какие страны могут войти в еаэс
Иран в ЕАЭС: Турция на очереди, Армения на распутье, Грузия на обочине
Итак, это уже официально: Иран начинает подготовку к вступлению в качестве полноценного члена в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. Причем, судя по отзывам как иранской прессы, так и государственных деятелей страны, за дело в Тегеране берутся, засучив рукава — спикер Меджлиса (парламента) Ирана Мохаммад Бакери Калибаф по возвращении из Москвы, заявил недавно, что предварительный этап займет всего пару недель.
С точки зрения собственно организации ЕАЭС, полноправное членство пятнадцатой экономики мира по объемам национального производства и крупнейшей в Западной Азии и среди стран ОПЕК — событие, которое трудно переоценить. Ту же Турцию Иран обогнал еще в 2007 году, став вдобавок еще и крупнейшей экономикой исламского мира. Иран, после Саудовской Аравии, обладает вторым по объему запасом нефти и занимает нишу в 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. В последние годы полным ходом идет диверсификация экономики, стимулируются точное машиностроение, автомобилестроение, ракетно-космическая промышленность, информационные технологии.
Партнер, что и говорить, в ЕАЭС вырисовывается серьезнейший, к тому же со вступлением в организацию Ирана прекратятся разговоры об ограниченности ЕАЭС бывшими союзными республиками и нет-нет да озвучиваемые незавуалированные намеки на то, что эта инициатива, мол, инструмент возрождения СССР в том или ином виде.
Интерес к ЕАЭС Иран проявлял давно, шли переговоры, были встречи и консультации, но подобная решительная активность началась именно сейчас. Насколько намерения Тегерана подстегнуты последними событиями в регионе Закавказья, сказать трудно, но то, что прошедшая в Нагорном Карабахе война и, как одно из ее последствий, намерения региональных стран разблокировать пути сообщения в немалой степени повлияли на действия Ирана, — однозначно.
Оно и верно, региональная сверхдержава не может и не станет оставаться в стороне от таких масштабных процессов. Тем более, что ей есть, что предложить и в коммуникационном плане, и немало.
Завкафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян указывает, что в полномасштабном членстве в ЕАЭС особенно заинтересованы консерваторы из иранского истеблишмента. Экономические отношения с организацией и, в частности, с Россией Тегерану нужно углублять, учитывая в том числе и разблокировку коммуникаций в Закавказье, полагают они.
И тут возникают самые разные варианты развития событий и немало перспектив — как взаимозависимых, так и параллельных. Особенно неисповедимыми становятся евразийские пути для Армении, тем более в ее нынешнем состоянии.
Если до сих пор Армения была единственной страной региона, входящей в ЕАЭС, то теперь все изменится и определенные преференции, имевшиеся ранее, могут исчезнуть с появлением нового мощного игрока. Не исключено к тому же, что давние разговоры о вступлении в союз Азербайджана вдруг (а на самом деле, вовсе и не «вдруг») обретут плоть, а за Баку теоретически может последовать и Анкара — исходя из четких экономических и геополитических расчетов, приправленных желанием еще раз прищемить что-нибудь не особо жалующему ее в последнее время коллективному Западу, плюс толика ревности к Тегерану — ведь это так в духе эмоционального Реджепа Эрдогана.
Впрочем, утрата некоторых, большей частью эфемерных, преференций Арменией может быть при правильном политическом и экономическом менеджменте с лихвой восполнена массой вполне осязаемых выгод. Например, скорее всего, будет реанимирован давний и вялотекущий, в последние годы и вовсе забытый проект железнодорожной магистрали, связывающий Иран и Армению.
Стоимость этого проекта оценивается в 3,2 миллиарда долларов. Протяженность дороги должна составить 300 километров, в ее инфраструктуру включены 64 моста общей протяженностью в 19,4 километра, 60 тоннелей в 102,3 километра и 27 станций — очень уж там рельеф сложный. Правительство Армении еще в 2014 году одобрило предварительную программу строительства дороги, однако из-за отсутствия реальных инвесторов эту идею надо будет доставать из долгого ящика.
А ведь с этой дорогой Армения получит выход не только в Иран, но и к заливу, и к Каспию — связавшись по морю с другими партнерами по ЕАЭС, Россией и Казахстаном. Излишне объяснять, почему во всем этом — только плюсы, учитывая, что вряд ли кто-нибудь из армянских бизнесменов и потенциальных железнодорожных и автомобильных пассажиров рискнет в обозримом будущем доверить свои грузы и жизни путям, пролегающим через азербайджанскую территорию. Если уж в Грузии армянские фуры подвергаются нападениям, как недавно в районе Марнеули…
В Анкаре и Баку без устали расписывают преимущества разблокировки всех видов региональных путей сообщения, утверждая, что это пойдет на пользу всем вовлеченным сторонам. Кто бы спорил о пользе, вот только решить бы прежде вопрос с реальными, а не на словах, гарантиями безопасности для армянских грузов и пассажиров. В случае же с Ираном подобных опасений не возникает.
В любом случае, вступление Ирана в ЕАЭС открывает для Армении возможности активизации экономики, что особенно актуально в послевоенный и постковидный период, стимулирования поставок энергоносителей с выходом на огромный иранский внутренний рынок. Армянская диаспора Ирана, лишенная, как и почти весь иранский бизнес, возможности инвестиций в третьи страны из-за многолетних западных санкций, сможет принять полноценное участие в процессах интеграции в ЕАЭС.
Возможность открытия путей в Иран через Армению уже в определенной степени всколыхнула и грузинских специалистов, вновь заговоривших о необходимости пересмотреть взгляды на блокировку железнодорожного сообщения через абхазский транзит. Для Грузии этот вопрос до сих пор был больше политическим, нежели экономическим, но в связи с новыми процессами на Южном Кавказе Тбилиси рискует остаться в стороне от развитий, если продолжит считать, что разблокировка коммуникаций с ее стороны будет означать признание самостоятельности тех территорий, которые Тбилиси считает оккупированными.
Таким образом, с вхождением Ирана в ЕАЭС важность разблокирования коммуникаций в регионе, столь усердно рекламируемая из Анкары и Баку, в блеске потеряет немало. Сам же Тегеран, помимо большого глотка свежего экономического воздуха, в немалой степени укрепит и безопасность страны. Это, правда, не очень понравится той же Анкаре и очень не понравится Тель-Авиву, но, разумеется, все ходы просчитаны обеими сторонами. И это уже отдельный большой разговор.
В заключение необходимо заметить, что все выгоды и преференции для Армении, существующие пока что в теории, обретут плоть лишь при условии проведения вменяемой и последовательной политики, в том числе экономической. До сих пор рационализмом и последовательностью нынешние власти страны блистали не особенно, к чему это привело, известно всем. Но время начать смотреть трезво на положение вещей приходит обязательно — лучше, конечно, по возможности пораньше.
Рубен Гюльмисарян, специально для EADaily
Страны, входящие в Евразийский экономический союз
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.
Участники Таможенного союза
Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
Также Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
История создания
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.
Евразийский союз на карте
Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.
Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.
Кто управляет ЕЭС?
Координируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
Управляющие органы Евразийского экономического союза
Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.
Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.
Цели ТС и их осуществление
Первая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Преимущества ТС
К сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.
Противоречия в Таможенном союзе
Хотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.
Таможенный союз ЕАЭС
Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.
Цели Таможенного союза
Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:
Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:
Какие страны входят в ЕАЭС?
До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.
Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.
Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:
В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.
История создания Таможенного союза
1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).
Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.
1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.
2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.
Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.
2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.
Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.
2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).
2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.
2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.
В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.
2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.
2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.
2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.
2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.
2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.
Противоречия в евразийском Таможенном союзе
Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.
Основные проблемы ЕАЭС:
Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.
На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.
В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.
Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:
Практика применения таможенных соглашений
Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:
Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:
Краткие выводы
Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС
Какие страны входят в Таможенный союз?
В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.
В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?
Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.
Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?
Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.
Что такое ЕврАзЭС?
ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?
Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.
Какой орган регулирует работу ЕАЭС?
Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.
Кто является председателем ЕАЭС?
Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.
Список стран, входящих в Евразийский экономический союз
В конце мая 2014 года был подписан документ, согласно которому был создан таможенный союз – объединение страны, обладающих отдельной правоспособностью в рамках подписанного договора. Целью создания было решение отдельных вопросов.
Как создавался: история, предпосылки
Предвестником ныне действующего таможенного союза стало соглашение между Белоруссией, Россией и Казахстаном. Объединение трёх государство произошло в 2010 году. В ноябре 2011 году главы вышеперечисленных государств приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции. В документе отражалось решение о переходе к следующему этапу – созданию Единого экономического пространства. В начале 2012 года получил юридическую силу документ, являющийся основой для формирования ЕЭП.
Решение о подписании договора о создании Евразийского экономического союза было принято в марте 2012 года. В начале 2015 года соглашение было подписано.
Структурные составляющие ЕАЭС
Изначально странами ЕАЭС считались лишь 3 государства, которые изначально приняли решение о создании единой зоны экономической и таможенной интеграции. Через некоторое время присоединилось ещё 2 страны. Теперь странами участниками ЕАЭС являются 5 держав.
Кто является членами
Сегодня странами, входящими в ЕАЭС, являются:
Каждое государство – участник имеет республиканский строй формирования государства, кроме России. В рамках единого экономического и таможенного пространства действуют несколько межгосударственных соглашений. Главный из них – Таможенный Кодекс.
Поставленные цели и достигаемые перспективы
Когда создавался таможенный союз, странами – членами ЕАЭС были намечены основные цели. Это:
Важной задачей является не только достижение уже поставленных целей, но и формирование перспектив на будущее. В перспективе к 2025 году является достижение и реализация «четырёх свобод». К ним относятся:
К 2030 году планируется:
Флаг таможенного союза
Официального флага у Евразийского объединения стран не существует, но было разработано несколько рисунков. Сегодня предпочтение отдаётся классическому рисунку – прямоугольное полотнище глубокого ярко фиолетового цвета. В левой верхнем углу располагается восьмиконечная звезда золотого цвета.
Существует ли единый орган. регулирующий работу ЕАЭС
Несколько структур регулируют деятельность Евразийского союза. Это:
Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС
Довольно много государств не входят в зону таможенного союза, но выступают в роли наблюдателей или ратифицировали соглашение о создании Зоны свободной торговли. К таковым относятся:
Преимущества участия
Каждая держава, уже ставшая участником ТС, или только планирующая, должна понимать, что существуют определённые преимущества, к которым можно отнести общий экономический рост всех стран – участниц. ЕАЭС это:
Сегодня, нельзя сказать, что цели, ради которых создавалось экономическое объединение стран, достигнуты. Сейчас товарооборот между державами – участниками значительно упал. Роста экономики не наблюдается, если сравнивать с тем периодом, когда договор создании ещё не был подписан.
Плюс в том, что и падения тоже нет. Экономическая ситуация во всех странах находится в стабильном положении. Некоторые эксперты считают, что, если бы ТС не был создан, в каждой державе начался бы кризис на фоне мирового.
Ниже представлен список распределения долей таможенных пошлин (показатель приводится в процентом соотношении к общей сумме):
Из списка видно, что именно 3 страны, которые стали первыми участницами (и зачинщицами) образования ТС, имеют больше прочих преимуществ по таможенным пошлинам. Без выплаты пошлин можно реализовать автомобили, выпущенные в одной из держав Союза.
Налогообложение в ЕАЭС
Юридические лица, занимающие импортом товара среди держав – участников, уплачивают:
Взимают налоговые органы. Исключение – акцизы по маркированным товарам. Их взимают таможенные органы. Даже применение систем льготных система налогообложения не предусматривает освобождение от уплаты косвенных налогов.
Налоговая база для уплаты НДС рассчитывается как стоимость везённых товаров. Акцизы, подлежащие уплате по подакцизным товарам, входят в общую сумму по уплате НДС.
Предусмотрены случаи освобождения от уплаты косвенных налогов. Это:
При экспорте товаров применяется ставка НДС, равная 0%. От уплаты акцизов также полное освобождение. Право применения нулевой ставки по НДС должно быть подтверждено документами:
Противоречия в Евразийском Таможенном Союзе
Когда таможенный союз создавался, у держав, подписавших договор, экономическое положение было примерно одинаковым. Но спустя почти 10 лет ситуация несколько поменялась.
Когда был СССР, каждому государству было отведено определённое место в союзной экономике. За каждой державой была «закреплена» обязанность лидерства в определённой отрасли экономики. После распада каждая страна испытала «стресс» — пришлось вливаться в мировую экономику.
Когда было принято решение о создании единого союза, единственное, что объединяло будущих членов – географическое положение. Державы находятся в близком соседстве друг с другом, что упрощает перевозку товаров. По остальным показателям взаимные интересы полностью отсутствовали. Но нашлись такие вопросы, которые требовали совместного решения. Товарам был нужен российский рынок сбыта, а Россия нуждалась в этих товарах.
Иногда главам держав участниц Союза приходится идти на компромисс, потому что Россия занимает в нём лидирующее положение. Но пока не наблюдается единого мнения. Пример тому – «продовольственная война» между Россией и Белоруссией. Полная картина относительно того, не зря ли создавался союз, будет ясна, когда все государства будут беспрекословно соблюдать нормы подписанных договоров.
Как применяются нормы таможенного соглашения
Не стоит категорично относится к созданию ТС. Некоторые эксперты считают, что создавать его не нужно было. Но есть и достигнутые результаты:
Вопросы, часто задаваемые о ЕАЭС
Беларусь является ли членом Союза? Если да, то, когда вступила?
Существующий единый орган, отвечающий и регулирующий деятельность Евразийского союза?
Если председатель Союза? Если да, то кто?
Что такое принцип «четырёх свобод», который желают к 2025 году реализовать державы – участники?
Краткие выводы
Не смотря на конфликты, тенденции к достижению поставленных целей и перспектив имеются. Но это станет возможным только тогда, когда все будут предписанные нормы будут исполнятся совместно.