какие страны были захвачены ассирийцами
Завоевания Ассирии
Великая военная держава Древнего Востока — Ассирия ведёт свою историю от небольшого города-государства на Среднем Тигре, носившего название Ашшур в честь племенного бога аккадцев. Ашшур возник в начале III тысячелетия до н. э. Полтора тысячелетия Ашшур оставался одним из незначительных государств Месопотамии, которое периодически подчиняли более сильные соседи: амореи, вавилоняне, хурриты. В середине XIV в. до н. э. правитель Аш-шура Ашшурубаллит I добился независимости от соседней Митанни и установил дипломатические связи с Египтом. Под его властью город-государство Ашшур превратился в крупную державу Ассирию, захватившую часть областей соседних Митанни и Вавилонии.
С этого времени почти на семь столетий Ассирия становится могущественным и воинственным государством, господствовавшим в Передней Азии. В XIV—XII вв. до н. э. ассирийцы вели войны против хеттов и вавилонян, и, хотя далеко не всегда добивались успеха, их агрессия не прекращалась. Лишь в середине XII в. до н. э. Ассирия временно ослабла в результате нашествия народов моря, но устояла против этого удара и в конце столетия достигла нового расцвета в правление царя Тиглатпа-ласара I, покорившего земли включительно от Чёрного моря и Закавказья до Вавилонии и Финикии.
Агрессивность Ассирии была напрямую связана с особенностями её государственного устройства. Её цари и военно-служилая верхушка при всём могуществе не могли установить прочное господство над самостоятельной общиной коренных ассирийцев-горожан. Стремясь укрепить свою власть, цари искали опору в войске, набранном в том числе и среди покорённых народов. Таким образом, внутри страны, среди её коренного населения, царская власть не имела прочной поддержки, зато в полной мере распространялась в завоёванных областях.
Поэтому войны были для ассирийских владык средством укрепления своей власти, но покорённые мечом народы, которых ассирийцы жестоко угнетали, не раз поднимались против их владычества. Отсюда повторные завоевания уже захваченных городов и небывалая, даже для Древнего Востока, не отличавшегося гуманностью по отношению к слабым, жестокость ассирийцев. По приказу царей воины уничтожали города, истребляли сотни тысяч мирных жителей, переселяли целые народы, «вырывая их с корнем». Пленных ассирийцы зверски истязали.
Завоевания ассирийцев имели определённую периодичность: обычно после смерти царя подвластные ему области восставали, и новый владыка начинал своё правление с их повторного завоевания. Но при этом территории захватов неуклонно увеличивались. Вся история Ассирии представляет собой смену периодов военного подъёма и упадка. Наивысших достижений ассирийские цари добились в начале XII в. до н. э., начале X и первой половине VII в. до н. э.
Ассирийские колесницы раннего времени напоминали египетские, хотя были более массивными и соответственно неуклюжими. Впоследствии эта тенденция получила дополнительное развитие: увеличились высота колесниц и размеры колёс, в них запрягались уже четыре (а не двух, как в египетских), а иногда и восемь лошадей. На четырёхколёсной колеснице находились лучник, возница и два щитоносца. На колесницах сражались цари и самые богатые и знатные воины.
Доспехи ассирийских воинов были разными, в зависимости от их достатка. Самые простые делали из войлока или проклеенного толстого холста. Иногда на них нашивали металлические бляхи. Состоятельные воины, командиры и цари облачались в чешуйчатые панцири, доходившие до колен. На поясе их скрепляли металлическими поясами. Шлемы, как и у египтян, у ассирийцев были редкостью, их носили только воины высокого ранга. Первоначально они представляли собой шапки с металлическими пластинами, а затем стали делаться целиком из металла в виде конуса с пластинами, защищавшими голову от боковых ударов. Применялись также специальные доспехи для лошадей из войлока и кожи.
Помимо копий и луков (последними ассирийцы владели мастерски) на вооружении ассирийской армии находились пращи, дротики, мечи, кинжалы, булавы и секиры. Воины, вооружённые мечами и копьями, тяжеловооружённую пехоту, а те, кто сражался с луками, дротиками и пращами, — легковооружённую. Ассирийская армия, в которую, в отличие от многих других государств древности, не входили наёмники, могла достигать огромной для той эпохи численности — 120 тыс. человек. Она была чётко организована и делилась на отряды по 10, 50, 100 и 1000 человек.
Отряды имели знамёна и штандарты, на которых изображались в основном символы верховного бога и бога войны — Ашшура.
Ассирийцы считались мастерами в ведении осад, они применяли стенобитные машины, сооружали боевые башни на колёсах. А также разрушали плотины, чтобы затопить вражеский город; отводили русла рек, чтобы лишить осаждённых воды; подкапывали стены и использовали другие сложные инженерные решения. Не менее славились ассирийцы мастерством сооружения мощных крепостей из камня и кирпича, защищённых рвами и иными средствами обороны. Рвами и валами окружались военные лагеря, а на подступах к ним выставлялась стража.
Тиглатпаласар III совершил сокрушительные походы на государство Урарту (Армянское нагорье), подчинил Сирию, покорил Восточное Средиземноморье, завоевал Вавилонию, Элам, Мидию, Западный Иран. ‘Его преемник Саламанасар V присоединил к своим владениям Израильское царство. Царь Синех-хериб (705—681 гг. до н. э.) нанёс поражение Египту и окончательно подчинил его в 663 г. до н. э. Однако, как это не раз бывало в истории Ассирии, новым царям приходилось покорять эти области заново.
Напрягая все силы, ассирийские цари вели бесконечные войны, заливая Переднюю Азию потоками крови. И только благодаря союзу со скифами — причерноморскими кочевниками, совершившими несколько сокрушительных походов в Закавказье и Иран, ассирийцам удавалось сохранять власть над Вавилонией, Эламом, Урарту, Лидией и Персией (основная часть Ирана), Сирией, Финикией и Палестиной. Но когдаскифы внезапно обернулись против союзников, Ассирийская держава рухнула.
В войну за ассирийское наследство вступили Вавилония, Египет, Лидия и Мидия. Успех сопутствовал вавилонским царям, которые покорили большинство земель, подвластных ранее ассирийцам.
В 609 г. до н. э. они захватили последний остаток Ассирии — Харран в Западной Месопотамии. Почти все асссирийцы были истреблены победителями — их постигла та же участь, которой они ранее подвергали своих поверженных врагов.
Под власть вавилонян попала и столица евреев — Иерусалим (586 г. до н. э.), и во время нашествия они разрушили священный Первый Храм, возведённый царём Соломоном. Десятки тысяч евреев были убиты, миллионы изгнаны со своих земель. Однако вавилоняне недолго господствовали в Передней Азии. В 539 г. до н. э. Вавилон захватил персидский царь Кир.
История
Ассирийская Военная Держава. Какие страны были захвачены ассирийцами. Почему Ассирия названа «военной державой»?
В 8 веке до н.э. ассирийские цари покорили Южное Междуречье, финикийские города, Израиль. В 7 веке до н.э. покорили Египет и Иудею. Границы державы простирались от Нила до Персидского залива. Покоренные народы принудительно переселяли в другие страны, чтобы легче было править. Захваченные территории разграбляли. Введена была воинская повинность.
Ещё по теме
Афинская демократия при перикле. Каковы различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте? Какое государство кажется вам более справедливым?
Древняя Спарта. Почему спартанцам и в мирное время нужна была сильная, боеспособная армия?
Страна Двух Рек. Как вы думаете, почему миф о потопе возник именно в Южном Междуречье?
Что такое первобытность? Назовите основные признаки этого периода.
Народные Трибуны — Братья Гракхи. Чем было опасно для Рима разорение крестьян?
Император Октавиан Август. Что означает выражение «золотой век поэзии»? предположите, почему изучение законов и мастерство речи высоко ценились в Древнем Риме.
Финикийские Мореплаватели. Сравните природные условия Финикии, Древнего Египта и Междуречья. Какие занятия были главными для жителей Финикии?
Глава 7. Древнейшая Греция. Чем схожи условия жизни и занятия греков и финикийцев? Какие условия способствовали развитию мореплавания?
Как архитектура, скульптура, театр Древней Греции содействовали воспитанию гражданина? Почему свободные граждане могли отдавать свое время занятиям наукой и искусством?
Архитекторы, Скульпторы, Поэты Греции. Как возник древнегреческий театр?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Как воевала самая крутая армия Древнего Востока
Ассирийское государство существовало почти 1800 лет, с XXIV по VII век до н.э. и большую часть этого времени оно провело, ведя войны — сначала оборонительные, а потом и завоевательные. Ассирийцы воевали с Вавилоном, Урарту, Эламом, Египтом, Мидией. В этой бесконечной мясорубке была выкована самая крутая армия Древнего Востока. Дисциплинированная и экипированная по последнему слову военной науки, она легко брала любые крепости и отличалась чудовищной жестокостью по отношению к тем, кто пытался ей сопротивляться. Рассказываем, чем были так круты ассирийские воины.
Пехота делилась на легкую — стрелков и пращников, и тяжелую — щитоносцев, копейщиков и бойцов с секирами и хопешами. Постепенно, с увеличением богатства страны, воины все больше облачались в надежные чешуйчатые и пластинчатые доспехи, сначала из бронзы, а затем и из железа. У некоторых, особенно у инженеров, такие доспехи напоминали халат доходивший до земли, весь покрытый пластинками. Шлемы были сфероконическими или гребенчатыми, часто с нащечниками и назатыльником.
Армия Ассирии была одной из первых, кто плотно экипировал своих бойцов качественными доспехами из железа. Найденные при раскопках в Харбаде железные предметы сохранились так хорошо, что спустя две с лишним тысячи лет прекрасно звучали при ударе.
Пехота часто воевала парами — копейщик с щитом защищал лучника, осыпавшего врага стрелами. Этот тактический прием использовали и до ассирийцев. Он появился потому, что главной ударной силой в древних войнах были лучники, а тяжелые пехотинцы со щитами защищали их от ответного огня, и прикрывали про атаке легкой пехоты.
Внутри царского полка существовала гвардия, охранявшая царя и его близких. Лучшими из лучших были «ша шепе», особо элитное подразделение, обученное рукопашному бою и при необходимости берущее противника живьем. У ранних ассирийских царей гвардия состояла из евнухов, сражавшихся храбро и стойко.
Колесничные войска были известны задолго до ассирийцев, но именно они вывели эти поначалу медлительные боевые повозки на новый уровень. Воины-колесничие считались элитой ассирийского войска, а обученные лошади стоили чудовищных денег. Но все затраты окупались на поле боя. Легкие и маневренные, колесницы носились перед вражеским строем, управляемые ловкими возницами, а стоявший в повозке лучник осыпал врага тучей стрел.
Если колесница застревала во вражеской пехоте, на борту также имелось копье для ближнего боя. В статичном положении ее охраняли с тыла специально назначенные бойцы.
Со временем этот род войск разросся. Вместо двух лошадей в колесницу начали запрягать четырех, а в кузов добавили еще одного или двух воинов со щитами и копьями — такая повозка была гораздо тяжелее, и могла справиться с вражескими колесницами, и давить не слишком плотно стоящую пехоту.
Одним из нововведений именно ассирийцев стала регулярная кавалерия. Конечно, до этого некоторые народы тоже экспериментировали с ее использованием, но не так часто и умело, как ассирийцы. Поначалу проблемой было то, что кони были слишком низкорослые, и не могли тащить всадника с вооружением. Но когда ассирийцы начали воевать на пересеченной местности, где колесницы себя показывали не лучшим образом, появилась необходимость в кавалерии — и подходящих лошадей вывели. Это случилось не за одно десятилетие: потребовались многие годы селекции, когда подбирали наиболее крепкое и рослое потомство, и скрещивали его.
Главным аргументом в завоевательных походах ассирийцев были осадные орудия и инженерные войска. На захватываемых территориях междуречья Тигра и Евфрата, было множество крепостей с высокими и мощными стенами из кирпича-сырца, и если раньше их брали чаще всего измором-осадой, то ассирийцы подошли к проблеме с другой стороны. Конечно, тараны и осадные башни были и до них, но так массово и профессионально их начали применять именно ассирийцы.
Стены или ворота вражеской крепости разбивали таранами, при этом от стрел защитников их прикрывал навес из сырых шкур, и небольшая башенка на таране, из которой стреляли лучники. Если шкуры загорались, высовывался воин, и поливал их водой с помощью трубы или гигантской ложки — во всяком случае так можно трактовать некоторые древние изображения. Скорее всего, возгорание происходило потому, что шкуры под восточным солнцем быстро высыхали, а защитники стреляли в них зажигательными стрелами.
Тушение пожара по-ассирийски
Часто использовали гигантские башни, с которых обстреливали стены, не давая защитникам мешать воинам, занимавшимся подкопами или просто долбивщих эти стены бронзовыми кирками. При этом бойцы использовали огромные щиты, загибающиеся сверху, которые они прислоняли к стенам, таким образом прячась как бы в «домик». Продолбив часть стены, они укрепляли ее деревянными конструкциями, чтобы кирпичи не упали раньше времени, и только додолбив до нужной глубины, поджигали дерево, отчего стена рушилась.
Но и это еще не все. При долгих осадах ассирийцы прямо напротив вражеских крепостей строили свои стены из земли и обстреливали защитников оттуда. Кроме того, в процессе им удавалось возводить земляные настилы к вражским стенам, по которым они подводили тараны — сверху стены были тоньше, и легче поддавались.
Инженерные войска использовались и при переправах — на лодках везли колесницы, воины плыли на надутых бурдюках из шкур, а через не слишком широкие реки наводили мосты из этих же бурдюков, поверх которых клали доски.
Как и многие народы того времени, ассирийцы старались заранее ослабить врага магией. Кроме жертвоприношений богам они также использовали ритуал «ишкар тахази»: вылепляли из сала фигурки врага, и с помощью бечевки выворачивали таким фигуркам голову назад. Ю.В. Мочалов предполагает, что это делалось, чтобы заставить врага испугаться и сбежать с поля боя.
Но еще лучше врага пугала показательная жестокость ассирийцев. Например, ассирийский царь Тиглатпаласар I захваченным царям Наири продел в носы кольца и отправил как скот в свою столицу. А Салманасар I, взяв в плен четырнадцать тысяч хеттов, приказал всех их ослепить.
Перед воротами Ниневии, новой столицы Ассирии, располагались несколько клеток с безумными, грязными людьми, которых заставляли толочь кости своих предков — это были несколько царей, бросивших вызов царю Ассирии. Их впрягали в колесницу, когда царь ехал в храм Ашшура. Но им еще повезло — с некоторых снимали кожу и прибивали ее к башням Ниневии.
Ниневия, столица Ассирии в 690-612 гг. до н.э.
Фрагмент крепостной стены в Ниневии, наши дни (территория современного Ирака)
Однако все эти зверства меркли перед деяниями ассирийской армии при Ашшурнацирапале II. Города, которые не сдавались, а брались штурмом, подвергались тотальному уничтожению. Воинам отрубали головы и насыпали из них пирамиды, военачальников сажали перед воротами на колья, а детей сжигали заживо.
Некоторых знатных горожан заставляли идти в столицу Ассирии, неся на себе корзины с головами их царей. При разгроме города Суди Ашшурнацирапал велел построить стену и обить ее кожей, снятой с жителей. Часть из них замуровали живьем, других распяли, из голов и тел сделали гирлянды.
Все это звучит, как фестиваль садизма, но делалось это только для одного — устрашения врагов. Если город сдавался без боя — его жителей никто не трогал, просто налагали дань и иногда брали заложников. Такая политика принесла плоды — в конце правления Ашшурнацирапала II крепости и целые страны предпочитали сдаваться сразу и приносить богатые дары. Правда, как только Ассирия ослабла, ее тут же уничтожили прекрасно помнящие «доброту» ее правителей соседи. Это случилось после смерти последнего великого ассирийского царя — Ашшурбанапала.
Ашшурбанапал пирует со своей женой. На втором дереве слева можно заметить голову — утверждается, что она принадлежит эламскому царю.
Начавшейся смутой и борьбой за власть между двумя его сыновьями и придворными группировками, воспользовался Набопаласар, халдейский правитель, сначала захвативший Вавилон — важнейший город междуречья, а затем, в союзе с Мидией, с 626 по 609 год до нашей эры разбивший и уничтоживший ассирийскую державу. Ассирию подвела ее собственная политика: вести завоевательные войны до бесконечности было невозможно, а экономика страны была сильно завязана именно на выкачивании ресурсов из вновь завоеванных территорий.
По материалам: Мочалов М.Ю. «Древняя Ассирия», Носов К. С. «Осадная техника Античности и Средневековья».
Ассирия – родина армии родов войск (часть 1)
«Рассказать про Ассирию? Надеюсь, что это будет интересно для многих…», ведь древняя Ассирия поистине удивительная страна. Мы многое знаем о ней благодаря стараниям археологов, которые нашли ее города, барельефы и статуи, а также глиняные таблички. Благодаря тому, что раскопали Ассирию в эпоху империализма, когда одни страны могли безнаказанно грабить другие, археологии вывезли в музеи Европы не только целые статуи, но даже крепостные вороты города Вавилона! Но… что было бы сегодня, если бы этого не случилось тогда? Сегодня религиозные фанатики многое бы из всего этого просто уничтожили, либо все эти находки стали бы жертвами войны. Так что не всегда грабеж одних стран другими это плохо. Можно и так сказать, что это спасение выдающихся культурных ценностей для всего человечества. Благодаря этому до нас сохранились и высеченные из камня изваяния ассирийских царей, выполненные в полный рост; лица и фигуры которых выражают несокрушимую мощь и полную решимость смести у себя на пути все преграды. Глядя на них, видишь их взгляды, подобны хищным взглядам орла, а руки с буграми мышц более чем похожи на львиные лапы. Пышные прически с волосами, завитыми в кольца и уложенные на спине, это тоже неспроста, – это львиная грива, да и сам царь подобен и льву, и быку одновременно, настолько непоколебимо стоит он на земле! Вот какие мысли рождаются в голове, когда мы рассматриваем образцы ассирийского искусства.
Когда ассирийские цари не воевали, они охотились. Вот так! На местных азиатских львов. Стоя на колесницах. На наше счастье ассирийские скульпторы огромное внимание уделяли передаче деталей. Благодаря этому мы можем если и не восстановить, то, по крайней мере, представить себе, как жили и чем занимались ассирийцы в столь далекое от нас время, вплоть до таких мелочей, как детали конской сбруи. Барельеф из дворца в Нимруде 865-860 гг. до н.э. Британский музей.
Но они лишь бледная, хотя и величественная тень, оставшаяся от великой державы. Хотя, например, во времена правления ассирийского царя Синаххериба (около 700 г. до н. э.) в составе его державы находились и Вавилония, и Сирия, и Палестина вместе с Иудеей, и целый ряд районов Закавказья. А при его наследниках ассирийцам удалось присоединить к своей державе (пусть и на короткое время) Египет и Элам – то есть завоевать почти что «весь обитаемый мир» – всю Ойкумену (пусть даже и в пределах, им известным). Но прежде чем они стали такими вот воинственными, прежде чем при одном упоминании об ассирийцах людей Передней Азии охватывала дрожь, история этого государства была… необычайно мирной! И вот с этого-то обстоятельства мы и начнем свой рассказ.
Самой первой столицей Ассирии был сравнительно небольшой город Ашшур, именем которого и назвали всю держава. В 1900 г. до н.э., попав на его улицы, мы увидели бы там мало воинов, но зато много купцов, что, кстати, легко объяснить. Ведь Ашшур находился в верховьях реки Тигр, где в то время сходились торговые пути, шедшие с севера на юг. С севера в Междуречье везли драгоценные металлы золото и серебро, медь, олово, а еще рабов. Напротив, на север отправляли на продажу дары благодатного Юга: зерно и растительное масло, а также ремесленные изделия. Жители Ашшура быстро поняли, что нет ничего выгоднее, чем посредническая торговля, в которой они выступали в роли «стрелочников», пусть даже таковыми быть могли только лишь очень умные, весьма хитрые и бесстрашные люди. Ведь им нужно было отбиваться от разбойников; они должны были знать чужие языки и обычаи, а также уметь находить общий язык с вождями многочисленных диких племен, продававших ему рабов; быть обходительными с иноземными царями, вельможами и жрецами, поскольку самые дорогие свои товары они как раз всем этим людям-то и перепродавали!
Как видите, древние ассирийские всадники прекрасно обходились без стремян, имели шлемы и панцири из металлических пластинок и умели действовать на скаку копьем.
Именно купцы и заправляли в Ашшуре всеми делами города. Богам служили жрецы, молениями которых торговля-то ведь только и процветала. Царей в Ашшуре тогда не было, поскольку в этом тандеме – «вам души, нам тела» места им просто не было. Город рос, богател и не очень-то нуждался в рискованных военных походах. Богател город еще и потому, что жили ассирийцы в плодородных степях. Земля здесь давала богатые урожаи без дополнительного орошения, поэтому рыть каналы и насыпать земляные плотины, как в Египте, не требовалось. Крестьянские семьи были большими и без особого труда обрабатывали свои земельные наделы. За помощью не обращались ни к соседям, ни даже к жрецам, да и зачем было беспокоить богов, если ассирийский крестьянин вполне мог прокормить и себя, и свою семью самостоятельно. А раз так, то был он независим, да и налоги платил сравнительно небольшие. И вот этот-то независимое, и очень даже зажиточное крестьянство являлось главной опорой ассирийской державы. Как и в Египте, положение крестьян практически не менялось в течение многих столетий и так же долго первобытные порядки – то есть неограниченная власть отца над членами семьи, прочные духовные связи между крестьянами, принадлежавшими к одной общине. Деревни занимались тем, что регулярно поставляли в город и продукты, и… молодых мужчин в войско Ашшура. Но сам город в деревенские дела практически не вмешивался.
Еще один рельеф из Нимруда, ок. 883-859 гг. до. н. э. Музей Пергамон, Берлин. Как видите, колесницы ассирийцев имели более массивные обода колес, нежели колеса колесниц у египтян, а в самой колеснице находился целый арсенал – два колчана со стрелами и тяжелое копье.
Около 1350 г. до н.э. ассирийцам помогли египтяне и с их помощью те вновь сделались независимыми и от Митанни, и от Вавилона. Но этого было мало, требовалось контролировать дороги, что вели к побережью Средиземного моря и богатым прибрежным сирийским городам. Еще важнее было контролировать переправы через Евфрат, ведь их никто из купцов миновать не мог. Но для того, чтобы всего этого добиться, нужна была армия. И не просто армия. Такая у Ашшура была. Нужная была армия во главе с единым военачальником. И тогда градоначальник Ашшура («иш-шиаккум»), власть которого традиционно передавалась по наследству, решил принять царский титул и заодно стал еще и главнокомандующим.
Вскоре к ассирийцам пришла военная удача. Они сокрушили царство Митанни, присоединили часть его земель, и в 1300—1100 гг. до н.э. взяли под свой контроль переправы, что шли через Евфрат и дороги в направлении к морю. Сокрушив ближайших противников, ассирийцы начали отправлять свои войска в дальние походы. Возвращаясь из похода, царь-военачальник очень часто строил себе столицу-крепость, и затворялся в ней вместе со своими сокровищами. Именно такой и самой роскошной среди подобных крепостей-столиц столиц стала и Ниневия – наиболее известный среди ассирийских городов. Ну, а сам Ашшур постепенно отошел на задний план. И уже не столько купцы, сколько воины, стали заполнять улицы новых городов. Выяснилось, что грабить много легче, чем торговать и заниматься ремеслом!
Ассирийские рельефы часто изображают лучников. Вот рельеф из юго-западного дворца Ниневии (комната 36, панели 5-6, Британский музей); 700–692 гг. до н.э.
Интересно, что цари в Ассирии были сильными, а вот их власть откровенно слабой. Сильный царь был не нужен ни знати, ни жрецам. Даже знаменитого полководца и победителя Вавилона царя Тукульти-Нинурта I (1244—1208 гг. до н.э.) они оказались в силах не только объявить сумасшедшим, но и лишить его трона. А все потому, что он попытался установить в государстве свою неограниченную власть и ввел пышный придворный этикет по примеру вавилонян. Страной, как и раньше, управляли богатые торговцы и жрецы; военную славу и награбленную добычу они царю еще уступали, но вот делиться с ним властью не желали никак. Тем более что в мирное время нужды в царе особо никто и не испытывал. Впрочем, это так сейчас и у нас. Ну кто вспоминает о чиновниках и власти, если у него все хорошо. Вспоминаем мы о них лишь когда у нас что-то случается, не так ли?
Григорианский Египетский музей, Италия. «Голова воина в шлеме», Ниневия, ок. 704-681 гг. н.э. На голове у воина именно шлем, причем с наушникамии.
При этом ассирийские цари применяли новый для того времени способ ведения войны, позволявший им одерживать одну победу за другой. Прежде всего, они нападали на противника всегда неожиданно и с быстротой молнии. Пленных ассирийцы чаще всего (и особенно вначале!) не брали: и если население атакованного города им сопротивлялось, то оно полностью уничтожалось в назидание всем остальным. Слова «горе побежденным» для ассирийцев было отнюдь не отвлеченным понятием. Им отрубали руки, которые укладывались в холмы, с них живьем сдирали кожу, которой обтягивались пограничные столбы, подростки обоего пола сжигались. Весьма популярной, о чем свидетельствуют дошедшие до нас барельефы на стенах ассирийских дворцов, была посадка людей на кол, изображавшаяся со всеми подробностями. Как и индейцы инки на другой стороне земного шара, они лишали побежденных родины, переселяя их в другие районы, причем нередко очень далеко, туда, где люди говорили на других языках. Понятно, что это препятствовало сговору недовольных. Ну, а покорившиеся им страны ассирийцы затем грабили целые десятилетия.
Глядя на такие вот рельефы, поневоле начинаешь думать, что ассирийцы были сплошь садистами и маньяками, что может быть вполне вероятно, ведь все на свете зависит от воспитания. Перед нами сцена, на которой ассирийцы сдирают кожу со своих пленников. Не спеша, чтобы те помучались подольше, а детишки на все это смотрят. Британский музей.
Но вот что интересно: при всем при этом ни ассирийские цари, ни купцы, ни жрецы так и не сумели сплотить жителей своего ставшего поистине огромным государства в единое целое. А дальше началось все то же самое, что происходило позднее и с другими странами, вступившими на путь успешных завоеваний. Воинов в армию требовалось все больше и… некому стало засевать поля и заниматься ремеслом.
А вот еще одна сцена мучительства. Сначала руки отрубали, затем ноги, а потом можно и на кол посадить, пусть еще и это испытает напоследок… Оковка на воротах из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей.
А вот эти ворота выглядят в реконструированном виде. По обе стороны от них крылатые ассирийские человекобыки ламмасу или шеду. Сохранившихся крылатых шеду сегодня можно увидеть во многих музеях мира: парижском Лувре, Британском музее в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, в Восточном институте в Чикаго. Копии шеду в натуральную величину, сделанные из гипса, экспонируются также в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Есть они и в Национальном музее Ирака в Багдаде, но только кто же туда поедет их смотреть, и целы ли они там вообще?
У ассирийцев оказалось слишком уж много военачальников и одновременно мало чиновников, способных собирать налоги. Однако раз вступив на эту стезю, сойти с нее ассирийцы уже не могли, ведь захватчиков ненавидели все окружавшие их народы и вынужденно терпели их гнет только из-за их вооруженной силы. То есть солдат требовалось все больше. Но существовала неписанная традиция, по которой торговые города мало того, что имели привилегии в отношении уплаты налогов, но еще и их жители освобождались от несения армейской службы. Сохранять эти привилегии завоевателям-ассирийцам совсем не хотелось, но и отменить их также не могли, поскольку опасались возможных мятежей и сокращения потенциальных покупателей их товаров.
Впрочем, все эти окаменевшие ужасы помогли специалистам в одном: они смогли очень точно передать в своих реконструкциях внешний облик и одежды ассирийских воинов и царей. Рисунок Ангуса МакБрайда.
Среди таких вот вольных городов очень важное место занимал Вавилон, к которому ассирийцы относились с немалым пиететом, так как в прошлом переняли у него и культуру, и религию, и письменность. Уважение к этому великому городу у них было так велико, что он стал чем-то вроде второй столицы ассирийской державы. Правившие в Ниневии цари пытались подкупать вавилонских жрецов богатыми дарами, старались украсить город дворцами и статуями, и, несмотря на все это, город своих завоевателей не принимал и продолжал оставаться центром заговоров против их власти. Противостояние это зашло настолько далеко, что ассирийский царь Синаххериб в 689 г. приказал разрушить Вавилон до основания и даже затопить то место, на котором он когда-то стоял. Этот ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город затем был отстроен заново уже при сыне Синаххериба Ассархаддоне, отношения Вавилона с Ассирией испортились навсегда. Поэтому и на авторитет главного религиозного центра Передней Азии опереться Ассирия больше уже не могла.
Вавилон был для ассирийцев объектом и тайной зависти, и одновременно восхищения. Что, впрочем, совсем не удивительно, если мы посмотрим вот на эту реконструкцию ворот богини Иштар в Вавилоне, которую можно увидеть в берлинском музее Пергамон.
А тут на севере возникло молодое и сильное государство Урарту и принялось воевать с ассирийцами (800—700 гг. до н.э.). Под ударами урартов ассирийская держава не раз оказывалась на грани поражения. Но крестьян, чтобы пополнять армию, уже не хватало и около 750 г. до н.э. ассирийцы заменили ополчение армией из наемников-солдат, специально обучавшихся военному ремеслу. А вот для того, чтобы это войско содержать, ассирийским царям пришлось вновь и вновь отправляться в свои грабительские походы. Так круг замкнулся, и это было началом конца.
Естественно, что стены своей Ниневии ассирийцы постарались выстроить не хуже вавилонских, хотя это их и не спасло!
Положение свободных крестьян, которые ранее шли в ополчение, теперь резко изменилось. Вельможи начали их закабалять, поскольку прежней роли они уже не играли, да и число их сократилось очень заметно. И получилось так, что сами же ассирийцы у себя же в стране оказались… в меньшинстве, а большинством в ней стали ненавидящие своих поработителей и согнанные из разных земель военнопленные. Могущество Ассирии стало быстро ослабевать и кончилось все тем, что в 614 году восставшие мидяне взяли штурмом город Ашшур, а два года спустя вместе с вавилонянами разгромили и уничтожили город Ниневию. Все оказалось так, как об этом было сказано в Библии: «И прострёт Он руку Свою на север, и уничтожит Ассур, и обратит Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня, и покоиться будут среди неё стада и всякого рода животные; пеликан и ёж будут ночевать в резных украшениях её, голос их будет раздаваться в окнах; разрушение обнаружится на дверных столбах, ибо не станет на них кедровой обшивки» (Книга пророка Софонии 2:13, 14). А ведь всего-то ассирийцы только того и хотели, чтобы им никто не мешал торговать!