какие средства выразительности использует есенин

📝 Эпитеты и олицетворения в стихах Есенина

С помощью использования в стихотворениях эпитетов Сергей Есенин придаёт строкам большую выразительность, что позволяет поэту создавать свой, есенинский стиль. Отметим, что средства выразительности у автора «Черного человека» отличаются способностью придать определяемому слову красоту произношения.

Эпитеты будут ниже рассмотрены на примерах в стихах:

Эти же произведения подвергались анализу метафор в прошлом материале, сегодня его логическое продолжение, в котором также будут изучены на конкретных примерах олицетворения и сравнения.

Метафоры в Березе

В стихотворении «Белая береза» Есенин использует много эпитетов, что наложило свой отпечаток на стих и приблизило его к реальной картине природы. Отметим СХВ (в скобках определяемое эпитетом слово):

Некоторые причисляют «золотой огонь» к метафорам (огонь, как золото), но это скорее эпитет, так как он показывает цвет на фоне зимы. «Пушистые ветки» и «Белая бахрома» помогают в описании красоты зимней березки, делая её для читателя настоящей красавицей.

«Новое серебро» показывает, что природа каждый день осыпает березу свежими снежинками, а эпитет «сонная тишина» говорит нам о глубине зимней тиши, в которой стоит березка.

Принакрылась снегом точно серебром.

Олицетворения – «заря, лениво обходя» и «березка… принакрывшись снегом».

Снег в последнем сравнивается с серебром и делает сравнение ещё одним мазком художника на картине описания зимней природы.

Отговорила роща золотая

В стихе «Отговорила роща золотая» использованы эпитеты:

Не первый раз мы видим, как Есенин употребляет средства выразительности в названии стихотворения и (или) первых его строках.

С помощью эпитетов в стихотворении автор оживляет рощу и сравнивает жизнь человека со сменами времен года. Строки приобретают больше выразительности и красоты произношения.

«Золотая роща» показывает, что в природе наступила осень, а «грустные слова» связывают героя стихотворения с осенней природой.

Олицетворений в стихе сразу три:

Стих «Доброе утро»

В произведении «Доброе утро» Есенин использует несколько эпитетов и олицетворений – первые добавляют определяемым словам красоты произношения, а вторые оживляют строки.

Эпитеты «Доброго утра» без скобок:

Перенос свойств человека на звезды, березки и крапиву оживляет стих и также даёт автору дополнительный инструмент для передачи полной картины раннего утра.

Детальный анализ стиха «Доброе утро» можно почитать на странице по ссылке.

Док фильм «Вся правда о смерти Есенина»

Достаточно редкий и интересный документальный фильм, в котором открывается завеса тайны над смертью Есенина.

Источник

ПОдскажите пожалуйста задание по литературе сорри за этическое неуважение но долги поджимают ((

Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие. Отсюда стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле.

Потебни. Именно у него мы находим рассуждения, многое объясняющие нам в образном языке поэта: “Когда человек создаёт миф, что туча есть гора, солнце – колесо, гром – стук колесницы или рёв быка, завывание ветра – вой собаки, то другое объяснение для него не существует”. С появлением понятийного мышления исчезает миф и рождается метафора: “И мы, как и древний человек, можем назвать мелкие, белые тучи барашками, другого рода облако тканью, душу и жизнь – паром; но для нас это только сравнения, а для человека в мифическом периоде сознания – это полные истины… ”. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной. Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусая огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. Поэтическая лексика. Е. С. Роговер в одной из своих статей утверждал каждый поэт имеет свою как бы “визитную карточку” : или это особенность поэтической техники, или это богатство и красота лирики, или своеобразие лексики.

Всё перечисленное, конечно, относится и к Есенину, но хотелось бы отметись особенности лексики поэта. [[5]] Конкретность и отчётливость поэтического видения выражается самой обиходной бытовой лексикой, словарь прост, в нём отсутствует книжные и тем более абстрактные слова и выражения. Этим языком пользовались односельчане и земляки, и в нём вне всякой религиозной окраски встречаются религиозные слова, которые поэт использует для выражения своих сугубо светских идей. В стихотворении “Дымом половодье… ” стога сравниваются с церквями, а заунывное пение глухарки с зовом ко всенощной. И тем не менее не следует видеть в этом религиозность поэта.

Источник

Изобразительные средства выразительности в стихах Сергея Есенина

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Описание презентации по отдельным слайдам:

Задачи 1. Уточнить значения терминов изобразительно-художественных средств выразительности 2. Подборка стихов Сергея Есенина 3. Анализ стихотворения 4. Актуальность

Наступление Весны Весна наступает, Снег быстро тает, И все оживает С приходом её! Деревья оделись Зеленой листвою, Луг зеленеет, Покрытый травою. Поля зазеленели, Ароматом дыша. Цветы запестрели, Птицы прилетели. Лес оживился Щебетанием, Воздух наполнился Благоуханием.

Буря Дрогнули листочки, закачались клены, С золотистых веток полетела пыль. Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль. Плачет у окошка пасмурная буря, Понагнулись ветлы к мутному стеклу, И качают ветки, голову понуря, И с тоской угрюмой смотрят в полумглу. А вдали, чернея, выползают тучи, И ревет сердито грозная река, Подымают брызги водяные кручи, Словно мечет землю сильная рука.

Анализ стихотворения Поет зима – аукает. Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

В стихотворениях С.А.Есенина природа дышит, действует, живёт. Она звенит голосами птиц, шёпотом листьев, говором ручьёв. Природа может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, она чувствует, переживает, злится. Поэт с помощью олицетворений изображает её живой, очеловеченной. Яркие эпитеты и метафоры делают пейзаж красочным, насыщенным, одухотворённым. Читая стихи Есенина, мы чувствуем его любовь и восхищение простой русской природой.

Эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «»с рёвом бешеным», «пташки нежные», «вихри снежные» и метафоры: стозвон сосняка, плывут облака, метелица стелется, в улыбках солнца – помогают передать восхищение и любование зимней природой. Олицетворения: зима поёт, аукает, лес баюкает, вьюга стучит и злится – делают изображаемое живым, чувствующим, звучащим.

Природа для него – тот друг, чьё настроение совпадает с его собственным, он передаёт глубокие человеческие чувства через картины природы. Читая стихи С.А.Есенина, учишься выражать свои мысли красиво, образно, изящно, появляется желание сочинить стихотворение, передать в нём свои чувства.

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Номер материала: ДБ-630491

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035

Время чтения: 1 минута

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

Фальков поручил проверить знания студентов после нерабочих дней

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Исследовательская работа «Выразительные средства языка в лирике С. Есенина»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

фМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УВАРОВЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Изобразительно-выразительные средства Сергея Есенина

Работу выполнила ученица 9 класса

Руководитель Т.С. Худякова

Я с детства люблю читать стихи русских поэтов о родной природе. Моё особое внимание привлекает творчество русского поэта начала ХХ века Сергея Александровича Есенина (1895 – 1925). В руках у меня томик стихов поэта.

Актуальность исследования обусловлена тем, что знания средств выразительности в художественных текстах востребованы среди выпускников 9, 11 классов на итоговой аттестации. Данная работа посвящена исследованию употребления выразительных средств русского языка в поэзии С.Есенина.

Объектная область исследования – литература.

Объект исследования – стихотворения С. Есенина

Предмет исследования – изобразительно-выразительные средства русского языка.

Гипотеза: На основе лирических произведений С.А.Есенина можно совершенствовать знания по теме «Языковые средства языка»?

Для достижения цели поставили перед собой следующие задачи:

прочитать стихи С. Есенина;

Выявить и изучить используемые поэтом поэтические средства языка.

подобрать фото, рисунки к стихам С. Есенина и разместить в сети Интернет;

Ожидаемые результаты: Результаты данного исследования могут быть использованы при подготовке в итоговой аттестации выпускников, затрагивающих проблемы изобразительно-выразительных средств в текстах художественной литературы.

изучение научной и художественной литературы.

Материалом исследования послужила лирика С. А. Есенина.

Перечень терминологических понятий:

Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, и др. тропы.

1.1. Понятие выразительности

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной 1 .

Человек – существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит, я существую», – писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является видоизменение внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознании слушающего. Выразительно может говорить человек, который обладает:

— неравнодушием к тому, о чем он говорит или пишет;

— хорошим знанием языка, его выразительными возможностями;

— хорошим знанием свойств и особенностей языковых стилей;

— систематической и осознанной тренировкой речевых навыков 3 .

2.1. Выразительно-изобразительные средства языка

Тропы – это обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-либо отношении. Одними из наиболее распространенных видов тропов являются метафора, сравнение, эпитет.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим. Сравнение подразумевает сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснить одни из них при помощи других. «Сравнение – одно из естественнейших и действительнейших средств для описания», – указывал Л. Н. Толстой. Сравнения выражаются различными способами:

1) оборотами с союзами как, словно, будто, точно и др.;

2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия;

3) существительным в творительном падеже;

4) лексически (при помощи слов подобный, похожий и др.).

К другим изобразительным средствам языка относятся:

1) между содержимым и содержащим;

2) между автором и его произведением;

3) между действием или его результатом и орудием этого действия;

4) между предметом и материалом, из которого предмет сделан;

Обычно в синекдохе употребляется:

1) единственное число вместо множественного;

2) множественное число вместо единственного;

3) часть вместо целого;

4) родовое название вместо видового;

5) видовое название вместо родового.

3.1. Изобразительно-выразительные средства русского языка в поэзии С. Есенина.

А теперь перейдем непосредственно к нашему исследованию. С.А. Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Есенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:

Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное-

Дышит запахом меда и роз.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворную силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и в росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы,-

Я одурманен весной.

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

В поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью.

Тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности отличает поэтику Есенина. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим. Вот, например, образ луны . Поэт говорит: «Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде!» или «Хорошо бы, на стог, улыбаясь, мордой месяца сено жевать». Или «Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается». Лягушка, морда, медведь – все очень конкретно и сразу и сразу переносит в ту обстановку, которую в данном стихотворении описывает поэт.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа». Оно развивается в двух планах: березка – девушка.

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств, взят из крестьянской жизни, родной и понятной.

Здесь даже мельница – бревенчатая птица

С крылом единственным – стоит, глаза смежив.

3.2. Выразительные ресурсы в поэзии С. Есенина.

Для анализа изобразительно-выразительных средств в поэзии Сергея Есенина мною было проанализировано 23 стихотворения.

В ходе анализа было найдено и рассмотрено 60 примеров изобразительно-выразительных средств (Приложение 1). Из них, как я выяснила, преобладающим выразительным средством является:

метафора 11 раз =24%

оксиморон 2 случая =4% / помолодевшие люди старшего поколения, жаркая зима;/

Таким образом, изобразительно-выразительные средства в поэзии С. Есенина присутствуют.

Источник

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

какие средства выразительности использует есенин. Смотреть фото какие средства выразительности использует есенин. Смотреть картинку какие средства выразительности использует есенин. Картинка про какие средства выразительности использует есенин. Фото какие средства выразительности использует есенин

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ТВОРЧЕСТВЕ С. А. ЕСЕНИНА

Выразительность – особенность структуры речи, позволяющая красочно и образно воплощать замысел автора, тем самым воздействовать на воображение и чувства читателя. «Образное изложение делает предмет речи видимым» (М. Цицерон).

Неповторимое истолкование идеи автором, его заинтересованность в содержании высказывания, глубокие познания в языке – условия выразительности речи.

Средством выразительности может стать любой элемент системы языка всех его уровней. Однако к выразительным средствам обычно относят тропы и стилистические фигуры.

Целью нашей работы является выявление особенностей и средств выразительности в лирике С. А. Есенина на материале стихотворений: «Темна ноченька, не спится…», «Голубая кофта», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «И. Д. Рудинскому», «Я помню, любимая, помню …», «Троицыно утро, утренний канон…», «Синий май. Заревая теплынь», «Прощай Баку! Тебя я не увижу», «Восход солнца», «Еду. Тихо. Слышны звоны …». Наш выбор не случаен, поскольку рассматриваемые труды, относятся к 1911, 1912, 1914 и 1925 годам. Поэтому мы сумеем раскрыть суть выразительных средств в диахронном аспекте.

В первую очередь мы анализируем стихотворения, относящиеся к 1911 году: «Темна ноченька, не спится…», «И. Д. Рудинскому», «Восход солнца». Их объединяет любовь ко всему живому, к жизни, к родине. На такой лад поэта особенно настраивает окружающая природа («темная ноченька», «зарница с распоясанным пояском», «берёза-свечка», «лес зелёный», «шелковые купыри», «солнца луч золотой», «зорька красная», «небо тёмно-голубое», «земля», «голубые небеса».

Следует отметить, что в стихотворении представляются стилистические фигуры: риторическое обращение («выходи, моё сердечко»), градация («залюбуюсь, загляжусь ли»), однородные члены предложения («в терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри …»; «залюбуюсь, загляжусь ли»), инверсия («Темна ноченька, не спится, выйду к речке на лужок»; «Распоясала зарница в пенных струях поясок»; «На бугре береза-свечка в лунных перьях серебра»; «Выходи, мое сердечко, слушать песни гусляра»; «В терем темный, в лес зеленый, на шелковы купыри, уведу тебя под склоны вплоть до маковой зари»).

Стихотворение «И. Д. Рудинскому» посвящается епархиальному наблюдателю Рудинскому. Автор выражает благодарность ему. Поскольку после встречи с Рудинским «на душе тепло и светло», только любовь «и надежда в груди».

Автор подчёркивает, какой отзвук похвала вызвала в его душе, с помощью эпитетов («луч золотой», «грядущих дней», «указанный путь»), олицетворения («солнца луч … бросил искру свою и … согрел душу мою», «надежда … затаилась», «озарил …свет», «оживил … луч», «не волнуется грудь», «оживило тепло»), сравнение («Загорелася кровь жарче дня и огня»), метафоры («светло и тепло на душе», «чувства полны добра»), разговорная лексика («загорелася»).

Автор уделяет внимание и стилистическим приёмам, но в меньшей степени: многосоюзие («и светло и тепло», «и от мук и тревог», инверсия («Солнца луч золотой бросил искру свою и своей теплотой согрел душу мою»; «И надежда в груди затаилась моей; что-то жду впереди от грядущих я дней»; «Озарил меня свет»; «И чего во мне нет»; «И светло и тепло на душе у меня»; «Оживил меня луч теплотою своей»; «Я с любовью иду на указанный путь, и от мук и тревог не волнуется грудь»).

Стихотворение «Восход солнца» отражает идею появления света, дня на земле. Автор поэтапно описывает процесс «зарождения» солнца: «загорается зорька», «появляется золотая полоса», «отражается свет в небе» и от «лучей рассыпаются новые в ответ», и вот «освещают землю лучи», а «небеса расстилаются вокруг».

Описывается «появление солнца» благодаря использованию олицетворений («загорелась зорька», «лучи отразили … и рассыпались», «небеса расстилаются», «полоса явилася»), эпитетов («зорька красная», «небо тёмно-голубое», «полоса ясная», «блеск золотой», «лучи новые», «лучи ярко-золотые», «небеса голубые», «полоса ясная»), разговорной лексики («явилася»), экспрессивной лексики («зорька», «солнышка»), книжной лексики («расстилаться»).

Также встречается цветовая лексика («зорька красная», «небо тёмно-голубое», «блеск золотой», «лучи ярко-золотые», «небеса голубые»). Красный – символ юга, пламени и жары. Голубой символизирует высоту и глубину, совершенство и мир. Золотой цвет божественности и святости.

Мы можем выявить синтаксические конструкции: рефрен («Лучи …»),инверсию («Загорелась зорька красная …»; «Лучи солнышка высоко отразили в небе свет»; «И рассыпались далеко от них новые в ответ»; «Лучи ярко-золотые осветили землю вдруг»; «Небеса уж голубые расстилаются вокруг»), параллелизм («Загорелась зорька красная/ В небе темно-голубом,/ Полоса явилася ясная/ В своем блеске золотом»).

Далее мы рассмотрим выразительные средства в стихотворении 1912 года «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…». Поэтический мир более сложный. В стихотворении предстают библейские образы и христианские мотивы. Такие как «кто – то помолился: «Господи Исусе», «курятся туманы», «закадили дымом», «в сердце почивают тишина и мощи». Автор сравнивает ель с копьями, которые «уперлися в небо». Природа оживает у Есенина («задымился вечер», «полыхают зори», «курятся туманы», «ели уперлися в небо», «закадили … рощи», «почивают тишина и мощи», «вьются паутины»). Не следует забывать об эпитетах, которые играют одну важную роль – образно-описательную («резное окошко», «занавес багряный», «золотая поветь», «затворённая клеть», «лесная поляна»). Также в стихотворении представлены: обиходно – бытовая лексика («кот», «брус», «окошко», «занавес», «мышь», «копны хлеба», «копья»), диалектизмы («поветь», «свясло», «клеть», архаизмы («почивать», «скрестись»), разговорная лексика («упереться»).

Следующим периодом в творчестве С. А. Есенина выступает 1914 год. К нему мы относим стихотворения: «Троицыно утро, утренний канон…», «Еду. Тихо. Слышны звоны …». Этот этап предстаёт сложным и противоречивым. Наряду с Богом и его слугами («Троицыно утро, утренний канон…») небесными и земными действует возможная «нечисть»: лесная, водяная и домашняя ((«Троицыно утро, утренний канон…»).

Так, в стихотворении «Троицыно утро, утренний канон…» автор описывает утро в день Святой Троицы, когда в роще «слышен белый перезвон», когда «тянется деревня с праздничного сна». Это время перелома в жизни лирического героя («похороним вместе молодость мою»).

Лиричность передаётся с помощью тропов: эпитетов («утренний канон», «белый перезвон», «праздничный сон», «хмельная весна», «резные окошка»), метафор («похоронить …молодость»; «благовест ветра», «плакать на цветы»), экспрессивной лексики: «берёзки», «окошки», «птахи»), метонимии («тянется деревняс праздничного сна …» (жители деревни)).

Стихотворение пронизано как церковной («Троицыно утро», «канон», «перезвон», «благовест», «обедня», «похоронить»), так и бытовой лексикой («деревня», «окошка», «ленты»).

Синтаксические фигуры представлены в виде рефрена («Троицыно утро, утренний канон …»; «В роще по березкам белый перезвон»); риторического обращения («Пойте в чаще, птахи …»); инверсии («В роще по березкам белый перезвон»; «Тянется деревня с праздничного сна, в благовесте ветра хмельная весна»; «Пойте в чаще, птахи, я вам подпою, похороним вместе молодость мою»).

Синтаксические фигуры выражаются благодаря применению автором парцелляции («Еду. Тихо. Слышны звоны под копытом на снегу»; «Скачет конь. Простору много. Сыплет снег и стелет шаль»); рефрена («словно …» инверсии («Слышны звоны под копытом на снегу»; « … Словно белою косынкой повязалася сосна»; «А под самою макушкой долбит дятел на суку»; «Скачет конь. Простору много»; «Сыплет снег и стелет шаль»).

С. А. Есенин использует цветовую лексику («серые вороны», «белая косынка»). Серый – символ грусти, тревоги, смутной мечтательности. Белый обозначает чистоту, целомудрие, свет, мудрость.

Заключительным этапом в нашей работе является анализ стихотворений «Голубая кофта», «Я помню, любимая, помню …», «Синий май. Заревая теплынь», «Прощай Баку! Тебя я не увижу» 1925 года. Автор стремится к гармонии, к осознанию самого себя.

Цветовая лексика символизирует искренность и нежность («голубая кофта», «синие глаза», «белые цветы»).

Передать внутренний мир лирического героя позволяют синтаксические фигуры: риторический вопрос («Крутит ли метель?»); лексические повторы («Никакой я правды милой не сказал. Милая спросила … Я ответил милой …»; «постелить постель»), парцелляция (« Голубая кофта. Синие глаза. Никакой я правды милой не сказал»); инверсия («Никакой я правды милой не сказал»; «Крутит ли метель? Затопить бы печку, постелить постель»; «Затопи ты печку, постели постель, у меня на сердце без тебя метель»).

«Синий май. Заревая теплынь» проникнуто грустью, одиночеством лирического героя («ничего не могу пожелать, все, как есть, без конца принимая»). Именно природа является средством отражения внутреннего состояния героя. Для этого используются эпитеты («синий май», «заревая теплынь», «липкий запах», «белая накидка» «деревянные крылья», «тонкие шторы», «взбалмошная луна», «кружевные узоры», «приятная память», «пенный пожар», «щемящее слово», «весёлый май», «отшумевшая жизнь», «голубая прохлада», метафоры («в деревянные крылья окна»; «тальянка весёлого мая»; «я с собой на досуге»), оксюморон («пенный пожар»), олицетворения («веет полынь», «спит черёмуха», «вяжет луна», «сад полыщет», «луна, напрягая все силы», «луна хочет»), сравнения («вся жизнь мне мила, как приятная память о друге»; «сад полышет, как пенный пожар»), неологизмы («прозвякнуть», «полыщет», «цветь»), бытовая лексика («кольцо», «калитка» «накидка», «окна», «рамы», «шторы», «пол», «горница», «тальянка»), разговорная лексика («теплынь», «взбалмошный», «гладь»), архаизмы («горница», «досуг», «отрада»).

Тропы наглядно изображают внутренний мир, настроение лирического героя: эпитеты («синь тюркская», «балаханский май», «песнь простая», «последний раз», «роза золотая», «сиреневый дым», «простое слово»), метафоры («в душе печаль, …в душе испуг», «сердце под рукой …больней и ближе», «чувствую сильней простое слово: друг»), гипербола («донесу … до могилы и волны Каспия, и балаханский май»), сравнения («донесу, как счастье до могилы и волны Каспия…»; «прощай, как песнь простая»; «голова его, как роза золотая»), олицетворения («хладеет кровь», «ослабевают силы»), неологизм («балаханский»).

Важно отметить синтаксические конструкции, используемые С. А. Есениным: однородные члены («теперь в душе печаль, теперь в душе испуг»; «хладеет кровь, ослабевают силы»); риторические восклицания (« Прощай, Баку!»; «Прощай, Баку! Синь тюркская, прощай!»; «Прощай, Баку! Прощай, как песнь простая!»); многосоюзие («И сердце под рукой теперь больней и ближе,И чувствую сильней простое слово: друг»; «Но донесу, как счастье, до могилы и волны Каспия, и балаханский май»); умолчание: («В последний раз я друга обниму. »); рефрен («Прощай, Баку!»); лексический повтор Прощай, Баку! Прощай …»; «теперь в душе печаль, теперь … и сердце под рукой теперьбольней и ближе…»); анафора («И сердце под рукой теперь больней и ближе, / и чувствую сильней простое слово: друг»); инверсия Тебя я не увижу»; «Теперь в душе печаль, теперь в душе испуг»; «И сердце под рукой теперь больней и ближе, и чувствую сильней простое слово: друг»; «Хладеет кровь, ослабевают силы»; «Но донесу, как счастье, до могилы и волны Каспия, и балаханский май»; «В последний раз я друга обниму. »; «Чтоб голова его, как роза золотая, кивала нежно мне в сиреневом дыму»).

На основе собранных нами дынных, мы составили графики, в которых отразили выразительные средства языка и частотность их употребления в стихотворениях С. А. Есенина.

Рис. 3. График использования лексических групп

Полученные результаты можно объяснить следующим образом. Выразительность речи в творчестве С. А. Есенина может создаваться как языковыми единицами лексических групп (экспрессивно-окрашенной лексикой, обиходно-бытовой лексикой, неологизмами и т.д.), если их умело, своеобразно использует автор, так и образными средствами языка (эпитетами, олицетворениями, метафорами, и т.д.), синтаксическими фигурами (инверсией, анафорой, обращениями и т. д.). Стоит отметить, что особое место в лирике С. Есенина занимает цветовая лексика, отражающая эмоции лирического героя, помогающая выявить основной замысел автора.

Литература

1. Плещенко Т.П.Стилистика и культуры речи: учеб. пособие / Т.П. Плещенко,

2. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. Поэмы / Слово о поэте Ю. В. Бондарева; Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Л. Прокушева. – М.: Сов. Россия: Современник, 1990. – 480 с., портр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *