какие станции метро были переименованы в москве
18 станций московского метро, менявших названия
В московском метро почти 200 станций, и 18 из них меняли свои названия, а некоторые и не один раз. Рассказываем, как и почему.
Станция, переименованная четыре раза: «Охотный ряд»
При открытии станция получила название «Охотный ряд» – так назывался один из московских торговых рядов XII века. В 1955 году ее переименовали в честь советского государственного деятеля Л. М. Кагановича назвали станцией «Имени Кагановича». Через два года, когда Каганович оказался в числе участников так называемой антипартийной группы, станции вернули прежнее название «Охотный ряд». В 1961 году оно было изменено на «Проспект Маркса». С 1990 года станция вновь носит название «Охотный ряд».
Станция, переименованная три раза: «Александровский сад»
Соседняя станция первоначально была названа «Улица Коминтерна», затем долгие годы носила название «Калининская». В 1990 году была переименована в «Воздвиженку» − по названию ближайшей улицы. И уж только потом – в «Александровский сад».
Станции, переименованные дважды:
«Партизанская»
При открытии в 1944 году станция называлась «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1963 году она была переименована в «Измайловский парк», а 2005 года именуется «Партизанской». При последнем переименовании столичные власти рассказали, что основанием для такого выбора стало оформление станции скульптурами и барельефами на тему Великой Отечественной войны, а также тот факт, что в парке по традиции встречаются ветераны партизанского движения.
«Алексеевская»
Станция открыта в 1958 году под названием «Мир». В 1966 году название сменили на «Щербаковскую» в честь советского партийного деятеля А. С. Щербакова. В 1990 году на схемах метро появилось название «Ново-Алексеевская», а с ноября того же года станция носит название «Алексеевская». Почему? Просто когда-то здесь было село Алексеевское, а потом оно стало частью Москвы.
Таким образом, главными причинами переименований были либо переоценка исторической роли лица, в честь которого названа станция, либо желание дать станции название той части города, в которой она расположена. Бывало так, что менялось название одноименного района – тогда менялось и название станции. Местности могли вернуть ее историческое название. Бывало и так, что масштабный проект, в честь которого назвали станцию, не был реализован, и станцию переименовывали.
Переоценка роли личности в истории
«Улица Подбельского» − «Бульвар Рокоссовского»
«Сталинская» − «Семеновская»
«Кировская» − «Чистые пруды»
«Площадь Ногина» − «Китай-город»
«Дзержинская» − «Лубянка»
«Ждановская» − «Выхино»
«Завод имени Сталина» − «Автозаводская»
Возвращение исторического названия
«Площадь Свердлова» − «Театральная»
«Лермонтовская» − «Красные ворота»
«Горьковская» − «Тверская»
«Битцевский парк» − «Новоясеневская»
«Ленино» − «Царицыно»
«Колхозная» − «Сухаревская»
Отмена строительства большого проекта
«Дворец Советов» − «Кропоткинская»
Зачем в Москве переименовывали станции метро?
Охотный ряд в разные годы.. и с разными названиями.
TASS; Public Domain
Из 275 станций московского метро 28 меняли свои названия, причем некоторые по несколько раз. По большей части, это станции первой очереди, открытые в 1935 году.
Политика топонимики
Олег Власов/ТАСС;Konstantin Kokoshkin/Russian Look
До 1957 года станция Кропоткинская называлась Дворцом советов. В этом районе планировалось построить самую грандиозную сталинскую «высотку» на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Проект, однако, так и не был осуществлен, а после смерти Сталина станция получила название по находящейся наверху Кропоткинской улице.
«Дворец Советов» метро имени Кагановича. 1935 год.
Основной же причиной смены названий была, конечно, политика. Изначально сам метрополитен носил имя Лазаря Кагановича, сподвижника Иосифа Сталина. Тот руководил строительством первой линии и в целом занимался составлением генерального плана по реконструкции Москвы как «столицы пролетариата».
В 1955 году во времена правления Никиты Хрущева и развенчания «культа личности» Сталина московскому метро было присвоено имя Владимира Ленина.
Кропоткинская станция метро имени Ленина.
На новых станциях метро, открытых после распада СССР, пишут просто «Московский метрополитен», хотя официально принадлежность к Ленину не отменяли.
Станция Зябликово. На входе уже нет отсылки к Ленину.
Станции, которые носили имена соратников Сталина, также во времена Хрущева сменили свои названия. Кроме того, некоторые станции были названы в честь района или улицы, и если у той менялось название, то приходилось переименовывать и станцию.
Так, до 1961 года в Москве была станция Сталинская с пятиметровой скульптурой вождя. Теперь это Семеновская.
Сталинская и Семеновская в разное время.
Грановский Н. С.; Nikolai Galkin/TASS
При этом некоторые станции сохранили советские названия, например, Марксистская и Кропоткинская, хотя их тоже планировали переименовать.
В 2015 году власти города впервые вынесли на общественное обсуждение вопрос о переименовании станции. Речь шла о Войковской, названной по имени революционера Петра Войкова. В итоге жители города проголосовали против смены названия, но не из-за симпатии к его личности, а потому, что привыкли именно к такому названию.
Какие станции меняли названия чаще других?
Рекордсменом по числу переименований стала станций Охотный ряд, открытая в 1935 году на месте торговых рядов. Когда метро переименовали в честь Ленина в 1955, в качестве компенсации именем Кагановича назвали эту станцию метро.
Охотный ряд, 1954 и Проспект Марса, 1986.
TASS; Рыжков/Московский рабочий, 1954
Просуществовало такое название всего два года, когда в 1957 году партийный деятель попал в опалу к Хрущеву. Станции вернули прежнее название. А вот в 1961 году ее вновь переименовали- уже в честь только построенного неподалеку Проспекта Маркса. В 1990 вместо проспекта вернули исторические улицы Театральный проезд и Моховую, а станции вернули название Охотный ряд.
«Коминтерн» и «Щербаковская»: старые названия станций метро
Фото: ТАСС/ Виктор Великжанин
Станцию метро «Улица Подбельского» переименовали в «Бульвар Рокоссовского». M24.ru выяснило, какие еще станции меняли свои названия и почему.
Говорят, что Россия – это страна с непредсказуемым прошлым. Разумеется, Московский метрополитен, вот уже более полувека несущий на своих плечах львиную долю всей транспортной нагрузки в российской столице, не является исключением. В нем все время что-то переименовывают, да и сам он уже успел один раз сменить свое имя, а возможно, что и второй раз тоже не за горами. Но если метро все же переименуют, то случится это не во второй, а в третий раз.
Многим известно, что до 1955 года Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен был «имени Л.М. Кагановича», а после и до наших дней включительно стал «имени В.И. Ленина». А должен был называться в соответствии с духом времени – «имени И.В. Сталина», по крайней мере именно такой вариант был принят на собрании метростроевцев.
Понятно, что данная «инициатива снизу» на самом деле была спущена «сверху», то есть из Московского комитета ВКП(б). А помогал рабочим принять правильное решение отвечавший за метрострой парторг К.Ф. Старостин. Словом все было согласовано по всем инстанциям и никто, конечно же, не возражал – но тут воспротивился сам «виновник торжества».
До ЦК партии дошли слухи, что коллектив метро имеет желание присвоить метро имя товарища Сталина. Ввиду решительного несогласия Сталина с таким предложением и ввиду того, что Сталин столь же решительно настаивает на том, чтобы метро было присвоено имя товарища Кагановича, который прямо и непосредственно ведет успешную организационную и мобилизационную работу по строительству метро, ЦК ВКП(б) просит коллектив не принимать во внимание протестов и вынести решение о присвоении метро имени Л.М. Кагановича.
Ну а «имени В.И. Ленина» метрополитен стал, как уже было сказано, 29 ноября 1955 года. Между прочим, причину этого переименования не сообщает нам ни один справочник по истории метро и ни одна из известных биографий Кагановича. В большинстве случаев от читателя отделываются ничего не значащими фразами вроде «в связи с новыми веяниями в руководстве страны», так что о причинах остается только догадываться. Может быть, таким образом начинали тихой сапой бороться с «культом личности» еще до ХХ съезда – отказываясь от названий, связанных с именами еще живых и стоящих при власти начальников. А может просто Хрущев хотел таким образом подвинуть одного из легендарных сталинских наркомов, видя в нем соперника…
Сегодня то та, то другая партия или общественная организация периодически выступает с требованием «убрать имя вождя большевистского переворота Ленина с карты московского метрополитена» (построенного, к слову сказать, именно большевиками, в царские-то времена ни один проект так и не был реализован). И кто знает, что будет завтра, возможно, что в один прекрасный день, войдя в вагон, мы уткнемся глазами в схему «Московского метрополитена имени Николая Романова». В стране «непредсказуемого прошлого» еще и не такое бывает.
От бывших и возможных в будущем переименований московского метро в целом спустимся на уровень ниже – к названиям линий. Как правило, их меняли не по идеологическим причинам, а просто из-за того, что линии продлевали, появлялись новые станции и новые районы, с которыми они были связаны. Впрочем, из этого правила есть целых три исключения.
«Мосгорсправка»: Что делать жителям переименованной улицы
Еще более любопытная история вышла с «Александровским садом». В 1935 году, когда открывали московский метрополитен, Воздвиженку как раз переименовали в улицу Коминтерна. При этом станция какое-то время называлась просто «Коминтерн», правда неизвестно насколько это название было официальным, но в самой первой схеме московского метро, изданной в мае 1935 года, был указан именно такой вариант. Потом, видимо, все же решили, что топонимика будет поважнее идеологии, и сделали, как наверху «Улица Коминтерна».
Фото: ТАСС/ Олег Власов
В 1943 году Сталин распустил Коммунистический интернационал, который он всю жизнь откровенно недолюбливал и называл «лавочкой». 24 декабря 1946 года улица Коминтерна стала улицей Калинина, а станция метро – «Калининской». В 1963 году эта улица исчезла с лица Москвы, став частью Калининского проспекта. Ну а 5 ноября 1990 года грянули те самые «поповские» переименования и Калининский проспект «разобрали обратно» на Новый Арбат и Воздвиженку. Возник вопрос: «Как же быть со станцией метро?» Решили не прерывать традиции и назвали «Воздвиженкой». Это имя станция носила всего несколько дней (успели даже отпечатать новые схемы), а потом ее внезапно и по совершенно непонятным причинам переименовали в «Александровский сад». Зачем? А никто не знает, включая официальный сайт Московского метрополитена.
История переименований «Охотного ряда» более известна и, как ни странно, более логична. При Сталине станция так и называлась, а после его смерти, когда у Кагановича «отобрали» весь метрополитен, то взамен «подарили» ее в качестве своего рода компенсации.
Если бы кто-нибудь додумался провести в московском метро конкурс на самое уродливое и труднопроизносимое название, то станция «Имени Л.М. Кагановича», безусловно, заняла бы там одно из первых мест. Правда, носила она это имя всего два года – пока сам Каганович не «оскоромился» по-крупному с «антипартийной группой». Когда его сняли со всех постов и влепили «строгача с занесением» в личное дело, станцию переименовали обратно в «Охотный ряд». Тут бы и сказочке конец, но в 1961 году наверху произошло очередное административное слияние улиц: из Охотного ряда, Моховой и Театрального проезда сделали проспект Маркса. Чтобы закрепить новую топонимику в сознании москвичей, решили заодно назвать по-новому и станцию метро. Ну а в 1990 году ей снова вернули изначальное имя.
Взаимоотношения «Измайловской» с «Измайловским парком» больше похожи на анекдот. Согласно перспективной схеме 1957 года, «Измайловская» должна была называться «3-й Парковой». Перед открытием в 1961 году ее переименовали в «Измайловский парк», поскольку второй ее выход вел прямо в Измайловский лесопарк. Но в 1963 году ей устроили «обмен имен» с соседкой. А у той была своя, не менее веселая история…
Изначально станция «Измайловский парк» должна была носить имя «Стадион имени Сталина» (варианты – «Стадион народов», «Стадион СССР»), поскольку главный стадион страны начинали строить именно там, а не в Лужниках. Потом грянула война, и от нашего ответа берлинскому Olympiastadion осталась одна готовая трибуна, внушительные подземные сооружения и циклопические развалины, а станцию назвали «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина». В 1948 году решили, что Сталина на этой линии стало как-то слишком много («Семеновская» тогда называлась «Сталинская») и переименовали станцию в «Измайловскую». Ну а когда построили «Измайловский парк», то выяснилось, что у старой станции один из выходов расположен почти рядом с центральным входом в этот самый парк. Недолго думая, станции поменяли именами, из-за чего целых 42 года несколько поколений москвичей путались в них, как в трех соснах. Только в 2005 году при Лужкове навели наконец порядок и переименовали «Измайловский парк» в «Партизанскую», в связи с тем что именно в Измайловском парке каждое 9 мая встречаются ветераны партизанского движения.
Станцию «Алексеевскую» изначально так и хотели назвать – из-за села Алексеевское, которое располагалось в этом районе примерно с конца XIV века. Затем на перспективных схемах, нарисованных после 1958 года, ее стали обозначать «Щербаковской» в честь первого секретаря Московского обкома ВКП(б) 1938-1945 годов и партийного куратора при Максиме Горьком А.С. Щербакова. Но когда в 1958 году ее наконец открыли, то дали ей совершенно другое, красивое и в чем-то даже поэтическое имя – «Мир». А в 1966-м она все-таки стала «Щербаковской», поскольку находившийся через одну остановку в сторону центра «Ботанический сад» переименовали в «Проспект Мира». Кстати, название «Ботанический сад» вновь появилось на Калужско-Рижской линии 12 лет спустя, в 1978 году, и снова через одну остановку от «Алексеевской», правда, теперь уже в направлении из центра. А «Щербаковскую», как и многие другие «слишком советские» станции, переименовали уже при Попове – 5 ноября 1990 года.
Фото: ТАСС/ Олег Иванов
Или вот еще одна загадка из разряда «полное отсутствие логики»: площадь Красные Ворота называлась Лермонтовской с 1941 по 1992 год, а станция почему-то была переименована гораздо раньше – 25 августа 1986 года. Ни на какую «десоветизацию» не спишешь.
А вот причина недавнего переименования «Улицы Подбельского» хоть и похожа на идеологическую, но на самом деле таковой не является. Фактически мэрия и руководство метро просто решили привести ситуацию в соответствии с московским законодательством, согласно которому станции метрополитена нельзя называть именами людей, если им не соответствуют находящиеся наверху ближайшие топонимы. Улицы Подбельского нет в Москве уже лет 20 как, ее переименовали в «Ивантеевскую». А станцию в полном соответствии с текущей модой на все связанное с Великой Отечественной войной переименовали в «Бульвар Рокоссовсого», хотя от того бульвара до вестибюля станции расстояние чуть ли не в полкилометра.
Это, разумеется, далеко не все переименования, случившиеся в московском метрополитене за его почти 80-летнюю историю, а лишь самые интересные. В наши дни названия станций меняют в основном не из-за идеологических противоречий, а в силу сугубо утилитарных причин, как, например из «Делового центра» сделали «Выставочную» просто потому, что старое название понадобилось в другом месте для еще строящейся станции.
История московского метро в схемах и картах (52 фото)
Схема первого пускового участка с привязкой к карте Москвы 1935 года
Обратите внимание на названия ряда станций:
— вместо «Кропоткинской» обозначена станция «Дворец Советов» на месте взорванного Храма Христа Спасителя в 1931 года, где предполагалось возведение самого высокого здания в мире высотой в 415 метров для проведения заседаний Верховного Совета СССР, имевшего символ как кульминация высотного строительства страны Советов;
— «Дзержинская» на месте современной «Лубянки» до переименования в 1990 году. В 1935 года она ещё не имела центральный зал и представляла собой два параллельных перронных тоннеля, объединённых лишь небольшим залом при сходе с эскалатора. В ходе реконструкции в 1973-1975 гг. станция обрела центральный зал вместе с переходом на станцию «Кузнецкий мост» (в юго-западном торце «Лубянки» сохранился фрагмент первоначальной отделки станции).
— «Кировская» вместо современного названия станции «Чистые пруды» до переименования в 1990 году;
— «Коминтерн» вместо нынешнего «Александровского сада».
Предполагаемое строительство 2 очереди метро на карте генерального плана развития Москвы ещё в 1935 году. Станция «Киевская» нынешней Филёвской линии будет открыта в 1937 году. В 1938 году будет открыт участок от станции «Сокол» до «Площади Свердлова» (нынешняя «Театральная»). Станция «Тверская» (тогда ещё как «Горьковская») будет открыта лишь в 1979 году между «Театральной» и «Маяковской» без прекращения движения поездов.
Также мы видим продолжение линии от «Коминтерна» к открывшимся в 1938 году станциями «Площадь Революции», «Курской».
Схема метро 1937 года с открывшейся станцией «Киевская»
13 марта 1938 года была открыта вторая по хронологии линия метро — Арбатско-Покровская. Был построен участок «Улица Коминтерна» — «Курская» и соединён с ответвлением первой линии. Поезда проследовали по новой линии Московского метрополитена от станции «Киевская» до станции «Курская».
После попадания бомбы в тоннель мелкого заложения «Арбатская» — «Смоленская» в 1941 году стала очевидной незащищённость этого участка метро. После 1947 года было принято решение о замене этого участка новым, глубокого заложения. Поэтому к 1953 году был построен новый участок Арбатско-Покровской линии «Площадь Революции» — «Киевская», полностью дублировавший старый, при этом участок мелкого заложения «Калининская» (так называлась станция «Улица Коминтерна» с 1946 года) — «Киевская» был закрыт и открыт заново лишь в 1958 году в составе Филёвской линии.
Схемы линий 1940 года
На этой карте мы видим планируемый к постройке участок от «Площади Свердлова» к «Заводу им. Сталина» и от метро «Курская» до «Стадиона им. Сталина».
Второй участок будущей Замоскворецкой линии начал строиться незадолго до начала Великой Отечественной войны, которое прерывалось только осенью 1941 года при подходе гитлеровские войска к Москве. Однако уже в мае 1942 года работы возобновились, и 1 января 1943 года состоялось открытие участка (первоначально без станций «Новокузнецкая» и «Павелецкая», которые были открыты позже уже в составе действующей линии в ноябре того же года). Трассировка продлила путь вдоль Красной площади и под Москва-рекой в Замоскворечье, через Павелецкий вокзал и дошла до станции «Завод имени Сталина» (нынешняя «Автозаводская») рядом с находившимся заводом ЗИС (затем ЗИЛ).
Схема Большого подземного кольца Московского метрополитена [будущей Кольцевой линии метро] 1946 года
Первая очередь Кольца, открывшаяся в 1950 году, включала в себя такие станции, как «Парк культуры», «Калужская» (ныне «Октябрьская»), «Серпуховская» (ныне «Добрынинская»), «Павелецкая», «Таганская», «Курская». Второй участок Кольца, открывшийся в 1952 году, включал в себя «Комсомольскую», «Проспект мира» (на момент открытия «Ботанический сад»), «Новослободскую» и «Белорусскую». Последняя очередь замкнула Кольцо со станциями «Киевская», «Краснопресненская» в 1954 году.
В 1946 году станция «Коминтерн» будет переименована в «Калининскую».
Схема 1954 года, где Большое Кольцо ещё не замкнуто
Уже схема Московского метро им. Ленина 1957 года
когда уже откроется станция «Спортивная», «Фрунзенская». В 1958 году появятся уже утилитарные «Ботанический сад» (сейчас «Проспект мира»), «Рижская», «Щербаковская» (ныне «Алексеевская»),и ВСХВ (бывшая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, позже известная нам «Выставка достижений народного хозяйства»).
Кстати, на нынешней станции «Проспект мира» Кольцевой линии не обращали внимание, почему в оформлении станции присутствуют растительные и биологические мотивы в орнаменте? Это её первое название как отражение идей селекционера-самоучки И. Мичурина, который в 1 половине 1950-х гг. занимал ведущее положение в советской ботанике: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё- наша задача!»
Схемы линий от 1958 года
Станции «Александровский сад» (на тот период «Калининская»), «Арбатская» и «Смоленская» мелкого заложения (нынешней Филевской линии) были закрыты и использовались под склады до открытия Филевской линии от «Киевской».
Проектное название станции «Щербаковская» на Рижском радиусе изменено на официальную «Мир» в момент открытия.
Также мы здесь видим конкретные названия линий: Горьковско-Замоскворецкая, Кировско-Фрунзенская, Арбатско-Покровкая, Кольцевая линии (вместо 1,2,3 очередей).
Проекты переименований станций метро без политического подтекста
Какие станции Московского метрополитена успели переименовать с политических на исторические названия, а какие остались только на бумаге.
Ближе к концу 80-ых, всё чаще озвучивалась идея по переименованию нескольких станций московского метрополитена. Цель проекта — избавить метро от политического подтекста и присвоить станциям названия мест, рядом с которыми они находятся.
Времена меняются, меняются герои времени, и названия устаревают, а переименование стоит денег и нередко влечет за собой раскол в обществе. Наконец, такие названия не несут полезной информации и попросту дезориентируют пассажиров.
Не смотря на то, что предложенные названия были вполне логичны и даже более подходящие, вышеуказанный план был реализован лишь на половину. Одной из главных причин для отказа, стала тяжелая финансовая ситуация в начале 90-ых.
Какое, например, отношение к московскому метро, да и к городу вообще имел Войков — личность одиозная и к тому же запятнавшая себя страшными преступлениями?
Небольшой перечень станций, которые планировалось переименовать:
Также на плане указаны и старые названия станций, от которых к 90-ым годам успели отказаться:
Комментарий удален по просьбе пользователя
На моторе завод «союз»,
Парк культуры имени Горького,
А автозавод вообще имени Лихачёва!
Авиамоторная
Названа в честь улицы Авиамоторная, которую так назвали в 30-ых годах, в честь планирующегося на этом месте института авиации и моторостроения. т.е. улицу назвали в честь того, чего нет.
Парк Культуры
Им. Горького. Тут думаю понятно.
Сокол
Станция построена прямо в центре Всехсвятского села. По политическим причинам назвать так станцию было нельзя и решили назвать в честь кооперативного посёлка Сокол (основан 20-ых), которые находился дальше.
Автозаводская
Ну это в честь ЗИЛа, которого сейчас и вовсе нет.
Рязанский проспект
Названа в честь нынешнего шоссе, которое было сделано в 60-ых. Ну то есть назвали в честь творения советского народа.