какие страны делают аниме
Конничива: краткая история аниме от древности до наших дней
Откуда взялось и куда пришло одно из главных современных развлечений
Аниме набирает популярность и в кинопрокатах, и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.
От древности до Второй мировой войны
В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.
Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.
Индустрия манги и аниме в Японии начала активно развиваться после Второй мировой войны вместе с индустрией кинотеатральных развлечений. Западная анимация на тот момент по-прежнему качественно превосходила японскую, что привело к ее засилию в местных кинотеатрах. Гордым японским художникам это показалось непатриотичным, и они решили развивать свою технику анимации и вскоре научились создавать хорошие мультфильмы, не вкладывая в это много денег. Например, студия «Тоэй», основанная в 1948 году, со временем придумала распределять бюджет на проект так, чтобы его большая часть уходила на важные сцены, а неважные отрисовывали с меньшим качеством. В результате «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.
8 самых известных аниме-студий
В Японии находится более 430 аниме-студий. Каждый год в свет выходит огромное количество серий, OVA (не транслируемый в эфире 5-6-ти серийный фильм), полнометражных фильмов, спэшлов (дополнительные серии), что осложняет составление статистики. Иногда в целях повышения эффективности студии работают вместе, особенно, если проект сложный.
Обычно аниме-студии небольшие и работают на инвестировании от спонсоров (ТВ-каналы, корпорации по выпуску игрушек, манги-издательства). Такие студии возникают вокруг нескольких выдающихся творцов, поэтому часто им присущ определенный стиль, который задают ведущие дизайнеры. Но есть в Японии и крупные аниме-корпорации, которые выпускают в свет гигантское количество качественного продукта.
Мы определили топ-8 самых известных и крупных аниме-студий в Японии.
8. TMS Entertainment является одной из старейших и крупнейших студий в Японии. Была основана еще в 1946 году и работала над большим количеством мультфильмов в сотрудничестве с компаниями из Франции, Италии и США, в частности, с Walt Disney Television Animation. Можно сказать, что работы, преимущественно, ориентированы на приключения и романтику.
Самые известные: «Приятно познакомится, Бог», «Детектив Конан», «Трусливый велосипедист», «Ди Грэй-Мен», «Рыцари Зодиака», «Волшебник Кайто», «Люпен III», «Озорной поцелуй», «Бакуган».
7. Студия Bones основана сотрудниками аниме-компании Sunrise. Одним из первых проектов, который стал успешным, была совместная работа с Sunrise над фильмом «Ковбой Бибоп: Достучаться до небес».
Студия известна такими ставшими культовыми работами, как: «Темнее черного», «Стальной алхимик», «Бездомный бог», «Пожиратель душ», «Волчий дождь», «Готика», «Некогда вечный», «Арена Ангелов», «Ковбой Бибоп».
6. Студия Pierrot добилась успеха благодаря аниме в жанре махо-сёдзё, где главные героини учатся в младшей или средней школе, получают от сказочных существ волшебные предметы и умеют менять внешний вид с их помощью.
Сейчас на счету компании числятся уже более серьезные работы: «Крутой учитель Онидзука», «Блич», «Наруто», «Токийский гуль», «Боруто», «Вельзепуз» и несравненная «Йона на заре».
5. J.C. Staff долго боролись за место под солнцем и в итоге превратились в одного из ключевых игроков аниме-индустрии. Студия выпускает до десяти произведений в год, ориентируясь больше на комедийные, приключенческие и романтичные жанры.
Самые известные работы: «Бакуман», «ТораДора!», «Президент студсовета – горничная», «Владыка скрытого мира».
4. Production I.G — одна из наиболее узнаваемых японских анимационных студий, которая славится анимационными фильмами, а также компьютерными видеоиграми. Студия приняла участие в создании элементов фантастического боевика братьев Вачовски «Матрица» и анимационных вставок в фильме Квентина Тарантино «Убить Билла». Известна серьезными работами из замысловатым сюжетом.
Среди них можно выделить: «Волейбол!!», «Баскетбол Куроко», «Вторжение гигантов», «Призрак в доспехах», «Психопаспорт», «Путь аса», «Принц тенниса», «Неудержимая юность», «Дворянство», «Эпоха смут», «Сломанный меч», «Корона Греха».
3. Madhouse Studios до середины 1990-х годов специализировались на создании OVA и полнометражных анимационных фильмов, но, в отличие от других студий того времени, ориентировались на показы на телевидении и в кинотеатрах. Студия знаменита качественной рисовкой и грамотным сюжетом.
Популярные работы: «Ванпанчмен», «Первый шаг», «Тетрадь смерти», «Монстр», «Хеллсинг», «Нана», «Паразит: Учение о жизни», «Один на вылет», «Путь аса», «Нет игры – нет жизни», «Бэк», «Кайдзи», «Триган», «Сакура – собирательница карт», «Пираты «Черной лагуны», «Клеймор», «Школа мертвецов», «Дьявол может плакать».
2. Студия Sunrise наиболее известна работами в жанре меха (атрибутом аниме являются огромные боевые человекоподобные машины). Некоторые сотрудники компании позже создали свои собственные студии, также ставшие известными. Это Studio Deen, Bones и Manglobe. В связи с тем, что информации о студии до 1990-х годов было довольно мало, она получила прозвище «Студия, которой нет».
Работы: «Гинтама», «Код Гиас», «Тигр и кролик», «Мобильный воин Гандам».
1. Toei Animation – самая крупная японская анимационная студия. Со времен своего основания она создала бесчисленное количество телесериалов и фильмов, многие из которых стали популярны во всем мире. Хаяо Миядзаки, Исао Такахата и Ёити Котабэ работали с этой компанией на ранних стадиях своей карьеры.
Самые культовые работы: «Драконий жемчуг», «Ван-Пис», «Слэм Данк», «Трогательный комплекс», «Приключения Дигимонов», «Красавица-воин Сейлор Мун», «Трансформеры», «Эйр Гир».
Часто поклонники могут определить принадлежность аниме к той или иной студии уже с первых кадров, ведь каждая компания, вне зависимости от количества своих работ, имеет определенный стиль и особенности в подаче истории. А работы какой из перечисленных студий вам понравились больше всего?
Топ 25 стран смотрящих аниме!!
1. Япония (кто бы сомневался)
Япония, родина всея Аниме.
Япония Бог Аниме. Место, где все началось. Поэтому она занимает позицию №1, что ни для кого не сюрприз.
Эта страна удивила меня в первую очередь, но теперь я должен признать, что на Филиппинах ЛЮБЯТ аниме.
Так сильно, что я удивлен, что не замечал этого раньше.
3. Саудовская Аравия
Чем дальше по списку, тем интереснее.
Вы заметили, что это все еще не Великобритания, Европа и не Америка(во всем виноват VPN)?
Привет Чилийским фанатам.
Привет Малайзийский фанатам.
Верно, Коста-Рика занимает 10-е
место среди стран, кде больше всего любят аниме. 😉
Сингапур не так уж удивителен.
Сингапур азиатская страна, так что выглядит ожидаемо в списке.
Привет таиландским фанатам.
Сегодня я узнал кое-что новое.
Панама находится в Северной/Центральной Америке
15. Доминиканская Республика
Доминиканская Республика занимает 15-е место…
В Алжире есть фанаты аниме.
Эквадор на западном побережье Южной Америки
Ирак занимает 20-е место среди 25, где любят аниме.
Вот они все! Топ 25 стран-любительниц аниме. Согласно Google
Немного истории
Откуда в России появилось аниме? Первыми людьми, попробовавшими аниме на вкус в России стали активные пользователи интернета, такие как программисты, сисадмины и прочая IT-братия. Так же начали появляться кассеты с аниме, которые ходили по рукам и переписывались по много раз. Так как на русский аниме тогда еще не переводилось, смотреть приходилось с английскими субтитрами, благо английский знают довольно многие. Да и о существовании аниме, в России узнали в первую очередь с американских сайтов.
Кстати, даже сейчас среди «айтишников» много анимешников, да и сам я по образованию программист >__^
Но со временем, в след за американскими мультиками, на российские телеканалы стали попадать первые аниме сериалы. Вот тут-то мифы про аниме и положили свое начало.
Миф первый. Аниме – «детские мультики»/«девчачьи сказки»
Такое мнение появилось, когда аниме только-только начало пробивать себе дорогу в Россию. Одним из первых, транслируемых по российскому телевидению, аниме-сериалов был, как многие помнят, сериал Сейлор Мун, показанный сначала на тогдашнем 2х2, а потом и на ТНТ. И именно такой образ, ассоциируемый со словом «аниме» заклеймился в российских умах – большеглазые девочки в мини-юбках, спасающих мир. И не смотря на то, что сериал собрал большую аудиторию поклонников, во всех остальных он заложил отрицательное мнение о японской анимации.
Одним из следующих аниме, попавших в Россию, стал сериал Покемоны, который приобрел просто бешеную популярность у детей того времени. Двое из трех школьников и еще больше дошкольников собирали фишки, игрушки, значки, карточки с покемонами.
Для справки: Покемоны – аниме, рассчитанное на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Однако через некоторое время показ Покемонов России был запрещен. Аргументировалось это «негативным влиянием покемонов на психику детей», что и приводит нас ко второму мифу:
Миф второй. Аниме отрицательно влияет на психику
Такое мнение взяло начало с запрета Покемонов, и успешно закрепилась в умах людей. Как раз в это время на российском рынке начали появляться в продаже первые аниме-сериалы и многие родители/бабушки/тети/дяди и прочие родственники покупали своим драгоценным чадам/внукам/племянникам «мультики», даже не посмотрев, что они купили на самом деле. А теперь представьте реакцию родителей, увидевших, что их ребенок смотрит что-нибудь типа «Эльфийской песни», при условии, что они считают все нарисованное детским? Конечно, они побегут в магазин с жалобами «Как такое можно детям показывать?!». А некоторые побегут и еще дальше. После этого по телевидению было показано несколько передач, в которых «умный психолог» доказывал «непоправимый вред, наносимый японской анимацией психике людей», рассматривая ее как жанр, а не стиль рисовки.
Для справки: Анимухейтер, анимехейтер – в сленге любителей аниме это человек, сильно недолюбливающий или даже ненавидящий все, что связано с аниме-культурой.
Из этого вытекает следующий миф:
Миф четвертый. Аниме делает людей някающими идиотами
Наверняка каждый из нас встречал хоть одного человека, в речи которого регулярно проскакивают слова «ня», «кавай» и производные от них. Кроме того, такой человек, скорее всего, в разговоре очень часто говорит об аниме и не упускает возможности лишний раз напомнить окружающим, какой он «отаку». И еще. Он школьник. Не в смысле, что он учится в школе, а что он, так называемое «школоло».
Да, как говорится «в семье не без урода». К сожалению, начинающие анимешники часто находятся под слишком большим впечатлением (ведь правда, перед ними словно новый мир открылся) и стараются этим впечатлением поделиться со всеми окружающими. Это выражается по-разному. Адекватные могут просто посоветовать друзьям посмотреть особо приглянувшиеся им сериалы и не будут особо навязчивы. Но есть и такие, в которых все просто бурлит и выплескивается наружу, например через то же использование слова «ня». Некоторые идут дальше и принимаются косплеить полюбившихся героев в повседневной жизни. Естественно они создают плохую репутацию аниме-сообществу.
Миф пятый. Аниме слишком нереалистично
И правда. Взять хотя бы стиль изображения мимики. У персонажа могут внезапно возникнуть акульи зубы и пульсирующая жилка на лбу, появиться капля пота на затылке или хлынуть буквально ручьи слез из глаз. Это может показаться странным и отталкивающим. Кроме того, многих пугают огромные глаза и странные пропорции тел. Да и сюжеты редко можно соотнести с реальной жизнью. Кроме того, бывают моменты, когда на картинке почти все застывает и в движении остается лишь какая-то деталь, например рот персонажа.
А ТЕПЕРЬ ПРИШЛО ВРЕМЯ ЭТИ МИФЫ РАЗРУШИТЬ!
Аниме – «детские мультики»/«девчачьи сказки»
Тут все как раз наоборот. Подавляющая часть выпускаемого аниме рассчитано на подростковую и взрослую аудиторию. Большинство сюжетов детям будет просто невозможно понять. Многие аниме известны большим количеством сцен насилия, вплоть до отрубания конечностей и выпускания кишок, а так же сценами эротического характера. Такое явно не для детей.
Аниме отрицательно влияет на психику
И каким, извините, образом аниме отрицательно влияет на психику? Какой бы вам не пришел в голову аргумент, можно привести тысячи примеров НЕ аниме, подходящих под него. Кроме того можно привести множество примеров аниме, под этот аргумент не подходящих. Да и вообще, аниме – это не жанр, а стиль! И разница эта огромна. Да, есть некоторые аниме выносящие мозг напрочь. Но, во первых, таких немного, а во вторых, они обычно находятся в категории “brainfuck” (это не шутка, на многих аниме-сайтах такая категория присутствует).
Аниме слишком нереалистично
Ну, тут уже, как говориться, «на вкус и цвет». На всех не угодишь, и если это не нравится лично вам, это не значит, что это плохо.
С другой стороны, если посмотреть на то, что нам предлагает американский кинематограф, мы видим те же проблемы, за исключением, разве что, «залипания» картинок.
Да и не всегда эта претензия справедлива. Наверняка каждый смотрел хотя бы одну из полнометражек Миядзаки, например «Ходячий замок Хаула» или «Унесенные призраками», не зная, что это тоже аниме. И, признайтесь, вам понравилось.
Например, мне друг один раз сказанул: «Я вчера по телику “Унесенные призраками” смотрел. Вот это вещь, не то, что твое аниме».
И не стоит все сериалы, у героев которого большие глаза, принимать за аниме. Еще один случай из жизни:
Мама пригласила к себе на чай подругу, и та, уже не помню зачем, зашла в мою комнату. У меня на полке стоят две фигурки: Мику и Сендзегохара. Так вот, смотрела она на них, смотрела, а потом как спросит: «Это у тебя что, Винкс, что ли?» о_О
Первая мысль была: «Убить еретика!»
В заключение выражу надежду, что эта статья изменила ваше мнение об аниме в лучшую сторону.
Самое популярное аниме десятилетия у пользователей Crunchyroll из разных стран
На сайте онлайн-сервиса Crunchyroll вышла статья о самом популярном аниме у его пользователей из разных стран мира в прошлом десятилетии (2010–2019 годах). В материале представлены и самые просматриваемые аниме в странах, в которых Crunchyroll работает куда меньше 10 лет, например России. Также стоить отметить, что на конечный результат повлиял тот немаловажный факт, что пользователям сервиса из разных стран доступен разный набор аниме. В той же России такие известные сериалы, как «Ван-Пис» и «Атака титанов», выпускает Wakanim. А в Японии, поставляющей миру аниме, большая часть его просмотров приходится не на Crunchyroll. Оттого в Стране восходящего солнца любимым у пользователей сервиса вообще оказался американский мультсериал.
Ниже будут представлены самые популярные аниме прошлого десятилетия у зрителей Crunchyroll и приведены примеры стран, в которых их больше всего смотрели на сервисе.
Северная и Центральная Америка:
Самое популярное аниме в Северной Америке:
Южная Америка:
Самое популярное аниме в Южной Америке:
Европа:
Самое популярное аниме в Европе:
Средний Восток:
Самое популярное аниме на Среднем Востоке:
Африка:
Самое популярное аниме в Африке:
Азия:
Самое популярное аниме в Азии:
Океания:
Самое популярное аниме в Океании:
Самое популярное аниме в Антарктиде:
Самое популярное аниме в мире:
Более подробная информация представлена в статье на сайте Crunchyroll, включая специальные карты с отмеченными на них популярными аниме сервиса 2010–2019 годов.