какие страны должны россии и сколько на 2021 год посмотреть
Внешний долг России
Кандидат экономических наук, эксперт сайта.
Каждый россиянин знает, кому он должен:
А сколько, кому, и за что должна Родина – страна с гордым названием Российская Федерация, или просто Россия? Выяснить внешний долг России на сегодняшний день не так уж и сложно.
Что такое внешний долг и что он в себя включает
Экономика семьи, предприятия, банка и страны базируется на бюджете. Он дает возможность планировать расходы, опираясь на доход. И если в случае семьи план держится в голове, то для страны – это документ, имеющий форму Закона.
Пополняется бюджет за счет:
Расходная часть включает затраты на медицину и образование с наукой, оборону, социальное обеспечение, развитие инфраструктуры и многое, многое другое.
Практически всегда расходы государственного бюджета превышают доходы. Возникает дефицит денежных средств. Если он находится в пределах от 0,1 до 3%, ничего страшного не происходит – за счет роста внутренней инфляции дефицит бюджета перекрывается. Другое дело, когда нехватка средств большая, например, резко упали цены на нефть и газ, а платить пенсии, заработную плату учителям, врачам военным надо.
Дороги и больницы так же строить необходимо. В этом случае государство прибегает к займу. Деньги можно занять внутри страны у населения, банков, той части сектора экономики, которая занимается производством товаров и оказанием услуг (его называют корпоративным сектором). Если дефицит погасить не получается – выходят на международный рынок ценных бумаг, где предлагают облигации под определенный процент. И чем он выше, тем быстрее пакет раскупается.
Это классическая модель долга государства. Но жизнь разнообразнее. Поэтому во внешней задолженности присутствуют и другие денежные обязательства. Их полный перечень можно увидеть из определения внешнего долга в учебниках по экономике.
Внешний госдолг – это финансовые обязательства государства перед субъектами международного права: странами, фондами, банками, корпоративным сектором. В задолженность входят: уплата процентов по ценным бумагам и зарубежным кредитам, погашение (выкуп) ценных бумаг по истечении срока действия и возврат займа, гарантии под ссуды, выданные зарубежными банками национальным корпорациям и компаниям, обязательства по оплате импорта.
Из приведенного определения можно сделать важный вывод: в мире нет страны без внешнего долга. Даже Китай, с его мощными финансовыми ресурсами его имеет – образуется просто: компания купила товар с отсрочкой платежа. Пока деньги не ушли продавцу, государство, в лице покупателя, имеет долг.
Статистика внешнего долга России
После распада Советского Союза, Российская Федерация унаследовала долг СССР ($104,0 млрд.) в обмен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов распавшейся страны.
Переход промышленности и сельского хозяйства от плановой системы управления к рыночным инструментам давался молодой стране с трудом. Поэтому Россия в 90-е годы была вынуждена активно брать кредиты у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на 14,0 млрд. долларов США (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4% ВВП. В абсолютных цифрах – 188,534 млрд. долларов (на конец года).
Это был пик задолженности. Страна стала слезать с кредитной иглы, что позволило уменьшить к началу 2000 года внешний госдолг до 146 млрд. долларов. Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. На международном кредитном рынке со стороны РФ появились новые игроки: Центральный банк, коммерческие банки, субъекты корпоративного сектора экономики. В результате совокупный внешний долг стал стремительно расти при одновременном падении задолженности Правительства.
Статистика внешнего долга России по годам приведена на графике.
В 2019-2021 годах появилась новая тенденция: при профиците бюджета государство вновь начало брать кредиты и выпускать облигации, хотя нужды брать займы, у Министерства финансов не было и нет.
По мнению отечественных и зарубежных финансистов, заимствования носят скорее имиджевый характер, чем попытка заработать на дешевых финансовых ресурсах. Появление прагматизма у Правительства позволяет скорее согласиться с тем, что государство пополняет бюджет за счет разницы стоимости кредитов внутри страны и за рубежом.
Есть и другая точка зрения – состояние экономики России напоминает полусонное царство. Дешевыми кредитами правительство стремиться расшевелить бизнес, придать большую динамику в развитии. Кто прав — покажет время.
Внешний долг на сегодняшний день
Задолженность банков значительно сократилась и составляет всего 76 560,0 млн. долларов США. Это напрямую связано с санкциями против банковской системы, в результате чего доступ к краткосрочным кредитам (коротким деньгам) полностью перекрыт. С одной стороны плюс, с другой – минус. Ведь на краткосрочных кредитных деньгах банки, как это не покажется странным, но зарабатывали и платили налоги в бюджет.
Структура внешнего долга
Структуру внешнего долга можно рассматривать по нескольким параметрам. Наибольший интерес вызывают источники возникновения и перечень стран с удельным весом госдолга, перед которыми возникла задолженность.
По источникам госдолг подразделяется:
В разрезе стран, которым должна Россия, на ведущих позициях офшоры, через которые и идут в основном торговые потоки: Кипр, Исландия, Люксембург, а так же Великобритания и Голландия. Китай предоставил кредит на строительство нефте- и газопроводов. С другими странами стандартная задолженность по внешнеторговым операциям.
Динамика и прогноз
Наметившаяся в последние два года динамика роста внешнего долга будет закреплена. Причин несколько:
Получить кредиты в Международном банке и МФО вряд ли получится, хотя это самый выгодный в финансовом плане вариант. Правительству придется выпускать облигации, а у них процент выше. Главное, не распылить взятые деньги, а направить их на осуществление действительно значимого объекта, который не только окупит взятые в долг средства, но и принесет в казну значительные суммы в виде налоговых платежей.
Опасаться роста удельного веса внешнего займа в структуре ВВП страны не стоит. Он у России очень маленький. Для сравнения приведем данные по ведущим странам мира.
Значение изменения госдолга для граждан
Большинство граждан России отмахнуться: какое ко мне отношение имеет внешний государственный долг России. Если ответить коротко, то прямое, через цены на товары и услуги. Рассмотрим, как это работает.
Заключение
Важной характеристикой внешнего долга является не совокупный внешний долг государства, а долг России перед МВФ и другими финансовыми организациями. До 1919 года он стремительно снижался. Сегодня наблюдается обратная тенденция – правительство постоянно выбрасывает на рынок ценных бумаг облигации государственного займа. Следует отметить еще и тот факт, что долг СССР практически выплачен. Поэтому все новые кредиты пойдут на развитие реального сектора экономики.
Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России
Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.
Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.
После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».
Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.
Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.
Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Кто и сколько должен нам
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Кому и сколько должны мы
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Внешний долг России на 2021 год
По информации Центробанка на 1 октября 2020 года совокупный внешний долг России составил 463 666 млрд долл., сократившись по сравнению с началом года почти на 28 миллиардов. На 2021 год предпосылок для прироста долговых обязательств также не наблюдается.
Из чего формируется долг
Внешний долг представляет собой обязательства России в иностранной валюте перед другими государствами, международными организациями, частными зарубежными инвесторами.
Минимальная отметка внешнего долга за последние 10 лет была достигнута по состоянию на 1 января 2019 г. – 455 073 млрд долл. Максимальное его значение – 732 779 млрд долл. – фиксировалось на 1 июля 2014 г. Таким образом, чуть больше чем за 4 года объем долговых обязательств России уменьшился на 36%.
Сумма задолженности формируется из краткосрочных и долгосрочных долгов государства, банковского и частного сектора, касающихся:
Динамика и структура задолженности
Если говорить о динамике, на данный момент проявляется тенденция к снижению долговых обязательств Российской Федерации перед иностранными кредиторами. Основной ее фактор – рыночная валютная переоценка, связанная с ослаблением российского рубля. Попросту говоря уменьшение сумм в 2020 году – последствие девальвации, а не реального погашения.
В структуре совокупного внешнего долга в течение 2020 года картина выглядела следующим образом (по информации Банка России в млрд руб.):
01.01.2020 | 01.10.2020 | |
---|---|---|
Органы государственного управления | 69930 | 59544 |
Центральный банк | 13914 | 13410 |
Другие банки | 76954 | 72900 |
Прочие секторы | 330619 | 317812 |
Скачать подробную структуру внешнего долга России по состоянию на 01.10.2020 с динамикой за предыдущие годы
Заимствования государственных органов станут одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета, который в 2021 году оценивается на уровне 2,4% ВВП. Причем сохранение дефицита (хоть и с тенденцией к снижению) прогнозируется и на последующие два года. Показатели в 2022 и 2023 году составят 1% и 1,1% ВВП соответственно.
Прочие секторы с наиболее крупной суммой включают корпоративную задолженность. Ее большой объем объясняется тем, что сюда относятся зарубежные инвестиции в различные компании, зарегистрированные в России, кредиты зарубежных банков для предприятий и задержки по оплате импортных сделок, предусмотренные условиями договоров поставки.
Еще один параметр для анализа структуры внешнего долга – валюты, в которых были взяты займы. Поскольку на международной арене по-прежнему преобладает американский доллар, именно на эту валюту приходится основная сумма долгов России.
На 1 июля 2020 года структура сформировалась следующим образом (суммы указаны в млрд долл.):
Есть ли опасения
Сам факт наличия внешнего долга – не повод для беспокойства. Реальное положение дел отражает не столько его размер, сколько удельный вес в совокупном государственном долге и в структуре ВВП страны. По первому критерию на 2021 и последующие два года для России прогнозируется снижение:
Годы | Внутренний долг, % | Внешний долг, % |
---|---|---|
2021 | 77,8 | 22,2 |
2022 | 79,3 | 20,7 |
2023 | 80,8 | 19,2 |
По соотношению с ВВП также нет особых оснований для опасений. У Российской Федерации показатель очень маленький и держится на одном из самых низких уровней в сравнении с другими странами. По международным критериям долговая нагрузка на экономику страны оставалась умеренной на протяжении 2020 года. К примеру, на 01.07.2020 показатели внешней задолженности были следующие:
У многих развитых стран соотношение с годовым ВВП превышает 100%. Лидером в этом плане является Япония с показателем около 235%. Но это не мешает ей оставаться одним из главных кредиторов США.
Многие эксперты прогнозируют дальнейшее снижение внешнего долга России в 2021 году. Предпосылки к этому – ограниченный доступ к кредитным зарубежным ресурсам из-за продолжающихся санкций и способность страны покрывать текущие финансовые потребности за счет внутренних резервов.
Лента новостей
Все новости »
Москва оказалась на пятом месте в списке крупнейших кредиторов в мире. Больше всех России должны Белоруссия, Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен
России должны около 23 млрд долларов. Об этом сообщает Всемирный банк, который впервые обнародовал данные по странам-кредиторам и их должникам. Информация предоставлена за 2019 год.
Крупнейший кредитор в мире — Китай, он выдал другим странам займов почти на 150 млрд долларов. Далее следуют Япония, Германия и Франция. Россия в рейтинге на пятом месте.
Крупнейший должник России — Белоруссия. По итогам 2019 года Минск был должен Москве более 8 млрд долларов. Но с тех пор Белоруссии был обещан еще 1 млрд.
Далее в списке тех, кто должен России, идут Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, каждая из этих стран заняла более 1 млрд. Однако Бангладеш получил от России экспортный кредит на постройку атомной электростанции, то есть не в виде живых денег, а в счет оплаты поставок и услуг российских экспортеров, писало ранее РБК.
За Афганистаном, Сербией, Украиной и Сирией числятся долги перед Россией от полумиллиарда до миллиарда долларов. Сумма долга Афганистана не меняется в течение последних 12 лет, Сирии — последних десяти.
Что касается Украины, то Киев учитывает только долг в 600 млн за поставки российского газа в начале 1990-х годов, в то время как Москва считает, что Украина должна ей более 3 млрд по спорным еврооблигациям.
У африканских стран кроме кредитов, выданных во времена СССР, есть и новые российские, в частности у Замбии и Мозамбика.
Почему Россия дает в долг тем странам, которые фактически не смогут его вернуть? Такой вопрос довольно часто становится предметом политических манипуляций в обществе, говорит руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
— Мы видим крупные суммы, и это создает возможность для политической спекуляции: смотрите, нам не хватает денег, а мы Замбии, Мадагаскару, Венесуэле раздаем эти деньги. На самом деле это смешение твердого с холодным. Если Россия сейчас предоставляет кредит, это носит очень важное политическое значение, потому что это часто обеспечивает закупку российских вооружений, что очень важно с точки зрения поддержания некоего баланса сил в мире. Что касается возврата этих денег, то вполне возможен товарный возврат: кофе, какие-то продукты, которые эти страны производят. Возможна форма создания каких-то баз, совместных предприятий. Есть разные механизмы возврата этого долга. Нужно помнить, что это в сложной форме обеспечивает и престиж России, и возможности осуществлять постоянные поставки на какие-то рынки или препятствовать захвату этих стран и их подчинению американским государствам. Если говорить об Африке, к примеру, то сильные позиции РФ в Африке оборачиваются более сильными позициями России в ЕС, потому что бывшие европейские колонизаторы смотрят на Москву и понимают, что если они хотят разговаривать с бывшими колониями (а им очень хочется с ними разговаривать, потому что у них есть экономические интересы в этих зонах), то они должны с особенным уважением относиться к российскому государству, считаться с его политикой и его экономическими интересами в Европе. В данном случае я говорю про поставки газа.
— Белоруссия — самый большой наш должник. Понятно, что вопрос все-таки политический, но такой кредит тоже окупается?
— С Белоруссией кредит окупается только теперь, наверное. После того как в Белоруссии возник в 2020 году тяжелейший политический кризис и его временное притушение и будущее разрешение оказалось связано с сотрудничеством с Россией. Но еще недавно, в середине 2020 года, мы наблюдали безобразные метания белорусского руководства.
Россия продолжит предоставлять кредиты другим странам, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «В рамках двусторонних отношений со многими государствами Россия предоставляет кредиты. Это обычная мировая практика. Это является неотъемлемой частью тесного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества», — сказал Песков журналистам. По его словам, существуют определенные правила по обслуживанию долгов и правила, которые регулируют продолжение кредитования в соответствии с уровнем закредитованности той или иной страны.
Минфин России информацию о кредитах, выданных другим странам, не публикует. Программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету, отмечает РБК.