какие способы распространения семян вы наблюдали в природе
Способы распространения плодов и семян в природе
Вопрос 1. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?
В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений для распространения ветром, водой, животными, человеком, саморазбрасыванием.
Вопрос 3. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?
Распространение семян животными и человеком происходит в том случае, когда семена имеют специальные выросты: крючочки, шипики, клейкие выделения и др., с помощью которых семена цепляются за шкуру животных.
Плоды с сочным околоплодником обычно распространяются птицами, но иногда животными и человеком. Животные и человек питаются такими плодами (рябина, калина, вишня и др.), переваривают околоплодник, а семена выбрасываются неповрежденными. Находящиеся в сочных плодах семена защищены твердой оболочкой, поэтому не перевариваются и вместе с калом или пометом попадают на землю иногда очень далеко от места их созревания.
В распространении семян могут принимать участие муравьи (семена в которых содержится много масел), а также человек (обычно семена сорных растений). Человек распространяет такие семена вместе с семенами культурных растений (василек, подорожник).
Вопрос 4. Какие растения разбрасывают свои семена?
Разбрасывание семян можно наблюдать у акации, мака, виолы, недотроги, гороха, фасоли и др. У бальзамина, бешеного огурца разбрасывание семян происходит при самопроизвольном раскрывании плода.
Вопрос 5. Каково значение распространения плодов и семян?
Распространение плодов и семян способствует расселению растений.
Проектная работа «Способы распространения семян. или как путешествуют растения».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31» п. Восток
Красноармейского муниципального района Приморского края
Способы распространения семян, или как путешествуют растения
Предметная область: биология
Работу выполнил: Бажан Юлия,
МБОУ «СОШ № 31» п. Восток
Руководитель: Царегородцева Наталья Александровна,
Способы распространения семян ………………………………. 4
Введение. Актуальность выбранной темы.
Вся жизнь человечества всегда была неразрывно связана с природой. Очень трудно себе представить, что растений вдруг не станет в природе. Да это и невозможно. Ведь воздух, которым мы дышим, пища, которую мы едим, неразрывно связано с растениями. Кроме того они дарят людям радость общения с природой, помогают увидеть ее очарование и красоту. Растения делают нас чище, добрее, когда мы ухаживаем за ними.
Растения населяли нашу планету еще задолго до появления на ней людей. С тех самых пор они живут на самых разных участках суши, порой мало приспособленных для жизни. Они растут в тундрах, лесах, степях, пустынях. Населяют озера, реки, моря и океаны. Растения можно встретить даже на голых скалах и сыпучих песках.
Как и все живые существа растения могут размножаться. Одно из важных свойств семян и плодов растений – расселение по территории. Семена распространяются по воздуху и воде, а также с помощью животных и человека. У некоторых растений выработались специальные приспособления.
Целью моего проекта является рассмотреть способы распространения семян, изучить последовательность, привести примеры.
Подобрать и изучить необходимые источники информации.
Рассмотреть способы распространения семян.
Обобщить полученные сведения в виде продукта проектной работы: методического пособия «Способы распространения Семян».
План работы над проектом.
Выделить способы распространения семян
Рассмотреть семена, сравнить между собой.
Подобрать рисунки, фотографии семян растений.
Оформить проектную работу.
Сделать методическое пособие «Способы распространения семян».
СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЕМЯН.
Рассмотрим способ распространения семян с помощью воздуха
Этот способ распространения семян мы можем наблюдать у многих деревьев (береза, клен, ясень), у них образуются крылатки, внутри которых находится семя. Часто мы видим, как крылатки кружатся в воздухе, словно в танце. Таким же способом распространяются мелкие семена (тополь, ива), их семена внутри пушистого хохолка. Это можно увидеть в июле месяце, когда созревают и начинают разлетаться семена тополя, словно снег среди лета. У других растений (одуванчик, мать и мачеха) – пушистые парашютики. Нельзя не заметить в середине лета как разносятся семена одуванчика, действительно семя летит как на парашюте. Таким образом, при сильном ветре семена могут разноситься по воздуху на десятки и даже сотни метров.
Рассмотрим способ распространения семян с помощью воды
Рассмотрим способ распространения семян с помощью животных.
У некоторых растений семя находится внутри сочного и сладкого плода. Например, сочными плодами рябины, калины, вишни, малины питаются многие птицы и животные. В их пищеварительных органах мякоть плодов переваривается, а семена, защищенные плотной кожурой, вместе с пометом удаляются наружу. Это позволяет семенам рассеиваться в окружающем пространстве, так как птицы и животные в течении времени преодолевать не малые расстояния. Некоторые птицы (сойка), животные (белка, бурундук) питаются крупными сухими плодами (орехи, желуди). Они запасают их на зиму. Перетаскивая сухие плоды (внутри которых семя) в кладовые они часто теряют их по дороге. В лесу под кедром можно увидеть аккуратно почищенную кедровую шишку – это белка.
Рассмотрим способ распространения семян с помощью специальных приспособлений
У некоторых растений есть специальные приспособления для саморазбрасыванию семян. Например, растения недотрога, карагана, как бы стреляют своими семенами. Такие растения называют баллистами от латинского баллиста – машина для метания. Их семена разлетаются при растрескивании и скручивании створок плодов. У растения – бешеный огурец, в созревающих плодах накапливаетсяслизь. Стоит животному или человеку дотронутся до плода, как из него под большим давлением выбрасывается липкая слизь вместе с семенами. У лопуха, череды, семена находятся в колючке, которая легко цепляется за шерсть животных, одежду человека.
Мы рассмотрели способы распространения семян и можно сказать, что растения действительно путешествуют по планете. Ведь благодаря уникальности своих семян они могут преодолевать большие расстояния (моря, океаны), появляться в других городах, областях. Таким образом, растения пытаются сохранить свой вид и расселить его по планете. Именно поэтому вокруг нас такое разнообразие, как много удивительных и красивых представителей зеленого мира. Например, зайдешь в лес, а там что только не растет: разные деревья, кустарники, травы, цветы…
Мне очень понравилась тема моего проекта, я узнала много нового и интересного. Какие разные растения населяют нашу планету, необычные по своему строению, красоте, пользе. Какая удивительная природа вокруг нас.
Презентация «Распространение плодов и семян»
Дружнова Любовь
Презентация «Распространение плодов и семян»
Распространение плодов и семян
Подготовила: Дружнова Л. Е.
1. Зачем растениям распространять плоды и семена
2. Какими способами распространяются плоды и семена
Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко падает. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям.
Почему необходимо, чтобы большинство семян оказалось как можно дальше от материнского растения?
Растения осваивают новые территории
Облегчается перекрестное опыление
Не возникает внутривидовая конкуренция
Распространение семян и плодов
Способы распространения:
Ветром, разбрасыванием, животными, человеком, водой
Распространяются ветром
Ваточник, ильм, липа, сосна, клен, одуванчик
Распространяются с помощью воды
Рогоз, ясень, кокосовая пальма, ситняг (болотница, лотос
Распространяются животными и человеком
Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Не съеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.
Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьев привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки.
Распространяют свои плоды сами
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации.
Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, гравилата, череды.
Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц.
Почему семенные растения господствуют на Земле?
Семенные растения господствуют потому, что имеют разнообразные способы распространения семян и плодов: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком.
Прикреплённые файлы:
Презентация «Влияние качества воды на прорастание семян фасоли» «Влияние качества воды на прорастание семян фасоли» Влияние качества воды на прорастание семян фасоли» Тоскина Валерия, ученица 9 класса.
Коллекция семян для формирования представлений детей о разнообразии семян овощей Я корзину овощей С огорода принесу. Пили лук и сельдерей Утром светлую росу. Умывал их дождик теплый, Солнце нежно согревало. Наливалась.
Занятие образовательного клуба «Обобщение и распространение педагогического опыта посредством ведения мини-сайта, блога» Тема: «Обобщение и распространение педагогического опыта педагога через ведение мини-сайта, рабочего блога» Цель: повысить педагогическую.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. План самообразования по экологии Администрации Волжского района Муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад.
Презентация «Распространение педагогического опыта» «Презентация из опыта работы воспитателя Подкопаевой Елены Николаевны по театрализованной деятельности в группе «Зайка». Театр – это самая.
Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.
Распространение передового педагогического опыта Участвовала: 1. В течение 2-х лет (2001-2002 и 2002-2003 учебного годов) ежемесячно посещала «Школу начинающего логопеда» Тракторозаводского.
Распространение знаний о православии среди дошкольников и их родителей Распространение знаний о православии среди дошкольников и их родителей «Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они.
Фотоотчет «Собираем осенью урожай плодов, сколько всем нам радости после всех трудов» Помощники юных садоводов воспитатели подготовительной группы: Гафурова Анастасия Александровна и Шатунова Инна Владимировна. Дети видят.
Совместная с детьми посадка семян цветов Каждый год весной с целью закрепления и уточнения знаний детей о садовых цветах: их названиях, строении, особенностях внешнего вида, воспитатель.
Конспект занятия по ФПП «Семена, способ их распространения»
Ольга Смирнова
Конспект занятия по ФПП «Семена, способ их распространения»
Цель: Формирование знаний о растительном мире.
• познакомить с разнообразием плодов и семян, способами их распространения
• развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;
• развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения
• воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;
• прививать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
— Ребята посмотрите, что лежит у меня на столе?
— как одним словом можно назвать всё, что вы перечислили? (это плоды)
— А из чего они образуются? (из цветов)
— Скажите, а для чего растению плоды? (для размножения)
— Ребята, что находится внутри каждого плода? (семена)
— Молодцы! Итак, вы сами дали определение, что
ПЛОД – это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.
— Посмотрите на плоды: яблоко и банан.
— Чем они отличаются? (формой, цветом)
— Теперь давайте, сравним виноградинку и земляной орех или маковую головку – Чем они отличаются?
Сочные плоды (яблоки, виноград, апельсин, вишня, лимон).
Сочные делятся еще на две группы, и чтобы узнать на какие,мы сравним эти плоды: Арбуз и вишенку
— Чем они отличаются?
Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы:
— Давайте рассмотрим стручки гороха и семена одуванчика.
— Чем они отличаются?
— Тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т. е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена. А одуванчик просто состоит из множества невскрывающихся семян, также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются.
Итак, мы с вами узнали, что плоды очень разнообразны.
4. Игра “Ленивая белка” (лучше проводить на улице).
Все участники – белки. Из них выбирают одного, он будет “Ленивой белкой”.
Всем, кроме “ленивой белки” ведущий раздает по 8 орехов (фасоли)и говорит:
— Чтобы белкам прожить холодную зиму надо спрятать свои запасы.
“ленивой белке” можно подсматривать, куда белки прячут свои запасы.
После этого все подходят к ведущему.Он говорит:
— Прошло время. Наступил декабрь. Белкам, чтобы прожить, надо найти по 2 ореха (фасолины) и “ленивой белке” тоже. Можно брать чужие запасы. Кто не принес- “выбывает из игры”(встает рядом с ведущим и больше не играет).
— Наступил январь, а затем и февраль. Принесите по 4 ореха.
— чтобы прожить март еще по 2 ореха.
Кто смог принести все орехи, тот выжил в суровое время в лесу.
Не найденные настоящими белками орехи весной прорастают. Так белки распространяют семена.
Распространение плодов и семян.
— Ребята, какие способы распространения семян и плодов вы знаете?
С помощью ветра: семена разлетаются на большие расстояния, особенно мелкие, легкие. У многих есть специальные приспособления.
-семена, снабженные крыльями (напр. Крылатки клёна)
-у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков
-у одуванчика есть парашютики.
Птицами: плоды и семена, даже не приятные людям или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц, но семена с твердой оболочкой не перевариваются у них в желудке и вместе с птичьим пометом оказываются на далеком расстоянии от своего созревания.
Животными: есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных или одежду людей, тем самым распространяются. (показать различные семена).
Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами (фиалки, кислицы, медуницы, молочая) часть семян теряют в пути и они прорастают.
Плоды некоторых растений покрыты липкими волосками (например: Пизония растет на островах Тихого океана). Эти липкие волоски приклеиваются легко к любому предмету. Пресмыкающиеся и мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться и погибают.
В Крыму и на Кавказе растет травянистое растение под названием “бешенный огурец”. Его колючие, зеленоватые плоды похожи на маленькие огурчики. Когда плоды созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешенного огурца! Даже при легком прикосновении от плодоножки отрывается плод и из образовавшегося отверстия выстреливается сильная струя клейкой слизи на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим отпадают и разносятся на большие расстояния.
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, например, плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плавание вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.
— Назовите растение, у которого самые большие семена.
А самые мелкие семена у эпифитных орхидей-1,25 млн. семян весят всего 1г.
Кроссворд “Способы распространения плодов и семян”
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчик.)
Кто ни прикасается –
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей)
На жарком солнышке подсох,
И рвётся из стручков … (Горох)
Черных домиков полно,
Сколько черных домиков –
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух)
Презентация по биологии для 6 класса «Распространение плодов и семян»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Способы распространения плодов и семян местных видов растений Презентация 6 класс
Старинная пословица гласит, что яблоко от яблони недалеко катится. На самом деле плоды и семена нередко оказываются далеко от материнского растения благодаря различным приспособлениям. Кто же им помогает?
Распространяются животными и человеком
Распространение семян и плодов с помощью животных На наружных покровах череда В системе пищеварения Заготовка запасов репейник Бурундук Белка
Распространение семян и плодов с помощью человека и животных Лопух Череда Подорожник Рябина Вишня Черёмуха…. Приспособления: Крючки Зубчики Липучки Вкусная мякоть плода
Сухие плоды некоторых растений снабжены различными прицепками. Стоит осенью пройти по пустырю или берегу речушки, заросшим бурьяном, то обязательно вынесешь на одежде целую коллекцию цепких плодов лопуха, череды. Также как к одежде плоды этих растений прицепляются к шерсти животных, перьям птиц переносятся на новые места.
Семена многих растений разносятся насекомыми. Например, муравьёв привлекают семена с сочными придатками, как у чистотела, фиалки. чистотел
Распространению плодов и семян способствуют животные (белки, бурундуки) заготавливающие их про запас. Несъеденные или потерянные семена при благоприятных условиях нередко прорастают.
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян у фиалки, недотроги, акации. Саморазбрасывание акация
Саморазбрасывание Имеются приспособления: за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. 2) семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Интерактивные технологии в обучении и воспитании
Данная презентация используется при объяснении нового материала на уроке «Распространение плодов и семян растений местных видов».
Тема урока: Способы распространения плодов и семян местных видов растений.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян на примере растений местных видов, с различными приспособлениями к распространению.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка знаний учащихся.
А) Индивидуальный опрос:
— по карточкам (3 учащихся);
— у доски:
1-й ученик: составьте схему классификации плодов. Какие
признаки лежат в основе этой классификации?
(сухие, сочные, односемянные, многосемянные).
после того, как первый ученик закончит, вызываются еще
четверо учащихся:
2-й ученик: напишите все известные вам сухие
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
3-й ученик: напишите все известные вам сочные
плоды. Какие растения имеют такие плоды?
Б) Работа с классом (фронтальный опрос):
— Из чего развивается плод?
— Какое строение имеет плод?
— По каким признакам можно отличить плод от других органов растения?
— Какую роль выполняют плоды в жизни растений?
(проверка ответов у доски)
III. Подготовка к усвоению новых знаний (беседа).
— Что такое семя?
— Какова роль семян в жизни растений?
— Много ли семян образуется у одного растения?
Учитель: редька полевая обычно дает примерно 160 семян, одуванчик – 5000,
мак самосейка – 20 тыс., лебеда – около 100 тыс. семян, тополь –
около 27 млн.
— Какое значение для жизни растений имеет образование у них большого числа семян?
— Что произойдет, если все семена упадут возле материнского растения и прорастут?
— Как решает эту проблему природа?
Вс. Рождественский
Одуванчик.
Когда идешь тропинкою,
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо-шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и не качаются
От ветерка с реки.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес…
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
Учитель: цель нашего урока – выяснить, какими способами распространяются
плоды и семена растений нашей местности, какие приспособления к распространению они
имеют.
IV. Изучение нового материала
1. Способы распространения плодов и семян.
Вопрос: о каких способах распространения говорится в следующих
загадках?
Коробка запечатана,
А в ней берёза спрятана –
С ветками, с сережками,
С белыми одежками.
Коробку ветер носит –
Где-нибудь да бросит.
(На доске записывается первый способ распространения)
2. На сучке – арканчик
Держит чемоданчик.
Крышка открылась –
Все раскатилось.
Под кустами, у плетня,
Не смолкает трескотня;
Пуля – слева, пуля – справа…
На кого идет облава?
Есть матери с чудными замашками:
Швыряют детей вверх тормашками.
Что за диво: плод плюётся –
Целым в руки не даётся.
(записывается второй способ)
3. Расцветаю всюду смело
И порой бывает так.
Что вцеплюсь я озверело
Даже в самых злых собак.
(записывается третий способ распространения).
4. Вопрос: О каком еще способе распространения идет речь в
стихотворении А. Рыбочкина «Желудь»?
Лесной ручей певуч и звонок
Мы гоним плот к большой реке.
Вот желудь – крошечный бочонок,
Упав, плеснулся в омутке.
По всем законам полагалось
Ему бы здесь пойти ко дну
Да спас листок случайный – парус
Он вынес желудь на волну.
Волна, как искорка дробиться
И дар свой к берегу несёт
Ему в земле бы укрепиться,
А там уж он не пропадёт.
В зелёном встанет океане,
Где без границ лесная ширь.
Как в сказке о царе Салтане
Плывет в бочонке богатырь.
(записывается четвертый способ распространения)
Вывод: плоды и семена растений распространяются в природе разными
способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и
человеком.
Вопрос: Какие приспособления имеют растения, чтобы их семена и плоды
разносил ветер, животные и человек, чтобы семена сами вылетали из
плодов?
4. Приспособления к распространению плодов и семян.
V. Закрепление знаний учащихся
1) Отгадать кроссворд
2) написать сказку «Путешествие семени».
Дом. задание: параграф 31 пересказывать, написать сказку «Путешествие семени».
Беседа по вопросам:
— Как распространяются плоды и семена в природе?
— У желтой акации створки созревших бобов раскрываются с такой
Силой, что семена разлетаются в разные стороны. Объясните,
Какое это имеет значение для растений?
— Один из сотрудников радиостанции на берегу Северного Ледови –
того океана обнаружил семя тропического растения. Семя было
величиной с тарелку, с толстыми покровами и обладало хорошей плавучестью. Как оно могло попасть из тропических стран на берег
холодного океана?
— Типичное европейское растение подорожник обыкновенный встре –
чается и в Америке. Как он мог переселиться в Америку и на другие континенты?
— На одном растении осота образуется до 35 тыс. семян. Какое это
имеет значение для растения?
Кроссворд «Распространение плодов и семян»