какие средства пожаротушения должны быть на локомотиве

Тема 6. Первичные средства пожаротушения.

ОГНЕТУШИТЕЛИ ХИМИЧЕСКИЕ ПЕННЫЕ (ОХП)
Данные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов. Область примене-ния их почти безгранична, за исключением тех случаев, когда огнетушащее вещество способствует развитию процесса горения или проводит электрический ток.
Они просты по устройству, при правильном содержа-нии надежны в эксплуатации.
ОХП состоят из корпуса, кислотного полиэтиленового стакана, горловины, рукоятки, крышки, пружины, клапана, спрыска и предохранителя.
Для приведения в действие огнетушителя ОХП не-обходимо:
— прочистить спрыск металлическим стержнем (прово-лока, гвоздь)
— поднести огнетушитель к очагу пожара;
— рукоятку поднять и перекинуть до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном;
— встряхнуть, направить струю на очаг загорания.
К недостаткам пенных огнетушителей относятся: узкий температурный диапазон применения (+50С…+450С), коррозионная активность заряда, возможность повреждения объекта тушения, необходимость ежегодной перезарядки.
Виды ручных химических пенных огнетушителей:
— ОХП – 10, ОП-М и ОП-9ММ.
ОГНЕТУШИТЕЛИ ВОЗДУШНО-ПЕННЫЕ (ОВП).
Воздушно-пенные огнетушители предназначены для тушения твердых и жидких веществ и материалов.
Составные части огнетушителя: корпус, сифонная труб-ка, баллон с диоксидом углерода, мембрана, держатель, прокладка, крышка, горловина, рычаг, рукоятка, шток, защитный колпак, центробежный распылитель, раструб, пакет сеток и башмак.
Виды воздушно-пенных огнетушителей:
Ручные ОВП-5, ОВП-10;
Стационарные ОВП-100, ОВПУ-250.

Источник

Первичные средства пожаротушения

К первичным средствам пожаротушения следует относить различные предметы или типы материалов, способные ликвидировать или, хотя бы, минимизировать возгорание на его начальном этапе. Такие первичные средства знакомы всем и каждому. Это различного рода огнетушители, внутренние пожарные краны, пожарный инвентарь (бочки для воды, ведра пожарные, ткань асбестовая, ящики с песком, пожарные щиты и стенды). А также пожарный инструмент (багры, ломы, топоры, ножницы для резки решеток и др.).

Вода — наиболее распространенное средство для тушения огня. Огнетушащие свойства ее заключаются главным образом в способности охладить горящий предмет, снизить температуру пламени.

Вода электропроводна, поэтому ее нельзя использовать для тушения сетей и установок, находящихся под напряжением. При попадании воды на электрические провода может возникнуть короткое замыкание. Обнаружив загорание электрической сети, необходимо в первую очередь обесточить электропроводку, а затем выключить общий рубильник (автомат) на щите ввода. После этого приступают к ликвидации очагов горения, используя огнетушитель, воду, песок.

Запрещается тушить водой горящий бензин, керосин, масла и другие легко­воспламеняющиеся и горючие жидкости в условиях жилого дома, гаража или сарая. Эти жидкости, будучи легче воды, всплывают на ее поверхность и продолжают гореть, увеличивая площадь горения при растекании воды. Поэтому для их тушения, кроме огнетушителей, следует применять песок, землю, соду, а также использовать плотные ткани, шерстяные одеяла, пальто, смоченные водой.

Песок и земля с успехом применяются для тушения небольших очагов горения, в том числе при горении жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы и др.).

Внутренний пожарный кран предназначен для тушения загораний веществ и материалов, кроме электроустановок под напряжением. Размещается в специальном шкафчике, оборудуется стволом и рукавом, соединенным с краном.

Кошма служит для лишения огня необходимого тому доступа воздуха. Но данный метод эффективен, разумеется, только в ситуации с незначительным очагом возгорания.

В начальной стадии пожара, когда требуется потушить небольшое возгорание или удержать распространение огня до прибытия пожарных, необходимо использовать огнетушитель. Каждый человек должен знать, как устроен и как действует огнетушитель, уметь обращаться с ним.

Огнетушители разделяются на следующие типы:
Пенные. Для тушения горючих жидкостей (бензин, масло, лак, краска) и очагов пожаров твердых материалов на площади не более 1м2, за исключением установок, находящихся под напряжением.

Порошковые. Для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (лаков, красок, пластмасс, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 вольт).

Углекислотные. Для тушения различных веществ и материалов, электроустановок под напряжением, любых жидкостей. Эти огнетушители не имеют себе равных при тушении пожара в архивах, хранилищах произведений искусств.

Огнетушители следует располагать на защищаемом объекте в соответствии с требованиями таким образом, чтобы они были защищены от воздействия прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических воздействий и других неблагоприятных факторов (вибрация, агрессивная среда, повышенная влажность и т. д.). Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее веро­ятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также — около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эва­куации людей во время пожара.

Использование

1. Сорвите пломбу, выдерните чеку, направьте раструб на очаг возгорания и начните тушение.

2. Огнетушитель следует держать вертикально.

3. Огнетушитель должен храниться вдали от отопительных приборов и прямых солнечных лучей, при средней температуре, вне досягаемости детей.

Не используйте огнетушители с истекшим сроком годности!

От скорости реакции человека на возможное возгорание зависит многое, и поэтому инструменты, причисленные к этой категории, всегда следует держать неподалёку, в доступном и удобном месте.

Источник

Огнетушители на РЖД Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов

Огнетушители на РЖД. Обеспечение пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов

Пожарная безопасность пассажирских вагонов РЖД

Предназначен для защиты органов дыхания и зрения людей при их эвакуации или в других аварийных ситуациях.

Принцип действия основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды с образованием замкнутого контура, в котором поддерживается состав дыхательной смеси

СПИ-20 одноразового действия, гарантийный срок хранения 5 лет, находиться в штабном вагоне в количестве 2-х штук, время защитного действия при эвакуации не менее 20 минут, в режиме ожидания 40 мин.

огнетушитель самасрабатывающий барашковый, предназначен для тушения электрооборудования без участия человека.

Защищаемый объем одним огнетушителем 5-8 м 3

Температура срабатывания 100 С

Представляет собой герметичный стеклянный сосуд заполненный огнетушащим порошком и газаобразователем. При возникновении очага горения и достижении температуры 100 С в месте расположения ОСП-1 газаобразователь разогревается, давление в сосуде увеличивается, что приводит к разрушению сосуда и импульсному выбросу огнетушащего парашка. Срок годности 5 лет.

3. Углекислотные огнетушители ОУ-3; ОУ-5

Огнетушитель представляет собой стальной баллон в горловину которого ввернуто запорнопусковое устройство с раструбом.

4. Огнетушители порошковые ОП-4; ОП-5(3)

Состоит из корпуса наполненного огнетушащим порошком. Внутри корпуса находится сифонная трубка, баллон с газом, газ, порошок.

Для приведения в действия нужно: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг и направить шланг на пламя.

5. Огнетушитель ОВП-8; ОВП-10

Не допускается применения данного огнетушителя для тушения электроустановок под напряжением.

Огнетушитель состоит: корпус, рукав, баллон для рабочего газа, газ, насадок, трубка сифонная, крышка. Для приведения в действия нужно: сорвать пломбу, выдернуть чеку, нажать на рычаг и направить рукав на огонь. Огнетушащие вещество пена. Внутри корпуса находится пенообразователь.

Нормы оснащения подвижного состава

Каждый состав пассажирского поезда обеспечивается СПИ-20 не менее 2-х на состав, ОСП-1 в электрощите, ручные огнетушители ОП+ОВП или ОУ+ОВП

Огнетушитель ОВП устанавливаются со стороны не рабочего тамбура.

Для автоматического обнаружения пожаров, вагоны оборудуются пожарной сигнализацией. На подвижном составе, проверка огнетушителей должна проводиться не реже 1 раза в 6 месяцев. Перезарядка огнетушителей проводится 1 раз в год

Установка водяного пожаротушения

Установка предназначена для тушения очага пожара на вагоне, после использования огнетушителей, в случае их не эффективного действия.

Установка состоит: электронасос, расходный бак, пожарные рукава, пожарные краны, автоматические выключатели, электронасос.

Установка пожарной сигнализации

Предназначена для обнаружения и оповещения пожара на стадии загорания.

Установка пожарной сигнализации состоит: пожарного приемника, контрольного прибора и комплекта пожарных извещателей.

Контрольный прибор. На нем устанавливаются световые сигнальные устройства, кнопки управления и устройства для диагностики технического состояния.

Пожарные извещатели бывают следующих видов: дымовые, тепловые, комбинированные.

Дымовые устанавливаются в пассажирских и служащих купе.

Тепловые в котловом отделении. T 70-80 С. При пожаре на приборе срабатывает световая и звуковая сигнализация с указанием купе. В процессе эксплуатации, установка может находиться в одном из 3-х режимов: дежурный, пожарный, неисправности. Проверка ОПС производится нажатием кнопки ТЕСТ

Обязанности поездной бригады при обнаружении пожара

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда, каждый работник обязан:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящая инструкция разработана в соответствии с «Инструкцией по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов» утвержденной МПС России от 04.04.1997 г. № ЦЛ-ЦУО/448 и другими нормативно-правовыми актами в области пожарной безопасности и распространяется на пассажирские вагоны локомотивной тяги, предназначена для обеспечения пожарной безопасности в вагонах пассажирских, вагонах-ресторанах, багажных, вагонах-электростанциях, вагонах-клубах, служебно-технических и других вагонов эксплуатируемых ОАО «РЖД».

1.2 Пожарная безопасность пассажирских вагонов обеспечивается системами предотвращения пожара, противопожарной защиты и готовностью к действию средств пожаротушения.

Система пожарной безопасности должна:

1.3 Инструкция обязательна для всех работников ОАО «РЖД» связанных с ремонтом, модернизацией, техническим обслуживанием и эксплуатацией вагонов на вагоноремонтных предприятиях, технических станциях, в пунктах формирования и оборота, на станциях по пути следования пассажирского поезда, при обслуживании вагонов, находящихся в отстое, а также для бригад пассажирских поездов, обслуживающих оборудование вагонов в пути следования.

1.5 Ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности, а также за наличие и готовность к действию средств пожаротушения возлагается на руководителей ремонтных и эксплуатационных предприятий, предприятий-арендаторов и лиц, выполняющих ремонт и техническое обслуживание вагонов.

1.6 Ответственность за обеспечение пожарной безопасности, а также за организацию тушения пожаров и эвакуацию пассажиров в пути следования пассажирских поездов возлагается на:

1) начальников пассажирских поездов;

2) поездных электромехаников;

3) проводников пассажирских вагонов;

4) приемосдатчиков груза и багажа багажных вагонов;

5) директоров вагонов-ресторанов и вагонов-буфетов;

6) старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, а также лиц, допущенных к обслуживанию вагонов-клубов и служебно-технических вагонов.

1.7 Работники, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и их последствий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8 Каждый работник при проведении технического обслуживания и эксплуатации пассажирских вагонов обязан:

1) знать и выполнять правила пожарной безопасности, не допускать действий, которые могут привести к пожару;

2) выполнять требования технологических процессов и инструкций по обеспечению пожарной безопасности при подготовке вагонов в рейс;

3) знать место расположения средств пожаротушения и правила пользования ими.

1.9 Правом проверки противопожарного состояния поездов и вагонов в пунктах формирования, оборота и в пути следования обладают представители:

1) Ведомственной пожарной охраны на железнодорожном транспорте;

2) Департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД»;

3) Федеральной пассажирской дирекции ОАО «РЖД»;

4) Региональных дирекций по обслуживанию пассажиров железных дорог.

Проверки пассажирских поездов в пути следования осуществляются по согласованным графикам, утвержденным в установленном порядке.

Результаты проверки записываются в рейсовый журнал (рейсовый лист).

1.10 Руководители вагонных депо (участков), дирекций по обслуживанию пассажиров разрабатывают и согласовывают с ведомственной пожарной охраной на железнодорожном транспорте программу обучения и организации проведения занятий по мерам пожарной безопасности с работниками, связанными с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом пассажирских вагонов согласно требованиям НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645.

Программы должны предусматривать изучение:

1) требований пожарной безопасности в вагонах, находящихся в пунктах формирования, оборота и в пути следования поездов;

2) мер пожарной безопасности в вагонах при техническом обслуживании и ремонте;

3) возможных причин возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения;

4) устройство средств пожаротушения, установок пожарной сигнализации и пожаротушения, находящихся в вагонах, принципа их действия и мер безопасности при их применении;

5) эвакуации пассажиров при возникновении пожара и в аварийных ситуациях;

6) порядка вызова подразделений противопожарной службы;

7) обязанностей начальника поезда, поездного электромеханика, проводников и других работников, перечисленных в п. 1.6, при возникновении пожара.

1.11 Программы обучения разрабатываются на основе конкретных материалов, относящихся к эксплуатируемым или ремонтируемым вагонам в данном депо (на заводе) или на участке. При обучении необходимо использовать технические средства обучения (компьютеры, телевидение и др.), натурные образцы, вагоны-тренажеры.

1.12 Работники, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов, а также поездные бригады и работники вагонов-ресторанов должны проходить пожарно-техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо (участков), ремонтирующих и эксплуатирующих вагоны. Программы пожарно-технической подготовки должны соответствовать «Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте» № ЦУО-112 с изменениями и дополнениями, утвержденными указанием МПС России от 26.05.1998 г. № 616у. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.

Тематический план типовой учебной программы для руководителей, лиц ответственных за пожарную безопасность при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте пассажирских вагонов представлен в таблице 1.

Таблица 1

Общие понятия о горении, пожаре. Классификация пожаров по природе горючего вещества. Основные показатели пожароопасных свойства веществ и материалов.

Возможные причины возникновения пожара в вагонах и меры их предупреждения.

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения.

Действия при пожаре.

Требования пожарной безопасности к путям эвакуации.

Меры пожарной безопасности при техническом обслуживании, модернизации и ремонте вагонов.

Начальники депо (участков), Дирекций по обслуживанию пассажиров своими приказами устанавливают:

1) порядок и сроки проведения занятий по разработанной программе пожарно-технического минимума;

2) место проведения;

3) список должностных лиц, на которых возлагается проведение занятий;

4) перечень работников, работников принятых временно, в том числе аутсорсинговых компаний, учащихся, студентов, прибывших на практику, а также прикомандированных лиц, связанных с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом вагонов, которые должны проходить обучение;

5) порядок направления вновь принимаемых на работу для прохождения первичного противопожарного инструктажа.

1.13 Лица, назначаемые на должности начальников поездов, поездных электромехаников, проводников, директоров и работников вагонов-ресторанов, директоров вагонов-буфетов, старших механиков-дизелистов вагонов-электростанций, сдают экзамены в объеме настоящей Инструкции. Экзамены принимает комиссия, созданная при начальнике вагонного депо (участка) или начальнике резерва проводников с участием представителей ведомственной пожарной охраны. Экзамены сдают также лица, обслуживающие служебно-технические вагоны и вагоны-клубы.

Результаты экзаменов отражают в акте формы ТНУ-16. Лица, не сдавшие экзамены, к работе не допускаются до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе.

1.16 Вагоны, поступившие с вагоностроительных и вагоноремонтных заводов и предназначенные для обращения в поездах, должны быть укомплектованы средствами пожаротушения в соответствии с настоящей Инструкцией.

2 ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ВАГОНАХ ПАССАЖИРСКИХ ПОЕЗДОВ

2.1 Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:

К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:

2.2 Неисправность печной разделки:

2.3 Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:

2.4 Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.

3 ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1 При подготовке вагонов в рейс

Учитывая, что одной из основных причин возникновения пожаров является неисправность электрооборудования, все электроустановки вагона должны быть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийных режимов, которые могут привести к пожарам. Плавкие вставки предохранителей должны быть калиброваны и иметь клейма, с указанием номинального тока вставки, отвечающего номинальным значениям защищаемой цепи. Клеймо на плавкой вставке ставится заводом-изготовителем. Аппараты защиты должны быть в работоспособном состоянии.

3.1.1 Руководители структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции, структурных подразделений региональных дирекций, их заместители (главные инженеры) обязаны не допускать отправку в рейс пассажирских вагонов с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также не имеющих полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправной установкой пожарной сигнализации и пожаротушения и с неисправными аварийными выходами.

3.1.2 При приемке состава поезда постоянно действующей комиссией до отправления его с технической станции в соответствии с «Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования» ответственными и контролирующими лицами по пожарной безопасности производится проверка качества подготовки вагонов в рейс.

При этом проверяются:

1) аппараты пультов управления электрооборудованием;

2) потребители электроэнергии;

3) выключатели и светильники;

4) ограждения (кожухи) электрических печей отопления и их заземляющие устройства;

5) уплотнения в подвагонных ящиках с электроаппаратурой и аккумуляторными батареями, состояние вентиляционного канала;

6) аппаратура в подвагонных ящиках и аккумуляторные батареи;

3.1.2.1 В пультах управления электрооборудованием вагонов в доступных местах (кроме опломбированных) осматривают состояние контактных соединений, жгутов с проводами и выводов электрических аппаратов, при этом проверяют:

1) соответствие плавких вставок предохранителей номинальному току защищаемой цепи, оговоренному в технической документации или в электрической схеме вагона;

2) работоспособность пакетных переключателей, тумблеров и автоматических выключателей;

3) состояние пломб на аппаратах регулирования, защиты, регулировочных резисторов и другого оборудования, где пломбирование предусмотрено конструкцией аппарата или оговорено в эксплуатационной документации. Аппараты с нарушенной или отсутствующей пломбой считаются неисправными. Они должны быть заменены на исправные, или проверены на соответствующих стендах и затем опломбированы;

4) наличие и срок годности самосрабатывающего огнетушителя.

3.1.2.2 В случае обнаружения в пультах управления электрооборудованием вагонов слабо затянутых или имеющих повышенный нагрев контактов, надрывов изоляции и обрыва проводов электрических аппаратов, а также при обнаружении методом выборочного контроля несоответствия номиналу плавких вставок предохранителей, производится повторное техническое обслуживание всего внутреннего оборудования вагона в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

3.1.2.3 Оценка состояния изоляции производится по сигнальным лампам системы контроля замыкания проводов на корпус вагона (С.З.К.), находящимся на пульте управления электрооборудованием вагонов.

При исправной изоляции должен наблюдаться одинаковый накал (свечение) нитей обеих сигнальных ламп или светодиодов. Неодинаковое свечение ламп или светодиодов свидетельствует о неисправной изоляции электрических цепей вагона.

Вагоны с неисправной изоляцией электрических цепей отправлять в рейс запрещается.

3.1.2.4 Работоспособность потребителей электроэнергии проверяется путем включения и отключения их с пульта управления. При этом проверяется исправность переключателей и тумблеров, а также контролируется по амперметру потребляемый ток.

3.1.2.5 Проверяются межвагонные электрические соединения.

Запрещается оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки. В отопительный период времени высоковольтная магистраль отопления между вагонами и локомотивом должна быть соединена в соответствии с требованиями Инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов.

3.1.2.6 Осматриваются электрические печи отопления и электрокалориферы. Кожухи электропечей и электрокалориферов должны быть надежно закреплены и заземлены.

3.1.2.7 Осматриваются отопительные установки, кипятильники, кухонные плиты.

3.1.2.8 Осматриваются вентиляционные каналы, надпотолочное пространство тамбуров, проверяется степень очистки от пыли, горючих материалов и мусора.

В доступных местах осматриваются противопожарные разделки. Проверяется состояние топок, запорных механизмов дверок, по возможности колосниковых решеток, вытяжных труб, флюгарок и наличие пламеотражателей.

3.1.2.9 Проверяется отсутствие посторонних предметов в помещениях вагона, котельном отделении, в районе печи для приготовления пищи, нише для установки кипятильника, около кухонной плиты вагона-ресторана, в шкафах с электрооборудованием.

3.1.2.10 Проверяется работа вытяжной вентиляции над кухонными плитами, работающими на жидком и газовом топливе. Проверяется автоматика закрытия кранов подачи топлива при обрыве пламени горелки.

3.1.2.11 В вагоне-электростанции проверяется порядок хранения горючесмазочных материалов, обтирочного материала и состояние противопожарного инвентаря.

3.1.2.12 Поездную бригаду выборочно проверяют на предмет знания настоящей Инструкции, а также «Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации» от 26.05.2000 г. № ЦРБ-757 в части подачи звуковых сигналов при пожаре.

3.2 В пути следования

3.2.1 Ответственным за обеспечение пожарной безопасности запрещается:

1) включать под нагрузку силовую и осветительную сеть при наличии неисправного электрооборудования, а также оставлять работающее электрооборудование без присмотра;

2) заменять электрические лампы лампами, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;

3) заменять сработавшие предохранители, не соответствующие установленному номиналу для данной цепи;

4) включать электроплитки и другие нагревательные приборы и электропотребители, не предусмотренные электрической схемой вагона;

5) хранить посторонние предметы в нишах с электроаппаратурой, складывать горючие материалы вблизи приборов отопления, электросветильников, газовых горелок и других бытовых приборов, предусмотренных конструкцией вагона;

6) вскрывать кожух, ремонтировать или регулировать электромеханический регулятор напряжения генератора на ходу поезда;

7) допускать эксплуатацию вагона с утечкой тока на корпус вагона;

8) включать потребители электроэнергии вагона без соответствующего контроля за показаниями приборов (вольтметра, амперметра);

9) включать электрокалориферы при не работающей вентиляции;

10) оставлять межвагонные электрические соединения (штепсели, головки) не убранными в холостые розетки и защитные коробки;

11) эксплуатировать неисправные аккумуляторные батареи и производить их зарядку неустановленным способом;

12) сушить одежду и другие вещи в котельных помещениях, на электрических печах, кухонных плитах, кипятильниках, дизель-генераторных установках и выпускных трубах.

3.2.2 При выполнении работ по содержанию и эксплуатации приборов отопления, кухонных плит и печей запрещается:

1) эксплуатировать кухонную плиту на жидком топливе в вагоне-ресторане при появлении:

2) эксплуатация газовых плит в кухнях вагонах-ресторанах не оборудованных газоанализаторами;

3) применять для растопки котлов, кипятильников, плит, печей легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (керосин, бензин, масло и др.) и сжигать в них топливо, не соответствующее эксплуатационной документации на вагон;

4) хранить около котла, в нише кипятильника, возле кухонных плит, на электропечах и под ними горючие предметы, материалы;

5) топить котел и кипятильник без воды или с водой ниже допустимого уровня, с неисправными дымовытяжными трубами, их кожухами, разделками, без флюгарок или с наращенными трубами; при отсутствии пламяотражателя в топке кипятильника, а также применять дрова, длина которых превышает размер топки;

6) выбрасывать на перегонах и на станциях в неустановленных местах шлак или золу, а также чистить котел при открытых тамбурных дверях при движении вагона. Выбрасывать шлак, золу и мусор следует только в предусмотренных для этого местах на станциях, указанных в расписании, пунктах формирования и оборота;

7) оставлять неочищенными от пыли и прочих горючих отходов и материалов надпотолочные пространства котельных, места расположения циркуляционных насосов отопления, вентиляционные дефлекторы.

8) оставлять без надзора действующие отопительные приборы, плиты и печи.

9) Эксплуатировать вагоны-рестораны с газовыми приборами для приготовления пищи с нарушениями требований Регламента 0105-2009 ПКБ ЦЛ».

1) применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые горелки, газовые приборы, а также утюги, электрические чайники, плитки и другие электробытовые приборы, не предусмотренные конструкцией или модернизацией вагона;

2) отогревать открытым огнем (факелом, раскаленными углями, нагретым в топке металлическим предметом) замороженные трубы водоснабжения, отопления и фановой трубы;

3) применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и т.п.);

4) курить в неустановленных для этих целей местах.

Курить разрешается в вагонах габарита РИЦ в рабочем тамбуре, в вагонах остальных типов только в нерабочем тамбуре, оборудованном пепельницами, не менее двух;

5) закрывать переходные тамбурные двери при неисправной вызывной сигнализации на внутренний замок «секретку»;

6) загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (большой коридор, малый коридор, косой коридор, рабочий и нерабочий тамбуры);

7) промывать бензином, керосином и другими легковоспламеняющимися и горючими жидкостями кузова и агрегаты вагона-электростанции;

8) ремонтировать электрооборудование при движении вагона, при работающих дизель-генераторах и необесточенных цепях;

9) допускать к посадке пассажиров с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

3.2.4 При обнаружении неисправности электрического оборудования или возникновении короткого замыкания на землю любого из полюсов в электрооборудовании вагона (одна лампа на пульте управления погасла, другая горит полным накалом) проводник обязан отключить все потребители электроэнергии, кроме дежурного освещения (в ночное время) и цепей сигнализации, и вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

3.2.5 При необходимости ремонта электрооборудования пультов управления проводники вагонов, работники, перечисленные в п. 1.6 настоящей Инструкции, должны сообщить об этом электромеханику или начальнику поезда для совместного принятия мер по восстановлению работоспособности электрооборудования.

3.2.6 При срабатывании предохранителя генератора или аккумуляторной батареи при движении поезда поездной электромеханик на ближайшем ПТО проверяет состояние их цепей. Заменяет плавкую вставку предохранителя типовой и контролирует работу всего электрооборудования вагона во время движения поезда при скорости свыше 40 км/ч. В случае обнаружения трудноустранимых в рейсе отказов в цепях генератора и батареи, а также повторного срабатывания предохранителей, потребители электроэнергии переключаются на электроснабжение от исправного вагона. При переходе на электроснабжение вагона (не более одного) от исправного соседнего вагона электромеханик обязан сначала убедиться в полной исправности электрооборудования вагона, от которого предполагается брать электроэнергию. При отсутствии утечек тока на корпус в обоих вагонах подключить межвагонные соединения и включить пакетные выключатели соответственно «Подача в магистраль» и «Прием из магистрали».

После этого не менее 15 мин осуществлять непрерывный контроль за работой электрооборудования обоих вагонов.

Перевод цепей потребителей электроэнергии на питание от другого вагона оформляют актом формы ФМУ-73 за подписями начальника поезда, поездного электромеханика, проводников вагонов и работников, перечисленных в п. 1.6, аварийного и исправного вагонов.

3.2.7 Начальник поезда транслирует по отправлению поезда из пункта формирования и оборота, а в дальнейшем систематически по расписанию, радиопередачу «Информация для пассажиров», включающую «Правила соблюдения мер пожарной безопасности в поезде».

Один раз в сутки контролирует выполнение пожарной безопасности бригадой, обслуживающей поезд, и пассажирами с отметкой в бланках ЛУ-72 или ИНУ-4.

При нарушении требований пожарной безопасности начальник поезда принимает меры, предусмотренные настоящей Инструкцией, по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов.

3.2.8 Проводники вагонов обязаны контролировать выполнение требований пожарной безопасности пассажирами. Не допускать использование ими открытого огня, включения электроприборов, не предусмотренных схемой вагонов, провоза легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, курения в неотведенных для этих целей местах, контролировать показания электроизмерительных приборов и сигнализации пульта управления электрооборудованием вагона, в том числе пожарной сигнализации.

3.2.9 При возникновении неисправности в вагоне, угрожающей жизни людей, безопасности движения, проводник обязан немедленно остановить поезд стоп-краном, по имеющейся в вагоне связи вызвать поездного электромеханика или начальника поезда.

4 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВАГОНОВ-КЛУБОВ, ВАГОНОВ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ, ВАГОНОВ С КАБЕЛЬНЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

4.1 Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды

4.1.1 Устройство и оборудование вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды производятся только по чертежам или типовым проектам, согласованным с органами пожарной охраны в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.1.2 Требования пожарной безопасности, изложенные в разделе 3 настоящей Инструкции, соответственно распространяются на вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды.

4.1.3 Количество запасных выходов из зрительных и лекционных отделений вагона должно быть не менее двух, не считая выхода через тамбур.

Устройство одного выхода допускается при наличии в зале (отделении) не более 30 посадочных мест. Двери, предназначенные для эвакуации, должны открываться по направлению выхода из вагона. Ширина дверей должна быть не менее 1 м.

4.1.4 Киноаппаратное помещение должно быть отделено от зрительного или лекционного помещения противопожарной перегородкой и иметь самостоятельный выход наружу.

4.1.5 Стены, полы, потолки киноаппаратного помещения должны иметь предел огнестойкости Е 30/I 15. Фильмостаты или специальные металлические ящики с крышками для хранения фильмокопий должны иметь предел огнестойкости не ниже Е 15/I 15.

4.1.6 Работники киноустановок (киномеханики) два раза в год должны проходить проверку знаний правил пожарной безопасности. Результаты проверки фиксируются в талоне по технике пожарной безопасности.

4.1.7 В вагоне-клубе допускается только электрическое освещение (в том числе от аккумуляторных батарей) с закрытыми светильниками.

4.1.8 Обрывки и обрезки кинопленки следует складывать в специальный металлический ящик с плотно закрывающейся крышкой.

4.1.9 Для обслуживающего персонала вагонов-клубов и вагонов технической пропаганды на основании настоящей Инструкции разрабатывается и вывешивается на видном месте местная Инструкция с указанием конкретных действий по предупреждению пожаров и в случае их возникновения.

4.1.10 В вагонах-клубах и вагонах технической пропаганды запрещается:

1) курить в зрительных, лекционных залах и аппаратных помещениях;

2) затемнять окна ставнями, ставить на окна решетки, применять драпировки, не пропитанные огнезащитным составом, оставлять незакрепленными ковры и ковровые дорожки в зрительных и лекционных залах;

3) запирать двери во время проведения массовых мероприятий;

4) устанавливать в зрительных залах стулья, не прикрепленные к полу;

5) допускать к работе на киноустановке лиц, не сдавших зачет по технике пожарной безопасности до устранения обстоятельств, являющихся основанием для недопущения к работе;

6) хранить в аппаратном помещении посторонние вещи, промасленные обтирочные концы и спецодежду;

7) устраивать световые рекламы, иллюминации и новогодние елки;

8) допускать в зрительные, лекционные и другие помещения зрителей (слушателей) сверх указанного в паспорте (проекте) числа;

9) загромождать проходы и выходы;

10) оставлять работающие кинопроекторы во время демонстрации фильма без присмотра.

4.2 Вагоны с кабельным телевидением

4.2.1 Электрооборудование вагонов с кабельным телевидением должно соответствовать требованиям технической документации.

При этом должны быть выполнены следующие основные требования пожарной безопасности:

Применение скруток и спаек проводов не допускается:

2) монтажные провода должны быть собраны в жгуты, скрепленные бандажами;

3) металлический корпус электрооборудования должен иметь заземляющий зажим; присоединение заземляющих проводников к корпусу электрооборудования должно быть выполнено резьбовым соединением; металлорукава и трубы должны быть заземлены на металлоконструкцию вагона;

4) для монтажа оборудования следует применять марки проводов, предусмотренные технической документацией.

4.2.2 Вагон должен быть оборудован установкой пожарной сигнализации.

4.2.3 Вагон должен быть оснащен средствами пожаротушения в соответствии с разделом 6 настоящей Инструкции.

4.2.4 Вагоны должны быть укомплектованы противопожарной грубошерстной тканью размером 2´2 м согласно таблицы 2 раздела 6 настоящей Инструкции.

5 ОБЯЗАННОСТИ ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА

5.1 В случае срабатывания пожарной сигнализации, появления дыма или запаха гари в вагоне необходимо определить и осмотреть источник возможного возгорания, проверить исправность работы электрооборудования.

5.2 Порядок действия поездной бригады при обнаружении пожара в пассажирском вагоне приведен в приложении А настоящей Инструкции.

6 ОСНАЩЕННОСТЬ ВАГОНОВ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

6.1 Вагоны пассажирских поездов обеспечиваются огнетушителями, пожарным инвентарем, оборудованием и ручным инструментом согласно «Нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения».

Выбор типа и размещение огнетушителей осуществляться согласно требованиям Свода Правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 9.13130.2009 утвержден и введен в действие Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 179.

6.1.1 В пассажирских, багажных, вагонах-клубах, вагонах с кабельным телевидением, вагонах-ресторанах, вагонах-электростанциях и других вагонах применяются следующие средства пожаротушения:

Нормы оснащения и место установки в пассажирских вагонах огнетушителей и генераторов АГОС-5 приведены в таблице 1.

Наименование вагона (ЦМВ)

Место установки огнетушителей в вагоне

Огнетушители, шт. на один вагон

Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5, шт. **

порошковые ОП-5 (ОП-10) или другие аналогичного типа

Воздушно-пенные ОВП-5 (ОВП-10) или водные мелкодисперсные ОВМ-5 (ОВМ-10) или воздушно-эмульсионные ОВЭ-5

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *