какие средства выразительности использованы в строке с а есенина спит ковыль равнина дорогая
🌿 Спит ковыль. Равнина дорогая
💕 Любовь к Родине и попытка подвести черту над определенным этапом жизни четко просматривается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ которого и предлагаем на ваш суд. Стих написан в последний год жизни Сергея Есенина (1925), автор, будто, предчувствовал скорый конец и хотел навести порядок в своём прошлом.
Произведение буквально пропитано любовью к Родине, хотя она и не всегда выступает в роли любящей матери, часто перевоплощаясь в злую мачеху.
Разбор строф
✔ Во второй строфе лирический герой задает ключевой вопрос:
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
На него каждый должен ответить сам, но автор говорит Да, несмотря на частые мучения и нередкие страдания. Как тут не вспомнить строки Блока:
За мученья, за гибель – я знаю, всё равно принимаю тебя.
Пусть они и относятся в большей степени к женщине.
✔ Есенин на поставленный самим собой вопрос и отвечает:
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Далее герой развивает свой ответ и подтверждает преданность малой Родине, которая навсегда осталась в его сердце:
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
✔ Константиново для Есенина и есть тот пуп земли, которому он обязан… собой всем. В минуты боли и в часы предательства Сергей всегда питал силы в любви к небольшой рязанской деревушке в частности и русской деревни в целом. По мнению автора строк, именно там находится исток Руси, оттуда проистекает сила и непоколебимость русского народа.
Завершается стих подведением итога, в котором звучат слова просьбы-обращения:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Литературный анализ
Стихотворение написано в кольцевой композиции, оно начинается и завершается обращением к Родине, клятвой в верности Отчизне. С помощью простых строк автор пытается передать свои чувства по отношению к родной земле, задает себе вопрос и сам на него отвечает.
В произведении использованы метафоры, эпитеты, олицетворения и антитеза. Они придают строфам выразительность и наделяют строки красками реализма.
Метафоры:
Метафорические сравнения позволяют передать истинные чувства и расширяют лексику стиха.
Эпитеты:
Олицетворения:
С помощью этих средств художественной выразительности Есенин показывает вербы, тополя и ковыль живыми существами и наделяет их человеческими качествами и свойствами, что оживляет стих.
Антитеза (риторическое противопоставление):
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
👀 Стих учит, на примере автора, любви к Родине и относится к поздней лирике Есенина, который много писал в это время стихотворений-исповедей и раскаяний.
Полный текст
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Читает Б Галкин
Стихотворение и анализ «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь.
И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
Краткое содержание
И. Крылов. Степь ковыльная. 1913
Начинается произведение с упоминания о ковыле – растении, благодаря которому поэт с достоверной точностью создаёт картину степи русской. В первом четверостишии автор говорит о нежности к милым сердцу просторам: он обращается к ним, как к одухотворённому мыслящему существу.
Медленно шагая по степной поверхности, поэт чувствует большую радость от того, что может вдохнуть любимый с детских лет аромат полыни. Он признаётся, что дорожит полынным запахом, смешанным с воздушной свежестью. Автор поглощён силой нахлынувших чувств. В последнем четверостишии он сообщает, что желает умереть на отчей земле, среди ковыля степного.
История создания
Произведение создано и издано автором в 1925 г. Буквально через шесть месяцев поэт покончит с собой. Первые читатели познакомились с произведением на страницах ежедневника «Бакинский рабочий» и журнала «Огонёк». В этом стихотворении автор подводит некие итоги прожитых лет, размышляет о ситуации в стране. Создание нового государства, масштабные исторические изменения беспокоили Есенина, найдя отражение в этом произведении.
Жанр, направление, размер
Согласно жанровой классификации стихотворение является лирическим и философским одновременно. В нём поднимаются глобальные вопросы о функции поэта, его гражданской позиции, патриотизме. В стихотворении активно используются символы, эмоциональные обороты речи, метафоры – всё это является характерным для литературного направления, именуемого имажинизм. Стихотворный размер – хорей. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Композиция произведения кольцевая: в начале и в конце произведения автор говорит нам об одном и том же. Он сообщает, что ему не нужна никакая другая Родина, несмотря ни на что. Стихотворение делится на шесть строф, по четыре строки каждая. В произведении отсутствует сюжет, но автор последователен в своём описании. Сначала он размышляет о природе и о том, что никакие другие места не заменят ему Россию. Затем автор указывает, что в России живётся очень тяжело.
Образы и символы
Автор рисует перед читателями различные образы, способствующие раскрытию основной темы произведения:
Темы и настроение
Главная тема произведения – искренняя привязанность и любовь поэта к своей Родине, единение с Россией. В стихотворении в завуалированном виде имеется заметка об отрицательных переменах, происходящих в стране. Но поэт не готов из-за этого менять своего отношения к Родине, бросать её, искать счастья на солнечной чужбине.
Основная идея
Средства выразительности
Есенин выбрал средства выразительности, отличающиеся разнообразием и красочностью:
Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая» Есенина
Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину. Вам предлагается краткий анализ “Спит ковыль. Равнина дорогая” по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Спит ковыль. Равнина дорогая.
История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.
Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.
Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждет.
Жанр – лирическое стихотворение, можно также отнести к философской лирике, так как в нем поднимаются вопросы, не имеющие единого ответа, глубокие и сложные.
Стихотворный размер – написан хореем (двухсложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Метафоры – “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.
Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая. » ( восприятие, истолкование, оценка)
Любовь к Родине… Она вдохновляла свободолюбивую лирику Пушкина, она волновала мятежную душу Лермонтова. В годы тьмы и печали она питала скорбью и гневом поэзию Блока. Это она, любовь к Родине, вдохнула «душу живую» в стихи Сергея Есенина, от проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы». Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» датировано июлем 1925 года, впервые было опубликовано в газете «Бакинский рабочий». В нем находит свое завершение спор Есенина с самим собой, с трагическим восприятием противоречий между городом и деревней, между «стальной» и патриархальной Русью. Философские размышления лирического героя, уложенные в шесть строф, помогают понять, что Родину надо любить не за что-то, а вопреки всему.
Начинается стихотворение с яркого олицетворения «спит ковыль». Ковыльные степи — богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя. Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри. Коротким нераспространенным предложением сказано так много! Эпитет «дорогая» при помощи инверсии поставлен в сильную позицию, что акцентирует внимание на теплом, душевном отношения лирического героя к родным просторам.
Первая строка исполнена умиротворением, окутана сонной дымкой. Но вот появляется яркая, полная противоречия метафора «свинцовой свежести полынь». Свежесть – это прохлада и чистота, но она отдает горьким полынным запахом и зловещим, гнетущим синевато-серым оттенком свинца. Все это вмещает сердце русского человека. Родина для него – это именно этот бескрайний ковыль, именно она «вольет в грудь» лирического героя «теплынь». Это звучное, яркое слово обычно используют, говоря о погоде, значит, сердце представляется целым миром, полным бушующих страстей.
Вторая строфа – философское рассуждение, поиск истины — перекликается с некрасовским вечным вопросом: «Хорошо живется на Руси?». Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. Введенный в строфу ряд однородных деепричастий характеризует существование «на Руси». «Всякий» живет здесь «радуясь, свирепствуя и мучась». Лирический герой радуется окружающим его пейзажам, но его истерзанная душа мучается от чувства одиночества, неприкаянности и ощущения своей ненужности. Ассонанс на «у» придает этим строкам еще большую печаль, возникает ассоциация с протяжным и тоскливым завыванием ветра.
Далее опять перед нами открывается картина природы. Ночное поле залито лунным светом. Очень неожиданный эпитет «длинный», примененный для характеристики света луны, помогает создать загадочный, завораживающий пейзаж. Ясное, звездное небо, полная яркая луна, льющая неиссякаемые потоки серебра – все это прекрасно, но что-то тревожит в этой строке. И вот тревога становится явственней: олицетворения «плачут вербы», «шепчут тополя» передают смятение и взволнованность, расплесканные в пространстве.
Аллитерация «ч-ш-ч» создает звуковой образ строки. «Окрик журавлиный» — это печальная песня. Косяк громко кричащих журавлей в небесах всегда ассоциируется с чем-то грустным. Но все это – «отчие», родные, милые сердцу поля. В этих строках уже хозяйничает раскатистый «р», придавая словам своего рода пафос и мощь. Любовь к родине – это так естественно, с ней рождаются на свет, и утратить её невозможно, какие бы глубокие разочарования не встретились на жизненном пути. Поэтому так беспрекословно звучит мысль: « Но никто… не разлюбит отчие поля».
Этим стихотворением поэт отрекается от своей принадлежности к «каменному и стальному» и утверждает возвращение к истокам. «Новый свет»- свет Октября и последовавших за ним перемен потух, и живая, старая русская деревня вновь мила его сердцу. Вопреки всему как заклинание звучит: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы». Эпитет «золотой» многозначен, он символизирует и блестяще-желтый оттенок цвета, и ощущение счастья, благоприятности, которое охватывает при соприкосновении с русской деревней.
Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные. Эти страдания просыпаются «по ночам». «Чужая юность» — перемены, новый социалистический уклад. Однако, он не осуждается, ведь слово «новь» несет положительное значение, глагол «брызжет» обозначает энергичное рассеивание. Звонкий «ж» дополняет это впечатление. Но все это чуждо лирическому герою, ему принадлежат лишь «поляны» и «луга», недаром появляется притяжательное местоимение «мои». Природа герою представляется продолжением себя самого, поэтому все происходящее воспринимается им как вторжение в личное пространство.
Та же мысль звучит в последней строфе: «новью той теснимый». Но песня влюбленного в исконную Россию продолжает литься, она идет от самого сердца, «прочувственно» провозглашая любовь к родине. В последних сточках корень люб- звучит дважды. Но последнее слово «умереть» вновь наполняет душу неприятным холодком. Что это: предчувствие поэтом своего близкого конца, пророчество, или просто признание в любви, которая сильнее смерти. Так или иначе, всем своим стихотворением Есенин воспевает Русь, показывая своё духовное единение с ней. Пятистопный хорей придает стихотворению напевность, музыкальность, а чередование женских и мужских перекрестных рифм – цельность, неторопливость, выразительность.
«Моя лирика жива одной большой любовью,- говорил Есенин,- любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», но и выражается вера в человека, в его будущие великие дела, великое будущее великого народа.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.
В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.
Немного об истории написания
Это стихотворение было написано в июле 1925-го, за 5 месяцев до гибели поэта.
Практически сразу читатели смогли увидеть произведение Есенина:
Тогда поэту было уже почти 30, в этом возрасте уже сформировано мировоззрение, на многие вещи поменялся взгляд. Стоит ли удивляться, что «Спит ковыль. Равнина дорогая» уже относится к философскому жанру.
Сергей Есенин прожил вдали от родной деревни с её золотыми бревенчатыми избами 13 лет.
В его бурной жизни тогда происходили самые разные события:
Кроме того, он успел «заслужить», как сам говорил, славу похабника, пьяницы-хулигана и скандалиста. И всё это за каких-то 13 лет!
Жить в окружении людей, которые не могли или не хотели его понять, поэту стало уже невмоготу. В ожидании, что вскоре стихнут кривотолки, Сергей Александрович предпринял отчаянную попытку вернуть покой в мятущуюся душу и уехал далеко от столицы — на Кавказ. Там Есенин пишет много и вдохновенно, в том числе из-под его пера появляются прекрасные стихи «Персидские мотивы».
Композиция
Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!
”. Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.
Несмотря на отсутствие сюжета, поэт последователен в своем описании. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многих живется тяжело.
Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это красочно и ярко “разукрашено” поэтом: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.
По жанровой принадлежности стихотворение является лирическим стихотворением, которое можно считать и философским, так как оно поднимает важные проблемы – роли поэта, позиции гражданина, патриотизма.
Стих состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Средства выразительности
Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны и красочны.
Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.
Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”. Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.
Возможно вам будет интересно
Эстетическая концепция С. А. Есенина опиралась на веками складывающиеся традиции искусства и всячески противостояла попыткам в порыве борьбы за новаторство отречься от культурного наследия минувших эпох. Как и В. В. Маяковский, и А. А. Блок, С. А. Есенин встретил революцию с восторженным воодушевлением. Мать моя – родина, Я – большевик, – восклицает он в произведении “Иорданская голубица”. Однако не все перемены в общественной жизни пришлись поэту по праву. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” заключена скрытая полемика с теми, кто за порывами безудержного стремления к новаторству забывает о корнях, об истоках, о традициях. С. А. Есенин осторожно относился к новомодным переменам. Он не пытался выпячивать противоречия в своих взглядах, но и замалчивать их не мог и не хотел. Стихотворение открывается картиной мирно спящей природы: Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой тяжести полынь. В нем противопоставлен свет луны (как символ традиционалистского начала) и новый свет (символ новой эпохи). Kobi. ijii. – типичный образ раздольного степного пейзажа. Горькая степная трава полынь – образ, навевающий тоску. Журавли символизируют разлуку. Эпитет “золотой” по отношению к избе подчеркивает значимость для поэта деревенского жизненного уклада. “Свинцовый” же в выражении “свинцовой свежести полынь”, наоборот, выступает в этом стихотворении юлько как цветовой эпитет, так как свежий свинец после плавки имеет блестящий серебристый оттенок. Во второй строфе ярко проявились типичные особенности русского национального характера: во-первых, мучительный поиск смысла существования, во-вторых, где бы ни был русский человек, душой он всегда рвется домой: Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси – Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси? С глубокой искренностью лирический герой размышляет о жизни, в которой каждый человек должен занимать предназначенное судьбой место. Для русского крестьянина таким местом исконно являлась изба – воплощение традиционного размеренного уклада жизни, ориентированного на согласие с природой и народный календарь. Яркая, запоминающаяся автономинация “Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы” актуализирует также тему города и деревни, характерную не только для творчества С. А. Есенина, но и для всего направления так называемой новокрестьянской поэзии, к которому, помимо С. А, Есенина, принято относить Н. Клюева, С. Клычкова, А. Ширяевца и ряд других поэтов. “Я последний поэт деревни”, – пишет С. А. Есенин в одноименном стихотворении. И в этом категоричном заявлении звучит глубокое осознание важности своей социальной миссии как своеобразного долга перед земляками. Примечательно, что собственное предназначение, творческая жизнь души увязываются в этих двух стихотворениях (“Спит ковыль. Равнина дорогая…” и “Я последний поэт деревни…”), написанных с пятилетним промежутком, с судьбой деревни. Патриархальная деревня есенинского детства противопоставлена в них уверенным и неизбежным шагам слепого технического прогресса. В стихотворении “Я последний поэт деревни…” это сделано более конкретно: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. В произведении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” заявление о том, что прогресс несет в себе не только созидательное, но и негативное, разрушительное начало сформулировано более абстрактно, оно граничит с недосказанностью: По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новыо На мои поляны и луга. Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” в целом, не характерно в плане раскрытия темы деревни. В нем нет столь обычного для ранних есенинских произведений сладостного любования красотами родной земли. Вернее, любование это становится лишь увертюрой для предстоящег о проблемного взгляда на современную поэту деревню. Семантика “покоя”, заявленная первыми строками, в последующих строфах развенчивается, эмоциональный накал постепенно нарастает и взрывается тревожным исповедальным криком о назревших неразрешимых противоречиях, отчаянным возгласом: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть. Сколько безысходности и душевной боли в этом невольно выплеснувшемся горьком возгласе! У С. А. Есенина, женатого на иностранке, была реальная возможность остаться за границей и зажить более комфортной, респектабельной, а главное – спокойной жизнью, но он не мыслил Себя без России, пусть нищей, голодной, измотанной в социальных конфликтах, но самой родной и единственной в мире. И он вернулся, быть может, зная о том, что едет на родину умирать.
Другие сочинения:
Анализ стихотворения “Спит ковыль Равнина дорогая” Есенина
«Спит ковыль. Равнина дорогая…» Сергей Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!