какие сравнения встречаются в рассказе муму
Презентация по литературе «Сравнения в рассказе «Муму» И.С. Тургенева»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Использование сравнений в рассказе И.С. Тургенева «Муму» Исследовательская работа по литературе Корольковой Екатерины, ученицы 5 а класса МБОУ «СОШ № 24 г. Йошкар-Олы»
Цель проекта: найти в рассказе И.С. Тургенева «Муму» сравнения и определить их значение и роль в художественном тексте Задачи: Перечитать рассказ И.С. Тургенева «Муму». Найти и выписать из произведений все сравнения. Классифицировать сравнения по их видам. Определить роль сравнений в художественном тексте.
План работы над проектом. Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму» (с целью эмоционального восприятия текста). 2. Изучение теории вопроса. 3. Аналитическое чтение произведения (с целью выявления использованных автором сравнений). 4. Классификация найденных в тексте сравнений 5. Выводы.
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? Это такие художественные средства, которые изображают, рисуют словами картины жизни, отличают один предмет от другого, передают отношение автора к тому, что он изображает, выражают его чувства и мысли
Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнение может выражаться Творительным падежом: Узорным чистым полотенцем Свисает радуга с берёз. (Н. Рубцов) Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Правда дороже золота. (Пословица) С помощью союзов как, как будто, словно, точно и др.: Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) Лексически (при помощи слов подобный, похожий, это): На глаза осторожной кошки Похожи твои глаза. (А. Ахматова) При помощи сравнительных предложений: Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
Сравнения могут быть построены на основе метафоры (греч. «перенос»), образного сближения слов на базе их переносного значения. олицетворения – воплощения каких-нибудь черт, свойств в образе живого существа. овеществления – выражения в чём-нибудь вещественном, материальном.
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Способы выражения сравнений, использованных в рассказе «Муму» формой творительного падежа существительного (повертит колесом) формой сравнительной степени прилагательного (чернее ночи) сравнительными оборотами с союзом как (как лев, как былинка) при помощи сравнительных придаточных предложений (Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине)
Овеществление «Капитону уже теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок». « …он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле». «… он так усердно чистил и тер свою лошадь, что та шаталась, как былинка на ветру. ».
Простые и отрицательные сравнения В данном тексте преобладают прямые сравнения: как детский барабан, как стрела, как стекло и другие. Однако можно выделить и отрицательные : «Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей»
Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий… А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.
Литература Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002 Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8 февраль 1998г. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/ Сост. М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ, 2008
Благодарю за внимание
Номер материала: ДВ-488111
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней
Время чтения: 1 минута
Школьных охранников предлагают обучать основам психологии
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
С быком и могучем деревом (дубом)
У меня такой был вопрос только в классе и у меня 5
1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
(Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарём, львом. Сравнения подчёркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян. )
2. “…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето… ” А что сшили ему на зиму? (Тулуп. )
3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
(“…У него просто Минина и Пожарского рука”. Сравнение подчёркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость. )
4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
(Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной. )
1. Герасим “считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком”. Что это значит?
(Тягло — государственная повинность крестьян. Герасим её исправно выполнял. )
2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
(“Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней… ” Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию — сватовству. )
3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
(“Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”.)
1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
(На иллюстрации И. Пчёлко изображён в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает её, переживает, страдает. )
2. “…Да такого необыкновенного леща мне… поднёс”, — признался Степан. Какого “леща” и за что поднёс Герасим Степану?
(Удар. За подлый поступок, совершённый Степаном. )
перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
(Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор. )
1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
(“Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж”.)
2. Любила барыня гадать. “В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета… ” Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует её?
(Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует её как капризного, эгоистичного человека. )
3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
(“…Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей”. В действительности была жестокой крепостницей. )
4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
(“…Потчевал барыню лавровишнёвыми каплями”, курил “жжёными перьями”.)
1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
(“…Кротким ли выражением лица, робостью ли движений… ”)
2. Степан о Герасиме говорил: “Он на это не то, что наш брат”. Что же объединяет многих дворовых?
(В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей. )
3. Кого из героев называют “забубённым человеком” и почему?
(Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника. )
1. “Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата… ” Кто из героев признаётся в таком факте своей биографии? Кем был “немец хозяин” по роду занятий?
(Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника. )
2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
(Исполняла прихоти своей барыни. )
1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
(Эпоха крепостного права. )
3. Кто такой форейтор?
(Слуга, сопровождавший господ при выездах, — сидел на одной из лошадей, вёзших коляску. )
4. Барыня жаловала Герасима как верного слугу и дала ему целковый
(Целковый — золотой или сере
1. С какими животными сравнивается Герасим? Почему?
(Сравнивается с быком, пойманным зверем, степенным гусаком, медведем, глухарём, львом. Сравнения подчёркивают независимость характера, чувство собственного достоинства, физическую силу, физические особенности Герасима и его особое положение среди дворовых крестьян. )
2. “…Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето… ” А что сшили ему на зиму? (Тулуп. )
3. С чьими руками сравнивает руку Герасима Капитон? Как это сравнение характеризует глухонемого?
(“…У него просто Минина и Пожарского рука”. Сравнение подчёркивает силу Герасима, которую он может применить, отстаивая справедливость. )
4. Какой недостаток в людях более всего не любил Герасим? Как это определило его судьбу?
(Пьянство. По этой причине он расстался с Татьяной. )
1. Герасим “считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком”. Что это значит?
(Тягло — государственная повинность крестьян. Герасим её исправно выполнял. )
2. Почему Герасим, полюбивший Татьяну, должен был явиться к барыне? Почему он откладывал это дело? Как это характеризует его?
(“Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтоб в приличном виде явиться перед барыней… ” Герасим любил Татьяну, придавал большое значение важному для него событию — сватовству. )
3. Какое сравнение использует И. С. Тургенев, чтобы показать любовь Герасима к Муму?
(“Ни одна мать так не ухаживает за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”.)
1. Каким показан Герасим на иллюстрации к повести и кто является автором иллюстрации?
(На иллюстрации И. Пчёлко изображён в момент прощания с Муму. Он горячо обнимает её, переживает, страдает. )
2. “…Да такого необыкновенного леща мне… поднёс”, — признался Степан. Какого “леща” и за что поднёс Герасим Степану?
(Удар. За подлый поступок, совершённый Степаном. )
перечислить должности, занимаемые крепостными крестьянами при дворе барыни.
(Дворник, прачка, шорник, дворецкий, ключник, столяр, швея, портные, кастелянша, форейтор. )
1. Что вы узнали о членах семьи барыни?
(“Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж”.)
2. Любила барыня гадать. “В тот день она как-то счастливо встала; на картах ей вышло четыре валета… ” Почему это гадание способствовало хорошему настроению героини? Как это характеризует её?
(Четыре валета обозначают исполнение желаний. Зависимость настроения барыни от выпавших при гадании карт характеризует её как капризного, эгоистичного человека. )
3. Что любила, пребывая в капризном состоянии духа, делать барыня? Каким человеком она являлась в действительности?
(“…Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей”. В действительности была жестокой крепостницей. )
4. Как лекарь Харитон лечил барыню? Как это лечение характеризует героиню?
(“…Потчевал барыню лавровишнёвыми каплями”, курил “жжёными перьями”.)
1. Чем полюбилась Герасиму Татьяна?
(“…Кротким ли выражением лица, робостью ли движений… ”)
2. Степан о Герасиме говорил: “Он на это не то, что наш брат”. Что же объединяет многих дворовых?
(В отличие от многих дворовых, Герасим не был пьяницей. )
3. Кого из героев называют “забубённым человеком” и почему?
(Капитона, так как он был пьяницей. Бубновый туз нашивался на спину каторжника. )
1. “Судьба-то, судьба-то моя, подумаешь! В младых летах был я бит через немца хозяина; в лучший состав жизни моей бивал своего же брата… ” Кто из героев признаётся в таком факте своей биографии? Кем был “немец хозяин” по роду занятий?
(Башмачник Капитон. Учился у немца-башмачника. )
2. Какую роль играла в доме барыни приживалка?
(Исполняла прихоти своей барыни. )
1. Какое время нашло отражение в повести И. С. Тургенева?
(Эпоха крепостного права. )
3. Кто такой форейтор?
(Слуга, сопровождавший господ при выездах, — сидел на одной и
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Презентация поможет углубить знания учеников о художественных средствах рассказа
Просмотр содержимого документа
«Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму
Ученица 5 Б класса
Руководитель О.В. Шутлива
Иван Сергеевич Тургенев
Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.
Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение
Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле
рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.
Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».
Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.
Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».
Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.
О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,
а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»
Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»
Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:
«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,
«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».
После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.
«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.
Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?
С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»
Презентация поможет углубить знания учеников о художественных средствах рассказа
Просмотр содержимого документа
«Сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму»»
Сравнения в рассказе И.С. Тургенева Муму
Ученица 5 Б класса
Руководитель О.В. Шутлива
Иван Сергеевич Тургенев
Мы рассмотрели в своём исследовании приём сравнения в рассказе И.С. Тургенева «Муму».
Сравнение – это широко распространенный художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний. Он основывается на сравнивании описываемых предметов или явлений с другими по каким-либо признакам.
Автор либо передает свои собственные впечатления от увиденного, либо приписывает это своим героям. Как правило, сравнение включает три обязательных составляющих: сам предмет или явление, объект, с которым ведется сравнение, и некий общий для сравниваемых объектов признак.
Из текста рассказа Муму мы выписали 32 примера сравнений, составили карточки, с указанием страниц из учебника литературы, откуда их списывали. Произведя анализ материала, мы разделили карточки на 8 групп в зависимости от того, по отношению к какому персонажу или явлению в рассказе использовано сравнение
Чаще всего автор рассказа использовал сравнения при описании Герасима, главного героя произведения. (18 примеров) Благодаря приёму сравнения, автор описал внешний вид персонажа: «Дворник Герасим, 12 вершков роста, сложенный богатырём», «Он вырос, немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле
рассказал о необыкновенной силе героя: «Он так усердно чистил и тёр свою лошадь, что та моталась, как былинка на ветру, и переваливалась с ноги на ногу под его железными кулаками», «Герасим в то время выколачивал и вытряхивал бочку, перевёртывая её в руках, как детский барабан» и другие.
Также, при помощи сравнения описан характер Герасима: «Он сам смахивал на степенного гусака», «Ни одна мать не ухаживает так за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».
Сравнения использованы при описании обстановки в каморке героя: «Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач», «… он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках, истинно богатырскую кровать».
Можно сказать, что Герасим описан очень ярко, он не мог сам «рассказать» о себе, поэтому мы узнаём его по описанию автора и других персонажей. Автор называет Герасима «самым замечательным лицом», его сравнивают со зверем, с быком, с Мининым и Пожарским, богатырём.
Приём сравнения также используется при описании барыни, хозяйки Герасима: «Она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей». О жизни героини автор говорит, что она была «чернее ночи».
Очень значимой в рассказе является история отношений Герасима, прачки Татьяны и башмачника Капитона.
О Татьяне дворецкий Гаврила говорит так: «Я вижу, ты точно смиренница»,
а Капитон сам говорит о себе: «Конечно, мне уж теперь всё нипочём: обдержался, обтерпелся человек, обмаслился, как коломенский горшок», «Горемыка я, горемыка неисходная»
Сравнения использованы при описании слуг в доме, например, лакея Степана: «В передней на конике спал Степан, в положении убитого воина на батальной картине, судорожно вытянув обнажённые ноги из-под сюртука, служившего ему вместо одеяла», «Тогда Степан … внезапно бросился на неё, как коршун на цыплёнка»
Ну и конечно, сравнения использованы при описании Муму, питомицы Герасима, из-за которой в доме барыни произошёл настоящий скандал:
«Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами»,
«Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка», «Муму слабо взвизгнула, как бы жалуясь и извиняясь».
После того, как Герасим утопил Муму по приказу барыни, он не смог остаться больше в доме, где человек не чувствовал себя свободным, а подчинялся приказам и капризам своевольной хозяйки. В сцене где Герасим уходит в родную деревню также используются сравнения – при описании природы и при описании Герасима.
«Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствия на чужой стороне, в чужих людях», «Он чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу, ласково ударял его в лицо, видел белеющую дорогу – дорогу домой, прямую, как стрела, видел в небе несчётные звёзды, светившие его путь, и как лев выступал сильно и бодро…»Можно сказать, что эта сцена описана очень ярко и образно. В ней автор через поступок главного героя высказывает протест против крепостного права.
Для чего же нужны сравнения при описании героев и явлений в рассказе Муму?
С помощью сравнения писатель раскрывает образ героя более ярко и полно.
Использование сравнения делает восприятие речи многоплановым, вызывает интерес у слушателей или читателей, помогает глубже проникнуть в смысл высказывания, рождает богатые образные ассоциации.