какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе

Особенности работы с детьми с нарушениями зрения

какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть картинку какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Картинка про какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе Каратаева Мария
Особенности работы с детьми с нарушениями зрения

Я работаю воспитателем в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием., Детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо гораздо больше любви, внимания и заботы чем здоровым детям. Помимо нарушения зрения дети имеют множество других сопутствующих диагнозов. Им сложно адаптироваться ко всему новому, свойственен уход от совместной деятельности со здоровыми детьми, они избирательны в общении. Дефекты зрения существенно усложняют отношение ко всему окружающему, к различным видам деятельности, обуславливают значительные затруднения в общения, уход от контактов с окружающими, ориентацию на свой внутренний мир. Как известно дети большую часть информации получают и усваивают из наглядности. Дети с нарушением зрения не имеют возможности получать информацию в достаточном объеме посредством восприятия визуальной информации и вынужденно усваивают меньший объем, чем дети с хорошим зрением. Что существенно затрудняет овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности.

В результате длительного наблюдения за детьми, общения с ними, изучения методической литературы я определила, что для ребёнка с нарушением зрения общение является наиболее эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающем на фоне зрительного дефекта.

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. Я считаю необходимым – помочь детям адаптироваться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, что и является целью моей педагогической работы. Для достижения поставленной цели требуется общение в едином образовательном пространстве всех участников коррекционной работы: тифлопедагог-психолог-логопед-дефектолог-воспитатели-родители. Только при условии непосредственно общения всех участников образовательного процесса возможно достижение поставленной цели. Я считаю, что проведение ежемесячных собраний с целью постановки педагогических и воспитательных задач с обязательным присутствием родителей повысит эффективность коррекционной работы. Ведь чем больше близких людей будет помогать ребенку, тем легче будет проходить его адаптация к окружающему миру. В своей работе часто использую метод краткосрочных проектов с участием родителей и воспитанников. В результате проведения проектов формируется эмоциональное сближение родителей, детей и воспитателя; развеются коммуникативные навыки; сплоченность детского коллектива, формируется психологический комфорт детей в группе, дети становятся любознательными, активными, интересуется окружающим миром.

«Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.» Особенности работы с одарёнными детьми в условиях предшкольного образования В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых.

Особенности социально-психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях ДОУ Тезисы к выступлению на областной научно-практической конференции руководителей и специалистов, реализующих адаптированные образовательные.

какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть картинку какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Картинка про какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школеИгрушки-шнуровки своими руками (из опыта работы с детьми с речевыми нарушениями) Всем известно, что игры-шнуровки являются одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики, что особенно актуально для детей.

какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть картинку какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Картинка про какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школеКонспект интегрированной работы в разновозрастной группе с детьми с нарушением зрения «Путешествие ниточки» Задачи: *Познакомить детей с процессом изготовления ткани. *Рассказать, что для того, чтобы получить готовое изделие, трудится большая.

Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Консультация для родителей «Особенности познавательной сферы у детей с нарушениями зрения» Развитие познавательной деятельности детей с.

Особенности логопедической работы на логопедическом пункте с детьми ОНР 1 слайд: Особенности логопедической работы на логопедическом пункте с детьми с ОНР. Группа «Снежинка» 2 слайд: Учим ребёнка слушать, слышать.

Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста Первая проблема с которой столкнуться педагоги и родители, планируя посещение музея, связанна с определением возраста ребенка, сенситивного.

Источник

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация коррекционной работы

на уроках в начальной школе для детей
с нарушением зрением.

Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка. Резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы. Наиболее полноценная подготовка детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированном учреждении для детей с нарушением зрения.

С первых дней обучения учителю очень важно предвидеть, какие трудности могут возникнуть у ребенка с патологией зрения, если ему не оказать необходимую помощь.

Снижение функций зрения неизбежно приводят к снижению скорости и точности восприятия: (дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции); у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленно и нечетко их опознания.

Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Для данной категории детей характерными являются:

— низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;

— низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);

— низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;

— плохое запоминание букв;

— невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв, цифр и их элементов;

— пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;

— низкий уровень овладения навыками письма и чтения;

— наличие серьезных затруднений в копировании букв;

— появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

Неполноценное зрение остается во всех видах деятельности таких детей ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире или наоборот гиперактивностью детей как на уроке так и во время группы продленного дня.

Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает.

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. Ученик смахнул рукой с парты кассу букв или цифр, содержимое которого рассыпалось по всему полу. Нужно спокойно выяснить причину случившегося. Оказывается, принадлежности поставлены со стороны невидящего глаза. Ученик наглядно убеждается в значении правильного расположения своих вещей на парте.

В начале каждого урока учитель напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, сигнальные карточки для каждого ребенка. Все лишнее должно быть убрано с парты.

Для правильной посадки и удобства в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны парты, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

В работе желательно использовать для письма черную пасту, а не синюю (это основной цвет) и зеленую ручку на уроках русского языка вместо простого карандаша. Переход с крупной клетки на мелкую и тетради в узкую линейку на широкую индивидуально при рекомендации офтальмологов. При необходимости пользуется Азбука Брайля и учебники с крупным шрифтом, которые есть в УМК «Школа России». Если у ребенка окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза. В течение дня обязательно нужно выполнять офтальмологические рекомендаций офтальмологов и соблюдение режима охраны зрения.

Так же в зависимости от диагнозов на уроке можно использовать оптические способы коррекции:

— работа с оптической мышью;

— работа с документ камерой.

— работа с видео увеличителем.

Применяемый в школьной практике учебный материал должен быть максимально приспособлен к особенностям ослабленного зрения школьников. Используемые на уроке тетради, учебники, мел, картины, карты и др. подбираются в соответствии с нуждами детей с нарушением зрения. Размеры пособий должны соответствовать остроте зрения. Стараться не использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть размера, удобного для обозрения слабовидящими, и (во избежание блеска) лишены стекол. Все выставки оформляются в рамах без стекла. Картины висят на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать. Иллюстративный материал максимально приближен к реальности, имеет четкую форму. Наглядные пособия с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал показываем на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться. При демонстрации картин обучающийся может выходить к доске во время урока для полного и правильного восприятия картины.

Исходя из нарушений можно определить основные направления и приемы коррекции.

Это, во-первых, специальные упражнения на развитие тактильной чувствительности (изготовление букв и цифр из различной на ощупь бумаги, работа с пластилином, пальчиковая гимнастика и т.д.)

Во-вторых, специальные упражнения на развитие предметных действий и ориентировки в пространстве (работа с магнитными досками и геометрическими фигурами, составление узоров из геометрических фигур, работа с карточками, с числовым рядом и др.)

В-третьих, упражнения на развитие моторной функции глаз. Для развития зрительного восприятия необходимо, чтобы ребёнок чаще двигал глазами. На уроке нужно включать следующие задания:

— Найди пару, соедини их стрелочками.

— Найди все выражения с представленным ответом.

— Соедини линиями предметы с противоположными свойствами.

— Соедини линиями примеры с правильным ответом.

— Различные упражнения на сравнения и различия.

В каждом общеобразовательном классе любой школы любого города есть дети с ослабленным зрением, поэтому важно соблюдать рекомендации офтальмологов в помощь педагогам.

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

Источник

Какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе

какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Смотреть картинку какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Картинка про какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе. Фото какие средства коррекции нарушений зрения детей вы считаете наиболее эффективными в школе

Аннотация: Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

Статья:

Введение

В современных коррекционных учебных заведениях решаются образовательные, учебно-воспитательные, лечебно-восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.

При организации учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами:

1. Максимальное слияние лечебно-коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

Основной целью организации учебной деятельности является обеспечение полноценного образования учащихся на основе индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, медицинской и специальной коррекционной помощи обучающимися с нарушениями зрения. Главной целью правильной организации урока, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности слабовидящего школьника.

Слабовидящие дети быстрее утомляются на уроке, чем их здоровые сверстники. Это особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией, как атрофия зрительных нервов, дистрофия сетчатки и другие заболевания, которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций. Составляя учебный план, распределяя программный материал при планировании и написании конспектов необходимо учитывать данную специфику детей с дефектами зрения. Для предупреждения зрительных расстройств у школьников необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:

к освещению и учебному оборудованию;

к организации учебных занятий, имея ввиду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.

Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:

рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;

специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию правильного наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии со зрительной патологией), правильное цветовое оформление помещений, соблюдение режима зрительных нагрузок и режима дня.

Раздел 1. Офтальмо-гигиенические мероприятия в процессе воспитания и обучения слабовидящих и учащихся с функциональными расстройствами зрения

1.1 Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий, в сочетании с особенностями групп детей со зрительными нарушениями

В современном мире, актуальность вопросов, касающихся офтальмологических основ обучения и воспитания детей значительно возрастает, если речь идет о группах детей, имеющих проблемы со зрением. Степень тяжести и выраженности этих проблем может быть различной, но их наличие определяют жесткие требования к выбору содержания и системной реализации в повседневной жизни охранных и гигиенических мероприятий, поскольку помимо профилактической направленности они обязаны поддерживать и развивать зрительную работоспособность ребенка, имеющего зрительные нарушения. В данном разделе будет освещен патогенный фактор в развитии зрения у детей.

На основе данных офтальмологической и тифлологической литературы, опираясь на опыт работы многочисленных исследователей данной проблемы, можно выделить и охарактеризовать три группы детей, для каждой из которых можно подобрать свою направленность и офтальмологические охранные мероприятия.

1.Группа детей, имеющих крайне тяжелые нарушения зрения. В эту группу входят: тотально слепые дети (абсолютная слепота); дети со светоощущением; дети с остаточным зрением – острота зрения от 0,04 до 0,005 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции (практическая слепота).

Направленность офтальмо-гигиенических мероприятий в процессе воспитания и обучения детей, имеющих практическую слепоту, выражается в охране остаточного зрения, в поддержке зрительной системы, развивающейся на фоне грубого органического поражения.

2.Группа слабовидящих детей. В эту группу входят дети, у которых на фоне органических поражений зрительной системы или анатомического несовершенства органа зрения острота зрения на лучшем или единственном глазу от 0,05-0,4 ( в условиях оптической коррекции).

При данной патологии, важно поддерживать и развивать все структуры зрительной системы; совершенствовать функции зрительного анализатора; поддерживать и развивать зрительную работоспособность; проводить профилактику осложнений глазных заболеваний, ухудшения зрительных функций, зрительного утомления в процессе зрительного труда.

3.Дети с функциональными расстройствами зрения. По тяжести нарушения зрения дети этой группы не относятся к слабовидящим, так как у части этих детей зрение корригируется оптическими средствами и имеется благополучный глаз с остротой зрения не менее 0,4 на лучше видящий глаз в условиях оптической коррекции.

Таким образом, в образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.

1.2. Средства реализации офтальмо-гигиенических основ воспитания и обучения в образовательных учреждениях

Офтальмо-гигиенические основы воспитания и обучения в практике ОУ реализуются посредством:

Соблюдения режима питания детей с нарушением зрения;

Соблюдения статико-динамического и двигательного режимов в жизнедеятельности ребенка с нарушениями зрения;

Организации зрительной работы и соблюдения режима зрительных нагрузок в соответствии со зрительными возможностями и потребностями индивида;

Обеспечения и соблюдения санитарно-гигиенических норм освещенности рабочей зоны и мест жизнедеятельности детей с нарушением зрения;

Воспитания сознательного отношения у детей и их родителей к вопросам лечения, охраны, развития нарушенного зрения;

Лечебно-восстановительного процесса с широких позиций, в том числе за счет внедрения современных технологий;

Выполнения специалистами учреждения рекомендаций и назначений врача;

Коррекционно-педагогического процесса по развитию зрительного восприятия: систематическое обогащение зрительного сенсорного опыта, формирование полноценных зрительных образов действительности, обучение рациональным способам зрительной работы и др.

Таким образом, для успешного проведения охранно-профилактических мероприятий для детей с нарушенным зрением необходимо четко знать характерную группу и ее особенности, к которой они относятся.

Раздел 2. Офтальмо-гигиенические основы организации учебной деятельности детей с нарушением зрения

2.1 Офтальмо-гигиенические особенности режима учебных занятий

Учебно-трудовая нагрузка учащихся должна соответствовать количеству часов, предусмотренному Типовыми учебными планами специальных общеобразовательных школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, утвержденными Министерством просвещения СССР и министерствами просвещения (народного образования) союзных республик. Превышение общей продолжительности занятий, установленной учебными планами, недопустимо. Начало и окончание учебного года, сроки и продолжительность каникул, проведение экзаменов, учебной практики должны полностью соответствовать срокам, установленным для массовых общеобразовательных школ. При организации учебных занятий в течение дня, недели, года, в связи с повышенной утомляемостью учащихся следует исходить из оптимального соотношения и чередования различных предметов по трудности, характеру и степени зрительной нагрузки.

При составлении расписания уроков в течение учебного дня рекомендуется:

— уроки физической культуры планировать на третьи и четвертые часы;

— сдвоенные уроки предусматривать только по труду и на занятиях физкультурой при выполнении программы по лыжной подготовке. В отдельных случаях сдвоенные уроки возможны при проведении контрольных работ; их не следует ставить на последние уроки.

При составлении расписания уроков в течение учебной недели рекомендуется:

— равномерно распределять предметы с большой умственной и зрительной нагрузкой в течение всей недели;

— контрольные работы во всех классах, шестые уроки и факультативные занятия в старших классах проводить в любые дни недели, за исключением понедельника и субботы;

— включать уроки физкультуры и труда в середину недели с целью поддержания относительно высокой работоспособности учащихся;

— предусматривать 1 раз в неделю (желательно в четверг) «облегченный день» учебных занятий для учащихся подготовительных и первых классов. В этот день после двух часов учебных занятий проводить познавательные прогулки и экскурсии.

Важное значение для обеспечения высокой работоспособности слепых и слабовидящих детей во время урока имеет продолжительность и рациональное его построение.

В связи с этим необходимо обеспечить:

— проведение во всех классах в течение урока физкультурных пауз (по 5 минут). Выполнение упражнений, связанных с резкими движениями и наклоном головы вниз, не рекомендуется;

— соблюдение режима непрерывной зрительной нагрузки.

Для снятия утомления, наступающего во время урока, необходим рациональный отдых, для чего следует:

— исключить во время перемены чтение книг, подготовку к последующему занятию, другую зрительную работу на близком расстоянии.

Домашние задания следует предусматривать с учетом возможности выполнения их в пределах:

При этом также должен строго соблюдаться режим непрерывной зрительной нагрузки.

Безусловно, важен и статико-динамический режим в образовательном процессе детей с нарушением зрения, отражающем смену покоя и двигательной активности с максимально возможным удовлетворением последней. Обеспечение статико-динамического режима в жизнедеятельности детей должно способствовать поддержанию их психоэмоционального тонуса в кратковременный и долговременный периоды, совершенствованию физического развития во всех его аспектах, профилактике мышечного утомления на занятиях статического плана и через это поддержанию зрительной работоспособности ребенка. Во время занятий статического плана педагог должен следить за правильной осанкой учащихся во время письма, предлагать детям менять позу, в середине занятия должна быть проведена физкультминутка. Эти мероприятия должны быть направлены на предотвращение чрезмерного утомления мышц спины, шеи, что в свою очередь приводит к нарушению кровотока и иннервации коры головного мозга и глаз. Нарушения осанки может привести к наступлению быстрого общего утомления, на фоне которого развивается зрительное утомление.

2.2 Офтальмо-гигиенические требования к освещению учебных помещений и предметно-пространственной среде учащихся.

Несомненно, что к важнейшим аспектам организации зрительной работы относится достаточная освещенность рабочего места. Свет, его качество и сила играют важную роль в зрительном процессе. Хорошее освещение мест жизнедеятельности ребенка и рабочих зон учащихся обеспечивает успешность получения зрительной информации, и ее переработки, что в свою очередь положительно влияет на успешное выполнение любой деятельности, в том числе учебной.

Особенности естественного освещения.

Все учебные помещения школ-интернатов должны иметь естественное освещение: боковое, левостороннее и ленточное, с применением солнцезащитных устройств (подъемно-поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, шторы из хлопчатобумажных тканей).

Для максимального использования дневного света и равномерного распределения его в учебных помещениях рекомендуется:

— ориентировать учебные помещения на Ю, В и ЮВ;

— не ставить столы и парты в простенки между окнами;

— не допускать затемнения окон учебных помещений деревьями или противостоящими зданиями; деревья следует сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; в случае близости соседних зданий окрашивать их наружные фасады, обращенные к учебным помещениям, в белый цвет;

— следить за своевременным включением искусственного освещения в соответствии со световым календарем.

Особенности искусственного освещения.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. В качестве источников света использовать люминесцентные лампы типа «белого» света (БС), «тепло-белого» света (ТБС) и естественного света (ЛЕ), как физиологически наиболее благоприятные и экономичные; обязательно местное освещение классной доски.

В вестибюлях, коридорах, рекреациях, спортивных и актовых залах, учебных мастерских, на лестничных клетках должно быть аварийное освещение с уровнем освещенности не менее 0,5 лк на полу по линии основных переходов и на ступеньках лестниц. Обязательно должно присутствовать устройство искусственного освещения школьного участка.

Для слепых рекомендуются одноместные столы с горизонтальной доской и приспособлениями для хранения учебников по Брайлю.

Парты (столы) должны расставляться в классе в зависимости от степени сохранности зрения; для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 парты (столы), независимо от их размера, ставить ближе к преподавателю и доске. Детей, страдающих светобоязнью, рекомендуется сажать за парты (столы), расположенные дальше от окон и источников света. Парты (столы) устанавливаются вдоль класса в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение парт (столов) в зависимости от характера занятий с целью обеспечения наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий.

2.3 Офтальмо-гигиенические требования к наглядным пособиям и учебному материалу

А.Н. Гнеушева говорит о том, что для лиц имеющих осложненную близорукость, зеленый фон демонстрации объектов оказывается наиболее комфортным. Однако в учебном процессе рационально использовать так же светлые (светло-желтый, светло-розовый) и темные фоны (темно-синий, черный). Рекомендуется, чтобы у слабовидящих имелись индивидуальные фоны (например, листы из плотного цветного картона или двусторонние фланелеграфы, размером 25х35 см), вариативное использование которых зависит от цветового тона объекта восприятия. Использование фона важно для повышения контрастной чувствительности.

Важно развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.

Л.В. Фомичева отмечает, что для детей с низкой остротой зрения и имеющих косоглазие рекомендуется располагать наглядные пособия, учебники, книги на подставке так, чтобы визуальный материал находился на уровне глаз учащихся. Если же мы говорим о косоглазии, то на подставке надо ставить материал для детей со сходящимся косоглазием. Если у детей расходящееся косоглазие, то для них нужно располагать материал внизу или на горизонтальной поверхности, чтобы способствовать конвергенции глаз. В тоже время для детей с высокой степенью близорукости или дальнозоркости, на фоне чего, как правило, и развивается косоглазие, наглядный материал рекомендуется располагать на уровне глаз, в независимости от косоглазия.

Соблюдение офтальмо-гигиенических требований к наглядному и учебному материалу поможет снизить зрительное утомление и будет способствовать учебному процессу и долгой зрительной работоспособности.

2.4 Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации занятий

Большое значение имеет организация занятий. На занятиях слабовидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств, для озвучивания обязательных занятий.

З. Г. Ермолович отмечает, что своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих учащихся младших классов не должно превышать 10 мин., частичнозрячих – 5 мин. В средних и старших классах для слабовидящих учащихся допускается зрительная нагрузка не более 15 мин., а для частичнозрячих 5-7 мин.

Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями. Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора детей с нарушенным зрением как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

Физическая культура в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей является одним из важных средств, всестороннего развития учащихся и подготовки их к трудовой деятельности, а также как средство коррекции нарушенных зрительных функций и вторичных отклонений. Основной формой работы по физическому воспитанию являются уроки физкультуры, проводимые по специально разработанным программам.

Допустимая физическая нагрузка на уроках должна определяться врачом-офтальмологом и педиатром в начале учебного года индивидуально для каждого учащегося. Для детей с отклонениями опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы предусматриваются занятия по лечебной гимнастике (ЛФК).

В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.

Правильная и тщательная организация занятий будет способствовать соматическому и физическому здоровью, психоэмоциональному тонусу детей, эффективному обучению и усвоению знаний.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правильная организация учебно-воспитательного процесса для слабовидящих детей способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.

Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований к образовательным учреждениям ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности школьников в динамике учебного дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости за счет равномерного распределения учебной нагрузки в течение дня, уменьшение плотности занятий, распределение уроков в зависимости от трудности предметов. Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.

Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.

Список использованной литературы и источников:

Белякова О.В., Ермолович З.Г. Особенности зрения частичнозрячих и слабовидящих учащихся и как беречь зрение в условиях образовательной интеграции// Особенности интегрированного обучения детей с нарушением зрения. – Минск.: НИО, 2004.

Волосовец Т.В. Методические рекомендации
по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении.- Письмо Минобразования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 (электронный ресурс http://www.kartyo.ru/korro/files/ant/Doc/68.htm).

Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. – М.: Владос, 2000.

Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учеб.- Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *