какие средства используются для связи предложений
Средства связи предложений в тексте
Содержание:
Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.
Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:
Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.
Лексические средства
Морфологические средства
Синтаксические средства
Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.
Служебные части речи
Частица
Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:
Союз
Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:
Самостоятельные части речи
Местоимения
Наречия
Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.
Средства и способы связи предложений в тексте
Текст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.
Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.
Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.
Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.
Способы связи предложений в тексте
Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.
Цепная связь
Это самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.
Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:
Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.
Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.
Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.
Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:
Параллельная связь
При использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:
Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.
Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.
Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.
Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:
Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.
Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:
Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.
У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:
Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.
Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка
Сочетание разных способов связи
Цепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.
Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:
Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.
Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.
Средства связи предложений в тексте
Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:
Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.
Лексические средства
Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:
1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:
В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.
2. Однокоренные слова:
Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.
3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.
Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.
Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.
4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:
И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.
5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:
В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.
6. Слова на одну и ту же тему:
Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.
Морфологические средства
Для создания морфологической связи используются различные части речи:
1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:
Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.
2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:
Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.
3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:
Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.
4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:
Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.
5. Степени сравнения прилагательных и наречий:
Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.
Синтаксические средства
Их тоже можно разделить на пять категорий:
1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:
Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.
2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.
Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.
3. Неполные предложения:
Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!
4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:
Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!
5. Использование прямого и обратного порядка слов:
Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.
Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:
Языковые средства связи предложений в тексте
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня я хочу вернуться к теме связи предложений в единый текст.
Мы уже не раз говорили о том, что такое ТЕКСТ и в чем отличие его от простого набора предложений (загляните на эту страничку и на эту). Так вот, чтобы текст приобрел смысловую законченность, нужно правильно расположить предложения в тексте, связав их между собой.
Расположить предложения в тексте можно двумя способами: параллельно или последовательно (подробнее о способах связи предложений читайте в предыдущей статье).
Но что же позволяет разграничить между собой данные СПОСОБЫ СВЯЗИ предложений?
Ответ: языковые средства, с помощью которых и связываются предложения. Поэтому сегодня наша статья
о СРЕДСТВАХ связи предложений в тексте
Именно средства связи предложений в тексте разграничивают способы связи предложений. Другими словами, используя те или иные средства языка, вы свяжете предложения в единый текст параллельной или последовательной связью.
Существуют лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений:
Лексические средства связи:
Морфологические средства связи:
Синтаксические средства связи:
Как уже говорилось выше, средства связи предложений разграничивают способы связи.
Для последовательной (цепной) связи предложений, где каждое последующее предложение должно «цепляться» за слова предыдущего предложения, средствами связи являются:
повторяющиеся слова, однокоренные и слова-синонимы, антонимы, местоимения, союзы и союзные слова, глаголы-сказуемые в одинаковой временной форме. Прямой или обратный порядок слов.
Для параллельной связи предложений, где предложения сопоставляются или противопоставляются между собой, основными средствами связи являются:
слова одной смысловой группы, употребление глаголов одного вида и одинаковых по времени, наречий места и времени. Синтаксический параллелизм. Вводные слова и предложения, обращения, риторические вопросы.
Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
Лексические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
Недруг поддакивает. Друг спорит.
При параллельной связи используйте
Морфологические средства связи
При цепной, или последовательной, связи используются
Очень хотелось спать. Но надо было работать.
Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
При параллельной связи используются
Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
Синтаксические средства связи
При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
При параллельной связи предложений используйте
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!
Средства связи предложений в тексте
Урок 40. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Средства связи предложений в тексте»
· Ещё раз вспомним о том, что может связывать предложения в тексте.
· Научимся находить связь между предложениями в тексте.
· Составим алгоритм для выполнения двадцать пятого задания.
Нам нужно посмотреть на двадцать пятое задание.
Мы всё ещё работаем с текстом, который предлагается нам для заданий с двадцать второго по двадцать шестого. И, как в прошлом задании, нас интересует в тексте несколько предложений, определённый интервал, который указывается.
Среди этих предложений нам нужно отыскать такое или такие, которые связаны с предыдущим предложением или предложениями при помощи определённых средств связей в тексте.
Рассмотрим это задание подробнее. Прежде всего, мы ищем одно предложение или несколько – в ответе могут встретиться оба варианта.
Иногда нам нужно найти предложения, связанные с предыдущим. А иногда – с предыдущими.
Обычно указывается два-три средства связи – например, лексический повтор, местоимение и синонимы. Все эти элементы могут нам встретиться в одном предложении. Или нам придётся искать их в разных предложениях.
Мы уже говорили о средстве связей предложений в тексте, когда обращались ко второму заданию. Но там нам нужно было самостоятельно подобрать связующий элемент, исходя из контекста.
Здесь же наша задача усложняется.
В этом задании мы не только демонстрируем свои знания о средствах связи предложений в тексте. Мы анализируем связь между предложениями. И находим нужные нам средства связи.
Во время выполнения этого задания у нас могут возникнуть некоторые трудности.
Во-первых, отрывок текста нам достаётся немаленький – примерно десять предложений. В этих предложениях бывает огромное количество разных средств связи! Наконец, даже если мы нашли нужный нам элемент – он может оказаться просто частью предложения, которая никак не влияет на связь в тексте.
Обратимся к теории.
Предложения в тексте обязательно связаны между собой. В зависимости от смысловых отношений можно выделить два вида связи: цепную и параллельную.
При цепной связи каждое последующее предложение связывается с предыдущим при помощи структурных элементов. Ключевые слова повторяются, используются синонимы, местоимения.
Параллельная связь не настолько очевидна. Но её можно узнать по одинаковым грамматическим формам и одинаковому порядку слов и так далее. Для связи предложений в таком случае используются синтаксические приёмы: единоначалие, синтаксический параллелизм. А также союзы, вводные слова, наречия времени и места.
Обычно в тексте сочетается цепная связь и параллельная.
Итак, средства связи предложений в тексте могут быть лексическими, морфологическими и синтаксическими.
Лексические средства – это повторы слов и фраз, синонимы и антонимы, слова той же тематической группы.
Легче всего увидеть повторы слов или словосочетаний. Слова могут повторяться в разных формах или в одной и той же формы.
В соседнем доме жила девочка. И считали эту девочку довольно странной…
Синонимы – как мы помним, слова, которые при внешнем несходстве имеют одинаковое значение.
Недавно мы встретились с Алексеем Петровичем. Наш старый учитель вполне бодр и по-прежнему ироничен. Здесь синонимы – наш старый учитель.
А антонимы – наоборот, имеют противоположное значение.
Умные люди обычно учатся на чужих ошибках. А глупые – на своих.
Здесь две пары антонимов: умные – глупые, чужих – своих.
Средством связи могут быть также контекстные синонимы и антонимы – то есть, слова, которые становятся синонимами или антонимами только в этом тексте.
А что такое слова одной тематической группы? Это слова, которые обладают общностью лексического значения. Они могут относиться к разным частям речи, но зато обозначают сходные понятия, явления, признаки. То есть раскрывают одну и ту же тему.
В эту зиму стояли особенно лютые морозы. От стужи падали на землю птицы, и дорогу непросто было рассмотреть через заиндевевшие ресницы. Холод пробивался внутрь сквозь слои одежды, леденил руки и ноги.
Морфологические средства – это обычно союзы, местоимения, числительные, наречия и глаголы.
Если говорить о союзах, то для связи предложений в тексте могут использоваться любые союзы. Обычно сочинительные. Но иногда могут быть и подчинительные.
Мы были уверены, что на нас никто не нападёт. Однако на всякий случай приготовились бежать.
Здесь в качестве средства связи используется противительный союз однако.
Настанет время, и я позову тебя. Если это случится, явись ко мне немедленно.
Здесь, кроме других средств связи, используется подчинительный союз если.
Поговорим о местоимениях как средствах связи предложениях. Обычно это личные, притяжательные, указательные местоимения. Но могут быть и другие.
Она решила поступать в университет. Это поразило её родственников, и все бросились её отговаривать.
Здесь в качестве средств связи используется указательное местоимение это, притяжательное – её и личное – она в форме родительного падежа единственного числа.
Для связи предложений в тексте могут использоваться и порядковые или собирательные числительные.
Вспомним, что собирательные числительные обозначают множество предметов как нечто общее: двое, пятеро.
А порядковые числительные обозначают порядок предметов при их счёте.
Врач попросит призывников заходить по одному. Первый и второй парни вежливо поздоровались, остальные пятеро будто язык проглотили при входе.
Здесь как средство связи предложений используются и порядковые, и собирательные числительные.
Связывать предложения между собой могут и наречия – обычно места, времени. Или местоименные наречия.
Вы всё же успели познакомиться. Когда это случилось?
Здесь мы видим наречие времени в качестве средства связи.
Наконец, средством связи могут служить глаголы, вернее, формы их вида и времени. Эти формы указывают на время, когда происходят ситуации, указывают на последовательность или одновременность действий.
Собака, помахивая хвостом, встала на лапы. Подошла к двери и поскреблась в неё. Затем, поскуливая, начала крутиться по комнате.
Здесь мы видим глаголы в форме совершенного вида, прошедшего времени. Эта форма связывает действия, а значит, и предложения.
Могут быть и другие морфологические средства связи – например, частицы или сравнительная степень имён прилагательных.
Конечно, можно было уйти. Но будет лучше, если вы останетесь. Лишь вам дано принять это решение.
Синтаксические средства связи предложений в тексте – это порядок слов, парцелляция, синтаксический параллелизм, вводные слова и предложения.
Порядок слов в предложении связан с такими понятиями, как актуальное членение предложения, рема и тема.
Рема, то есть новая информация, сообщённая нам в первом предложении, в следующих предложениях будет выступать как тема. То есть то, что нам уже известно.
Они вернулись ночью. Вернулись они усталые, до довольные.
Как видим, здесь изменение порядка слов в предложении сопровождается лексическими повторами.
Синтаксический параллелизм – это когда предложения, стоящие рядом, имеют одинаковое строение.
Трудолюбие помогает. Лень мешает.
Разновидностью такого параллелизма могут быть анафора – то есть, единоначалие предложений. Или эпифора – одинаковое окончание предложений.
Однажды люди осознают, что все войны тщетны. Однажды все поймут, как много всего мы пропускаем в этой жизни. Однажды устанут от вражды и мелочных дрязг.
Средством связи может быть неполное предложение. Например:
Я обязательно доделаю этот проект сегодня. А Олег, видимо, – завтра.
Ещё одно средство связи – риторические вопросы и восклицания.
Казалось бы, совесть – понятие эфемерное. Почему же, когда мы поступаем неправильно, словно что-то сжимается в груди?
Одно высказывание в тексте часто разделяется на несколько частей. Такое явление называется парцелляцией. В таком случае эти части тесно связаны между собой.
Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно иметь сильную волю. Стремление идти вперёд. Умение подниматься после ошибок.
Одно из самых важных средств связи – вводные слова. Одна из их функций – это именно связь предложений между собой.
Кажется, мы перечислили все варианты. Итак, настало время выводов…
При этом нужно заменить, что в тексте для связи предложений между собой очень редко используется один вид средств. Чаще всего комбинируются лексические, морфологические и синтаксические средства связи.
Попробуем выполнить пробное упражнение. Для удобства сразу же возьмём новый отрезок текста. Хотя в ЕГЭ нам придётся выделять нужный интервал из текста самим.
В этом тренировочном задании нам нужно найти предложение или предложение, средство связи для которого – указательное наречие.
Вспомним, какие наречия являются указательными. Это такие слова, как там, тут, здесь, сейчас, тогда, туда, отсюда и так далее.
Теперь поищем такое наречие в предложениях.
В сорок восьмом предложении есть наречие откуда. И в предложении 51 мы видим наречие там.
Теперь определим, служат ли они для связи предложений?
В предложении 48 откуда – это союзное слово. Оно связывает две части сложноподчинённого предложения, но не предложения между собой.
В пятидесятом предложении речь идёт о дворе. В предложении номер 51 место обозначается уже при помощи наречия там. Значит, наречие – это средство связи.
В ответе мы укажем номер одного предложения – 51.
Попытаемся составить алгоритм для выполнения этого задания.
· Выделяем нужные нам предложения в тексте.
· Потом вспоминаем определение средства связи, которое от нас требуется найти в предложениях.
· Находим этот элемент.
· Проверяем, выступает ли элемент как средство связи.
Можно выполнять это задание и по-другому. Например, определить все средства связи для каждого предложения. И потом выбрать те, которые интересуют нас.
Посмотрим на это тренировочное задание.
Здесь нужно найти предложения или предложения, которые связаны при помощи сочинительного союза и лексического повтора.
Посмотрим, как связаны двадцать пятое и двадцать шестое предложения. Можно увидеть синонимию: непростое дело – сложно, отличить – понять разницу, настоящее – действительное. К тому же, мы видим слова одной тематической группы: искусство, красота и так далее.
Посмотрим на двадцать седьмое предложение. Его связывает с двадцать шестым повтор: понять – понимание.
Обратимся к предложению 28. Сразу же видим союз но, потом указательное местоимение это.
Предложение 29. Здесь слова одной тематической группы: ребёнок – детский, поэзия, проза, песенка, симфония.
Тридцатое предложение. Мы видим союз и, затем частицу только, потом указательное местоимение эту. Есть тут и повтор – дистанция. И слова одной тематической группы: симфония, Чайковский, музыка.
Посмотрим на тридцать первое предложение. Оно связано с остальными параллельной связи, которая проявляется через слово той же тематической группы: в отрывке речь идёт о прекрасном и об умении воспринимать.
Тридцать второе предложение начинается с сочинительного союза но. За ним идет указательное местоимение эта, а потом лексический повтор слова способность.
А теперь посмотрим, в каких предложениях встречается одновременно лексический повтор и сочинительный союз.
И запишем в ответ номера 30 и 32, без пробелов и запятых.
Обратим внимание на то, что в обоих этих предложениях есть и другие средства связи. Но раз среди них есть то, что указано в условиях задания, мы принимаем их за ответ.
Составим второй алгоритм.
· Сначала выделяем нужный нам отрезок текста.
· Находим средства связи для каждого предложения.
· Выделяем предложения, в которых есть нужные нам средства связи.
Мы можем и совмещать два способа выполнения этого задания. В любом случае, очень важно вспомнить – что именно подразумевается под тем или иным средством связи, привести для себя примеры. И важно проверить, что найденный элемент используется именно для связи предложений в тексте.