какие страны имеют территориальные претензии к россии и в чем они заключаются
Территориальные претензии: кто сколько хочет от России
Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли.
Однако время от времени вопрос территориальных претензий привлекает к себе внимание.
Ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение.
Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном случае есть свои особенности и нюансы.
Военное значение имеют территории, которые могут стать «перевалочными пунктами» для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.
К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.
Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.
Кто и на что претендует
Сегодня практически все знают о том, что некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России.
Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.
После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в «коллективном бессознательном» наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире v 60 тысяч километров.
Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.
У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.
Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.
Россия v Северная Корея
Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).
В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации.
На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.
Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.
Россия v Казахстан
Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная «межреспубликанская граница».
Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства v Азербайджан, Туркмения и Казахстан v требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.
Россия v Азербайджан
Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины v народ оказывается разделенным.
С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований v Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.
Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.
Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.
Россия v Белоруссия
Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.
Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.
Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.
Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.
Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.
Россия v Финляндия
Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации.
Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений v разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская Lграница полярных владений¦ должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.
Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.
Насколько реальны претензии
Маловероятно, что кто-либо из нынешних соседей России способен ввязаться в войну, чтобы реализовать свои территориальные притязания. Однако в современном мире существует много других способов добиваться своих целей. Российские эксперты очень любят заниматься построением сценариев типа:
«Возможны пограничные конфликты, возня из-за демаркации границы, как это было в ситуации с пограничным пунктом Верхний Ларс на границе с Грузией»
«Нельзя не брать в расчет возможное провоцирование этнических и межэтнических конфликтов на территории России извне. Как это происходит сейчас на Кавказе в связи с Чечней, на границе с Дагестаном, с Абхазией и Грузией.»
«Возможно постепенное изменение не в пользу российских граждан этнического баланса на прилегающих дальневосточных территориях в связи с проникновением и расселением там граждан Китая».
«Своего рода «экономический шантаж» как реакция на внутренний катаклизм в России. Если у нас что-нибудь случится, некоторые из наших соседей могут предъявить России, как векселя к оплате, свои отложенные территориальные претензии».
Кроме того, по подсчетам журналистов, в самой России в последние 10 лет проявилось порядка 30 территориальных претензий субъектов Федерации друг к другу.
Москва спорит с Московской областью о принадлежности аэропортов Шереметьево и Внуково, Тверская область спорит с Ярославской об островах на реке Молога. Шадринский и Долматовский районы Курганской области тяготеют к Свердловской области. Из-за спорных территорий враждуют Калмыкия и Астраханская область. И это далеко не полный список.
Особую опасность представляют такие регионы, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в которых уже давно звучат призывы к разделению.
Какие страны имеют территориальные претензии к России: список
Интерес к самой большой стране на Земле с давних времен оказывает существенное влияние не только на внутреннюю, но и внешнюю политику России. Вопрос о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, уходит корнями в Средневековье и сохраняется в наше время.
Ученые-историки делят территориальные споры на несколько значений:
У России самые большие морские и сухопутные границы, которые нуждаются в полном контроле и защите.
Российская территория во все времена считалась «лакомым куском», особенно для восточных правителей. Еще с V века Россия подвергалась набегам кочевников не только для собственного обогащения, но и для завоевания новых территорий.
Япония
Некоторые южные части Курильских островов являются предметом спора между Россией и Японией, тем более, что ни мирного договора, ни договора о границе между странами не существует, так как подписать его не могут еще со времен Второй мировой войны.
Между странами пролегает самая большая в мире водная граница. Разграничение вод в Беринговом проливе долгое время не могло разрешиться. С 1990 года Россия и США заключили договор о разграничении территориальных вод (около 5 тысяч километров).
Азербайджан
Требует у России не только раздела дна Каспийского моря, но и некоторых сухопутных территорий. Споры возникают в связи с проживающим народом. Народ лезгины может разделиться, так как проживает по обе стороны границы.
Грузия
Работу комиссии по разделению границы осложняет раздел черноморской части, в которую входят экономическая зона с территориальными зонами и шельф.
Китай
С начала 1960–х годов начались пограничные споры между СССР и Китайской республикой. Борьба за Далматский остров длилась несколько лет. И только в 1991 году был подписан договор о делимитации. Однако китайцы до сих пор пытаются углубить свои границы в районе реки Амур и Алтайских гор. Причем спор идет о небольшом участке земли в 17 гектаров, расположенных на высоте 3 километров. Соглашение о делимитации действует на западной границе протяженностью 50 км. Несмотря на это, китайская пресса часто публикует карты, на который часть российских земель обозначена как собственность КНДР.
Казахстан
Вопрос о границе остается спорным. Но пока ни одна из сторон его не поднимала.
Эстония
Одна из российских автомобильных дорог имеет форму сапога и два раза пересекается с эстонской границей. Это неудобно для автомобилистов обеих стран. Эстонские власти для решения проблемы предложили передать «сапог» в их собственность. Но некоторые пункты составленного договора не удовлетворили Россию, и дорога остается предметом разногласий.
Украина
Азовское море и Керченский пролив считаются внутренними водами обеих стран. Однако Киев настаивает на разграничении не только водной границы, но и некоторых сухопутных территорий.
Литва
Страна граничит с Калининградской областью. Официальных претензий к России пока не было объявлено, но в СМИ ходят слухи, что литовские власти заинтересованы в аннексии российской территории.
Латвия
После развала СССР латвийские власти выдвинули претензии на Пыталовский район, принадлежащий Псковской области. Но Россия категорически отказалась передавать свои земли Латвии. Соседи не стали обострять спор и пошли на уступки, так как вражда с Россией им не принесет желаемых результатов. Все разговоры внутри страны о попытке возвратить карельские земли были опровергнуты президентов Латвии.
Карелия
Земли несколько раз становились собственностью разных стран. После Великой Отечественной войны часть Карелии была возвращена России, а часть является составом Финляндии. В последнее время российско-финская граница не дает покоя местным жителям, выступающим за возвращение российской стороны.
Все страны, имеющие когда-либо территориальные претензии, объясняли это историческими событиями. При ее знании можно без особых разногласий сохранить неделимость российских земель.
Факт того, что кто-либо из соседей попытается ввязаться в войну с Россией из-за территориального конфликта в настоящее время, маловероятен. Точной информации о том, какие страны имеют территориальные претензии к России, нет, есть лишь предположения и слухи.
Конец научному обсуждению территориальных вопросов России?
В обновленной Конституции появился запрет на любые действия, направленные на отчуждение части территории, а также призывы к таким действиям (п. 2.1 ст. 67). В рамках обширной законотворческой работы по приведению законодательства в соответствие с новыми конституционными положениями в Госдуму внесен законопроект № 989303-7. Он дополняет УК РФ статьей 280.2, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за отчуждение части территории Российской Федерации или иные действия, направленные на нарушение территориальной целостности. Исключение составляют действия по делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы.
Помимо этого, в УК РФ сохранилась статья 280.1, запрещающая публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности. Тем же законопроектом предлагается применять статью 280.1 только в случае повторного совершения деяния, при котором лицо уже было привлечено к административной ответственности. Для реализации этого порядка другой законопроект № 989291-7 дополняет КоАП РФ статьей 20.3.2 об административной ответственности за публичные призывы к нарушению территориальной целостности.
В этой связи возникает вопрос о самой возможности научно-правовой дискуссии о статусе и судьбе территорий, на которые претендуют другие государства. К таким территориям в первую очередь относятся южные Курилы и Крым. В свете предлагаемой статьи 280.2 УК РФ такая дискуссия подпадает под определение «иных действий», направленных на нарушение территориальной целостности. В этом смысле даже простой обзор различных точек зрения на территориальный вопрос может привести к уголовному преследованию. После принятия законопроекта можно забыть о научном изучении территориальных проблем. Насколько такое ограничение обоснованно?
Понятны интересы государства предотвращать любые попытки отчуждения ее территории. Государство вправе требовать от своих граждан лояльности в решении этих вопросов. Публичные призывы к отделению какой-либо части государственной территории или принятие непосредственных действий по нарушению территориальной целостности должны караться по всей строгости закона. Но допустимо ли распространять аналогичный подход на высказывания гражданами своего мнения, в том числе в форме научной полемики?
Представляется, что нет. Свобода выражения мнения гарантируется Конституцией и многими основополагающими международными договорами о правах человека. Ограничения допустимы только для достижения определенных целей, в том числе, для обеспечения безопасности государства. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд, ограничения конституционных прав и свобод должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений. Законодатель не может осуществлять регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания. Для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.
Все эти требования не будут выполнены в случае введения в действие новой статьи 280.2 УК РФ. Запрет на совершение любых действий, которые так или иначе связаны с вопросом о территориальной целостности государства, не является необходимым и соразмерным. Новое регулирование приведет к утрате основного смысла свободы слова и фактически заблокирует любые высказывания на тему территориальных споров с соседними государствами. Предлагаемая норма статьи 280.2 УК РФ об «иных действиях» является расплывчатой и допускает произвольное толкование в угоду интересам государственного правоприменителя.
На текущий момент документы, сопутствующие законопроекту, не содержат каких-либо замечаний конституционного характера. Да и в условиях принятия законопроекта во исполнение всенародно одобренных поправок в Конституцию другого ожидать, наверное, не стоит. Тем не менее, коррекция состава предлагаемой статьи 280.2 УК РФ необходима, иначе в идиллической атмосфере государственной правоты пропадет другая ценность – слово, высказанное не с целью причинить вред, а с целью разобраться и найти приемлемое решение.
Какие страны официально претендуют на российские земли и есть ли у них законные основания
Аэрофотосъемка острова Олений. Фото из яндекс-коллекции.
И вряд ли бы это кто заметил, но на острове Олений, или Ноктундо, совершил свой подвиг один из главных персонажей корейского пантеона героев, полководец Ли Сунсин.
Граница с КНДР на реке Туманная, в Хасанском районе Приморья. Здесь находится остро Олений, на который претендует Южная Корея
Претензии Тайваня можно тоже отнести к разряду исторических курьезов. Как известно, остров Формоза стал последним оплотом гоминьдановского Китая и изгнанного коммунистами из материковой части страны генералиссимуса Чан Кайши. Руководство непризнанного Тайваня и по сей день объявляет себя законным китайским правительством, отвергая договоры, заключенные КНР. На этом основании остров имеет претензию, ни много, ни мало, на российскую Тыву.
Без слов. Картинка из Яндекс-коллекции
Почвой для таких смелых требований является тот факт, что маленькая республика, будучи китайским протекторатом и «мятежной территорией», в 1944 году вошла в состав СССР, без согласия центрального правительства. Теперь «настоящие» китайцы очень хотят Тыву, но высказать эту претензию им некому. Россия признает Тайвань неотъемлемой частью Большого Китая и дипломатических связей с Формозой не имеет.
Японские националисты у посольства РФ требуют немедленного возрата четырех островов. Фото из Яндекс-коллекции
Фото из Яндекс-коллекции
В одном из следующих материалов мы подробно изучим историческую подоплёку курильского «вопроса» и обоснованность претензий «прибалтийских тигров», до сих пор рассчитывающих на территориальные приобретения за счет России.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
У каких стран есть территориальные претензии к России
Япония. Пожалуй, наиболее актуальными на сегодняшний день являются претензии Японии к России в отношении Южных Курильских островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелага Хабомаи. Эти территории впервые появились на карте России в середине XVIII века, когда капитан русского флота Мартын Петрович Шпанберг нанес на нее Малую Курильскую гряду. Екатерина II закрепила эти присоединения указом от 1786 года, назвав их « землями, российскими мореплавателями приобретенные». Однако уже в 1855 году они были переданы Японии согласно Симодскому договору как залог « постоянного мира и искренней дружбы между Россией и Японией». За этим соглашением последовал и Санкт-Петербургский договор, по которому все Курилы переходили Японии в обмен на японскую часть Сахалина. Последняя была впоследствии утрачена в ходе Русско-японской войны. Шанс вернуть утраченные территории представился после Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года, на которой была достигнута договоренность о вступлении СССР в войну против Японии при условии передачи ему Южного Сахалина и всех Курильских островов. В соответствии с этим соглашением генерал союзных войск Дуглас Макартур в 1946 году специальным меморандумом исключил из территорий Страны восходящего солнца Курильские острова (острова Тисима), группу островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Сикотан. Однако мирный договор между Россией и Японией так и не был подписан. Япония отказалась признать ряд Курильских островов, перешедших к России, « Курильскими». Согласно официальной позиции Страны восходящего солнца, острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (Южные Курилы) в состав Курил не входили и Япония от них не отказывалась. В 1956 году СССР, согласно морской декларации, был готов уступить Японии острова Хабомаи и Шикотан, оставив за собой стратегически важные Кунашир и Итуруп. Однако в случае подобного компромисса США пригрозили Стране восходящего солнца лишением архипелага Рюкю с островом Окинава, который тогда находился под управлением Америки. Несостоявшийся компромисс был фактически последним прецедентом в истории, когда курильский вопрос мог сдвинуться с мертвой точки. Принятый незадолго после этого Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией узаконил пребывание американских войск на японской территории, что было, естественно, расценено СССР как угроза собственным интересам. Спор о северных территориях зашел в полнейший тупик. На сегодняшний день четыре острова Южных Курил, а также статус Северных островов и Южного Сахалина остаются главным камнем преткновения в российско-японских отношениях, который препятствует подведению итогов Второй мировой войны и подписанию мирного договора. Согласно позиции России, все Курильские острова, включая Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи, а также весь Сахалин, принадлежат РФ на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Россия готова по-прежнему пойти на уступки в виде островов Хабомаи и Шикотан. Япония, позицию которой последовательно поддерживает США, считает все Южные Курилы своими исконными землями, незаконно оккупированными Россией, а Северные Курилы и Южный Сахалин – территориями с неопределенным статусом. С ее стороны мирный договор возможен лишь при возвращении всех четырех спорных островов. При этом есть еще третья сила – коренные жители айны, которые настаивают на своих суверенных правах на Южные острова. Ситуация порой доходит до абсурда. Так, в 2012 году японское правительство официально выразило сожаление в связи с посещением российским президентом Дмитрием Медведевым острова Кунашир, назвав это « серьезными препятствиями в двухсторонних отношениях». Возврат Курил – краеугольный камень внешней политики нынешнего премьера Японии Синдзо Абэ.
Финляндия. В то время как Латвия отказалась от своих территориальных претензий, в Финляндии растет число общественных организаций, выступающих за возвращение Карелии и других территорий, утраченных в ходе Второй мировой войны. Среди инициаторов – реваншистская организация ProKarelia, клуб Karelia, а также журнал Karjalan kuvalehti. Карельский вопрос возник в результате условий Тартуского мирного договора 1920 года, по окончании гражданской войны в Финляндии и советско-финской войны. По его условиям Западная Карелия переходила в собственность Финляндии. Территории были возвращены в ходе Второй мировой войны, а карело-финское население эвакуировано в Финляндию. В 2011 году лидер уже известного нам движения ProKarelia Вейкко Сакси выступал с подобной инициативой, сообщая, что возвращение Карелии Финляндии соответствует всем нормам Евросоюза. Однако президент Финляндии Саули Ниинисте во время своего рабочего визита в Москву в 2013 году опроверг эту информацию, заявив, что ни разу не услышал подобного предложения среди финских законодателей.
Китай. На сегодняшний день Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. Совсем недавно, в 2005 г., российско-китайская граница претерпела изменения в виде 340 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский, в месте слияния рек Амур и Уссури, перешли под юрисдикцию КНР. Однако на этом в территориальных претензиях Китая к России не была поставлена точка. В 2012 г. при проверке государственной границы между странами Китай заявил о необходимости сместить ее в глубь России, выдвинув претензию на « исконно китайские» 17 гектаров алтайской горной местности. Стоит отметить, что спор возник из-за небольшого участка труднодоступной территории, расположенной на высоте 2500-3000 метров и не оборудованной пропускными пунктами. В итоге китайская сторона не смогла представить никаких документов в поддержку своих притязаний на алтайские 17 гектаров, превратившихся в одночасье в спорные территории.
У кого есть территориальные претензии к России / Газета «Ставропольская правда» / 3 октября 2014 г.