какие стадии существуют при формировании двигательного навыка

Стадии формирования двигательных навыков

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка

При обучении технике спортивных движений формирование двигательных навыков всегда происходит на базе ранее выработанных организмом координаций, т.е. некоторые компоненты физического упражнения могут быть уже знакомы и представляют собой элементы ранее приобретенных навыков. Если необходимо усвоить сложную технику движения, компоненты которого в большей части являются новыми, обычно используются подготовительные упражнения и обучение по элементам, т.е. более простые координации.

В некоторых случаях уже выработанный и прочно закрепленный двигательный навык усложняет или даже препятствует формированию нового, особенно когда структура нового движения связана с переделкой старого навыка. Например, если при обучении фигурному катанию на коньках обра­зовать и закрепить навык вращения только в одну сторону, то это затруднит выработку навыка такого же вращения в противополож­ную сторону. Поэтому при обучении спортивным упражнениям важ­но сразу же формировать правильные движения, так как переделать прочно закрепленный неполноценный навык очень трудно и для этого требуется много времени.

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий (А.Н. Крестовников):

1) Стадия иррадиации-на первых этапах формирования двигательного навыка отмечается широкая иррадиация (рассеивание) возбуждения по различным зонам мозга, в результате чего возникает рассогласованность в деятельности двигательного аппарата и вегетативных систем:

а) активируется большое количество скелетных мышц с одновременным включением мышц-антагонистов, что приводит к нарушению координации движений (движения не четкие, скованные, много лишних движений);

б)значительно увеличиваются энерготраты;

в)усиливаютсявегетативные реакции (учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения).

В этой стадии корковый динамический стереотип еще не сформирован.

2) Стадия концентрации−на этой стадии иррадиация возбуждения сменяется концентрацией в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах.Впосторонних же зонах коры возбуждение подавляется дифференцировочным торможением. Это приводит к:

а) включению только необходимых мы­шечных групп в нужные моменты движения, в результате чего движения становятся более четкими и согласованными, устраняются лишние движения;

б)снижению энерготрат.

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва ус­тановившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу и вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

3) Стадия стабилизации и автоматизации-на этойстадии,в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях, повышается помехоустойчивость рабочей доми­нанты, появляется стабильность и надежность навыка,снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Внешние раздражения подкрепляют рабочую доминанту, боль­шая же часть посторонних афферентных импульсов не пропускается в ЦНС, что обеспечивает защиту сформирован­ных программ от случайных влияний и повышается надежность на­выков. Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения.

Выше перечисленные стадии формирования двигательного навыка не всегда могут следовать одна за другой− в некоторых случаях некоторые из них могут отсутствовать. Это зависит от:

а) степени сложности и мощности мышечной работы,

б) исходного состояния двигательного аппарата,

в) квалификации спортсмена и других факторов.

Например, обучение гимнастическим упражнениям у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастера спорта проходит по-разному, т.к. у последнего формирование двигательного навыка происходит без 1и 2 стадии.

Источник

Двигательные навыки

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка Игорь Могучев
Двигательные навыки

волнообразностъ как неравномерность формирования двигательного навыкаимеет следующие разновидности:

формирование навыка с «отрицательным ускорением»,

формирование навыка с «положительным ускорением»,

замедление в развитии навыка,

перенос двигательных навыков:

отрицательный перенос, или интерференция;

разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления.

Формирование двигательного навыка проходит три стадии.Эти физиологические закономерности представлены в такой последовательности: I стадия — иррадиация; II — специализация и III — стабилизация условно-рефлекторного акта.

I стадия формирования двигательного навыка — короткая по времени. Она направлена на создание первоначального умения. Для нее характерно широкое иррадиирование процесса возбуждения и недостаточное внутреннее торможение при ознакомлении ребенка с новым движением. Знакомясь с ним, ребенок испытывает неуверенность, у него появляются лишние движения, неточность их воспроизведения в пространстве и во времени, напряженность мускулатуры.

II стадия — более продолжительна по времени. Она характе

ризуется многократной повторяемостью движения, в результате

чего правильность разучиваемого движения постепенно улучшает

ся. Происходит уточнение отдельных двигательных рефлексов и всей

системы в целом. Она способствует развитию внутренних диффе

ренцированных торможений, ограничивающих распространение

процессов возбуждения, при этом повышается роль второй сиг

нальной нервной системы. На этой стадии ребенок проявляет боль

шую осознанность задач и своих собственных действий.

Образование двигательных навыков на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то, по прошествии времени, как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений. В коре головного мозга образуется система временных связей — динамический стереотип.

III стадия — стабилизация навыка, уточнение динамичес

кого стереотипа. Ребенок овладевает навыком. Его движения становятся экономичными, свободными, точными и раскованными.

Ребенок осознает двигательную задачу, творчески использует движение в игровой и жизненной ситуации. Он варьирует движение, переносит его в новые ситуации. Сформированный навык может служить предпосылкой для переноса его в похожее движение, является предпосылкой для освоения нового, более сложного навыка. Такой перенос определяется как положительный.

В отдельных случаях возможен отрицательный перенос (или интерференция навыков, т. е. их взаимовлияние, не способствующий овладению двигательным действием. Причинами интерференции навыков может быть прочность ранее образовавшихся временных связей и сохранение в новых действиях некоторых общих компонентов старых, мешающих различению своеобразия каждого из них.

На процесс овладения сложными двигательными актами могут оказать влияние врожденные автоматизмы. Так, врожденная перекрестная координация составляет основу лазания, ходьбы, бега и т. д. Унаследованные координации необходимо учитывать при подборе последовательности обучения.

Роль сознания и эмоций при обучении движениям При обучении ребенка движениям большое значение имеет воспитание в нем осознанного и эмоционального отношения к движению, создание у него мотивации, обеспечивающей целеустремленное выполнение упражнений, творческое его выполнение. Обучая движению, необходимо создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении этого движения, вызвать желание качественно выполнить его. При формировании двигательных навыков педагог учитывает индивидуальные типологические особенности нервной системы ребенка, подбирает методические приемы, обеспечивающие индивидуальное формирование навыка, психофизических качеств.

Успешность усвоения детьми знаний и двигательных навыков зависит от условий, в которых происходит обучение. Обучение двигательным действиям требует физического, а также интеллектуального и волевого напряжения. Создание эмоционально положительного отношения ребенка, спокойной обстановки при выполнении двигательного задания играет важную роль в решении обучающих задач. Ничто не должно отвлекать ребенка во время обучения. И об этом следует позаботиться педагогу.

Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков

Музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, пластичности, грациозности, красоте, четкости и координации движений. Движение, сливаясь с музыкой, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается музыкальность, умение через движения передавать характер музыки. Благодаря музыке действия ребенка совершенствуются, он выполняет их свободно, мягко, непринужденно.

Движения под музыку развивают слух, воспитывают временную ориентировку — способность усложнять свои движения в определенный промежуток времени в соответствии с метроритмическими изменениями музыкального произведения. А. В. Кенеман писала, что определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоционально-положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.

Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе «Коммуникативные навыки как способы дружбы в детском коллективе». Наверное, редко кто задаёт вопрос, зачем нужны друзья? Дружба нужна и.

Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей «Развиваем культурно-гигиенические навыки у детей» Подготовила: воспитатель первой категории Верхоломова И. В. Культурно-гигиенические навыки.

Консультация для родителей «Коммуникативные навыки» Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также.

Консультация «Культурно-гигиенические навыки и их значение в жизни ребенка» Культурно-гигиенические навыки, их значение в жизни ребёнка. В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,.

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыкаЛэпбук по теме «Культурно-гигиенические навыки для детей» Пояснительная записка Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыкаФотоотчет о воспитанниках психоневрологического интерната «Осваиваем житейские навыки» Осваиваем житейские навыки Ни для кого не секрет, что наши подопечные лишены полного практического набора бытовых навыков. Для успешной.

План семинара-практикума для родителей «Навыки позитивного родительства» План семинара-практикума для родителей Тема: «Навыки позитивного родительства». Цель: 1. Расширить знания родителей по вопросам воспитания.

Практические навыки постановки звуков [Р] и [Л] Зачастую, если у ребенка нет хронических заболеваний, патологий развития органов речевого аппарата (языка, мягкого и твердого неба, губ,.

какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Смотреть картинку какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Картинка про какие стадии существуют при формировании двигательного навыка. Фото какие стадии существуют при формировании двигательного навыкаРекомендации для воспитателей и родителей воспитанников «Двигательные игры-разминки» Предлагаемые игры-разминки могут проводиться в помещении и на свежем воздухе,как в детском саду,так и в домашних условиях во время выполнения.

Источник

Стадии (фазы) формирования двигательного

Навыка

Становление двигательного навыка проходит через несколько стадий, или фаз.

В первой стадии (генерализации) отмечается иррадиация нервных процессов с генерализацией ответных реакций и вовлечение в ра­боту лишних мышц. На этой стадии начинается объединение от­дельных частных действий в целостный акт. Движение выглядит несовершенным, эффективность спортивной деятельности на данном этапе невелика.

Во второй стадии наблюдаются концентрация нервных процессов, улучшение координации, устранение излишнего мышечного напряжения и более высокая степень совершенства внешнего проявления стере­отипности движений.

В третьей стадии навык стабили­зируется и еще более совершенствуются координация и авто­матизация движений.

В ряде случаев некоторые из стадий могут отсутствовать. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, квалификацией спортсмена и др. Уже говорилось, что новые слож­ные движения всегда формируются на фоне сложившихся коорди­нации. Вследствие этого обучение, например, гимнастическим упражнениям будет проходить совершенно различно у новичков, спортсменов средней квалификации и у мастеров спорта. Так, у высококвалифицированных спортсменов благодаря приобретен­ным ранее навыкам и способности к экстраполяции обучение упражнениям может протекать без первой и даже второй стадии.

Нужно подчеркнуть особое значение вопроса о произвольности и автоматизации управления. В психологии спорта (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни) этот вопрос решается следующим образом: двигательные навыки в целом управляются произвольно при очень значительном удельном весе автоматического управления множеством особенностей техники. Автоматизация рассматривается не как результат только ухода сторон движения от осознавания, а как совершенство, слаженность управления, позволяющие переключать внимание с самих движений на их результат, условия действия и др. Возможно осознание многих особенностей движения, если в этом возникает необходимость. Произвольность следует понимать в том же смысле, как её понимал ещё И.М. Сеченов: как способность воли «вызывать, прекращать, усиливать и ослаблять движение, и только степень её власти, по-видимому, крайне не различна». В спортивной деятельности необходимость сознательного анализа движений в процессе совершенствования чрезвычайно велика. Что же касается активного внимания и волевого усилия относительно деталей системы движений в соревновательной обстановке, то это решается в зависимости от множества условий. Отдельные факты расстройства системы при неумелом или несвоевременном переключении внимания на выполнение движений ещё вовсе не означает, что не следует контролировать автоматизированные движения. Именно у спортсменов высокой квалификации наиболее развита способность к самонаблюдению и самоконтролю без деавтоматизации движений.

В теории построения движений Н.А. Бернштейна автоматизация – это переключение управления движениями на более соответствующие задаче низовые уровни управления, уход из сферы сознания. По И.П. Павлову, временные связи замыкаются главным образом в коре головного мозга. При автоматизации имеет место не переключение управления с коры на подкорку, а упорядочение системы управления. Н.А. Бернштейн писал, что при автоматизации движений сознание разгружается лишь от второстепенных по смыслу деталей коррекционного управления движениями; ведущие же, т.е. главные на данный момент, смысловые коррекции никогда не уходят из поля сознания человека, они лишь переключаются с одного уровня регуляции движениями на другие в соответствии с тем, что в данный момент человек хочет контролировать. Поэтому при выполнении автоматизированных движений отчетливому осознаванию и осмыслению могут подвергаться как результат совершаемого действия, так и тактильно-мышечные и другие ощущения (но не в одинаковой степени в одно и то же время).

Чем проще действие, тем легче оно выпадает из-под смыслового контроля, который переключается на результат действия, на ситуацию и даже на другие действия (речевые, мыслительные). Чем сложнее действие и чем оно важнее для достижения цели (например, победы на соревновании), тем в большей степени оно находится под смысловым контролем

Устойчивость навыка и длительность его сохранения. Двига­тельные навыки, как и другие проявления временных связей, не­достаточно стабильные в начале образования, в дальнейшем ста­новятся все более и более стойкими. При этом чем они проще по своей структуре, тем прочнее. Навыки со сложнейшими координа­ционными отношениями менее стойки. Вследствие этого даже высококвалифицированному спортсмену трудно при повторениях сложных движений каждый раз показывать свои лучшие результа­ты. Если хотя бы один какой-то фактор, от которого зависит качест­венное выполнение упражнения, становится менее полноценным, результат снижается. К факторам, снижающим устойчивость навы­ка, относятся ухудшение общего состояния нервной системы (на­пример, при утомлении), развитие гипоксии, недостаточная адаптация при значительном изменении поясного времени, неуверенность в себе при сильных противниках и др. Существенное значение имеет тип нервной системы.

После прекращения систематической тренировки навык начинает утрачиваться. Но это имеет «различное выражение для разных его компонентов. Наиболее сложные двигательные компоненты мо­гут ухудшаться даже при перерывах в несколько дней. Еще больше они страдают при длительных перерывах (недели, месяцы). Поэто­му для достижения высоких результатов тренировка должна быть систематической, без длительных интервалов. Несложные компонен­ты навыка могут сохраняться месяцами, годами и десятилетиями. Например, человек, научившийся плавать, кататься на коньках или ездить на велосипеде, сохраняет эти навыки в упрощенном виде даже после весьма больших перерывов. Тем не менее, опыт выдающихся спортсменов свидетельствует о том, что у них довольно длительное время сохраняются и достаточно тонкие компоненты двигательного навыка.

Характеристика деятельности мышц при формировании двигательного навыка. Особенности деятельности мышц при формирова­нии двигательных навыков можно проследить по данным электромиографии при одновременной регистрации биопотенциалов не-. скольких мышц. В начальных стадиях формирования спортивного навыка биопотенциалы регистрируются не только в тех мышцах, которые необходимы для осуществления данного двигательного акта, но и в ряде «лишних» мышц. Это связано с явлениями иррадиации в нервных центрах. По мере закрепления навыка происходит ограничение иррадиации, а при полностью сформированном навыке она наблюдается только в необычных условиях, например при действии сильных посторонних раздражителей, при утомлении.

В результате совершенствования навыка в циклических движениях изменяется длительность периодов активно­сти мышц. В начальных стадиях формирования навыка элек­трическая активность соответствующих мышц наблюдается не толь­ко во время активных фаз движения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем электромиографические залпы стано­вятся короткими.

В процессе формирования навыка происходит изменение взаимоотношений между мышцами-антагониста­ми. В начале обучения может наблюдаться их одновременная биоэлектрическая активность, при относительно медленных движениях обнаруживается реципрокность между ними, и биоэлектрическая активность начинает возникать поочередно. Однако даже при сформированном навыке реципрокность может быть выражена не полностью, проявляясь лишь в снижении активности антагониста во время сокращения агониста. При этом чем быстрее темп движе­ний, тем больше биоэлектрическая активность агониста сочетается с одновременной активностью антагониста.

В ряде случаев одновременная деятельность мышц-антагонистов представляет собой выражение особой формы координации, наблюдающейся при высокой степени совершенства данного дви­гательного навыка. В частности, это имеет место при медленных движениях, требующих плавного перемещения звеньев тела, например при спуске курка у стрелков.

В связи с этим в картине биоэлектрической активности у спорт­сменов одинаковой квалификации наряду с общими чертами могут быть и существенные различия.

Обратные связи и их роль в формировании и совершенствовании техники движений.В сложном нервном механизме формирования двигательных актов и управления ими важное место принадлежит информации, получаемой из внешней среды и от различных частей тела и систем организма.

Нервная система, вызывая через пусковые двигательные и вегетативные нервы какую-либо деятельность, бла­годаря наличию обратных связей сразу же начинает получать от управляемых органов (мышц, сердечно-сосудистой системы и т, д.), а также из внешней среды информацию о совершившемся действии. Сигналы обратных связей, являясь важнейшим фактором корреляции движений, поступают в ЦНС через органы чувств и поэтому называются также сенсорными коррекциями (Н. А. Бернштейн).

Различают внутренние обратные связи, которые сигнализируют о характере работы мышц, сердца и других систем организма, и внешние, несущие информацию о деятельности из внешней среды (точность метания, направление движения мяча в футболе, изменение положения тела противника в борьбе и т.д.),

Внутренние обратные связи при выполнении физических упражнений осуществляются преимущественно через двигательную (проприоцептивную), вестибулярную и интероцептивную сенсорные си­стемы, внешние — через зрительную, слуховую и тактильную.

Существенное значение для совершенствования техники движений имеет и так называемая сторонняя информация» получаемая от тренера и других, лиц в результате наблюдения за движениями. Помимо наблюдений в настоящее время широко ис­пользуется различного рода инструментальная техника, тензомет­рия, электромиография, цикло- или киносъемки, видеомагнитофон­ные записи и т. д., позволяющие оценивать пространственные и временные параметры двигательного акта. Особую ценность полученные данные имеют тогда, когда эта информация является «срочно и», т. е. используется для улучшения техники движения непосредственно во время выполнения упражнение или при последующих повторениях его (В. С. Фарфель).

Интеграция в ЦНС афферентных и других факторов, предшествующих программированию движения.Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграциейв ЦНС афферентных и других факторов. П. К. Ано­хин выделяет четыре основных фактора: 1) мотивацию, 2) память, 3) обстановочную информацию и 4) пусковую информацию.

Наконец, существенное значение имеет пусковая направляю­щая, т. е. сигналы, какими в спорте являются выстрел, звук свистка, движение флажка, команда и др. Однако многие пусковые раз­дражители требующие ответных двигательных актов, весьма слож­ны; они представляют собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера. Это всегда сильно затрудняет афферент­ный синтез. Например, в разных видах единоборства и спортив­ных игр новые действия нужно’ начинать многократно. При этом начало и характер ответных движений определяются не каким-либо отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией, т. е. совокуп­ностью многих (в ряде случаев десятков и даже сотен) раздражи­телей. При выполнении разных физических упражнений использова­ние информации, получаемой из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности. При медленном выполнении двигательных актов обратные связи способствуют корригированию данного движения или какой-либо его фазы. При сложных многофазных движениях, которые выполняются быстро (например, гимнастических), обрат­ные связи играют меньшую роль в текущей коррекции в результате недостатка времени. Наконец, при очень кратковремен­ных движениях (в частности, баллистических — метаниях, брос­ках) обратные связи могут корригировать длительный акт только при его повторениях.

Программирование двигательного акта с учетом состояния исполнительных приборов. Интеграция таких факторов, как па­мять, обстановочная и пусковая информация и функциональное состояние центральных и периферических исполнительных прибо­ров, является основой для программирования сложных движений.

Экспериментальные исследования показали, что безусловные двигательные рефлексы могут полноценно осуществляться даже при отсутствии обратных связей. Прочно сформировавшиеся прос­тые условнорефлекторные движения также могут выполняться при выключении обратных связей, осуществляемых двигательной сен­сорной системой. Следовательно, ранее хорошо закрепленные программы дают возможность осуществлять такие движения без сенсорной коррекции. Но образование в этих условиях новых дви­жений чрезвычайно затруднено. Программы движений, характери­зующихся высокой степенью сложности и точности (к ним при­надлежат многие спортивные упражнения), без коррекции путем обратных связей полноценно осуществляться не могут. Следова­тельно, программирование постоянно сменяющих друг друга фаз сложных движений требует обязательной сигнализации в ЦНС о состоянии двигательного аппарата и различных вегетативных систем.

Программирование движений по своей трудности в разных видах спорта неодинаково. Это связано, во-первых, со степенью сложности двигательного акта, во-вторых — со степенью его новиз­ны, в-третьих — с длительностью времени для программирования. Если движение совершалось ранее многократно и навык уже хорошо освоен, то повторное программирование даже сложных двигательных актов (например, в гимнастике, при метаниях) со­вершается относительно легко. При новых же движениях, например в спортивных играх и единоборстве, процесс программирования более трудный. Это обусловлено необходимостью вследствие непре­рывного изменения обстановки осуществлять программирование, как и афферентный синтез, в течение весьма короткого времени, а также каждый раз в каком-то новом, варианте, поскольку дви­жения, как правило, не являются стандартными.

Эффективность выполнения движений требует соответствия двигательной программы функциональным возможностям мышц и обеспечивающих их работу вегетативных органов. Рассогласова­ние между программой и фактическим выполнением движения осо­бенно усиливается при изменении состояния периферических испол­нительных приборов (мышц, ССС и других систем организма). Функциональные же возможности периферических органов, в частности мышц, постоянно изменяются. Это требует своевременного поступления соответствующей информации в нерв­ные центры. Только тогда ЦНС может создать полно­ценную программу, обеспечивающую эффективное выполнение дви­гательных задач. В отдельных случаях недостаточная эффектив­ность выполнения упражнений может быть обусловлена несоответ­ствием программирования в ЦНС состоянию периферических аппа­ратов, в том числе мышц.

Лучшие результаты в таких упражнениях, как прыжки в высоту, поднятие тяжестей, достигаются, как правило, не при первом, а при повторном их выполнении. Это отчасти связано с тем, что во время решения начальных, более легких задач (при меньшей высоте, меньшем весе) ЦНС получает точную информацию о фактическом состоянии периферического мышечного аппарата.

3. Функциональная система (П.К.Анохин) как

нейродинамическая основа Двигательного

Рассматривая организацию и контроль движений, функционально-структурное единство различных уровней нервной системы и мускулатуры необходимо представлять, что отношения центра и периферии (моторного аппарата) организованы по типу функциональных систем (ФС) по П.К.Анохину.

ФС живых организмов – это самоорганизующиеся, саморегулирующиеся динамические организации, все компоненты которых взаимодействуют и взаимосодействуют достижению полезных для самой системы и организма в целом приспособительных результатов.

П.К.Анохин писал: “Ни одна организация, сколь обширной она не была по количеству составляющих ее элементов, не может быть названа самоуправляемой, саморегулируемой системой, если ее функционирование, т.е. взаимодействие частей этой организации, не заканчивается каким-либо полезным для системы результатом и если отсутствует обратная информация в управляющий центр о степени полезности этого результата. ”

Именно полезные приспособительные результаты, проявляющиеся на разных уровнях жизнедеятельности, начиная от метаболических реакций (обмен веществ в организме) в клетках и тканях и вплоть до поведенческой и психической деятельности человека, являются системообразующими факторами.

Динамика поведенческой деятельности строится дискретными “системоквантами” – от потребности к ее удовлетворению. Каждый “системоквант” деятельности включает формирование потребности, мотивацию, программирование деятельности, поведение, направленное на достижение этапных и конечных результатов и постоянную оценку полученных результатов с помощью обратных связей. При достижении потребных результатов поступающая в мозг обратная афферентация формирует на его структурах информационные отпечатки параметров результатов. Эти следы памяти – энграммы – при последующем очередном возникновении соответствующей потребности опережающе возбуждаются доминирующей мотивацией. В результате на структурах акцептора результата действия на информационной основе строятся функциональные системы психического уровня организации.

Выделяют два типа ФС.

1. Функциональные системы первого типа обеспечивают постоянство определенных констант внутренней среды за счет системы саморегуляции, звенья которой не выходят за пределы самого организма. Примером может служить функциональная система поддержания постоянства кровяного давления, температуры тела и т.п. Такая система с помощью разнообразных механизмов автоматически компенсирует возникающие сдвиги во внутренней среде.

2. Функциональные системы второго типа используют внешнее звено саморегуляции. Они обеспечивают приспособительный эффект благодаря выходу за пределы организма через связь с внешним миром, через изменения поведения. Именно функциональные системы второго типа лежат в основе различных поведенческих актов, различных типов поведения.

Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из следующих последовательно сменяющих друг друга стадий:

— акцептор результатов действия,

— формирование действия, и, наконец,

— оценка достигнутого результата.

Поведенческий акт любой степени сложности начинается со стадии афферентного синтеза. Возбуждение, вызванное внешним стимулом вступает во взаимодействие с другими афферентными возбуждениями, имеющими иной функциональный смысл. Головной мозг непрерывно обрабатывает все сигналы, поступающие по многочисленным сенсорным каналам. В результате синтеза этих афферентных возбуждений создаются условия для реализации определенного целенаправленного поведения. Содержание афферентного синтеза определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации.

Мотивационное возбуждение появляется в ЦНС как результат той или другой витальной, социальной или идеальной потребности. Роль мотивационного возбуждения в формировании афферентного синтеза определяется тем, что любая поступающая информация соотносится с доминирующим в данный момент мотивационным возбуждением. В качестве полезного результата определенного поведенческого акта выступает удовлетворение потребности, т.е. снижение уровня мотивации. Нейрофизиологической основой мотивационного возбуждения является избирательная активация различных нервных структур, создаваемая прежде всего лимбической и ретикулярной системами мозга. На уровне коры мотивационное возбуждение представлено специфическим паттерном возбуждения.

Обстановочная афферентация включает не только возбуждение от стационарной обстановки, но и ту последовательность афферентных возбуждений, которая ассоциируется с этой обстановкой. Обстановочная афферентация создает скрытое возбуждение, которое может быть выявлено, как только подействует пусковой раздражитель. Физиологический смысл пусковой афферентации состоит в том, что, выявляя скрытое возбуждение, создаваемое обстановочной афферентацией, она приурочивает его к определенным моментам времени, наиболее целесообразным с точки зрения самого поведения.

Афферентный синтез включает также использование аппарата памяти. Очевидно, что функциональная роль пусковых и обстановочных раздражений в известной мере уже обусловлена прошлым опытом организма. Это и видовая память, и индивидуальная, приобретенная в результате обучения. На стадии афферентного синтеза из памяти извлекаются и используются именно те фрагменты прошлого опыта, которые полезны, нужны для будущего поведения.

Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется так называемая интеграция или готовность к определенному поведению. Но, чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей.

Пусковая афферентация – последний компонент афферентного синтеза.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность поведения. Стадия принятия решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта – формирование аппарата акцептора результатов действия (АРД). Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.

Предполагается, чтоАРД представлен сетью вставочных нейронов, охваченных кольцевым взаимодействием. Возбуждение, попав в эту сеть, длительное время продолжает в ней циркулировать. Благодаря этому механизму достигается продолжительное удержание цели как основного регулятора поведения.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта – стадия программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется.

Следующая стадия – это само выполнение программы поведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется. Благодаря аппарату АРД организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т.е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения, либо оно корректируется, либо оно прекращается как в случае достижения конечного результата.

Следовательно, если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует заготовленной информации, содержащейся в АРД, то поисковое поведение завершается. Соответствующая потребность удовлетворяется, развиваются положительные эмоции. В случае, когда результаты действия не совпадают с акцептором действия и возникает их рассогласование, появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. В результате этого заново перестраивается афферентный синтез, принимается новое решение, создается новый АРД и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать свойствам нового акцептора действия. И тогда поведенческий акт завершается последней санкционирующей стадией – удовлетворением потребности. После этого ФС распадается.

4. Значение теории двигательного навыка для

Очевидно, что без серьезного теоретического обоснования вопросов, связанных с механизмами, лежащими в основе обучения, следовательно и формирования двигательного навыка, в настоящее время невозможно дальнейшее повышение спортивных результатов. При этом существенное значение должен иметь системный подход, в частности использование теории функциональных систем П.К.Анохина.

Важно, что согласно теории функциональных систем П.К. Анохина поведенческий акт определяется конкретным результатом, на достижение которого этот акт направлен. Но результатом, выраженным не золотой медалью или поднятой тонной груза, а совершенно определенными количественными характеристиками тех действий, которые в целом составляют специфическую деятельность спортсмена, потребную для достижения запланированного результата. В последние 10-15 лет при моделировании особое внимание уделяется расчету потребных количественных характеристик предстоящей деятельности спортсмена. Например, выдающаяся бегунья Нелли Куман выиграла практически все зимние чемпионаты, но ни разу не выиграла сколько-нибудь крупных соревнований летом. И происходило это, вероятнее всего, в первую очередь потому, что в подготовке она применяла в основном бег на отрезках 20-40 м, где действительно относительно легко можно развить и удержать наивысшую скорость бега (здесь логика спортсменки понятна). Этого хватало, чтобы быстро пробежать 60 м, но оказывалось явно недостаточно для быстрого бега на 100 м. Оказывалось, что формируемый с помощью определенной системы упражнений двигательный и функциональный потенциалы не согласовывались с целью деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *