какие страны находятся в состоянии войны
В состоянии войны. Пять конфликтов, не завершившихся мирным договором
Автор фото, Fox Photos
Соглашение о перемирии в Корее было заключено в августе 1953 года, но мира между странами нет до сих пор
Прошло уже более 60 лет с момента прекращения военных действий на Корейском полуострове, но Южная Корея и КНДР до сих пор пребывают в состоянии войны.
Активные военные действия завершились перемирием, однако мирный договор между воюющими сторонам заключен так и не был.
Возможно, это произойдет в скором будущем, если верить заявлениям о начале новой эры в отношениях двух Корей.
Россия и Япония
СССР объявил войну Японии за несколько недель до ее капитуляции в августе 1945 года. Советские войска заняли Курильские острова и освободили Маньчжурию.
Курильские острова остаются с тех пор основным препятствием для достижения мира между двумя странами. Москва считает, что ее суверенитет над этими территориями зафиксирован различными послевоенными соглашениями, однако Токио выдвигает свои притязания на эти острова.
Советский Союз не подписал мирный договор 1951 года между Японией и союзными державами. Однако в 1956 году он подписал совместную декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений с Японией. С тех пор нерешенный территориальный спор не дает заключить официальный мирный договор.
Союзники и Германия
Германия капитулировала в мае 1945 года. Но так как затем она была разделена на секторы оккупации между державами-победительницами, единый правопреемник нацистского Рейха отсутствовал, и мирный договор заключать было не с кем.
Состояние войны в техническом смысле продолжалось до объединения Германии в 1990 году.
Именно состояние войны предоставляло США юридические основания для размещения своих войск в ФРГ.
Черногория и Япония
Черногории понадобился почти век, чтобы заключить мир с Японией. В 1904 году Черногория поддержала Россию в конфликте с Японией и объявила последней войну.
На момент заключения мирного договора между Россией и Японией о Черногории все забыли, а после окончания Первой мировой войны она вошла в состав Югославии.
И только в 2006 году, после обретения Черногорией независимости, отношения с Японией были официально восстановлены путем подписания мирного договора.
Нидерланды и острова Силли
Автор фото, Central Press
Завершение 335-летней войны между островами Силли и Нидерландами проходило в атмосфере шуток
Есть случаи, когда состояние войны длится не десятилетия, а столетия, хотя в данном случае речь идет просто о забытой войне.
Эта война началась в 1651 году в момент завершения гражданской войны в Англии, когда голландский флот встал на сторону британского парламента и потребовал выплаты репараций в счет повреждений, нанесенной артиллерией роялистов, размещенной на британских островах Силли.
Никаких репараций выплачено не было, и поэтому голландцы объявили войну островам Силли отдельно. Когда на архипелаге высадились английские войска армии парламента, голландцы ушли, но мирного договора так и не заключили.
В 1986 году этот факт был обнаружен жителем островов историком Роем Данканом, в результате чего на острова прибыл посол Нидерландов, который подписал мирный договор.
Подписывая этот документ, посол Рейн Хёйдеркопер пошутил: «Наверное, все эти годы островитяне опасались нашего нападения».
Рим и Карфаген
В еще более отдаленные времена Рим и Карфаген вели три затяжные войны, которые получили название Пунических.
Последний из этих конфликтов завершился взятием и разрушением Карфагена в 146 году до н.э., но мирного договора между двумя странами подписано не было.
В 1985 году мэры нынешних Рима и Карфагена, который располагается в Тунисе, подписали мирный договор и прилагавшийся к нему пакт о дружбе.
Мир встал на пороге большой войны
Человечество как никогда приблизилось к Третьей мировой войне. И об этом сегодня говорят вполне серьёзные специалисты. По их мнению, ситуация сейчас даже хуже, чем во времена глобального противостояния Запада и Советского Союза. Потому что тогда противоборствующие стороны старались не переходить определённую красную черту, за которой глобальная война становилась неизбежной. Ныне на эти запреты мало кто обращает внимание.
И первую скрипку здесь, безусловно, играет западный мир во главе с США. На Дальнем Востоке американцы внезапно объявили о создании нового военного блока под названием АУКУС (AUKUS), в который, помимо США, входят Британия и Австралия. Цель нового блока – военное противостояние с Китаем на Тихом океане. Между тем ещё не так давно американцы клятвенно обещали всему миру, и китайцам в том числе, не допустить милитаризации этого региона.
Но ещё наглее Америка ведёт себя в отношении России. Наше высшее руководство уже не раз предупреждало США, что вступление бывших советских республик – Украины и Грузии в блок НАТО вынудит Россию дать жёсткий ответ. «Это сценарий, который выходит за красные линии национальных интересов России. Это тот сценарий, который может вынудить Россию принять активные меры для обеспечения собственной безопасности», – заявил по этому поводу пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Однако США нашу точку зрения упорно игнорируют. На минувшей неделе глава Пентагона генерал Ллойд Остин прокатился по Грузии и Украине, где публично поддержал их стремление вступить в Северо-Атлантический альянс. Заодно он указал нашей стране, что, мол, Москва не имеет права вмешиваться в дела «этих суверенных государств», в том числе и по их внешнеполитической ориентации.
А ещё раньше случился разрыв России с НАТО. Началось всё 6 октября, когда в НАТО объявили о высылке восьми дипломатов нашего натовского представительства и о сокращении самой миссии ещё на два человека. Причина – якобы эти восемь россиян являются сотрудниками разведки. Наши поначалу призвали натовцев одуматься, но там предпочли остаться глухими. Поэтому 18 октября Москва объявила о полном сворачивании своих отношений с альянсом. «В ответ на действия НАТО мы приостанавливаем работу своего постоянного представительства при НАТО, в том числе работу главного военного представителя», – заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Через два дня, то есть 20 октября, стало известно, что США получили доступ к четырём новым военным базам, размещённым на территории Греции. Что это означает, стало понятно на следующий день, когда на брюссельском заседании глав министерств обороны стран НАТО начали изучать возможности быстрой переброски военных подкреплений из района Средиземного моря в Черноморский регион.
«Мы нарастили присутствие в Черноморском регионе, в море, воздухе и на суше в ответ на агрессивные действия России. Мы также изучаем возможности для быстрой переброски подкреплений в регион в случае необходимости», – воинственно сказал глава блока Йенс Столтенберг.
И сразу вслед за этим последовало сверхнаглое заявление министра обороны Германии о возможности применения против России ядерного оружия: «Мы должны чётко дать понять России, что мы готовы использовать такие средства». Надо сказать, что это заявление шокировало даже самих немцев, так как Германия после Второй мировой войны старается избегать любой воинственной риторики и даже во времена противостояния с СССР никогда не проявляла желания кому-либо всерьёз угрожать. А тут…
…Кстати, Гитлер в своё время напал на нашу страну именно по причине опасности скорого перевооружения Красной армии, которого он очень опасался. Боюсь, что финал этой трагической истории так ничему и не научил нынешних гитлеровских последователей из НАТО…
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В российских СМИ нередко можно встретить утверждение о том, что Москва и Токио якобы до сих пор находятся в состоянии войны. Логика авторов подобных утверждений проста и незатейлива. Раз мирный договор между двумя странами не подписан, «рассуждают» они, состояние войны продолжается.
Берущимся писать по этому поводу невдомёк задаться простым вопросом, как могут существовать между двумя странами дипломатические отношения на уровне посольств при сохранении «состояния войны». Заметим, что заинтересованные в продолжении бесконечных «переговоров» по так называемому «территориальному вопросу» японские пропагандисты также не спешат разубеждать в обратном как своё, так и российское население, деланно сокрушаясь по поводу «неестественности» ситуации с отсутствием в течение полувека мирного договора.
И это несмотря на то, что в эти дни отмечается уже 55-я годовщина подписания в Москве Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года, в первой статье которой объявляется: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей Декларации, и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения».
Очередная годовщина заключения указанного соглашения даёт повод вернуться к событиям более чем полувековой давности, напомнить читателю, при каких обстоятельствах и по чьей вине советско-японский, а ныне российско-японский мирный договор до сих пор не подписан.
Сепаратный Сан-Францисский мирный договор
После окончания Второй мировой войны творцы американской внешней политики поставили задачу отстранить Москву от процесса послевоенного урегулирования с Японией. Однако полностью игнорировать СССР при подготовке мирного договора с Японией администрация США не посмела – этому могли воспротивиться даже ближайшие союзники Вашингтона, не говоря уж о странах – жертвах японской агрессии. Однако американский проект мирного договора был передан советскому представителю в ООН лишь в порядке ознакомления. Проект этот носил явно сепаратный характер и предусматривал сохранение американских войск на японской территории, что вызвало протесты не только СССР, но и КНР, КНДР, Демократической Республики Вьетнам, Индии, Индонезии, Бирмы.
Конференция для подписания мирного договора была назначена на 4 сентября 1951 года, местом церемонии подписания был избран Сан-Франциско. Речь шла именно о церемонии, ибо какое-либо обсуждение и внесение поправок в составленный Вашингтоном и одобренный Лондоном текст договора не допускались. Для того чтобы проштамповать англо-американскую заготовку, был подобран состав участников подписания, в основном из стран проамериканской ориентации. Было создано «механическое большинство» из стран, с Японией не воевавших. В Сан-Франциско были созваны представители 21 латиноамериканского, 7 европейских, 7 африканских государств. Страны же, много лет сражавшиеся с японскими агрессорами и больше всех пострадавшие от них, на конференцию допущены не были. Не получили приглашения КНР, КНДР, ДВР, Монгольская Народная Республика. В знак протеста против игнорирования интересов азиатских стран при послевоенном урегулировании, в частности, по проблеме выплаты Японией репараций, отказались направить в Сан-Франциско свои делегации Индия и Бирма. С требованиями репараций выступили также Индонезия, Филиппины, Голландия. Создавалась абсурдная ситуация, когда вне процесса мирного урегулирования с Японией оказалось большинство воевавших с ней государств. По сути дела это был бойкот Сан-Францисской конференции.
А. А. Громыко. Фото ИТАР-ТАСС.
Однако американцев это не смущало – они жёстко взяли курс на заключение сепаратного договора и рассчитывали, что в сложившейся ситуации Советский Союз присоединится к бойкоту, предоставив США и их союзникам полную свободу действий. Эти расчёты не оправдались. Советское правительство решило использовать трибуну Сан-Францисской конференции для разоблачения сепаратного характера договора и выдвижения требования «заключения с Японией такого мирного договора, который действительно отвечал бы интересам мирного урегулирования на Дальнем Востоке и содействовал укреплению всеобщего мира».
Направлявшаяся в сентябре 1951 года на Сан-Францисскую конференцию советская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел СССР А. А. Громыко имела директивные указания ЦК ВКП (б) «главное внимание сосредоточить на вопросе о приглашении Китайской Народной Республики к участию в конференции». При этом китайское руководство было проинформировано о том, что без удовлетворения этого требования советское правительство подписывать составленный американцами документ не будет.
Директивами предусматривалось также добиваться внесения поправок по территориальному вопросу. СССР выступил против того, что правительство США вопреки подписанным им международным документам, в первую очередь Ялтинскому соглашению, фактически отказывалось признать в договоре суверенитет СССР над территориями Южного Сахалина и Курильских островов. «Проект находится в грубом противоречии с обязательствами в отношении этих территорий, взятыми на себя США и Англией по Ялтинскому соглашению», – заявил на Сан-Францисской конференции Громыко.
Глава советской делегации, объясняя отрицательное отношение к англо-американскому проекту, изложил девять пунктов, по которым СССР не мог с ним согласиться. Позицию СССР поддержали не только союзные Польша и Чехословакия, но и ряд арабских стран – Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Ирак, представители которых также потребовали исключить из текста договора указания на то, что иностранное государство может содержать на японской земле свои войска и военные базы.
Хотя шансов на то, что американцы прислушаются к мнению Советского Союза и солидарных с ним стран, было немного, на конференции на весь мир прозвучали соответствовавшие договорённостям и документам военного времени предложения советского правительства, которые в основном сводились к следующему:
Пункт «с» изложить в следующей редакции:
«Япония признаёт полный суверенитет Союза Советских Социалистических Республик на южную часть острова Сахалина со всеми прилегающими к ней островами и на Курильские острова и отказывается от всех прав, правооснований и претензий на эти территории».
Изложить статью в следующей редакции:
«Суверенитет Японии будет распространяться на территорию, состоящую из островов Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо, а также Рюкю, Бонин, Розарио, Волкано, Парес Вела, Маркус, Цусима и другие острова, входившие в состав Японии до 7 декабря 1941 г., за исключением тех территорий и островов, которые указаны в ст. 2».
Пункт «а» изложить в следующей редакции:
«Все вооружённые силы Союзных и Соединённых Держав будут выведены из Японии в возможно короткий срок, и, во всяком случае, не более чем в 90 дней со дня вступления в силу настоящего договора, после чего ни одна из Союзных или Соединённых Держав, а также никакая другая иностранная держава не будут иметь своих войск или военных баз на территории Японии»…
9. Новая статья (в главу III).
«Япония обязуется не вступать ни в какие коалиции или военные союзы, направленные против какой-либо Державы, принимавшей участие своими вооружёнными силами в войне против Японии»…
13.Новая статья (в главу III).
1.«Проливы Лаперуза (Соя) и Нэмуро по всему японскому побережью, а также Сангарский (Цугару) и Цусимский должны быть демилитаризованы. Эти проливы будут всегда открыты для прохода торговых судов всех стран.
2. Проливы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, должны быть открыты для прохода лишь тех военных судов, которые принадлежат державам, прилегающим к Японскому морю».
Было также высказано предложение о созыве специальной конференции по вопросу о выплате Японией репараций «с обязательным участием стран, подвергшихся японской оккупации, а именно КНР, Индонезии, Филиппин, Бирмы, и с приглашением на эту конференцию Японии».
Советская делегация обратилась к участникам конференции с просьбой обсудить эти предложения СССР. Однако США и их союзники отказались вносить в проект какие-либо изменения и 8 сентября поставили его на голосование. В этих условиях советское правительство было вынуждено отказаться подписывать мирный договор с Японией на американских условиях. Не поставили свои подписи под договором также представители Польши и Чехословакии.
Отклонив предложенные советским правительством поправки о признании Японией полного суверенитета СССР и КНР над перешедшими к ним в соответствии с договорённостями членов антигитлеровской коалиции территориями, составители текста договора не смогли вовсе не учитывать ялтинские и потсдамские соглашения. В текст договора было включено положение о том, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.». Включая этот пункт в текст договора, американцы отнюдь не стремились «безусловно удовлетворить претензии Советского Союза», как об этом говорилось в Ялтинском соглашении. Напротив, есть немало свидетельств того, что США сознательно вели дело к тому, чтобы и в случае подписания СССР Сан-Францисского договора противоречия между Японией и Советским Союзом сохранялись.
Следует отметить, что идея использовать заинтересованность СССР в возвращении Южного Сахалина и Курильских островов для привнесения раздоров между СССР и Японией существовала в Государственном департаменте США ещё со времени подготовки Ялтинской конференции. В разработанных для Рузвельта материалах особо отмечалось, что «уступка Советскому Союзу южнокурильских островов создаст ситуацию, с которой Японии будет трудно примириться… Если эти острова будут превращены в форпост (России), для Японии возникнет постоянная угроза». В отличие от Рузвельта, администрация Трумэна решила воспользоваться ситуацией и оставить вопрос о Южном Сахалине и Курильских островах как бы в «подвешенном состоянии».
Протестуя против этого, Громыко заявил, что «при решении территориальных вопросов в связи с подготовкой мирного договора не должно быть никаких неясностей». США же, будучи заинтересованными в недопущении окончательного и всеобъемлющего урегулирования советско-японских отношений, стремились именно к таким «неясностям». Как можно иначе расценить американский курс на то, чтобы, включив в текст договора отказ Японии от Южного Сахалина и Курильских островов, в то же время не допустить признания Японией суверенитета СССР над этими территориями? В результате усилиями США создавалась странная, если не сказать абсурдная ситуация, когда Япония отказывалась от указанных территорий как бы вообще, без определения, в чью пользу совершается этот отказ. И это происходило тогда, когда Южный Сахалин и все Курильские острова в соответствии с Ялтинским соглашением и другими документами уже были официально включены в состав СССР. Конечно же, не случайно американские составители договора предпочли не перечислять в его тексте поимённо все Курильские острова, от которых отказывалась Япония, сознательно оставляя для японского правительства лазейку для предъявления претензии на их часть, что и было сделано в последующий период. Это было настолько очевидно, что правительство Великобритании даже попыталось, хотя и безуспешно, воспрепятствовать столь явному отходу от договорённости «Большой тройки» – Рузвельта, Сталина и Черчилля – в Ялте.
Высадка американских войск на Филиппины. На переднем плане генерал Макартур. Октябрь 1944 г.
В меморандуме британского посольства Государственному департаменту США от 12 марта 1951 года указывалось: «В соответствии с Ливадийским (Ялтинским) соглашением, подписанным 11 февраля 1945 г., Япония должна уступить Советскому Союзу Южный Сахалин и Курильские острова». В американском ответе англичанам было заявлено: «США считают, что точное определение пределов Курильских островов должно стать предметом двустороннего соглашения между японским и советским правительствами или должно быть юридически установлено Международным судом». Занятая США позиция противоречила изданному 29 января 1946 года Меморандуму №677/1 главнокомандующего войсками союзных держав генерала Макартура японскому императорскому правительству. В нём чётко и со всей определённостью указывалось, что из-под юрисдикции государственной или административной власти Японии исключаются все находящиеся к северу от Хоккайдо острова, в том числе «группа островов Хабомаи (Хапомандзё), включая острова Сусио, Юри, Акиюри, Сибоцу и Тараку, а также остров Сикотан (Шикотан)». Для закрепления Японии на проамериканских антисоветских позициях Вашингтон был готов предать забвению основополагающие документы военного и послевоенного периода.
В день подписания сепаратного мирного договора в клубе сержантского состава американской армии был заключён японо-американский «договор безопасности», означавший сохранение военно-политического контроля США над Японией. Согласно статье I этого договора японское правительство предоставляло США «право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё». Иными словами, территория страны на договорной основе превращалась в плацдарм, с которого американские войска могли совершать военные операции против соседних азиатских государств. Ситуация усугублялась тем, что из-за своекорыстной политики Вашингтона эти государства, в первую очередь СССР и КНР, формально оставались в состоянии войны с Японией, что не могло не сказываться на международной обстановке в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Современные японские историки и политики расходятся в оценках содержащегося в тексте мирного договора отказа Японии от Южного Сахалина и Курильских островов. Одни требуют отмены этого пункта договора и возвращения всех Курильских островов вплоть до Камчатки. Другие пытаются доказать, что южнокурильские острова (Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан) не входят в понятие «Курильские острова», от которых Япония отказалась в Сан-Францисском договоре. Сторонники последней версии утверждают: «…Не подлежит сомнению, что по Сан-Францисскому мирному договору Япония отказалась от южной части Сахалина и Курильских островов. Однако адресат принадлежности этих территорий определен в этом договоре не был… Советский Союз отказался подписать Сан-Францисский договор. Следовательно, это государство с юридической точки зрения не имеет права извлекать для себя преимущества из этого договора… Если бы Советский Союз подписал и ратифицировал Сан-Францисский мирный договор, это, вероятно, усилило бы среди государств – участников договора мнение об обоснованности позиции Советского Союза, заключавшейся в том, что южная часть Сахалина и Курильские острова принадлежат Советскому Союзу». В действительности же в 1951 году, официально зафиксировав в Сан-Францисском договоре свой отказ от этих территорий, Япония ещё раз подтвердила своё согласие с условиями безоговорочной капитуляции.
Отказ советского правительства поставить подпись под Сан-Францисским мирным договором подчас и в нашей стране трактуется как ошибка Сталина, проявление негибкости его дипломатии, ослабившее позиции СССР в отстаивании прав на владение Южным Сахалином и Курильскими островами. На наш взгляд, подобные оценки свидетельствуют о недостаточном учёте специфики тогдашней международной обстановки. Мир вступил в длительный период холодной войны, которая, как показала война в Корее, в любой момент могла перерасти в «горячую». Для советского правительства в тот период отношения с военным союзником Китайской Народной Республикой были важнее отношений с окончательно перешедшей на сторону США Японией. К тому же, как показали последовавшие события, подпись СССР под предложенным американцами текстом мирного договора не гарантировала безоговорочное признание Японией суверенитета Советского Союза над Курильскими островами и другими утраченными территориями. Добиваться этого предстояло на прямых советско-японских переговорах.
Где в мире на данный момент идут военные конфликты?
По данным сайта Global Conflict Tracker (онлайн-информация о конфликтах и военных действиях в мире), сейчас в мире происходит около тридцати конфликтов разной интенсивности. Часть из них, как гражданские войны в Сирии или Ливии, находятся в критической фазе и широко известны, в то время как противостояние в Нигерии правительственных войск террористической группировке «Боко Хорам» (запрещена в России) или территориальные споры Индии и Пакистана остаются в тени годами.
Все войны и кризисы поделены на три категории по степени опасности: критические (с жертвами свыше 10000 человек), значительные (от 1000 до 10000 человек) и не масштабные (от 100 до 999 человек). Можно отметить наиболее крупные:
Алжир. С 2002 года в стране идет вооружённое противостояние между официальными властями, поддерживаемыми США и ЕС, и салафитскими террористическими группировками, поддерживаемыми Катаром. Приблизительно в столкновении уже погибли 6000 человек.
Ирак. Террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России) хочет построить на части территорий Ирака и Сирии халифат — исламское теократическое государство, и пока властям не удаётся успешно противостоять боевикам. Наступлением ИГ воспользовались иракские курды — они беспрепятственно захватили несколько крупных нефтедобывающих регионов и собираются отделиться от Ирака.
Иран, США. В начале 2020 года Иран нанес ракетные удары по базам США в Ираке в ответ на убийство иранского генерала Касема Сулеймани. После США заявили о возможности полноценной войны.
Йемен. Сейчас в этой стране ведут войну силы повстанцев-хуситов, которым помогает Иран и правительственные войска, которым активно помогает коалиция, ведущую роль в которой играет Саудовская Аравия. Из-за нехватки еды и чистой воды население страдает от голода и холеры.
Ливия. В настоящее время различные регионы страны контролируются различными группировками, которые ведут бои между собой. В стране есть одно правительство, признанное ООН, и еще минимум два непризнанных.
Нигерия. С 2002 года на территории Нигерии действует секта радикальных исламистов «Боко Харам», которая выступает за введение в стране норм шариата, в то время, как только часть государства населена мусульманами. За последние годы адепты секты вооружились и теперь регулярно совершают теракты, похищения и массовые казни. Жертвами террористов становятся христиане и светски настроенные мусульмане.
Пакистан, Индия. Страны ведут спор за Кашмир с 1947 года, когда обе стали независимыми государствами. С 2003 года установлено перемирие, но оно часто нарушается. Обе страны также имеют «горячие зоны», где до сих пор идут военные конфликты.
Палестина, Израиль. Конфликт продолжается с образования государства Израиль решением ООН в 1947 году. Фактически он является частью более широкого арабо-израильского конфликта. Арабы, проживающие в Секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан, добиваются создания собственного независимого государства, Израиль выступает против этого. Израиль начал операцию «Нерушимая стена», чтобы разрушить инфраструктуру террористического движения ХАМАС и других террористических организаций в регионе сектора Газа. Непосредственной причиной послужили участившиеся ракетные обстрелы израильских территорий и похищение трёх еврейских подростков.
Сирия. В стране идет гражданская война. Конфликт возник осенью 2011 года в результате массовых волнений, направленных против действующего президента Башара Асада и партии БААС, правящей уже около 50 лет. Происходят ожесточённые столкновения протестующих с полицией и армией. Постоянно приходят сообщения о погибших. Ряд северных провинций практически не контролируется правительством. Различные группировки повстанцев поддерживают США, Турция, Саудовская Аравия, Иордания и другие страны.
Сомали. Единая некогда страна развалилась в результате гражданских конфликтов на три части. Самопровозглашенные Пунтленд и Сомалиленд живут относительно благополучно. А вот вся остальная территория, бывшая итальянская колония Сомали страдает от анархии. На ее территории активно действует радикальная исламистская группировка Аш-Шабааб, а прибрежные районы стали зарабатывать пиратством.
Территориальные споры в Южно-Китайском море. Китай, Вьетнам, Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань. Территориальный спор в последние годы балансирует на грани вооружённого конфликта. Деление морских границ проходит на фоне мелких стычек пограничных кораблей и масштабных военно-морских манёвров.
Турция. Вооружённый конфликт между правительством Турции и бойцами Рабочей партии Курдистана, ведущими борьбу за создание курдской автономии в составе Турции, продолжающийся с 1984 года до настоящего времени. Также Турция уже давно пытается получить свою долю от Сирии за участие в так называемой победе над режимом Асада. Будучи в начале войны на стороне оппозиции и приняв у себя миллионы сирийских беженцев, она оказалась наиболее потерпевшей стороной, не считая самой Сирии. Турция также находится на грани вооруженного конфликта с Грецией из-за проблем с разграничением природных ресурсов шельфа в Средиземном море.
Украина. После присоединения Крыма к России и смены власти в Киеве на Юго-Востоке Украины в апреле 2014 года вооружёнными формированиями были провозглашены Донецкая и Луганская народные республики. Украинские власти начали против них военную операцию. В настоящее время формально действует режим «тишины».
Эфиопия. Эфиопско-эритрейский конфликт − это один из самых крупных конфликтов в Африке последних десятилетий. Война эта была ознаменована крупномасштабными действиями регулярной армии обеих сторон, с применением авиации и тяжелой техники.
Очевидно мир на нашей планете еще долго будет целью, а не реальностью.