какие стили кунфу существуют
Какие стили кунфу существуют
Приветствуем Вас в этом разделе. Это значит что вы интересуетесь внутренними стилями кунг фу. А возможно, вас, как и многих людей просто интересуют вопросы о кунг фу, в частности – что такое внутреннее направление кунг фу? Что означает управление энергией? И какая разница в занятиях так называемыми «внутренними техниками».
Первое что объединяет внутренние стили это огромная польза для здоровья. Люди, практикующие внутренние стили кунг фу намного более устойчивы к стрессам, к заболеваниям и обладают сильным характером, высокой духовной составляющей.
Все внутренние стили кунг фу являются стилями одной семьи. Это означает то, что конечная цель у них одинакова. В тренировочном процессе развитие необходимых качеств в теле и сознании достигается путем похожих тренировок и методов. Поиск и развитие внутренней силы является одним из самых важных элементов в тренировочном процессе внутреннего кунг фу.
Однако, несмотря на схожесть, существуют и серьезные различия в стилях. Прежде всего, эти различия видны в технике и стиле выполнения.
Тайцзицюань: «Кулак великого предела».
Тайцзицюань, парная работа
Тайцзицюань, что в переводе означает «Кулак великого предела», отличает необычайная мягкость и плавность движений. Усилие как будто перетекают из одной точки в другую. Движения в комплексах тайцзицюань медленные и округлые. Именно благодаря такому исполнению стиль Тайцзицюань приобрел огромную популярность. К примеру людям, не способным по каким либо причинам делать быстрые и сильные движения, медленное выполнение тайцзи дает возможность выполнять длинные комплексы и тренировать тело и дух. Поэтому сегодня Тайцзи во многом утратило составляющую боевого искусства и превратилось в оздоровительную гимнастику, которой могут пользоваться люди любого возраста.
Пожилой мужчина в стойке пу-бу
Но не дайте себя обмануть. Если Вы хотите практиковать Тайцзи, то приготовьтесь увидеть за внешней мягкостью и легкостью движений Мастера очень серьезную работу, требующую предельного сосредоточения тела и разума. Обманчиво мягкие формы Тайцзицюань наполнены мощной взрывной силой. В то же время, плавно текущая энергия Ци позволяет организму сохранять здоровье долгие годы.
Монах демонстрирует элемент из тайцзицюань
Синьицюань: «Кулак формы и воли»
Упорные тренировки позволяют добиться накопления Ци и ее свободного движения в теле по каналам. Множественные техники Нэй гун позволяют укрепить тело внутри, что очень благоприятно сказывается на внутренних органах. Практикующие Синьицюань имеют крепкое здоровье и сильное тело. Их разум спокоен и рассудителен. (Это позволяет развить Способность принимать качественные важные решения в кратчайшие сроки рассмотрев и проанализировав всю имеющуюся информацию, экстраполировав ее на многие возможные варианты событий. Изучение стиля очень подходит для людей, заинтересованных в укреплении здоровья и склонных к бизнесу.)
Багуачжан: «Ладонь восьми триграмм»
Максим Артишевский, руководитель школы Wudeschool
Одним из самых уникальных стилей не только среди внутреннего кунг фу, но и среди всех остальных видов является стиль Багуачжан. В переводе означает «Ладонь восьми триграмм».
Его часто называют самым эзотерическим или философским стилем. Багуа или 8 триграмм — это целая наука о мироздании. И связь между движениями в стиле Багуачжан также отражает эти знания.
Применение боевых приемов из багуачжан
Стиль Багуачжан совмещает в себе мощь и напористость Синьицюаня, а также мягкость и уступчивость Тацйзи. Но имеет и уникальные особенности. Одна из особенностей это уникальная методика шага и то, что движения выполняются непрерывно. Многие движения выполняются по кругу, использую специальный шаг «Тани бу». Выполнение многих специальных техник НэйГун также выполняется по кругу. Тренировки в Багуа быстро укрепляют тело и здоровье. Специальные круговые нэйгуны лучше всех других техник укрепляют и восстанавливают ноги. Эти техники Багуачжан применяются для лечения заболеваний суставов ног.
Боевой арсенал Багуачжан очень разнообразен. Широко применяются уходы с линии атаки, обманные движения. Выполнение таолу выглядит очень красиво и грациозно. Мастера двигаются по кругу вокруг воображаемого противника, выполняют различные уходы, атаки. Под необычными углами начинают многие техники, тело использует часто силу скручивания мышц и суставов. Но пусть Вас не вводит в заблуждение эта легкость, с которой Мастера двигаются. Любое атакующее и защитное движение наполнено колоссальной мощью, способной сломить любое сопротивление. За грацией и красотой скрывается огромная сила, наполненная объединением движения Ци, дыхания, работы мышц и формы.
Парная работа в багуачжан, отработка элементов циньна
Специфический шаг Танибу является прекрасной оздоровительной методикой. Непосредственно укрепляя коленные, голеностопные и тазобедренные суставы, тренируя мышцы и связки ног, эта техника благоприятным образом влияет на все тело. Специфические движения и скручивания в пояснице, правильная постановка рук и корпуса, хороший шаг регулируют движение Ци в теле, а медитативное состояние позволяет добиться спокойного и рассудительного сознания. Круговые техники в Багуачжан часто называют медитацией в движении. Эта техника позволяет в кратчайшие сроки открыть малый круг движения энергии.
Татьяна Ивашко, демонстрирует шаг тани бу
Но нужно четко представлять, что за результатами скрывается усердная и кропотливая работа, концентрация сознания и постоянство.
Как уже говорилось, все Эти стили — Тайцзицюань, Синьи и Багуа – стили одной семьи. Изучая любую технику мы неизменно придем к укреплению здоровья и повышению навыков в боевых искусствах. Но выбрав внутренний стиль следует помнить о том, что знания Мастеров скрыты в традициях. И лишь те, кто следует им, способны достигнуть самых лучших результатов.
Практическое применение традиционного кунг-фу
98 % людей имеют представление о кунг-фу, основанное на фильмах или Шаолинь-шоу, но это только внешняя, постановочная картинка, имеющая мало общего с реальными возможностями этого боевого искусства.
Кунг-фу — не спорт высших достижений, это вообще не спорт в традиционном представлении. В понятия «мастер спорта», например, по боксу и «мастер кунг-фу» вкладывается разный смысл. Мастер кунг-фу учит любить соперника, мастер спорта по боксу призывает к агрессии в поединке.
Кунг-фу вообще не используется для силовой, контактной борьбы, его задача укрепить тело и дух, дать здоровье и силы для практики и постижения философии ушу, продолжения традиции передачи знаний.
Если вы выбираете кунг-фу, чтобы уметь хорошо драться — поищите лучше другой способ научиться самообороне.
Бой для практикующего ушу это не способ показать свое превосходство или одержать эффектную победу. В обычной жизни бойца в реальной схватке можно увидеть только, если стоит вопрос жизни и смерти, и активное отражение атаки для него — единственный способ восстановить баланс добра и зла в мире.
В традиционных шаолиньских школах физическая победа над противником никогда не ставится в качестве цели обучения, элементы зрелищного поединка отсутствуют. Практикуется много такого, что кажется совсем не подходящим для самообороны. Внутреннее развитие требует времени, в отличие от внешних форм, которые при необходимости тренируются за несколько месяцев.
Природа ушу и 4 его составляющих
Принято считать, что обучение может считаться традиционным, если школа непременно делает акцент на четырех обязательных его составляющих. При обучении разъясняется важность каждого аспекта, постепенно ученик сам приходит к ответам на свои вопросы о цели занятий и применении ушу.
Зачем нужно шаолиньское кунг-фу в повседневной жизни
Упражнения построены так, что при правильной технике их выполнения:
Все проблемы физического состояния организма возникают из-за неправильного питания, нездорового образа жизни, сложных взаимоотношений в социуме, стрессов и агрессии.
Практикуя кунг-фу, вы постепенно восстанавливаете все аспекты ментального и физического здоровья, внутренний мир меняется в лучшую сторону.
Вы забудете о простудах, болях в суставах, депрессиях и неврозах, восстановите аппетит и спокойный здоровый сон. Организм научится исцелять себя сам.
Приобретете ясность мысли, остроту восприятия и покой в душе, сумеете со спокойным сознанием правильно оценить любую нестандартную жизненную ситуацию, принять ее или выйти победителем.
Кунг-Фу
Сам термин «кунг-фу» появился лишь в XX веке. Ни в одном из классических китайских текстов это название не встречается ни разу. Боевое искусство обозначались в китайских текстах как «у-и» и изредка как «у-шу».
Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.
В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства.
Постепенно на основе этих физических упражнений монахи разработали систему самообороны, чтобы защитить себя от бандитов и грабителей, которых в средневековом Китае было достаточно.
«Настоящее кунг-фу — это не просто боевое искусство…» (Вон Кью-Кит).
В настоящее время считается (прежде всего теми, кто так или иначе практикует кунг-фу), что кунг-фу — это не столько боевое искусство, сколько мировоззрение и образ жизни, позволяющие управлять своим здоровьем, раскрывать свои способности и добиваться благополучия в различных жизненных областях.
Стоит отметить, что сами понятия кунг-фу и ушу сейчас часто приравниваются и считаются одним и тем же. Однако, в настоящее время ушу является китайской спортивной гимнастикой с псевдобоями (танцами), в то время как кунг-фу остается традиционным видом китайских боевых искусств. В более древние времена эти понятия действительно означали одно и то же.
Есть мнение, что Каларипаятту, привезенное Чжэн Хэ из Индии в Китай, послужило основой для Ушу.
• Ву-шу, ву-ши, у-ши — неправильная транскрипция.
• Кун-фу (на кантонском наречии), Гун-фу (на официальном китайском) — буквально «работа над собой/тренировка», так же означает результат упорных тренировок, в Гонконге применяется для обозначения у-шу, используется также вариант кунг-фу.
• Го-шу — буквально «искусство страны/национальное искусство»; термин, использовавшийся для обозначения китайских боевых искусств во время Китайской республики, в настоящее время употребляется на Тайване.
• У-и — буквально «боевое искусство», старый термин времён императорского Китая.
• Цюань-фа (буквально «кулачные методы») или Цюань-шу (буквально «кулачное искусство») — один из разделов у-шу, иногда это слово используется как синоним всего у-шу. Что любопытно, те же самые иероглифы используются в слове кэмпо, являющемся японским прочтением названия цюань-фа, использующимся в сочетании кэмпо-каратэ для названия звериных стилей окинавского каратэ, происходящих от ушу.
В русском языке сложилась традиция определять термином «кунгфу» боевое искусство, а термином «ушу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кунгфу — это ушу, выполняемое в быстром темпе».
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
• Классификация по принципу «Север-Юг». Бытует мнение, что, якобы, для северных стилей характерны широкие, высокие позиции, большое количество ударов ногами, многочисленные перемещения, в то время как южные стили характеризуются низкими позициями, малоподвижностью, упором преимущественно на действия руками. Однако существует много стилей как на севере, так и на юге Китая, которые абсолютно не укладываются в эту схему.
• Классификация по трём центрам возникновения («Шаолинь, Удан, Эмэй»). Легенды утверждают, что, якобы, существует три центра возникновения стилей ушу: буддийский монастырь Суншань Шаолинь в провинции Хэбэй, комплекс даосских храмов в горах Удан в провинции Хубэй, и буддийские и даосские монастыри в горах Эмэй в провинции Сычуань. Однако в эту схему абсолютно не вписываются многочисленные стили, не происходящие ни из одного из этих трёх центров.
• Классификация по долинам трёх рек («Хуанхэ, Янцзы, Чжуцзян»). Эта классификация была создана в основанной в 1909 году в Шанхае Ассоциации «Цзинъу», впервые предпринявшей попытку систематического научного изучения ушу. Однако в данную схему не укладываются стили, распространённые в регионах, через которые ни одна из этих рек не протекает, да и само сведение стилей в группы выглядит довольно искусственным.
• Разбиение на стили, предпочитающие ведения боя на дальней дистанции — «чанцюань», и стили, предпочитающие ведение боя на короткой дистанции — «дуаньда» (短打). В эту схему не укладываются многочисленные стили, в которых бой ведут как на длинной, так и на короткой дистанции.
Ушу-таолу («комплексы ушу») — это вид спорта. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Саньда — свободный контактный поединок. Поединок проводится в полный контакт. Спортсмен облачен в защитную экипировку, включающую: шлем с защитой подбородка и висков, капу (загубник), боксерские перчатки (вес перчаток в зависимости от весовой категории участника), нагрудник (жилет), защиту от удара в пах. Возможно бинтование голени и бедер (по медицинским показаниям).
Туйшоу («толкающие руки») — тренировочное упражнение, применяемое в тайцзицюань для развития чувствительности. В соревнованиях по туйшоу спортсмены должны без использования захватов и ударов заставить противника выйти за пределы круга или упасть на землю.
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи. Современный вид эта борьба приняла во времена династии Цин, когда при императорском дворе существовал специальный батальон, предназначенный для борцовских соревнований на императорских пирах, в который отбирались лучшие борцы со всей маньчжурской армии. По традиционным правилам побеждает тот, кто в трёх схватках дважды свалил противника («схватка» — это борьба до тех пор, пока кто-нибудь не окажется на земле). Борцы одеты в жёсткие куртки с короткими рукавами, плотно прилегающие к телу, длинные штаны и обувь. Разрешены захваты за края рукавов, полы и воротники куртки, за пояс; можно хватать за ноги, но нельзя захватывать только штаны. При проведении бросков с использованием ног можно наносить удары ногами по ногам в зону от стопы до колена (исключительно).
Кунфу
Содержание
Определение
Ушу (武术) — это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. В разное время для этой же цели использовались разные термины — уи (武艺), гошу (国术) и т. п. — поэтому искать в написании какой-то глубокий философский смысл абсолютно неправильно.
Про названия
Кун-фу и у-шу
В русском языке сложилась традиция определять термином «кун-фу» боевое искусство, а термином «у-шу» — комплекс гимнастических упражнений; хотя они, по сути, составляют единую, целостную систему физического и духовного совершенствования. Согласно полушутливому определению, «кун-фу — это у-шу, выполняемое в быстром темпе».
Виды и стили
Существуют сотни стилей ушу. Исторически существовали следующие попытки классификации:
Спортивное ушу
Эти два ответвления можно отнести к спортивному ушу.
Ушу-таолу — это вид спорта, напоминающий художественную гимнастику. Участники соревнуются в выполнении комплексов движений, составленных из движений различных стилей ушу с добавлением акробатических элементов; оценки выставляются за сложность движений, чёткость их выполнений, театральность исполнения и т. п. Помимо соревнований по исполнению комплексов в одиночку, существуют также такие виды соревнований, как командное исполнение комплексов и постановочные поединки (дуйлянь).
Шуайцзяо — борьба, чьи истоки восходят к видам борьбы кочевых народов монгольской степи.
Традиционное ушу и цигун
Известные мастера ушу
Тан Хао является основателем современного научного изучения истории китайского ушу. Еще в 1920-х годах во время работы в Центральном институте гошу он начал писать статьи, всеми силами внедряя в ушу «научность». В 1930-х Тан Хао начал усердно изучать историю ушу, издал такие работы как «Тайцзицюань и нэйцзяцюань», «Исследования по Шаолинь и Удан», «Нэйцзяцюань», «Кулачный канон Ци Цзигуана», «Исследование литературы по китайским боевым искусствам». Благодаря систематическому исследованию истории ушу Тан Хао не только развеял ряд мифов, с давних времен затемнявших ситуацию, но и поднял новые вопросы. После Освобождения Тан Хао изучил марксизм, исторический материализм и диалектический материализм, и с помощью имеющихся в них методов достиг новых успехов. До сих пор достижения, достигнутые Тан Хао в изучении истории ушу и истории физической культуры в Китае считаются высочайшими.
Новые школы кэмпо, причисляющие себя к ушу
В 80 и 90 годы XX века, в последние годы существования СССР, появился ряд новых школ, официально относивших себя к ушу. Несмотря на то, что ряд мастеров традиционных школ называл (и называет) их самозванцами, тем не менее с Нейтральной Точки Зрения эти школы стоят упоминания. Тем более, что и в традиционном ушу существует немало самозванных школ, относящих себя к Шаолиню.
查拳
Чацюань
Чацюань является одним из самых популярных северных стилей китайского ушу.
Также источники упоминают такого соратника Ча Шанъи, как Хуа Цзунчжи. То, что тренировал Хуа Цзунчжи, называли, естественно, хуацюань 滑拳 («кулак Хуа Цзунчжи»), а так как эти тренировочные методы органично вошли в чацюань, то и сам стиль иногда называют чахуацюань 查滑拳 («кулак Ча-мира и Хуа Цзунчжи»).
世人莫看势法草,多踢多练妙无边;
能 测其中奥妙义,打开难关献绝技 。
Система комплексов без оружия:
Комплексы с оружием:
Чачуань настолько же эффективно применяется в реальном бою, насколько и эффектно смотрится со стороны. Все направление делится на десять основных частей:
1. Мать и сын.
2. Движения рук.
3. Порхающие удары ногами.
4. Процветание и мир.
5. Восточная половина ворот.
6. Засада.
7. Цветок сливы.
8. Продолженная атака.
9. Игра хвостом.
10. Скованные вместе.
Хунчуань наиболее широко распространено в провинциях Шаньси и Сычуань. Этот стиль, основанный легендарным шаолиньским монахом Хюэ Юанем во времена династии Юнь, назван по имени двух своих базовых комбинаций: Большой Хун и Малый Хун.
В китайском языке слово «хун», означающее красный», абсолютно созвучно другому слову, которое переводится как «великий» и одновременно является очень распространенной фамилией. Во времена династии Цин в Китае жил очень известный мастер боевых искусств направления Южный Шаолинь по имени Хун (Великий) Си-Гуань, который основал тогда же еще один стиль хунчуань, назвав его в честь самого себя. В китайском языке эти два слова и соответственно названия двух разных стилей пишутся совершенно различными иероглифами, однако при переводе на другие языки может возникнуть путаница, и потому всегда важно знать, о каком именно из стилей хунчуань идет речь. О южном хунчуань мы поговорим в следующей главе. А на рис. 3.4 изображен классический прием из северного хунчуань.
Баочуань, или пушечное кунг-фу, является очень древним стилем.
Гуачуань, или Цветочное кунг-фу, изобрел шаолиньский мастер боевых искусств Гань Фен-Ки во времена династии Цин. Этот стиль кунг-фу отличается резкими и короткими движениями, основу его техники составляют быстрые контратаки с большим количеством отвлекающих маневров. Цветочное кунг-фу — это стиль бойцов небольшой комплекции, которым приходится действовать против намного превосходящих их размерами и массой противников. В этом стиле гуачуань короткие боевые комбинации очень удачно сочетаются с длинными сериями образцово-показательных движений.
Китайское слово гуа (хуа), которое переводится как «цветок», произносится на высокой ноте. Дело в том, что существует еще один стиль кунг-фу под тем же названием, гуачуань, однако во втором случае гуа — это совсем другое слово, означающее «сущность», «исток» или «красота», которое произносится низким голосом. В китайском языке названия этих двух стилей и пишутся, и произносятся по-разному, однако при произношении и написании на европейских языках эта разница не чувствуется, и потому их можно перепутать.
Гуачуань, то есть кунг-фу Сущности, сочетает в себе основы дзин, ки и шен, трех фундаментальных сущностей кунг-фу, в одном едином стиле. Дзин означает внутреннюю силу, ки — внутреннюю энергию, а шен — силу разума. Философия гуачуань покоится на принципах Четырех атак, Восьми способов и Двенадцати форм.
Четыре атаки состоят из ударов руками, ударов ногами, толчков и бросков. Восемь способов — это кисти, глаза, туловище, ступни, физическая сила, внутренняя сила, внутренняя энергия и сила разума. Двенадцать форм означают двигаться, словно морская волна, быть непоколебимым, словно гора, ловким, словно обезьяна, прыгучим, как воробей, напористым, как петух, устойчивым, словно сосна, поворотливым, как колесо, прямым, как тетива лука, легким, как лист бамбука, тяжелым, словно железо, острым, как орлиный клюв и неуловимым, как ветер.
МАСТЕРА ЧАЦЮАНЬ
Хэ Чжэньцюань родился в 1913 году в уезде Гуаньсянь провинции Шаньдун, мусульманин. В детстве у Чжан Цивэя изучил чацюань. В 1920-х годах осел в провинции Шаньси и начал преподавать чацюань. В 1983 году принял участие в проходившем в Хух-Хото Фестивале ушу малых народностей. Председатель Тайюаньского общества по изучению чацюань, тренер по ушу городской мечети.
Ма Цзиньбяо (1881-1973) из Цзинани провинции Шаньдун, мусульманин. С детства полюбил боевые искусства, занимался у Бай Цзыцзина и Сай Хэхуна, позднее учился у Ян Хунсю, Чжан Чуншэна, Ша Чжэнцина. В 1928 году на лэйтай в Ханчжоу одним приемом победил тогдашнего чемпиона. В 1936 году, будучи преподавателем спортивного факультета Нанкинского Центрального университета, победил в фехтовании преподававшего на этом же факультете американца. Во время жизни в Нанкине также преподавал в Центральном институте гошу, других университетах и учебных заведениях. В 1940-х годах перебрался жить в Чанчжоу. В 1947 году помог коллеге с основанием в Шанхае Общества ушу «Цюньин». В 1953 году, после переезда в Шанхай, официально стал тренером Общества ушу «Цюньин». Позднее был вынужден покинуть город и остаток жизни провел в районе Чаннин.
Ли Лунбяо (1903-1989) по прозвищу Фэнчи, мусульманин из Цзинина провинции Шаньдун. С 1909 года начал изучать чацюань семьи Ли у своего отца Ли Эньцзюя. С 1913 года изучал тайцзицюань семьи У у У Цзяньцюаня, также изучал преподаваемое в Шанхайской Ассоциации Цзинъу ушу. В 16 лет получил выпускной диплом высшей категории Ассоциации Цзинъу. С 1921 года стал тренером Ассоциации Цзинъу. В 1931-1935 был командирован для преподавания в филиал Ассоциации Цзинъу в Гуанчжоу. В 1935-1947 годах преподавал в армии. В 1947 году вернулся в Шанхай и снова стал тренером в Ассоциации Цзинъу. После образования КНР работал в Шанхайской ассоциации ушу. В 1962 году вернулся в Цзинин. В 1982 году стал заместителем председателя Цзининской ассоциации ушу.
Фэн Сянжуй (1908-1990) из Цзяннина провинции Цзянсу. Изучал чацюань у Ло Шуцина. В 1936 году в составе шанхайской сборной участвовал в 6-й всекитайской олимпиаде.
ЯНЬЦИН, ОБМАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И СТИЛЬ ОБЕЗЬЯНЫ
Стиль яньцинчуань был разработан мастером кунг-фу по имени Янь-Цин, жившим во времена царствования династии Сун. Как гласит предание, однажды Янь-Цин, путешествуя по провинции Шань-си, повстречался в придорожной корчме со старым монахом, которого все в округе называли Полуночный святой, и с его удивительной дрессированной обезьяной. Старик принялся нарочно обращаться к своей обезьяне, как к Янь-Цину, а к Янь-Цину — словно к своей обезьяне, и вскоре его поведение привело к неизбежной ссоре. Однако Полуночный святой предложил Янь-Цину попробовать сначала сразиться с его обезьяной, а не с ним самим. И Янь-Цин, к своему стыду, ни разу не смог поймать и ударить дрессированную обезьяну, и потому попросил монаха взять его к себе в ученики. Поэтому техника стиля яньцинчуань основана на различных обманных приемах, копирующих движения обезьяны.
Еще одна легенда рассказывает, что как-то за Янь-Цинем по какой-то причине погнались императорские стражники. Но отпечатки его ног на снегу, по которым шли его преследователи, оказались настолько запутанными, что вскоре стража совсем
сбилась со следа и оставила свою затею. Вот почему некоторые направления яньцинчуань еще зовутся ми-дзун-йи, то есть «Искусство обманных движений». Наиболее популярен этот стиль в провинциях Шань-дун и Шаньси. Великолепным мастером ми-дзун-йи был легендарный китайский боец начала XX в. Гуо Юань-Жиэ, вместе с другими мастерами затем основавший Атлетическую ассоциацию Джин By, распространявшую искусство кунг-фу за пределами Китая.
Изначальный стиль Обезьяны, которым владел Полуночный святой, является одним из самых древних направлений кунг-фу. Археологические раскопки подтверждают тот факт, что стиль Обезьяны уже существовал в эпоху династии Хань. О нем также упоминает военачальник и теоретик военной науки эпохи династии Мин Чи Жи-Гуан в своем известном труде «Новая книга обучения».
Стиль Обезьяны отличается ловкой и молниеносной атакующей техникой и множеством обманных оборонительных приемов. Больше всего он подходит для людей маленькой комплекции; большой рост и вес в стиле Обезьяны считаются не достоинствами, а недостатками. Этот стиль широко изучается и как самостоятельное направление, и как составной элемент многих других, более общих школ кунг-фу. изображен типичный прием стиля Обезьяны.
РАЗЛИЧНЫЕ СТИЛИ ТАЙЦЗЫЧУАНЬ
В конце царствования императоров династии Сун в развитии китайских боевых искусств произошло очень значительное событие. Закончив обучение искусству кунг-фу в монастыре Шаолинь, на священную гору Вуданг вернулся даоский монах Зан Сань-Фен, дабы продолжить свои поиски тайны бессмертия.
Долгие годы в этой деревне искусство тайцзычуань передавалось от отца к сыну только членам рода Чень, вплоть до середины XIX в. Как гласит легенда, однажды в батраки к семье Чень нанялся молодой юноша по имени Ян Лу-Чань. Он был настолько увлечен боевыми искусствами, что ради возможности изучить тайцзычуань отказался от счастливой и богатой жизни в своей семье, несмотря на то что родители его считались весьма обеспеченными людьми. Украдкой он наблюдал за тренировками членов семьи Чень и потом по ночам тайно занимался сам. Так продолжалось много лет подряд.
Как дальше говорится в предании, в один прекрасный день в их деревне появился некий мастер единоборств, для того чтобы вызвать на бой главу рода Чень, старого Чень Чан-Сина. Поскольку тот был уже совсем дряхлым, вызов принял сын старика — и потерпел полное поражение. Пришлый мастер потребовал, чтобы к нему вышел сам Чень Чан-Син, однако юноша-батрак, пытаясь спасти честь своего хозяина, сказал тому, что старика нет дома. Однако мастер кунг-фу не отказался от своего намерения и стал возвращаться к их дому через каждые три дня, требуя, чтобы Чень Чан-Син вышел на бой. Наконец вызов вдруг принял юноша Ян Лу-Чань и, ко всеобщему изумлению, победил, восстановив славу стиля тай-цзы и рода Чень.
Лично мне вся эта история не нравится по двум причинам. Во-первых, ни один настоящий мастер единоборств, особенно приверженец внутренней школы, никогда не деградирует до такой степени, что уже совсем не сможет драться. И во-вторых, ни один мастер, а тем более глава целой родовой школы, никогда не опустится до вранья и не спрячется от врага, бросившего ему вызов, ни под каким предлогом. Тем более что, согласно легенде, пришлый мастер был настроен к семье Чень скорее дружественно, чем враждебно, и в случае его победы признание превосходства его боевого стиля не обернулось бы позором для деревни.
В те времена тайное изучение боевых искусств путем подсматривания за своим учителем считалось очень тяжким преступлением, караемым смертью. Однако, как и следовало ожидать, Чень Чан-Син совершенно простил Ян Лу-Чаня и принял его в свои ученики.
Позже Ян Лу-Чань много путешествовал по всему Китаю и постоянно совершенствовал свое искусство в дружеских схватках с мастерами разных стилей. Используя технику тайцзычуань, которой научил его Чень Чан-Син, он неизменно побеждал во всех боях, и вскоре у него появилось почетное прозвище Невидимый Ян. Закончив свои странствия, он поселился в Пекине, где открыл собственную школу.
Тайцзычуань стиля У разработал мастер У Ю-Сян, обучавшийся сначала у Ян Лу-Чаня, а затем у другого мастера школы Чень по имени Чень Жин-Пин. Среди множества направлений тайцзычуань существует и еще один стиль У, основанный мастером У чуань-Йо, учеником Яна Бань-Гоу — сына Невидимого Яна Лу-Чаня, который, в свою очередь, учился также и у У Ю-Сяна. Для европейца все это может показаться весьма запутанным, однако в китайском языке эти два «У» произносятся и пишутся абсолютно по-разному.
В самом начале XX в. знаменитый мастер «внутреннего» кунг-фу Сунь Лу-Тан, к своим 50 годам великолепно владевший стилями Багуа и Синьи, поступил в ученики к мастеру тайцзычуань по имени Гао Вей-Зень, бывшему в ту пору преемником в третьем поколении канонического наследия самого У Ю-Сяна. Через некоторое время Сунь Лу-Тан объединил искусства тай-цзы, Багуа и Синьи в одно единое направление, основав новый стиль «Сунь».
Таким образом, к началу нашего века в Китае существовало уже множество различных стилей и школ тайцзычуань. На сегодняшний день, помимо уже практически забытого классического направления Вуданг, созданного Зан Сань-Феном, наиболее древним стилем тайцзычуань считается стиль Чень. Однако наиболее широко распространенным и по-пулярным, особенно за пределами Китая, является стиль Ян. Тайцзычуань стиля Чень отличается относительно жесткой и стремительной техникой, и потому во многом напоминает классическое кунг-фу монастыря Шаолинь. Стиль Ян, наоборот, относительно мягок и «спокоен», и потому, для стороннего наблюдателя, может ассоциироваться скорее с изящным танцем, чем с боевым искусством.
Термин «тай-цзы», что означает «великий предел», относится к области даоских исследований тайн Космоса. Из всех основных стилей кунг-фу направление тайцзычуань наиболее тесно связано с основными доктринами даоской философии. Главным принципом стиля тай-цзы считается концепция инь-янь (на которой мы остановимся в следующей главе), и потому его обычно относят к так называемой «мягкой», то есть внутренней, школе. Определение «мягкой» школы не должно вводить нас в заблуждение: несмотря на кажущееся изящество и плавность движений, тайцзычуань может быть очень мощным в своем боевом аспекте. Как следует из его характеристики «внутреннего искусства», сила и мощь стиля тайцзычуань во многом зависят от правильной медитации и умения концентрировать потоки внутренней энергии организма.
МЯГКИЕ И ЖЕСТКИЕ, ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ШКОЛЫ
Как вы наверняка уже успели заметить, очень многие направления и стили кунг-фу зачастую относятся или к «жесткой», то есть внешней, или к «мягкой», то есть внутренней, школам. Кунг-фу монастыря Шаолинь, равно как и все его производные, принадлежат к жесткому, или внешнему, направлению, в то время как тайцзычуань, багуачуань и си-ньичуань относятся к мягкому, или внутреннему, на-правлению.
В принципе, все эти термины весьма условны. На самом деле сегодня в классическом направлении кунг-фу монастыря Шаолинь гораздо больше «мягких» стилей, чем в тайцзычуань. Просто дело в том, что внешне приемы и комбинации стиля Шаолинь выглядят более резкими и жесткими, и потому представления мастеров этого стиля, включающие в себя разбивание кирпичей руками и т. д., больше
поражают воображение зрителей. И наоборот, демонстрация приемов стиля тай-цзы, как правило, напоминает изящный плавный танец.
К тому же на начальных стадиях изучения кунгфу направления монастыря Шаолинь студенты в основном делают упор на силовые упражнения и отработку стоек, что также наводит на мысли о «жесткости». Изучение же тайцзычуань, с другой стороны, обычно начинается с освоения специальных длинных, плавных комбинаций, свидетельствующих в пользу «мягкости» этого стиля. А те, кому повезло встретить действительно большого мастера тайцзычуань, могут также начать с самого начала постигать тайны координации дыхания и прочих упражнений искусства ки-кунг, что прочно ассоциируется с «внутренней школой».
Кунг-фу монастыря Шаолинь, на первых порах жесткое и «внешнее», на своих более высоких стадиях всегда переходит к мягким и «внутренним» формам. Однако очень немногим людям хватает терпения и воли подняться на этот уровень, и потому большинство приверженцев стилей монастыря Шаолинь ошибочно полагают, что у их искусства нет ничего общего с «внутренней» школой. Некоторые из таких мягких стилей описаны в этой книге.
Точно так же и тайцзычуань, сначала мягкое и «внутреннее», по мере своего изучения превращается для студентов в жесткое и «внешнее» искусство. На высших уровнях изучения стиля тай-цзы ученики наибольшее внимание уделяют отработке реальных спарринг-контактов и учебных боев. Они могут, например, специально побивать друг друга камнями, чтобы приучить свои тела с легкостью выносить прямые удары противника! Разве такие тренировки назовешь «мягкими»? Однако большинство новичков, относительно недавно начавших изучать тайцзычуань, все же неверно считают его исключительно мягким, «внутренним» искусством.