. Картинка про какие способы построения учебных программ выделяют. Фото какие способы построения учебных программ выделяют

Негативных сторон линейного и концентрического способа создания учебных программ удается значительно избежать при разработке учебных программ, используя спиралеобразное расположение в них учебного материала. Благодаря такому расположению, получается совмещать последовательность и повторяемость его изучения. Отличительной особенностью этого метода является то, что школьники, не теряя из поля зрения начальную задачу, последовательно увеличивают и увеличивать сферу связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к начальной задаче возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Структура учебных программ

Если программа создается в виде брошюры, то реквизиты «Утверждаю. », «Принято. », должность и ФИО педагога печатаются на оборотной стороне титульного листа титульного листа.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

III. Примерный тематический план

В тематическом плане открывается рекомендательная очередность изучения разделов и тем программы с оценкой логической структуры учебного предмета. Предоставляется разделение учебных часов (занятий) по разделам и темам дисциплины: название разделов и тем, количество часов на каждую тему.

По просьбе преподавателей учебно-тематический план может быть изменен на перспективно-календарный (календарно-тематический) с разбором тем на каждое занятие, а также обозначены предварительная и последующая деятельность по данной теме, формы проведения занятий (практические работы, итоговые занятия), разделение всех элементов в содержании одного занятия (перспективное распределение с раскрытием содержания).

IV. Содержание учебной дисциплины

V. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Обобщенные требования по данному разделу программы (примерные).

К тому же заданные нормы должны быть разделены по принадлежностям к базовой программе и сопутствующим компонентам.

VI. Способы проверки знаний, умений и навыков

Источник

Способы построения учебной программы

Теория и практика разработки учебных программ знает два способа их построения: линейный и концентрический.

В последнее время интенсивно обосновывается, в частности Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев — ступеней учебной работы, — как правило, только один раз. Причем новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.

Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные явления в обучении. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ позволяет один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзию знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изучении других предметов.

Негативных сторон линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения.Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Кроме того, в отличие от линейной структуры обучение, обладающее спиральной структурой, не ограничивается одноразовым представлением отдельных тем (Куписевич Ч. Основы общей дидактики, М., 1986. С. 96).

Учебники и учебные пособия

Конкретизация содержания учебных программ находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения. Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый и достаточный объем фактического материала.

Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов — восприятия, мышления, памяти; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебнике должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Только так учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес ученика к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании.

Структура учебника

Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К нетекстовым компонентам относятся: аппарат организации и усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавления, указатели.

Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, исторические и географические карты, фонохрестоматии, книги для внеклассного чтения и др. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с ними, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы (см. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций, 1993. С. 389-391).

Таким образом, учебники и учебные пособия — это не что иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности личности.

8.6. Стратегия развития вариативного образования в России

В Российском государстве происходят эпохальные политические, социокультурные, духовные и экономические изменения. Они привели к тому, что общество постепенно переходит от относительно стабильной предсказуемой фазы к динамической непредсказуемой фазе развития. Больше не существует государственной единой и обязательной для всех идеологии. Каждый волен иметь любые взгляды, свободно выражать свое мнение. Возросла социальная, духовная и экономическая дифференциация общества. Индивидуальные цели жизни личности начали признаваться обществом как не менее значимые, чем коллективные и общественные цели. Все это не могло не повлиять на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые привносились в содержание образования в последние годы работы нашей школы.

В целях перехода от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной модели вариативного образования разрабатываются и внедряются в школе программы «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социальная служба помощи детям и молодежи» и многие другие.

По своей направленности эти программы предназначаются для решения следующих задач:

Стратегические ориентиры развития вариативного содержания образования

Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:

Вопросы и задания для самоконтроля

принципы отбора содержания

факторы отбора содержания

Источник

Способы построения учебных программ

Линейный способ построения учебных программКонцентрический способ построения учебных программСпиральный способ построения учебных программ
Учебный материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущих классах. Информация излагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, что значительно экономит время.Одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях процесса обучения в более усложненном виде. При этом снижаются темпы освоения учебного материала.Обучающиеся сосредотачиваются на исходной проблеме, расширяя и углубляя круг знаний о связанных с ней (исходной проблемой) явлениях, процессах.

4.Учебники и учебные пособия как отражение содержания образования.

Конкретное содержание образования раскрывается в учебниках и учебных пособиях. Учебные пособия бывают различных типов: хрестоматии, сборники задач, практикумы, словари, дидактические пособия, книги для внеклассного чтения, видеофильмы, базы данных на веб-сайтах.

Учебник по содержанию и структуре строго соответствует учебной программе по дисциплине. Он выполняет две функции:

1.Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучающихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание.

2.Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся.

Учебные пособия расширяют содержательные аспекты учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных).

Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:

1.Назовите нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

2.Что такое учебный план? На какие группы подразделяются изучаемые в образовательной организации дисциплины?

3.Чем отличается базисный учебный план от учебного плана школы?

4.Назовите компоненты учебного плана. Дайте им характеристику.

5.Что такое учебная программа? Назовите и охарактеризуйте виды учебных программ.

6.Выделите элементы структуры учебных программ и дайте характеристику их содержательного наполнения.

7.Назовите способы построения учебных программ. Приведите примеры.

8.Чем отличается учебник от учебного пособия?

9.Нужен ли учебник по физической культуре для школьников? Если нужен, то какую информацию должны получать обучающиеся начальных, средних и старших классов из этого учебника?

10.Чем отличается типовой учебный план общеобразовательной школы от типового учебного плана для спортивного класса в этой школе?

Практическая работа:

Практическая работа № 30. «Составление плана учебника по педагогике физической культуры».

Разработайте план учебника по педагогике физической культуры с целью повышения интереса обучающихся к дисциплине. Составьте перечень тем, которые будут раскрыты теоретически.

Педагогический проект: «Педагогический словарь»

Задание № 3. В «Педагогический словарь» внесите определения следующих понятий: образование, содержание образования, учебная программа, знания, умения, навыки, компетенция, компетентность.

Самостоятельная работа № 3. «Беседа с классиком».

Подготовьте разработку под названием «Беседа с классиком». Выберите одного из классических представителей истории зарубежной или русской педагогики и на основании хрестоматии, учебных пособий по истории педагогики или оригинальных трудов сформулируйте вопросы, на которые можно найти ответы в работах соответствующего классика истории педагогики.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *