какие средства музыкальной выразительности использовал композитор в эпизоде нашествия
Образ вражеского нашествия в симфонии № 7 Д.Шостаковича
Цель урока: познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческое значение.
Задачи:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано.
Ход урока
Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Давайте познакомимся с эпиграфом нашего урока:
«Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти».
Опираясь на эпиграф, подумайте, в какое время мы отправимся? (высказывания детей).
Да, действительно. Мы отправимся с вами в XX век, в годы Великой Отечественной войны, а конкретно – в 9 августа 1942 года в блокадный Ленинград, в большой зал Ленинградской филармонии.
(Слайд 2) И. Серебряный. Концерт в осажденном Ленинграде.
Вот этот год, вот этот зал, вот люди, которые присутствуют на этом концерте. Давайте представим, что и мы оказались в этом зале. Давайте вглядимся внимательно в лица людей, которые пришли на концерт и попытаемся понять, какая музыка звучит в этом зале. (Слайд 3)
В композиционном центре картины расположен мужчина с грозным лицом. Какие чувства вызвала музыка в его душе? (Чувство ярости, ненависти к врагу: его скулы сжаты, брови сдвинуты, рука на сумке напряжена, кажется он вот-вот встанет и кинется в бой).
Слева от него мужчина, закрывший лицо руками. Какое чувство вызвала музыка в его душе? (Горькие воспоминания о гибели близких людей, друзей, возможно, он плачет).
У колонны сидит молодая девушка. Композиционно она расположена в самом светлом месте картины. О чем это говорит? (О том, что душа ее светла, чиста, что она юная и романтичная). Какие чувства вызвала музыка в ее душе? (Чувство боли, скорби, светлые мечты о счастье разбились о страшную реальность войны).
Девушка, стоящая у столба. Что вы можно сказать о ней? (Она одета в военную форму, значит, принимает участие в боевых действиях, она замкнута в себе). Какие чувства вызывает музыка в ее душе? (В ее глазах печаль, смешанная с болью и горечью, она вспоминает все, что ей пришлось пережить на войне).
Посмотрите, ребята, все герои картины находятся в одном месте, сидят рядом, слушают одну и ту же музыку, но одинаковые ли чувства вызывает эта музыка у каждого из них? (Нет, у каждого из них музыка вызывает разные чувства).
Давайте теперь и мы с вами послушаем эту музыку. Какие чувства вызовет она в вашей душе? Я раздам вам листочки, на которых во время слушания вы сможете записать свои мысли.
Учитель раздает листочки, дети слушают «эпизод фашистского нашествия» из 1 части «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича, записывают свои мысли. После прослушивания дети зачитывают и высказывают свои впечатления от услышанного.
Учитель. Спасибо, ребята, вы очень внимательно и эмоционально слушали музыку и очень образно изложили свои мысли. А теперь я открою вам правду. 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в большом зале Ленинградской консерватории прозвучала 7-я симфония выдающегося русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Эта симфония получила название «Ленинградская». Об истории создания этой симфонии нам расскажут ребята, которые подготовили небольшие сообщения.
Ученик 2. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась музыка симфонии: « Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич выступал по ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолёты, и композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб: «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического произведения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвёртую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией. Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту. »[2]
Дети слушают архивную запись радиообращения Д. Шостаковича к ленинградцам 16 сентября 1941 года (эту запись можно послушать на сайте www.nivasposad.ru).
Значительная часть симфонии была написана композитором осенью 1941 года в Ленинграде. (Слайд 5) На титульном листе Седьмой симфонии Д.Д. Шостакович написал: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду – я посвящаю свою Седьмую симфонию». (Слайд 6)
Ученик 3. Полностью симфонию Шостакович завершил в Куйбышеве (Самара), куда по приказу был эвакуирован в 1942 году. (Слайд 7)
Первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 года в зале Дворца культуры на площади Куйбышева (современный театр оперы и балета) под управлением С. Самосуда. [3] (Слайды 8–11)
В блокадном Ленинграде симфония была впервые исполнена 9 августа 1942 года. (Слайд 12) В осажденном городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа Седьмую симфонию Шостаковича сыграли в большом зале филармонии. (Слайд 13) Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.(Слайды 14, 15) «Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и музыка была достойна их самих» – писали тогда в «Комсомольской правде».[2]
Учитель. Из рассказа ребят мы узнали об истории создания симфонии. Как вы думаете, ребята, какую идею вложил в эту симфонию Шостакович? Что он хотел сказать людям?
Учитель обобщает ответы детей: идея симфонии – борьба советского народа против фашистских оккупантов и вера в победу. Вот как определили идею симфонии сам композитор: «Моя симфония навеяна грозными событиями 1941 года. Коварное и вероломное нападение германского фашизма на нашу Родину сплотило все силы нашего народа для отпора жестокому врагу. Седьмая симфония – это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе».Так писал он в газете «Правда» 29 марта 1942 года. [3]
Идея симфонии воплощается в 4 частях. Особое значение имеет I часть. О ней Шостакович написал в авторском пояснении, опубликованном в программе концерта 5 марта 1942 года в Куйбышеве: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война».[3] Эти слова определили две темы, противопоставленные в I части симфонии: тема мирной жизни (тема Родины) и тема ворвавшейся войны (фашистское нашествие). «Первая тема – образ радостного созидания. Это подчеркивает русский размашисто-широкий склад темы, наполненный спокойной уверенностью. Затем звучат мелодии, воплощающие образы природы. Они как бы растворяются, тают. Теплая летняя ночь опустилась на землю. И люди, и природа – все погрузилось в сон». [4]
Дети слушают 1 часть симфонии до эпизода фашистского нашествия.
И вот начинается вторжение вражеских сил, начинается эпизод нашествия. Именно его мы с вами услышали, когда попали на концерт в блокадный Ленинград в начале урока. «На фоне таинственно шуршащей, еле слышной дроби малого барабана возникает тема врага. Духовые инструменты звучат приглушенно, вкрадчиво. Как будто маршируют заводные куклы и кто-то подыгрывает на гнусавой, дребезжащей дудке. Мало-помалу звучание оркестра становится плотнее, массивнее. Тема врага словно вырастает, надвигается на нас, она делается все более исступленной, неистовой. Чудовище сбрасывает шутовскую маску, и мы видим, и мы видим его звериный оскал. И вот начинается дикий хаос разрушения.
В эпизоде нашествия композитор передал бесчеловечную жестокость, слепой, безжизненно-жуткий автоматизм, неразрывно связанные с обликом фашистской военщины. Здесь очень уместно выражение Льва Толстого – «злая машина».[4]
Сейчас мы еще раз послушаем этот знаменитый эпизод, после чего постараемся охарактеризовать образ фашистского нашествия и подумаем, какими средствами музыкальной выразительности достигается этот образ.
Дети слушают эпизод фашистского нашествия.
После прослушивания дети характеризуют образ и средства музыкальной выразительности.
Чем же завершается такое мощное развитие темы вражеского нашествия? «В момент, когда казалось бы всё живое никнет, будучи не в силах сопротивляться натиску этого страшного, всесокрушающего чудовища-робота, свершается чудо: на пути его появляется новая сила, способная не только противостоять, но и вступить в борьбу. Это тема сопротивления. Маршевая, торжественная, она звучит страстью и великим гневом, решительно противостоя теме нашествия. Момент ее появления – наивысшая точка в музыкальной драматургии 1 части. После этого столкновения тема нашествия теряет свою монолитность. Она дробится, мельчает. Все попытки воспрянуть напрасны – гибель чудовища неотвратима» [1].
Дети слушают фрагмент столкновения темы нашествия и темы сопротивления.
Учитель. В Москве Седьмая симфония Д. Шостаковича прозвучала 29 марта 1942 года, через 24 дня после ее премьеры в Куйбышеве. В 1944 году поэт Михаил Матусовский написал стихотворение, которое называется «Седьмая симфония в Москве». (Слайд 16)
Наверное, помните вы
Как стужа тогда пронизала
Ночные кварталы Москвы,
Подъезды Колонного зала.
Была непогода скупа,
Снежком припушенная малость,
Как будто бы эта крупа
По карточкам нам выдавалась.
Но город, окованный тьмой,
С уныло ползущим трамваем,
Был этой осадной зимой
Прекрасен и незабываем.
Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре смычок за смычком
Проснулись, зажглись, просияли
Как будто из мрака ночей
Дошли к нам порывы метели.
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла,
В траншеях свиставшая хмуро,
Никем до него не была
Расписана как партитура.
Над миром катилась гроза.
Ещё никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти.
Как дом от полов до стропил,
Охваченный пламенем сразу,
Оркестр, обезумев, вопил
Одну музыкальную фразу.
Ей пламя дышало в лицо.
Глушила её канонада.
Она прорывала кольцо
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве,
Весь день пребывала в дороге.
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.
Учитель. Давайте подведем итог нашего урока. Какую историческую оценку вы можете дать «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича?
Учитель обобщает ответы детей: Каждый на войне совершал подвиги – на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония – это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.
«Много сил и энергии вложил я в это сочинение, – писал композитор в газете «Комсомольская правда». – Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: «Когда грохочут пушки, тогда молчат музы». Это справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. То грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма».[5]
Произведения искусства, созданные в годы войны, – это памятники военных событий. Седьмая симфония – один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.
На уроке разучивается песня «Память о войне» сл. и муз. Н. Тананко (Приложение 1).
Список литературы:
«Образ Великой Отечественной войны в симфонии №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича».
Материел урока может использоваться как открытый урок для защиты.
Содержимое разработки
Д.Д.Шостакович. Симфония №7 «Ленинградская»
Открытый урок музыки
по теме «Образ Великой Отечественной войны в симфонии №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича» в 7 классе.
Знакомство с историей создания «Ленинградской симфонии».
Определение образа музыки, её жизненного содержания.
Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.
Познакомить учащихся с выдающимся произведением мировой классической музыки, определить его историческую роль.
— Пробудить интерес в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей великой отечественной войны;
— Воспитание у учащихся патриотических чувств, любви к своему Отечеству через произведение Д.Д.Шостаковича.
— Воспитание культуры слушания у учащихся.
-Развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие памяти, мышления.
-Умение высказывать свои мысли и суждения.
-Характеристика образа вражеского нашествия.
-Понимание роли симфонии №7 «Ленинградская
Д.Д. Шостаковича в годы ВОВ.
— Определение особенностей построения «эпизода нашествия», приёмов, средств музыкальной выразительности, используемых композитором.
-«Эпизод нашествия» из 1 ч. Симфонии №7, Д.Д.Шостаковича
Методы и формы работы:
Здравствуйте. Садитесь. Вспомните, с какими музыкальными образами мы познакомились на предыдущих уроках? (лирический, драматический, эпический.)
— Какими средствами музыкальной выразительности композиторы показали нам эти образы? (мелодия, динамика, лад, тембр, темп).
Cлайд 1. Портрет Д.Д.Шостаковича
Продолжая говорить о музыкальном образе сегодняшний урок мы посвящаем музыке Д.Д.Шостаковича – советского композитора 20 века. Его можно назвать композитором – симфонистом, т.к. симфония является определяющей в творчестве Д.Шостаковича. Из 15 симфоний, которые создал композитор, 7 симфония самая значительная. Она посвящена городу Ленинграду и называется «Ленинградская».
Слайд 2. Запишите тему сегодняшнего урока:
«Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д.Шостаковича.
Первую часть симфонии, которую композитор назвал «Нашествие», Шостакович написал еще в конце июля 1941 года и был захвачен эмоциями, невесть откуда взявшемуся вдохновению. Фронтовая обстановка стимулировала работу, создавая необходимое для творчества напряжение.
Партитура Седьмой, «Ленинградской», симфонии Шостаковича была доставлена в город тайком от фашистов, Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо.
…По партитуре в оркестре должно было быть 79 музыкантов.
Для исполнения были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Карл Ильич Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Составили списки, разыскали и созвали всех бывших музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.
Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму 1941 года, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть.
Репетиции проходили в холодном, неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. Музыканты стали получать дополнительно продуктовые карточки и горячие обеды.
Билеты на премьеру симфонии раздавались блокадникам бесплатно.
А на улицах развешаны афиши: «Управление по делам искусств Исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию; Большой зал филармонии. Воскресенье, 9 августа 1942 года. Концерт симфонического оркестра. Дирижер К. И. Элиасберг: Шостакович, Седьмая симфония (в первый раз)».
Дата премьеры симфонического произведения в Ленинграде была выбрана не случайно. Полная расправа над городом, построенным Петром Великим, была по плану немцев назначена именно на девятое августа. Немецким Главнокомандующим раздавались специальные пригласительные билеты в популярный в то время ресторан «Астория».
По словам Адольфа Гитлера, в этот день, 9 августа 1941 года, блокадный Ленинград должен был сломаться перед его войсками. Но вместо радостной новости фюрер Третьего рейха услышал музыку. Она громко звучала в Большом зале филармонии Ленинграда, транслировалась из громкоговорителей, установленных на улицах, была слышна из динамиков на окраине города. Ее слышали все: и Адольф Гитлер, сидя в своем кабинете в Германии, и фашисты, расположившиеся в окопах неподалеку от Ленинграда, и изможденные войной советские люди, и весь мир.
Немцы стали невольными слушателями произведения. В день премьеры стало понятно, кто победит в битве за город.
Утром в день концерта артиллеристы нанесли мощные удары по фашистским дальнобойным орудиям, и в день премьеры центр города не услышал ни одного разорвавшегося снаряда.
Так мир, слушая музыку, узнал, что город на Неве жив. Слушая ее Гитлер, сказал, что этот композитор был бы среди первых казненных после взятия немцами Москвы…
В начале августа 1945 года, руководство Управления по делам искусств исполкома Ленгорсовета и Ленинградский комитет по радиовещанию, обратился к ленинградцам с просьбой 9 августа 1945 года прийти в большой зал филармонии первых слушателей «Ленинградской» симфонии Шостаковича. В холе всех присутствующих попросили сесть не те же места, на которых они сидели 9 августа 1942 года. И вот что все увидели:
Слайд 12. «Ленинградская» симфония Д.Шостаковича стала символом непокоренности города, народа.
Главный образ симфонии – образ Родины, образ героя, образ народа. Симфония состоит из четырёх частей. Самая значительная – 1 часть, которая представляет собой законченную симфоническую поэму, которая могла бы исполняться самостоятельно. Сам Шостакович писал об этом так: «Первая часть рассказывает о том, как в нашу мирную жизнь ворвалась грозная сила – война. Я не ставлю себе задачу натуралистически изобразить военные действия: гул самолётов, грохот танков, залпы пушек, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий».
Поначалу звучание кажется безобидным. Однако тема повторяется одиннадцать раз, все более усиливаясь. Она не изменяется мелодически, присоединяются все новые инструменты, мелодия усиливается динамически, все громче и громче, как бы показывая вторжение врага в глубь страны. И в результате она вырастает в колоссальное чудовище — скрежещую машину уничтожения, которая кажется, сотрет все живое.
Слайд 13. Отрывок «Ленинградской» симфонии в исполнении композитора Дмитрия Шостаковича.
Эпизод «Нашествия» написан в форме вариаций, их 11. В каждой вариации появляется что-то новое.
Давайте послушаем 1-ю часть симфонии №7.
Слайд 14. Первая часть симфонии в исполнении симфонического оркестра по управлением Вячеслава Бортновского
На что обратили внимание вы? Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами.
Слушание Симфония №7 «Ленинградская», ч1, эпизод «Нашествия».
Анализ прослушанной музыки: расскажите о ваших впечатлениях.
Кого изображает эта музыка? (героя)
Эта музыка изобразительная или выразительная? (изобразительная)
Какими музыкальными средствами достигается ощущение нашествия? (Здесь постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека).
Какой характер симфонии? (страх, настороженность, тревога)
Почему симфония называется «Ленинградской»? (Потому что она прозвучала в блокадном Ленинграде. Подняла дух жителей города в борьбе с фашизмом)
Какой это музыкальный образ? (Героический).
Композитору удалось передать дух военного времени. Д.Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно.
Сегодня на уроке мы познакомились еще с одним музыкальным образом это – образ героя – героический образ и будет несправедливо не познакомится с жизнью и творчеством Дмитрия Шостаковича.
Д\з: Сообщение о жизненном и творческом пути композитора Д.Д.Шостаковича.
Послушайте стихотворение Алексея Мурашова, написанное под впечатлением после прослушивание музыки I части симфонии Шостаковича.
На 7 симфонию Д. Д. Шостаковича
Светлое утро, тихо проснулся мир
Нежный рассвет краскою красит поля,
Синью протаял спящего неба сапфир,
Жизнью разлилась добрая наша земля.
Жгучее солнце, бросив свои языки,
Красным размажет четкий тревожный знак.
Где-то вдали враг расчеканил шаг.
Катит махина – кто преградит ей путь?
Грозной лавины голос победно поет.
Сталь и огонь жаждут сжигать и гнуть,
Начал захватчик поход.
В дыме пожаров крутых
Строем армады – их не охватит счет
Как приговор – лязганье песен чужих.
Урок музыки по теме «Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская»
Место работы: МБОУ СОШ №3 им. г. Бавлы РТ
Должность: учитель музыки
Дополнительные сведения: заместитель директора по воспитательной работе.
по теме «Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская»
1. Знакомство с историей создания «Ленинградской симфонии».
2. Определение образа музыки, её жизненного содержания.
1. Определение особенностей построения «эпизода нашествия», приёмов, средств музыкальной выразительности, используемых композитором.
3. Воспитание культуры слушания у учащихся.
3. Повторение пройденного.
4. Дальнейшее разучивание песни. Опрос домашнего задания.
6. Слушание музыки, анализ.
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
2. Распевание. Постановка голоса. Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией, упражнения № 1-8.
3. Повторение. (?), (??). С какими образами музыки вы уже познакомились? Что помогает композитору наиболее полно раскрыть какой – либо образ? Какие средства музыкальной выразительности знаете?
4. Исполнение песни.
Продолжая говорить о музыкальном образе, сегодняшний урок мы посвящаем музыке – советского композитора 20 века. (слайд №2)Его можно назвать композитором – симфонистом, т. к. симфония является определяющей в творчестве Д. Шостаковича. Из 15 симфоний, которые создал композитор, 7 симфония самая значительная. Она посвящена городу Ленинграду и называется «Ленинградская». (слайд №3)Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро. Прекрасный город оказался в блокаде. (слайд №4,5– Ленинград). Как и многие ленинградцы, Д. Шостакович остался в своём родном городе. Он вместе с другими дежурил в народной дружине: на крышах домов они гасили горящие головешки после бомбёжек, несли дежурство на улицах, где бесчинствовали мародёры. Вот в таких условиях сочинялась 7 симфония.
Симфония была закончена в городе Куйбышеве, куда эвакуировали композитора. Там же, 5 марта 1942 года, состоялась премьера «Ленинградской» симфонии, её исполнил оркестр Большого театра под управлением С. Самосуда. Вскоре Седьмая симфония прозвучала и в Москве. А 9 августа 1942 года, когда по плану фашистского командования Ленинград должен был пасть, Седьмая симфония была исполнена в этом городе – измученном блокадой, но не сдавшемся врагу. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения были собраны все музыканты, ещё оставшиеся в городе. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота.
Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть. Музыканты стали получать дополнительно горячие обеды.
Репетиции проходили в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок от голода, но продолжали работать. Немыслимая воля и энтузиазм вели этих голодных, измученных людей на музыкальный подвиг. И вот над Ленинградом из всех репродукторов зазвучала прекрасная музыка Седьмой симфонии. Те люди, тысячи людей, которых не мог вместить зал ленинградской Филармонии, тоже слушали эту симфонию всепобеждающего мужества. (Афиша, слайд№6)
стихотворение Льва Болеславского «Седьмая». (прочитать)
На что вы обратили внимание в стихотворении? Усиливающийся звук. Ключевые слова: звук, стук, шаг.
6. Слушание (слайд№7) Симфония №7 «Ленинградская», ч1, эпизод нашествия. Анализ прослушанной музыки: расскажите о ваших впечатлениях. Эта музыка изобразительная или выразительная? Кого изображает эта музыка? Какими средствами музыки достигается ощущение нашествия? Здесь постепенно усиливается звук, как бы приближаясь издалека. Какой это образ музыки? Образ врага. ( слайд №8)
Эпизод нашествия написан в форме вариаций, их 11.В каждой вариации появляется что-то новое. На что обратили внимание вы? Появляются новые музыкальные инструменты. Постоянными остаются барабан, мелодия, ритм. Причём мелодия напоминает песенку, часто наигрываемую на губной гармошке немецкими солдатами. Какой инструмент является ведущим?
7. Итог урока. (?), (??) Композитору удалось передать дух военного времени, образ врага. Д. Шостакович не знал и не мог знать, чем закончится эта война, но он свято верил в победу нашей страны и симфония его завершается победно и торжественно. (слайд №9)
1. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.
2. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980.