4 новые страны, которые появились за последние 10 лет
Политическая карта мира постоянно меняется. И с 2010 по 2019 год список стран пополнился рядом сразу нескольких новых государств. Какие это государства и как они появились?
Когда в 1956 году обе державы предоставили Судану независимость, юг и север пришли в состояние войны. Северяне пытались исламизировать южан и возглавить новое государство, а южане этому воспротивились. Гражданские войны шли 39 лет с небольшими перемириями. В 2007 году в Судан, наконец, вошли миротворческие силы и остановили кровопролитие.
Пользуясь затишьем, в 2011 году южане провели референдум, где 98% населения региона высказалось за независимость от Судана. Так появилось новое государство, признанное практически всеми членами ООН.
Сегодня Южный Судан переживает тяжелые времена. До сих пор не утихают вооруженные пограничные споры с Северным Суданом, а также перестрелки между бандформированиями внутри страны.
С экономикой тоже не всё в порядке. Южный Судан плотно сидит на нефтяной игле. Однако страна полностью зависит от Китая, который инвестирует в добычу нефти и кредитует суданскую экономику.
Это крупнейший остров в группе Соломоновых островов в Тихом океане. До 2019 года входил в состав Папуа-Новой Гвинеи. Регион отличается богатейшими месторождениями меди, железной руды, золота и серебра. Данный фактор и убедил местное население, что они вполне способны развиваться независимо.
В 1988 году сепаратисты спровоцировали 10-летнюю Гражданскую войну, результатом которой стало получение автономии и возможность провести в будущем референдум о самоопределении. Долгожданный референдум 2019 года выявил, что 98% населения хотят независимости своей страны.
На сегодняшний день остров населяют 250 тысяч человек. Как и опасались европейские страны, Бугенвиль оказался в сфере влияния Китая, который теперь инвестирует в экономику острова.
Кюрасао и Синт-Мартен (10 октября 2010 года)
До 1964 года эти 2 острова на юге Карибского моря являлись голландскими колониями, пока не получили полуавтономный статус. В 2010 году Нидерланды реорганизовали структуру автономии, предоставив Кюрасао и Синт-Мартен независимость друг от друга, правда, оставаясь в составе королевства.
Независимость этих островов напоминает китайские Гонконг и Макао: они также ведут собственные финансовые политики и имеют свои органы власти, но внешнюю политику за них осуществляет «старший брат».
Это африканское государство успело не только появиться, но и фактически исчезнуть: оно появилось в 2012 году в результате восстания народа таурегов против Мали. Но в этот конфликт вмешались другие страны во главе с Францией. К 2013 году Азавад был под контролем миротворцев и фактически уничтожен
Это не единственное непризнанное государство, появившееся в последнее десятилетие: на территории Украины с 2014 существуют Донецкая и Луганская Народные Республики. Появились они из-за украинского политического кризиса, переросшего в военный. Украина, Россия и ДНР с ЛНР до сих пор не могут прийти к согласию и окончательному миру. Там всё сложно.
|Этапы формирования. Начало формированию современной политической карты Европы было положено еще в позднем Средневековье, когда из раздробленных феодальных владений стали вырастать государства-нации, давшие начало многим современным странам. С тех пор основные государства Западной Европы прошли долгий путь «собирания земель», сопровождавшийся династическими браками, войнами и перекраиванием границ.
Нередко стремление к объединению окрестных территорий перерастало в претензии остальных стран на лидерство во всем регионе, тогда возникали империи. Так из части владений династии Габсбургов была образована Австро-Венгерская империя, которая к концу XIX в. стала крупнейшим по площади государством зарубежной Европы и распалась только в 1918 г. Имперские устремления Наполеона в начале XIX в. на короткий срок сделали почти всю Европу частью Французской империи. В 30—40-е гг. XX в. большинство европейских стран были оккупированы фашистской Германией, претендовавшей на создание новой мировой империи — Третьего рейха. Современная политическая карта региона состоит из десятков самостоятельных государств, сохраняющих собственные языки, самобытную культуру. На территории Западной Европы, где практически все страны являются экономически развитыми, есть несколько крупных очагов конфликтов на этнической и религиозной почве. Яркими примерами могут служить территория на севере Испании, населенная басками, Северная Ирландия и ряд других.
Балканы и часть Средиземноморья длительное время находились под властью Османской империи, окончательно распавшейся только после Первой Мировой войны. Формирование политической карты и на этих рубежах сопровождалось особенным драматизмом.
В XX в. территорию региона разделил другой важный рубеж — граница СССР. Противостояние СССР с Западом также привело к нескольким переделам политической карты, уготовив особо неспокойную судьбу так называемым буферным странам. В полной мере испытала на себе неудобство географического положения между двумя агрессивными гигантами — Германией и СССР — Польша, восстановившая право на свою историческую территорию только после Второй Мировой войны.
Современная политическая карта Европы сформировалась в основном в XX в. в результате территориальных изменений после Первой и Второй мировых войн.
В ХХI в. политическая обстановка в Европе значительно изменилась. Основное внимание в деятельности европейских межгосударственных организаций стало уделяться проблемам обеспечения мира, экономической и политической стабильности, предотвращению кризисов и совместному решению политических проблем, созданию многосторонней системы европейской безопасности.
В начале XXI в. в физико-географических границах Европы находилось около 40 государств, в том числе европейские части России и Турции.
Формы государственного устройства и правления. Большая часть европейских государств — Унитарное государство»>унитарные республики. Федерация»>Федеративные республики — Австрия, Босния и Герцеговина, Россия, ФРГ. По конституции Конфедерация»>конфедерацией, а, по сути, федерацией, является Швейцария. Федеративное устройство имеет Королевство Бельгия.
Независимые государства — члены Содружества: Великобритания, Мальта.
Основные события XX — ХХI вв.
В 1912—1913 гг. произошли Первая и Вторая Балканские войны. В первой Турция выступала против союза балканских государств — Болгарии, Сербии, Греции и Черногории, во второй — Болгария против Греции, Сербии и Черногории. Была провозглашена независимость Албании, которая ранее находилась под властью Турции. В результате Турция потеряла свои владения на Балканах, территория Сербии увеличилась на 45%, Черногории — на 36%, Румынии — на 5%, Болгарии — на 15%, Греции — на 44%.
Изменения на политической карте после Первой Мировой войны и революции в Российской империи
В Первой Мировой войне страны Антанты (Англия, Франция и Россия) выступали против Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), но в 1915 г. Италия вышла из Союза и присоединилась к Антанте. Война шла за изменение государственных границ и перераспределение колоний. В войне участвовали 38 государств, в том числе 34 на стороне Антанты.
1917 г. — в результате революции в России ликвидирована монархия. Получила независимость Финляндия.
1918 г. — распад Австро-Венгерской монархии, образовались: Чехословакия (ей переданы австрийские «коронные земли» — Богемия, Моравия, Силезия), Австрия и Венгрия; к Италии перешел Южный Тироль, к Румынии — Буковина.
Образование Королевства сербов, хорватов и словенцев (объединены Сербия, Черногория и бывшие южнославянские территории Австро-Венгрии — Хорватия, Словения, Далмация и часть Боснии и Герцеговины).
Свержение монархии в Германии.
Получила независимость Польша.
По Версальскому договору от Германии отошли следующие территории: Эльзас и Лотарингия — к Франции; управление Сааром передано на 15 лет комиссии Лиги Наций, которая, в свою очередь, передала Саар Франции. Города Эйпен и Мальмеди отошли к Бельгии, Северный Шлезвиг — к Дании; Познань и часть Восточной и Западной Пруссии, а также часть Силезии — к Польше; Гульчинский район и другая часть Силезии — к Чехословакии. Германия отказалась от прав на город Мемель (Клайпеда), который в 1923 г. передан Литве; Данциг (Гданьск) превращен в вольный город под управлением Лиги Наций.
Исландия, до 1918 г. являвшаяся колонией Дании, объявлена независимым государством, заключена датско-исландская уния.
1919 г. — по Нейискому договору Греции передана Западная Фракия, к Королевству сербов, хорватов и словенцев перешли города Кула, Цариброд, Босилеград, Струмица.
Получили независимость Литва и Эстония.
1920 г. — архипелаг Шпицберген перешел под суверенитет Норвегии. Получила независимость Латвия. По Трианонскому договору к Румынии отошли Трансильвания и южная часть области Банат; к Чехословакии — Словакия и Закарпатская Украина; к Австрии — Бургенланд, Словенская Каринтия.
Распад Османской империи: к Италии отошли острова Додеканес (Южные Спорады), к Греции — Восточная Фракия с Адрианополем (ныне город Эдирне в Турции), Галлипольский полуостров и Смирна (ныне город Измир в Турции).
По Рапаллъскому договору между Италией и Королевством сербов, хорватов и словенцев к Италии перешли Юлийская Краина (область Фриули-Венеция — Джулия), полуостров Истрия с городами Триест и Пула, острова Лошинь, Црес, Ластово в центре Адриатического моря; к Югославии — Словения, Далмация, Босния и Герцеговина. Порт Зара приобрел статус вольного города под суверенитетом Италии, Фиуме (Риека) стал вольным городом.
Польша захватила у Литвы Вилен.
1921 г. — по Рижскому (советско-польскому) договору к Польше перешли Западная Украина и Западная Белоруссия.
По Англо-ирландскому договору Южная Ирландия объявлена Ирландским свободным государством (доминион Британской империи); Северная Ирландия — в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.
1922 г. — образование СССР в составе РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Закавказской СФСР.
Установление фашистской диктатуры в Италии.
1923 г. — оккупация франко-бельгийскими войсками Рура (Германия).
Подписание Лозаннского договора, по которому установлены границы Турции в Европе и Малой Азии. Державы Антанты отказались от планов расчленения Турции и признали ее независимость. За Турцией оставлены: Восточная Фракия (граница проведена по реке Марица) и Смирна (Измир).
Оккупация Италией города Фиуме (Риека); в 1924 г. перешел к Италии.
1924 г. — провозглашение Греции республикой.
1929 г. — создание суверенного Папского государства Ватикан на территории города Рима (Италия).
Присоединение к Норвегии острова Ян-Майен (в северной части Атлантического океана).
Переименование Королевства сербов, хорватов и словенцев в Королевство Югославия.
Свержение монархии в Испании.
1933 г. — приход нацизма к власти в Германии.
1935 г. — присоединение Саара к Германии. Монархический переворот в Греции.
1936 г. — начало гражданской войны в Испании.
1937 г. — Ирландия, бывшая доминионом Британской империи, объявила себя независимым государством Эйре.
1938 г. — Германия захватила Австрию, включив ее в состав Третьего рейха под названием «Остмарк».
Мюнхенское соглашение: раздел Чехословакии (к Германии отошли Судетская область и другие приграничные районы, к Польше — Тешинская область, к Венгрии — часть Словакии и Закарпатская Украина).
1939 г. — оккупация Германией Чехословакии, на территории которой образован Протекторат Чехии и Моравии и марионеточное государство Словакия. Захват Германией Клайпеды и Клайпедской области.
Приход к власти в Испании генерала Франко, установление фашистской диктатуры.
Албания захвачена Италией и объявлена колонией, включена в Итальянскую империю.
Изменения на политической карте Европы в ходе Второй Мировой войны (1939—1945)
1939—1940 гг. — в состав СССР вошли Эстония, Латвия, Литва, Бессарабия (Молдавская ССР), восточная часть Польши (с городами Вильно, Гродно, Пинск), Восточная Галиция (со Львовом), Северная Буковина (с городом Каменец-Подольский)
Присоединены к СССР в результате советско-финляндской войны 1939—1940 гг.: Карельский перешеек (с Выборгом и Выборгским заливом); западное и северное побережья Ладожского озера с городами Кекгольм (ныне Приозерск), Сортавала, Муоярви; острова в Финском заливе; территории восточнее Меркярви с городом Куолаярви; часть полуостровов Рыбачьего и Среднего. Финляндия сдала в аренду СССР остров Ханко.
Раздел Польши: к Германии отошли Познань, Поморье, Верхняя Силезия.
Германия оккупировала Данию и Норвегию, вторглась в Бельгию и Нидерланды. Венгрии передана Северная Трансильвания (ранее — территория Румынии), Болгарии — Южная Добруджа.
1941 г. — раздел Югославии: к Германии присоединена Словения; Италия захватила Далмацию и Черногорию; к Венгрии перешла часть Словении, Хорватии и Воеводины; в Сербии создано марионеточное правительство; Хорватия стала формально независимым государством. Раздел Греции на три зоны оккупации: Болгарии (Западная Фракия, Восточная Македония с островами Тасос, Самотраки), Германии (Центральная Македония с городом Салоники, островами Лемнос, Лесбос, Хиос), Италии (остальная часть Греции, включая Афины).
1944 г. — Исландия провозглашена республикой, датско-исландская уния расторгнута.
Изменения на политической карте Европы после Второй Мировой войны
Освобождение Советской армией Румынии, Болгарии, Венгрии и Чехословакии; свержение в этих странах фашистских режимов.
1945 г. — по итогам Ялтинской (Крымской) конференции Германия разделена на четыре зоны оккупации: восточная — СССР, северо-западная — Великобритании, юго-западная — США, западная — Франции.
Упразднение монархии в Югославии, провозглашение Федеративной Народной Республики Югославии (с 1963 г. — Социалистическая Федеративная Республика Югославия) в составе Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Боснии и Герцеговины, Черногории.
Соглашение Югославии, Великобритании и США об оккупации Юлийской Краины: город Триест и прилегающие территории оккупированы англо-американскими войсками, соседние районы — югославскими.
Установлена западная граница Польши с Германией по рекам Одер и Нейсе.
1944—1945 гг. — присоединены к СССР район города Печенга (ранее территория Финляндии); Закарпатская Украина; прибрежная часть Восточной Пруссии с Кенигсбергом (остальная часть Восточной Пруссии с городом Данциг (Гданьск) перешла к Польше).
1946 г. — Албания провозглашена республикой.
1947 г. — Италия, Болгария, Румыния провозглашены республиками. По мирным договорам между государствами, победившими во Второй Мировой войне, и бывшими союзниками Германии в Европе изменена граница Италии: Югославии переданы полуостров Истрия, часть Юлийской Краины, города Фиуме (Риека), Зара с прилегающими островами, острова Палагружа; город Триест объявлен Свободной территорией Триест; Греции перешли острова Додеканес. Италия потеряла колониальные владения в Африке, признала независимость Албании и Эфиопии.
Восстановлены довоенные границы Румынии, Болгарии, Венгрии, Финляндии; Румынии возвращена Трансильвания.
Испания объявлена монархией (фактически монархическая форма правления была установлена только в 1975 г. после смерти Франко).
Создан блок социалистических стран в Восточной Европе, в который вошли: Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания, Югославия (СФРЮ).
1948 г. — предоставление внутренней автономии Фарерским островам (в составе Дании).
1949 г. — образование ФРГ на территории зон оккупации Франции, США и Великобритании; ГДР — на территории зоны оккупации СССР.
Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) — экономической организации социалистических стран, в нее вошли: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.
Ирландия провозглашена независимой республикой.
Венгрия провозглашена республикой.
Образование Организации Североатлантического договора (НАТО) для коллективного противостояния угрозе коммунизма.
1951 г. — договор между СССР и Польшей об обмене приграничными участками территории: Польше передан участок площадью 480 км 2 около города Дрогобыч, СССР — 480 км 2 в Люблинском воеводстве.
1953 г. — по конституции Гренландия получила статус заморского амта (губернии), равноправной части Королевства Дания.
1954 г. — раздел Свободной территории Триест между Италией и Югославией. Передача Крымской области РСФСР Украине.
1955 г. — восстановление Австрии как суверенного и независимого государства в границах 1938 г.
Образование Организации Варшавского договора (ОВД) — организации для координации военного сотрудничества социалистических стран. В нее вошли Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия, Албания и ГДР.
1957 г. — включение Саарской области в состав ФРГ.
Образование Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в составе Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Франции, ФРГ, Италии.
1964 г. — Мальта получила независимость.
1979 г. — Гренландия провозглашена «самоуправляющейся территорией в составе Королевства Дания».
1989—1990 гг. — антитоталитарные революции, политические и экономические реформы в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Румынии, Чехословакии и Албании.
1990 г. — объединение ФРГ и ГДР.
1991 г. — прекращение деятельности Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи.
Распад СССР, объявление независимыми государствами всех союзных республик, входивших в его состав.
Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В него не вошли государства Балтии (Эстония, Латвия, Литва), Грузия (присоединилась в 1993 г.).
Распад СФРЮ, образование суверенных государств — Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия.
1993 г. — преобразование Европейского экономического сообщества (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ, Италия, Дания, Ирландия, Великобритания, Испания, Португалия, Греция) в Европейский союз (ЕС); снятие государственных границ в рамках единого европейского экономического пространства.
Раздел Чехословакии на два независимых государства — Чешскую Республику и Словацкую Республику.
1995 г. — присоединение к ЕС Швеции, Финляндии, Австрии.
1999 г. — Польша, Чехия и Венгрия приняты в НАТО.
Подписание договора о союзном государстве Белоруссии и России с перспективой перерастания в конфедерацию.
2002 г. — Союзная Республика Югославия стала именоваться Сербия и Черногория. При сохранении единой оборонной и внешней политики вводятся разные валюты, различаются таможенное законодательство и экономические системы.
2004 г. — в ЕС вошли 10 стран Центральной и Восточной Европы: Венгрия, Латвия, Литва, Кипр, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.
2007 г. — в ЕС вошли Болгария и Румыния.
Территориальные споры и этнические конфликты. Европа, как часть Старого Света с устоявшимися политическими границами, имеет минимальное число острых территориальных споров.
Вопрос о географическом положении границ в регионе не обсуждался со времен Второй Мировой войны. Нерушимость государственных послевоенных границ была закреплена Совещанием по безопасности и сотрудничеству (Хельсинки, 1975 г.). Принцип строго действовал до начала 90-х гг. XX в., когда вследствие распада социалистической системы были признаны самостоятельными субъектами международного права республики, входившие в состав СССР. Распад Чехословакии, Социалистической Федеративной Республики Югославия и объединение ГДР и ФРГ — это последние изменения государственных границ на политической карте Европы.
Дальнейшие события — прием в ЕС новых членов (в том числе стран Центральной и Восточной Европы), вступление в НАТО бывших социалистических стран Польши, Венгрии, Чехии — привели к исчезновению прямой военной угрозы в Западной Европе. На повестку дня встал вопрос о коллективной безопасности.
Тем не менее, разногласия между странами по поводу проведения границ существуют. Как правило, эти разногласия носят частный характер, за изменение границ выступают не государства, а политические партии. Ведутся дискуссии по поводу границ, касающихся территориальных вод или нерешенных проблем.
Например за изменение государственного статуса территорий, которые населены национальными меньшинствами, требующими самоопределения (северные ирландцы, южные тирольцы, баски, словенцы, корсиканцы), или народами со статусом национальных меньшинств, которые в послевоенные годы оказались разделенными государственными границами (венгры в Трансильвании). Споры ведутся из-за территорий, которые ранее входили в состав другого государства. Практически ни один из европейских приграничных споров не перерос в военный конфликт, за исключением претензий албанцев (поддерживаемых Албанией) на территории автономного края Косово в Сербии, а также в Македонии.
Расширение ЕС и формирование единого европейского пространства изменило прежние функции границ — обеспечение безопасности и пограничного контроля. Межгосударственные границы становятся чисто символическими, но возникает вопрос о внешней границе ЕС, которая должна защищать благополучную Европу от контрабанды и нелегальной миграции.
Четыре новых государства, которые могут появиться на карте Европы
В Европе сейчас идут два параллельных процесса: на уровне государств нарастает напряжение между севером и югом, а внутри самих государств набирает силу сепаратизм.
Ситуацию в мечтающих о самоопределении регионах можно охарактеризовать известной пословицей: и хочется и колется.
В Европе сейчас идут два параллельных процесса: на уровне государств нарастает напряжение между севером и югом, а внутри самих государств набирает силу сепаратизм. Едва ли об этом мечтал швейцарский философ Дени де Ружмон, идеи которого вдохновляли отцов-основателей ЕС, когда развивал идею «Европы регионов».
На прошлой неделе Дэвид Кэмерон в очередной раз обратился к шотландцам с настоятельной просьбой не выходить из Соединенного королевства.
Британский премьер призвал жителей северной части острова остаться в самой «лучшей стране в истории». Для того, чтобы спасти ее, предупредил он 6 февраля слушателей на велодроме в лондонском Олимпийском парке, осталось совсем немного – всего 7 месяцев. Исторический референдум о самоопределении Шотландии назначен на 18 сентября этого года.
Алекс Сэлмонд, первый министр Шотландии и лидер Шотландской национальной партии (SNP), увидел в речи Дэвида Кэмерона признаки паники, охватывающей Даунинг стрит 10 по мере того, как опросы общественного мнения показывают медленный, но верный рост националистических настроений в Шотландии.
На мысль о панике в резиденции британского премьера сторонников независимости Шотландии, возможно, натолкнуло предложение Кэмерона всем англичанам взять телефоны и позвонить родным и знакомым в Шотландию и попросить их голосовать в сентябре против независимости.
«Вместе мы как один бренд, мощный бренд,- заявил премьер Кэмерон.- Удалить Шотландию из этого бренда это то же самое, что разделить воды реки Туид (по ней проходит граница между Англией и Шотландией) и Северного моря».
Главным сейчас вопросом, на который следует готовиться отвечать как Лондон, так и Эдинбург в случае победы на референдуме сторонников независимости, это вопрос валюты.
В Шотландии рассчитывают продолжать пользоваться фунтом стерлингом, однако консерваторы считают, что это будет очень рискованно и склоняются к мнению, что независимой Шотландии следует перейти на другую валюту, потому что валютный союз окажется губительным как для Британии без Шотландии, так и для самой Шотландии. В этом их, кстати, что бывает редко, полностью поддерживают лейбористы.
Сторонники и противники независимости выдвигают свои аргументы. Националисты, самым известным представителем, которых, пожалуй, является сэр Шон Коннери, утверждают, что, свергнув иго английских евроскептиков, они обеспечат независимой Шотландии блестящее будущее, потому что будут сами распоряжаться нефтью в Северном море.
SNP утверждает, что выплаты государственный пенсий начнутся на год раньше запланированной даты и что примерно 200 тыс. семей смогут увеличить детские пособия. Бизнесменов сторонники независимости пытаются привлечь на свою сторону обещаниями снижения налогов для того, чтобы дать толчок развитию шотландской экономики и привлечь инвестиции из-за рубежа.
Немаловажное место в их доводах занимает и обещание вывода ядерных подводных лодок с базы в Клайде.
Противники независимости спорят с националистами по всем пунктам. Они, к примеру, уверены, что шотландцы станут жить беднее, что в стране поднимутся цены на все, начиная от продуктов питания и заканчивая услугами. Они указывают, что шотландцы живут сейчас лучше англичан, потому что на среднего жителя Шотландии приходится на 1200 фунтов больше всевозможных выплат, чем на жителя Англии.
Шотландия лишится фунта стерлингов, на реке Туид появятся пограничные посты, которые сделают жителей усеченного королевства иностранцами.
Лондон в случае выхода Шотландии из Соединенного королевства тоже ждут большие потери. Все их представить сейчас крайне трудно, но главные: потеря нефтяных миллиардов, необходимость открытия новой базы для подводных лодок, которая будет стоить тоже миллиарды; и смена названия и флага, из которого исчезнет синий цвет, лежат на поверхности.
В Брюсселе к независимости Шотландии относятся отрицательно и не особенно скрывают это. Евросоюз уже предупредил Эдинбург, что, если Шотландия выйдет из Великобритании, то об автоматическом вступлении в ЕС и тем более вступлении в еврозону ей придется забыть.
Все процедурные вопросы она будет решать в общем порядке так же, как, например, те же Турция или Сербия. Европарламент готовится сделать официальное заявление по вопросу независимости Шотландии и возможности быстрого вступления в ЕС, на которое рассчитывают националисты, в марте или апреле.
С большой долей вероятности можно предположить, что ответ будет отрицательный.
Очень туманное будущее ждет и мечтающих о независимости гренландцев, строящих надежды на лучшее будущее без Дании на своих богатых полезных ископаемых. Экономисты считают, что эти надежды сильно преувеличены.
Таков главный вывод группы из 13 экспертов из скандинавских стран, созданных университетами Копенгагена и Нуука, административного центра Гренландии.
Гренландцам, утверждает датская газета Politiken, не выжить без субсидий Копенгагена, которые составляют сейчас 3,6 млрд. датских крон (655 млн. долларов), т.е. почти две трети бюджета автономной области Датского королевства.
Подняться на ноги и стать по-настоящему независимыми они смогут не раньше, чем лет через 25, и то при условии, что сумеют открыть 24 крупных шахты или карьера для добычи полезных ископаемых, каждая из которых стоит 5 млрд. крон. Очень большой проблемой будет нехватка рабочей силы, так как население Гренландии составляет всего 57 тыс. человек.
Конечно, к подобным исследованиям следует относиться с известной долей скептицизма или хотя бы доверять им полностью независимым экспертам. Очевидно, этой точки зрения придерживается и гренландский премьер-министр Алека Хаммонд, которая в ответ на просьбу журналистов прокомментировать результаты исследования, заявила, что по-прежнему мечтает, чтобы Гренландия обрела независимость еще при ее жизни.
Гренландия обладает широкой автономией и имеет свой парламент и правительство, а также сама распоряжается своими богатейшими природными ресурсами.
Особый интерес представляют крупные месторождения редкоземельных металлов. По оценкам геологов, крупнейший на планете остров может иметь 9,16% их мировых запасов. Кроме них, в Гренландии есть большие запасы углеводородов, алмазов, золота, металлических руд и т.д.
Дания провозгласила Гренландию своей колонией в 1776 году. И хотя через два столетия, в 1979 г., Нуук получил внутреннюю автономию, главой острова остается датская королева Маргрет II. В ноябре 2008 года 76% гренландцев проголосовали за самоуправление. 22 мая закон о полном самоуправлении Гренландии был утвержден датским парламентом. Сейчас под юрисдикцией гренландцев находятся суды, полиция и береговая охрана.
Копенгаген сохранил контроль над обороной, внешней политикой и валютными операциями. Только теперь датчанам необходимо советоваться с гренландцами при принятии решений, которые будут затрагивать и их остров. По новому соглашению между Копенгагеном и Нууком, первые 75 млн. крон, заработанные гренландцами, должны идти в бюджет острова, а все, что превышает эту сумму, будет делиться с Данией пополам.
За сентябрьским референдумом в Шотландии будут очень внимательно следить на другом конце Европы, в испанской Каталонии. Каталонцы мечтают о независимости от Мадрида не меньше, чем шотландцы – от Лондона. Они свой референдум о независимости намерены провести 9 ноября этого года.
Жителям Каталонии предстоит ответить на два вопроса: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Если хотите, то хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством?».
Отличие шотландского референдума от каталонского не только в дате, но и в том, что Лондон против референдума не возражает, а Мадрид категорически против.
В Мадрид после голосования в каталонском парламенте в середине января было отправлено требование разрешить проведение референдума, но предугадать ответ правительства Мариано Рахоя нетрудно. Так же, как раньше, оно ответит, что проведение референдума о выходе из состава королевства противоречит конституции страны 1978 года.
Многие в Каталонии считают, что Мадрид грабит регион, отдавая в виде субсидий намного меньше, чем забирает налогов. Президент регионального правительства Артур Мас резко критикует федеральное правительство за несправедливое распределение ресурсов и надеется, что независимость поможет достичь Каталонии, которая сейчас, между прочим, имеет самый высокий среди регионов долг, невиданного процветания.
Сторонники независимости намерены отделиться от Испании, но хотят при этом остаться в Евросоюзе и сохранить в качестве валюты евро. Однако президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу подтвердил на проходившем в Кадисе в самом конце 2012 года Иберо-Американском саммите, что каталонцам придется вступать в ЕС на тех же правах, что и всем остальным – то есть долго и нудно.
При этом Испания наверняка блокирует ее вступление. Такая же ситуация, судя по всему, и с членством Каталонии в ООН и НАТО. Между тем, опросы показывают, что численность каталонцев, выступающих за отделение, упадет до 37%, если при этом им придется покинуть ЕС.
Еще одним немаловажным препятствием на пути независимости может стать экономика. Артур Мас много говорит о самодостаточности каталонской экономики, которая дает 19% ВВП Испании. Однако немало крупных компаний уже заявили, что в случае объявления независимости уйдут из региона.
Во-первых, крупному бизнесу не нужны дестабилизирующие перемены, без которых при отделении не обойтись; а во-вторых, бизнесмены предпочитают расширяться, а не сокращаться. При отделении же их ждет не первое, а второе.
Президент крупнейшего испанского издательства Planeta Хосе Мануэль Лара Бош уже предупредил, что, если Каталония станет независимым государством, то он переведет штаб-квартиру из Барселоны в другой город. Похожие настроения царят и в руководстве многих других крупных компаний.
Не стоит забывать и то, каким титаническим трудом является создание государственных институтов. В Каталонии есть своя полиция, но у нее нет Центробанка, дипломатической службы и бесчисленного множества других управлений, департаментов и агентств.
Мадрид, конечно, приложит все силы, чтобы не допустить отделения Каталонии. Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Маргальо назвал референдум «юридическим переворотом», а его коллега по кабинету, министр юстиции Альберто Руис-Галлардон, считает, что отделение Каталонии будет означать конец Испании как государства.
Дело в том, что за ней в скором будущем наверняка последует Страна басков, в парламенте которой сепаратистам принадлежит две трети мест.
Не все дороги ведут в Рим
Большинство жителей Южного Тироля, автономного региона на севере Италии, не хотят больше содержать бедный и коррумпированный юг. Понять жителей этой итальянской области, захваченной Римом у Австрии после Первой мировой войны, нетрудно. Уровень безработицы в ней составляет 4% и является самым низким во всей Европе.
Системы социальной защиты и здравоохранения считаются эталоном не только в Италии, но и высоко ценятся на всем континенте. Тирольцы гордятся одним из самых высоких уровней жизни в Старом Свете. Южный Тироль ежегодно посещают св. 5 млн. туристов, тирольские электростанции дают энергию почти всему северу Италии.
Сейчас тирольцы не без оснований опасаются потери привилегий и субсидий, положенных им по соглашению об автономии 1972 года. Они явно не хотят жить так же, как остальные итальянцы. Особенно на юге полуострова.
Страсти по свободе умело разжигают националистические партии, имеющие в провинциальном парламенте больше 20% мест. Антиитальянские настроения в Южном Тироле разгорелись с новой силой после того, как правительство Марио Монти начало проводить программу жесткой экономии и сокращения расходов.
Рим потребовал, чтобы Южный Тироль сократил расходы почти на 1 млрд. евро несмотря на то, что это требование противоречит соглашению, в котором говорится, что 90% собранных в провинции налогов должны возвращаться в виде субсидий. Трудные переговоры о разделении доходов сейчас идут с правительством Энрико Летты, который в вопросе отношений с регионами повторяет политику предшественника.