какие средства относятся к шифровальным

Какие средства относятся к шифровальным

к Положению о ввозе

на таможенную территорию Евразийского

экономического союза и вывозе

с таможенной территории Евразийского

экономического союза шифровальных

КАТЕГОРИЙ ТОВАРОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ШИФРОВАЛЬНЫМИ

(КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ ИЛИ СОДЕРЖАЩИХ В СВОЕМ

СОСТАВЕ ШИФРОВАЛЬНЫЕ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ) СРЕДСТВА,

ТЕХНИЧЕСКИЕ И КРИПТОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОТОРЫХ ПОДЛЕЖАТ НОТИФИКАЦИИ

1. Товары, содержащие в своем составе шифровальные (криптографические) средства, имеющие любую из следующих составляющих:

1) симметричный криптографический алгоритм, использующий криптографический ключ длиной, не превышающей 56 бит;

2) асимметричный криптографический алгоритм, основанный на любом из следующих методов:

разложение на множители целых чисел, размер которых не превышает 512 бит;

вычисление дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, размер которого не превышает 512 бит;

дискретный логарифм в группе конечного поля, отличного от поля, указанного в абзаце третьем настоящего подпункта, размер которого не превышает 112 бит.

Примечания: 1. Биты четности не включаются в длину ключа.

2. Термин «криптография» не относится к фиксированным методам сжатия или кодирования данных.

2. Товары, содержащие шифровальные (криптографические) средства, обладающие следующими ограниченными функциями:

1) аутентификация, включающая в себя все аспекты контроля доступа, где нет шифрования файлов или текстов, за исключением шифрования, которое непосредственно связано с защитой паролей, персональных идентификационных номеров или подобных данных для защиты от несанкционированного доступа;

2) электронная цифровая подпись (электронная подпись).

Примечание. Функции аутентификации и электронной цифровой подписи (электронной подписи) включают в себя связанную с ними функцию распределения ключей.

3. Шифровальные (криптографические) средства, являющиеся компонентами программных операционных систем, криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями, которые разработаны для установки пользователем самостоятельно без дальнейшей существенной поддержки поставщиком и техническая документация (описание алгоритмов криптографических преобразований, протоколы взаимодействия, описание интерфейсов и т.д.) на которые является доступной пользователю.

4. Персональные смарт-карты (интеллектуальные карты):

2) для широкого общедоступного применения, криптографические возможности которых недоступны пользователю и которые в результате специальной разработки имеют ограниченные возможности защиты хранящейся на них персональной информации.

Примечание. Если персональная смарт-карта (интеллектуальная карта) может осуществлять несколько функций, контрольный статус каждой из функций определяется отдельно.

5. Приемная аппаратура для радиовещания, коммерческого телевидения или аналогичная коммерческая аппаратура для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, кроме случаев использования шифрования исключительно для управления видео- или аудиоканалами, отправки счетов или возврата связанной с программой информации провайдерам вещания.

6. Оборудование, криптографические возможности которого недоступны пользователю, специально разработанное и ограниченное для применения любым из следующих способов:

1) программное обеспечение исполнено в защищенном от копирования виде;

2) доступом к любому из следующего:

защищенному от копирования содержимому, хранящемуся только на доступном для чтения электронном носителе информации;

информации, хранящейся в зашифрованной форме на электронных носителях информации, которые предлагаются на продажу населению в идентичных наборах;

3) контроль копирования аудио- и видеоинформации, защищенной авторскими правами.

7. Шифровальное (криптографическое) оборудование, специально разработанное и ограниченное применением для банковских или финансовых операций.

Примечание. Финансовые операции включают в себя в том числе сборы и оплату за транспортные услуги и кредитование.

8. Портативные или мобильные радиоэлектронные средства гражданского назначения (например, для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не способны к сквозному шифрованию (от абонента до абонента).

9. Беспроводное радиоэлектронное оборудование, осуществляющее шифрование информации только в радиоканале с максимальной дальностью беспроводного действия без усиления и ретрансляции менее 400 м в соответствии с техническими условиями производителя.

10. Шифровальные (криптографические) средства, используемые для защиты технологических каналов информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи.

11. Товары, криптографическая функция которых заблокирована производителем.

продажи за наличные;

продажи путем заказа товаров по почте;

продажи по телефонным заказам;

2) шифровальные (криптографические) функциональные возможности которых не могут быть изменены пользователем простым способом;

3) разработаны для установки пользователем без дальнейшей существенной поддержки поставщиком;

Источник

8 типов шифровальных средств, существующих в России!

Продолжу тему ликбеза по криптографии с точки зрения нормативного регулирования. Почти 4 года назад в рамках написания книги «Мифы и заблуждения информационной безопасности» я опубликовал миф №50 «В нашем шифраторе мы используем ГОСТ 28147-89 и поэтому чисты перед законом». Но до сих пор бытует мнение, что если взять и реализовать ГОСТ, то это решит все проблемы с легальностью применения шифровального средства. Ни фига! Важно учитывать, кто и где реализует этот ГОСТ по криптографии.

Вот почему, как вы думаете, западные разработчики средств защиты еще не сделали встроенную поддержку ГОСТа в своих продуктах? Это что сложно? Нет. Это требует офигенной квалификации? Нет. Алгоритм засекречен? Нет. Тогда почему? А зачем?! Что даст такая реализация? Она облегчит ввоз продукта? Нет! Она облегчит сертификацию? Нет. Она облегчит применение? Нет. Ведь ни в одном нормативном документе не сказано, что шифровальное средство должно реализовывать ГОСТ 28147-89. Говорится о сертифицированных и несертифицированных СКЗИ. А почему включение ГОСТа не облегчит сертификацию? А потому, что в соответствие с российским законодательством заниматься разработкой шифровальных средств у нас может только российская компания на территории Россиийской Федерации.

Чтобы разобраться в этих хитросплетениях я и начертил вот такой куб. Он позволяет быстро понять, что в России явно разрешено и хорошо описано только применение сертифированной криптографии на ГОСТе (а иначе ее не сертифицируют), разработанной российской компанией (а иначе ей не разрешат разрабатывать СКЗИ и в итоге его не сертифицируют).

какие средства относятся к шифровальным. Смотреть фото какие средства относятся к шифровальным. Смотреть картинку какие средства относятся к шифровальным. Картинка про какие средства относятся к шифровальным. Фото какие средства относятся к шифровальным

Мне кажется давно пора признать, что регулятор в области шифрования (даже при Президенте с его прошлым) не справляется и уже не справится с сертификацией такого количества устройств и приложений, использующих шифрование. Давно пора четко разделить всю криптографию на гражданскую и стратегически важную для национальной безопасности и регулировать именно последнюю, как и делается во всем мире. Если уж так хочется держать руку на пульсе, то контролировать можно на уровне выдачи разрешений на ввоз (как изначально и задумывалось). И эти однократно выдаваемые разрешения надо приравнять к разрешению на применение и вывести из под лицензирования деятельности по ПП-313. И тогда уже сложившаяся практика примет юридически значимые очертания. И все наконец-то скажут, что регулятор действительно действует на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, как это и записано в ст.5 ФЗ-40 от 3 апреля 1995 года «О федеральной службе безопасности»

ЗЫ. А еще мы на прошлой неделе замутили ролик про то, что современному миру не хватает современной криптографии 😉

Источник

Категории шифровальных средств и их особенности

Оформление разрешительных документов для ввоза и вывоза ШКС:

Данное определение весьма абстрактно, в связи с чем отнесение или неотнесение конкретного товара к ШКС может вызывать существенные затруднения.

Содержание

Список товаров, относящихся к ШКС

В Положении о ввозе (вывозе) ШКС приведен список функций (компонентов), которые должен содержать товар, чтобы он мог считаться ШКС [2] :

Однако, на практике нередко возникает ситуация, что таможенные органы, руководствуясь перечнем из раздела 2.19 [3] (и даже только кодом ТН ВЭД из перечня), могут решить, что ввозимый продукт является шифровальным средством (и неважно, есть ли там шифрование на самом деле или нет). В этом случае импортеру придется получать разрешительные документы или доказывать таможне, что в товаре отсутствует шифрование.

Процедура импорта (экспорта) ШКС

В зависимости от таможенной процедуры для ввоза (вывоза) ШКС необходимо оформить различные виды документов:

12 категорий ШКС

На практике подавляющее большинство товаров с функцией шифрования ввозятся на основании нотификации.

Нотификация может зарегистрирована только на товары, относящиеся к одной или нескольким из 12 категорий шифровальных средств, технические и криптографические характеристики которых подлежат нотификации. Данный перечень приведен в Положении о нотификации.

Ниже каждая из категорий рассмотрена подробнее.

Категория №1

ШКС данной категории выполняются различные криптографические функции, но определяющим фактором отнесения к данной категории является длина криптографического ключа. Указанные длины ключей существенно меньше рекомендованных минимальных значений для соответствующих групп алгоритмов. Использование таких коротких криптографических ключей делает возможным на современном оборудовании вскрытие зашифрованных сообщений методом полного перебора.

Симметричное шифрование в основном используется для обеспечения конфиденциальности данных, и основано на том, что отправитель и получатель информации используют один и тот же ключ как для зашифровки сообщений, так и для их расшифровки. Этот ключ должен храниться в тайне и передаваться способом, исключающим его перехват. Примеры симметричных алгоритмов шифрования: RC4, DES, AES.

Из перечисленных алгоритмов только DES (считающийся устаревшим) безусловно попадает в категорию 1; также алгоритм RC4 иногда может использоваться с короткими ключами (например, в протоколе WEP технологии связи Wi-Fi: длина ключа 40 или 128 бит).

Указанные методы относятся к математической базе функционирования асимметричных алгоритмов:

Примеры нотифицируемых ШКС: теоретически любой товар может использовать устаревшие алгоритмы, либо короткие ключи в современных алгоритмах. На практике, однако, это имеет мало смысла, т.к. не обеспечивает достаточный уровень защиты. Одним из реальных примеров может быть Wi-Fi в режиме WEP с ключом длины 40 бит.

Категория №2

Проверка подлинности пользователя в рамках данной категории предусматривает сравнение введённого им пароля или других аналогичных идентифицирующих данных с информацией, сохранённой в базе данных авторизованных пользователей, а сам процесс шифрования заключается в защите секретных данных пользователя от копирования и незаконного использования при их передаче от объекта аутентификации (пользователя) контролирующему устройству.

Примеры нотифицируемых ШКС: устройства систем контроля и управления доступом – считыватели паролей, устройства для хранения и формирования баз данных авторизованных пользователей, сетевые устройства аутентификации – шлюзы, роутеры, маршрутизаторы и т.д., устройства с защитой информации, хранящихся на них – жесткие диски с функцией парольного ограничения доступа.

Процесс подписи реализуется путем криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и позволяет проверить отсутствие искажения информации в электронном документе с момента формирования подписи (целостность), принадлежность подписи владельцу сертификата ключа подписи (авторство), а в случае успешной проверки подтвердить факт подписания электронного документа (неотказуемость).

Примеры нотифицируемых ШКС: генераторы ЭЦП, программное обеспечение для сопровождения и реализации механизма применения ЭЦП, устройства хранения ключевой информации ЭЦП.

Категория №3

Операционная система это комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.

Примеры нотифицируемых ШКС: операционные системы и программные комплексы на их основе.

Категория №4

Смарт-карты это пластиковые карты со встроенной микросхемой. В большинстве случаев смарт-карты содержат микропроцессор и операционную систему, управляющую устройством и контролирующую доступ к объектам в его памяти.

Примеры нотифицируемых ШКС: SIM-карты доступа к услугам мобильных операторов, банковские карты, оснащенные чипом-микропроцессором, интеллектуальные карты идентификации ее владельца.

Категория №5

Данная категория относится к товарам, предназначенных для предоставления пользователю доступа к платным кодированным цифровым спутниковым, эфирным и кабельным телеканалам и радиостанциям (радиоканалам) (примеры стандартов: DVB-CPCM, DVB-CSA).

Примеры нотифицируемых ШКС: TV-тюнеры, приемники телесигналов, спутниковые телеприемники.

Категория №6

Примеры нотифицируемых ШКС: Игровые консоли, процессоры, игры, программное обеспечение и т.п.

Категория №7

Товары данной категории должны являться аппаратным устройством, т.е. иметь законченный вид банковского оборудования, применение которого не предполагает дополнительной сборки или доработки за исключением целей модернизации.

Примеры нотифицируемых ШКС: Банкоматы, платежные терминалы, пин-пады (банковские карты относят к категории №4).

Категория №8

В данную категорию отнесены все устройства мобильной сотовой связи, работающие в стандартах GSM, GPRS, EDGE, UMTS, LTE, а также некоторые радиостанции. Главным требованием, предъявляемым к товарам данной категории в области выполняемого функционала – отсутствие способности к сквозному шифрованию, т.е. связь между абонентами должна осуществляться через устройство ретрансляции.

Примеры нотифицируемых ШКС: Мобильные устройства связи и устройства, имеющие в своем составе модули сотовой связи вышеуказанных стандартов, радиостанции.

Категория №9

Сюда относится большинство устройств, которые иначе можно назвать как «радиоэлектронные средства малого радиуса действия». Шифрование происходит при передаче/приеме информации по беспроводному радиоканалу в целях ее защиты от перехвата, проникновения несанкционированных пользователей в сеть связи. Как известно, такую защиту поддерживает большинство беспроводных стандартов передачи данных: Wi-Fi, Bluetooth, NFC, иногда RFID.

Примеры нотифицируемых ШКС: роутеры, точки доступа, модемы, устройства, содержащие в своем составе модули беспроводной радиосвязи ближнего радиуса действия, бесконтактные карты доступа/оплаты/идентификации.

Категория №10

Данная категория описывает товары, которые являются сетевыми устройствами, выполняющие коммутационные и сервисные функции. Как правило большинство данных устройств поддерживают простые сетевые протоколы управления, позволяющие производить мониторинг состояния сети, ее производительность, а также направлять команды администратора сети в ее разные узлы.

Примеры нотифицируемых ШКС: Серверы, коммутаторы, сетевые платформы, шлюзы.

Категория №11

Данная категория может быть представлена абсолютно разными типами устройств разных назначений и области применения. Решающим фактором отнесения таких товаров к категории №11 является наличие предустановленного программного или аппаратного обеспечения, которое производит целенаправленную блокировку выполняемых товаром криптографических функций.

Категория №12

Товары данной категории можно объединить под общим словом «прочие».

Наиболее распространенные категории ШКС

Например, код 110000000110 говорит о том, что товар нотифицировался по категориям №№ 1, 2, 10 и 11.

Интересно посмотреть на статистику использования различных категорий.

какие средства относятся к шифровальным. Смотреть фото какие средства относятся к шифровальным. Смотреть картинку какие средства относятся к шифровальным. Картинка про какие средства относятся к шифровальным. Фото какие средства относятся к шифровальным

Как видно из диаграммы, наиболее распространёнными и часто встречающимися криптографическими функциями в ШКС является шифрование данных в беспроводном радиоканале малого радиуса действия (Wi-Fi, Bluetooth) – 27% от общего числа зарегистрированных ШКС, что логично, учитывая объем производимых мобильных средств связи, персональных компьютеров и других технических устройств, оснащенных модулями, поддерживающими данные технологии связи.

Второе место занимают ШКС, поддерживающие функции аутентификации и осуществления контроля доступа к защищенной информации – 19,5%. Данная тенденция также легко объясняется повышенными стандартами и запросами потребителей к защите персональной информации как на физических носителях (жесткие диски, USB-флеш накопители, серверы и т.п.), так и на сетевых (облачные хранилища, сетевые банки данных и т.п.). Дополнительно стоит отметить, что подавляющее большинство ШКС, используемые в системах контроля и управления доступом (более известные как СКУД) также выполняют криптографический функционал, относящийся к категории № 2.

Поскольку работа в сети является неотъемлемой частью функционирования любой информационной системы, то аспекты администрирования данной сетью связи реализованы в сетевых устройствах управления. Безопасность же организуемого данными устройствами интерфейса управления реализована посредством применения механизмов шифрования технологических каналов связи, что является основание для категорирования такого рода ШКС по категории №10, являющейся третьей по распространенности – 16%.

Важно также отметить, что наименее распространенные функции ШКС распределяются по категориям №5 (0,28%), №12 (0,29%) и №7 (0,62%). Товары реализующие данные криптографические функции являются редкими и при проведении регистрации в ЦЛСЗ документация на них подвергается более детальному анализу, т.к. «не поставлена на поток» и наборы используемых криптографических протоколов и алгоритмов могут быть уникальны в каждом отдельном случае. Именно поэтому товарам данных категорий необходимо уделить максимальное внимание при составлении необходимых документов, поскольку в противном случае риск отказа в регистрации нотификации крайне велик.

Источник

Шифровальные (криптографические) средства

Шифровальные (криптографические) средства (ШКС) — это товары, включенные в раздел 2.19 Приложения 2 к Решению Коллегии ЕЭК от 21.04.2015 № 30 и предназначенные для шифрования различной информации, либо имеющие функцию шифрования как неосновную.

В данном определении «шифрование» понимается в широком смысле и включает в себя в числе прочего функции защиты данных, каналов связи, паролей, функции электронно-цифровой подписи, подтверждения и проверки подлинности, а также криптоанализа («взлома» криптографической защиты).

К ШКС могут относиться аппаратные средства, программное обеспечение, а также техническая документация.

В сфере внешнеторговой деятельности и разрешительной документации термины «шифрование» и «криптография», как правило, означают одно и то же и используются взаимозаменяемо.

Какие товары являются ШКС?

Большинство современных электронных устройств, работающих с информацией, содержат в том или ином виде функционал для защиты данных, включая шифрование. Существует ряд признаков, свидетельствующих о том, что электронный прибор поддерживает шифрование:

Исключениями, с другой стороны, могут быть достаточно простые устройства: USB накопители («флешки»), мониторы, проводные клавиатуры и мыши и т.д. Тем не менее, существуют и флешки с защитой данных, и «умные» мониторы с функцией шифрования, поэтому в каждом конкретном случае следует внимательно изучать техническую документацию на товар или обращаться к экспертам.

Разрешительные документы для ввоза/вывоза ШКС

Нотификация

Нотификация является наиболее распространенным документом, который оформляется при ввозе/вывозе товаров, содержащих функции шифрования. Нотификация подается заявителем в согласующий орган (в России это ФСБ), регистрируется им, и позволяет любым участникам ВЭД (а также физическим лицам) ввозить товары в любом количестве и для любых целей.

Нотификация может быть оформлена только на товары, входящие в Перечень, который включает в себя, в основном, распространенные бытовые товары или товары с «несложным» шифрованием.

Заключение

Заключение (разрешительный документ) оформляется в случае временного ввоза (вывоза) шифровальных средств, либо их ввоза (вывоза) для собственных нужд без цели перепродажи или передачи третьим лицам. Заключение может быть оформлено на любые ШКС.

Лицензия

Если оборудование осуществляет сложное («мощное») шифрование данных, для его ввоза (вывоза) необходима Лицензия Минпромторга России на ввоз (вывоз) шифровальных средств.

Физические лица могут ввозить и вывозить многие товары для личного пользования без оформления нотификации и иных разрешительных документов.

Перечень таких товаров имеется в Решении ЕЭК № 30 от 21.04.2015.

Источник

Какие средства относятся к шифровальным

Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2002 г. N 691

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ШИФРОВАЛЬНЫМИ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации;
Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
2. Установить, что лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданные до принятия настоящего Постановления, действуют в отношении видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, в течение указанного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, включая их продажу и передачу.

7. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

11. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии

14. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действия (бездействия) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

15. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

16. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ШИФРОВАЛЬНЫХ
(КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.

3. Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств включает в себя:
а) монтаж, установку, наладку шифровальных (криптографических) средств;
б) ремонт, сервисное обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
в) утилизацию и уничтожение шифровальных (криптографических) средств;
г) работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд).

8. Документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии и взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации.

3. Деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации включает в себя:
а) шифрование информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
б) имитозащиту информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
в) предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
г) обеспечение пользователей системы электронного документооборота ключевой информацией (включая ее формирование и распределение) независимо от вида носителя ключевой информации, предназначенной для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней после подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ, ЗАЩИЩЕННЫХ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ)
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

3. Лицензируемая деятельность включает в себя:
а) разработку шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
б) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
в) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
г) производство шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
д) изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

4. Настоящее Положение не распространяется на разработку и производство:
а) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
б) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
в) применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
г) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации по лицензируемой деятельности, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензионного органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2002 г. N 691

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ШИФРОВАЛЬНЫМИ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИМИ) СРЕДСТВАМИ

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые
Положение о лицензировании деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;
Положение о лицензировании предоставления услуг в области шифрования информации;
Положение о лицензировании разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
2. Установить, что лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств, выданные до принятия настоящего Постановления, действуют в отношении видов деятельности, перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, в течение указанного в них срока.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по распространению шифровальных (криптографических) средств, включая их продажу и передачу.

7. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

11. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

13. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии

14. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов в результате действия (бездействия) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

15. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

16. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ШИФРОВАЛЬНЫХ
(КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств.

3. Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств включает в себя:
а) монтаж, установку, наладку шифровальных (криптографических) средств;
б) ремонт, сервисное обслуживание шифровальных (криптографических) средств;
в) утилизацию и уничтожение шифровальных (криптографических) средств;
г) работы по обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, предусмотренные технической и эксплуатационной документацией на эти средства (за исключением случая, если указанные работы проводятся для обеспечения собственных нужд).

8. Документы принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) соискателю лицензии с отметкой о дате приема документов.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии и взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ В ОБЛАСТИ
ШИФРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования предоставления услуг в области шифрования информации.

3. Деятельность по предоставлению услуг в области шифрования информации включает в себя:
а) шифрование информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
б) имитозащиту информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физических лиц;
в) предоставление юридическим и физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну;
г) обеспечение пользователей системы электронного документооборота ключевой информацией (включая ее формирование и распределение) независимо от вида носителя ключевой информации, предназначенной для защиты информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

10. Лицензирующий орган в течение 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимыми документами принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии и направляет (вручает) соискателю лицензии уведомление о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии с указанием причин отказа.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных соискателем лицензии документов и проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр лицензий не позднее 3 дней после подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензирующего органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 сентября 2002 г. N 691

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ РАЗРАБОТКИ, ПРОИЗВОДСТВА
ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ) СРЕДСТВ, ЗАЩИЩЕННЫХ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ШИФРОВАЛЬНЫХ (КРИПТОГРАФИЧЕСКИХ)
СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования разработки, производства шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.

3. Лицензируемая деятельность включает в себя:
а) разработку шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
б) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
в) разработку защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем;
г) производство шифровальных (криптографических) средств, указанных в пункте 2 настоящего Положения;
д) изготовление с использованием шифровальных (криптографических) средств изделий, предназначенных для подтверждения прав (полномочий) доступа к информации и (или) оборудованию в информационных и телекоммуникационных системах.

4. Настоящее Положение не распространяется на разработку и производство:
а) портативных или мобильных радиотелефонов гражданского назначения (в том числе предназначенных для использования в коммерческих гражданских системах сотовой радиосвязи), которые не имеют функции сквозного шифрования;
б) приемной аппаратуры радиовещания, коммерческого телевидения или иной аппаратуры коммерческого типа для вещания на ограниченную аудиторию без шифрования цифрового сигнала, в которой шифрование ограничено функциями управления видео- или аудиоканалами;
в) применяемых только для банковских и финансовых операций шифровальных (криптографических) средств в составе терминалов единичной продажи (банкоматов), криптографические возможности которых не могут быть изменены пользователями;
г) шифровальных (криптографических) средств независимо от их назначения, реализующих симметричные криптографические алгоритмы и обладающих максимальной длиной криптографического ключа менее 40 бит, а также реализующих асимметричные криптографические алгоритмы, основанные либо на разложении на множители целых чисел, либо на вычислении дискретных логарифмов в мультипликативной группе конечного поля, либо на дискретном логарифме в группе, отличной от названной, и обладающих максимальной длиной криптографического ключа 128 бит.

8. Документы принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема документов направляется (вручается) соискателю лицензии.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган вправе запрашивать у соискателя лицензии подтверждение соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям.

11. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается по результатам проверки достоверности представленных сведений и соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
В случае если представленной в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения информации недостаточно, проверка проводится по месту нахождения соискателя лицензии.
Проверка достоверности представленных сведений и проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по месту его нахождения проводятся должностными лицами лицензирующего органа на основании предписания лицензирующего органа в согласованные с соискателем лицензии сроки. Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Соискатель лицензии обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации, связанной с лицензируемой деятельностью, объектам, на которых или с помощью которых будет осуществляться лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.

12. Лицензия выдается на 5 лет.
Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

14. Ведение реестра лицензий осуществляется уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа. Данные вносятся в реестр не позднее 3 дней с даты подписания лицензии или даты принятия руководством лицензирующего органа решения о приостановлении, возобновлении действия или аннулировании лицензии.

15. Контроль за выполнением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в форме проверок в порядке, определяемом руководителем лицензирующего органа.
О проведении проверки лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за 10 дней до ее начала.
Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года по утвержденному лицензирующим органом плану.
Внеплановая проверка проводится лицензирующим органом в случае:
получения от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований и условий;
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) лицензиатов, которые связаны с невыполнением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.
Лицензиат обязан предоставить проверяющим беспрепятственный доступ к необходимой документации по лицензируемой деятельности, объектам, на которых или с помощью которых осуществляется лицензируемая деятельность, документации на эти объекты, обеспечить условия проведения проверки и присутствие при этом соответствующих должностных лиц.
По результатам проверки оформляется акт, в котором указываются конкретные нарушения и срок их устранения.
С актом проверки в обязательном порядке должен быть ознакомлен лицензиат.

16. Лицензиат уведомляет лицензирующий орган об устранении нарушений лицензионных требований и условий в установленный актом проверки срок.
По решению лицензионного органа проверка устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований и условий осуществляется в течение 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении нарушений.

17. Принятие решений о предоставлении, переоформлении, приостановлении действия, аннулировании лицензии, а также взимание лицензионных сборов осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Шифровальные средства
Шифровальные (криптографические) средства (ШКС)
какие средства относятся к шифровальным. Смотреть фото какие средства относятся к шифровальным. Смотреть картинку какие средства относятся к шифровальным. Картинка про какие средства относятся к шифровальным. Фото какие средства относятся к шифровальным
Основные НПА
Решение ЕЭК №30 от 21 апреля 2015 г.
Перечень2.19
ПоложениеПриложение 9
Услуги IFCG