какие странные слова кто может это слушать
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Ин. 6:60
Свт. Иоанн Златоуст
Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 60-61 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
«Мнози убо, слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: кто может его слушати? Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им…» Таков обычай у невежд: наиболее возвышенное учение они всегда осуждают и превышающее их ум созерцание невежественно отклоняют, так как сами не понимают. А между тем, наоборот, им следовало старательно учиться и развиваться вместе с тем, что им говорится, а не восставать против столь премудрых слов и называть жестоким то, пред чем надлежало изумляться. С ними случается подобное тому, чему можно видеть подвергающимися лишившихся зубов. Прибегая к нежной пище, они часто порицают более полезные из съедобных предметов и иногда охудшают лучшее, не признавая свой порок за причину, которая вынуждает их отказываться (от более полезной пищи). Воспитанные в невежестве и не обладая хорошим умом, они боятся знания, которое им подобало приобретать даже и очень большими трудами и достигать с самым сильным старанием. Так, человек духовный будет услаждаться словами Спасителя нашего и предпочтет взывать со всею справедливостию: «Как сладки гортани моей словеса Твои, – лучше меда для уст моих!» (Пс. 118:103). Душевный же иудей (человек), безрассудно считая безумием духовное таинство и словами Спасителя призываемый восходить к подобающему человеку разумению, всегда ниспадает в обычное ему безумие (1Кор. 2:14, 1:18–23), худое называя хорошим, а хорошее худым, по слову Пророка (Ис. 5:20).
И в этом также он оказывается патриотом и подражателем невежества своих предков. Те, получая манну от Бога и участвуя в вышнем благословении, увлекались к обычной своей худости, требовали египетских зловонных трав – лука и чеснока и желали иметь котлы с мясом. Эти же, призываемые к получению животворной благодати Духа и Хлеба Истинного, научаемые вкушать Пришедшего от Бога и Отца, уклоняются к обычному своему заблуждению, «будучи более сластолюбцы, чем боголюбцы» (2Тим. 3:4). И как и предки их порицали питание манною, дерзая говорить: «душа наша иссохла (изнывает)» от манны этой (Чис. 11:6), так и они опять отвергают Истинный Хлеб, не стыдясь говорить: «Жестоко (есть) слово это».
Посему должно быть мудрыми слушателями (учениками) Божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и поддельную монету, ни к тому, что усвоено верою, несвоевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямою стезею, отказываясь уклоняться в ту и другую (от нее) сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой.
Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Жестоко есть слово сие, говорили об учении Спасителя даже такие человеки, которые по наружности были последователями Его, и считались учениками Его: кто может Его послушати? Так судит о слове Божием плотское мудрование из бедственного настроения своего. Слово Божие — жизнь, жизнь вечная, жизнь существенная. Этим словом умерщвляется плотское мудрование (Рим. VIII, 6), родившееся из вечной смерти, поддерживающее в человеках вечную смерть: слово Божие, для погубляемых плотским мудрованием и произволяющих погибнуть от него, юродство есть. Оно спасаемых сила Божия есть (I Кор. I, 18).
О последовали Господу нашему Иисусу Христу.
Блж. Феофилакт Болгарский
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать
Евфимий Зигабен
Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати
Лопухин А.П.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать
Раньше только «иудеи» (противники Христа) соблазнялись учением Христа о Себе как о хлебе, сшедшем с небес, теперь же и многие из «учеников» или последователей Христа пришли в недоумение, когда услышали, что кто не будет есть Плоти Его и пить Kрови Его, тот не получит вечной жизни.
«Странные слова» – точнее, «соблазнительные». Эта соблазнительность слов Христа заключалась в том, что Он ставил спасение, получение вечной жизни в зависимость от вкушения Его Плоти и Kрови, т. е., как думали эти ученики, от вкушения, от употребления в пищу тех Плоти и Kрови, какие Христос имел в то время.
Толкование на От Иоанна 6:60
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 6:60 / Ин 6:60
Иоанн Златоуст (
Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати
Кирилл Александрийский (376−444)
Ст. 60−61 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
«Мнози убо, слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: кто может его слушати? Ведый же Иисус в Себе, яко ропщут о сем ученицы Его, рече им…» Таков обычай у невежд: наиболее возвышенное учение они всегда осуждают и превышающее их ум созерцание невежественно отклоняют, так как сами не понимают. А между тем, наоборот, им следовало старательно учиться и развиваться вместе с тем, что им говорится, а не восставать против столь премудрых слов и называть жестоким то, пред чем надлежало изумляться. С ними случается подобное тому, чему можно видеть подвергающимися лишившихся зубов. Прибегая к нежной пище, они часто порицают более полезные из съедобных предметов и иногда охудшают лучшее, не признавая свой порок за причину, которая вынуждает их отказываться (от более полезной пищи). Воспитанные в невежестве и не обладая хорошим умом, они боятся знания, которое им подобало приобретать даже и очень большими трудами и достигать с самым сильным старанием. Так, человек духовный будет услаждаться словами Спасителя нашего и предпочтет взывать со всею справедливостию: «Как сладки гортани моей словеса Твои, — лучше меда для уст моих!» (Пс. 118:103). Душевный же иудей (человек), безрассудно считая безумием духовное таинство и словами Спасителя призываемый восходить к подобающему человеку разумению, всегда ниспадает в обычное ему безумие (1Кор. 2:14, 1:18−23), худое называя хорошим, а хорошее худым, по слову Пророка (Ис. 5:20).
И в этом также он оказывается патриотом и подражателем невежества своих предков. Те, получая манну от Бога и участвуя в вышнем благословении, увлекались к обычной своей худости, требовали египетских зловонных трав — лука и чеснока и желали иметь котлы с мясом. Эти же, призываемые к получению животворной благодати Духа и Хлеба Истинного, научаемые вкушать Пришедшего от Бога и Отца, уклоняются к обычному своему заблуждению, «будучи более сластолюбцы, чем боголюбцы» (2Тим. 3:4). И как и предки их порицали питание манною, дерзая говорить: «душа наша иссохла (изнывает)» от манны этой (Чис. 11:6), так и они опять отвергают Истинный Хлеб, не стыдясь говорить: «Жестоко (есть) слово это».
Посему должно быть мудрыми слушателями (учениками) Божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и поддельную монету, ни к тому, что усвоено верою, несвоевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямою стезею, отказываясь уклоняться в ту и другую (от нее) сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой.
Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга IV.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
Жестоко есть слово сие, говорили об учении Спасителя даже такие человеки, которые по наружности были последователями Его, и считались учениками Его: кто может Его послушати? Так судит о слове Божием плотское мудрование из бедственного настроения своего. Слово Божие — жизнь, жизнь вечная, жизнь существенная. Этим словом умерщвляется плотское мудрование (Рим. VIII, 6), родившееся из вечной смерти, поддерживающее в человеках вечную смерть: слово Божие, для погубляемых плотским мудрованием и произволяющих погибнуть от него, юродство есть. Оно спасаемых сила Божия есть (I Кор. I, 18).
Источник: О последовали Господу нашему Иисусу Христу.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать
Раньше только «иудеи» (противники Христа) соблазнялись учением Христа о Себе как о хлебе, сшедшем с небес, теперь же и многие из «учеников» или последователей Христа пришли в недоумение, когда услышали, что кто не будет есть Плоти Его и пить Kрови Его, тот не получит вечной жизни.
«Странные слова» — точнее, «соблазнительные». Эта соблазнительность слов Христа заключалась в том, что Он ставил спасение, получение вечной жизни в зависимость от вкушения Его Плоти и Kрови, т. е., как думали эти ученики, от вкушения, от употребления в пищу тех Плоти и Kрови, какие Христос имел в то время.
Какие странные слова кто может это слушать
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Чтение, которое мы сегодня услышали, часто цитируют в связи с таинством Евхаристии. При этом, к сожалению, само учение о Теле и Крови Христовых довольно легко становится предметом теоретических споров, в то время как должно быть источником жизни. Сегодня модно говорить о качестве пищи, ее характере и составе. Все это, действительно немаловажно, но за всеми этими спорами никто не забывает о еде, потому что спорами сыт не будешь, без еды нет жизни. Конечно, верующие знают Евангельское учение о Евхаристии как соединении со Христом, через причастие Его Телу и Крови, но очень часто само это знание остается теоретическим, становится частью интеллектуального багажа, но не основой существования.
Беседа Христа о Хлебе Жизни ввела учеников в соблазн. Даже те, кто ходили за Ним и восхищались Им, Его словами и чудесами, в итоге говорят: кто может это слушать? Очевидно, что вопрос риторический, то есть слушать это попросту невозможно. Впрочем, смутил их не только призыв вкушать, а если переводить слова Христа буквально, то даже «грызть и пережевывать» Его тело. Не меньше их смутили слова о том, что пища, которую Он дает имеет большее значение, чем манна, которую дал евреям в пустыне Сам Господь. Неслучайно, именно после сравнения с манной они возмущаются, и Спаситель даже переспрашивает их: это ли вас возмущает? Что ж, вы увидите еще больше! Увидите вознесение Сына Человеческого туда, где Он был прежде. Видели ли они чье-нибудь вознесение? Нет, не видели. Но они верили, что когда-то на небо, посредством огненной колесницы, был вознесен пророк Илия. То есть не столько сама идея вознесения возмутила их, сколько слова Христа о том, что Он возносится туда, где был прежде? Ты собрался дать нам пищу более значимую, чем манна, которую дает Бог? Ты будешь вознесен на небеса, на которых ты был прежде? У нас больше нет сил, чтобы это слушать.
Сегодня рассказом о Евхаристии и Вознесении Христовом сложно кого-то смутить. Есть те, кто в это верит, есть, конечно и те, кто не верит. Неизвестно, как именно поняли эти слова иудеи, в тот момент, когда их услышали. В то же время римляне язычники пытались искать следы кровавых христианских трапез, так как понимали таинство предельно натуралистично. Сегодня и те, кто верит и те, кто не верит — знают, Причастие Телу и Крови Христа, происходит под видом Хлеба и Вина. В любом случае за две тысячи лет эта идея стала настолько общеизвестной, что редко вызывает такую же реакцию.
Но успокаиваться рано. Зададим себе вопрос: что именно перестало нас смущать? Мы перестали смущаться идей и восприняли форму соединения со Христом, которую Он открыл апостолам на тайной вечери. В этом отношении все давно привычно и понятно. Но ведь если мы честно посмотрим на свою жизнь, совершенно без прикрас и внутренних умолчаний, нам придется признаться себе, что нас не просто возмущает, но даже очень возмущает та жизнь, которой мы призваны, становясь причастниками Христа. Конечно, это редко происходит на интеллектуальном уровне. Мы не проговариваем этого вслух даже самим себе. Просто мы продолжаем любить любящих нас и ненавидеть ненавидящих. Мы повторяем слова о любви, нас восхищает высота призыва о любви к врагам, но, когда становится понятно, что это означает на практике, внутренне мы говорим себе: не в этом случае, это уж что-то совсем невозможное. Форма, конечно, не так, но содержательно мы произносим тоже, что иудеи в сегодняшнем чтении: Кто может это слушать?
В сегодняшнем чтении Христос спрашивает оставшихся: не хотите ли и вы отойти? И спрашивает не только их, через века Он спрашивает нас. И если мы решили остаться — нельзя делать этого по привычке, но только ради того, чтобы действительно жить новой жизнью.
Евангелие по Иоанну 6:60
Толкования:
Блж. Феофилакт Болгарский
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать
Евфимий Зигабен
Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати
Лопухин А.П.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать
Раньше только «иудеи» (противники Христа) соблазнялись учением Христа о Себе как о хлебе, сшедшем с небес, теперь же и многие из «учеников» или последователей Христа пришли в недоумение, когда услышали, что кто не будет есть Плоти Его и пить Kрови Его, тот не получит вечной жизни.
«Странные слова» – точнее, «соблазнительные». Эта соблазнительность слов Христа заключалась в том, что Он ставил спасение, получение вечной жизни в зависимость от вкушения Его Плоти и Kрови, т. е., как думали эти ученики, от вкушения, от употребления в пищу тех Плоти и Kрови, какие Христос имел в то время.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Свт. Иоанн Златоуст
Мнози убо слышавше от ученик Его, реша: жестоко есть слово сие: (и) кто может его послушати
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 60-61 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
И в этом также он оказывается патриотом и подражателем невежества своих предков. Те, получая манну от Бога и участвуя в вышнем благословении, увлекались к обычной своей худости, требовали египетских зловонных трав – лука и чеснока и желали иметь котлы с мясом. Эти же, призываемые к получению животворной благодати Духа и Хлеба Истинного, научаемые вкушать Пришедшего от Бога и Отца, уклоняются к обычному своему заблуждению, «будучи более сластолюбцы, чем боголюбцы» ( 2Тим. 3:4 ). И как и предки их порицали питание манною, дерзая говорить: «душа наша иссохла (изнывает)» от манны этой ( Чис. 11:6 ), так и они опять отвергают Истинный Хлеб, не стыдясь говорить: «Жестоко (есть) слово это».
Посему должно быть мудрыми слушателями (учениками) Божественных таинств, надо быть опытными меновщиками, чтобы знать настоящую и поддельную монету, ни к тому, что усвоено верою, несвоевременно не ставить неразрешимых вопросов, ни к тому, что требует исследования, не расточать веры, иногда вредной, но всему, что сообщается, воздавать должное и идти как бы прямою стезею, отказываясь уклоняться в ту и другую (от нее) сторону. Царским путем подобает шествовать идущему в правоту веры Христовой.
Толкование Евангелия на каждый день года.
Понедельник 4-й седмицы по Пасхе
Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго.
Плоть Христа Бога – Его совершенное человечество. Это «тайна благочестия», приобщаясь которой, мы противостоим «тайне беззакония» – антихристу. Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста (1 Ин. 4: 2–3). Господь наш – кость от кости нашей и плоть от плоти нашей. Это значит, что нет такой нашей нужды, нет такого искушения, нет таких отношений, которым бы Он не приобщился в Своей человеческой плоти и крови. Мы должны всегда помнить об этом и творить нашу жизнь в Его воспоминание, чтобы и наша плоть стала прославленной от соприкосновения с Богом. И в центре этого воспоминания – таинство тела и крови Господних. Причащаться святых Христовых тайн – значит питать наше сердце и ум, и душу Его Божеством и Человечеством, соединяя нашу жизнь с Его жизнью. Христос не должен никогда быть внешним по отношению к нам, мы должны жить Им, и тогда наша жизнь станет истинной жизнью. Вот что Христос имеет в виду, когда говорит о нашем пребывании в Нем и Его – в нас.
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: «Какие странные слова! кто может это слушать?» Господь отвечает им: «Вам трудно поверить, что Я пища жизни, хлеб, сшедший с небес. Но придет день, когда вы увидите Меня вновь восходящим на небо». Он говорит о Своем Воскресении и Вознесении. Но путь к этому лежит через Крест. Господь говорит, что все определяется жизнеподательной силой Духа. Плоть не пользует нимало. Это значит, что жизнь сама по себе – ничто. Истинная ценность жизни зависит от того, куда она устремлена, какой дух наполняет ее. Слова Мои, – говорит Господь, – суть дух и жизнь. Он один может сказать, что такое жизнь, и вдохнуть в нас дух, и дать силы истинно жить.
Господь знает, что есть некоторые, которые не только отвергают Его дар, но враждебно настроены к Нему. Никто не может принять Христа, пока не будет привлечен к Нему Духом Божиим. Но до конца своих дней человек свободен противиться Духу. Не Бог удаляется от него, а он – от Бога. Среди именующих себя христианами есть немало неверующих. Неверие лицемеров обнажено перед взором Христовым. Сердцеведец Господь от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
Было время, когда люди во множестве шли ко Христу. Многие видели Его чудеса, и уверовали во имя Его. Толпы всюду следовали за Ним. Но постепенно все начинало меняться. Все более возрастала ненависть к Нему духовный вождей Израиля, все отчетливей проступал Его крест. Бог посылает нам скорбные обстоятельства, чтобы открылись сердца многих по отношению ко Христу. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Так часто бывает. Когда одни отходят от Христа, многие следуют их примеру. И мы знаем, сколь массовым может быть отступничество. Несомненно, они испугались предстоящих испытаний. Хорошо быть со Христом, когда Он идет во славе, но при первых признаках, что этот путь означает крест, они оставляют Его. Как часто люди приходят в Церковь, чтобы получить что-нибудь от Христа. Но когда выясняется, что им надо пожертвовать чем-то ради Христа, отдать свою жизнь Ему, они отходят. Никто не может дать так, как Христос дает. Но мы должны помнить, что быть христианином, следовать за Христом – всегда крест.
И мы слышим слово Господа к двенадцати: Не хотите ли и вы отойти от Меня? И вот исповедание Петра, подобное тому, которое он произнес в Кесарии Филипповой: Мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго. Надвигающиеся испытания являют преданность его сердца своему Господу и решимость идти за Ним до конца. Куда и к кому нам еще нам идти? К этому миру, который обманет нас? К этим грехам, которые погубят нас? Оставить источник воды живой и идти к кладенцам хананейских мыслей? Ты один, Господи, имеешь глаголы жизни вечной.