какие стороны крестьянской жизни радуют автора о чем он говорит с улыбкой и умилением
Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Хытайхан Млдір сд109а н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Хытайхан Мөлдір СД109А
Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Задание. Перечитать поэму Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; ответить на вопросы.
1. О чем заспорили мужики? О том кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, министру, царю, купчине толстопузому, боярину, попу.
2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень:Заплатова, Дырявина,Разутова, Знобишина.Горелова, Неелова
3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? Отпустить ее птенчика и требовать от скатерти-самобранки не больше чем по ведру водки в день
4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги
5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?
Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении, именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.
Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.
1. Назвать часть и главу. Глава 1, поп
2. Нашли ли мужики счастливого? Счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать только Гришу Добросклонова, потому что свою жизнь посвящает народу. Таков авторский замысел Некрасова.
3. Как понимают герои счастье? Счастьем они считали «покой, богатство и честь», чего у них не было.
4. Принесла ли отмена крепостного права счастье народу? «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет в своей поэме Н.А. Некрасов. Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно.
5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? Средь мира дольнего для сердца вольного есть два пути. » Некрасов рисует две дороги к счастью, но самое важное-это правильно сделать выбор, от этого зависит твоя жизнь. Одна просторная дорога, полная страстей и желаний, вражды и зависти, по которой идёт толпа рабов. Эта дорога личных желаний, удовлетворения жизненных потребностей, стремление к улучшению только своего благосостояния. Дорога лжи и притворства молчаливого согласия с произволом жизни. Дорога к благам жизни, с виду блестящей и светлой, а на деле гнилой и мёртвой. Липовое счастье ожидает каждого в конце этого пути.
6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?
Связь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с устным народным творчеством (Уроки по литературе). Н.А. Некрасов использовал в поэме просторечную лексику, речевые обороты, фразеологизмы, пословицы и загадки, фрагменты народных песен, сказочные мотивы, былины и изобразительно-выразительные средства.
Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли
При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?
Во время страдной поры.
Легко вздохнули странники:
Им после дворни ноющей
Всё дело девки красили
(Толпа без красных девушек
Что рожь без васильков)
2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина. ”]
Осанистая женщина, Широкая и плотная. «
«. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо»
4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.]
Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.
5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?
6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского. ”]
Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена.
Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением.
2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?
О своей свободе крестьяне узнали 17 марта 1861 года ( по новому стилю). Но манифест об отмене крепостного права радости не принес и проблемы крестьян не решил.
3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?
— крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать
— крестьяне которые относятся тем, кто рабски предан своим господам
4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?
А. Н. Некрасов, автор произведения «Кому на руси жить хорошо», изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение.
5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?
автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.
6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех?
Грех предательства народных интересов в самой крестьянской среде оказывается самым великим грехом. Не добиться «свободушки», а «вечно маяться» народу, пока будут в его среде предатели и терпеливое к ним отношение:
7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?
Главной темой поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является тема русского крестьянства, его жизнь, тяжелая доля, чаяния и мечты, стремление к лучшей жизни. Некрасов поставил перед собой цель создать целостный образ работников-крестьян в России после отмены крепостного права.
Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]
Н.А. Некрасов показывает несколько помещиков. Одним из самых запоминающихся, является образ барина Гаврила Афанасьевича Оболт-Оболдуева. Он представляет собирательный образ помещиков всей Руси.
Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.
Прочитать главу “Доброе время — добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы:
Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню?
Важную роль в понимании нравственных исканий героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», в осмыслении ими прошлого и поиске правды играют песни: «Барщинная», «Голодная», «Соленая», «Солдатская». Они не только рассказывают о трагических страницах народной жизни при крепостном праве. Можно сказать, что у поэта есть своего рода концепция народных песен: это и зеркала народной души и источник формирования народной души. Песни рождает сама жизнь, в них отражаются те настроения и чувства, которые подсказаны трагической реальностью. Но песни обладают и способностью сами воздействовать на жизнь и души крестьян
Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?
Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова.
Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы:
1) Как характеризует эта песня Гришу? Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише.
2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?
В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Прочитать песню “Бурлак” и ту часть текста, которая ей предшествует (от слов: “Сманила Гришу узкая, извилистая тропочка. ”). Ответить на вопросы:
Какую страшную картину увидел Гриша?
Картина перед ним:
Одна тюрьма спасенная,
Как белая коровушка
Начальство там попряталось,
А жители под берегом,
Как войско, стали лагерем.
Какие слова песни говорят о тяжелой доле бурлака?
Ни дома уцелевшего,
Одна тюрьма спасенная,
Как белая коровушка
Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?